Задумывались ли вы когда-нибудь, есть ли в играх расизм? Не сюжетный, как в книгах или фильмах, а настоящий, рациональный. Который бы принимался и поддерживался самим игроком.
Я осмелюсь утверждать, что есть. Но дурного в этом не вижу ровным счетом ничего.
И сейчас постараюсь объяснить, почему.
Чем игры отличаются от литературы и кино? В первую очередь – вовлеченностью в происходящее. Мы больше не зрители, безмолвно поглощающие приготовленное режиссером блюдо.
Мы – действующие лица, принимающие решения и пожинающие их плоды. Игрок волен быть героем или злодеем, храбрецом или трусом, убежденным ксенофилом или – да, — расистом. Осознанно. По-настоящему.
Это, впрочем, не значит, что приемы того же кино здесь не применяются.
Когда какой-нибудь Си Джей живет в черном гетто и ему не дают прохода полицейские от того, что друзья зовут его «нигга», а он их — «хоуми», это не настоящее проявление расизма в игре. Потому что игрок здесь вообще ни при чем. Он может как сопереживать незадачливому гангстеру, так и смотреть в монитор через прорези белого колпака. Его здесь вообще не спрашивают. Это — уровень наблюдателя.
GTA: San Andreas вызвала немало разговоров о расизме. Который там не сильно отличается о такового в, скажем, «Не грози Южному централу»
Именно поэтому мы обходим вниманием громкие скандалы, сопровождавшие расстрел толпы африканских зомби в Resident Evil 5 или явление чернокожих стражей рейха в недавней Battlefield. Это – тенденции культуры как таковой, в равной степени присущие всем видам искусства. Отличительная же черта игр – деятельное участие игрока в происходящем, передача ему штурвала выбора. И именно здесь возникают очень интересные и, местами, скользкие вопросы.
Расизм в наши дни — идеология не самая популярная. Прошли те времена, когда белые господа рассекали по миру на дымящих пароходах и покоряли не знающих ипотечного кредитования аборигенов. Сейчас мы уяснили, что развитие каждого отдельного человека – больше вопрос воспитания и культурной среды, нежели происхождения. Что потомки неистовых африканцев запросто впишутся в круг наследников Ньютона и Вольтера, а дикие азиаты строили огромные каменные города уже в те годы, когда предки чопорных джентльменов по утрам сморкались в одну миску и натягивали одежду из звериных шкур.
Игроки не перестают удивляться: как же кайзер проиграл войну, с таким-то количеством африканских дивизий?
Но при этом расы действительно отличаются. Некоторыми химическими реакциями организма, генетическим кодом, внешностью, наконец. Кто-то лучше переносит жару, кто-то – холод, другие прекрасно чувствуют себя на высоте горных вершин. Различий уже немало, а ведь они могут быть и более заметными! Тогда, конечно, возникнет вопрос: это еще расы или уже разные виды? Но то, по большому счету, не важно. Расизм от… эм, видизма отличаться будет не сильно.
Для нас это звучит странно – в самом деле, не ровнять же с расизмом бесправие, скажем, коров. Ну едят их, и пусть едят. Сами виноваты, надо было первыми алфавит выдумывать. Но в вымышленных мирах, по которым обычно и делаются видеоигры, картина может быть другой. Чем, скажите на милость, «эльфов в резервацию!» существенно отличается от «евреев в гетто»? И проблема, на самом деле, ближе, чем может показаться.
Дело в том, что значительную часть своей истории Homo Sapiens… не был единственным разумным видом. Он жил в одном мире с неандертальцами, «денисовцами», «флоресскими людьми», которых даже прозвали «хоббитами». И виды эти контактировали, давали общее потомство, боролись за место под солнцем – или, хотя бы, не в самой тени. Кончилось, правда, тем, что наши предки всех довольно быстро или съели, или вытеснили, или ассимилировали. Что уже тонко намекает на правдоподобность сосуществования гномов, хоббитов и эльфов в рамках одного сеттинга.
Параллельно сущестовавшие виды древних людей. Чем, собственно, не фентезийное разнообразие?
Но ведь сосуществуют. Значит, зачем-то это нужно.
В компьютерных играх, как ни крути, все описывается цифрами. Каждая характеристика, каждый параметр должны иметь числовой показатель. Особенно это важно для RPG, где от таких чисел напрямую зависит, каким выйдет персонаж. И нередко базовые их значения определяются… расами.
В серии игр The Elder Scrolls, например, бретонцы традиционно имеют склонность к магии, босмеры – к ловкости, норды… да боже мой, перед кем я тут кокетничаю? Всем и так понятно, с кем в первую очередь ассоциируется слово «расизм»! Так вот, без обиняков: местные негры-редгарды выносливы. Кто-то умен, кто-то красив, а эти ребята могут долго бегать, не уставая. Черта, несомненно, полезная, только вряд ли особенно лестная. А учитывая, что редгарды обладают еще и самыми низкими показателями воли и интеллекта, я бы, на месте представителя народа-прототипа, оскорбился. Наверное. Расстроился бы — наверняка.
Интеллект 30, сила — 60. Morrowind был весьма категоричен.
Но ладно, в одиночной игре за того, кто вам не приглянулся, вы просто не станете играть. Только у тех же «Древних свитков» есть и онлайновое воплощение. И в нем популярность различных рас далеко не равнозначна: многие хотят играть за альтмеров и бретонцев, в почете имперцы, но мало находится желающих примерить зеленую орочью шкуру. А каково приходится игрокам, когда их не берут в рейд из-за сомнительных расовых бонусов, или держат в резерве в гильдии, ссылаясь на не лучшее сочетание характеристик? Так и вижу орочье общественное движение “Зеленые пантеры”.
И понятно, что стоит за этим желание сделать мир интереснее и разнообразней. А чтобы не изобретать велосипед, игровым расам подбирают вполне очевидные прототипы. Это удобнее и нам — ведь, услышав, что норды живут на севере и плавают на ладьях с широкими парусами, мы дорисовываем этот образ укоренившимися в сознании стереотипами. И, что примечательно, обычно не ошибаемся. Только вот что, если эти стереотипы окажутся для кого-то оскорбительными?
Если с вашей культурой все в порядке, поводов для гнева быть не должно. Меня, во всяком случае, ничуть не смущали потешные русские в Grand Theft Auto 4. Те самые, которые бы первый титановый шарик сломали, а второй потеряли — да им, с такими рожами, и одного не выдали. Помните великолепное «Зачем жрать картошку, если есть капуста»? Клюква как клюква, от нас не убудет. Ну а что, если от вашей культуры только и осталось, что воспоминание, которое жадные до колорита разработчики так и стремятся превратить в карикатуру?
В подобном упрекали другого исполина MMO – World of Warcraft. Тролли там – явная отсылка к аборигенам Карибского бассейна. Причем отсылка, как принято у Blizzard, весьма глумливая – сдобренная иронией и шутками-прибаутками. Игрокам даже предлагается сходить рейдом на город заброшенных пирамид и одолеть местного Кетцалькоатля – между прочим, верховное божество ацтеков.
Кто же не ходил в свое время на старину Хаккара? Ну, хотя бы посмотреть.
Просто представьте, как бы восприняла общественность рейдового босса Иисуса – созданного по всем правилам, с тремя фазами, — отца, сына и святого духа, а также с неожиданным воскрешением в конце? Сходили бы вы на такого босса? Вот как-то так должны себя чувствовать и потомки центральноамериканских индейцев. Встречая яркую экзотику в игровых мирах, мы порой забываем, что для кого-то это может быть живая история.
World of Warcraft также предлагал довольно интересную концепцию: от выбора расы там зависело, какие классы будут доступны игроку. Друидами, например, могли стать только ночные эльфы и таурены – Элуна решительно обделяла своей милостью всех остальных. В паладины и вовсе долгое время принимали исключительно людей да гномов – что вызывало острую зависть у ордынцев, лишенных радости «бабла» и печатей до выхода дополнения The Burning Crusade. Сейчас разработчики перешли к принципу равных возможностей — и, на мой взгляд, напрасно, – мир при этом здорово потерял в самобытности и внутренней логике.
Верните расовую дискриминацию!
Где недостатка в дискриминации нет, так это в мире «Ведьмака». Оставим в стороне «Дикую охоту» (как будто, вы что-то про нее не знаете), первые две части порадуют вашего внутреннего расиста несоизмеримо больше. Главный сюжетный выбор там – не «рыженькая или темненькая», как в финале трилогии, а то, к кому ведьмак присоединится – к обезумевшим расистам… или к обезумевшим расистам. Можно, конечно, попробовать остаться в стороне, но бить тогда бить и те, и другие. Никто не любит д’Артаньянов в белых пальто.
Поэтому, так или иначе, выбирать придется, и правильного ответа здесь нет. На одной стороне – одерживающие верх люди, стирающие все чуждое, непонятное и остроухое с лица земли. На другой – их предшественники в этом древнем занятии эльфы, действующие в лучших традициях турецких башибузуков.
Эльфы и люди в «Ведьмаке» поистине стоят друг друга.
За кем правда? Этот вопрос задается игроку. И от ответа зависит не только цвет концовки и круг собутыльников Геральта, но и путь, по которому он пройдет к финалу. Что означает появление целых сюжетных веток и дополнительных локаций, которые в ином случае окажутся сокрыты от наших глаз. В «Убийцах королей» это будет едва ли не половина игры! Поддержать верховенство людей или встать под знамена жестокого возмездия нелюдей? Решать только вам.
Мир польского фэнтези во многом вдохновлен живыми примерами – это и извечный вопрос европейских евреев, и геноцид кельтского населения Британии, и даже резервации американских индейцев. Своеобразная метафора расизма реального мира. Только вот прямое отражение этой самой реальности мы в видеоиграх увидим едва ли. Слишком уж эта тема болезненная, а местами – все еще актуальная. Дай игроку возможность линчевать негров или вступать в ряды исламских террористов – и поднимутся на священный бой легионы «оскорбленных». На этот раз – в жирных кавычках. Потому расизм в играх и проявляется в отношении формы ушей, а не цвета кожи или ширины глаз. Эльфы, по крайней мере, не поднимут вой в интернете.
Но вообще, истреблять недругов по одному, да еще и своими руками – как-то мелочно. Несолидно. Засмеют-с. Действовать надо масштабно и на опережение, убивая их, когда они еще маленькие. Желательно – до рождения. Примерно так, как поступили с расой кроганов в серии игр Mass Effect. Генетический вирус, зашкаливающая смертность эмбрионов, — все это мы видели и слышали. Важно другое – такую мягкую, но не менее ультимативную форму геноцида игрок волен прекратить или поддержать.
Причем, обратите внимание – выглядит это не грязно и не жестоко. Уже родившихся кроганов это не коснется, убивать никого не нужно. То есть выехать из ситуации можно на белой «Нормандии» и в сверкающем скафандре. Но – осуществив самый настоящий геноцид. Стерев целую расу с лица галактики – пускай и в будущем, не особо отдаленном.
Редкий случай, когда над необходимостью геноцида игроку дают поразмышлять вполне всерьез.
И вы знаете – мой Шепард, парагон настолько, что у него исповедовался сам папа Римский, до последнего намеревался генофаг сохранить. Непросто питать теплые чувства к соседям, для которых перманентный постапокалипсис – благоприятнейшая среда, а прожитый без убийства день – пустая трата времени. И, не проснись невовремя совесть у одного ученого, сгинули бы кроганы аки обры. Сколько бы там яичек у них не было.
Но все это – явления внешние, навязанные разработчиками. Игрок в них не выступает деятельным участником. Как, скажем, в стратегиях.
Вот в симуляторе космического государствостроительства Stellaris расовая политика образует целый пласт игры. Рано или поздно ваша империя потеряет свою однородность. В виде эмигрантов, вассалов или покоренных народов в нее начнут проникать самые подозрительные иностранцы – от милых галактических лисичек до щелкающих челюстями разумных тараканов.
Рабство, геноцид, ограничение в правах… Stellaris — находка для тирана!
Такие меньшинства опасны сами по себе – сбиваясь в кучи, они формируют антиправительственные партии, саботируют промышленность, продвигают сепаратизм. Помидорами некачественными торгуют… А характеристики у них прописаны не хуже, чем в ролевой игре. И если вы цените, например, научные бонусы вашей расы, позволяющие смотреть на соседей как на непокорных зулусов, то пускай сильные, но туповатые ксеносы вам определенно не придутся по вкусу. Особенно если при этом начнут плодиться как… тараканы, заполняя полезные ячейки граждан.
И вы, исходя из исключительно игровой логики, расставляете приоритеты.
Одна раса становится предпочтительной (вам же нужны лидеры с нужными бонусами и лояльное население?), уделом другой вы стараетесь оставить воинское ремесло и работу на горных рудниках, третьих вы готовы видеть исключительно в галактической Красной книге. И если вам повезло оказаться главой авторитарного режима, набор инструментов позволит накопить злодеяний на собственный Нюрнберг. Нежелательные элементы можно ограничивать в правах, запрещать им размножаться, обращать в рабство, бесхитростно истреблять, а то и пускать на консервы для прокорма колоний.
То есть игра на уровне механики предлагает учинять апартеид и геноцид по причине того… что вас не устраивает один из подчиненных вам народов. Это ли не расизм в его чистом, исконном проявлении? Особенно примечателен тот факт, что такая политика действительно оправдана и полезна. А в ряде случаев единственно разумна – ну что поделать, если в империи гуманистов и ксенофилов оказалась группа агрессивных забияк? Вздохнуть и признать их негражданами. Не право же голоса выдавать?
В другой стратегии от тех же Paradox,Crusader Kings II, посвященной вполне реальному Средневековью, расовых проблем тоже хватает – несмотря на то, что разумный вид, по понятным причинам, только один. Казалось бы, игра целиком посвящена человеческому ресурсу – от навыков ваших придворных, министров и вассалов зависят мощь и процветание государства. И меритократия, то есть власть достойнейших, — прямой путь к успеху. Только вот чужаку, предлагающему свои услуги, вы, вероятно, откажете. Он же, наверняка, иноверец, еще разнесет миазмы манихейства среди подданных. Да и мужики возропщут – как это, поручил какому-то еврейчику казной управлять, когда здесь свои умельцы третий век один «доширак» хлебают.
Уж с чем, а с этническим разнообразием в Crusader Kings II все в порядке
Да и кто этих иностранцев, на самом деле, знает? Симпатия к своим прописана у них (как, впрочем, и у всех) на базовом уровне, и на деяния соплеменников они могут прикрывать глаза. Назначишь сына саванн мастером над шпионами – не удивляйся, когда негритянское лобби заложит однажды под твою карету навозную бомбу. Так что, пускай будут свои. Даже если природа на них не просто отдохнула, но ушла в отпуск с последующим увольнением.
Опять ксенофобия находит разумное обоснование.
И, в общем-то, в реальности все так же. Расизм – это не ненависть. Это всего лишь убежденность в существенном различии людей по признаку расы. Южноамериканские плантаторы не считали, что негры должны страдать – они совершенно искренне полагали, что те просто не смогут обходиться без опеки заботливого господина. Исследователи тропических островов с интересом изучали диких папуасов, поражаясь, насколько же те превосходят даже умнейших из обезьян. И что было бы, доживи один из наших кузенов по эволюционному древу до сегодняшнего дня? Уравняли бы мы его в правах с человеком, или взяли бы на попечение, как неразумного ребенка?
Видеоигра в первую очередь должна быть интересной. А интерес может подкрепляться как разнообразием — стратегий, стилей и культур, так и художественной драматичностью, основанной на близких нашему миру проблемах. Так уж вышло, что расовое деление работает на благо и одного, и другого.
Не спроста в MMO сейчас царит такой интернационал, что слезы зависти просачиваются даже из закрытого на ремонт Мавзолея.
Поэтому разработчики допускают внутриигровые конфликты, моральные и стратегические дилеммы. А так же ставят перед нами вопросы, на которые в реальной жизни ответить мы можем лишь гипотетически. И что в этом дурного, если все, что происходит в игре, в игре и остается?
Ведь видеоигры, будучи отражением реальности, здесь отличаются лишь тем, что преподносят расовые различия прямо и наглядно. Ну и еще тем, что ни одного стратега-ксенофоба не осудили на Гаагском трибунале. Пока.
А я вновь благодарю за помощь ребят с канала TVG.
Без их содействия видео готовилось бы еще на месяц дольше :)
Лучшие комментарии
Да, сходил бы. Особенно если я в него не верю. Но в любом случае посмеялся бы.
А вообще не понимаю чего такого страшного в шутке надо каким-то старым богом, особенно если последние последователи этого культа давным давно мертвы, а сам культ был донельзя кровавым. И вообще некоторых людей может оскорбить что угодно. Что теперь, нельзя шутить?
Забавно. Я играл в вов и меня часто не брали в рэйды из-за не того класса. Это тоже расизм? Не брали, если не было ачивки с босса. Если не было топ шмота, падающего в этом рэйде. Расизм? Хотя и с настоящим расизмом в игре сталкивался — часто не брали англоязычных игроков. Англоязычные часто не берут русских.
И весь этот «расизм» был частично оправдан — дисбаланс классов, потенциальная криворукость игроков без голосового чата, или не доказавших, что они смогли убить босса.
Если инвалида не берут работать грузчиком, это тоже расизм? И ведь орков в вашем примере не брали не потому, что они орки, а потому, что у них реально мало статов. Если бы их не брали реально за цвет кожи — вот это был бы расизм.
А Александр Медчук такой себе монтажёр и подборщик музыки :3 Ладно, шутки-шутками, но видео на твоём личном канале выглядят и звучат куда более гармонично, выдерживая при этом необходимую атмосферу. Что в принципе логично. Распределяя таким образом обязанности и вклиниваясь в чужие рамки оба участника вряд ли покажут себя с лучшей стороны.
Я бы нормально воспринял. И сходил бы. Воскрешение босса делает миссию сложнее — а, значит, и интереснее.
Но представляю, как восприняла бы в основном верующая общественность. Это были бы истерики…
Кстати, забавный пример можно привести еще в КОТОРе. В первой части точно помню несколько моментов — безумный старикан-расист на Тарисе, который настраивал прохожих против инопланетян, дети, которые гнобили проходящего инопланетянина. И даже своим персонажем можно было либо спасти беднягу от травли, либо поддержать ее. Самому можно было высказывать расистские идеи. Но это, скажем так, не воспринималось строго отрицательно. Это была часть мира, внутренние проблемы.
Причины здесь играют роль далеко не первого плана, и причины идеологические ведь тоже основывались на вещах весьма физиологических, а стереотипы имели вполне рациональные предпосылки.
А уж если включить сюда все то, что под расизмом понимается левыми активистами в США, подойдет любая этническая дифференциация. Но так далеко я уже не заходил :/
На мой взгляд сравнение не совсем корректно. Иисус — не боец. Логичнее было бы сравнить с ангелами — там у них целое воинство. Скажем босс — Архангел Михаил или Гавриил.
Что касается «расизма» в играх, то мне ничего особо не запомнилось. Хотя была игра Shadow the Hedgehog (да, спиноф игр про Соника, только глав.герой — ёж Шэдоу). Сюжет там нелинейный и можно выполнять миссии за людей, либо расу пришельцев Black Arms. Причём в роликах их просто называют Black Aliens, то есть чёрные пришельцы. И я уже после того, как прошёл её узнал, что по этому поводу даже скандал был небольшой (ну там правда ещё добавилась миссия, где нужно было помогать Black Arms взорвать несколько бомб в городе — а это уже теракт).
Ну да, не точно выразился :)
Хорошая шутка, я посмеялся.
А эта шутка ещё смешнее, ты не думал стать комиком?
Последствия рабовладения и расовых предрассудков в Америке, которые породили весьма серьёзные проблемы для чернокожих. Ибо, с большой вероятностью, родившись чернокожим в США, новорождённый обнаружит себя в БЕДНОЙ семье, которая не может себе позволить образование в нормальной школе для чада, в БЕДНОМ районе города, называемыми чернокожими гетто, где уже несколько поколений буквально выживает любым возможным способом, в основном, грабежом, где нет нормальных школ, где нет нихрена нормального. Как тут не стать преступником в такой экономической ситуации?
И кстати да, в том же Нью-Йорке есть районы, где белым появляться не рекомендуется.
Развитым странам невыгодна развитая Африка, если чё.