8 августа 2017 8.08.17 11 4436

Не хайпом едины. Игры, прожившие дольше, чем предполагали их создатели.

+33

Новинки льются на геймеров нескончаемым потоком. Каждая стремится привлечь к себе внимание, а издатели тратят миллионы на их продвижение. Но как долго способна оставаться на плаву игра после релиза не знают даже разработчики. А ведь некоторые творения не просто пережили своих создателей, а выжили вопреки всему.

Starcraft

Практически каждая игра от компании Blizzard за последние четверть века становилась хитом, но в случае со StarCraft этого слова явно недостаточно. Игра была анонсирована на E3 1996 года и поначалу ассоциировалась у публики с серией Warcraft, две части которой уже вышли на тот момент. Даже название игры, казалось, намекало, что это те же орки только в космосе.

К счастью, всё оказалось интересней. Разработчики отошли от фэнтези к жанру научной фантастики. События игры происходят в 25-м веке нашей эры в одном далёком секторе Млечного Пути, где бок о бок существуют древние и таинственные протоссы, насекомоподобные зерги и, конечно, люди, именуемые тут терранами. Эти расы максимально непохожи друг на друга, как в культурном, так и в игровом плане на чём и строится вся игра.

Сюжету в StarCraft, особенно по меркам стратегий, уделено до неприличия много времени. Тут даже нашлось место для любовной линии наравне с рассказом о гражданской войне между терранами, борьбой со Сверхразумом зергов и сражениями на родной планете протоссов Айуре. Пересказывать весь обширный лор игры занятие долгое и бессмысленное. Достаточно сказать, что он запомнился игрокам и появление знакомых персонажей на экране во время показа второй части в 2007 году они встречали бурными овациями.

Но не хороший сюжет держал пользователей в плену до этого анонса. Игровая механика, оказалась прекрасно заточена под мультиплеер. Относительно простая экономическая система и разнообразие военных юнитов и зданий полюбились игрокам по всему миру. К тому же, набор юнитов, зданий, сильных и слабых сторон у каждой расы отличался настолько, что за каждую надо было практически заново учиться играть.

Популярность StarCraft и её дополненияBrood War росла очень быстро. За пару лет игра оформилась как первая киберспортивная дисциплина. Особую популярность приобрела игра в Южной Корее, где стала национальным видом спорта. Лучшие игроки становились медиа-звёздами со своими фан-клубами, в стране работало три кабельных канала, транслировавших StarCraft 24 часа в сутки, а турниры собирали полные стадионы зрителей. Корейский игрок Boxer стал первым в истории киберспортсменом долларовым миллионером, а его фан-клуб насчитывал 600 тысяч человек.

Одним из первых крупных соревнований в 2000 году стал турнир World Cyber Game Challenge в корейском городе Йонъин. Кстати, в жанре стратегий пару Starcraft составила Age of Empires II. Только вот средневековая стратегия спустя пару лет покинула турнир, а StarCraft являлся официальной дисциплиной вплоть до выхода продолжения в 2010 году.

Популярность игры в Корее сыграла с ней злую шутку. Каждый год победу стабильно одерживал кореец, а иногда представители этой страны занимали и весь пьедестал. Похожая ситуация была и на других крупных международных турнирах. В результате игровое сообщество разделилось на Корею и “Остальной мир”

С релизом сиквела поддержка оригинальной игры прекратилась. StarCraft 2 удержала высокую планку качества и затмила собой предшественницу. Однако многие остались верны первой части. Уже без участия Blizzard в ней продолжают проходить турниры, есть свои звёзды, свои спонсоры и своя пресса. И, конечно, все помнят, что Флэш просто суший макро терран…

В 2016 году корейский аналог Твитча Afreeca.tv запустил первую за долгое время профессиональную лигу по Starcraft с общим призовым фондом в 17 тысяч долларов. Этим летом завершился третий сезон лиги, её призовой фонд по сравнению с прошлым годом почти удвоился и составил 32 тысячи.

Вообще сейчас StarCraft переживает бурный подъём. В игру стали возвращаться старые игроки, приходят спонсоры, планируется открытие еще одной лиги. Во многом такой рост внимания к игре вызван релизом её HD-переиздания, на которое у Blizzard судя по всему есть планы. Недавно они открыли вакансию киберспортивного менеджера по игре, а в пиар кампании переиздания рассказали о более современном ладдере и возможностях сетевой игры.

Насколько триумфальным окажется возвращение игры покажет время. Пока что остаётся только наблюдать за корейской сценой и надеяться, что там найдется место людям, которые смотрят на мир широко открытыми глазами и киберспорт по StarCraft не замкнётся внутри одной страны.

Age of Empires 2

Историческая RTS Age of Empires II вышла в 1999 году. По своей структуре она являлась классическим представителем жанра, балансируя между экономическим развитием с одной стороны и боевыми действиями с другой.

Оригинальная игра вместе с дополнениемThe Conquerors(2000) предлагала девять кампаний. Сюжет каждой из них закручивался вокруг какого-либо национального героя, прославившего себя и свою страну на полях сражений. Так пользователи могли лично поучаствовать в столетней войне с Жанной д’Арк, покорить Азию с Чингисханом и приобщиться к другим историческим событиям средневековой Европы, Азии, а в последствии и Нового Света.

Обычная игра с ботами тоже была способна развлечь рядового игрока. Восемнадцать наций, множество карт, почти десяток режимов и по-своему умные боты хорошо этому способствовали. Однако по-настоящему игра раскрывалась в мультиплеере. Новичка там, конечно, ждали только боль и страдания, но спустя пару десятков матчей сетевые баталии обретали иной смысл. Высокий темп игры, вариативность юнитов, случайно генерируемые карты, нации, каждая со своими сильными и слабыми сторонами и практически идеальный баланс создавали невероятную реиграбельность и давали отличный игровой опыт.

Почти сразу после релиза Age of Empires II заявила о себе как о киберспортивной дисциплине. При поддержке издателя, по ней стали проходить как командные, так и дуэльные турниры. Центром же сетевой жизни стратегии стал сайт Microsoft MS Zone и являлся им вплоть до закрытия в 2006 году.

AoE 2 стала флагманом жанра. Её клоны разного уровня и качества (Tzar, Empire Earth и др.) быстро заполонили рынок, а имя игры стало нарицательным для РТС в подобном сеттинге на многие годы. В 2005 году вышла третья номерная часть серии и внимание издателя полностью переключилось на продвижение нового продукта, а официальная поддержка предыдущей игры прекратилась.

На долгие семь лет стратегия ушла в фанатское подполье. Может в Age of Empires II и стали играть меньше, но любить меньше не стали точно. Пользовательские патчи, международные турниры на десятки тысяч долларов и даже фанатские дополнения с новыми нациями и собственная независимая игровая площадка под названием Voobly стали результатом независимой жизни игры.

Наверное, не в последнюю очередь благодаря такой активности игроков, в 2013 году в стиме вышла Age of Empires II: HD Edition. Ответственными за разработку стали Hidden Path Entertainment, разрабатывавшие до этого Counter-Strike:Global Offensice и команда фанатов Age of Empires 2, ранее выпустившая к оригинальной игре полноценное дополнение TheForgotten.

Не смотря на многочисленные проблемы с оптимизацией, локализацией и сетевым кодом, HD-переиздание получило восторженные отзывы пользователей и прессы. С момента выхода игры в стиме было продано более четырёх миллионов копий. По данным сервиса SteamSpy на текущий момент Age of Empires II крепко держится в топ-50 самых популярных игр Стима а по популярности в сервисе среди стратегий уступает лишь Civilization V и VI, а также Total War: Warhammer.

В отличие от многих других HD-ремейков, перевыпуск Age of Empires II не выглядел как насилование трупа и паразитирование на славном прошлом серии. Игра получила развитие в виде трёх масштабных DLC: The Forgotten (2013), The African Kingdoms(2015) и Rise of the Rajas(2016). В общей сложности в игру добавили 13 новых наций, больше десяти кампаний, множество новых юнитов, зданий, технологий и прочего контента. К тому же разработчики кропотливо вели работу над ошибками и вытравили из игры большинство багов. Даже те, что были в оригинальной игре.

Стоит отметить, что профессиональные игроки не спешили переходить в новую версию игры. До 2016 года все турниры по-прежнему проходили исключительно в оригинальном Age of Empires 2. В 2014 году прошло первое национальное первенство по игре, в котором участвовало 49 команд. В 2015 турнир War is Coming запомнился как самый кассовый в истории Age of Empires. Его призовой фонд составил 120 тысяч долларов.

Ситуация начала меняться с появлением команды Escape Gaming. Благодаря её стараниям в HD версии игры стали проходить ежемесячные турниры с участием лучших игроков Age of Empires. Некоторые из них впервые за долгое время спонсировались Microsoft. Весной и летом Escape Gaming провела первый сезон первой профессиональной лиги в HD переиздании.

Таким образом, лишившись официальной поддержки игра продолжила развиваться и пока умирать явно не собирается. А если вспомнить о недавнем анонсе HD-переиздания первой части серии, то явно будет развиваться.

Heroes of Might and Magic 3

Герои Меча и Магии 3 – это игра, о которой в России слышали если не все игроки, то уж точно многие. А мем “Астрологи объявили неделю …” регулярно встречается в интернете и в наши дни. Оригинальная пошаговая стратегия вышла в 1999 году и настолько успешно развивала идеи предыдущих, что по мнению многих до сих пор остаётся лучшей игрой серии. Вопреки другим играм списка в ней нет ни соревнований на реакцию, ни по-голливудски поставленного сюжета. Сила Героев кроется во внимании к деталям, тактических битвах и общей атмосфере игры.

Время в игре идёт по ходам. Один ход – один день. Дни складываются в недели, недели в месяцы, а месяцы в игровую партию. Опорой геймплея являются замки девяти игровых рас. В них можно нанимать героев, а каждый понедельник и армию, если перед этим построить в них нужные здания. За прочими ресурсами приходится отправляться на глобальную карту, плотно усыпанную зданиями, артефактами и вражескими отрядами. Захватывать рудники, расхищать гробницы и даже атаковать вражеские замки. Правда, для штурма хорошо укрепленного замка потребуется не только большая армия, но и сильный герой. Заниматься его прокачкой и сбором артефактов также важно, как и поиском ресурсов, ибо голозадый новобранец даже с целой ордой солдат может проиграть опытному бойцу с небольшим отрядом, но охапкой артефактов и вагоном заклинаний за пазухой, потому что чем круче герой, тем бОльшие преимущества получают войска под его началом.

События происходят в классическом фэнтезийном мире, где живёт множество непохожих друг на друга существ, магия хлещет через край и опасности поджидают на каждом шагу. Стоило помереть королю, как буквально из всех щелей на людское государство Эрафия полезли орды нечисти, мертвецов, демонов и прочей дряни. О трагических событиях последовавшей за этим войны и рассказывают кампании Героев.

Основная задача игрока как в одиночной игре, так и сетевой – развивать замки и персонажей. Геймплей Героев состоит из казалось бы простых действий, которые переплетаются и переходят из одного в другое. Приходится контролировать каждый замок и каждого героя. Следить за правильным распределением ресурсов и чтобы враг не захватил твой замок, пользуясь отсутствием в нём гарнизона. Ошибки в игре не всегда очевидны и их последствия проявляются гораздо позже.

Почти сразу после неудачного релиза Героев 4, в 2002 году компания-издатель 3DO Entertainment обанкротилась, утянув за собой и разработчиков из New World Computing. В итоге права на франшизу выкупила Ubisoft за 1,3 млн. долларов. С тех пор вышло еще три игры серии, но все они получили смешанные отзывы прессы и проигрывали в сравнении с третьей частью.

В 2015 году, незадолго до выхода седьмой части, Ubisoft выпустила HD переиздание третьих Героев. Однако выяснилось, что исходный код игры был утерян, а переиздание делалось на основе чуть ли не чернового кода, из-за чего в релизной версии не было ни одного дополнения, зато было много багов. В итоге официальный ремастер, по мнению многих, оказался хуже пользовательского HD-патча, который сделал один человек.

В разные годы разные команды фанатов пытались расширить оригинальных героев или же заточить их под мультиплеер, однако довести разработку до конца смог только автор HD-патча baratorch. Также до стадии тестирования дошло пользовательское расширение Horn of the Abyss (HotA). Дополнение расширяет игровой мир, добавляет новый замок на морскую тематику под названием Причал, улучшает графику оригинальной игры и вносит прочие незначительные изменения. Впрочем, когда выйдет финальная версия мода пока неизвестно.

В то же время HD-версия от Ubisoft за два года разошлась тиражом в 500 тысяч копий, но как и в случае с Age of Empires, старые игроки неохотно переходят в неё и остаются верны оригинальной версии. Активней всего игру приобретали пользователи из США(14% продаж) и России(13%). Больше всего активных игроков проживает в Польше. На втором месте снова игроки из России.

Судьба Героев в нашей стране вообще сложилась благополучно. Неспешный, почти медитативный геймплэй пришёлся по вкусу многим не только в одиночной игре, но и в мультиплеере, поэтому именно в России сложилось мощное сообщество, которое до сих пор является самым крупным в мире. Есть ежегодный LAN-турнир в Волгограде, иногда проходят соревнования и в других городах. Онлайн же турниры организуются постоянно и находят своих благодарных зрителей.

Возможно, своей популярностью Герои обязаны их издателю в России – компании Buka. Так как в игре есть огромное количество текстов как сюжетных, так и описывающих какие-либо игровые события, то полная локализация игры могла сыграть свою роль в распространении игры.

Судьба третьих Героев сейчас полностью зависит от их фанатов, ибо ни компания-правообладатель, ни сторонние организации не спешат развивать игру. Слишком уж сильно она выходит за рамки современного понятия о мультиплеере. В тоже время Герои 3 ещё долго смогут привлекать к себе внимание по всему миру своей атмосферой и самобытным геймплеем.

Warcraft 3

В завершающей части фэнтези-трилогии Blizzard вновь должна была удержать планку качества и даже превзойти её и ей это удалось. Warcraft 3, вышедшая в 2002 году стала первой стратегией, где на смену рисованной графике пришло 3D, а вместо массовых баталий игроков ждали прокачка героев и миркоконтроль.

Если сценарий первой части мог уместиться на одном печатном листе, то последняя развернулась на полную. Как оригинальные кампании, так и кампании из DLC The Frozen Throne представили на суд общественности пёструю массу противоборствующих персонажей, принадлежащих к четырём игровым расам: людям, оркам, тёмным эльфам и нежити. Заложенные между ними конфликты в дальнейшем раскрывались в легендарной MMO World of Warcraft.

Поначалу разработчики даже хотели отказаться от жанра RTS и причисляли игру к новому жанру Role Platy Strategy (RPS), от которого позже отказались. Однако, то что героям в игре уделялось особое внимание было очевидно. Их можно было прокачивать, обучать и снаряжать в лавках. По сюжету некоторые из них переходили из миссии в миссию, сохраняя свои характеристики. К тому же, число обычных юнитов, которых игрок мог иметь одновременно уменьшилось и даже самая крупная армия редко насчитывала больше 30 солдат.

Warcraft 3 быстро стала одной из главных киберспортивных дисциплин того времени. Особую популярность, как и StarCraft, она приобрела в Южной Корее, вновь повторялась история с тотальным доминирование по всем фронтам, но в этот раз не таким очевидным. Конкуренцию корейцам смогли навязать игроки из Китая. Западные игроки по числу призовых мест следовали за ними с большим отставанием. Кстати, Россия и Украина входят в топ-10 стран с самыми сильными игроками по данным сайта esportsearnings.com.

После выхода StarCraft II в 2010 году начался постепенный закат WarCraft 3 на международной арене. Число крупных турниров по игре стабильно снижается. Тем не менее, благодаря своей популярности она носила звание основной киберспортивной дисциплины не крупных турнирах еще несколько лет. До 2013 года соревнования по ней проходили на уже знакомой нам World Cyber Game Challenge. А сайт ZOTAC провёл последний, 322-й турнир по игре в 2014 году. Не смотря на это в 2014 и 2015 годах в рамках китайской World Cyber Arena прошли турниры с самыми крупными призовыми фондами в 100 тысяч долларов.

Сообщество Warcraft 3 насчитывает десятки тысяч человек. Игры по сети проходят не только в официальном клиенте от Blizzard — Battle.net, но и на разных сторонних площадках вроде Garen’ы или игроки создают свои собственные площадки вроде Warcis и Onligamez. Позиции Warcraft 3 особенно сильны в Китае. Поднебесная стала для игры своего рода столицей, где проходят основные и самые денежные турниры.

Отдельно стоит отметить инструмент для создания собственных карт World Editor, к которому получили доступ игроки. Среди множества различных режимов и форматов, которые были созданы за это время, первой вспоминается, конечно, DotA, стоявшая у истоков модного в наши дни жанра MOBA… Похожие на неё карты были еще в StarCraft, но вид, близкий к современному, она приобрела в 2003 году.

DotA – это лишь вершина айсберга. В игре существуют карты в жанре RPG, Survival, Strategy и многих других, более экзотичных. Существуют даже машинимы, снятые на движке игры.

Разработчики карт углублялись всё глубже в дебри кода и языка JASS, на котором делаются карты и однажды в 2009 году открыли способ получать доступ к любой части памяти компьютера через игру. Этот способ назвали Return Bug. В теории он расширял возможности создателей карт. В то же время с помощью Return Bug’a можно было внедрять в карты вирусы и вредоносное ПО, поэтому Blizzard выпустила патч, который исправил баг. Интересно, что история повторилась в 2016 году, когда был открыт баг Memory Hack, но и его исправили.

В декабре прошлого года Blizzard возобновила поддержку Warcraft 3 и стабильно выпускает для неё патчи. На этом фоне с новой силой поползли слухи о ремейки игры. Масло в огонь подливает и ремастер Starcraft. Вот только в Warcraft 3 до сих пор играют тысячи людей по всему миру и стоит ли менять хорошее на новое вопрос открытый.

Итог

Не существует универсального рецепта для успеха и долголетия игры. Некоторые забываются моментально, а некоторые переходят из поколения в поколение и предсказать это не в силах даже их авторы. Очевидно одно – каким бы ни был шум вокруг игры на старте, вовсе не он позволяет ей жить долгие годы.

P.S.

Если вы видите этот текст, значит вы дочитали всё до конца. Ну или просто пролистали пост вниз, чтобы оценить его или заглянуть в комментарии. В любом случае спасибо за внимание!

P.P.S

Рассказать о всех живых старых играх того времени в одной статье – задача невыполнимая, поэтому не удивляйтесь, если не увидели своего фаворита.

Katherine McNamara


StarCraft: Brood War

Платформы
PC | Mac | N64
Жанры
Дата выхода
30 ноября 1998
873
4.6
576 оценок
Моя оценка

WarCraft 3: The Frozen Throne

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
1 июля 2003
2.9K
4.6
2 163 оценки
Моя оценка

Heroes of Might and Magic 3: The Restoration of Erathia

Платформы
PC | Mac | Linux | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
28 февраля 1999
1.4K
4.6
1 052 оценки
Моя оценка

Age of Empires II: The Age of Kings

Платформы
PC | Mac | PS2 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанр
Дата выхода
30 сентября 1999
854
4.4
208 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Получите, распишитесь)
Позитиватор доставлен в пост
Повторю свой тезис из заключения:
Невозможно охватить разом все живые старые игры.
Статья о всего четырёх из них и так вышла на мой вкус объёмной, а если разом взяться рассказывать про всё, то выйдет неприличного размера пост(поэтому тут только 4 игры, а изначально я вообще 3 хотел брать). Я бы и сам в твой список докинуть готов названий.В выборе игр я руководствовался отчасти личным опытом и наблюдениями, отчасти статистикой.

Игры других жанров не брал потому что во-первых хуже с ними знаком, во-вторых скакать по жанрам на мой взгляд не очень удобно с точки зрения структуры статьи(поэтому тут нет сетевых шутеров). Ну и если мы говорим об одиночных играх, то размеры сообщества по ним гораздо сложнее выразить в цифрах, чем сетевые, особенно киберспортивные, дисциплины (поэтому тут нет одиночных игр).

Если говорить про Red Alert\C&C, то я знаю людей из их коммьюнити и оно гораздо меньше, чем АоЕ 2 на данный момент. Как было в 2013 году и раньше не знаю.
Игры других жанров не брал потому что во-первых хуже с ними знаком, во-вторых скакать по жанрам на мой взгляд не очень удобно с точки зрения структуры статьи

Тогда почему статья называется "Игры, прожившие дольше, чем предполагали их создатели."?!

И если уж на то пошло, с чего вы взяли, что создатели Heroes 3 или WarCraft 3 не предполагали, что их игры долго проживут?
Предлагаю к ознаКомлению!
В Героев 3-их залипал раньше ночами.После,Disciples II переманил, как сейчас многие говорят-«атмосферой»)
Однобокая статья из одних стратегий. Может создаться впечатление, что будто только стратегии и остались надолго. Тема не изучена от слова совсем.
Если уж на то пошло:
Первый же вопрос, где CS 1.6, которая до GO в принципе оставалась в топах по игрокам, да и сейчас в топ100(топ20 чтоль) по стиму входит?
Где Half-Life 1?
Quake Arena туда же.
Из РПГ: Первое что приходит на ум сразу же — это TES: Morrowind, до сих пор огромная(для таких то лет) фанатская база, до сих пор делается куча модов, включая глобальных, и до сих пор не выходит из того же топа по скачиваниям модов в нексусе.
Далее Fable, первая часть.
Не хватает, моей самой нелюбимой части GTA — San Andreas, которая оставалась очень популярной вплоть до выхода 5-ой части, да и по модам см. Морру. (окей 2004 год, можно опустить)
Diablo 2, до сих пор можно легко найти с кем скоопиться, до сих пор есть работающие сервера, до сих пор популярна, до сих пор выходят патчи.

Игры, на счёт которых у меня есть подозрения, по поводу кол-ва игроков, спустя столько лет, но скорее всего, в них так и играет много людей:
NFS:Underground(1, мб и 2 части);
Unreal Tournament 2004;
Command and Conquer: Red Alert 2\\\Generals(что-то мне подсказывает, что они были до HD переиздания AoE2 не менее популярными);
Serious Sam:TFE\\\TSE, и HD переиздание вдохнуло новую жизнь, да и до этого, как я знаю достаточно народа поигрывало в эти замечательные во всём шутеры.

Это из того, что мне пришло в голову, буквально за пару минут.
А почему бы и нет?) Всё же стратегии это тоже игры.

Герои 4 вышли очень быстро — уже в 2002 году. То есть всего через 3 года после предыдущей части. Если вспомнить в какие эксперименты ударились разработчики, то можно прийти к выводу, что о созидании и развитии игры в долгосрочном периоде они не думали. Уверен, можно найти на эту тему их цитаты, но даже если я ошибаюсь, то и издатель, и разработчики прекратили своё существование очень быстро, а значит какие бы планы не строили сбыться им не удалось.

С Warcraft 3 сложнее. Обрати внимание, что долгие годы ни патчей, ни обновлений к игре не было. Игру можно сравнить со StarCraft 2, которая когда-то пришла всерьёз и надолго и до сих пор в ней появляются дополнения, командиры и изменения баланса. Т. е. разработчик поддерживает игру. А вот первый патч к Warcraft 3 за долгие годы вышел только в 2016 году и только ради исправления багов поначалу.
Читай также