Я приветствую вас дорогие друзья.
Думаю, многие по своему опыту знают, что сделать что-то абсолютно правильно с первого раза очень непростая задача. Часто, если работу и не приходится переделывать с нуля, то уж какие-то ее части обязательно требуют доработки. Игровая индустрия далеко не исключение: множество игр, выпущенных как недавно, так, может, и несколько лет назад, постоянно поддерживаются разработчиком и со временем улучшаются. В них полируются недоделанные элементы, правятся баги, порой улучшается баланс, добавляются новые функции, а иногда даже доходит до того, что меняются сюжеты или целые главы историй!
Если подвести какой-то итог, патчи – это неотъемлемая часть любого современного продукта, доказывающая, что работа над игрой не заканчивается после ее появления на прилавках. Это один из основных этапов жизненного цикла игры, при котором, поддерживая обратную связь с аудиторией или в некоторых случаях полностью основываясь на ней, разработчики способны исправить все недочеты, сделав свою игру практически идеальной. Но все ли можно исправить патчами?
Я думаю, что – нет. Несмотря на то, что в наше время есть прецеденты, когда изменения были невероятно значительными или настолько огромными, что меняли всю игру чуть ли не полностью, ровно одну вещь не сможет исправить ни один патч – ваше первое впечатлении!
Роль этого фактора невозможно не учитывать, ведь впервые садясь за игру, вы в течении ближайшего часа решаете, нравится она вам или нет, и это не учитывая функцию «возврата средств» в Steam. Если ваше первое знакомство с игрой будет омрачено глюками или другими проблемами, то вероятнее всего вы забросите ее и далеко не факт, что вернетесь к ней когда-нибудь, забыв, что такая вообще существовала. Но даже если вдруг сойдутся звезды, и вы вновь решите погрузиться в дивный «новый» мир игры, ваш восторг уже не будет таким сильным, как если бы это было ваше первое с ней знакомство.
Что ж, чтобы не быть голословным, давайте взглянем на подобную ситуацию. Большинство знакомо с серией «S.T.A.L.K.E.R.», ставшей настоящим феноменом. Ведь несмотря на очевидные предпосылки к «неудаче», игра не просто смогла «выстрелить», но и стала культовой. И ровно также, большинство согласится, что вся трилогия – это настоящая энциклопедия всевозможных глюков: не срабатывающие, когда нужно скрипты, зависания, проваливающиеся под текстуры модели, неправильная работа физики, вылеты и самое страшное – поломка сохранений.
Можно долго спорить,какая часть от этого пострадала больше, но я лично считаю, что самой худшей игрой из трилогии на старте была «чистое небо». Игра с первых минут поражала, возможно, самой атмосферной локацией из всех игр про «зону отчуждения» – болото было настоящей жемчужиной, атмосфернейшей находкой, однако все портили непрекращающиеся глюки. NPC не шли, куда им было положено, от чего задумка с войной группировок скорее раздражала, чем раскрывала потенциал идеи. Каждая загрузка между локациями заставляла вас нервничать, ведь в любой такой момент мог случиться вылет. Но самым ужасным было то, что игру просто нельзя было пройти до момента, пока разработчики не выпустили патч!
В большинстве, из-за испорченных такой плохой технической составляющей впечатлений, её так многие и не осилили, лишив себя по-настоящему незабываемого путешествия. Игра не просто потеряла часть возможной аудитории, но и осталась в умах многих, как самая «нерабочая» из частей трилогии, до сих пор ассоциируясь у некоторых игроков исключительно с ее проблемами, хотя прошло много времени и большую их часть давно исправили.
Но не одной трилогии «S.T.A.L.K.E.R.» не повезло на старте – относительно недавно был крупный скандал вокруг выходившей на ПК Batman: Arkham Knight. Rocksteady studios создали, возможно, лучшую серию игр не только про парня в костюме мыши, но и в жанре супергеройских игр, вообще! Каждая выходившая игра хотела быть как Arkham Asylum или Arkham City, а потому и закончить такую занимательную серию требовалось на высокой ноте. А что получили игроки, купившие ее на ПК?
Можно бесконечно долго перечислять с какими проблемами столкнулись владельцы персональных компьютеров: У кого-то игра просто не запускалась, у кого-то регулярно превращалась в слайд-шоу, у кого-то ломались текстуры, но итог был поистине грандиозным – игру убрали из продажи! То есть, чтобы понимать ситуацию: была AC:Unity, о которой мы еще поговорим, был Mortal Kombat X, но Batman: Arkham Knight — первая крупная игра, которую убрали из продажи, настолько все было плохо.
Однако речь тут идет о другом. Последняя часть имела ряд и других недостатков, за которые ее не оценили столь же высоко, как предшественников (в частности переусердствование студии с бэтмобилем и некоторыми сюжетными ходами). Только, вместе с тем, в этой игре было лучшее появление джокера из всех возможных. Это был тот финал взаимоотношений, ради которого можно было перетерпеть многие недочеты игры. Те труды, которые вложила студия в создание грандиознейшей развязки этой истории, однозначно стоили того, чтобы все поклонники этой серии в нее сыграли. Но, только честно, многие вернувшие деньги за игру потом купили ее снова? Многие испытали тот же восторг, не раздражаясь по каждому поводу, после того как релиз стал играбельным?
Текстуры ушли… но обещали вернуться (с патчем)
Все вышесказанное в очередной раз доказывает, что первые впечатления самые важные из тех, что могут повлиять на успешность игры в целом. Таких примеров можно приводить бесконечно много и кому-то помочь возможно, а кого-то, как Mass Effect: Andromeda, не спасет уже ничто.
Казалось бы, все проблемы можно решить, борясь за выпуск изначально качественного продукта, но ведь порой бывают ситуации, которые не так просто предугадать. Что-то, о чем не могут подумать разработчики и о чем не подозревают сами игроки.
Вот, например, все наверняка знают игру Mafia, которая невероятно крута, и которая пришлась по нраву настолько большой аудитории, что стала настоящей «классикой», однако был в ней эпизод, из-за которого финал этой восхитительной истории лично пережили не все – гоночная миссия. Ее проходили на тот момент единицы и это при условии, что времени у людей было куда больше, чем сегодня. Со временем к игре вышел патч, который правил эту миссию и ее можно было спокойно выиграть, но опять же, как и в случае с Batman: Arkham Knight – довольно многие так и не смогли лично пережить весь оставшийся путь главного героя.
Другой пример и опять посвежее – Final Fantasy XV была ожидаема долгие десять лет и стоило ей выйти, как ее ожидаемо раскритиковали. В ней было очень много слишком «революционных» решений, которые старые игроки простить не смогли. Многое было откровенно недоделано, а история на фоне предшественников была поверхностной. Однако был особенный момент, возмущения о котором достигли той отметки, что разработчики не просто пообещали добавить в игру кат-сцен, но и полностью изменить целую главу из игры.
Это довольно уникальный случай, наравне с тем, что произошел с Batman: Arkham Knight – чтобы после выхода игры, ее не просто доделывали или добавляли сцен, но и можно сказать меняли целую игровую главу. Тут уж надо признать, что разработчикам явно не всё равно на общественное мнение, хотя бы из-за оперативной реакции на проблему, а потому проигнорировать это жест я так же не могу. Да, те впечатления от первого прохождения остались, но, черт побери, команда, сделавшая ошибку, прилагает множество усилий, чтобы ее устранить и будет уже моей ошибкой это не отметить, тем самым, не выразив довольства такой политикой.
Так как в итоге следует поступать: с одной стороны, только в наших силах бороться за качественные продукты и выражать недовольство, отказываясь спонсировать откровенно сырые проекты, но с другой, тем самым мы рискуем упустить много хороших игр, которые достойны, чтобы обратить на них внимание и чаще всего именно среди таких попадаются те самые «негранёные бриллианты»? Честно, я не знаю ответа. Дело в том, что однозначного его просто нет.
Можно называть меня идеалистом, но я хочу отвечать благодарностью тем студиям, которые осознают свои ошибки и готовы над ними работать. Меня никогда не отпугивали «шероховатости» игр, если со временем их устраняли. Может по этой причине, а может потому, что игры для меня — это не только игровой процесс, но и своеобразный вид искусства, в котором я хочу понять, что работает, а что нет, хочу узнать тот язык, на котором игра "разговаривает" – я готов ждать и иногда возвращаться к тому, что когда-то было «сломанным».
Собственно, открыла мне на это глаза Assassins Creed: Unity – худшая, по мнению большинства, игра из всей серии и самая любимая для меня. По большей части отторжение к ней было вызвано именно ее технической недоработкой: пропадающие лица, тормоза, зависающие в воздухе люди и многое другое. В ней было этого так много, что большинство игроков просто не смогли увидеть того, что смогла добиться эта часть.
— Боишься меня, мальчик?
— Серьезно?..
По факту, это было грандиозное переосмысление серии. В ней, игра вновь наказывала за опрометчивые действия, вынуждая быть более осторожным. Изменился подход к убийствам – теперь это была цель в определенных условиях, в которых только игрок выбирал один из множества путей, ограничивающихся лишь фантазией и арсеналом. Сюжеты в серии всегда были достаточно вторичными, но здесь за этим скрывалось нечто большее — не думал, что скажу это относительно этой серии, но тут чувствовалась «химия» персонажей.
Но самое важное, что показывала Unity – это Париж, огромный, живой, с множеством мест и ситуаций, дышащий вместе с наполняющими его людьми, выдержанный в соответствии с кварталами и проживающими в них классами людей. Город, путешествовать по которому можно было просто ради того, чтобы осмотреть его окрестности.
Часто причиной бывает электробритва. Но порой там находят… вибратор.
Разумеется, мы не упоминаем о том чей он. Нас обязывают называть его чисто, безотносительно — вибратор, но только не говорить «ваш вибратор». © Бойцовский Клуб
Собственно, возможно, в этом и есть ответ. Решить эту проблему можно только поняв, чем для вас являются игры. К сожалению, пресса в нашей стране развита по большей части довольно слабо (если и есть доверенные издания, то их мало) и, честно сказать, я по многим вопросам довольно скептически отношусь к тому, что говорят. Однако я верю, что будет день и мы сможем преодолеть этот барьер.
Потому, если для вас игры в первую очередь способ скоротать время, то будет правильнее научиться ждать, пока о игре будет однозначно ясно, насколько она хороша и работоспособна. Если же вы, как и я, готовы копаться даже в самом непотребном проекте, выискивая его особенности, тогда нужно выработать терпение и научиться возвращаться.
Ну а на этом я должен попрощаться, буду рад, если вы поделитесь своим мнением. И помните: "золото не всегда должно блестеть!"
Лучшие комментарии
atomgribСвои приключения я описал — даже теперь, взял на этой распродаже коллекцию, было много всякого: самое зверское когда отряд бандитов просто исчез на глазах (видать аномалия новая) и когда моделька в доски на «болоте» провалилась, пришлось загружаться.
Так что умейте ждать, господа, ибо вряд ли настанут те счастливые игры, когда игры перестанут быть проблемными со старта. Пока все наоборот (
Хотел бы только сделать небольшое дополнение по поводу Final Fantasy XV: на самом деле они не стали прямо переделывать главу.
Геймплейные исправления касаются одной единственной убер-пупер-пушки, к которой нас долго-долго не пускают, позиционируя как наикрутейшую штуку. Но так как по задумке глава должна быть мрачной, сдавливающей и стелсовой, этот артефакт заметно ограничили, а всё остальное отняли. Далеко не все были к этому готовы и противоречие решили просто — усилили оружие в патче, таким образом «исправив геймплей 13ой главы» упрощением экшен-прохождения.
Сюжетные исправления вылились в отдельный небольшой (20-40 минут) эпизод, показывающий происходящие с точки зрения других героев. И между строк читается: «Ребята, вам серьёзно всё пояснять надо? Ну ладно...». По сути там только один важный ролик, в котором слегка поясняют (читай: явно показывают) развитие одного героя и дают посмаковать злодея. Могло ли это всё быть изначально — вполне. Так ли нужны были эти исправления — скорее нет, в целом всё было в игре.
Впрочем, полностью согласен с тобой, надо отдать японцам должное. Когда нужно было, они отложили игру на месяц, чтобы починить крит ошибки, хотя уже давно надо было собирать деньги за 10-летний долгострой. А потом, уже после, они собрали вновь всех, в том числе и актёров, чтобы сделать ещё кусочек замечательной (на мой скромный взгляд) штуки, добавив ещё и новый геймплей из дополнения, и всё бесплатно.
Александр ШумаковОни стали вторичными после смерти Дезмонда, и Юнити — один из флагманов вторичности.
Зачем так больно стукаешь?
То есть сейчас игры так быстро «устаревают», что уже через пару-тройку месяцев я треть того, что хотел опробовать могу запросто забыть или в лом будет к ним возвращаться — хотя шанс упустить что-то действительно годное очень велик.
Хотя потенциала в ней непаханое поле.
PS А чем там с Ватманом то кончилось? В стиме видел отзывы что дескать починили. Купил его себе весной, запустил и как бы все. FPS местами проседает просто жуть как, хотя на слабость компа не жалуюсь, новинки летают.