Проект от Dontnod Entertainment, релиза которого я ждал много лет. Проект, получивший, в основе своей, негативные отзывы игроков и прессы. Проект, ставший для меня игрой 2013 года. Кто-то должен был восстановить справедливость и я рискнул взять на себя ответственность. Самый предвзятый, абсолютно противоречащий мнению подавляющего большинства и субъективный обзор замечательной игры Remember Me.
P.S. Кстати, для тех, кто интересовался, обзор первого System Shock восстановлен.
Другие обзоры и видео:
Читай также
Лучшие комментарии
Что там есть в Remember Me? Интересный сеттинг? Коридорность локаций? Паркур а-ля Getting Up? Несколько «изменений воспоминаний», которые как бы ты не изменил, в настоящем будет один и тот же вариант событий? Ах да… Там еще есть драки с комбо, которые ты сам настраиваешь. Ну как настраиваешь. Есть у тебя комбинация удар рукой-удар ногой-оглушение, поменял на оглушение-восстановление-восстановление, а как он проводилась лкм-пкм-лкм, так и проводиться (в качестве наглядного примера приведена вымышленная комбинация). И там таких настраиваемых комбинаций 3 или 4 штуки. Я из-за этой скучной боевки ее чуть не забросил.
Ты долго в обзоре рассказываешь о сеттинге, об идеях, о посыле, о переживаниях героя. И они отличные, я бы не посмел спорить. Вот только жаль, что почти всё скомкано и распихано по кусочкам логов и редких сюжетных вставок.
Сеттинг? Он интересен, но его добрая часть не сходит со страниц дневничка и остаётся погребённой в нём нав-сег-да.
Посыл и идеи? Хороши. Но только им уделяется мало времени, а особо разобраться в проблеме и посмотреть на неё с разных сторон нам не дают. Это, возможно, исключительно мой «бзик», но всегда, когда я беру в руки «взрослое произведение», я ожидаю увидеть противоречие, парадокс, борьбу двух мнений, каждое из которых имеет смысл. Вот в RM такого не было. Но я и не требую, просто выражаю своё мнение насчёт уровня глубины сюжета. И как я уже написал, они все где-то там, в глубинах роликов. Кстати, о них.
Чего только стоят прямо таки жалкие попытки раскрыть последствия использования СенСена: есть лепыри, по-настоящему страдающие и физически и психически, вот этим можно проникнуться (если тебя не волнует тот факт, что все до единого агрессивно настроены и поданы как куски мяса; впрочем… никто не хочет становится куском мяса с без крыши, а? скорее годно, чем нет); парень, покупающий первый поцелуй (один раз за всю игру, без какой-либо подводки, между делом, очень интересно); женщина, у которой начались проблемы с памятью (очень неприятно забывать, где ты живёшь); и всё. Тебе этого было достаточно? Мне — нет. Уверен, что многим не было. А самое смешное, ты не поверишь, этого не было достаточно Нейлин (но о ней ниже). Впрочем нужно заметить, что с тюрьмой вышло хорошо, так же как и с финальной частью игры.
Вот Нейлин — сильная сторона игры. Она по-настоящему живая, от начала и до конца, с памятью и без, в своих монологах и… Хм… И конце игры. OH SHI-, так Нейлин то у нас хоть и испытывает терзания и сомнения, всё равно остаётся куклой в руках Эджа. За пределами заставок между уровнями и концом игры главная героиня, как настоящий болванчик, идёт по наводкам хакера и крошит шлемы не очень доблестной полиции, не особо волнуясь о происходящем вокруг. Но ведь её сценаристы решили и не подталкивать к сложным моральным выборам, а просто показать нам пару заставок, чтобы потом прокатить африкачонку по коридорным уровням. Свой яркий характер, кроме как в выпендрёжных диалогах перед боссами, вместе со своим мнением Нейлин оставляет где-то глубоко в себе. Было и исключение, конечно. Диалог с Эджем, когда к ней начинает возвращаться память, а вместе с ней и то самое потерянное мнение, после одной из драк был такой… живой, что смотрится очень контрастно по сравнению с остальными, а от того и запоминается. Но он один (финальная часть не в счёт, т.к. к неё претензий нет). Да, сюжетно обосновано. Но, во-первых, это камень в твой огород, во-вторых, все мы любим харизматичных персонажей, которые что-то делают, а не позволяю собой нагло манипулировать.
И все эти элементы и их проблемы складываются вместе, образуя какую-то обособленную от геймплея группу. Вот он сеттинг, вот он посыл, вот он персонаж, но всё это было плохо вписано в игру. Будто сначала смотришь короткометражку, а потом включаешь коридорную игру в том же мире, но не про мир и людей, а про цепочки и прыжки по крышам. Потому что эти самые прыжки по крышам разбавляются слабо на самих уровнях, а сильно — только между ними. То, что мы имеем, смешивается ещё и с продолжительностью игры, создавая короткую историю, и нам не успевают поведать обо всём в полной мере. А этой длительности, кстати, хватило бы на раскрытие каждого аспекта сюжетной составляющей, но, нет, давайте лучше засунем главную драму с твистом в последние десятки минут и 4 диалога (СПОЙЛЕР: мать, отец, родители вместе и Эдж. КОНЕЦ СПОЙЛЕРА). Давай смотреть правде в глаза: мы тут имеем геймплейно ориентированный продукт. Да, для игры, где драки и паркур заметно важнее всего остального, это было круто. Для другой, гипотетической игры только на уровне концепций.
С геймплеем у нас разногласий заметно меньше. Тем не менее, ничего, кроме фейспалма, на моменте про GoW и кривые руки не испытал. Несёшь что-то про высосанный из пальца «калейдоскоп мучений», хотя на среднем уровне сложности игра простая, а на высоком, на мой вкус, преподносит идеальный челендж. Вот такие игры я смело могу называть «идеально сбалансированными». Ну и ради моих любимых карикатурных кривляний: «Какому-то криворукому апзорщегу игра, где можно нажимать на две кнопки, чтобы восстановить здоровье и уклониться по кругу, ожидая восстановления способностей, показалась сложной. Гоните его, насмехайтесь над ним». Это чтобы ты примерно представлял, насколько ты преувеличиваешь сложность (в моём понимании слова «сложный»). Учитывая то, что игра короткая, мне связок хватило. Но не буду скрывать: добавь они ещё дну, было бы лучше.
Мадам дико удвою. Не знаю, как она на среднем проходится, но на сложном это был один из самых ярких поединков в моей жизни.
Изменение памяти тоже было не слишком насыщенное. По-настоящему вариативным было только ДТП. Остальное проходится с четвёртой-пятой перемотки в начало и не вызывает сложностей, если выстроить хоть какую-то цепочку в голове.
Остальное решил не трогать, потому что просто согласен.
Как вывод: ты настолько офанбоился, что даже про паркур, где можно прожимать почти все кнопки одновременно, чтобы выиграть, ничего не сказал.
О каком глубоком сеттинге вы вообще говорите? Это же дженерик — злая корпорация, которая управляет всеми, огромная социальная пропасть. Простите, но это вкатит только тем, кто за свою жизнь прочитал две книжки(и одной из них был букварь) и кто до этого ничего не видел. Идея с памятью — безусловно крутая. Реализация — полная параша, тут нет трактовки авторской: зависит ли наша личность от биологии или от памяти. Тут есть только переиначивание типичного сюжета индийского кино: мама, папа, брат, сестра, ой дорогой, я не была с тобой моногамна. С точки зрения драматургии — это полный провал. Ты не испытываешь к героине эмпатию. Она не задается вопросами аля: «Господи, что творили эти руки», её не гложат ни сомнения, ни совесть, игроку вот просто на неё плевать… на главную героиню-то!
Remember Me отвратительна хотя бы тем, что дарит одну скуку. Я знаю: субъектившина и бла-бла-бла, да и мне нравятся вещи, которые не нравятся другим, НО КАКОЙ ЗДЕСЬ ГОТИ? Это же репетативное клише, которое бросаешь на полпути.
И в некотором роде пытается навязать свои извращенные вкусы другим. Сейчас некоторые набегут и скажут «нет, не пытает», но это ясно выражено.
Вообщем, что хотел сказать: «Remember Me» играл, да красивая, да есть что-то, но не цепляет.
Что же до некоторых моментов, то… Вот в чём, собственно, проблема. Я не касался спорных моментов и не говорил о каких-то шероховатостях, просто потому, что до критики игры вашего уровня не доходил почти никто из тех, кого я читал и смотрел. Серьёзно. Обычно всё ограничивалось: «Ыыыы, говнобоёвка! Тупая коридорная херня». Кроме шуток. Все мои «фанбойства» и перегибы — это лишь, вполне справедливая, ответная реакция. Нормальная в игре боевая система, вариативная и интересная. Я ничего не говорил о «высокой сложности», кстати. Именно о том, что она идеально выверенная я и толдычил. Слова о криворуких любителей GoW были о том же. У меня, просто, нет других объяснений тем людям, что рассказывают как им пришлось неудобно и трудно. Могу только посоветовать выпрямить руки.
Коридорность же и отсутствие вариативности также легко объяснимы. Это не Ведьмак 3, игра не такая и не об этом. Люди не понимают, что не во всех проектах нужен опенворлд, двадцать концовок и прочая мишура. Это целостная история с посылом и смыслом, которую авторы хотели донести и донесли. По мне, так вполне чётко и ясно. Да, тут нет диалогов и внутренних монологов каждые десять минут, чтобы задать литературный темп повествования, но нужно же понимать, что это за жанр игры. Но и без этого, всё более чем.
Слышать уже который раз, что «это не игра года» просто смешно. Для меня — да. Даже учитывая все релизы того года, в которые я играл. Это моё сугубо личное, субъективное мнение. Как и у всех, впрочем. Обоснованное и довольно подробно высказанное. У кого-то другое? Другая «игра года»? Ради Бога, я и не претендовал) Я лишь говорю о том, что Remember Me — это нечто намного большее, чем «проходная фигня», 6 из 10 и т.д. Нет. Это шикарный, стильный, глубокий проект со смыслом. Таких сейчас очень мало.
И ещё раз, спасибо за отзыв. Рассудительный взгляд того, кто не пытается поверхностно судить всегда интересен.
Надеюсь я донес свою точку зрения.
По поводу игры, я никогда не пойму одного, я в свое время тоже ждал эту игру, купил её и прошел. И я не считаю её игрой года, не игрой года, какая в принципе разница? Игра добротна и интересна в своих плюсах, есть минусы, но где их нет. И от того, что ей заслуженно или нет, поставили 6 из 10 не делает её хуже. Я составил свое мнение и это самое главное.
Я хотел писать длинный текст, но тут автор выше bluebell изложил мысли так хорошо и мои в том числе, что разглагольствовать просто глупо. Скажу лишь, не согласен по поводу боевой системы, дело не в ленивости игрока или играх типа GOW, боевку можно сделать какой угодно, главное, чтобы это игралось интересно. Ведь важен сам факт, а не кто у кого и что содрал, или «а вон там это сделано вот так», или «так сейчас не делают». Интересных комбинаций из тех ударов, что нам дали собрать можно три с половиной штуки, хотя я думал будет действительно большая вариативность и именно, что глубина. Вариативность в сценах с изменением памяти жалкая, ну даже гадать не приходится, согласен с тем, что они приятно разбавляют геймплей, но назвать их чем-то особенным, нет. Может просто я ждал чего-то большего, возможно.
Но! мне игра пришлась по вкусу и я таки прошел её с удовольствием, да на высшей сложности битва с той же Мадам да еще и на чивку пошатала мне нервишки))) но очень уж хотелось пройти именно так. Порадовало и наполнение, пусть и странное и в где-то там в глубине и раскрытие персонажей, своеобразное порой и прочие вещи. Я просто составил свое мнение о данном продукте и жду продолжения, все таки НеоПариж был прекрасен и визуально и внутренне, хотелось бы посмотреть на него еще раз.
Автору как всегда поклон, пусть и за сей «слегка» файнбойский разбор игры.
Пы.Сы: отдельно приятно слушать про отсылки и вообще киберпанк произведения, вставляй этого побольше я думаю многим это интересно.
Эммм
Вообще-то социальное неравенство и коварные корпорации правящие миром это как раз одна из главных фишек жанра киберпанка. Это как потеряный наследник трона и пророчества в фэнтези, дуэли на револьверах в полудень или роковая красотка и детектив с сложным характером в нуарном (или «крутом») детективе.
С другой стороны игры стали настолько безвкусны и безыдейны, а геймеры за счёт торрентов настолько разборчивыми и с претензией на экспертное мнение. Это я к тому, что сам продукт в большинстве своём утратил такое качество как новизна, а потребитель забыл как удивляться и радоваться малому. Парадокс в том, что геймеры одновременно вопят об отсутствии новых тайтлов, а как таковой появляется тут же обливают помоями.
Мне «Remember Me» подарило то самое чувство новизны. Плюс приятно, что игру можно отнести к жанру «action-adventure», который был поглощён играми-песочницами с поиском сотен флагов. И последний фактор, который прощает игре многие огрехи — это всё-таки дебют. Эх, больше бы таких дебютных проектов!
P.S. В прессе ещё до выхода «Remember Me» проскакивали сравнения с «Beyond Good & Evil». Боюсь, что сиквел последней — это такое же никому не нужное сегодня продолжение как HL3.