8 марта 2016 8.03.16 43 15K

Игры, предвосхитившие события будущего

+145
Лучший блог недели
1000 ₽

Доброго времени суток, дорогие друзья. Знаете ли вы, что в августе этого года наши десантные войска высадятся на восточном побережье США после тщательно спланированной операции по деактивации системы спутникового наблюдения? А на вооружении этих бойцов будут состоять лучшие винтовки Израиля и блока НАТО. Что, даже не догадываетесь, или слабо верится? Все потому, что разработчикам Call of Duty: Modern Warfare 2 важно было создать историю, наиболее подходящую для их интерактивного аттракциона, не заботясь о связи с реальностью. Пускай такие истории не претендуют на реальность, зато они позволяют по максимуму разбавить рутинную службу ключевых армий мира. Впрочем, не все разработчики видеоигр следуют принципам сотрудников компании Infinity Ward. Создавая игру, нацеленную на реализм, они кропотливо связывают между собой ниточки реальных конфликтов и предпосылок к ним, дабы в итоге получить картину глобальной войны, последствия которой пришлось бы расхлебывать игроку. Но порой случается так, что события игры, никак не претендующей на связь с обстановкой реального мира, тем или иным образом случайно совпадают с делами дней грядущих. Вот об этом мы и поговорим с вами в данной статье – когда игра умело, предсказывает будущее мировой политики и экономики, и когда игра совершенно случайно перекликается с тем, что должно произойти уже после ее выхода.

И начнем, пожалуй, с непредвиденных совпадений, взяв за образец мрачную вселенную Deus Ex. Нельзя сказать, что картина будущего в этом шедевре видеоигрового киберпанка высосана из пальцев, многие представленные аспекты утопичного общества постепенно становятся пусть и не повседневной, но реальностью, изменив при этом свою форму. Оставим серьезный разбор на потом, ну а пока обратим свой взор на мерцающие огни ночного Нью-Йорка 2052-ого года. Что, думаете, чего-то не хватает? И будете совершенно правы: за несколько лет до злополучного теракта 11 сентября разработчики из ION Storm создают панораму грязного и обшарпанного Нью-Йорка, в которой, из-за ограничения памяти, отсутствуют печально известные башни-близнецы. Для того, чтобы объяснить их отсутствие в игре, сценарист прибегает к вымышленному террористическому акту, который становится причиной разрушения многоэтажного торгового центра. Жутковатое совпадение, не находите?

А вот разрушение Всемирного Торгового Центра в Red Alert 2 (2000) лежало уже на совести игроков, как и ликвидация Пентагона, в самой первой миссии советской кампании. В третьей миссии «красной» кампании башни-близнецы становятся отличным местом для размещения передового псионического маяка. После сентябрьских событий разработчикам пришлось вырезать из игры возможность уничтожения небоскребов, тем не менее, оставив Пентагон на растерзание орде «иванов».

Являясь одним из главных символов «Большого яблока», Всемирный Торговый Центр не раз подвергался атаке в мире виртуальных развлечений. В аркаде Aero Fighters 2 (1994) игрок может не только свободно полетать над Нью-Йорком, но и «слегка» изменить его архитектурный ландшафт, включая снос двух огромных небоскребов. Шутемапу Urban Strike (все тот же 1994) даже удалось предсказать точный год варварской атаки, правда, в этой версии Торговый центр падает не от ударов самолетов, а от гигантского лазера, отраженного со спутниковой орбиты.

Терроризм, как угроза цивилизованному человечеству, одна из самых эксплуатируемых тематик милитари-игр. Когда не хочется обижать Китай или Россию, всегда удобно взять за основу «врага номер один» обезличенную группировку арабского (иногда и европейского) происхождения, которая так и норовит выпустить на улицы мирных городов смертоносный вирус или устроить фейерверк в хранилище с ядерными отходами. Вот и в классической стратегии C&C: Generals (2003), США и Китай вместе борются с Глобальной Армией Освобождения (ГЛО) – децентрализованной террористической группировкой, подмявшей под себя страны Ближнего Востока. Армия Освобождения не боится открытых военных столкновений, используя старую советскую технику и украденные образцы западного вооружения. Они пополняют свои ряды путем агрессивной пропаганды, призывая народы различных стран освободиться от гнета империалистических супердержав. ГЛО получает спонсирование от загадочных теневых фигур, не гнушается набегать разграблять гуманитарные конвои, посылаемые ООН в горячие точки. В общем: Ливия-Йемен-Турция-Афганистан, как игровые локации, пикапы с кустарно установленными пулеметами, как быстрый и дешевый юнит для зерг-раша, ракета СКАД как «вундерваффе» фракции… ничего не напоминает? Неудивительно, ведь образ ГЛО создавали свыше десяти лет назад на основе Аль-Каиды, только военизированной и готовой к полномасштабной войне, и это описание как нельзя лучше подходит к Исламскому государству, рожденному на базе Аль-Каиды в Ираке. В 2013 году Исламское государство заявляет о себе, включаясь в сирийскую гражданскую войну. Угадайте, в каком году происходит действие Generals? Только в отличие от ГЛО, воинам (запрещенной в России организации) ИГ еще не удалось взорвать ядерный заряд в Китае, и захватить Байконур. Но, кто знает, как еще повернутся стрелки часов судного дня «маниакальный смех».

Террористическая атака на Париж стала самым громким мировым событием минувшего года. Впрочем, это не первый случай, когда террористы устремляют свой взор на столицу Франции. В Battlefield 3, бойцы отечественного спецотряда ГРУ оказываются между молотом и наковальней, пытаясь предотвратить детонацию ядерного устройства радикалами, вступившими в бой с парижской полицией. Зловещее совпадение: миссия начинается 13 ноября, только на год раньше.

Это загрузочный экран с брифингом в игре Gungriffon (1996), для приставки Sega Saturn. Как вы можете заметить, местом действия текущей миссии является Украина, а конкретно – город Киев. В японской версии игры, Третья Мировая война начинается после ряда конфликтов в Северной Африке и вторжения России на территорию Украины в 2015 году. Вряд ли хитрые японцы могли предвидеть осложнение обстановки на Украине тогда, в 1996 году, когда Россию не считали большим игроком в геополитике.

 

Известный в США (и, к сожалению, ныне покойный) писатель Том Клэнси, хоть и знатно перебарщивал с клюквой, но в политике покопаться любил. Эхо Холодной войны не дало успокоиться Клэнси даже после ее формального завершения. Стоило писателю окунуться в мир видеоигр, как из-под его пера, под руководством Ubisoft начали выходить сценарии к играм самой разной направленности, где американский и международный спецназ «раздавал пинки» русским, корейцам, китайцам, немецким террористам… список злодеев можно продолжать долго. Несмотря на карикатурность и клишированность сюжетного наполнения, Тому, как минимум в трех случаях удалось, что называется, попасть в яблочко.

Первая инсталляция серии Ghost Recon, изданная в 2001 году, освещала гипотетически возможные события в Грузии и Южной Осетии 2008 года. К власти в России приходят националисты, стремящиеся вернуть былое величие Советского Союза. Вместе с южноосетинскими боевиками, русские танки и мотострелковые войска стремительно врываются на мирные поля страны винокурен, но блицкриг срывает появление на сцене интернационального спецотряда НАТО, известного как «Призраки».

 

Но на этом страдания Грузии не закончились. Спустя год после триумфального шествия «Призраков», на полки магазинов тихо прокрадывается шпионский триллер Splinter Cell. Отмотаем виртуальное время на 2004 год: после государственного переворота, президентом Грузии становится жестокий тиран по имени (кхе-кхе) Комбаян Николадзе, явно не питающий теплых чувств по отношении к «стране орлов». В нашем мире ноябрь 2003 года становится стартовой отметкой «революции роз», по итогам которой в 2004 году, место действующего президента Шеварднадзе, занял Михаил Саакашвили. Отношения с Америкой у него, правда, были диаметрально противоположные.

Третий «меткий» выстрел по истории, произведенный Томом Клэнси, для многих из вас мог стать холостым – Ghost Recon: Shadow Wars (2011) не только сменил жанр с тактического шутера, на тактическую стратегию, но и стал эксклюзивом для Nintendo 3DS. У России снова проблемы с националистами, а проросийские сепаратисты угрожают, на этот раз, свободе Украины. Игра вышла за два года до начала кризиса, так что, специфика подобного сюжета не удивляет.

Американская компания Kaos Studios, в отличие от мнительного Клэнси, не посчитала нашу страну источником серьезной угрозы. Подбирая будущего оккупанта Северной Америки для своего «красно рассветного» Homefront (2011), студия изначально присматривалась к Китаю, но риск возможного «бана» со стороны министерства культуры одной из центральных стран мира заставил их переключиться на более мелкого, но не менее злобного, по их версии, соседа Китая – КНДР. Схлопотать «бан» от подданных чучхе было уже не так страшно, и сценаристы, вместе с аналитиком из разведки, приступили к возведению длинного сюжетного моста, который должен был привести родину в лапы желтокожих (простите за расизм) захватчиков. И начинался он со смерти Ким Чен Ира в начале 2012 года, прихода к власти Ким Чен Уна и военной экспансии пробудившейся Северной Кореи, первой весточкой которой стали ядерные испытания в 2013 году. Ким Чен Ир умер (к великой скорби для его народа) в декабре 2011 года, на замену отцу пришел сын (по слухам, сам увлекающийся видеоиграми), а в конце января 2013 года северокорейские СМИ с гордостью доложили об успешном, третьем испытании ядерного оружия. А пару месяцев назад, они еще и водородную бомбу запустили, несмотря на сомнения многих мировых аналитиков. У нового вождя народов есть еще 9 лет до полномасштабного вторжения и захвата стратегически ценного для всего западного побережья США (если верить игре) моста Золотые Ворота.

Конечно, вся схожесть вышеприведенных сценариев заключается лишь в общей сюжетной канве, и принимать эти «предсказания» за чистую монету не стоит, учитывая, какое стереотипное положение занимает Россия и другие страны Азии в большинстве игровых историй. История, как известно, повторяется, наматывая бесчисленные витки со схожими алгоритмами возникновения кризисов и их закономерными последствиями. И вычисление таких петель, с последующим моделированием возможного будущего, во всей своей красе предстает во франшизе Metal Gear.

Да, куда уж без Хидео Кодзимы, человека, который оставил СОЛИДный след в игровой индустрии. Может он и не стал пионером в изображении изменившейся современной войны, но всегда ступал в ногу со временем, отыскивая для своих творений весьма актуальные темы для долгих разговоров в кинематографичных роликах. Описание всей работы, проведенной его командой, по визуализации будущего, заслуживает отдельной статьи, поэтому ограничимся лишь некоторыми, любопытными примерами.

Завязкой Metal Gear 2 (1990) становится похищение талантливого ученого Кио Марва, открывшего бактерию, способную обогащать нефть, существенно снижая затраты на ее производство. Бактерия, упомянутая в игре, действительно существует: в 2009-2010 году в рамках разработки источников альтернативной энергии, бактерия стала объектом исследования в одном из калифорнийских институтов, впервые же ученые обратили внимание на ее свойства еще в конце 1980-х годов.

В Metal Gear Solid (1998), а точнее в издании Integral (1999), присутствовали боевые испытания в режиме VR-тренировки, в полностью искусственной среде. Виртуальные тренажеры стали излюбленной темой MGS, и не раз упоминались в дальнейшем продолжении серии. С 2012 года в армии США начали появляться самые разнообразные VR-тренажеры, ключевой особенностью которых, стало использование очков виртуальной реальности, в том числе и продукция Oculus Rift. Такие тренажеры позволяют отрабатывать упражнения и для команды спецназа, и для экипажа ракетной пусковой установки в условиях максимально приближенных к реальности. Первые учебные системы, основанные на принципах виртуальной реальности, начали появляться еще в 1960-х годах, но именно сейчас развитие VR-шлемов позволяет существенно уменьшить разрыв в восприятии цифрового мира, по сравнению со старыми технологиями.

Главным оружием Metal Gear REX был рельсовый ускоритель масс (то бишь, рейлган), способный запускать ядерные боеголовки без использования ракетоносителей, что делало их невидимыми для систем раннего оповещения и выводило из равновесия стратегию ядерного сдерживания. В 2005 году ВМС США запустили программу по разработке и установке рельсовых орудий на боевые корабли: уже к 2020 году рельсотронами будут оснащаться эсминцы. Перспективная дальность стрельбы таких «пушек» — 400 км, а расчетная дульная энергия – от 32 до 64 мегаджоуль.

В Metal Gear Solid 2 (2001) система ИИ фильтрует и цензурирует информацию по всему миру, включая тотальный шпионаж за различными средствами коммуникации (в том числе и интернет-технологиями) граждан США, без какого-либо их согласия. В 2007 году в Америке на замену старой системе слежения за террористической активностью пришла система PRISM, осуществлявшая полное негласное отслеживание широкого ряда коммуникационных устройств (Google, Facebook,* Youtube, Skype и так далее). В 2013 году Эдвард Сноуден разгласил совершенно секретную информацию о системе, что заставило его покинуть страну. Огромный общественный резонанс, вызванный новостью о существовании подобной системы, не стихает до сих пор. Концепция «Большого Брата» из романа «1984» (безоговорочно повлиявшего на творчество Хидео Кодзимы) оставила неизгладимый отпечаток на современной культуре, и уже давно воплощается в жизнь правительствами многих стран.

Не знаю, удастся ли ученым приручить бактерию для спасения нефтяной промышленности, но вот в мире Deus Ex у них с этим определенно не заладилось. Нефтяной кризис стал одной из причин упадка США, что привело к гражданской войне между штатами. В Human Revolution (2011), отрывок из новостной статьи датирует крупнейший обвал цен на нефть 2015-м годом. Правдивость этих предсказаний мы можем ощутить по курсу нашей национальной валюты.

Deus Ex на год опередил MGS2 (но и сам уж точно не был первопроходцем) в плане раскрытия щекотливой темы надзора искусственного интеллекта над всемирной сетью, и не только. Концепция «внутреннего врага» и тотальной паранойи отлично развита в игре, вышедшей всего за год до событий 9/11 и последующего ужесточения контроля и наблюдения за гражданами страны. Угроза терроризма, неоднократно упоминавшаяся в статье, и пресловутый «Большой Брат» проявляются во многих очертаниях «мусорного» Нью-Йорка, Парижа и Гонконга. Отдельного упоминания заслуживают лагеря с нелегально содержащимися заключенными в Human Revolution, обустроенные FEMA с подачи правительства после нефтяного кризиса и нарастания общественного недовольства в стране. Любопытно, что спустя четыре месяца после выхода игры Барак Обама подписывает закон, позволяющий любым силовым структурам (от полиции до армии) заключать под стражу лиц, подозревающихся в связи с терроризмом, без каких-либо на то доказательств. Причем, не только иностранцев, но и граждан США. Таким образом, произошло формальное узаконивание прецедентов, случавшихся в Гуантанамо.

За фирменный стиль Deus Ex стоит поблагодарить писателя Шелдона Пакотти, хорошо разбирающегося в истории и политике. Приведу цитату, взятую из материала портала Kotaku, касающуюся влияния творческого видения Шелдона на сюжетный материал игры.

«Я, наверное, всегда был популистом. Не могу сказать за остальную команду разработчиков, но даже до экономических ужасов нулевых я был обеспокоен незначительностью отдельных людей по сравнению с современными компаниями и правительствами. Тяжело быть владельцем собственной карьеры — и личности — когда даже не видишь лица людей, решающих, есть ли у тебя работа. Вы еще более отчуждены, когда решения — это на самом деле результат невозможно сложных макроэкономических процессов. Такой огромный масштаб — это прямой результат технологии».

Источник
Перевод

Хватит депрессивных красок и несправедливой диктатуры прогнившей системы, давайте отвлечемся от дождливого Нью-Йорка, где носят кожаные плащи и черные солнцезащитные очки – все это уже часть нашей культурной истории, оставшейся в начале второго тысячелетия вместе с Матрицей и Max Payne. Ведь в мире есть еще столько вещей, способных приносить нам удовольствие… взять хоть тот же спорт.

Спортивные симуляторы по своей проработке вполне могут использоваться (и используются) как подспорье для управления настоящими командами и клубами. Линейка симуляторов Football Manager для самых прожженных фанатов «ногомяча», вполне серьезно востребована у футбольных скаутов, облегчая им работу в поиске выгодных игроков. Madden NFL в свою очередь относительно успешно прогнозирует результаты матчей суперкубков американского футбола, с достаточно маленькой погрешностью. Не отстают и политические симуляторы, в 1992 году Power Politics предсказала Биллу Клинтону победу в гонке за президентское место. Симулятор выборов оказался настолько продвинутым, что был использован как учебное пособие в четырехстах колледжах и университетах по всей Северной Америке. Подтвердившиеся прогнозы, составленные такими играми, являются лучшими оценками их качества и грамотности исполнения.

Конечно, многие вещи, упомянутые в контексте статьи, которые я рассмотрел в качестве «пророческих предсказаний», (именно предсказаний, то есть предположений, а не забавных совпадений) не являются полноценной заслугой самих авторов перечисленных игр. Видение будущего красочно описывалось такими литературными мастерами, как Филипп Дик, Уильям Гибсон, Джордж Оруэлл, если бы не их работы, вряд ли бы мы могли сейчас наслаждаться многими интерактивными шедеврами. Но сейчас я нисколько не преуменьшаю авторский труд разработчиков, важно не только опираться на опыт и материальную базу предыдущего поколения, но и разбавлять его, вливая в получившуюся творческую субстанцию свои мысли и представления о том, что ждет нас через годы и десятилетия. Этим и отличаются те, кто создаёт «пророческие игры». Они вовсе не «пророки», они аналитики. Если представить наш мир в виде большой паутины, где движение одной струны приводит к колебаниям запутанной сети, то эти аналитики, используя полученные знания и личный опыт, проводят связь между выдумкой и тем, что является нашей обыденной жизнью.

На этом все. Если вы обнаружили ошибку, неточность, или знаете игру, подходящую для статьи, но в ней не упомянутую, милости прошу в комментарии. Берегите себя, и пусть все ваши самые счастливые предсказания всегда воплощаются в жизнь!

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Command & Conquer: Generals

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
11 февраля 2003
533
4.4
350 оценок
Моя оценка

Deus Ex

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | OnLive
Жанры
Дата выхода
26 июня 2000
1.6K
4.5
839 оценок
Моя оценка

Tom Clancy's Ghost Recon

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | GC
Жанр
Дата выхода
13 ноября 2001
145
4.0
69 оценок
Моя оценка

Metal Gear Solid

Платформы
PC | PS | PS3 | PS5 | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
3 сентября 1998
1.3K
4.7
891 оценка
Моя оценка

Command & Conquer: Red Alert 2

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 октября 2000
673
4.6
489 оценок
Моя оценка

Tom Clancy's Splinter Cell

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | GBA | GC | N-Gage | J2ME
Жанр
Дата выхода
18 февраля 2003
1K
4.4
643 оценки
Моя оценка

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS5 | PSV | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2001
1.2K
4.5
637 оценок
Моя оценка

Deus Ex: Human Revolution

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U | OnLive
Жанры
Дата выхода
23 августа 2011
5.4K
4.5
3 801 оценка
Моя оценка

Homefront

Платформы
PC | PS3 | X360 | OnLive
Жанр
Дата выхода
15 марта 2011
792
3.3
540 оценок
Моя оценка

Battlefield 3

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
25 октября 2011
4K
4.3
2 618 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Интересно то что в той же Homefront, сюжет кажется довольно бредовым, но армия Северной Кореи невероятно сильна регулярная армия насчитывает более миллиона человек, в резерве около 4 миллионов, а годных к военной службе около 10 миллионов, так же у них очень сильная подготовка, на Youtube есть ролики с тем что вытворяют Корейцы. Если эти даные правдивы то они превосходят по численности и как армию США, так и армию РФ, а учитывая то что они обладают еще и ядерным оружием, то такой исход событий не кажется и таким уж вымыслом.
Напоминаю, что статья не призвана разводить «политические» срачи. Кроме того, большинство совпадений — действительно ироничные совпадения. Не расценивайте такие игры, как Ghost Recon или Red Alert 2 как вестник будущего С:
а как на счет того, что кроме людей с лопатами у них ничего нет? или вы верите в их же пропаганду всесильности?
Да хоть 20 миллионов, армия с «палками и камнями» даже на роль «Зергов» не претендует ;)
КНДР еще в Splinter Cell: Chaos Theory давала люли Южной Корее и США (если память не изменяет), пока Фишер всех не спас. Причем, с убер-оружие в арсенале.
В таком случае статья раза в 4 будет объемнее) Там писатели(не фантасты при чем, ладно, некоторые фантастами были) «умудрялись» войны то предсказывать(емнип, была книга, которая описывала войну, схожую с первой мировой, хотя вышло произведение незадолго до нее, но все же).
как и ликвидация Пегантона

Ошибочка
Плюс он дико похож на Александра Лукашенко.
Спасибо за материал, еще на тему «предсказаний» можно написать про писателей-фантастов, которые предвидели современные приборы.
При таком количестве игр и сюжетов мегаконфликтов совпадения неизбежны.
Думаю, в этом заключается его претензия. Игры предвосхитили события будущего, но не само будущее.
Вот совершенно верно. Будущее предвосхитить как бы нельзя по определению)
В остальном статья понравилась.
Удивлен, если честно. Думал как обычно за грамматические докапывания шапками закидают. Добра тебе, автор))
Комбайн Николадзе — это конечно классика. С теплом в сердце вспоминаю первый SС.
Оу… ну… может быть… не помню уже, всё — таки столько времени прошло со времён 1 части.
Читай также