(Ниже имеется видео версия, так что если вам лень читать, то всю эту информацию можно просмотреть в более удобном виде).
Half Life 3 уже давно считается чем-то большим, нежели простым долгостроем. Это легенда, миф. О нём ходит так много догадок и так много предположений, что, пожалуй, столь плотным туманом загадок и таинственности не обрастала еще ни одна игра. И сегодня я хотел бы взглянуть за ширму Valve и ответить на один из главных вопросов игровой индустрии. «Когда выйдет Half Life 3?».
Думаю, ни для кого не будет секретом, что Half Life 3 уже находилась в разработке (где то в периоде с 2007 года по 2010), но к всеобщему сожалению проект оказался заморожен. Впрочем, можно уже без доли сомнения сказать о том, почему Half Life 3 отменена если не на всегда, то по крайней мере на очень долгий период, и именно это я и собираюсь сделать… Ах да, прежде чем начать я хотел бы заметить, что все нижеизложенное – это мое мнение сформировавшееся на ряде общеизвестных фактов. По этому они в какой то степени могут выть ложными (я ведь не Гейб, а всего лишь хрен с горы).
Первой причиной является творческая импотенция. Данная серия игр привнесла многое в жанр шутеров и устроила в нем настоящую революцию. Первый Half Life показал, как можно совместить сюжет и геймплей. В игре была неплохая история, прекрасная постановка и разнообразный геймплей, в котором загадки сочетались с бодрыми перестрелками.
2-я часть выйдя в 2004-м году могла похвастаться отличной графикой, великолепной физикой, прекрасным дизайном и опять-таки, проработанной историей. Обе эти игры сделали прорыв в шутерах, хотя вклад второй части был заметно скромнее в сравнении с оригиналом. Для выстрела 3-я часть должна была так же привнести в жанр что-то новое, что-то революционное, что-то, способное выделить её на фоне прочих шутеров. Только вот в наше время ни хорошей графикой, ни сюжетом, ни физикой никого особо не удивишь. То есть да, это хорошо и приятно, когда игра способна порадовать игрока приятным глазу визуалом и цепляющей историей, однако этого недостаточно для того, чтобы стать культовой. То есть проблема ясна: Half Life 3 должна была предоставить нам нечто новое… но что?
Кто-то скажет, что Half Life 3 может раскрыть себя в качестве шутера для очков VR. Но недавно разработчики из Valve официально признались, что они не планируют делать игры под очки виртуальной реальности, а если хотели бы, то не смогли, поскольку при работе с VR они столкнулись с некоторыми очень крупными проблемами (что то связанное с частотой кадров, но думаю что если там было бы что то пустяковое, то Valve эту проблему не придавали огласки).
2-я причина тесно связана с 1-й. Кто-то может сказать, что им было бы достаточно увидеть и простого шутера, просто рассказывающего историю Гордона Фримера. Однако, посмотрим правде в глаза… этот приём ничего нам не даст. То есть, если Half Life 3 окажется той же игрой что и 2-я часть, только в новой графической обертке, то Valve накроет война критики. Все будут ворчать: «Почему разработчики делали ту же самую игру больше 10 лет?». Хотя подобный случай уже имел место быть, и назывался он Star Craft 2. Впрочем, там была совсем другая ситуация, и по этой причине игру встретили тепло.
Что же до 3-го Half Life-а, то все ждут от игры очередного прорыва. Но при этом сами фанаты не знают, чего они хотят. Даже разработчики не знают, чем удивить геймеров. Если 3-я часть будет похожа на 1-ю и 2-ю, то все тут же начнут возмущаться, а если в игру добавят новые элементы, например, открытый мир или RPG составляющую, то в данном случае ярости со стороны покупателей также не избежать, ибо это уже будет не Half Life.
3-я причина заключается в продажах, а если быть точнее, то в актуальности проекта. Сам Гейб уже не раз подтверждал, что онлайновые проекты приносят огромную прибыль. В пример он приводил Team Fortress 2 или 2-ю Dot-у которая вообще является золотой жилой для Valve, так как при минимальных затратах они создали продукт, приносящий огромный доход. На фоне этих игр, такой сингловый проект как Half Life 3 выглядит не прибыльным. Вы можете сказать, что при таком раскладе в 3-ю Half Life можно было бы добавить элементы онлайна. И тут мы возвращаемся к 2-й проблеме. Дело в том, что Half Life всегда была исключительно сингловым проектом. Стоит добавить в игру онлайновую составляющую, как Half Life 3 перестанет быть Half Life-ом. К тому же, микро транзакции глубоко призираются игроками, а ведь это, пожалуй, единственный способ зарабатывать на таком проекте.
К тому же, давайте посмотрим правде в глаза, для Valve именно деньги важнее всего. И если Dota 2 будет потенциально приносить прибыль больше чем Half Life 3, то и сосредотачиваться разработчики будут именно на 2-й Dot-е.
4-й причиной можно назвать авторитет, авторитет разработчиков. В одном из своих интервью Гейб признался, что случай с 3-м Mass Effect-ом заставил его о многом задуматься. Он привел пример в то, как один прокол (а именно спорная концовка), способен поставить крест на успехе целой студии. После спорного Mass Effect 3 разработчиков всюду поджидала неудача, а травля со стороны геймеров вынудила глав студии покинуть свои места. Гейб не желает оказаться на месте Рэйа Музики, по этой причине он и не желает рисковать с Half Life 3.
Да и будет лучше, если в игроках будет жить вера о выходе Half Life 3, чем разочарование о его провале.
А что же по поводу steam machine, спросите вы. Вполне возможно, что Half Life 3 будет эксклюзивом для новой консоли от Valve. Однако… это не так. Во-первых, steam machine по сути своей являются просто мощными компьютерами, а не консолями типа Xbox (ну или PlayStation, где все еще сложнее) со своей особенной архитектурой, да и к тому же steam machine работают на Steam OS, которую можно поставить на любой PC. От сюда пропадает смысл в эксклюзивности проекта.
И так, я перечислил 4 причины по которой мы не увидим третий Half Life. Есть мизерная доля вероятности, где-то 1 процент из 100 что Гейб таки найдет выход из данной ситуации и порадует нас выходом игры-легенды. Но как показывает практика, в отмене крупных проектов нет ничего необычного. Beyond good and evil 2 и Stalker 2 тому подтверждение. Однако, как говорится, надежда умирает последней.
Лучшие комментарии
Давайте будем откровенными — а вторая часть что нового вобще привнесла в жанр? Это был отличный шутер, в котором не было ничего революционного. Собственно,
— та же фигня. Мы тогда радовались графике и сюжету второй халвы, и Havok'у, но это не было революцией, опять же. Нас уже тогда дразнили объёмным освещением и великолепными шейдерами в грядущем F.E.A.R., мы уже успели потрогать красивый Far Cry, в котором даже строения разлетались от взрывов, у нас уже был PhysX.
Да, вполне достаточно. Нам это даст продолжение истории, разработчикам — так или иначе офигеть какие продажи, просто потому что это Half-Life. Да, "Valve накроет война критики", но посудите сами — им в любом случае нужно прыгнуть на голову выше себя, чтобы этого не случилось — ведь многие серии рано или поздно скатываются, а критики всё равно не избежать.
Актуальность? Весь интернет ноет по поводу третьей халвы. К гадалке не ходи, продажи будут огромными, ибо это не сомнительный дебют какой-то серии игр от какой-то инди-студии. Онлайн-онлайном, но без сингловых проектов-то тоже нельзя.
Хотя, несмотря на такую кучу контраргументов, с автором в общем согласен.
Все остальные причины и моменты крайне маловажны. Влили бы достаточно денег в пиар, люди бы сами подхватили, продажи были бы отличными, возможно даже игра вышла бы так себе, но игрокам дали бы какое нибудь длс или скинов для доты — и все бы опять кричали что Гейб — святой человек. Но смысл, когда все эти продажи ХЛ3 можно получить просто сделав усилиями парой человек за 2 недели скинчик для кса или доты. Прибыль та же — трудозатраты в 100 раз меньше.
В штате Valve по разным данным от 300 до 400 человек. И это на ВСЕ проекты: steam, steam os, steam machines, greenlight, workshop, VR, DotA, CS, TF, Source 2, всякие исследования и разработки. Для сравнения в одном только Ubisoft Quebec примерно столько же сотрудников. Т.е. штат одного подразделения Юбиков (фактически команда разработки AC: Syndicate) = весь Валв целиком.
Когда разрабатывалась HL2, на вентилях не висело такое количество направлений, как сейчас. Да, они могут выделить небольшую команду, которая будет потихоньку пилить «что-то» с названием HL3. Возможно это «что-то» даже пилится уже сейчас. Но на быструю (год-два) разработку современного шутера, а тем более прорывного крышесносного шутера, у валв тупо не хватит людей.
Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что Valve не может сейчас сделать HL3. Может, просто с черепашьей скоростью. Юбикам такие штаты нужны из-за конвеерности. Они вынуждены клепать вышки каждый год. Бизнес модель такая: больше ассасинов богу ассасинов. Опять таки для сравнения. Штат сотрудников MachineGames (разрабы нового Wolfenstein) 50-60 человек. Разработка New Order у них заняла примерно 3 года. И это им еще Беседка скорее всего помогала и не только советами. Вот и думайте, считайте, прикидывайте.
А чтобы быстрее нужно больше людей. Разумеется, можно привлечь инвестиции и расширить команду. Под одно только название Half Life 3 Гейбу весело и с песнями занесут парочку олимпиардов. Вот только это противоречит его убеждениям о независимости компании и найме сотрудников.
____________________________________________________________________________________
2. Доставать козырь из рукава нужно в подходящий момент.
Сейчас на взлете находятся сессионки с мультиплеером. С одной стороны, это означает меньшую конкуренцию в сегменте сингловых шутеров, т.е. момент вроде бы подходящий. Да и Wolfenstein с Bioshock Infinite показали, что сингловые шутеры все еще продаются. Но с другой стороны, было бы свинством выпустить HL3 не на Source 2 и без поддержки Vulkan, про который столько разговоров и который все еще не готов. Т.е. может и есть что-то для внутреннего пользования, но в «широкий прокат» технология не запущена, и когда будет запущена неизвестно.
Так что ожидать анонса новой халвы раньше завершения разработки Vulkan я бы не стал, а это год как минимум. Возможно их даже анонсируют одновременно, чем черти не шутят, но это уже гадание на кофейной гуще. В конце концов, козырь-то в рукаве Гейба, ему и решать какой момент подходящий. Если он решит, что продвигать Vulkan можно и без помощи HL3, то и анонса никакого не будет. Будет, например, DotA 2 с поддержкой Vulkan и переиздание второй халвы и эпизодов на новом сурсе.
Если еще проще и короче, то подходящим будет такой момент, когда выпуск HL3 принесет Valve максимальную пользу, а не просто «порадовать фанатов и деньжат срубить».
Вот собственно и все.
Ну да ладно, шутки шутками, но в Valve прекрасно понимает, чего хотят фанаты. Фанаты хотят новый шутер про Гордона Фримена и завершение сюжетной арки Аликс Венс. Новшества, ясен пень, должны заключаться не только в циферке и новом сюжете, но еще в геймплее и в основной теме игры. Основной темой 1й части было примерно вот это: сюжетный боевик, игрок оказался в центре конфликта между инопланетными вторженцами из параллельной вселенной и войсками Black Mesa, которые пытаются все подчистить после неудачного эксперимента. Основной темой 2й части было: антиутопия по Оруэллу, игрок — живая легенда и последняя надежда сил сопротивления.
Актуальность HL3 сомнения не вызывает. Халва, как и ГТА, всегда актуальна. И тут даже не в прибыли дело. Понятно, что доход от ДотАна и комиссионные Steam в долгосрочной перспективе переплюнут прибыль любого синглового шутера. Вся фишка в том, как выпустить HL3 с максимальной выгодой для компании.
И кстати, а с чего все решили, что новая часть будет номерной? Это запросто может быть Half Life «какое-то_слово», особенно если учесть какой бардак нагородили с эпизодами. Заодно появится повод потраллить игроков — да это HL, но все еще не 3.
Вероятно пропустил.
И хорошим примером послужил бы Дюк, которого кто только не поносил.
Точная выверенность деталей была в этом шутере. Сама шутерная часть как раз обычная: вот тебе ствол, вот тебе другой, аптечки, враги — иди убивай. Но «халфа» это не «колда». Только ты начал пресыщаться погонями, как тебе презентуют стрельбу, за ней несколько минут решения задачи по продвижению дальше. Наигрался с физикой — и вот на помощь уже спешит скоростная поездка на лодке или багги. Муравьиные львы (сначала против, затем «за» — различный экспириенс), тюремная оборона с турелями — да эту игру можно было пытаться пройти залпом, и она не надоедала, столько всего в ней было! Чего у ХЛ2 точно не отнять, с каждой пройденной главой он продолжал удивлять, особенно вознаграждая тех из игроков, кто кропотливо изучал каждый угол и экспериментировал с данными ему возможностями. Я застал множество игр, и должен отметить, что не так уж много образцов того времени могло настолько удачно запасть в душу.
Ведь не зря игра приобрела звание культовой. Не из-за стеснительной улыбки Гейба же.
По-моему, следует принять во внимание тот факт, что движок сурс уже разменял второй десяток, однако игры на нём перестали делаться лишь относительно недавно. Ясен пень, всегда можно сказать «А вот в рэд фэкшн вообще разрушаемость глобальная была, а сурс так не может азаза», но тем не менее — вэлв сделало что-то удобное, качественное, не особо требовательное к производительности и устраивающее всех. Что-то, на что ещё долгое время равнялись другие студии.
Я так считаю: третью часть делать без прорыва никак нельзя, нужно держать марку. А вот эпизоды вполне можно было бы продолжить/закончить достойно. Это как раз тот случай, когда нового ни в геймплейном, ни в технологическом плане не ждут, а следят за развитием сюжета и только.
Да, пока вы воспринимаете сказанное мной о PhysX как о игре с его использованием. «У нас был PhysX» = «Этот физический движок уже существовал и мы его видели». Я говорил о движке а об игре, не стоит так придираться к словам.
Призрение — это опека, попечительство.
Презрение — отвращение.