Пока все прогрессивное человечество наслаждается ведьмаком (иногда, даже ценой собственной видеокарты), я решил поговорить об играх с несколько иной стороны – образовательной.
Мы привыкли, что видеоигры — это индустрия развлечений.
Мне очень нравится определение «игр» из Большой Советской энциклопедии
«это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе».
Абсолютно точное, верное со всех сторон толкование игр, как говорится — комар носа не подточит. Естественно, когда Искра Борисовна Даунис писала это определение в монументальную Советскую энциклопедию, никто и мечтать не смел о каком-нибудь «Pong».
Сегодняшние игры далеко ушли от своих прародителей, это уже не горстка пикселей, бегающая по экрану с условным сюжетом (не в обиду любителям пиксель-арта). Разработчики создают целые вселенные со своими правилами и законами, вспомнить хотя бы The Elder Scrolls. Фактически игры преодолели «детскую болезнь» и стали в ряд искусств наравне с кинематографом, театром, музыкой, балетом и другими. Соответственно, видеоигры используются и как средство самовыражения, и как способ получения нового опыта (хотя английское слово experience, в данном контексте, мне нравится больше).
Но что-то я отвлекся, оставим заумные речи, и перейдем к сути темы. Ни для кого не будет новостью, что познание мира через игры самый простой путь получения новых знаний, вспомните, хотя бы, как вас учили в начальной школе. Я — историк, и разговор дальше пойдет о видеоиграх, связанных с этим предметом.
Понятное дело выучить историю по играм — затея гиблая, но при правильной подаче они выполнят две важнейшие цели. Первая — заинтересовать. Что может быть лучше игры, раздувающей искры любопытства, которые могут зажечь фитилек интереса. Интереса узнать, как было на самом деле, и отделить зерна от плевел. Вторая из целей – показать. Фактически видеоигры открывают дверь в живой музей. Почти настоящие экспонаты на мониторе, жизнь и быт народов в реальном времени – прекрасная почва для иллюстрирования эпох.
Некоторое время назад я трудился в одном образовательном учреждении и преподавал студентам, как вы уже поняли, историю. Нужно заметить, что моя дисциплина была не профильным предметом, и изучалась на первом курсе всего один семестр. Понятно, что дать какие-то знания за это время просто нереально, поэтому львиную долю времени приходилось вытрясать из голов то, что осталось там после школы. А оставалось там мало. Очень-очень мало.
Уставая от очередных опусов студентиков типа: «Рюрик убил Аскольда и Дира правящих в Новгороде», «Китай захватила Финикийская империя» или «Маленков ликвидировал крестьянские выкупные платежи». Находясь на грани раздробления черепной коробки от очередного facepalm’а, чтобы не потерять веру в человечество, я начинал беседу на околоисторические темы, дабы на простых и понятных примерах донести суть исторических процессов. Среди прочих тем чаще всего всплывали игры. Большинство играли во всякие ММО, типа «танчиков» или Dota. Я искренне удивлялся, сколько людей играют в игры, что удивительно даже некоторые девушки не брезговали какой-нибудь аркадкой. Вот тогда-то я и решил советовать и обсуждать игры, которые хоть как-то отражали бы историю.
Естественно, первой все вспомнят именно про эту игру. И не удивительно: в ней причудливым образом сочетается все, что необходимо для погружения в атмосферу Великой войны. Прекрасный сюжет, подчеркивающий весь беспощадный ужас войны: как из-за политики рушатся семьи, а вчерашние друзья вынуждены стоять по разные стороны баррикад. Персонажи проработаны, хотя Ubisoft полностью от клише избавится так и не удалось. Интересная подача и стиль, гротескно показывать все ужасы войны потрясающая идея: карикатурные, мельтешащие фигурки, на фоне шуточных взрывов рассказывают страшную, серьезную и реалистичную историю о людях, любви, верности и… человечности.
Но не сюжетом единым хороша Valiant Hearts. Игра наполнена историческими справками, которые легко написаны и дают общее представление о реальных боевых действиях. Коллекционные предметы, разбросанные по уровню, дополняют картину войны: вот солдат пишет, что война не продлится больше 3 месяцев (так считали все воюющие державы), а вот вещи, которыми пользовались фронтовики. Находишь такой предмет, и весь иронический налет, вызванный картинкой, тут же опадает, открывая истинный, пугающий оскал той далекой войны.
Великая война вообще осталась в тени Второй мировой, про нее обычно мало знают, особенно в России, и трудно себе представить лучший наглядный «учебник», окунающий в атмосферу Первой мировой войны.
К превеликому сожалению, с данной серией игр я познакомился только с выходом Empire, и поэтому имею смутное представление об играх до 2009 года. Total War впитала в себя лучшее из стратегических серий: пошаговую тактическую составляющую на глобальной карте и битвы в реальном времени. Если позволите, «образовательный потенциал» всей серии я опишу на примере сравнительно недавней Total War: Rome II.
Трудно представить себе игру, которая настолько хорошо передает настроение Античной эпохи. Запуская ярлычок на рабочем столе, тут же с головой погружаешься в борьбу племен и народов, пропитываешься духом эллинизма и варварства, усваиваешь быт городов и поселений. В этот прекрасный коктейль еще бы щепотку политических интриг и вышла бы идеальная стратегическая игра. Creative Assembly постоянно проделывают колоссальную работу, создавая не только интересный геймплей, но и подробнейшие декорации. Воины аутентичны настолько, насколько это вообще возможно, штурмы городищ прекрасно поданы и обставлены, здания и юниты можно долго рассматривать, сравнивая с реальными прототипами.
Total War ценен как раз своей атмосферой, где еще можно не только разглядывать воинов разных стран и их боевые построения, но и столкнуть их лбами?
И вообще любой шутер о Второй мировой войне, на вскидку: Sniper Elite, Battlefield, Medal of Honor, Call of Duty. Так почему же все эти игры не годятся в образовательных целях? Ответ скрыт в самом игровом процессе. Любая геймплейная механика нацелена на то, что бы игроку было интересно продолжать играть (мы ведь помним, что мотив игры лежит не в результате, а в самом процессе). Естественно, гейм-дизайнеры из кожи вон лезут, дабы разнообразить стрельбу и наполнить тир нацистами как можно плотнее. За игру можно уложить столько неприятеля, сколько не снилось Симо Хяюхя и Владимиру Салбиеву вместе взятым. Но одним этим дело не ограничивается. Из-за скоротечности игр такого плана смена декораций просто молниеносная, а обстановка поля боя отражает не приближенную к реальности, а «коридор» с препятствиями: здесь пригнуться, здесь быстро-быстро бежать, а вот тут ползти. Все это в угоду геймплею, в «реальность» играть не интересно.
Но все же, следует признать, что и у подобных шутеров есть чему «поучиться». Вспомнить хотя бы «День Д» из Call of Duty 2: шикарная постановка, естественно, вдохновлена фильмом Спилберга, но от этого она не становится мене шикарной. А на два курса младше меня учился парень, который выучил огнестрельное оружие Второй мировой, играя в шутеры.
Предчувствую недоумевание. Игра про развитие цивилизации от каменных орудий до ядерной программы не может быть неисторичной. А вот и может, даже более – в ней вообще ничего нет от истории. Чтобы расставить все точки над i, должен заметить, Civilization, наверно, лучшая стратегическая игра всех времен и народов, и не удивительно что она породила вал подражателей. Даже сегодня геймплей Civilization является эталонным для игры этого жанра.
Но ценность Цивилизации как «образовательно-исторической» игры — ничтожная. Известные исторические личности, чудеса света – всего лишь антураж, узнаваемый атрибут для ассоциаций с реальным миром. И древо развития технологий с известными цитатами не более чем приятный штрих. Стоит ли говорить об использовании Civilization, как окна в древность? Конечно же нет, несмотря на то, что игра великолепна, и даже пытается заигрывать с реальной историей. Я бы никому не посоветовал ее как образчик историзма.
Неожиданно, да? Wolfenstein: The New Order прекрасный пример того, как нужно создавать мир игры. Уже из трейлеров видно как MachineGames работает с реальным и альтернативным мирами: сброс атомной бомбы на Манхэттен (ирония, не правда ли?), высадка на Луну, Битлз-нацисты. А Четвертый чемпионат мира по футболу в Бразилии?
Все трейлеры я смотрел с замиранием сердца и радовался, как ребенок, выходу новых — настолько классно все было подано. И самое главное, игра не подкачала: бодрый шутер с прекрасным выверенным и проработанным альтернативным миром, подробности о котором постоянно всплывают во время игры. И магия в том, что эти заметки интересные, с постоянными отсылками, то, что принято называть «якорями». В общем круто.
Естественно, советовать ее в «образовательных» целях сомнительная затея. Но тем, кто владеет культурным и историческим багажом, настоятельно рекомендую приобщиться к этой замечательной игре.
Пожалуй, на этом завершим повествование, хотел рассказать еще о нескольких играх, но поскольку не являюсь большим любителем полотен текста, на этом все, надеюсь, вы не заснули.
Лучшие комментарии