10 июля 2014 10.07.14 101 71K

Valiant Hearts: The Great War: Обзор

Когда мы слышим словосочетание «игра по Первой мировой», какой жанр приходит нам в голову первым?

Вероятно, стратегия. Или тактический шутер. Все эти масштабные бои, смертоносный газ в качестве одного из типов вооружений, первые танки — благодатнейшая почва для хорошей военной стратегии с исторической подоплекой.

Valiant Hearts: The Great War — вроде бы и о том, и не о том одновременно. Тут постоянно массово гибнут люди, падают снаряды, пасторальный пейзаж заволакивает облаками иприта, но все это только фон. Фон для приключений нескольких «маленьких людей», чьи жизни попали в гигантскую военную мясорубку совершенно не потому, что кто-либо из них хотел быть героем.

Так что нет ничего удивительного в том, что новый проект Ubisoft Montpellier никакая вовсе не стратегия, а помесь платформера с адвенчурой: именно такой формат лучше всего подходит для того, чтобы рассказать историю, а не «понагибать» в окружении тех или иных декораций.

У Фредди есть хобби. Ему нравится работать кусачками. Когда до горла злейшего врага никак не удается добраться, это занятие очень успокаивает нервы.
У Фредди есть хобби. Ему нравится работать кусачками. Когда до горла злейшего врага никак не удается добраться, это занятие очень успокаивает нервы.

Нет никакой темной стороны

Жила себе мирная семья французских фермеров — глава семейства по имени Эмиль, его дочь Мари, ее муж Карл и их новорожденный сын Виктор. У них было все хорошо, они упорно трудились на своей земле, и ни одного из них совершенно не волновало, какой там процент французской, а какой — немецкой крови течет в жилах Карла.

Этот вопрос внезапно оказался животрепещущим, когда пришла война. Молодого мужчину забрали в ряды прусских вояк, а спустя некоторое время служить пошел и его тесть — только уже по другую сторону баррикад.

На войне Эмиль познакомился с Фредди, американцем, имеющим личные причины для того, чтобы страстно желать смерти одного немецкого генерала — барона фон Дорфа — и повсюду за ним гоняться. Позже к друзьям присоединилась юная медсестра Анна, которая отправилась на фронт, чтобы найти своего отца.

Вот и швыряет всю эту развеселую компанию из одной «горячей точки» в другую — в основном освещаются военные действия на территории Франции. Зловредный барон повсюду летает на дирижабле, убить его окончательно и бесповоротно никак не получается, а героям по дороге приходится уворачиваться от падающих с неба снарядов, вытаскивать из-под осколков раненых, не особенно разделяя их на «своих» и «чужих», оказываться на волосок от смерти и больше всего на свете мечтать о воссоединении со своей семьей.

Здесь действительно нет темной и светлой стороны. Нет хороших французов и плохих немцев или наоборот. Анна лечит всех подряд — и мирных жителей, и солдат, вне зависимости от цвета формы последних. Эмиль и Карл готовы спасать друг друга в любой ситуации. Впрочем, это не мешает главным героям оглушать караульных со спины или швырять зажженный динамит в укрытия пулеметчиков, если иначе никак не удается пройти. На войне как на войне — тут уж ничего не поделать.

Из снарядов получается прекрасный лифт для песика.
Из снарядов получается прекрасный лифт для песика.

Не разрывая на себе рубашку

Сценаристам удалось найти какой-то очень верный повествовательный тон — спокойный, выдержанный, почти будничный. Одна из грандиознейших трагедий ХХ века то рядится в нарочито дурашливые «одежды», то описывается сухой суммой фактов, то и вовсе проскальзывает вроде бы незначительным обрамлением сюжетных событий.

Анна едет на фронт в парижском такси под звуки канкана. Эмиль и Фредди весело выживают под артиллерийским обстрелом, а рядом штабелями валятся убитые солдаты. Герои часто заняты совершеннейшей «бытовухой»: скажем, поиском пера и чернил, необходимых, чтобы написать письмо домой. Вот только сосредоточиться на простых, относительно мирных задачах им не дают — планы каждый раз нарушает то вой сирен, то приказ идти в атаку, то просто очередная бомбардировка. Нам предлагают воспринимать происходящее как нечто неизбежное и привычное. Вероятно, примерно так относились к бомбардировкам и настоящие солдаты после нескольких месяцев сидения в окопах.

В этой обыденности, иногда граничащей с фарсом, как раз и заключается секрет, благодаря которому Valiant Hearts: The Great War производит такое сильное впечатление. В обыденности, а еще — в ощущении беспомощности перед военной машиной, с которой ни один из героев ничего не может поделать, как бы ни пытался. В конце концов, у них ведь даже нет оружия!

Эмиль повсюду ходит то с лопатой, то с гигантским черпаком. Максимум, на что он способен, — выкопать яму да стукнуть зазевавшегося патрульного этим своим нехитрым инструментом по затылку. «Фишка» Фредди — кусачки, которыми очень удобно перекусывать проволочные заграждения. Понятно, что на орудие убийства они тоже не тянут. Есть, правда, динамит и гранаты, но наши персонажи используют их преимущественно для решения головоломок. Перед огнестрельным оружием — да что там, даже перед обычным штыком или саблей! — герои беззащитны. Как беззащитны и перед законами бессмысленной и беспощадной войны. Теми самыми законами, что предписывают солдатам идти в атаку даже тогда, когда очевидно, что речь идет уже не столько об атаке, сколько о бойне.

Поварешка выручает Эмиля в любой ситуации. Он, можно сказать, половину войны с поварешкой прошел.
Поварешка выручает Эмиля в любой ситуации. Он, можно сказать, половину войны с поварешкой прошел.

Дайте мне рычаг — и я что-нибудь переверну

О сюжете, атмосфере и стилистике Valiant Hearts хочется говорить долго и взахлеб. Геймплей таких восторгов явно не вызывает. Разработчики используют достаточно шаблонные приемы организации игрового процесса, которые к тому же часто повторяются и, как следствие, быстро надоедают. «Платформерная» часть состоит преимущественно из экшен-сцен, связанных с убеганием из-под снарядов или своеобразными гонками на соответствующих эпохе транспортных средствах. Перепрыгивания с платформы на платформу в игре нет. Персонажи вообще не прыгают, если уж на то пошло.

«Адвенчурная» сторона геймплея представлена в основном задачками в духе «найти утерянную рукоятку от рычага, вставить ее на место и дернуть». Или «покрутить вентиль, чтобы опустить платформу, посадить на нее собачку, покрутить снова, чтобы поднять платформу». Повторять эти нехитрые манипуляции приходится бесчисленное количество раз в самых разных локациях. Интересные задания время от времени встречаются — скажем, не лишено некоторого изящества решение проблемы завалов в соборе Ипра, где нам придется кое-что сделать с колоколом, используя законы акустики. Но даже в таких, «нестандартных» случаях долго раздумывать над задачей не приходится — все элементарно, Ватсон. А если вдруг кому станет недостаточно элементарно, всегда можно воспользоваться встроенными подсказками, разъясняющими стратегию действий буквально на пальцах.

Кстати, мы не случайно упомянули собачку. Она здесь чуть ли не ключевой универсальный решатель проблем. Милый песик прибивается к Эмилю в самом начале повествования, впоследствии же с удовольствием служит и Фредди, и Анне, и Карлу. Четвероногий друг способен приносить предметы — те же рукоятки от рычагов и гранаты, например, — отвлекать врагов и пробираться через узкие лазейки, куда при всем желании не пролезет человек.

Вопрос перемещений и многомерности решен здесь довольно необычно в принципе. В целом игра двухмерна. Герои передвигаются только справа налево или слева направо. Однако многие двери, лазы и арки расположены не у правого края экрана, как это обычно бывает в аналогичных случаях, а в глубине. То есть игрок оказывается лицом к проходу, а не боком. Стоит «активировать» такую дверь — и персонаж мгновенно оказывается в другой локации, которая часто представляет собой нечто вроде заднего плана предыдущей картинки. Такой подход позволяет создать ощущение объемности изображаемого мира, даже несмотря на полное отсутствие какого бы то ни было 3D.

Французским городам здорово достается. На войне никто не жалеет архитектуру.
Французским городам здорово достается. На войне никто не жалеет архитектуру.

Звуки и запахи войны

При первом знакомстве с Valiant Hearts может сложиться впечатление, будто своеобразная «мультяшная» графика, граничащая кое-где с откровенной карикатурой, чересчур несерьезна для попытки создать панораму нескольких страшных лет Первой мировой. Но чем глубже мы ныряем в созданную разработчиками атмосферу, тем очевиднее становится, что этот визуальный стиль тоже отлично работает на общую идею. Грубо, несколькими штрихами очерченные лица героев как нельзя лучше подходят для «маленьких людей», затерянных в кровавом тумане войны. Нарочитая небрежность линий, из которых складываются местные ландшафты, на самом деле оборачивается мельчайшей прорисовкой деталей и обширными военными панорамами, подчас — на фоне подчеркнуто идиллических пейзажей. Бесполезные для игрового процесса коллекционные предметы, разбросанные по укромным закоулкам, — живые фрагменты эпохи, потому что за каждой вещицей стоит небольшая историческая справка. Часть таких находок — это письма, реальные тексты писем, которые писали солдаты с фронта своим родным и близким.

Наконец, невозможно не сказать хотя бы пару слов о звуковом оформлении. Если сюжет и графика составляют половину атмосферы, то вторую половину можно по праву счесть заслугой композитора и звукорежиссера. Диалогов в привычном понимании здесь нет, но персонажи то и дело произносят небольшие фразы на разных языках. Каждый — на своем. Мы идем по полуразрушенному городу и слышим, как в одном углу какой-то человек отчаянно зовет на помощь, в другом — плачет ребенок, в третьем — стонет раненый, и на все это накладываются звуки пулеметных очередей и воющих сирен. Война не способна на разборчивую речь, но ее отчаянные голоса слышны повсюду. Голоса, рядом с которыми звучит чудесная и всегда очень уместная музыка — то тревожная, то пронзительно-печальная, то дурашливо-гротескная.

Стрельба по живой мишени — любимое развлечение немецких генералов.
Стрельба по живой мишени — любимое развлечение немецких генералов.

Valiant Hearts: The Great War — тот самый парадоксальный случай, когда игру нельзя назвать потрясающей потому, что геймплей здесь — самое уязвимое место. Но в то же время было бы неправильно отказать творению Ubisoft Montpellier в праве именоваться потрясающим в глобальном смысле слова. Разработчикам удалось рассказать историю о людях в эпоху Первой мировой без удушающего пафоса и пронафталиненной выспренности. Рассказать так, что зацепило.

Плюсы: по-настоящему берущая за душу история; безупречно выдержанная стилистика и атмосфера; удачный саундтрек; оригинальная графика; тщательно подобранная коллекция исторических фактов.
Минусы: несколько однообразный геймплей.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Valiant Hearts: The Great War

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
24 июня 2014
2.6K
4.5
2 296 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я купил игру за 799 рублей и не жалею!)))
Кто успел купить игру за 6.99 рублей? ))
Успел и купил.
Прошел и был изумлён.
Стало стыдно и купил снова по дефолтной цене.
А где сам Видео-Обзор?
Я то думал такие шедевры в первую очередь должны обозревать. Тем более игра то короткая…
> Watch Dogs
> сделали каждого персонажа уникальным и неповторимым

> Valiant Hearts
> сделали простых персонажей

Это ещё как посмотреть, где персонажи качественней проработаны.
Я уж думал, вы ей «похвально» влепите. Хорошо что ошибся. А самое главное, что выводы совпадают с итоговой оценкой. Классный обзор.
Игра очень грустная и на столько мило нарисована, что в некоторые моменты, аж слезу пробивает.
Если честно, мне кажется что сделать игру за 7 рублей было очень грамотным пиар-ходом. Что про Dark Souls, что про Valiant Hearts говорили очень много и очень долго, тем самым привлекли внимание не знающих о проекте вообще.
Не уверен, что могла бы быть такая ошибка, скорее всё же пиар ход, люди закупили, остались очень довольны и вскоре остальные стали покупать по большей цене уже по рекомендациям. В другом случае игра бы не пользовалась таким ажиотажем.
Потому что Германия после войны тоже была в нищете и в разрухе. Идеальная почва для создания политической силы с основной ставкой на идеологию, дабы люди не возникали по поводу своего бедственного положения. Так всегда было, так есть и сейчас. Современная Россия сейчас по такой же концепции работает — в стране все плохо, придумай больше законов, которые что-то запрещают. А понастроить кучу танков можно и за несколько лет, которые были у Германии за перерыв между первой и второй войной.
Вот только-только сегодня прошёл. Будто хорошую книжку прочитал.
Теперь я могу на вопрос «Лучшая игра от Ubisoft 2014?»
Ну тут каждому своё, я уже закалён The Walking Dead и The Wolf Among Us, поэтому за игру серьёзные эмоции испытал всего пару раз, ну и в конце немного поплакал. Однако, за игру я не раз задумывался о войне и о том, что она творит с людьми и народами. История проста, но в этом вся её прелесть. А вот насчёт мультяшности несогласен — всё прорисовано до мельчайших деталей, поэтому получается не хуже (а может и лучше), чем с обычной графикой. Другое дело — наигранная несерьёзность, вот она реально выглядит не очень, чего стоят валяющиеся бочки на дорогах Парижа и скоростная бронемашина с кучей артилерийских пушек и пулемётом.
С оценкой полностью согласен!
Это даже не игра. Это изумительно рассказанная история. Когда я её проходил у меня возник вопрос: Почему нам столько рассказывали о второй мировой войне а про первую практически нечего? Я даже просмотрел современные учебники истории. В них все просто «Первая мировая война 1914-1918 годы...» пара фактов и все. А игра которая по своему назначению должна развлекать, несет такой сильный эмоциональный ряд, показывая самые страшные моменты войны, про которую мы почти нечего не знаем.
Особенно меня поразило «Наступление по Дамской дороге», кто прошел тот поймет.
Я плакал как девочка к концу игры. Единственное, что могло заставить меня пустить мужскую скупую слезу до этого — это «Форрест Гамп», момент с Баббой во Вьетнаме. А тут просто литровое ведро нужно было иметь при себе.
Не, одно дело Dark Souls которой уже пару лет, а другое дело новый проект. Я, конечно, не исключаю возможность ошибки, но уж очень удачная она была, по-моему мнению.
в играх главное сюжет и атмосфера

Надеюсь, что юбики это поняли.
Читай также