Доброго времени суток, уважаемые пользователи StopGameRu.
Не так давно увидел свет релиз игры Beyond: Two Souls или, в нашем русском переводе, За Гранью: Две души. Разрабатывалась она компанией Quantic Dream, известной по таким играм как Fahrenheit и Heavy Rain, а издавалась компанией Sony. Данный проект разрабатывался эксклюзивно для консоли Playstation 3 и стоил издателю, по слухам, 27 миллионов долларов. Сразу после выхода игра получила сильно разнящиеся оценки от критиков и игроков.
Некоторые ставили ей высочайший балл и приравнивали к лучшей игре для PS3, некоторые — ставили среднюю оценку и называли главным «разочарованием» этого года.
Дэвид Кейдж — сценарист и геймдизайнер всех игры компании Quantic Dream(далее просто QD) после оценок ведущих игровых журналов дал свое мнение про вышедшую игру. В ответ на то, что его игры — это не игры, а кино, Кейдж ответил:
«Никому не дано судить, что есть игра, а что — нет».
Логично, ведь как главный разработчик и глава студии Дэвид будет защищать свое творение и доказывать оппонентам как они ошибаются.
На свете есть три вида мнений: мнение критика, мнение игрока и личное мнение, которое может сильно отличаться от двух предыдущих. Оценив игру как «неоднозначную», критики сами подтолкнули меня исследовать и проанализировать, что же на самом деле игра представляет собой.
Полагаю, что вам немножко надоело читать это затянувшееся вступление, посему я начинаю свое повествование.
Признаюсь, что игру я ждал, причем ждал сильно. Fahrenheit я прошел совсем недавно, буквально в апреле-мае, так как вообще не интересовался подобным жанром как «интерактивное кино».
Никогда я так сильно не ошибался. Уже буквально через 2 часа игры, я почувствовал что вот она — игра моей мечты. Ведь в ней есть все и одновременно — ничего. Ведь иногда хочется на время забыть про бесконечные шутеры, стрелялки, стратегии, платформеры, которые в огромных количествах выходят сейчас. Хочется просто отдохнуть, почитать что-нибудь интересное, посмотреть фильм. В QD хорошо это понимали когда создавали Fahrenheit. Игра поражала отношением к мелочам: декорации, сюжет, да и просто свободные возможности — чем дальше, тем больше.
Сыграть на гитаре? Легко! Выпить кофе? Почему бы и нет?
Любое действие вы можете контролировать и сами решаете за своего персонажа что стоит ему делать, а что — нет.
В 2010 году QD выпустила свой второй проект в жанре «Интерактивное Кино» — Heavy Rain.
История о таинственном убийце, который возле трупов оставлял оригами в виде журавликов буквально взорвала игровое сообщество. Высочайшие оценки критиков и игроков, лучшая игра для PS3 того года — несомненно, все это было действительно огромным успехом. Продажи игры превысили 3 миллиона копий, в денежном эквиваленте — свыше 100 миллионов евро.
Огромные цифры, вы не считаете? И ведь только для PS3!
В QD понимали, что главный успех их игр — в необычности. Сюжет — вот что цепляло, не давало закончить игру до самого конца. Ну и, разумеется, внимание к мелочам. Поэтому, когда была анонсирована Beyond Two Souls, внимание тысяч игроков обратилось на нее. И ведь действительно было почему!
Зная, что особое отношение к деталям — их коронка, QD пригласили на роль персонажей таких знаменитых актеров как Эллен Пейдж(«Леденец», где она ловит педофила, «Люди Икс: Последняя битва» — роль Китти Прайд, ну и, разумеется, пик ее известности — роль Ариадны в высокобюджетном блокбастере«Начало». Вспомнили? Ну и хорошо) и Уильяма Дефо(«Святые из трущоб 2: День всех святых», где сыграл агента ФБР Пола Смекера, и визитная карточка актера — роль Нормана Озборна aka Зеленый Гоблин в трилогии Сэма Рэйми «Человек Паук»).
На роль второстепенных — но отнюдь в сюжете игры — были также взяты такие актеры как Эрик Винтер(играл в нескольких эпизодах сериала C.S.I.: Место Преступления, а также роль парня Эбби в фильме «Голая правда») и Кадим Хардисон(у него нет особо известных ролей, но из примечательных можно отметить роль адвоката Говарда Гемейнера в сериале «Доктор Хаус»). Впечатляющий список, не правда ли?
Все игры QD славились своей реалистичной анимацией — особенно лицевой, ведь в далеком 2005 году это было весьма затратно. Но в Beyond: Two Souls разработчики превзошли сами себя. Анимация выглядит настолько реалистично, что в какой-то момент я подумал, что смотрю настоящее кино.
Отдельной похвалы заслуживает лицевая анимация — все передано с поразительной точностью: губы, брови, глаза, даже складки кожи! Вкупе с отличной озвучкой — просто услада глаз и ушей моих.
В начале игры можно выбрать язык диалогов, субтитров и даже меню — отдельное спасибо разработчикам и издателю за то, что не стали урезать для отдельных стран такие опции, ведь иногда русская озвучка бывает настолько ужасной, что хочется выброситься из окна.
Локализация в Beyond: Two Souls если и не образцовая, но очень близка к ней. Для примера, Уильяма Дефо в русской локализации озвучил Валерий Кухарешин — он же озвучивал Дефо в трилогии Сэма Рэйми «Человек Паук». Голос Пэйдж приятный, добротный, уши не молят о пощаде после 5 минут прослушивания. Все остальное сделано тоже отлично, хотя порой у меня было чувство, что в некоторых сценах не хватает парочки звуков для атмосферы. Но это уже мои претензии.
В титрах указано, что игра посвящена Норману Корбею, бывшему композитору QD, который написал саундтреки к таким играм как Heavy Rain и Beyond: Two Souls.
Последний он, к сожалению, не закончил, так как умер в январе 2013 года от рака поджелудочной железы. Флаг саундтрека подхватил Лорн Бэлф(Lorne Balfe), который был композитором многих известных фильмов и игр, для примера: Crysis 2, Assassin's Creed III, Call of Duty: Modern Warfare 2, из фильмов: «Начало», «Ангелы и демоны», «Железный человек», «Тёмный рыцарь» и другие. Вместе с ним над саундтреком работал и сам Ханс Циммер(«Пираты Карибского моря», «Код да Винчи», «Человек из стали», «Падение „Чёрного ястреба» и многие другие).
Итог превосходит все ожидания. Возможно саундтрек не особо запоминается после прохождения, однако во время игры не ощущается ничего лишнего — вся музыка в нужный момент, нету переборов или недоборов. Иногда нагнетает атмосферу, иногда — расслабляет и дает подумать о разных вещах.
Вам не кажется, что я увлекся? Мне вот кажется. Надо бы подводить к развязке.
Что можно сказать о графике — она на отличном уровне. Если бы мне 3 года назад сказали, что подобное можно сделать для консоли 2006 года — я бы, наверное, скептически посмеялся. Но факт остается фактом — графика в игре великолепна. Можно даже, при желании, рассмотреть прыщи на лице героев. Но надо ли вам? Графика в играх — это далеко не главное, за чем стоит гнаться.
К сожалению, сейчас многие разработчики и подавляющее количество игроков забывают об этом. Им подавай игру с «графоном», «анимацией сисек» и «пострелушками», а сюжет можно опустить. Ведь такие игры забываются уже через пару дней. Кейдж понимал это, как понимал он и то, что эра PS3 заканчивается, и выдавливать из консоли что-то большее попросту невозможно. В связи с этим также возникают некоторые проблемы: иногда игра подгружается и замораживает картинку. Это случается нечасто, но также доставляет неудобства. Когда я играл вместе со своим другом, ему очень понравился момент когда в катсцене у главной героини через 5 секунд подгрузились веснушки.
Подводя итог графике — она такая, какая и должна быть. Возможно нужна оптимизация получше, так как в некоторых сценах FPS(Frame per Second; Кадров в секунду) провисает. Случается нечасто, но в такие моменты заметно.
Кажется я что-то забыл… Картинка, Оптимизация, Звук, Анимация, Сюжет… Сюжет! Точно!
И тут мы подходим к самому интересному. Надеюсь вы помните, что я говорил про сюжет? Что именно на нем, преимущественно, держится игра. Ну так вот, у подобного вида сюжета есть две стороны одной медали — первое это то, что он затягивает и не отпускает до конца игры, а второе — нельзя хоть что-нибудь рассказать о нем и не проспойлерить его. Дилемма. Мне бы не хотелось писать какие-нибудь спойлеры по этой игре, ведь неожиданных поворотов в игре — не счесть. Все это оставим бесконечному количеству летсплейщиков на Youtube(Let's Play — Давайте поиграем).
Однако я думаю, что смогу рассказать пару вещей про повествование в игре:
Во-первых — оно нелинейное. Ну то есть не всегда, но в подавляющем большинстве случаев. Иногда одну и ту же сцену можно пройти несколькими способами. Для примера я возьму сцену из демо-версии игры. Момент, когда над бедной маленькой Джоди(так зовут главную героиню) ставят свои эксперименты злые дяденьки в белых халатах: Айден(это невидимый дух, который привязан к Джоди) в какой-то момент под вашим управлением может выйти из под контроля и начать крушить все, что находится в лаборатории. Он может даже задушить(но не волнуйтесь, не до конца!) бедную даму, которая согласилась на эксперимент, не зная чем он для нее обернется. Вы можете его либо утихомирить — за это выдается приз «Послушание», либо до победного громить лабораторию. В течении игры встречается множество подобных ситуаций и это действительно радует.
Никому не говорите, но в игре можно даже готовить! Только тс-с-с!
Во-вторых — помимо нелинейности, повествование нам подают не совсем в обычном виде. Как это происходит в большинстве современных игр и фильмов: в начале обычно следует завязка сюжета, пролог другими словами; затем — развитие сюжета, мысли и чувства главных героев, так сказать, основное повествование: в играх это обычно перестрелки(в шутерах) или разные катсцены и брождение по уровню туда-сюда в поисках очередного ключа, который откроет очередную запертую дверь, за которой будет что-нибудь интересное(ну или еще одна запертая дверь). Ну а в финале нас обычно ждет… финал, как ни странно; развязка сюжета, иногда шокирующая, иногда банальная. Иногда финал происходит в самом начале фильма или игры, а потом рассказывается, как же все до подобного докатилось.
В Beyond: Two Souls все не так. Здесь каждая миссия из разных отрезков жизни Джоди: здесь она маленькая — играет в саду в снежки, вот она уже взрослая, гуляет в парке, и внезапно она в разрушенном городе преследует важную для ЦРУ цель(а еще там есть Казахстан Казирстан и Сомали). Все это показывается на линии ее жизни, которая охватывает период от 8 до 24 лет.
Уже ближе к концу, к эпилогу, перед нами стоит полная картина жизни Джоди, все ее поступки и ошибки, которые в основной своей массе зависят от игрока.
И мне очень понравился подобный стиль повествования. Возможно не все это оценят, особенно те, кто за игрой не следил(я то проходил демо-версию и знал в чем будет фишка повествования). Однако для новоприбывшего игрока подобное будет не слишком понятно и удобно, во всяком случае поначалу.
Мне это также понравилось потому, что сцены с различными погонями, перестрелками и убийствами разбавлялись сценами спокойной мирной жизни, романтикой и просто личной жизни Джоди. Это необычно и очень интересно. Действительно интересно.
Про геймплей и управление мне сказать особо нечего, поэтому ограничусь парой предложений.
В те моменты, когда нету катсцен, нам дают управлять главными героями(Джоди и Айденом) и взаимодействовать с кучей различных вещей, которые щедро разбросаны по уровням. Это действительно бесценно, так как дает глубже вникнуть в сюжет игры и почувствовать себя в шкуре главной героини.
Управление на геймпаде — очень удобное, не обременяющее ничем особо сложным. Вообще про управление судить очень сложно, мало что можно рассказать, нужно попробовать и почувствовать. Для меня геймпад от PS3 намного удобнее чем от Xbox 360 и поэтому не было никаких проблем в освоении.
Ого, сколько времени. Пора закругляться! — На часах два ночи, вторник.
Перед тем как подводить итог, мне бы хотелось еще кое-чего добавить.
Игру я купил за 2590 рублей, обычное издание. Немного поторопился, так как мог приобрести коллекционное издание, но не столь важно. 2590 рублей — это эквивалент 80 американских долларов. Средняя цена на билет в кино в России варьируется от 10 до 15 долларов на обычный формат, от 15 до 20 — в 3D. На верхушке плотно угнездился формат IMAX 3D в районе 20-30 долларов. Средняя продолжительность фильма — 1,5 — 2 часа. Продолжительность игры Beyond: Two Souls — в районе 10-12 часов, все зависит от того, как быстро проходить.
А вердикт таков — я купил и не жалею ни капельки, отдал бы больше, если бы мог, ведь такие игры выходят нечасто. Много ли вы знаете игр в жанре «Интерактивного кино»? Я вот немного. Поэтому за такой проект можно без сомнения отдать ту сумму, которую за него просят.
Не все со мной согласятся, многие, возможно, даже спросят:
«А зачем вообще покупать игры, если их можно скачать с торрента?»
Таким людям я ничего не отвечу, так как для них любой ответ будет как о стенку горох. Сомневаюсь даже, что их удовлетворит такой универсальный ответ как:
«Разработчикам тоже надо на что-то жить»
Я не знаю. Если вас не убедило все, что я написал выше, вряд ли что-то еще сможет убедить.
И в самом конце в качестве заключения мне бы хотелось добавить, что человеческая жизнь, даже такая обычная как наша, полна сюрпризов. Не всегда приятных. Кто-то открывает для себя что-то новое, кто-то — теряет, приобретает, общается, влюбляется.
"Кино длинною в жизнь" — таков мой вердикт, ведь игра показывает нам 16 лет из жизни Джоди, ее взлеты и падения, выборы, ошибки. Можно говорить что угодно, но эта игра — единственная в своем жанре. Не просто интерактивное кино — история целой жизни одной личности. Именно поэтому я поставил игре высшую оценку, хоть и вижу недостатки, но все они блекнут на фоне того, о чем рассказывает нам Дэвид Кейдж.
Спасибо ему за это великолепное приключение.
Постскриптум: Если вы дочитали до этого момента, то спасибо Вам огромное. Надеюсь, что вам понравилось читать, ведь это мой первый опыт в написании подобной статьи.
Всем удачи — до скорых встреч!
Лучшие комментарии
Жаль картинки не могу добавить. Были бы красивые иллюстрации.
Первому счастливчику дарю Steam-ключ на сборник игр Focus Home Interactive(я думал, что ключи будут для каждой игры отдельно, но увы):
Владимир, поверь, ты слишком много потеряешь. Да, у игры есть недостатки, однако на фоне повествования — они ничто.
п.с. статья не плохая, но весь интерес к игре лично для меня отбивает тот факт, что Айден то может вселится, тут не может, этого удушит, а этого не трогает. То отлетает на 10 метров, то на 50. Уж больно глупо выглядит.