Всем доброго времени суток. Обычно я предпочитаю читать блоги, а не писать, но к концу года появилось желание облечь мысли в слова и поделиться ими с сообществом.
Этот текст можно разделить на две условные части:
Первая — немного размышлений о негативе в сообществе и его причинах
Вторая — о том, за какие игры хочется поблагодорить в этом году
Дисклеймер
В тексте есть обобщения. Они добавлены для упрощения повествования и отражают лишь то, как я вижу происходящее.
Здесь подходит человека, который называет свою профессию прокрастинатологом (с небольшим дополнением):
В этом мире не всё, везде и всегда,
а кое-что — иногда и местами.
Хотя не исключено, что иногда бывает всё, везде и сразу.Максим Дорофееев, автор книги «Путь Джедая»
О негативе и восприятии
Начать хочется с простой мысли: игры никому ничего не должны.
По личным ощущениям, с каждым годом количество негатива в игровом сообществе стремительно увеличивается. Так или иначе он присутствует под любым постом или обзором — на любой платформе и под видео на самые разные тематики.
Сама по себе критика необходима и полезна. Она была и будет всегда, но иногда складывается ощущение, будто люди стали недовольны буквально всем. Иногда кажется, что мода на хейт только набирает обороты и будет расти.
Не хочу углубляться и разгонять отдельные топики — ИИ, «заслуженность» наград, оценку игры как «1 или 10» на Metacritic и прочее. Думаю, с этим сталкивались многие, особенно в комментариях, поэтому не хочу здесь глубоко закапываться с примерами и перейти к чему-то более интересному.
Ловушки восприятия или
Думай медленно, пиши ещё медленнее
А вот без чего не обойтись, так это без попытки разобраться хотя б в одной из предпосылок.
Чувствуется, насколь сильно в обществе ощущается поляризация мнений. Вместо стремления к условной середине и готовности менять точку зрения в ходе обсуждений позиции людей всё чаще радикализируются, а уверенность в собственной правоте лишь усиливается. Проще говоря, вместо попытки найти общий язык стороны занимают всё более крайние позиции.
Этот эффект называется confirmation bias — склонность к подтверждению собственной точки зрения. Мы ищем, замечаем и запоминаем информацию, которая подтверждает уже имеющиеся убеждения, и игнорируем остальное. Это одна из форм когнитивных искажений и сам по себе эффект не новый, но с повсеместным доступом в интернет и возможностью высказываться без ощутимых последствий он гораздо стал заметнее.
Кроме него существуют еще большое количество когнитивных искажений с которыми мы сталкиваемся каждый день и о которых можно почитать в различных источников. Приведу парочку примеров, которые могут быть вам знакомы:
Эффект якоря — первое увиденное число, мнение или оценка становится «якорем», от которого мы бессознательно отталкиваемся.
Иллюзия глубины понимания — когда кажется, что мы хорошо понимаем сложную тему, пока не пытаемся объяснить её подробно.
Эффект Даннинга — Крюгера — люди с низкой компетенцией склонны переоценивать своё понимание темы, а более компетентные — сомневаться.
Это только парочка, а ведь таких «приколов» мозга огромное количество. И знание их зачастую не помогает в них не попадать, а иногда и наоборот.
Ближе к играм. О субъективности опыта
Когда тонешь в возмущении с разных сторон, когда видишь комментарии в стиле самого короткого рассказа Хэммингуя («Я не понял, значит игра говно»), так и хочется сказать — люди, будьте немного терпимее к играм и друг другу. Игры — это сложные произведенияю которые, как и практически всё, невозможно оценить однозначно. Каждый проживает их по-своему, потому что мы видим вещи через призму своего уникального жизненного опыта и приобретённых знаний.
Как часто у вас бывает такое: при повторном просмотре фильма или перепрохождении игры вы замечаете и ощущаете совсем другие вещи?
Могу сказать лично за себя — у меня это происходит постоянно. Произведения остаются теми же, а призма, через которую ты на них смотришь, со временем меняется.
И тогда о какой объективности вообще идёт речь? Зачем доказывать, что одна игра объективно лучше другой и именно она достойна награды? Если не нравится пошаговая боёвка или сюжетный поворот в третьем акте — зачем сразу называть игру переоценённым куском чего-либо? Если автор налажал в обзоре, то сразу топить его в духе культуры отмены.
Простого ответа нет и я не собираюсь здесь морализаторствовать, хочется просто пожелать быть чуточку добрее друг к другу. Это скучно и банально, и я уверен, что большинство это и так понимает, поэтому скорее напоминаю об этом в первую очередь себе.
Ух, со всеми этими искажениями и субъективностью стало как-то слишком серьезно, поэтому давайте сбавим темп и поговорим о чем-нибудь хорошем
Как я снова смог стать Человеком-Пауком
Мир до коронавируса, недавно куплена PS4 и пройдены уже ставшие классикой игры — God of War, The Last of Us, Uncharted. И вот добрался до Marvel’s Spider-Man. До этого были крепкие сюжетные игры, поэтому как-то так получилось, что «Паука» рассматривал прежде всего с точки зрения сюжета и он то меня не радовал — просто не откликался и все тут, казался слишком наивным что-ли (игра как раз и не про это)
Уже подумывал забросить игру, пока в какой-то момент, как обычно, не летел по городу на паутине, спеша к очередному квесту и почти не глядя по сторонам. И вдруг задумался о том, как в детстве проживал игры про Человека-паука. Тогда ведь это казалось чем-то невероятным: я был Человеком-пауком — мог летать по городу на паутине и дубасить противников. И большего, по сути, не требовалось: этого ощущения свободы хватало с головой.
Я представил, что было бы, если бы в эту игру сел я из детства. Это было бы настоящее «вау». Все пацаны во дворе точно захотели бы попробовать.
Изменился ли после этого сюжет? Нет. Стал ли он мне нравиться? Тоже нет.
Зато изменилось отношение. Я расслабился и начал получать удовольствие от самого процесса — от Нью-Йорка и полётов по городу.
В результате за всю игру я ни разу не использовал быстрое перемещение. Если уставал — выключал консоль и возвращался позже, когда снова появлялось желание поиграть.
Эта история не про самообман, а про попытку посмотреть на игру под другим углом и вспомнить детские ощущения. Если бы это не сработало, я бы просто отложил игру — и в этом не было бы проблемы
Нужно ли так делать всегда? Конечно, нет. Каждый решает сам. В моём случае это помогло. Теперь чуть более игровая и чуть более личная часть текста.
Благодарность
Когда вы заменяете ожидание благодарностью, вы можете изменить свою жизньИз интернета
Мне хочется верить, что, несмотря на множество проблем, игровая индустрия сейчас находится в своем расцвете. Можно не согласиться и привести массу аргументов против, но кто мне запретит так считать :)
Поэтому под конец года хочется сказать спасибо — за игры, которые вышли, и за возможность в них поиграть. В этом году вышло много крутых игр в которые я хотел, но не успел поиграть, поэтому здесь напишу только о парочке тех, в которые поиграть успел.
Clair Obscur: Expedition 33
Невероятно трогательная игра, которая западает прямо в сердце. Её пролог легко представить как отдельное маленькое произведение, способное вызвать и улыбку, и слёзы.
Игра пропитана атмосферой лёгкой грусти, на фоне которой особенно ценятся маленькие радости — именно они помогают двигаться дальше.
For those who came after…
Split Fiction
Кооперативное приключение, которое мы с другом проходили по выходным на протяжении нескольких недель. Игра постоянно поражала фантазией разработчиков.
Я знаком с предыдущими проектами Джозефа Фареса, но здесь не переставал удивляться тому, как вообще возможно придумать и реализовать такое количество разнообразных механик и так гармонично объединить их в одно целое.
Проходной сюжет? Для меня это не имеет значения, если игра способна подарить столько искренней радости.
Ничего не выиграла? Жаль, но от этого она не стала хуже.
Отдельно порадовал само заигрывание с названием — Split Fiction. Я большой любитель фэнтези и средневековья, а научную фантастику потребляю дозированно. Пробую, понимаю, что это не совсем моё, и возвращаюсь к фэнтези. При все при этом игре уловил посыл с которым полностью согласен: Жанр не так уж важен. Хорошая книга или игра всегда про людей и для людей, про проживание уникального опыта.
The Legend of Heroes: Trails in the Sky
Ремастер JRPG, о которой раньше я слышал лишь вскользь. Отталкивало количество игр в серии и то, что первые части вышли почти 20 лет назад.
И вот пришёл ноябрь, серость, желание что-либо делать отсутствует — и мне подвернулась эта игра. С первого запуска я оказался в мире, где было комфортно и хотелось остаться подольше.
Мир Trails in the Sky не сразу увлек меня и даже потом это было немного другое ощущение, нежели обычно. Никакой спешки и желания поскорее узнать что будет дальше, скорее желание вернуться в этот мир совсем ненадолго, провести в этом мире еще немного времени. Зайти после обеда на часок и послушать диалоги, шутки и неловкие подростковые разговоры. Отключиться после работы и не считая часы просто побыть в этом мире.
А еще, я совсем не ожидал этого от JRPG, но главная героиня Эстель стала для меня одним из лучших женских персонажей, которых я встречал в играх. Со своим развитием, чувствами и эмоциями.
Поначалу я был уверен, что это образ типичной Мэри Сью, однако авторы маленькими, почти незаметными штрихами придали персонажу глубину и заставили влюбиться в такого персонажа.
Подводя итоги
Декабрь и вместе с ним 2025 год подходит к концу и сейчас подходящее время немного замедлиться, отдохнуть от постоянной гонки за новыми впечатлениями, вспомнить игры и связанные с ними приятные моменты, насладиться мирами, в которых уже побывали, возможностью когда-нибудь вернуться в старые или открыть новые.
Когда как не под Новый год оставить всё плохое в прошлом и сосредоточиться на хорошем.
Я благодарен за возможность наслаждаться одним из столпов современного искусства — со всеми его особенностями, которые и делают его уникальным.
Хочется закончить цитатой, которая отлично подходит и для игр.
Настоящее открытие - это не поиск новых земель, а взгляд на мир новыми глазами.Марсель Пруст
Буду рад, если вы поделитесь в комментариях моментами и играми, за которые вы благодарны в этом году.
Лучшие комментарии
Не надо призывать к терпимости и доброте. Люди и так терпят 40 часов в неделю на работе, дрянную еду, отвратительную погоду и ультранасилие 24/7. Дай им немного выплеснуть накопившиеся.