ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
Добрый день. Как большой любитель визуальных новелл, я не мог проигнорировать такого явного слона в комнате. Вернее зайца, не суть. Наконец случился релиз проекта, на который многие обратили свой взор ещё в 2021-ом году, когда вышли первые два эпизода. Среди этих многих затесался и я, пусть и не разделял всеобщего восторга, а просто отметил для себя, что Зайчик довольно занимательная игра. Особенно меня подкупало то, что это проект отечественного производства. А если посмотреть на российский сегмент визуальных новелл, то можно увидеть, что там... всё очень плохо. Жанр и так крайне нечасто радует качественными проектами, а в сфере РУВН и того реже. За последние лет пять я смогу вспомнить всего две новеллы нашего производства, которые мне понравились. Это Outside the Door (которая несколько своеобразная, а потому зайдёт не каждому) и Love, Money, Rock’n’Roll (сама по себе игра полная хрень, у которой из объективных плюсов можно выделить лишь техническую часть, но я при этом получаю своё извращённое удовольствие, играя в такой плохой проект). Каких-нибудь Альтушек для скуфа назвать игрой у меня язык не повернётся, ведь это не больше, чем рофл. А любимая многими Athanasy, как по мне, переоценённая псевдофилософская чушь, которая задушила меня уже спустя полчаса прохождения. Игры же с элементами визуальных новелл, навроде какой-нибудь Black Book, я брать не буду. Всё-таки речь идёт о чистокровных представителях жанра.
Поэтому на Зайчика возлагались надежды, ведь на фоне прочих он действительно выглядел куда более качественным, как в техническом плане, так и в нарративном. И огромная популярность вкупе с многочисленными фанатами подтверждает мои слова. Сейчас, конечно, будет несколько грубое сравнение, но мне показалось, что Tiny Bunny стал чем-то вроде второго Бесконечного лета. И я говорю конкретно про оказанное влияние. Когда-то Everlasting Summer открыла для широкой публики СНГ жанр. Много для кого она в принципе стала первой визуальной новеллой, ведь раннее подобные игры воспринимались буквально не больше, чем симуляторы свиданий. Да и аниме в нашей стране тогда было не столь потребляемо, как в наши дни. Короче говоря, Бесконечное лето задало определённые тренды и сформировало немаленькое комьюнити, именуемое Летосферой и существующее по сей день. История взаимоотношения Зайчика и игроков мне видится довольно похожей. Вы просто обратите внимание на то, как часто в отечественные новеллы стали добавлять озвучку. Такое встречалось и раньше, но куда реже. Плюс на первой волне хайпа Tiny Bunny, некоторые умельцы понаделали свои небольшие проекты в чёрно-бело-серых тонах. А сколько всякого фан-творчества существует по Зайцу. Начиная с разных артов и мини-комиксов, заканчивая полноценными модификациями с фанатским виденьем сюжета. Прямо как у БЛ.
Короче говоря, факт того, что Зайчик стал чем-то вроде бума в сегменте РУВН, отрицать не приходится. И причин этому хватает. Ностальгия по 90-м или, как в моём случае, начале двухтысячных. Сеттинг небольшого поселения среди бескрайних лесов (а я рос плюс-минус в подобной обстановке). Техническая часть со своим визуальным стилем и атмосферными саундтреками. Ну и в целом интригующий сюжет. Да, у нас тут казалось бы дефолтная история о двенадцатилетнем пареньке Антоне Петрове, который вместе со своими родителями и младшей сестрёнкой Олей переехали в маленький посёлок посреди леса, а там происходят какие-то непонятные дела: детишки пропадают; непонятные силуэты танцуют под окнами; чёрные гаражи спавнятся то тут, то там, забирая неугодных. Ну и в завершении всего сам главный герой страдает от некоего психического расстройства, поэтому творящуюся мистику можно списать на его галлюцинации. Набор пусть и базовый, но я люблю подобные сюжетки про деревни в глуши, где творится всякая муть.
Первые два эпизода мне действительно нравились, напускали интригу и вызывали интерес узнать, что же будет дальше. Но затем что-то пошло не так, и с каждой новой главой Зайчик всё больше производил сомнительные впечатления, и мой и без того небольшой запал по отношению к игре потух окончательно. На данный же момент, после прохождения всех пяти эпизодов, я со всей ответственностью могу сказать, что отношусь к Tiny Bunny скорее отрицательно, нежели наоборот. И все немногочисленные плюсы, которые остались к концу новеллы, нисколько не перевешивают того, что наворотили создатели.
Если начинать с малого, то первым моментом, который смущал меня на протяжении всей игры, стало затруднение в том, чтобы проникнуться персонажами. И дело вот в чём. Основным действующим лицам по двенадцать лет, как и главному герою. Однако порой они разговаривают и ведут себя не как дети. И нет, я сейчас не про сцену, где Антон со своей возлюбленной Полиной слились в страстном поцелуе, лёжа на кровати. Опять же, я рос в такой среде, где двенадцатилетки и не такое вытворяли. Причину моей придирки лучше всего демонстрирует как раз сам протагонист, который в своих мыслях, да и не только, выражается такими литературными речами, что в это просто не верится. Да, он мальчуган начитанный, но я крайне сомневаюсь, что хоть кто-то может рассуждать так высокопарно в столь юном возрасте, сколько бы книжек он не прочитал. Объяснением такому подходу я вижу желание сценариста козырнуть своими навыками красивого словца, что оказалось не лучшей идеей. Ведь во-первых, это опять же мешает восприятию героя, потому что у нас ребёнок оперирует высказываниями взрослого лба. А во-вторых, эта графомания на середине всей игры уже начинает утомлять и подбешивать. Я могу воспринимать, и временами даже кайфую, от водопадов текста, но только в книгах. Для визуальных новелл обилие словоблудия – это рудимент, от которого нужно избавляться, желательно ещё в зародыше.
Второе замечание уже более серьёзное. Неудачная попытка подать сюжет, используя приём ненадёжного рассказчика. Сам по себе такой ход любопытный, ведь позволяет зрителя/игрока/читателя сомневаться в происходящем, ну или, по крайней мере, в том, как это преподносится главным героем. Или вообще держать в неведении, лишь кидая намёки, чтобы в конце случился сюжетный твист, меняющий восприятия всей картины. Вы такой приём могли много где видеть. Самый напрашивающийся пример – фильм Бойцовский клуб. В новеллах такое тоже встречалось. Сейчас будут спойлеры не по Зайчику, поэтому если вы не знакомы с играми серии When They Cry, но планируете это исправить, то советую пропустить следующий абзац.
Когда плачут цикады в своей первой главе демонстрирует один из примеров ненадёжного рассказчика. Там главный герой, наслушавшись всяких баек о деревне, куда переехала его семья (забавное совпадение), подвергается сильной паранойе и начинает видеть угрозу для себя во всём, даже в своих школьных подругах, которые и впрямь ведут себя подозрительно и что-то скрывают от героя, но только ради его безопасности. В итоге всё это приводит к тому, что протагонист забивает девушек битой. То есть здесь, главный герой из-за своего страха подменяет происходящее вокруг и преподносит это игроку в своём ключе. Однако сам игрок понимает, что гг просто едет кукухой. Я говорю только про игру, поскольку моя «любимая» студия Deen как всегда облажалась с экранизацией, и в аниме всё и впрямь выглядит так, будто девчонки желают герою зла и хотят что-то с ним сделать.
В Tiny Bunny ненадёжный рассказчик не работает должным образом. По большей части из-за финального эпизода, о котором поговорим чуть позже, но и до пятой главы уже начинаются вопросы. Так нам ещё в первом эпизоде чётко дают понять, что Антон сидит на таблетках, и что у него случаются галлюцинации. И чем дальше, тем больше встречается всяких подтверждений тому, что творящаяся с ним мистика, например прогулки с детьми в масках животных или телепортирующийся чёрный гараж – это лишь иллюзия, выдуманная его больным воображением. Но потом это доходит до того, что всякое сверхъестественное начинают видеть и другие персонажи, что с одной стороны говорит о достоверности происходящего, но с другой вспоминаются разные мелкие детали, которые говорят о невозможности такого расклада. Четвёртый эпизод оставил после себя уйму вопросов, догадок и теорий. Игроки два с половиной года ждали финала, чтобы наконец узнать правду.
И вот, пятая глава вышла... И Зайчик не то что не сложился в полную картину, он потерял абсолютно всю мало-мальскую целостность, которая и без того страдала. Я даже не знаю, с чего тут было бы правильным начать, поэтому давайте просто озвучу главную проблему. Большое количество разных концовок, противоречащих друг другу. И это противоречия не в духе: в одной концовке гг пошёл налево, а в другой направо. Нет, это различия, которые полностью меняют суть происходящего. Например, в одной концовке после побоища, утроенного людьми в масках, которые оказались монстрами, главный герой уходит в лес с девочкой в маске лисы, а после становится буквально зайцем. В другой всё же оказывается, что все убийства и впрямь совершал Антон, причём там приводятся вполне логичные доводы, и гг попадает в психушку (как по мне, самый лучший финал с точки зрения логики, но слишком уж предсказуемый). Есть и вовсе концовка, где протагонист превращается в монстра, подобно остальным детям в масках зверей, и вместе они сжирают сначала деревню, потом города, а затем и вовсе становятся пожирателями планет. Я не верю в такое завершение, оно же звучит как полная бредятина с оглядкой на Лавкрафта.
Кто-то скажет, что я докопался до фансервисной концовки. Идите подальше с такими заявлениями. Фансервисная концовка – это например один из финалов Katawa Shoujo, где главный герой идёт со своим кентом бухать на крышу школы, и в ходе пьянки один по случайности сталкивает другого вниз. Вот это фансервис. Да тупой, а для кого-то даже забавный. Но он работает в рамках истории, а не ломает её. Зато в Зайчике можно увидеть финал, где Антон пропадает, а после показана современность с младшей сестрой героя Олей, которая из милой девочки выросла в сексапильную милфу с большими бубами. Я, конечно, всё понимаю, люди взрослеют и хорошеют со временем, но контраст получился забавный. Видимо, кому-то из художников очень сильно нравилась Оля, и он решил воплотить свои фантазии на экране, но, чтобы всё было законно, увеличил ей возраст и наградил завидными достоинствами.
Шутки шутками, но новелла в любом случае не имеет никакой нормальной законченности. У нас тут каждый финал переписывает правила мира и канон. Боже, да тут даже есть концовка с каким-то религиозным мотивом и буквально ангелом, который сопровождает героев. То есть вместо того, чтобы дать игрокам что-то конкретное, разработчики просто накидали чуть ли не все возможные исходы, а какой из них считать правдой оставили на решение нам. Это ещё хуже, чем то, что натворили авторы Until Then, про которую я делал обзор ранее. Я не против, когда в конце произведения остаётся пространство для вольных интерпретаций. Вот только подобный подход требует определённых мер и будет уместен далеко не везде. И Зайчику он не подходит от слова совсем.
Не спасает ситуацию и большое количество расчленёнки. Вы меня извините, но если постоянно пихать в экран сцены с обилием кишков, кровищи и мяса, то это довольно быстро приедается и перестаёт восприниматься в качестве шок-контента. Первые пару подобных моментов в Зайце может и вызывали отвращение, но затем эффект улетучился. То есть, даже как трешовый ужастик новелла не работает, хотя она изначально так и не преподносилась.
Я и без того не питал надежд на пятый эпизод. Думал, что пройду его, да и всё. Но того, что случилось, я никак не мог предвидеть. Я ведь действительно недоумевал, после того, как потратил больше шести часов на открытие всех концовок. Я не понимал, зачем им столько исходов разного уровня бреда и фантасмагории. Ведь такое решение, если подумать, даже на бумаге выглядит плохо. Это же вызовет недовольства, игроки начнут спорить о том, какой финал верный, а какой лишь фикция. И в этот момент ко мне в голову вдруг пришла мысль. А что, если на это и расчёт? Что если авторам важнее расшевелить публику, а не довести историю до ума? Вдруг они не смогли придумать объяснение, которое обрадовало бы всех, а потому и намешали всю эту солянку, лишь бы игра была на слуху? Как говорится, чёрный пиар – это тоже пиар.
Если держать такое положение дел в голове и посмотреть на весь путь Зайчика, то, как по мне, это не лишено смысла. Tiny Bunny воспринимается в первую очередь как коммерческий продукт, а не проект, во главе которого стоит художественная ценность. Да, сама игра не стоит даже пятиста рублей, но если вспомнить, что по Зайчику продаются книги, комиксы и ещё всякий мерч, а у игры огромная фанбаза, то становится очевидным, что прибыль с зайца можно поиметь немаленькую. Блин, да я ведь и сам свои кровные влил, как на игру, так и на комикс, посвящённый Кате (лучшая девочка, жаль сдохла). И нет, я не пытаюсь сказать, что просить деньги за своё творчество – это плохо. Ни в коем случае, творчество, как и работа, должно быть оплачиваемо. Вот только главное, чтобы одно лишь желание заработать не перетягивало всё одеяло на себя. С Tiny Bunny, видимо, произошло именно это.
И сейчас на меня накинутся оскорблённые фанаты, заявляя, что я просто быдло, которое высказывает непопулярное мнение и ругает проект, поднявший РУВН с колен. Однако, глядя на отзывы в стиме, на комменты в тиктоке и прочие обсуждения игры, я вижу, что моё мнение не такое уж непопулярное. Люди недовольны Зайчиком, в частности последним эпизодом. Вы только представьте, если я ничего не ждал от игры и всё равно разочаровался, какой удар испытали фанаты, которые действительно любят этот проект и поддерживали авторов все эти годы. В этот раз чудо не произошло, и люди не схавали.
Меня также позабавило, что видя все эти негативные отзывы, автор выкатил в паблике игры сообщение, в котором говорит, что его расстраивает критика, и что они два с половиной года усердно трудились над картинками для финальной главы, а некоторые игроки обвиняют их в использовании нейросетки. Ребят, даже если у вас где-то в визуале и прослеживается ИИ, это далеко не самая главная проблема. Вы бы лучше это время потратили на написание качественного сценария, а не вылизывание картинки, которая всё равно имеет огрехи. Визуальная новелла пусть и должна обладать привлекательной картинкой (не зря же в названии жанра есть слово «визуальная»), но нарративная часть куда важнее. Похоже и здесь приоритет сместился не в ту сторону.
Tiny Bunny определённо одно из главных разочарований уходящей пятилетки, и в моём подведении итогов она уже забронировала себе местечко в данной категории. Из всех составляющих я ничего плохого не могу сказать лишь про аудиальную часть. Эмбиент делает своё дело и создаёт необходимую атмосферу, когда это надо. Также мне понравилось несколько треков из тех, что играют в титрах разных концовок. Игра оказала влияние на комьюнити, это факт. Вот только как итоговый продукт она схлопнулась не успев дойти до целесообразного завершения. Если вам в 2021-ом году понравились первые эпизоды, то вы, скорее всего, уже увязли в этом болоте, как и я. Однако если вы всё это время слышали о Зайце, но откладывали покупку до полного релиза, лучше проходите мимо. На это не стоит тратить не то что ваши деньги, а скорее ваше время. Мой же внутренний фанат визуальных новелл уйдёт на время в спящий режим, в ожидании выхода очередного отечественного проекта, который привлечёт моё внимание. Например, новелла Yellow House от авторов Outside the Door и недавно анонсированный Mayak выглядят, как минимум, любопытно. А вот какими они окажутся на выходе, покажет лишь время.
Лучшие комментарии
Для тех, кто часто приобщается к визуальным новеллам, которые выходят постепенно от версии к версии (обычно это порно), уже не привыкать к разочарованиям. Больше 50% таких проектов так и не доезжают до тега completed, а забрасываются. Некоторые устают в процессе и делают концовку на скорую руку, не ту, что изначально была в грандиозных планах, подписчикам не нравится, но зато не обвиняют в том, что забросил проект.
Так что... Сам факт того, что данный долгострой всё таки завершен - уже удивляет и является успехом.
Блин, а я ждал. Первые три эпизода проспойлерил от и до, надеялся, что выйдет адекватный финал, и я сам наконец пройду. Повезло получается, что не стал деньги тратить и наткнулся на этот блог, спасибо
Видел обзор 5 главы, мне аж плохо стало от такого сюра. Сеттинг словно ломается несколько раз. Сны собаки нахлынывают, повышение ставок до космического зла, религиозные образы, выбор фаворитки в последней главе(моветон для визуалки с рутами). Расчлёнка ради расчленёнки, не логичное поведение персонажей и т.д. И я даже не знаю всего сюжета, не играл и не смотрел первые 4 эпизода, но если смотреть на 5 главу вакууме, то даже так, словно сюжет писала группа разных школьников, что раньше занимались лишь примитивнейшими фанфиками.
В целом, если произведение изначально не крутится вокруг идей мультивселенных, прыжков во времени и чего-то подобного, а используется для растягивания, объяснения не состыковок и увеличения масштабов сюжета, то это творческий позор, я считаю.
Также думал попробовать после полноценного выхода, но кажется, пронесло, хах) Куда бы было больнее, если вдруг стал фанатом после 4-х эпизодов, а получишь в финале таблеточный сюжет.
Ну вот повезло, что я из принципа не играю в то, что полностью ещё не вышло (за исключением Зомбойда и Dispatch)
Не знаю, что все так сильно плюются от финала; я сам посмотрел у Куплинова, и там он на концовку дурки вышел, и мне прям зашло. Получается, нужно пойти на посмотреть все концовки, чтобы действительно разочароваться? Про планету и монстров звучит забавно кста :)
Я еще не видел 5-ый эпизод, поэтому по нему ничего не скажу в плане сюжета. Имхо, мне все последние эпизоды нравились. Да, даже 3-ий и 4-ый (он в меньшей степени). Если первые 2 создавали такую, мрачно-загадочную, атмосферу, когда ты не знаешь деталей всей картины, то с 3-го она начинает раскрываться, становиться ещë более мрачной, и - ближе к концу 4-го эпизода - приобретает налëт...хз чего, хтонического ужаса с иным миром и монстрами, хз как описать. Я еще тогда подумал: "Ну окей, вы набросали под конец монстров и прочего, допустим. Интересно, как же это всë раскроется в 5-ом эпизоде..." Пока всë, что я слышал про 5-ый эпизод, что там всë плохо и что все эти 20! концовок объясняются мультивселенной или чем-то подобным. Если это так, то это ну очень дешевый ход, который, обычно, говорит о недостаточных навыках сценариста
Именно. Подобные приемы нормально смотрятся тогда, когда изначально всë крутится вокруг них, а не когда их прикручивают, как попытку связать несвязанное
Ничего удивительного. Игра полностью состоит из клише и проблем. Текст графоманский, арты анимэшные с очень странными фетишами на школьниц и множество двачерских мемов. Озвучка кровь из ушей. Сам сюжет не следует смыслу оригинальной истории. Потом, не удивительно, оказалось, что среди художника пдф, а сами разработчики скандалисты желающие внимания. Потом, вместо работы, они агрессивно начали пиариться на мерче.
Я уверен, что после всех тех скандалов они просто засунули сюжет в чатгпт, и получилось что получилось. На ИИ их уже ловили, но они сделали вид, что ничего нет, вывсёврете.
Ситуация немного напоминает то, что случилось с Короной из листьев. Только там фанаты устали ждать по 5 лет один эпизод, а мерчом уже не задержать людей.
По моему, это база всех психологических хорроров в ВН. Что не история, то думерство, псих проблемы, мистика, маньяки, временные петли, мультивселенные.