Вчера Вчера 2 208

Mafia с каждой игрой всё хуже. Или нет?

+5

Так получилось, что за короткое время я впервые прошла почти все части Мафии. В процессе я заметила всякое разное, и мне стало интересно проследить развитие игромеханической мысли, если можно так сказать.

Я не обременена грузом ностальгии, потому что в своё время пропустила эту серию, и я проходила уже «настоявшиеся» издания некоторых частей, т. е. ремейки и ремастеры, из-за чего оригинальная первая  Mafia только немного пощупана, хотя в будущем хочу её допройти чисто из-за исследовательского интереса. В итоге мы имеем взгляд на как бы осовремененную серию, в которую предлагает играть индустрия, ведь иначе зачем обновление классики, верно?

Важно сразу отметить, что нетронутый геймдизайн — это   Mafia II в виде ремастера 2020 года, самый современный —  Mafia: The Old Country 2025 года, к ней же приближен ремейк первой части,  Mafia: Definitive Edition 2020 года, а вот  Mafia III выступает своего рода аутсайдером, «интересным» экспериментом, выбивающимся из серии. Её я оставлю вне размышлений.

Начать хочу со слона в комнате. Между ремейком первой Mafia и Mafia: The Old Country прошло 5 лет. Разработчик тот же. За эти годы, что неудивительно, мало что поменялось, потому и игры очень похожи по своей сути. Какие же сходства мы имеем?

1. Сюжет. В мелочах он разный, это естественно. Герои, ситуации, обстоятельства и мотивации тоже отличаются, но делает его немного похожим основной тезис: главный герой из простого работяги становится уважаемым членом мафии, который в итоге выбирает свою семью, а не гангстерскую. На этом выборе и завязана вся драма, хотя повторюсь, что всё обрамление совершенно разное.

Причём удивляет то, насколько костяк сюжета схож, будто Hangar 13 после ремейка решил не рисковать и выбрать сценарную канву, которая нравилась игрокам вот уже 20 лет. Либо я пытаюсь найти скрытый смысл в простом совпадении.

2. Подача истории. Ремейк и новая часть от того же разработчика отличаются кинематографичностью, зрелищностью и эмоциональностью. Игры убирают все ненужные покатушки и взаимодействия с городом, оставляя лишь сюжет, перестрелки и погони, которые обладают хорошей постановкой и чётко закреплены за определёнными сюжетными миссиями. Лишь изредка можно выйти за их пределы и поделать свои дела в мире. В остальное время игрок заперт в рамки истории, и его основана задача — наслаждаться ею, не отвлекаясь на всё остальное.

Хотелось бы отметить, что, на мой субъективный взгляд, в силу времени Mafia уступает по этому параметру The Old Country, потому что хоть в ремейке история, как говорят, и стала чуть глубже в повествовательном плане, но всё же основа осталась прежней. Это всё ещё достойная личная драма, но немного обрубленная в мелочах. The Old Country просто-напросто добавляет больше сценарных крючков и контекста своим событиям, из-за чего игрок больше эмоционально вовлекается во всю происходящую драму.

3. Геймплей. Тут почти всё идентично, раз подход к повествованию позволил убрать некоторые части геймплейного цикла. Мы имеем схожую стрельбу с двумя слотами под оружие, схожее вождение и даже с гоночками (ну, в новой части ещё есть лошади), схожий простой стелс. В «Старой стране» лишь некоторые механики чуть усложнены: скрытное устранение происходит благодаря быстрому нажатию кнопки, можно отвлекать врагов с помощью бросания предметов, имеется заточка оружия и простое билдостроение. В то же время в ней нет полицейских погонь, чем может похвастаться первая часть, в которой, в свою очередь, нельзя провести дуэль на ножах. Да и всё. И там, и там нет дополнительных квестов, зато есть коллекционные предметы.

То есть с приходом современного геймдева (и новых разрабов) Мафия выбрала сторону хлеба и зрелищ. Мы имеем крепкую историю с красивыми катсценами, по-настоящему живые диалоги и прекрасных героев. Но вот геймплея заметно поубавилось, что видно уже на примере второй части.

Mafia II в её обновлённом варианте на фоне предыдущих частей ощущается как что-то совершенное другое. Нет, она тоже придерживается подачи истории через главы с ограничителями в миссиях, чтобы случайно не уйти за пределы происходящего сюжета. Но в этой игре есть немного больше… игрового процесса.

Обычно в начале и в конце глав нам дают возможность побродить по городу и заняться своими делами, хоть их выбор и невелик: можно угонять машины и сдавать их на запчасти, можно обворовывать кассы, устраивать погони с копами и тактично от них уходить, покупать одежду и еду, искать к себе в гараж лучшие машины, заправлять их, чинить. Последнего не было в более современных частях серии, потому что такие механики в подобных линейных играх попросту не нужны. Там и машины чинятся автоматически, и лошади всегда сытые и отдохнувшие, и магазин одежды сразу в шкафу спрятан.

Mafia II же выбирает путь более свободного геймплея, в игре углублены некоторые взаимодействия с миром:

  • 1. Машинам можно прострелить колёса, а также её можно попросту взорвать, если попасть в бензобак (правда, пригодится всё это только при обучении).
  • 2. Авто не будет ездить вечно, если его не заправлять бензином. Столкнулась с этой проблемой всего 1 раз, но всё же.
  • 3. А ещё железный конь не будет хорошо выглядеть и нормально функционировать, если его не чинить.
  • 4. Телефон и телефонные будки выступают не только средством принятия квестов, но и возможностью отвязаться от полиции.
  • 5. В игре остались признаки нелинейности, например, при ограблении управления в 3 главе или во время спасение Лео в 11 главе.
  • и всякое другое по мелочи.

Я не утверждаю, что из-за наличия упомянутых артефактов механик игра сразу переходит в разряд шедевра геймдева, нет. Mafia II и правда ощущается порезанной. В процессе прохождения я не могла понять, что же с ней не так, а потом узнала немного фактов про её разработку, и всё встало на свои места. Я лишь хочу сказать, что тогда, в десятом году, в Мафии такое было, а вот сейчас, в двадцатых, уже нет. Тогда разработчики хотели наполнить и разнообразить её игровым процессом; сейчас же, после одной попытки продолжить насыщать серию, новые разрабы ушли в противоположную сторону. Мы имеем 2 принципиально разных подхода к игре про криминал с драматичным сюжетом, полуоткрытым миром и линейным сюжетом, разделённым на главы. А это, вообще-то, все части Мафии, кроме, с оговорками, третьей.

Напрашивается логичный вывод: подходы разные, потому что разработчики и время выхода игр разные. Если заняться ещё одним сравнением и взять крайние игры серии, то получится, что в Mafia: The City of Lost Heaven (2002) сложный, иммерсивный геймплей и простая в своей подачи история, а в Mafia: The Old Country (2025) простой геймплей, но с точечным развитием отдельных механик из ремейка, и тоже простая, но уже эмоционально глубокая история с более проработанной подачей. Всему виной и разработчики, и подход, и время, ведь между частями прошло 23 года. Такие же тенденции наблюдаются, если сравнивать «Старую страну» и Mafia: Definitive Edition с Mafia II, чей геймплей чуть более интересен и обладает бОльшим потенциалом на фоне её младших сестёр, пусть и не так нужен в итоговой версии.

Но ясно одно: Mafia: The City of Lost Heaven становится всё более далёкой от современных игроков, ведь не все хотят смотреть на устаревшую графику и испытывать муки во время игрового процесса, который не так дружелюбен и интуитивно понятен. Оригинал, насколько я могу судить, всё ещё помнят и чтят. Пусть мне и нравится Definitive Edition, но он перезаписал наследие самой первой игры серии, это факт.
Но ясно одно: Mafia: The City of Lost Heaven становится всё более далёкой от современных игроков, ведь не все хотят смотреть на устаревшую графику и испытывать муки во время игрового процесса, который не так дружелюбен и интуитивно понятен. Оригинал, насколько я могу судить, всё ещё помнят и чтят. Пусть мне и нравится Definitive Edition, но он перезаписал наследие самой первой игры серии, это факт.

Иронично, что, насколько я могу судить по комментариям пятнадцатилетней давности, Mafia II приняли не очень, а некоторые и вовсе критиковали её за регресс игрового процесса и попытки быть ещё одной ГТА, чтобы попадать под тренды того времени. Ну, так это или нет, сказать не могу, я пропустила и ГТА, и Мафию)))))

Иронично вдвойне, что и новые части серии начинают критиковать за это же — за упрощение и за предпочтение рассказать историю, а не дать поиграть.

Собственно, назревает вопрос, к которому я пыталась подвести всё это время.

Можно ли говорить о деградации серии?

Я думаю, что это слишком громкое заявление, хотя факт упрощения игромеханических аспектов налицо. В новых Мафиях всё важнее становится сюжет и эмоции от его переживания, серия превращается в аттракцион или, если угодно, подобие игрофильма.

Не всем франшизам в современных реалиях подходят сложные паттерны прохождения, ведь есть как игры, ориентированные на геймплей, так и игры, ориентированные на сюжет. Некоторые, познав искусство геймдева, совмещают и то, и то. Но нужно ли это Мафии? Этот вопрос уже интереснее.

В меньшей степени первую и в большей вторую часть вспоминают в первую очередь не из-за крутого и прорывного геймплея, а из-за лужайки, «Мистер Сальери передаёт вам поклон», «Джо в сделку не входил», мемов, героев и атмосферы. Так вроде бы и не должно удивлять, что Мафии от Hangar 13 после своего эксперимента решили делать упор именно на историю.

Если поставить в ряд все игры серии, то каждая из них, кроме Mafia: The Old Country и Mafia: Definitive Edition, абсолютно разные. Каждая из них — это слепок своего времени, и когда я слышу разговоры про «это уже не та Мафия, которая была раньше», у меня возникает вопрос: а это какая Мафия? Иммерсионная первая, «ГТАшная» вторая или гриндвольная третья? То есть что делает Мафию Мафией? Я думаю, что это не геймплей, ведь он везде разный или как минимум не уникальный, а атмосфера и сеттинг вместе с вытекающими поднимаемыми проблемами.

Игры серии обладают хорошим сюжетом, над тонкостями которого можно спорить, но всё же в целом это всегда достойные истории со своими акцентами и моральными выводами. Кроме того, даже сам костяк сюжета один: простой человек оказывается втянут в криминальный мир, вступает в мафиозную семью, участвует в войне семей и попутно решает собственные проблемы или отстаивает определённые идеалы, что приводит к горькому финалу. В разных играх такой костяк приобретает разнообразие не только благодаря героям и ситуациям, но и разным лейтмотивам: первая часть говорит о семье и выборе, вторая — о дружбе, (третья — о мести), четвёртая — о любви.

Так если серия всегда экспериментировала, оглядываясь на задумку и течения игровой моды, то почему всё ещё звучат слова о не той Мафии?

Мой собственный взгляд на современное «звучание» серии таков: уникальной Мафию делает сочетание сильного и глубокого сюжета, моральных дилемм, всем знакомых механик и густой атмосферы, которая во всех играх просто невероятна. Про каждую часть серии, даже про оригинальную первую, говорят неровно: игры с кучей минусов и не привносящие ничего нового в игровую индустрию, но всё же эту самую индустрию покорившие. Вторую Мафию называют кривой, урезанной и плохой, но всё же перепроходят каждый год, а третью часть то объявляют ошибкой, то в целом вспоминают как неплохую игру.

Очень интересно, что «проходная» (судя по некоторым отзывам) франшиза всё равно является культовой, а всё потому, что у Мафии есть тузы в рукаве: эта серия со всеми её ремастерами и ремейками состоит из простых, понятных, но самое главное цепляющих игр. Мафия по своей сути элементарна, действительно не является прорывной и не переворачивает индустрию с ног на голову, но она переворачивает сердца и крепко вцепляется в душу. Это то, что делает эту серию культовой.

Итак, сейчас Мафия находится в руках разработчиков, которые стремятся сделать из неё хорошее кино с примесью игрового процесса. Видимо, по духу я простой зумерок, и мне нравится то, к чему всё пришло, ведь как ощущать всю боль криминальной драмы, при этом не отвлекаясь на сотню задач в дневничке?

Можно ли лучше? Да. Нужно ли это? Кто знает, но мой ответ: нет.

Но что у серии не отнять, так это коллекции постеров с женщинами… И вот тут, я уверяю, прогресс есть! Теперь вместо развратных картинок из Mafia II мы собираем в The Old Country карточки с непорочными девами и текстами молитв. Вау, ну что ж, остаётся только покаяться во грехе, блудники и блудницы, Hangar 13 заботится о вашем попадании в рай. Всем удачи с раскаянием, спасибо, что прочитали.


4K
4.2
2 599 оценок
Моя оценка
1.7K
3.9
951 оценка
Моя оценка
1.5K
3.7
160 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

спидран блога: автор говорит что сюжет ок.

адмиральтейский чин за очевидные вещи заслуженно уходит тринадцатой, всем спасибо, расходимся

Единственное что можно сказать уверенно — автор не прошёл третью часть, ибо совершенно все кто играл знают что сюжет там на голову выше предыдущих частей.

Читай также