18 августа 18 авг. 32 3297

Mafia с каждой игрой всё хуже. Или нет?

+14

Так получилось, что за короткое время я впервые прошла почти все части Мафии. В процессе я заметила всякое разное, и мне стало интересно проследить развитие игромеханической мысли, если можно так сказать.

Я не обременена грузом ностальгии, потому что в своё время пропустила эту серию, и я проходила уже «настоявшиеся» издания некоторых частей, т. е. ремейки и ремастеры, из-за чего оригинальная первая  Mafia только немного пощупана, хотя в будущем хочу её допройти чисто из-за исследовательского интереса. В итоге мы имеем взгляд на как бы осовремененную серию, в которую предлагает играть индустрия, ведь иначе зачем обновление классики, верно?

Важно сразу отметить, что нетронутый геймдизайн — это   Mafia II в виде ремастера 2020 года, самый современный —  Mafia: The Old Country 2025 года, к ней же приближен ремейк первой части,  Mafia: Definitive Edition 2020 года, а вот  Mafia III выступает своего рода аутсайдером, «интересным» экспериментом, выбивающимся из серии. Её я оставлю вне размышлений.

Начать хочу со слона в комнате. Между ремейком первой Mafia и Mafia: The Old Country прошло 5 лет. Разработчик тот же. За эти годы, что неудивительно, мало что поменялось, потому и игры очень похожи по своей сути. Какие же сходства мы имеем?

1. Сюжет. В мелочах он разный, это естественно. Герои, ситуации, обстоятельства и мотивации тоже отличаются, но делает его немного похожим основной тезис: главный герой из простого работяги становится уважаемым членом мафии, который в итоге выбирает свою семью, а не гангстерскую. На этом выборе и завязана вся драма, хотя повторюсь, что всё обрамление совершенно разное.

Причём удивляет то, насколько костяк сюжета схож, будто Hangar 13 после ремейка решил не рисковать и выбрать сценарную канву, которая нравилась игрокам вот уже 20 лет. Либо я пытаюсь найти скрытый смысл в простом совпадении.

2. Подача истории. Ремейк и новая часть от того же разработчика отличаются кинематографичностью, зрелищностью и эмоциональностью. Игры убирают все ненужные покатушки и взаимодействия с городом, оставляя лишь сюжет, перестрелки и погони, которые обладают хорошей постановкой и чётко закреплены за определёнными сюжетными миссиями. Лишь изредка можно выйти за их пределы и поделать свои дела в мире. В остальное время игрок заперт в рамки истории, и его основана задача — наслаждаться ею, не отвлекаясь на всё остальное.

Хотелось бы отметить, что, на мой субъективный взгляд, в силу времени Mafia уступает по этому параметру The Old Country, потому что хоть в ремейке история, как говорят, и стала чуть глубже в повествовательном плане, но всё же основа осталась прежней. Это всё ещё достойная личная драма, но немного обрубленная в мелочах. The Old Country просто-напросто добавляет больше сценарных крючков и контекста своим событиям, из-за чего игрок больше эмоционально вовлекается во всю происходящую драму.

3. Геймплей. Тут почти всё идентично, раз подход к повествованию позволил убрать некоторые части геймплейного цикла. Мы имеем схожую стрельбу с двумя слотами под оружие, схожее вождение и даже с гоночками (ну, в новой части ещё есть лошади), схожий простой стелс. В «Старой стране» лишь некоторые механики чуть усложнены: скрытное устранение происходит благодаря быстрому нажатию кнопки, можно отвлекать врагов с помощью бросания предметов, имеется заточка оружия и простое билдостроение. В то же время в ней нет полицейских погонь, чем может похвастаться первая часть, в которой, в свою очередь, нельзя провести дуэль на ножах. Да и всё. И там, и там нет дополнительных квестов, зато есть коллекционные предметы.

То есть с приходом современного геймдева (и новых разрабов) Мафия выбрала сторону хлеба и зрелищ. Мы имеем крепкую историю с красивыми катсценами, по-настоящему живые диалоги и прекрасных героев. Но вот геймплея заметно поубавилось, что видно уже на примере второй части.

Mafia II в её обновлённом варианте на фоне предыдущих частей ощущается как что-то совершенное другое. Нет, она тоже придерживается подачи истории через главы с ограничителями в миссиях, чтобы случайно не уйти за пределы происходящего сюжета. Но в этой игре есть немного больше… игрового процесса.

Обычно в начале и в конце глав нам дают возможность побродить по городу и заняться своими делами, хоть их выбор и невелик: можно угонять машины и сдавать их на запчасти, можно обворовывать кассы, устраивать погони с копами и тактично от них уходить, покупать одежду и еду, искать к себе в гараж лучшие машины, заправлять их, чинить. Последнего не было в более современных частях серии, потому что такие механики в подобных линейных играх попросту не нужны. Там и машины чинятся автоматически, и лошади всегда сытые и отдохнувшие, и магазин одежды сразу в шкафу спрятан.

Mafia II же выбирает путь более свободного геймплея, в игре углублены некоторые взаимодействия с миром:

  • 1. Машинам можно прострелить колёса, а также её можно попросту взорвать, если попасть в бензобак (правда, пригодится всё это только при обучении).
  • 2. Авто не будет ездить вечно, если его не заправлять бензином. Столкнулась с этой проблемой всего 1 раз, но всё же.
  • 3. А ещё железный конь не будет хорошо выглядеть и нормально функционировать, если его не чинить.
  • 4. Телефон и телефонные будки выступают не только средством принятия квестов, но и возможностью отвязаться от полиции.
  • 5. В игре остались признаки нелинейности, например, при ограблении управления в 3 главе или во время спасение Лео в 11 главе.
  • и всякое другое по мелочи.

Я не утверждаю, что из-за наличия упомянутых артефактов механик игра сразу переходит в разряд шедевра геймдева, нет. Mafia II и правда ощущается порезанной. В процессе прохождения я не могла понять, что же с ней не так, а потом узнала немного фактов про её разработку, и всё встало на свои места. Я лишь хочу сказать, что тогда, в десятом году, в Мафии такое было, а вот сейчас, в двадцатых, уже нет. Тогда разработчики хотели наполнить и разнообразить её игровым процессом; сейчас же, после одной попытки продолжить насыщать серию, новые разрабы ушли в противоположную сторону. Мы имеем 2 принципиально разных подхода к игре про криминал с драматичным сюжетом, полуоткрытым миром и линейным сюжетом, разделённым на главы. А это, вообще-то, все части Мафии, кроме, с оговорками, третьей.

Напрашивается логичный вывод: подходы разные, потому что разработчики и время выхода игр разные. Если заняться ещё одним сравнением и взять крайние игры серии, то получится, что в Mafia: The City of Lost Heaven (2002) сложный, иммерсивный геймплей и простая в своей подачи история, а в Mafia: The Old Country (2025) простой геймплей, но с точечным развитием отдельных механик из ремейка, и тоже простая, но уже эмоционально глубокая история с более проработанной подачей. Всему виной и разработчики, и подход, и время, ведь между частями прошло 23 года. Такие же тенденции наблюдаются, если сравнивать «Старую страну» и Mafia: Definitive Edition с Mafia II, чей геймплей чуть более интересен и обладает бОльшим потенциалом на фоне её младших сестёр, пусть и не так нужен в итоговой версии.

Но ясно одно: Mafia: The City of Lost Heaven становится всё более далёкой от современных игроков, ведь не все хотят смотреть на устаревшую графику и испытывать муки во время игрового процесса, который не так дружелюбен и интуитивно понятен. Оригинал, насколько я могу судить, всё ещё помнят и чтят. Пусть мне и нравится Definitive Edition, но он перезаписал наследие самой первой игры серии, это факт.
Но ясно одно: Mafia: The City of Lost Heaven становится всё более далёкой от современных игроков, ведь не все хотят смотреть на устаревшую графику и испытывать муки во время игрового процесса, который не так дружелюбен и интуитивно понятен. Оригинал, насколько я могу судить, всё ещё помнят и чтят. Пусть мне и нравится Definitive Edition, но он перезаписал наследие самой первой игры серии, это факт.

Иронично, что, насколько я могу судить по комментариям пятнадцатилетней давности, Mafia II приняли не очень, а некоторые и вовсе критиковали её за регресс игрового процесса и попытки быть ещё одной ГТА, чтобы попадать под тренды того времени. Ну, так это или нет, сказать не могу, я пропустила и ГТА, и Мафию)))))

Иронично вдвойне, что и новые части серии начинают критиковать за это же — за упрощение и за предпочтение рассказать историю, а не дать поиграть.

Собственно, назревает вопрос, к которому я пыталась подвести всё это время.

Можно ли говорить о деградации серии?

Я думаю, что это слишком громкое заявление, хотя факт упрощения игромеханических аспектов налицо. В новых Мафиях всё важнее становится сюжет и эмоции от его переживания, серия превращается в аттракцион или, если угодно, подобие игрофильма.

Не всем франшизам в современных реалиях подходят сложные паттерны прохождения, ведь есть как игры, ориентированные на геймплей, так и игры, ориентированные на сюжет. Некоторые, познав искусство геймдева, совмещают и то, и то. Но нужно ли это Мафии? Этот вопрос уже интереснее.

В меньшей степени первую и в большей вторую часть вспоминают в первую очередь не из-за крутого и прорывного геймплея, а из-за лужайки, «Мистер Сальери передаёт вам поклон», «Джо в сделку не входил», мемов, героев и атмосферы. Так вроде бы и не должно удивлять, что Мафии от Hangar 13 после своего эксперимента решили делать упор именно на историю.

Если поставить в ряд все игры серии, то каждая из них, кроме Mafia: The Old Country и Mafia: Definitive Edition, абсолютно разные. Каждая из них — это слепок своего времени, и когда я слышу разговоры про «это уже не та Мафия, которая была раньше», у меня возникает вопрос: а это какая Мафия? Иммерсионная первая, «ГТАшная» вторая или гриндвольная третья? То есть что делает Мафию Мафией? Я думаю, что это не геймплей, ведь он везде разный или как минимум не уникальный, а атмосфера и сеттинг вместе с вытекающими поднимаемыми проблемами.

Игры серии обладают хорошим сюжетом, над тонкостями которого можно спорить, но всё же в целом это всегда достойные истории со своими акцентами и моральными выводами. Кроме того, даже сам костяк сюжета один: простой человек оказывается втянут в криминальный мир, вступает в мафиозную семью, участвует в войне семей и попутно решает собственные проблемы или отстаивает определённые идеалы, что приводит к горькому финалу. В разных играх такой костяк приобретает разнообразие не только благодаря героям и ситуациям, но и разным лейтмотивам: первая часть говорит о семье и выборе, вторая — о дружбе, (третья — о мести), четвёртая — о любви.

Так если серия всегда экспериментировала, оглядываясь на задумку и течения игровой моды, то почему всё ещё звучат слова о не той Мафии?

Мой собственный взгляд на современное «звучание» серии таков: уникальной Мафию делает сочетание сильного и глубокого сюжета, моральных дилемм, всем знакомых механик и густой атмосферы, которая во всех играх просто невероятна. Про каждую часть серии, даже про оригинальную первую, говорят неровно: игры с кучей минусов и не привносящие ничего нового в игровую индустрию, но всё же эту самую индустрию покорившие. Вторую Мафию называют кривой, урезанной и плохой, но всё же перепроходят каждый год, а третью часть то объявляют ошибкой, то в целом вспоминают как неплохую игру.

Очень интересно, что «проходная» (судя по некоторым отзывам) франшиза всё равно является культовой, а всё потому, что у Мафии есть тузы в рукаве: эта серия со всеми её ремастерами и ремейками состоит из простых, понятных, но самое главное цепляющих игр. Мафия по своей сути элементарна, действительно не является прорывной и не переворачивает индустрию с ног на голову, но она переворачивает сердца и крепко вцепляется в душу. Это то, что делает эту серию культовой.

Итак, сейчас Мафия находится в руках разработчиков, которые стремятся сделать из неё хорошее кино с примесью игрового процесса. Видимо, по духу я простой зумерок, и мне нравится то, к чему всё пришло, ведь как ощущать всю боль криминальной драмы, при этом не отвлекаясь на сотню задач в дневничке?

Можно ли лучше? Да. Нужно ли это? Кто знает, но мой ответ: нет.

Но что у серии не отнять, так это коллекции постеров с женщинами… И вот тут, я уверяю, прогресс есть! Теперь вместо развратных картинок из Mafia II мы собираем в The Old Country карточки с непорочными девами и текстами молитв. Вау, ну что ж, остаётся только покаяться во грехе, блудники и блудницы, Hangar 13 заботится о вашем попадании в рай. Всем удачи с раскаянием, спасибо, что прочитали.


4.1K
4.2
2 668 оценок
Моя оценка
1.7K
3.9
992 оценки
Моя оценка
1.6K
3.6
271 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

спидран блога: автор говорит что сюжет ок.

адмиральтейский чин за очевидные вещи заслуженно уходит тринадцатой, всем спасибо, расходимся

Сюжет там интересный, запоминающиеся сцены есть, атмосфера такая, что ее ложкой можно есть

Запоминающиеся сцены есть, атмосфера есть, но сюжет разваливается на части. Нам нормально не презентуют семьи Эмпайр-Бей, не обозначают антагонистические силы, Вито на протяжении всей истории ходит хвостиком за Джо и как будто вообще не проявляет никакого интереса к происходящему. Единственный раз, когда у ГГ просыпается хоть какой-то характер, когда он едет отмудохать мужа своей сестры. И на этом все. За это и ругают. Все это, конечно же, проблемы, возникшие из-за затянувшейся разработки, и непомерных амбиций разработчиков. Но это не оправдания плохо слаженной истории.

перестрелки в целом хорошие. Они чуть менее реалистичные, чем в первой части, но зато более динамичные и с разрушаемостью. Ну и по поводу реализма… Извините, но когда главного боевика семьи Томми Анджело отправляют зачищать порт, полный врагов, в одиночку и с одним пистолетом, это вот вообще ни фига не реалистично.

Ну во-первых, в порт его не отправляют. Изначально он стоял на подстраховке возле железнодорожных путей, где должно было случиться покушение. А во-вторых, ты немного путаешь понятия. Когда мы говорим о реалистичности первой Мафии, в первую очередь имеется ввиду практически симулятивный подход к построение геймплейного скелета, а не максимальное избегание игровых условностей. Их-то как раз в Мафии полно.

Ну а по поводу мальчика на побегушках… А всеми любимый Томми Анджело не был таким? Он лишь в самом конце истории начал действовать самостоятельно, когда решил грабануть банк — и то, на это его подбил друг. Ну просто блин если вы хвалите первую мафию, то хвалите тогда и вторую. А то тут вижу, тут не вижу.

Перед каждым делом Сальери проводил обстоятельный брифинг: что за задача, какие цели преследуем, какая выгода у этого дела для семьи. Если говорить опять же, о реалистичности, то он и не обязан отчитываться перед солдатами, для чего они выполняют миссию, но зрителю важно рассказать о мотивах, чтобы вовлечь в происходящее. И есть Мафия 2, где как раз-таки ничего толком не объясняют, недоговаривают, а потом главных героев, как олухов, опрокидывают. Правдоподно? Возможно. Интересно? Едва ли.

Единственное что можно сказать уверенно — автор не прошёл третью часть, ибо совершенно все кто играл знают что сюжет там на голову выше предыдущих частей.

да и играть невозможно, сплошной гриндан, не забудь ещё упомянуть жёлтый фильтр. etc etc не выдержал и дропнул после получаса бла бла бла всё понятно, нам обсуждать нечего.

я надеюсь это несмешной постметаюмор?

Во второй части очень много косяков. У которых уши явно растут из-за «недоделанности» игры. Поломанная «экономика», если это можно так назвать. Тут мы голову под пули подставляем за 500 баксов, а тут нам 400 платят за раздавленную машину, которая и так рядом с прессом стоит. И было бы это сущей игровой мелочью и, по сути, так и есть, если бы не ломало нарратив. Якобы начало истории, где над семьей висит долг в 2000 баксов (5 машин, 10 минут временив месте с дорогой до свалки). Или обналичивание копеечных талонов на бензин, из-за которых Витек отправится в тюрьму.

Сам герой, к которому у меня претензий нет, но технически к нему не привязали крючков, которые хоть как-то вызывали бы эмпатию. В отличии от его напарника Джо, что странно.

Странные драки исключительно 1 на 1, даже если врагов много. Совсем уж слабый интеллект копов. Бесполезные ограбления. итд.

Это не делает игру прямо плохой, но откровенно кривых моментов в ней очень уж много.

Тут примечательно, что в некоем усредненном «общественном мнении», вторая часть на момент выхода очень сильно критиковалась и вообще не «тру». С выходом третьей — какая хорошая была игра, а вот эта уже совсем гадость. Теперь The Old Country фу, а как хороша была третья часть.

Там не сюжет на голову выше (он-то как раз примитивный), там сама его подача, повествование и работа с сеттингом выполнены на ура

«Можно ли лучше? Да. Нужно ли это?» Да.

Он стильный. Его стильно подают. Режиссура на высоте, актерская игра на высоте. Анимации в кат-сценах на высоте, мимика героев на экране на высоте. А выдающийся сюжет с идеально расставленными шахматными фигурами этой истории и не нужен абсолютно.

Так сюжет там обычный. Просто когда хвалят сюжет имеют ввиду не сюжетные хитросплетения, а именно то, как тебе все рассказывают и показывают. В этом плане Мафия 3 одна из лучших игр в целом, не только в серии Мафия. За это игру любят. А за гринд ненавидят

Честно говоря, никогда не понимал претензий ко второй Мафии. Сюжет там интересный, запоминающиеся сцены есть, атмосфера такая, что ее ложкой можно есть, симуляция вождения машин — на высоте, перестрелки в целом хорошие. Они чуть менее реалистичные, чем в первой части, но зато более динамичные и с разрушаемостью. Ну и по поводу реализма… Извините, но когда главного боевика семьи Томми Анджело отправляют зачищать порт, полный врагов, в одиночку и с одним пистолетом, это вот вообще ни фига не реалистично.

Часто слышал претензии, что Вито и Джо — гопники и мальчики на побегушках. Это супрестранный тейк. Ну то, что гопинки — окей, а минусы будут? Фильм Скорсезе «Славные парни» — тоже о гопниках, которые пытались пробиться на вершину мафии, но не смогли. Всё? Говно, а не фильм?

Ну а по поводу мальчика на побегушках… А всеми любимый Томми Анджело не был таким? Он лишь в самом конце истории начал действовать самостоятельно, когда решил грабануть банк — и то, на это его подбил друг. Ну просто блин если вы хвалите первую мафию, то хвалите тогда и вторую. А то тут вижу, тут не вижу.

Сюжет первой Мафии: пацан к успеху шел, дошел, не понравилось, ушел
Сюжет второй Мафии: пацаны к успеху шли, не дошли
Сюжет последней Мафии: пацан к успеху шел, предсказуемые спойлеры к игре двухнедельной давности

почему сразу нельзя приехать к нужному мужику домой и не убить его

Игра говорит, что просто убить нужного мужика недостаточно, потому что одна голова заменится на другую. Так, мол, Линкольн делал во Вьетнаме, так же хочет со своим другом поступить и здесь, потому что по-другому они не умеют.

без ущерба?

Опять же, в самой игре говорится, что боссы мафии так-то скрытные типы и сидят фиг пойми где. Шевелиться и чем-то заниматься они начинают только тогда, когда с бизнесом не все в порядке. Поэтому собственно мы и наносим этот ущерб.

если он мог бы поехать куда нибудь в Мексику или в Колумбию чтоб клево начать жить? Как бы в этом городе он никто, дел у него нет

Это и был его изначальный план, который потом обернулся в кровавую баню мести. Напомню, что героя так-то отговаривают заниматься этим делом, еще с самого начала игры. Одна из концовок как раз и посвящена тому, что парень закончил все свои дела, в городе ничего его не держит и он сваливает в закат.

Нет. Просто много кто хочет видеть в ней всратую гта. А когда не получает (потому что Мафия это про другое) начиает лить слёзки, писать обиженные коментарии (а может и свои личные обзоры в тексте и видео обвиняя Мафию) и ставят низкие оценки. Играйте в свою гта.

Честно говоря, никогда не понимал претензий ко второй Мафии

Ваня Лоев сказал, что игра плохая

Можете конечно не обсуждать, но это как бы объективные вещи, с которыми трудно спорить. Кому-то подход «зачисти карту вилкой» может нравится, но это точно не делает сюжет хорошим.

Ещё как отправляют. И игра оригинал и ремейк нам намертво впаривают этот порт. Нет способа завершить миссию завалив сергио до порта. Вернее- завалить можно аж тремя способами, но миссия зависнет посредине и дальше по сюжету продвижения больше не будет

Претензии ко второй Мафии в основном связаны с проблемной разработкой, из-за которой по всей игре торчат ошметки вырезанного контента, а сюжет держит какой-то дикий темп и распадается на набор сцен с резко появляющимися и так же резко исчезающими персонажами

В Мафии Олд Кантри торчат ошметки вырезанного контента. В МГС 5 сюжет распадается на набор сцен, а потом и вовсе обрывается. Что-то это не мешает игрокам и прессе их любить.

Читай также