Спасибо пользователю PlayDron "Избранный больше не я: взгляд игрока, который вырос" который вдохновил меня написать этот блог.
«Игры не делают для нас — тридцатилетних. Не делают для скуфов и геймеров со стажем. Их делают для других. Молодых. Быстрых. Своих. И это нормально».
Нет, это не нормально.
Это — проблема, на которую корпорациям выгодно чтобы ты закрыл глаза.
Игры не стали хуже потому, что мы "постарели". Постарели? Мне всего 30 лет - я работаю в игровой индустрии и я женат, делает ли это меня ностальгирующим скуфом? Вовсе нет. Моя супруга разделяет мои увлечения. У нас платина в куче кооперативных игр и недавно мы с кайфом закрыли Split Fiction. У меня есть тиммейты по 40 лет с которыми мы регулярно гоняем в Warframe и прочие Division'ы. Стал ли мои интерес к играм меньше с годами ? Вовсе нет.
Игры стали хуже, потому что рынок перестал стесняться быть рынком. Он больше не делает вид, что важна идея. Он не притворяется, что видеоигры это искусство. Сегодня — это открытая охота на потребителя. Без прикрас. Без вдохновения.
🎮 Раньше не было лучше — Всегда есть проблемы
Конечно, и в 2000-х были броня для лошади, кучи ненужных пластмассовых аксессуаров, провалы и «космические» планы продаж. Sega Dreamcast, провал Xbox One на старте, 3DO — никто никогда не был святым.
Но суть вот в чём:
Всё плохое будет забыто. А великое — останется в нашей культуре навсегда.
Ты не вспоминаешь, сколько стоила карта памяти на PS2.
Ты вспоминаешь God of War. ICO. Silent Hill 2. Max Payne.
Ты не вспоминаешь, как скачивал репак 3 дня через торрент на скорости 128 кбит. Чтобы играть в 20fps максимум.
Ты помнишь, как запускал F.E.A.R., дрожащей рукой выключая свет.
Ты не вспоминаешь какой дорогой и чертовски ненадёжной была PSP.
Ты вспоминаешь невероятную возможность играть в настоящие, а не java игры где угодно и GTA Vice City Stories прямо у тебя в руках.
Ты не вспоминаешь каким кривым и неудобным был Steam на старте.
Ты помнишь как ты впервые вышел из поездa в Half Life 2.
Ты не вспоминаешь о том что в игры Obsidian нельзя играть без фанатских патчей.
Ты вспоминаешь что это не тебе досталось 18 карат невезения, ведь это игра попалась нечестная..
Сегодня же наоборот: всё помнишь — кроме игры.Ты помнишь, как тебе продали набор обтягивающих костюмов за 50 баксов. Ты помнишь, как игра вышла сырой, багованной, а разработчики слёзно просили в твиттере «подождать патча». Ты помнишь агрессивный маркетинг, цену, микротранзакции, боевой пропуск — но не сюжет.
Потому что его и не было.
🦸♂️ AAAA-игры как фильмы Marvel
Современная игровая индустрия всё чаще повторяет путь Marvel и Disney:
- Максимально массово
- Максимально предсказуемо
- Максимально безопасно
Где когда-то рисковали, теперь клонируют. Где раньше хотели удивить — теперь проверяют чек-лист трендов и ESG-отчёт.
Нет места личности — только бренды.
Твоя любимая серия теперь - "франшиза". Вместо яркого автора — "команда продюсеров и сценаристов из трёх стран, одобренная юридическим департаментом". Вместо "уникальной игры" — "экосистема которая полностью соответвуетствует цензурным органам поднебесной. Вот наша миска рис и рейтинг от агенства". "В нашей игре есть что то для каждого"
Поворот налево - Был неудачей.
Я помню как мои знакомые смеялись над тем что я воспринимаю всё "слишком серьёзно", когда я заметил как много повестки и политики стали пропихивать в новые игры. Была ли это пропаганда? Не думаю. Очередное "гениEAльное" маркетинговое решение. Но сюрприз-сюрприз соевые нетакусики на банановом не играют в видеоигры, им больше интересны местоимения в твиттере. А игроделы снова акцентируют внимание на филейной части главной героини в трейлерах забыв про радужные аватарки в X, но с той же самой целью - продать как можно больше, воспринимая аудиторию за приматов, но секс продаёт и будет продавать всегда.
И знаешь, что стало с Marvel?
Насыщение. Падение интереса. Падение сборов.
Внезапно ушастый покровитель Кевина Файги стал недоволен. Потому что нельзя бесконечно продавать ностальгию, СПГС, фан-сервис ради фан-сервиса и Ctrl+C-Ctrl+V.
Люди устают. Увидев -цатый одинаковый продукт, они теряют вкус даже к хорошему.
🧟♂️ Не геймдизайн, а бизнес-стратегия
Кто то ещё помнит Mass Effect Andromeda? В переиздание оригинальной триллогии сегодня играют более чем 2000 человек только в Steam. В Dragon Age: The Veilguard играют 858 человек. А Palworld которая буквально разорвала медиа пространство в прошлом году? С пиковым онлайном более чем два миллиона игроков. Сейчас в неё играют около 20 тыс. А вспомнишь ли ты название этой игры через год? А через пять лет? А помните Ballatro? Да, прикольно, но кто то в это ещё играет?
Игры стали похожи на корпорации сами по себе.
- Ubisoft клонирует Ubisoft десятилетиями. Отчитываясь о рекордных успехах.
- EA перезапускает Dead Space, но забывает, зачем он был нужен.
- Rocksteady превращает создателей Arkham в рабов «боевого пропуска».
- Blizzard исчезла, оставив лишь радужный логотип на коробке с сервисной Diablo 4.
- CD Projekt наступает на одни и те же грабли — и радуется, когда игру просто удаётся довести до рабочего состояния. После 3х лет патчей разумеется, не сразу же.
- Про Nintendo лучше не будем фанаты этой конторы сожрут всё что из неё вывалится.
- про контору оптимистов в лице Sony даже уже как то стыдно, фанаты ластухи чё с лицом?
😍 Нельзя продать эмоцию второй раз
Чего я субьективно никогда не понимал и не принимал - это ремейки и ремастеры. Зачем мне классические сервера WoW если я там уже был? Я в это уже играл. Нельзя бесконечно нажимать на кнопку ностальгии. Ремейки Resident Evil? Отличные. Но сколько ещё это протянет? Mass Effect Legendary Edition — красиво, но всё равно грустно осознавать, что нового такого не выйдет больше никогда.
Ты не можешь снова испытать "вау", если тебе продают "вау 2007 года в 4K за 70 баксов".
Настоящие эмоции рождаются не из разрешения текстур, а из неожиданности, смелости, настоящего риска и свежих идей.
Мне не нужна киноадаптация того что я уже видел но со всратым шакальным графоном и современными актрисами со стриммингов. "О посмотрите сюда мы отдали на аутсорс и французская студия разработала нам прям всё тоже самое, но на Unreal Engine 5 у нас там Nanite и прочие Lumen'ы в частицы долбятся, шо даже на современных системах без DLSS у вас 20 кадров будет прям вот как тогда". Спасибо, я уже прошёл TES Oblivion в 2007'ом. К слову о DLSS как вам половина кадров которых - не существует? Я конечно понимаю что это для меня как для IT профессионала и давнего ПК-боярина, всегда было ясно что консоли в нативном 4К только видео с ютуб могут срендерить. Но 30 кадров за 500 баксов? Ммм а эти артефактики? А точки нейрошума, гостинг и отсутвие каких либо деталей.. ммм и обмазываться и на лицо и на.. ладно, продолжим.
🎧 И в музыке — та же песня
Никому не кажется странным, что сегодня TikTok запускает хиты, а не альбомы? Что больше никто не слушает «творчество», только фрагменты, вставленные в Reels? Что клипы — шаблонные, а песни — по 90 секунд? То зумеры ломанулись на концерты Бабкиной чисто по рофлу! Это не творчество это симулякр - подражание тому что раньше мы могли назвать творчеством.
Это одна и та же проблема.
Когда искусство подменяется удобным, продаваемым форматом, оно перестаёт быть искусством. Оно становится контентом. Как и видеоигры сегодня.
🧠 И это не нытьё — это проблема
Мне не 20 ****. Мы уже не ведёмся только на красивый графон. Таким как я хочется сюжета, риска, сложных решений, оригинальной сильной идеи. И всё это до сих пор возможно — просто почти никто больше не хочет это делать. Потому что дешевле — не думать.
Но ведь именно за это мы полюбили игры.
Не за боевые пропуски, не за NFT, не за дейлики, не за фарм крипты и совершенно точно не за репрезентацию особенных снежинок.
А за ощущение, что кто-то, сидя на другом конце планеты, создал для тебя — лично тебя — целый мир. И ты - Избранный.
✊ Вывод
Нет, это не нормально. Игры должны меняться — но не в сторону «игр сервисов с удачной монетизацией». А в сторону развития искусства, передачи художественного смысла, культурной ценности. Игры не обязаны быть для нас, но они обязаны быть о чём-то. Пока этого нет — рынок не взрослеет. Он деградирует.
И если ты читаешь это — и сжимаешь кулаки от злости, потому что «вот именно!» — знай:
ты не скуф, не ностальгирующий старик, не нытик.
Ты просто помнишь, какими настоящими могут быть игры. И у тебя, чёрт возьми, есть вкус.
🔽 Напиши в комментариях:
Какая последняя игра вызвала у тебя настоящее, человеческое чувство? Не «оценку». А эмоцию, воспоминание, не закапывайся в рефлексию и философию просто вспомни о том как было здорово.
Listen.. I am Rock!
Лучшие комментарии
Куда бы там индустрия не шла, хороших игр всё ещё больше, чем свободного времени
Автор: Мне не 20 лет
Также автор: уровень риторики 15-летнего, когда «всё, что не нравится лично мне -должно объективно гореть в огне, ррряяяяя!»
При этом парадокс в том, что концепция-то у блога неплохая, но вместо мыслей — пустые и громкие лозунги, будто это предвыборная речь. А потом ещё и кидаться на людей в комментариях начал.
Последняя игра которая вызвала у меня настоящие эмоции это Экспедиция 33. И вышла она меньше месяца назад. Не знаю у кого там индустрия портиться. У меня все прекрасно
Принижать человека за любимую игру — это, конечно, сильно. Мы бы сказали даже, сильно токсично как-то(
Да, всё верно. У меня Persona 5 Royal в любимых играх и я восторге. Плохие игры как были раньше, так есть и сейчас. Хорошие игры как были раньше, так есть и сейчас. Я играю в то, что мне интересно. И меня всё устраивает.
Дам тебе совет как от человека чуточку тебя старше (всего лишь на ~8 лет), писавшего много текстов в разное время и взаимодействовавшего с кучей народу, в.т.ч. вступая в полемику о вкусах в течение последних лет так 20:
Парень, не закапывай себя еще глубже. Ты сам себе репутацию среди постоянных читателей сейчас портишь, если вообще планируешь дальше писать блоги. Причем неважно, где.
Умей вести диалог конструктивно и без резкостей.
Тебе, судя по манере говорить+формулировать мысли и указанному в профиле возрасту до скуфа, технически, пешком до Китая еще, но ты уже успел здорово так подустать от игр, судя по тону блога. В твоих словах нередко мелькает рациональное зерно, но как только дело доходит до чужих вкусов, ты начинаешь формулировать мысли так, что они воспринимаются как агрессия. И сам себе противоречишь, отрицая своей формулировкой огромную ценность той же Clair Obscur. Она ничуть не менее ценна, чем новый DOOM: The Dark Ages или Cyberpunk 2077. И Persona 5 — аналогично, я сам не фанат ее, но ее неслабое влияние вижу как в ряде западных, так и в восточных игр. А это дорогого стоит.
А что касается жанров — я JRPG до 31 года вообще толком не трогал. А потом как погрузился и как понял, сколько всего я упустил крутого — мама не горюй!.. И таких примеров в моем ближнем окружении — тонна. Это к слову о том, что людям свойственно меняться и развиваться. И что завтра ты можешь вдруг проснуться и понять: так, надо либо бросать хобби, либо пробовать в нем новое.
Но это так, лирика.
Самое важное: ты вроде сам просил в блоге:
И тебе человек назвал игру, от которой ему было здорово и от которой у него были отличные воспоминания. И чел оказался крут, он даже не полез с ножом в ответ. Он воспринял ответ спокойно. Но для многих такой выпад оказался очень даже враждебным, поскольку сформулирован так, будто Clair Osbcur вообще не достойна упоминания в треде.
Это очень некрасиво.
Не играй в уклонения, как с The Outer Worlds, Cyberpunk 2077, Kingdom Come: Deliverance выше — проиграешь. Не играй в «мне не нравится — значит говно» — проиграешь читателю и себе. Потому как судить чужие вкусы в хобби — это отвратительный поступок.
А еще ты будто бы не умеешь в сарказм и срываешься в агрессию и попытку унизить оппонента.
Это тебе просто взгляд со стороны. А прислушаться ко мне или нет — это твой выбор.
Так комментаторы говорят про то, что шоколада по сей день целые авралы...
Мы обожаем Dragon Age Origins, к слову. В числе лучших она у нас числится. )) И, если честно, вот не видим, что индустрия катится ко дну. Индустрия меняется, развивается. Мы постоянно находим что-то новое, интересное для себя. Но смысл нашего сообщения был в ином.
Понимаете, мы вполне принимаем и Ваше мнение. Мол, игровая индустрия болеет. И противоположное. Подобные дискуссии имеют право быть. Почему бы и нет? Обсуждение — всегда здорово. И каждый при этом имеет право на свое, субъективное мнение касательно жива индустрия или нет. Однако нам кажется немного неправильным оценивать самого человека, исходя из его игровых предпочтений.
Нам лично, вот, абсолютно без разницы во что человек играет. Лишь бы он был человеком хорошим)
Прикинь, у людей разные вкусы. Прикинь!!
Ну это ваша проблема, а не индустрии))
А тебе в каждом ответе нужно попытаться зацепить оппонента?
Окей. С первым разобрались. Тебе не нравятся ЖРПГ. Но дальше снова вопросы.
Если тебе не нравится Экспедиция, это значит, что она полностью выпадает из картины игрового мира?
Зачем ты все время апеллируешь к «не надо жрать говно», при том что контекст разговора ушел в обсуждение JRPG, который ты и сам начал, да еще и в заранее негативном ключе, как по отношению к жанру, так и к людям, которым он нравится?
Сам придумал, сам ответил. Поешь печенье, легче станет, найдешь во что поиграть кроме игр-ажиотаж.
Если ты приверженец сарафанного радио который за всю свою жизнь играл только ведьмак 3 то безусловно ты в своей геймерской жизни ещё много чего не увидишь. Советую обратить внимание на что-то кроме обсуждаемых игр из каждого утюга.
Т.е. если автор правила нарушает, то мне запрещено рот открывать?
Ух, ну раз уж я послужил источником вдохновения для этого блога (и, как я понял, еще для парочки) — грех не оставить комментарий :) Прочитал твой текст, спасибо, что откликнулся — это правда ценно. Мы пишем о разном, но во многом сходимся. Мы рассматриваем, буквально, две стороны одной монеты.
Но, если честно, ощущение, что ты у меня в блоге немного не то прочитал. Ты говоришь — индустрия сгнила, менеджеры, KPI, бизнес-подходы убили вдохновение. Тут не спорю. Вместо смысла теперь пихают наполнение. Вместо сторителлинга — user engagement. Всё по делу. Но бум 1995–2015 не мог длиться вечно. Тогда игры рвались вперёд, они были увлечением для гиков. А сейчас они — часть мейнстрима и лакомый кусок для инвестиций. И тут пришли дядечки в пиджаках, и всё стало иначе.
Крутые игры всё ещё выходят — я стабильно покупаю десяток в год, просто уже редко во что-то реально играю. И тот мой текст — не аналитика и не хейт. Это письмо. Крик. Что-то вроде сигнала себе в 2009-м, который верил, что каждый релиз — событие, а не очередной UX-флоу с задачей тебя удержать и посадить на крючок.
Ты говоришь: дело не в возрасте, а в оптике — и ты прав. Но и в опыте тоже. Я в 10, 20 и 30 — три разных человека. Мы слишком многое поняли: как строятся катсцены, какие эмоции куда закладываются, зачем этот выбор, и почему здесь геймдизайнер решил повести нас направо. Переживания больше не проживаются, а деконструируются. И вот главный вопрос, который я себе задаю: может, дело не в играх? Может, дело во мне? Может, я просто разучился чувствовать?
И тут простреливает забавный парадокс — есть по всем фронтам офигенный Kingdom Come. В который я поиграл, кайфанул и уже подзабыл как-то. А есть откровенно сомнительный The Veilguard, который меня чуть ли не рыдать заставил, и на многие вещи заставил поменять взгляд. В ± хорошем плане, я имею ввиду. И тут есть еще одна мысль: МЫ ВСЕ — ЖИВЫЕ ЛЮДИ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ, ЧУВСТВАМИ И УБЕЖДЕНИЯМИ. И я могу потыкать пару вечеров в условный Elden Ring и поплеваться, что это — какая-то нудная хрень. А потом пойти долбиться в вопросики на миникарте в каком-нибудь Assassin's Creed, потому что мне нравится сеттинг и такой процесс меня действительно расслабляет и отвлекает от повседневной суеты. Я могу оценить, какой проект, действительно сильнее по разным причинам, но это не значит, что он теперь — единственный обязательный и правильный вариант моего времяпрепровождения на ближайшие вечера. А если так руководствоваться, то получается, что мы тоже ориентируемся чисто на метрики, просто у нас там другие критерии. Ну и по этому пункту идеально сказал Baruseruku:
Игры, которые ты привёл — да, хорошие. Но у меня они не оставили шрамов. Не было той магии, ради которой садишься и пишешь исповедь. А блог — именно об этом. Не о деградации индустрии, а о том, как я сам стал менее восприимчив.
Рынок сменился. Зумеры выжигают глаза в Fortnite и Brawl Stars. Им не нужен сюжет, им нужен battle pass. А мы — не целевая аудитория, которая несёт основные суммы. И твой график в самом начале этой статьи подтверждает мои слова, которые ты попытался опровергнуть. Мы — остаточный трафик. И потому, когда выходит Baldur’s Gate 3 или Hi-Fi Rush — я покупаю их сразу, даже если не факт, что вообще буду играть. Просто потому, что хочется, чтобы такие игры продолжали выходить.
Так что нет, я не писал, что всё стало говном. Я писал, что Я больше не чувствую. А это, если честно, даже страшнее.
Это еще почему? Потому что так хочется именно тебе? А ты кто чтобы решать куда двигаться целой индустрии? Предложение всегда диктуется спросом, а не наоборот. Игры как и фильмы не должны быть чем-то художественным и нести какую-то великую мысль, это чушь собачья.
Тоже нет. Никто ничего вам не обязан.
Чушь, нет никакой деградации, есть тенденции и каждый год они меняются. Как меняются и вкусы аудитории. Так же не стоит забывать про синдром утенка. Всегда были как хорошие, так и плохие игры. Что 20, что 10 лет назад, что сейчас.
А уж токсичность в комментариях вызывает к автору только отвращение.
По-моему, здесь даже никаких сторонних примеров не нужно приводить. Ты заведомо исключил игры, которые противоречат твоей основной мысли. Все три вышеозвученных проекта являются таким же продуктом современной индустрии, как и все остальные. Они не существуют вне ее. Да, они отличаются, но ведь нынешний геймдев их же и сделал таковыми...
А можно поискать и сыграть в игры про которые не из всех щелей вещают, тогда внезапно с индустрией все в порядке..
У человека выше нет софистики, а вы общаетесь именно как те самые «не соевые» у которых понятия о нормальном общении нет)
А это я даже не старался никого задеть, еще и выдает ваше бахвальство этим))
Эта ветка абсолютно проклята и с каждым новым комментарием автора становится только хуже.
Persona 5 плохая игра? Или не нравится автору? Или ему не нравится Экспедиция 33? Или Экспедиция плохая игра? Или JRPG жанр говно? Или же каждому свое?
А можно как-то четко выражать свою мысль?
Может тогда стоит перестать играть в плохие игры и ворчать, что индустрия скатилась, и начать открывать для себя что-то новое? Не думали об этом?