20 мая 20 мая 57 943

Мы взрослеем — индустрия деградирует.

-13

Спасибо пользователю PlayDron "Избранный больше не я: взгляд игрока, который вырос" который вдохновил меня написать этот блог.

«Игры не делают для нас — тридцатилетних. Не делают для скуфов и геймеров со стажем. Их делают для других. Молодых. Быстрых. Своих. И это нормально».

Нет, это не нормально.

Это — проблема, на которую корпорациям выгодно чтобы ты закрыл глаза.

Игры не стали хуже потому, что мы "постарели". Постарели? Мне всего 30 лет - я работаю в игровой индустрии и я женат, делает ли это меня ностальгирующим скуфом? Вовсе нет. Моя супруга разделяет мои увлечения. У нас платина в куче кооперативных игр и недавно мы с кайфом закрыли Split Fiction. У меня есть тиммейты по 40 лет с которыми мы регулярно гоняем в Warframe и прочие Division'ы. Стал ли мои интерес к играм меньше с годами ? Вовсе нет. 

Игры стали хуже, потому что рынок перестал стесняться быть рынком. Он больше не делает вид, что важна идея. Он не притворяется, что видеоигры это искусство. Сегодня — это открытая охота на потребителя. Без прикрас. Без вдохновения.

🎮 Раньше не было лучше — Всегда есть проблемы

Конечно, и в 2000-х были броня для лошади, кучи ненужных пластмассовых аксессуаров, провалы и «космические» планы продаж. Sega Dreamcast, провал Xbox One на старте, 3DO — никто никогда не был святым. 

Но суть вот в чём:
Всё плохое будет забыто. А великое — останется в нашей культуре навсегда. 

Ты не вспоминаешь, сколько стоила карта памяти на PS2.
Ты вспоминаешь God of War. ICO. Silent Hill 2. Max Payne.

Ты не вспоминаешь, как скачивал репак 3 дня через торрент на скорости 128 кбит. Чтобы играть в 20fps максимум.
Ты помнишь, как запускал F.E.A.R., дрожащей рукой выключая свет.

Ты не вспоминаешь какой дорогой и чертовски ненадёжной была PSP.
Ты вспоминаешь невероятную возможность играть в настоящие, а не java игры где угодно и GTA Vice City Stories прямо у тебя в руках.

Ты не вспоминаешь каким кривым и неудобным был Steam на старте.
Ты помнишь как ты впервые вышел из поездa в Half Life 2.

Ты не вспоминаешь о том что в игры Obsidian нельзя играть без фанатских патчей.
Ты вспоминаешь что это не тебе досталось 18 карат невезения, ведь это игра попалась нечестная..

Сегодня же наоборот: всё помнишь — кроме игры.Ты помнишь, как тебе продали набор обтягивающих костюмов за 50 баксов. Ты помнишь, как игра вышла сырой, багованной, а разработчики слёзно просили в твиттере «подождать патча». Ты помнишь агрессивный маркетинг, цену, микротранзакции, боевой пропуск — но не сюжет.
Потому что его и не было.

🦸‍♂️ AAAA-игры как фильмы Marvel

Современная игровая индустрия всё чаще повторяет путь Marvel и Disney:

  • Максимально массово
  • Максимально предсказуемо
  • Максимально безопасно

Где когда-то рисковали, теперь клонируют. Где раньше хотели удивить — теперь проверяют чек-лист трендов и ESG-отчёт.

Нет места личности — только бренды.
Твоя любимая серия теперь -  "франшиза". Вместо яркого автора — "команда продюсеров и сценаристов из трёх стран, одобренная юридическим департаментом". Вместо "уникальной игры" — "экосистема которая полностью соответвуетствует цензурным органам поднебесной. Вот наша миска рис и рейтинг от агенства". "В нашей игре есть что то для каждого"

Поворот налево - Был неудачей.
Я помню как мои знакомые смеялись над тем что я воспринимаю всё "слишком серьёзно", когда я заметил как много повестки и политики стали пропихивать в новые игры. Была ли это пропаганда? Не думаю. Очередное "гениEAльное" маркетинговое решение. Но сюрприз-сюрприз соевые нетакусики на банановом не играют в видеоигры, им больше интересны местоимения в твиттере. А игроделы снова акцентируют внимание на филейной части главной героини в трейлерах забыв про радужные аватарки в X, но с той же самой целью - продать как можно больше, воспринимая аудиторию за приматов, но секс продаёт и будет продавать всегда.

И знаешь, что стало с Marvel?

Насыщение. Падение интереса. Падение сборов.

Внезапно ушастый покровитель Кевина Файги стал недоволен. Потому что нельзя бесконечно продавать ностальгию, СПГС, фан-сервис ради фан-сервиса и Ctrl+C-Ctrl+V. 
Люди устают. Увидев -цатый одинаковый продукт, они теряют вкус даже к хорошему.

🧟‍♂️ Не геймдизайн, а бизнес-стратегия

Кто то ещё помнит Mass Effect Andromeda? В переиздание оригинальной триллогии сегодня играют более чем 2000 человек только в Steam. В Dragon Age: The Veilguard играют 858 человек. А Palworld которая буквально разорвала медиа пространство в прошлом году? С пиковым онлайном более чем два миллиона игроков. Сейчас в неё играют около 20 тыс. А вспомнишь ли ты название этой игры через год? А через пять лет? А помните Ballatro? Да, прикольно, но кто то в это ещё играет?

Игры стали похожи на корпорации сами по себе. 

  • Ubisoft клонирует Ubisoft десятилетиями. Отчитываясь о рекордных успехах.
  • EA перезапускает Dead Space, но забывает, зачем он был нужен.
  • Rocksteady превращает создателей Arkham в рабов «боевого пропуска».
  • Blizzard исчезла, оставив лишь радужный логотип на коробке с сервисной Diablo 4.
  • CD Projekt наступает на одни и те же грабли — и радуется, когда игру просто удаётся довести до рабочего состояния. После 3х лет патчей разумеется, не сразу же.
  • Про Nintendo лучше не будем фанаты этой конторы сожрут всё что из неё вывалится.
  • про контору оптимистов в лице Sony даже уже как то стыдно, фанаты ластухи чё с лицом?

 😍 Нельзя продать эмоцию второй раз

Чего я субьективно никогда не понимал и не принимал - это ремейки и ремастеры. Зачем мне классические сервера WoW если я там уже был? Я в это уже играл. Нельзя бесконечно нажимать на кнопку ностальгии. Ремейки Resident Evil? Отличные. Но сколько ещё это протянет? Mass Effect Legendary Edition — красиво, но всё равно грустно осознавать, что нового такого не выйдет больше никогда. 

Ты не можешь снова испытать "вау", если тебе продают "вау 2007 года в 4K за 70 баксов".

Настоящие эмоции рождаются не из разрешения текстур, а из неожиданности, смелости, настоящего риска и свежих идей.

Мне не нужна киноадаптация того что я уже видел но со всратым шакальным графоном и современными актрисами со стриммингов. "О посмотрите сюда мы отдали на аутсорс и французская студия разработала нам прям всё тоже самое, но на Unreal Engine 5 у нас там Nanite и прочие Lumen'ы в частицы долбятся, шо даже на современных системах без DLSS у вас 20 кадров будет прям вот как тогда". Спасибо, я уже прошёл TES Oblivion в 2007'ом. К слову о DLSS как вам половина кадров которых - не существует? Я конечно понимаю что это для меня как для IT профессионала и давнего ПК-боярина, всегда было ясно что консоли в нативном 4К только видео с ютуб могут срендерить. Но 30 кадров за 500 баксов? Ммм а эти артефактики? А точки нейрошума, гостинг и отсутвие каких либо деталей.. ммм и обмазываться и на лицо и на.. ладно, продолжим. 

🎧 И в музыке — та же песня

Никому не кажется странным, что сегодня TikTok запускает хиты, а не альбомы? Что больше никто не слушает «творчество», только фрагменты, вставленные в Reels? Что клипы — шаблонные, а песни — по 90 секунд? То зумеры ломанулись на концерты Бабкиной чисто по рофлу! Это не творчество это симулякр - подражание тому что раньше мы могли назвать творчеством.

Это одна и та же проблема.

Когда искусство подменяется удобным, продаваемым форматом, оно перестаёт быть искусством. Оно становится контентом. Как и видеоигры сегодня.

🧠 И это не нытьё — это проблема

Мне не 20 ****. Мы уже не ведёмся только на красивый графон. Таким как я хочется сюжета, риска, сложных решений, оригинальной сильной идеи.  И всё это до сих пор возможно — просто почти никто больше не хочет это делать. Потому что дешевле — не думать. 

Но ведь именно за это мы полюбили игры.

Не за боевые пропуски, не за NFT, не за дейлики, не за фарм крипты и совершенно точно не за репрезентацию особенных снежинок.

А за ощущение, что кто-то, сидя на другом конце планеты, создал для тебя — лично тебя — целый мир. И ты - Избранный.

✊ Вывод

Нет, это не нормально. Игры должны меняться — но не в сторону «игр сервисов с удачной монетизацией».  А в сторону развития искусства, передачи художественного смысла, культурной ценности. Игры не обязаны быть для нас, но они обязаны быть о чём-то.  Пока этого нет — рынок не взрослеет. Он деградирует. 

И если ты читаешь это — и сжимаешь кулаки от злости, потому что «вот именно!» — знай:
ты не скуф, не ностальгирующий старик, не нытик.  Ты просто помнишь, какими настоящими могут быть игры. И у тебя, чёрт возьми, есть вкус.

🔽 Напиши в комментариях:

Какая последняя игра вызвала у тебя настоящее, человеческое чувство? Не «оценку». А эмоцию, воспоминание, не закапывайся в рефлексию и философию просто вспомни о том как было здорово.

Listen.. I am Rock!


Лучшие комментарии

Куда бы там индустрия не шла, хороших игр всё ещё больше, чем свободного времени

Последняя игра которая вызвала у меня настоящие эмоции это Экспедиция 33. И вышла она меньше месяца назад. Не знаю у кого там индустрия портиться. У меня все прекрасно

Да, всё верно. У меня Persona 5 Royal в любимых играх и я восторге. Плохие игры как были раньше, так есть и сейчас. Хорошие игры как были раньше, так есть и сейчас. Я играю в то, что мне интересно. И меня всё устраивает.

Принижать человека за любимую игру — это, конечно, сильно. Мы бы сказали даже, сильно токсично как-то(

Сам придумал, сам ответил. Поешь печенье, легче станет, найдешь во что поиграть кроме игр-ажиотаж.

Если ты приверженец сарафанного радио который за всю свою жизнь играл только ведьмак 3 то безусловно ты в своей геймерской жизни ещё много чего не увидишь. Советую обратить внимание на что-то кроме обсуждаемых игр из каждого утюга.

Дам тебе совет как от человека чуточку тебя старше (всего лишь на ~8 лет), писавшего много текстов в разное время и взаимодействовавшего с кучей народу, в.т.ч. вступая в полемику о вкусах в течение последних лет так 20:

Парень, не закапывай себя еще глубже. Ты сам себе репутацию среди постоянных читателей сейчас портишь, если вообще планируешь дальше писать блоги. Причем неважно, где.

Умей вести диалог конструктивно и без резкостей.

Тебе, судя по манере говорить+формулировать мысли и указанному в профиле возрасту до скуфа, технически, пешком до Китая еще, но ты уже успел здорово так подустать от игр, судя по тону блога. В твоих словах нередко мелькает рациональное зерно, но как только дело доходит до чужих вкусов, ты начинаешь формулировать мысли так, что они воспринимаются как агрессия. И сам себе противоречишь, отрицая своей формулировкой огромную ценность той же Clair Obscur. Она ничуть не менее ценна, чем новый DOOM: The Dark Ages или Cyberpunk 2077. И Persona 5 — аналогично, я сам не фанат ее, но ее неслабое влияние вижу как в ряде западных, так и в восточных игр. А это дорогого стоит.

А что касается жанров — я JRPG до 31 года вообще толком не трогал. А потом как погрузился и как понял, сколько всего я упустил крутого — мама не горюй!.. И таких примеров в моем ближнем окружении — тонна. Это к слову о том, что людям свойственно меняться и развиваться. И что завтра ты можешь вдруг проснуться и понять: так, надо либо бросать хобби, либо пробовать в нем новое.

Но это так, лирика.

Самое важное: ты вроде сам просил в блоге:

Какая последняя игра вызвала у тебя настоящее, человеческое чувство? Не «оценку». А эмоцию, воспоминание, не закапывайся в рефлексию и философию просто вспомни о том как было здорово.

И тебе человек назвал игру, от которой ему было здорово и от которой у него были отличные воспоминания. И чел оказался крут, он даже не полез с ножом в ответ. Он воспринял ответ спокойно. Но для многих такой выпад оказался очень даже враждебным, поскольку сформулирован так, будто Clair Osbcur вообще не достойна упоминания в треде.

Это очень некрасиво.

Не играй в уклонения, как с The Outer Worlds, Cyberpunk 2077, Kingdom Come: Deliverance выше — проиграешь. Не играй в «мне не нравится — значит говно» — проиграешь читателю и себе. Потому как судить чужие вкусы в хобби — это отвратительный поступок.

Ismoluke: А ну и киндом кам — тягомотная скучная игра)
WarWar2915: Да старые игры скучные и тягомотные ты совершенно прав, посиди полистай тик токи пока

А еще ты будто бы не умеешь в сарказм и срываешься в агрессию и попытку унизить оппонента.

Это тебе просто взгляд со стороны. А прислушаться ко мне или нет — это твой выбор.

Мы обожаем Dragon Age Origins, к слову. В числе лучших она у нас числится. )) И, если честно, вот не видим, что индустрия катится ко дну. Индустрия меняется, развивается. Мы постоянно находим что-то новое, интересное для себя. Но смысл нашего сообщения был в ином.

Понимаете, мы вполне принимаем и Ваше мнение. Мол, игровая индустрия болеет. И противоположное. Подобные дискуссии имеют право быть. Почему бы и нет? Обсуждение — всегда здорово. И каждый при этом имеет право на свое, субъективное мнение касательно жива индустрия или нет. Однако нам кажется немного неправильным оценивать самого человека, исходя из его игровых предпочтений.

Нам лично, вот, абсолютно без разницы во что человек играет. Лишь бы он был человеком хорошим)

Прикинь, у людей разные вкусы. Прикинь!!

Ну это ваша проблема, а не индустрии))

Для особенных:

А тебе в каждом ответе нужно попытаться зацепить оппонента?

мы все поддерживаем @Rumort, но мне жанр JRPG никогда не нравился.

Окей. С первым разобрались. Тебе не нравятся ЖРПГ. Но дальше снова вопросы.
Если тебе не нравится Экспедиция, это значит, что она полностью выпадает из картины игрового мира?
Зачем ты все время апеллируешь к «не надо жрать говно», при том что контекст разговора ушел в обсуждение JRPG, который ты и сам начал, да еще и в заранее негативном ключе, как по отношению к жанру, так и к людям, которым он нравится?

Так комментаторы говорят про то, что шоколада по сей день целые авралы...

Возможно, корректнее сказать, что не игры деградируют, а что процессы развития и изменений замедлились (игры 2015 в 2025 выглядят и играются не плохо, аналогичное реже можно было сказать в 2015 про игры 2005, не говоря уж про игры 1995 в 2005).

Нацеленность маркетинга и брендов действительно пугает перспективой для будущих игр. Особенно тенденцией — пока продается, штампуем.
Но всегда можно найти игры на любое желание, на СГ куча материалов во что поиграть. Потому что не все делают игры, чтобы только в первую очередь продавать, некоторые — чтобы заявить о себе или реализовать идеи. Просто о продажах чаще больше рекламы, информации и «криков».

С возрастом и правда сложнее удивляться и поддаваться эмоциям и проще отдаться воспоминаниям, где игры были ярче. Есть тенденция, что с возрастом, игроки чаще уходят в инди. Не только из-за нехватки времени, но потому что, так проще удивится, получить новый игровой опыт

А можно поискать и сыграть в игры про которые не из всех щелей вещают, тогда внезапно с индустрией все в порядке..

У человека выше нет софистики, а вы общаетесь именно как те самые «не соевые» у которых понятия о нормальном общении нет)

А это я даже не старался никого задеть, еще и выдает ваше бахвальство этим))

Окей, этот бракованный или поддельный, несите следующего автора))) вот так плевать в лицо человеку, который написал тебе нормальный коммент с упоминанием отличной игры — это надо уметь, конечно.

Я солидарен с Чиззи, у индустрии полно болячек, но глобального звездеца нет. Западное переболело херней про местоимения и твиттерских, сейчас вроде восстанавливается. Японская/азиатская меня как радовала, так и радует.

По-моему, здесь даже никаких сторонних примеров не нужно приводить. Ты заведомо исключил игры, которые противоречат твоей основной мысли. Все три вышеозвученных проекта являются таким же продуктом современной индустрии, как и все остальные. Они не существуют вне ее. Да, они отличаются, но ведь нынешний геймдев их же и сделал таковыми...

Может тогда стоит перестать играть в плохие игры и ворчать, что индустрия скатилась, и начать открывать для себя что-то новое? Не думали об этом?

Нет, это уже софистика, не додумывай смысл моего поста и комментариев за меня.

На основе тобой сказанного я дал всего одно утверждение:

Тебе не нравятся ЖРПГ

Остальное лишь вопросы, которые возникают, потому что ты не смог грамотно донести свою мысль. Я задаю наводящие вопросы, чтобы понять ход твоей мысли, а уже потом сделаю какие-то выводы.

Ну, пачка игр отличная, но сплошь лишь только громкие имена, причем подборка ну очень стереотипная, крайне типичная для РФ и СНГ. Нишевых А\АА игр практически нет, среди которых, замечу, есть тонна крутых вещей (про Дельтаруну и Андертейлы — это ты прям хапанул, я аж со смеху чуть кофе не подавился. Более стереотипный и зашоренный вброс надо еще поискать).

Имхо, хреновастенько, что мало разнообразия в плане ниш: при таком подходе вкус к играм формируется довольно однобокий. Знаем, плавали, проходили это на собственной шкуре. И все еще этим несколько грешу.

Попробуй разнообразить рацион игр, может так взгляд на индустрию станет пошире, а игры — поинтереснее, как хобби.

Удачи и не зацикливайся на одном.

Ну получается, вы один из тех, кто индустрию и убивает предзаказами непонятно чего))

Читай также