Shadows of the Damned… Наконец-то, спустя 13 лет томительного ожидания, один из самых любимых мной консольных эксклюзивов седьмого поколения предстал перед широкой публикой во плоти. Предлагаю тебе, мой уважаемый зритель, без лишних предисловий вспомнить сей прекрасный сказ о путешествии неоданте и неовергилия по зачаровывающим глубинам преисподней.
Ну что, Vamanos!
Слушай, а чем эта игра вообще примечательна?
Над проектом трудилось знаменитое трио японцев: Акира Ямаока, Гоити Суда и Синдзи Миками, и если всемирную толпу фанатов Suda51 себе представить сложно, хотя человек этот для индустрии, тем не менее, достаточно известный, то вот от сотрудничества отцов культовых хоррор-серий люди ждали чего-то очень стоящего. Тем более, что ранние концепты игры были насквозь пропитаны тёмной хоррор-эстетикой и до одури напоминали Alan Wake с полноценной системой взаимодействия со светом и тенью.
Изначальная задумка от 2006 года (да-да, идея проекта была рождена задолго до релиза) представляла из себя некий проект под названием Kurayami (дословно: «Глубокая тьма»). В этот период Гоити Суда активно увлекался творчеством Франца Кафки, и, собственно именно роман «Замок» стал основным творческим ориентиром геймдизайнера.
В Kurayami нас должен был ожидать загадочный герой, попавший в некий странный город, из любой точки которого он бы неизменно видел замок, в который и стремится попасть. Игра должна была быть менее линейной и направленной на исследование мира. В тёмной части города нас бы поджидали опасные твари, защищаться от которых можно было бы с помощью факела и оружия. Однако и в светлой части города, взаимодействуя с обычными горожанами, можно было столкнуться с серьёзными неприятностями.
Собственно, небольшой европейский городок с маячащим на горизонте замком таки добрались до финальной версии проекта.
Помимо этого, в том же 2006 Суда утверждал, что хочет через Kurayami донести какие-то важные мысли до игрока, натолкнуть его на серьёзные размышления. В общем, человек этой идеей горел. Чуть позже загорелся этой идеей и отец всех Резидентов, Синдзи Миками. Что же касается Ямаоки – он подключился к проекту лишь на поздних этапах разработки, когда команда Grasshopper Manufacture, сменив, ни много ни мало, пять концептов игры, остановилась на проверенной формуле Resident Evil 4.
Ну и о чём там?
Сюжет Shadows of the Damned рассказывает об охотнике на демонов, Гарсии Хотспур, девушку которого утаскивает в ад лорд демонов, Флеминг. Вместе со своим демоническим товарищем, Джонсоном он отправляется в преисподнюю, дабы отыскать и вернуть возлюбленную.
Да, история звёзд с неба не хватает, да и в целом, скорее напоминает вариацию на тему «спаси принцессу». Однако сам тон повествования истории, обилие чёрного юмора и шуток ниже пояса вряд ли предполагает наличие лихо закрученного сценария. При этом, наблюдать за взаимодействием персонажей, в особенности Джонсона и Гарсии, довольно приятно: первый регулярно отпускает язвительные комментарии, второй же является ходячим воплощением девиза «слабоумие и отвага»: читающий по слогам, выражающийся довольно примитивными фразами, Хотспур всегда, не раздумывая, бросает вызов любым опасностям.
Собственно, именно в химии между двумя основными персонажами, Джонсоном и Гарсией, в их увлекательных, колких диалогах, а также в довольно нестандартной репрезентации ада, который им предстоит исследовать, и кроется вся прелесть местного сторителлинга.
А как оно играется?
Да прям как четвёртый Резидент! Нет, здесь, конечно, есть куча оригинальных мелочей, работающих на создание антуража, однако, несмотря на всё вышеперечисленное, ядром геймплея остаётся хорошо знакомая Миками формула, впервые опробованная им в далёком 2005.
Тем не менее, те находки, что отличают игру от других проектов, достойны внимания. Так, оставшаяся ещё со времён Kurayami механика взаимодействия с тьмой здорово разнообразит игровой процесс. В аду Гарсия будет время от времени попадать в зоны, где на него будет воздействовать смертоносная тьма. Первое время это явление будет зависеть от отдельного вида врагов, вскарабкивающихся по стенам к источнику света и гасящих их. Тьма постепенно отнимает здоровье у протагониста, что отражается на его внешнем виде и скорости передвижения. Хочешь выбраться из тьмы — зажигаешь при помощи лайтшота источник света и убиваешь назойливых ползунов по стенам.
Кажется просто? Так и есть. Пока игра не начинает подкидывать новые, всё более сложные задачи по взаимодействию с этой самой тьмой. В какой-то момент главный герой замечает, что тьмой могут быть охвачены отдельно взятые враги, становясь в мире света неуязвимыми, а, следовательно, лайтшот нужно применять на самих демонов, после чего медленно расковыривать их обычными пулями. Затем нам и вовсе подкидывают супостатов, уязвимых только при погружении во тьму, что заставляет нас уже самостоятельно высвобождать из клеток вскарабкивающихся по стенам демонов для того, чтобы получить возможность нанести хоть какой-то урон боссу или рядовому мобу. А для Гарсии тьма по-прежнему остаётся смертоносной. Порой даже возникают ситуации, в которых охотник на демонов должен пробираться через густые участки тьмы, пестрящие врагами, без возможности хоть как-то её рассеять, и тут остаётся только бежать со всех ног. И это, стоит отметить, отлично разнообразит геймплей, заставляя менять свою тактику на ходу.
В остальном, всё знакомо и близко сердцу любого фаната RE: камера из-за плеча, лазерный прицел, крупные и интересные боссы, да тут даже торговец есть, у которого можно приобрести расходники или прокачать характеристики Джонсона (он, если что, выполняет роль всего арсенала Гарсии).
Тем не менее, игру трудно назвать хоррором. Да, тут есть отвратительные чудовища, до жути кровавые сцены, каннибализм, расчленёнка и прочие атрибуты жанра. Но всё же Shadows of the Damned является скорее весёлым шутером от третьего лица, выполненным в стилистике фильмов категории Б и не претендующим на роль разрушителя нервной системы игрока.
А ежели игра не является хоррором, то она вольна постоянно подкидывать разношёрстные нестандартные ситуации, вроде статичного отстрела надвигающихся гигантских чудищ из своего «Big Boner» или целых уровней в стилистике скролл-шутеров. В общем, заскучать от однообразия здесь довольно трудно, тем более, что и продолжительность у игры небольшая, часов 6-7 от силы.
А звучит всё это мракобесие как?
Внезапно, по-сайлентхилловски. По-настоящему запоминающихся лиричных композиций в стиле Theme of Laura, You’re Not Here и Hole in the Sky, несмотря на участие в записи всей тихохолмской банды, в саундтреке не нашлось.
Зато мрачного, тягучего эмбиента тут в избытке. От этого ловишь солидный такой диссонанс. Почему? Вот вам пример: отстреливает Гарсия супостатов, отпуская сальные шуточки с нескрываемым латиноамериканским акцентом, как вдруг, его поглощает тьма, звучание которой буквально повторяет эмбиент-партии второго Сайлента, а уже через минуту он оказывается в мире обнажённых девиц и целебной текилы. Опыт, безусловно, интересный, и дезориентирует он первое время изрядно.
Помимо этого, Акира Ямаока написал и совершенно не характерные для себя композиции, вроде энергичного и тяжелого хард-рока, жгучего латиноамериканского инструментала на классической гитаре с нейлоновыми струнами, а также лёгкие и расслабляющие околоблюзовые вставки для загрузочных экранов. В общем, разгулялся ветеран игровой индустрии на славу и сделал, пожалуй, самый разнообразный саундтрек за всю свою карьеру.
Что там по японской дичи вообще? Наваристо?
Люди, знакомые с творчеством Гоити Суды, наверняка, согласятся, что слово «дичь», пожалуй, довольно политкорректно описывает выходившие из-под его пера проекты. Безумные дизайнерские находки Suda51 всегда ставил во главу угла в своих играх, отчего именно играми их назвать было достаточно трудно. Если перед запуском любой видеоигры и даже игровой платформы, мы видим предупреждение об эпилепсии, относящееся к людям, страдающим этим недугом, то творения товарища Суды, наверняка, способны вызвать припадок даже у самых здоровых людей. Вычурные яркие цвета, неприятные глазу эффекты, резкая смена кадров и порой попросту трудноразличимое действие на экране — всё это создало таким проектам, как No More Heroes и Killer7, отличную репутацию, как арт-объектам, реализованным в рамках игровой индустрии, но полностью отпугнуло от них широкую геймерскую аудиторию, поскольку развлечение это было, скажем так, на любителя.
В случае же с Shadows of the Damned, бурную дизайнерскую фантазию Гоити Суды, по всей видимости, сдерживал более практичный Синдзи Миками и нежелание боссов Electronic Arts инвестировать в неиграбельное японское нечто. Результат получился превосходным: в игре полно вульгарных pendejos, причудливых существ, и фантасмагоричных дизайнерских находок, на которые не решился бы ни Миками, ни Тояма, ни кто-либо другой «от мира сего».
А великолепные шутки из разряда «настолько плохо, что даже смешно» — это просто нечто! Причём встречаются они буквально с самого старта игры:
И такого добра в игре навалом. Хотя бывают и действительно забавные моменты, связанные с игрой слов или комедией положений.
Да даже к банальному поиску ключей от закрытых дверей здесь подошли оригинально: на каждой запертой двери красуется плачущее лицо младенца, которому, в зависимости от ситуации, нужно принести и скормить запрятанные на уровне мозги, глаза или… клубнику. Да-да, именно так. Почему демоны, наравне с человеческими внутренностями, любят клубнику, нам в игре тоже расскажут, но не буду раскрывать все карты.
Те же самые источники света, которые любят тушить ползающие по стенам демоны, выполнены в виде огромных живых козьих голов с прикреплёнными к ним канделябрами.
Ну и, конечно же, стоит отметить нашего компаньона, Джонсона: он и факел, освещающий путь мексиканскому охотнику на демонов, и его пушка, и его мотоцикл, и главный местный юморист – в общем, универсальное существо, чьи способности к метаморфозам ограничены лишь хронометражом игры, потому как безумная фантазия Суды сюда заливалась в каком-то бешенном объёме.
Да даже банальные хилки тут представлены не в виде медикаментов или еды, а в виде саке, текилы и абсента. Правильно, должны же быть хоть какие-то послабления в преисподней!
Собственно, дизайн игры выполнен свежо, интересно и оригинально, но эта оригинальность не становится непреодолимым препятствием на пути к получению удовольствия от процесса, что не может не радовать. Лучше всего о вкладе Гоити Суды выразился один из отечественных рецензентов во времена релиза Shadows of the Damned:
«…и только Гоити Суда, кажется, оказался в плюсе — благодаря влиянию двух своих друзей в его игру наконец-то можно играть»
На мой взгляд, лучше и не скажешь.
Так что по итогу? Достойная игра хоть?
Shadows of the Damned — игра уникальная. С одной стороны, она просто берёт всего понемногу отовсюду и смешивает во взрывной коктейль, готовый развлечь, удивить и просто разнести в клочья любого, кто к нему прикоснётся. С другой — это крайне показательный пример того, отчего индустрия, на данном этапе, к сожалению, успела достаточно далеко уйти.
«Тени проклятых» создавались тремя знаковыми людьми, и вышел этот проект в свет без громкой рекламы и особой работы по продвижению продукта. Да, естественно, промокомпания у игры была, но совершенно ничтожная, учитывая общее качество данного произведения. Тем не менее, во времена, когда практически все игры чётко делятся на претенциозные AAA и малобюджетные инди, приятно вспомнить о том, что ещё на стыке нулевых и десятых годов творцы от мира геймдева могли себе позволить просто развлечься и повалять дурака, выпустив на рынок качественный и технически выверенный продукт, показав общественности своё неугасающее бунтарское нутро.
Поэтому я смело рекомендую Shadows of the Damned к прохождению абсолютно всем любителям интересных, запоминающихся, одиночных игр. Но тут встаёт ещё один, заключительный вопрос:
Это же ремастер, где нововведения?
А с этим, увы, никак. Я тут всё это время нахваливал игру 13-летней давности, используя практически полностью текст своего блога двухлетней давности. Халтура – скажете вы, метаирония - отвечу вам я и пойду халтурить дальше.
А если серьёзно, то я до одури люблю эту игру и не упускаю шанса чтобы лишний раз её похвалить. И я безумно рад, что этот проект выбрался наконец-то из плена консолей седьмого поколения, однако тут, как водится, есть один нюанс: люди, игравшие в оригинальную Shadows of the Damned, не найдут здесь вообще ничего нового. Да, тут добавили новые костюмы для Гарсии, режим «Новой игры +» и… всё.
Если вы ждали хоть какой-то новый контент в переиздании, то вы его тут не найдёте. А посему, если вдруг у вас сохранилась оригинальная игра и старенькая консоль, то можно обновлённую версию и не покупать вовсе. Если 720p-разрешение режет глазки, можно попробовать повозиться с эмулятором RPCS3, так как с эмуляцией именно этой игры никаких проблем не возникает. Там и текстурки сами подтянуться по разрешению, и русскую версию найти можно (официально ни оригинал, ни ремастер локализации не имеют).
В общем, Shadows of the Damned Hella Remastered – это пример крайне халтурного ремастера, который хоть как-то спасает лишь тот факт, что игра долгое время была заложником устаревших консолей. Но насколько бы лениво ни был он сделан, я всё же рад, что об этой яркой, колоритной и сумасбродной игре наконец-то вспомнили.
Любите игры!
Лучшие комментарии
Плюс за ожидание 13 лет)))
Посмотрел ценник в стиме, а там 8400 тенге. Такое мы берем! Все таки, каким бы сумасшедшим не казался Суда, ума у него явно больше, чем у авторов ремастера Lollipop Chainsaw.
Недавно проходил её и мне совешенно не понравилось, в отличие от Лолипоп.
А я вот ждал 13 лет со дня анонса:)))
У меня никогда не было ни пс3 ни коробки, но я всегда хотел поиграть в это. Каждый раз пускал слюни глядя на трейлеры. И НАКОНЕЦ-ТО они выпустили ремастер!!! И вот уже как 3 дня я гоняю Гарсию и его Джонсона по аду, и боже, как же это все круто, сочно, смешно, тупо, и весело! Очень хочу что бы игра хотя бы более менее заработала, хочу увидеть продолжение
Это да, ценник к себе располагает. Жду теперь, когда до наших краёв дойдёт физическое издание...
Это очень уж на любителя проект, поэтому, увы, такое вполне может быть)
Дааа, продолжение увидеть, страсть, как хочется! Хоть и верится в это с трудом.
Кстати, в какой-то из поздних частей No More Heroes упоминаются и Гарсия, и Джонсон. Т.е. формально о героях Суда помнит, но вот вернётся ли к ним — вопрос открытый.
Да я-то с ней не так давно ознакомился. Году в 2017 где-то. Так что, не настолько томительным было ожидание:)
Жесть)
В подобном случае, мои искренние поздравления!
Какой на любителя? Это подпивасный шутан с шутками ниже пояса. Он рассчитан на максимально широкую аудиторию. И как подпивасный шутан она не работает.
Первое впечатление положительное, да. Механика обителя зла 4 и сеттинг мексиканского дня смерти с примесью Тима Шафера. Но потом игра просто топчется на месте. Кинца и сюжета нет. Настолько нет, что автор предпочитает расставлять плакаты и книги, чтобы хоть чем-то забить вакуум. Геймплея так же. Автор отчаянно пытается его как-то разнообразить, но всё это настолько вымученно. Хорошая игра не стала бы внезапно превращаться в шмап или тир, чтобы дать игроку возможность отдохнуть от духоты основного геймплея. Почему духоты? Да потому что тут не сколько скилл нужен, сколько терпение тыкаться и читать мысли дизайнера, что он от тебя хочет.
Игра должна была стать мясным шутаном, но стала лабиринтом на пылесос углов. В принципе, я всё в отзыве на игру написал.