31 июля 31 июл. 6 2233

Самый хайповый FPS 2023 года в 2024. Обзор THE FINALS год спустя.

+17

    2022 год. Никому не известная шведская студия Embark приезжает на Gamescom с трейлером своей первой игры - THE FINALS: шутером от первого лица с полной разрушаемостью карты. Публика взбудоражена: у игры определенно есть стиль. Спустя год начинают идти бета-тесты, и The Finals оказывается взрывной смесью стратегического и экшн шутеров, так ещё и отлажена получше релизных версий большинства игр последних лет. Наконец, 7 декабря 2023 года Файналс выходит на ПК и консолях последнего поколения и становится безоговорочным успехом: в первый день онлайн составляет 200 тыс. игроков, спустя неделю 240 тыс. в одном только Стиме! Сервера еле выдерживают поток геймеров. В The Finals заходят все популярные стримеры, на Twitch игру смотрят более 120 тысяч человек одновременно. Каждый, кому не лень, делает обзор с объяснением, почему это "лучший шутер года, у игры огромный потенциал и она станет убийцей Call of Duty, Counter-Strike и Battlefield..."

 

    Но вот проходит месяц, и онлайн сокращается в 2 раза. Все просто молча уходят. С такой скоростью онлайн падает весь год, пока не уходит ниже 10 тысяч, а игра в глазах общественности не переходит в разряд нишевых продуктов для геймеров с эксцентричными вкусами. Ну а сегодня, я постараюсь разобрать, заслужила ли этого The Finals, действительно ли это первая игра Embark Studios, а также почему разрушаемость - не главная революция, которую разработчики хотели провести в рамках этой игры. 

Небольшие скачки онлайна происходили в дни релизов 2 и 3 сезона.
Небольшие скачки онлайна происходили в дни релизов 2 и 3 сезона.

История создания The Finals

    История создания The Finals столь же необыкновенна, как и итоговый продукт Embark Studios. Наверняка вас уже мучает вопрос: так кто эти шведы, которые с первой же попытки сделали грандиозный шутан, техническому состоянию которого позавидует каждый современный тайтл? А студия их не совсем новая, это всё бывшие выходцы из DICE, уставшие от гнёта издателя Electronic Arts. Основатель Embark Патрик Содерлунд был руководителем DICE целых 12 лет, так что в новообразованной команде у него с разработчиками были максимально тёплые отношения. Он руководил разработками всех Battlefield, начиная с третьей части и заканчивая  Battlefield 1, а также перезапуском  Star Wars: Battlefront. Широко известен Содерлунд, к слову, стал после своих заявлений с просьбами не покупать  Battlefield V каждому, кому не понравился трейлер. Он был сильно разочарован игрой, и уволился, прихватив с собой пару знакомых.

5 часть получила большую дозу хейта в интернете за обилие повесточки, убивающей серьёзность военной игры.
5 часть получила большую дозу хейта в интернете за обилие повесточки, убивающей серьёзность военной игры.

    Итак, собрав команду из исключительно опытных профессионалов своего дела, и войдя под крыло Nexon, издателя без репутации злодея, управляющего конвейером бездушных помоек, что же решили сделать эти ребята? В первую очередь, НЕ шутер от первого лица! В DICE они уже устали клепать одинаковые батлфилды, у разрабов просто чесались руки сделать что-то в другом жанре. И работа закипела сразу как студию основали: жанр выбрали стрелялкой, но от третьего лица, тут помог опыт Star Wars: Battlefront. Сеттингом взяли постапокалипсис с мотивами Sci-Fi 80х годов. Итоговый продукт будет играться как смесь  Escape from Tarkov и  Helldivers 2. Игрокам в командах из 5 человек придется ходить в рейды и мочить другие команды и ботов ради лута. Проект назвали  ARC Raiders, и первоначальная дата релиза была назначена на 2022 год. Разработчикам, увы, понадобилось больше времени и денег на воплощение своих амбиций, а потому, спустя пару переносов, добраться до релиза ARC Raiders планирует в 2024.

 

    В определённый момент разработки Embark поняли, что им нужен источник пассивного дохода, кошелек Nexon не резиновый, и бесконечно давать деньги на долгострой издатель не будет. Тогда то и пришлось сделать кое-что проверенное, что команда делала уже множество раз, очередной мультиплеерный шутер от первого лица... НО НЕТ! Embark решили сделать шутер от первого лица, который не будет похож не только на Battlefield, их игру нельзя будет адекватно сравнить вообще ни с одной другой в жанре. Наконец, приобретя творческую свободу, команда просто забыла об устоях жанра и пошла в бесконечный разнос, произведя на свет игру, от которой пахнет любовью разработчиков даже в магазине с донатными скинами. Так началась история The Finals.

Техническая сторона игры

    Для полного понимания ситуации с падением онлайна стоит понимать: техническая сторона игры отточена до идеала. Нет ни одной причины, по которой всем массово пришлось бы уходить в связи с техническими проблемами. Игра напичкана всеми современными технологиями, и я постараюсь объяснить каждую.

    Во-первых, The Finals - это графон. Игра работает на UE5 и выглядит сочно. Тут можно сказать: "Все игры на Unreal выглядят сочно, даже разрабам Смуты удалось выдать красивую картинку". А в The Finals невооружённым взглядом видно что что-то здесь не так. И это "не так" - фотограмметрия. Фотограмметрия - это процесс сканирования физического объекта для получения максимально точной 3D модели. И здесь, на картах, повторяющих реальный мир, это смотрится естественно, как ни в одной другой игре. Но помимо фотограмметрии, не будем таить, в The Finals притаился ещё один проект DICE -  Mirror's Edge. И помимо паркура, о котором позже, проект Embark частично взял стиль зеркальной грани: карты выкрашены в контрастные жёлтый и белый, а улицы и дома всегда идеально чистые. Стиль Mirror's Edge пошел игре к лицу, и в сочетании с современной графикой, The Finals позволяет получать чисто эстетическое удовольствие от нахождения в игре.

    Во-вторых, The Finals - это оптимизация. В минимальных требованиях указана бессмертная RX580, но это вовсе не помешало мне запустить игру на ноутбучной 1050Ti, а также GTX 770 и RX570. На этих тестовых сетапах я увидел стабильные 50, 45 и 60 fps соответственно. Тесты проводил в разрешении Full HD. На 1050TiM и RX570 я использовал технологию апскейлинга AMD FSR 2, а на GTX770 Intel XeSS, обе стояли в сбалансированном режиме. На собственном компьютере с RTX3060Ti и Ryzen 5 5600, мне удалось получить 100-140 fps на высоких-эпических настройках, с отключённой трассировкой лучей и NVidia DLSS в сбалансированном режиме при разрешении 3440х1440. Я думаю, этим все сказано, Embark показали уровень работы с Unreal Engine ничуть не ниже чем у самих Epic Games, разработчиков движка.

    Но если с оптимизация графона UE5 еще не выглядит как что-то инновационное, то оптимизация разрушаемости выглядит как какая-то магия. И здесь осталась незамеченной целая революция в области мультиплеерных игр. Embark перенесли расчет разрушаемости на сервер, мощь которого не ограничена Ryzen 1600, указанного в минимальных требованиях. И хотя запилить подобную "облачную разрушаемость" можно было давно, именно разрабам The Finals удалось решить проблему с одновременной доставкой информации о разрушениях всем игрокам в матче. Как именно - приватная информация. Но Финал это живое доказательство того, что до сих пор можно сделать крутую в физику в играх, и отсутствие вообще какой-либо разрушаемости в современных шутерах проблема только ленивых разработчиков.

    В-третьих, The Finals это звуковой оргазм. Каждый звук в игре запоминается с первых минут игры и заседает в голове, кажется, до конца жизни. Разработчики прекрасно понимали, почему звук в этой игре не может быть блеклым и незапоминающимся. В матчах Финала происходит бесконечное безумие, ритм игры невероятно высок, а потому, на слух полагаться приходится также, как и на зрение. И вне зависимости от того, в какой мясорубке ты находишься, тебе не составит труда распознать характерный звук, обозначающий тотальный снос вражеской команды или появление новых сейфов с деньгами. Здесь видно огромное количество работы, и никто не расскажет о ней лучше самих разработчиков, поэтому предлагаю ознакомится с коротким видео с официального канала THE FINALS:

 

Мало аутентичных звуков, как любому телешоу, The Finals был необходим запоминающийся саундтрек. И здешнее музло качает. В главном меню всегда играет что-то расслабляющее, а во время матчмейкинга врубаются дикие мотивы, заряжающие на игру. Уже 3 сезона разработчики платят различным музыкантам для создания исключительно качественного саундтрека. В прошлом сезоне, посвященном хакерской тематике, раскачивал игроков перед каткой невероятный Ретро-вейв, отдающий  Hotline Miami. Нынче, когда шоу перенеслось в Японию, музыка отсылает к саундтреку нинтендовских игр. Однако вне зависимости от сезона, у телешоу есть заглавная тема. Тема, что будет ассоциироваться с игрой каждый раз, когда ты ее слышишь. И для интересующихся этой темой, я посоветую посмотреть другое короткое видео:

 

    В описании звуковой части игры также нельзя обойтись без упоминания телеведущих. Комментаторы Скотти и Джун, которые будут обсуждать каждое твое действие на арене, полностью озвучены нейросетями. На релизе многие корили игру за халтуру, однако разработчики хорошо поработали над виртуальными ораторами. Сейчас от болтовни ребят веет харизмой, и распознать нейронки весьма тяжело.

Геймплейная основа игры

    Как я уже неоднократно упомянул, The Finals - не идёт по пути простого FPS ни в одном аспекте. А потому здесь нет места стандартным целям, вроде убить всех противников на карте. Основной режим игры выглядит как непростой список задач. Главная цель - набрать как можно больше денег. Деньги эти нужно добыть, захватывая точки интереса. Сражаются за кэш у нас 4 команды по 3 человека. Сначала у нас есть 2 хранилища, которые надо защитить пока они открываются, после чего взять коробку с кэшем, и бежать обналичивать его на одном из двух банкоматов на карте. Банкомат тоже придется защищать в течение 2 минут. Проблема в том, что если вражеская команда украдет ваш депозит, то таймер не сбросится, и времени для контр-атаки останется мало. Всего на матч даётся 6 хранилищ с деньгами, по 2 с 10'000, 15'000 и 22'000 долларов соответственно. Появляются новые хранилища только после того, как одна из команд завершила процесс обналичивания денег с прошлого хранилища. Все хранилища и банкоматы спавнятся рандомно каждую катку, отчего ни одна игра не похожа на другую

    Правила игры... Уже куда сложнее, чем в любом другом шутере на рынке. Но тут подключаются разрушаемое окружение и обилие вертикального геймплея. Без первого вы не украдёте вражеский куш, ведь разрушение даёт бесконечные просторы для тактики. Вы можете атаковать откуда угодно, лишь бы была взрывчатка разрушить необходимую стену. А второй здесь просто безумен, такое обилие перемещения по оси Y я испытывал разве что в  Fortnite, но там это происходило из-за системы строительства. Вертикально... Да и горизонтально перемещаться здесь можно по-разному: в помощь идут зиплайны и джампады, а также система паркура, пришедшая из Mirror's Edge вместе с визуальным стилем. Мувмент тут нужно знать также как и паттерны отдачи, ведь любое неосторожное действие и вся твоя набранная инерция сбросится, а чем медленнее ты двигаешься, тем легче по тебе попасть.

    Помимо всего этого, твои тактики и геймплей всегда будут разнится от выбранного класса и сета. Классов в игре всего 3 - лёгкий, средний и тяжёлый, каждому достается свой запас здоровья (150 ед. лёгкий, 250 средний и 350 тяжёлый) и скорость перемещения. В сет ты можешь взять одну уникальную специализацию, одно орудие убийства (именно орудие, кроме стволов тут на одном поле боя могут столкнуться мечи, луки и огнеметы), и три гаджета. Всех тут предостаточно, и все разнятся в зависимости от класса. Например, легким жить сложно из-за малого количества хп, но арсенал компенсирует это, ведь им достаются самые убийственные пушки, сбривающие врагов за несколько выстрелов.

Вот они, слева направо: Лайт, Медиум, Хэви
Вот они, слева направо: Лайт, Медиум, Хэви

    Вот только даже выучив правила игры и собрав эффективный сет оружия, не забывайте про командный фактор. На мой взгляд, вот главная революция, которую провели Embark в рамках этой игры. Вас - трое, вражин - 9 штук. Хотите выиграть - используйте не только хаос как стратегию, но и друг друга. В игре намеренно сделан весьма высокий ТТК, мешающий тащить в одиночку. А потому, без тимейтов в этой игре ты никто. Только полностью доверяя напарникам и оказывая им помощь, не боясь пожертвовать ради кражи денег собой, вы можете конкурировать с другими командами. Поэтому The Finals великолепно раскрывается с парой твоих лучших друзей - вы лучше друг друга знаете. Говоря коротко, Файналс - по-настоящему командный шутер, где важен каждый член команды, его умения и сет гаджетов.

     И тут всплывает первая проблема игры - высокий порог вхождения. Механик в игре просто предостаточно, и обучение не рассказывает тебе о каждой. После прохождения оного ты заходишь в катку со своим калашом и надеешься разваливать, а первое что встречаешь - это микрочелика с ваншотающим ножом. Даже приловшившись уворачиваться от мин и узнав все тонкости паркура, тебе будет сложно играть, не имея друзей. В игре присутствует система подбора по скиллу, и первые катки тебе в команду будут бросать ракообразных, даже не подозревающих об условиях победы. Меня это очень раздражало, и уверен, множество негативных ревью в интернете были написаны именно после пары слитых каток. По-настоящему раскрывается игра только часов через 30, когда ты уловил ритм игры, закастомил набор оружия под себя, а подкинутые тимейты не пытаются косплеить ботов.

Поддержка игры на протяжении 3 сезонов

    Здесь мне бы очень хотелось рассказать про активную поддержку контентом, но вот тут взору является вторая проблема игры. Разрабы не понимают как поддерживать её. Каждую неделю у нас выходит патч, немного исправляющий баланс и добавляющий в магазин новых скинчиков, но новый контент встречается раз в 3 месяца, с началом нового сезона. За год у нас появилось 6 новых орудий, 2 новых специализации, 4 новых гаджета и 2 новых карты. Безусловно, скудность разрабов на контент можно понять, карты должны быть полностью разрушаемыми, а гаджеты подгоняться под эту разрушаемость. Однако печально, что весь контент вываливают вместе с новым сезоном, совершенно не растягивая его и не подогревая интерес фан базы играть дальше, в ожидании условного "свежего оружия на следующей неделе". Здесь видно, что исчезновение злобной EA и их требований завезти в игру в течение сезона "первое, второе и третье" пошли разработчикам только во вред.

    Однако не все так плохо. Помимо фикса тонны багов и улучшения античита, за год игру очень хорошо адаптировали для казуальной аудитории. В игру добавили два режима, приветливых для новичков. Terminal Attack является копией  Counter-Strike, чтоб пришедшие оттуда люди могли выучить местное обилие способностей играя по знакомым правилам. По сравнению с КС темп игры там всё ещё достаточно высок, но очень низок по сравнению с классическим CashOut. Другой нововведенный режим Power Shift предлагает сражаться на таких же высоких скоростях, но с предельно понятной задачей: захватить движущуюся платформу и передвинуть ее в сторону своей команды. Схожий режим уже был в  Overwatch, но тут тебе нужно самому залезть на платформу и контролировать ее для передвижения, баррикадируя как мобильную базу. Power Shift в самый раз для тех, кто хотел динамики, показанной в трейлерах, но не смог разобраться в классических режимах игры.

Как рекламировать смесь стратегического и экшн шутера? Никак!

    К слову о трейлерах. Третья проблема игры - рекламная кампания. У игры просто крутится реклама на Ютубе (жителям России недоступная, вот почему вы ни разу не слышали об игре), а последняя крупная пиар кампания происходила на Summer Game Fest, когда в ходе мероприятия показали минутный трейлер 3-го сезона. Сказать что для проекта с низким онлайном, аудитория которого не работает сарафанным радио, рекламы мало - ничего не сказать. Все стримеры, игравшие в The Finals на релизе, давно покинули игру, и Embark не занесла денег абсолютно никому для продолжения банкета, а потому игру уже давно не заметишь на твиче. Помимо малого количества рекламы, та, что имеется, умалчивает о правилах игры. В трейлерах можно увидеть только весёлый угар олдскульных шутанчиков, но нигде не показывают стратегических целей, за которые нужно сражаться. А ведь это действует только на фанатов экшн шутеров, то есть лишь на половину целевой аудитории игры. 

А вся ли проблема в разработчике?

    Итак, вкратце повторим вышеописанные причины падения онлайна:

  • Высокий порог вхождения, где без знания каждой механики и надёжной команды ты не сможешь получить от игры полную дозу удовольствия.
  • Крайне слабая поддержка игры, с порциями нового контента раз в 3 месяца.
  • Отсутствие рекламы, которая привлекала бы новых игроков.

    И, наконец, проблема, ничуть не меньшая, чем эти три - банальный страх массового игрока. The Finals - шутер одновременно казуальный и соревновательный, экшоновый и стратегический, а значит фанат любого поджанра найдёт в нем что нибудь для себя. Но что если даже не начнёт искать? Фанатов казуальных пострелушек отпугнёт одно лишь слово "соревновательный". Заядлых киберспортсменов уже давно не вытащишь из контры, валоранта и апекса. Искателям экшена тут же не понравится нужда захватывать точки интереса для победы. А у тех, кто любит стратегию, случится приступ эпилепсии от эффектов перед глазами. И никто не захочет копнуть глубже, принять то, что в других шутерах ему не нравилось, дабы узнать, а что будет, если его любимый поджанр совместить с нелюбимым. Только ведь в этом уникальность The Finals: разрабы взяли лучшее от каждого поджанра FPS и собрали в одну игру. Так что, да, массовому игроку никогда не познать всю суть The Finals. И то, что хайп прошел и игра стала нишевой - абсолютно естественно.

    Однако каждому, кто устал сидеть в любом другом шутере от первого лица я скажу - попробуйте THE FINALS. Попробуйте сейчас, скоро может быть уже поздно. Игра бесплатная, донат чисто косметический. Сейчас в игре как никогда много режимов, пушек, шмоток, и каждый может найти что-нибудь для себя. Даже если игра уже не вернётся на круги хайпа, лично я никак не хочу, чтобы мы потеряли целый феномен своего жанра.

    Ну и на этом моменте я подвожу итоги, надеюсь вам было интересно, а даже если нет, я всегда готов принять критику в комментариях. Всем желаю хорошего дня.


THE FINALS

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
7 декабря 2023
380
3.9
276 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Слишком сильно все завязано на команде. А большинству игроков надо просто пофаниться, а не вот это вот все. 

Я бы играл в это произведение искусства, если в моем регионе ее можно было бы спокойно запустить, а так я пару недель помучался с впном и решил – ну его нафиг играть с 150 пингом

Я, как фанат всего разрушаемого, был в полном восторге от игры. Но, к сожалению, не смог в неё затащить ни одного своего друга.

В свою очередь, друзья тащат меня в другие игры и я чаще предпочитаю сыграть пару каток в кампании, чем идти в соло в The Finals.

Абсолютно согласен, но сейчас с добавлением казуальных режимов 5v5 играть в одиночку тоже стало возможно. У той же Terminal Attack даже ранговый режим есть. Уверен в игру много кто бы потянулся, да рекламируют слабо

Слишком много текста. Финалисты это трижды переваренный мертворождённый кал который не стоит внимания.

Читай также