19 июля 19 июл. 19 9883

Как PS3 вернула мне любовь к играм

+43

Сейчас довольно остро стоит проблема игрового выгорания. Думаю, вы или сами сталкивались с этой проблемой, либо слышали много историй об этом. Вот ты занимаешься своим любимым хобби, а потом, внезапно, в твоей голове что-то щелкает и то, что раньше тебе гарантировано поднимало настроение — теперь, в лучшем случае, вызывает раздражение и скуку. И в общем-то здесь ничего страшного нет, так как это вполне себе классическое выгорание, ведь если мозг долгое время получает стимуляцию из одного источника, он просто перестает реагировать так же ярко как раньше. Такая уж она сила привычки. И обычно ее вполне успешно решали двумя способами: либо радикально сменить игровой жанр, либо отдохнуть от игр как таковыхи занять мозг какой-нибудь другой деятельностью. И когда меня настигла эта напасть, я тоже сначала подумал, что я просто немного переел игр. Но даже когда вернулся обратно спустя какое-то время — стало только хуже.

Пришло осознание того, что игры стали каким-то будничным серым ритуалом, не приносящим особой радости. Куда-то пропала та самая магия, которая в эти самые игры меня и привела. В сетевых играх набивай себе боевой пропуск и скинчики, а в сингле уже ждет очередной открытый мир с миллиардом вопросиков на карте. Инди сцена хоть и выглядит интересно, но в целом все же не для меня. Игры стали чувствоваться до жути схематичными. Так-то понятно, что видеоигра — это всегда схематичность, но именно за последние несколько лет это прям сильно бросается в глаза. Было ощущение, что я потерял в играх что-то неуловимое, тот самый нерв, который заставлял возвращаться к этому виду развлечений снова и снова.

И вот, когда я находился на пике этого самого кризиса, мой старший брат приносит с дачи старенькую PS3 Slim. Я даже сначала рассмеялся, типа, а что мне делать с этим артефактом прошлого? Чтобы он пособирал пыль еще и в квартире? Спустя какое-то время, от скуки я решаюсь снять эту черную коробку и посмотреть краем глаза на те старенькие игры. Да, именно с третьей плойки начался мой собственный путь как игрока. У меня сохранилась исключительная светлая память был большой страх стать жертвой ностальгии, когда воспоминания оказываются гораздо более яркими, чем реальность. Но все же консоль подключена, накатано специфическое ПО (уж извините) и загружено несколько игр. Начинал я все это с мыслью поохать по старым временем минут 15 и вырубить все это окончательно, но в конце концов устроил чуть ли не марафон.

Эффект PS2 или хорошо забытое старое

Не пей Джеймс из колодца - дэд инсайдом станешь
Не пей Джеймс из колодца - дэд инсайдом станешь

Вам точно встречалось много видео, в которых подростки или джентльмены за 30 играются с фильтрами, которые накладывают на фото или видеоряд графический эффект, максимально приближенный к графике PS2. Или просто как люди реагируют на игры из тех времен. Люди начали создавать целую эстетику игр с низким разрешением, слегка острыми текстурами и повсеместным эффектом «шума», как в том же Silent Hill 2. Люди, которые привыкли к повсеместному 4K ULTRA HDDDDDDD, испытывали настоящее чувство новизны во всей этой несовершенной и слегка грязной картинке. Примерно так у меня получилось и с PS3

Да, игры того поколения консолей не стали краше или технологичнее. Но вот смотришь на эти игры, которые только-только учились в реализм. Видишь это знаменитое мыльцо и разрешение в 720p, как на душе становится немного теплее. Я очень благодарен судьбе, что мое взросление как-раз выпало на эпоху PS3\Xbox360. Та самая золотая эпоха, когда в индустрию уже пришли по-настоящему большие деньги, но у руля все еще оставались увлеченные задроты, способные и желающие удивлять игрока. Именно тогда, как мне кажется, был найден почти идеальный баланс между кинематографичной постановкой и увлекательным геймплеем. А если и выходило интерактивное кино, то это было чуть-ли не маленькой революцией (вспомним Heavy Rain). Многие разработчики были готовы из штанов выпрыгнуть, но показать публике что умеет новое железо и что с ним можно достичь. Я на всю жизнь запомню как пробил челюстью пол, когда увидел геймплей God Of War 3 или Uncharted.

Продолжительность

До сих пор помню огромное срачи на сайтах о том, что ты платишь ЦЕЛЫЕ 2300 РУБЛЕЙ и проходишь игру за пару вечеров, а надо побольше, подольше, подлиннее. Знали бы те ораторы, куда это нас приведёт. Я устал от игр длинною в жизнь. Уже видно, что игра выдохлась и показала уже все, что в ней есть и даже сюжет уже можно заканчивать, но это все продолжается и продолжается без конца. Как результат — бросаешь игру на половине пути, так и не увидев финальные титры. Главное навалить аудитории как можно больше КОНТЕНТА, а вот какого качества все это добро будет — уже вопрос глубоко вторичный. За чувство меры и возможности вовремя остановится стоит поблагодарить разработчиков того времени. Они прекрасно понимали, что игра — это игра. Яркая вспышка эскапизма, а не работа, на которую тебя в добровольно-принудительном порядке призывают. От того одной из моих любимейших игр последних лет стал ремейк Resident Evil 3. Да, та самая часть, которая проходится за четыре с половиной часа. Мало? Возможно. Но эти четыре часа набиты под завязку отличным экшеном и постановкой, и вся эта погоня с Немезисом закачивается именно тогда, когда ты уже окончательно вымотан этой гонкой. И в итоге ты остаешься один на один с приятной усталостью, когда уже пошли финальные титры.

Умеренно короткие игры тем и хороши, что позволяют разработчикам не растягивать свое детище, набивая его сомнительными второстепенными квестами. Короткая продолжительность может помочь вам сделать крайне насыщенное сюжетное приключение, которая останется в вашей памяти еще очень надолго. По такому я очень скучаю.

Та самая стилистика

Не знаю как вам, но мне все еще нравится это нарочитая брутальность и мрачность некоторых игр той эпохи. Тот самый легендарный коричневый фильтр, спустя года превратившийся в мем. Да, это почти до абсурда забавно но…это же прям визитная карточка. Ведь именно тогда случилась первая серьезная волна взросления аудитории. Те, кто были детьми в эпоху PS1, на времена PS3 уже были почти взрослыми людьми, и контент им нужен был соответствующий. Правда, с некоторой оговоркой. Это сейчас при слове «взрослые игры» нам приходят на ум эмоциональные драмы и прописанный сюжет. Тогда взрослая игра — это взрослость в понимании подростка. Кровища, голые женщины, море насилия и вообще ничего человеческого. А если голых женщин нет, то подойдут суровые мужики с квадратными рожами, которые выкашивают врагов только мощно и исключительно безжалостно. Всю эту мрачную стилистику правильно использовали, как по мне, несколько игр — это Metal Gear Solid 4, GTA 4 и Heavy Rain.

Запуская эти игры, очень быстро приходило понимание — шутки кончились. Теперь все действительно серьезно. GTA первый и единственный раз оказалось настолько жутко-бандитским, приземленным и…даже человечным. Эта единственная часть в серии, где не хочется устраивать Армагеддон на улицах города. Да и сам этот город давит на тебя своей монолитностью и серостью. GTA 4 даже спустя много лет все еще продолжает стоять особняком от остальных игр серии. Она даже немного опередила свое время, ведь когда в индустрию пришла уже настоящая драма, игру все же оценили по достоинству.

Metal Gear Solid 4 стал той самой пиковой точкой, к которой стремилась вся серия еще с 1998 года. MGS 4 рождался в муках, а сам Хидео Кодзима уже окончательно вымотался от собственной истории и хотел поставить в приключениях Солида Снэйка жирную точку. Да такую точку, чтобы ни у кого не возникла даже мысли продолжить его сюжет дальше. MGS 4 стала апогеем тех самых игр с PS3: суровые, жесткие и…коричневые. Но именно здесь вся эта жесть выглядит зачустую реально гнетуще и даже трагично, в отличии от того же Resident Evil 5. Да и это просто хороший фильм. При всем уважении, геймплей здесь кажется немного вторичным, а вся мякатка и нерв проекта именно в этих самых длинных роликах. MGS 4 — это настоящая жемчужина. Но очень жаль, что она оказалась заперта на этом поколении консолей

Эксклюзивы

Раз мы уже вступили на эту скользкую дорожку…эксклюзивы. Именно тогда Sony окончательно наладила производство своих экзов такими, какими мы их знаем сегодня. Они вызывали много споров, для многих эта политика была откровенно несправедливой, ну, а были и те кто просто говорил что игры эти ваши сонибойские переоцененное дерьмище и вообще я пошел играть на Gameboy.

Каждая игра Sony четко делила публику на несколько полюсов — одни захлебываются слюнями от восторга, бросаясь на тех кому не понравилось, а другие захлебывались от желчи или просо приходили ради срача. Но было трудно отрицать, что эксклюзивы плойки тех лет — это штучный товар, который оставлял после себя глубокий след: Killzone, God of War, Infamous, MGS 4, Uncharted и много чего еще. Эти игры до сих пор стоят того, чтобы снова вернутся к этой консоли или на худой конец воспользоваться эмулятором. Да и как раз в рамках этого ретро-забега я открыл для себя серию Drakengard и, в частности, Drakengard 3. То, с чего начинал свой путь Йоко Таро — уже легендарный создатель Neir: Automata. И все же возьму на себя смелость порекомендовать играть в Drakengard 3 на эмуляторе, потому что на оригинальном железе кадровая частота часто уходит в отрицательные значения…это было больно. Эксклюзивы тех лет каждый раз немного расширяли грани возможного, либо оттачивали привычную форму почти до идеала.

Но не все так чудно в царстве эксклюзивов. Многие эти игры просто заперты в этой архитектуре и вообще не переиздавались, либо о них просто забыли. Сейчас Sony испытывают острую нехватку новых IP, ведь старые проверенные серии или закончились или новые части выйдут еще не скоро. И почему бы не сделать не слишком дорогие ремейки тех же Killzone или Resistance? Тем более неплохо было бы вернуть к себе поклонников классических консольных шутеров или приобрести новых.

Вообще в нынешней лени Sony я частично виню The Last of Us. Не спорю. Игра — настоящая современная классика и культовое произведение. Одна игра, которая поделила всю индустрию и саму Sony на до и после. Успех TLOU вскружил головы больших начальников настолько, что они почти все поставили на подобные сюжетные рельсы. God of War, Uncharted 4, Horizon. Infamous second son — во главе всегда стояла тема семьи в разных ее проявлениях. И это вроде как неплохо и логично. Вчерашние задроты уже все обзавелись семьями и детьми. Жизнь начала бросать совершенно новые вызовы и проблематику. Игры не должны застревать в подростковом инфантилизме и это правильно. Тот же перезапуск бога войны — это теперь одна из самых важных и любимых игр в моей жизни. Но все же сохраняется эта тоска по временам попроще, когда игры еще не настолько ушли в глубокие психологические и эмоциональные вопросы. Игры уже давно доказали, что они искусство, с которым теперь нужно считаться даже Голливуду. Но не пара бы сделать небольшой шаг в сторону?

Возвращаться к корням и к тому, с чего начинал — весьма полезно. Ведь именно в стартовой точке мы наиболее искренны и увлечены. Сейчас, когда прошло много времени и мы получили огромное количество информации о игровой индустрии, игровом дизайне, тематических блогерах и издательских разборках — да, мы стали умнее и опытнее. Мы смотрим на игры более зрело и полно, без слепого восторга. Но, возможно, в этом и есть причина некоторых игровых выгораний. Мы перестали играть в игры. Мы смотрим блогеров, мемы, смешные отзывы в стиме. Сремся на разных площадках, записываем 8-ти часовые видосы о том, как кто-то неправильно играет в твою любимую игру. Мы слишком увлеклись инфо-полем, которое эти самые игры окружает. А сама игра как объект творчества просто немного отходит на дальний план. Так что цените игры старых поколений, ведь они частенько напоинают, ради чего вся эта индустрия вообще создавалась. Не исключительно ради зарабатывания вагонов с деньгами, а для воплощения собственных интерактивных миров и приглашения в них других людей.


Теги

Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
2.4K
4.7
1 709 оценок
Моя оценка

Grand Theft Auto IV

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
29 апреля 2008
5.9K
4.3
3 790 оценок
Моя оценка

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Платформа
PS3
Жанр
Дата выхода
12 июня 2008
1.2K
4.6
780 оценок
Моя оценка

Killzone 3

Платформа
PS3
Жанр
Дата выхода
22 февраля 2011
638
4.1
323 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Опять в чат зашла тема о «игровой импотенции»)) Ну нет такого явления, если ты по-настоящему любишь видеоигры, а не расцениваешь это занятие как тайм киллер или  сутками напролёт проходил все игры на 100% с выбиванием ачивок, годами не отрываясь от компьютерного кресла.

Подобные тезисы больше походят на классическую вариацию саморефлексии/кризисе среднего возраста, когда ты пытаешься осознать своё место в социуме, размышляешь о перспективах на будущее, о имеющемся багаже ошибок, неудач и якорях, тормозящих твоё развитие. А возможно ты просто банально устал и не важно, какой характер носит твоя усталость — ментальный или физический и что является источником, забирающем твою энергию — работа, учёба, отношения.

От: — «игры не приносят удовольствия», до: — «меня уже ничего в этой жизни не радует» — путь чрезвычайно короткий на самом деле.

Но возможно, что причина «выгорания» более банальна — это масштабные, невероятно затратные по времени «сингловые ммо» с неподходящим для автора сеттингом и жанром, которые он натурально вымучивал изо дня в день по причине: закрыть гештальт, либо оправдать трату денег. Тогда поможет только перерыв на опенворлды и игры из серии «шутерок на вечерок» в подходящем для тебя антураже, как например RE3 для автора.  

С неподходящими конкретно для тебя играми, как и в отношениях с неподходящей партнёршей — самое главное не затягивать и вовремя дропнуть)

Автор, если тебе зашла тема с PS3, то не останавливайся и знакомься с другими ретро-консолями и эмуляторами. Персонально я столько открыл лютой годноты из прошлого (хотя посредственных и плохих игр тоже навалом)), что современные инди на их фоне кажутся пресными, вторичными школьными сочинениями на заданную тему. 

Ретро-гейминг — это исключительно прекрасная штука. Для кого-то — это будет машина времени, переносящая в период зелёной травы и беззаботного детства, а кто-то откроет для себя индустрию золотого века, когда игры фонтанировали свежими идеями, инновационными механиками, смелым дизайном и конечно спорными решениями. Старые игры просто дарят тебе эмоции, а не заявляют о страсти, волнении и вовлечении, трусливо копируя один и тот же шаблон экономически эффективной игры.

  

В далёком и счастливом детстве был ПКшником. Первым моим компьютером был «Агат-9» который появился у меня в 1992 году. Всё еще помню игры Paratrooper,Moon Patrol и Neptune. С тех беззаботных времён много воды утекло, компьютеры менялись, росли в производительности(комп есть и сей час), пока 19 лет назад в журнале «Игромания» я не наткнулся на один единственный скриншот PS2 эксклюзива God of War.Решение созрело моментально и я достаточно оперативно выкроил 11300 рублей на покупку приставки с диском. Игра была просто крышесносной и с тех пор я большой поклонник данной серии. За 3 года усердного использования «двушки» переиграл в кучу разнообразных игр. Одной из первых была игра по третьему эпизоду «Звёздных войн» которую до сих пор считаю одной из лучших игр(на ровне с KOTOR) вышедших по данной лицензии. Так вот с ней был очень интересный момент. Я умудрился пройти ВСЮ игру БЕЗ смены силы на здоровье,(финальный бой с Вейдером на Мустафаре занял три дня, ну а если точнее три сеанса по 3 часа,3 часа и 3,5 часа), а всё от того, что я ни разу не нажал L3+R3 потому что не нашёл обозначения этих кнопок на геймпаде. В 2008 году купил PS3 первыми играми были эксклюзив Resistance: Fall of Man, файтинг Def Jam Icon и гоночная Gran Turismo 5 prologue. А первыми играми пройденными на ней стали эксклюзивная MGS 4, мультиплатформенная Assassin’s Creed и тогда еще не вышедшая на ПК Star Wars: The Force Unleashed.За время активного использования PS3 с 2008 по 2012 прошел 50 игр. До сих пор считаю тройку лучшей консолью для тех кто хочет играть именно в игры и не мериться количеством пикселей на квадратный дюйм. Чуть более 10 лет назад обзавёлся PS4 всем в ней(особенно после покупки лимитированной версии по Uncharted) был доволен, но продал без сожаления заменив на PS5 А вот PS3 до сих пор у меня имеется, правда уже в Slim версии. Играю на ней довольно часто хотя дисковая коллекция сформировалась давно, иногда докупаю какие-нибудь редкие стилбуки.

Здорово, что у тебя получилось вернуть себе вкус к играм через конкретную эпоху с конкретным железом) Сам не фанат PS3-эстетики*, хотя считаю, что 2007-2013 годы — самые жирные и яркие в геймдеве эвэр. Если меня попросят проиллюстрировать, что такое видеоигры сейчас, то я просто посоветую купить PS3 или Бокс и поиграть в любые нашумевшие проекты этих платформ. Дааа, ушедшая эпоха… Как быстро я стал ностальгирующим пердуном)

Но несмотря на дедовское нытьё, от эректильно-игровой дисфункции я не страдаю. Просто потому что играю во всё подряд из разных эпох, жанров и платформ, а если игры надоедают, переключаюсь на что-то другое: взахлёб читаю книжки или пишу музыку. Однако не так давно словил себя на том, что очень подсел на игры PS2. И вот эта эпоха уже очень привлекает меня своей эстетикой, прямо как тех, кого-то описал) Просто установил себе всякого в эмулятор PCSX2 (в том числе чтобы не мучиться с подключением геймпада) и радуюсь жизни: знакомые игры, незнакомые игры, игры из детства, эксклюзивы, которых никогда не видел, всякие странные обскурные штуки (например, вчера на каторренте нашёл игру про самурая на диком западе, кек). И посмотрев на это всё в общем, я почувствовал какой-то вайб ненавязчивой простой радости. Когда ты можешь просто включить игру, поиграть 20 минут, получить удовольствие, закрыть и с чувством удовлетворения заняться чем-то полезным. Современные игры слишком большие, слишком требуют раскачки, долгого вовлечения, и вместе с тем какие-то геймплейно пустые и унылые. Три месяца назад проходил первый Red Dead Redemption на эмуле Сыча — спустя 30 часов просто не выдержал и бросил. Кроме эстетики игре, увы, нечего тебе предложить: геймплей однообразный и неглубокий, разных сайдовых занятий не так много, да и пейзажи не слишком балуют вау-видами. И многие современные проекты я ощущаю так же — огромной пустыней с уходящей вдаль линией горизонта, в которой не видно ни конца, ни счастья. Только атмосферно вздымающиеся дюны и звук ветра, да слабая надежда на что-то большее потом.

В общем прикоснуться к старому — отличный способ освежить вкус к любым медийным формациям)

*все эти коричневые шутеры, серые опен-ворлды и перенасыщенные цвета а-ля bulletstorm и witcher 2 — как-то не моё, хотя сами игры топовые.

Питаю искрению любовь к старым играм и к третей плойке в том числе. Сам скачал себе несколько ромов для неё, но пока только братан прошёл Bleach: Soul Resurrección. Я то хочу окунуться в Dragon’s Crown и причуду Natsuiro High School: Seishun Hakusho (Телефон мне в помощь из-за оригинального языка).

Плюс дофигище ромов для первой. Пора бы уже приступить к ним

Смешно, но факт: Купив PS4 я распродал свою коллекцию игры на PS3 как и консоль думая что никогда не вернусь к ней; купив ps5(и XSS) я в итоге играю в fable 2/3 на боксе, плойка пылится, а недавно купил PS3 и снова восстанавливаю свою коллекцию только уже игры с 3-4 раза доже покупаю.

Тебе подсказать ресурсы, где можно нормальные образы тащить от редампа? 

В общем прикоснуться к старому — отличный способ освежить вкус к любым медийным формациям)

Поддерживаю. Об этом же писал в своем блоге о SEGA Saturn.

Doomer_Max, ты просто сейчас описал мои мысли)
PS3 такую, которую бы хотел приобрести, пока не нашел, но уже давно прошел мысленно именно по тем пунктам, что ты описал. И понял, что с выходом ремейков\ремастеров, получаю от них не большее удовольствие, чем от современных ААА проектов. 

прочие небольшие, но душевные экзы)

Это отдельная тема) За закрытие JapanStudio, надеюсь алкашу плешивому в аду отдельный котелок уготован. Закрыть студию чтобы потом слепить из тех кто не сбежал квазистудию и пытаться клепать нечто под названием Астробот. Ну и ремастер второй Gravity Rush вообще смех вызывает. Лицемеры.

Dragon’s Crown офигенная. Прикасайся быстрее.

Поддерживаю твои тезисы. 

Вроде даже, я читал твой блог) С образами у меня всё окей, но если кинешь какой-то прикольный ресурс, с интересом чекну.

Можно мне тоже ссылку на образы, даже зарегистрировался ради этого)

А я люблю PS4 в первую очередь за Concrete Genie, Medievil, Shadow of the beast, Last guardian и прочие небольшие, но душевные экзы)

На PS1-PS3 были действительно хорошие игры. Жаль что потом Sony свернула не туда, желания брать PS5 абсолютно нет.

Спасибо за отличный блог, читается на одном дыхании!

Благодарю за такой развернутый отзыв)

Спасибо за блог. Теперь окончательно ясно в какой момент и почему игры из брутальных и скоростных боевиков превратились в интерактивное графоманскае и графономанское кино для всех. Руководство Sony за причастность к этому нужно наградить отдельно.

Читай также