7 июня 7 июн. 7 3875

Композитор Шон Мюррей о Call of Duty и Александре Невском

+13

Несколько дней назад состоялся анонс игры Call of Duty: Black Ops 6. Полноценный трейлер покажут только 9 июня, а пока вы можете прочитать материал о композиторе самой первой части, которую многие игроки считают одной из лучших в серии Black Ops.

По сюжету игроку предстоит побывать в СССР, Вьетнаме, Лаосе и США
По сюжету игроку предстоит побывать в СССР, Вьетнаме, Лаосе и США

Композитор Шон Мюррей родился в 1965 году в актерской семье Дона и Бетти Мюррей, благодаря которым в возрасте 10 лет он попал на съемки фильма Damien’s Island своего отца. Там он встретил молодого композитора Брэда Фиделя, который когда-нибудь потом напишет музыку к первому Терминатору.

Мой отец потрясающий актер. Он недавно умер в возрасте 94 лет. Джон Мюррей, снимавшийся вместе с Мэрилин Монро в «Автобусной остановке». И вы, возможно, знаете его еще по «Покорению планеты обезьян» и многим-многим фильмам. Он снимал свой фильм в Нью-Йорке, когда я был ребенком, и нанял композитора, который только что закончил киношколу. Его его звали Брэд Фидель, и это был его самый первый фильм. Итак, мой отец принес кассеты с записями его синтезаторной работы, имитирующей партитуру. И я был просто поражен звучанием синтезатора Moog, понимаете? И вот я выучил все темы на фортепиано и сказал себе: «Вау, это действительно круто». Я хочу писать. Я сказал себе, что когда-нибудь хочу написать партитуры для фильмов на синтезаторах. Вот как это началось. Но мне так и не удалось вновь встретиться с Бредом Фиделем. Но он был частью жизни моего отца в двух фильмах.

Шон Мюррей, американский композитор

Шон Мюррей. Фото из социальных сетей Шона Мюррея
Шон Мюррей. Фото из социальных сетей Шона Мюррея

После окончания института Шон работает со многими режиссерами, в числе которых будущий режиссер «Мстителей» Джосс Уидон, Джесси Джонс («Белый слон», «Будика: Королева воинов») и Александр Невский («Черная роза»). Первой же видеоигрой в карьере композитора стала True Crime: Streets of LA. Процесс записи был похож на работу в кино — нужно было написать музыку для внутриигровых сцен, которые по своей сути похожи на сцены из реальных фильмов. Единственная разница заключается в том, что в кино композитор работает над уже готовой или почти готовой версией фильма, а в случае True Crime: Streets of LA Шон получал материал по мере готовности. Поэтому вместо привычных 6 недель, Шон потратил на видеоигру несколько месяцев.

Что ж, это было забавно. Брат моей жены работал над игрой про кунг-фу. Я тогда работал над сериалом «God, the Devil and Bob» и только закончил второй сезон «Баффи — истребительницы вампиров». Итак, Крис Окасаки, сын Рика Окасека, вокалиста группы The Cars, был арт-директором этой видеоигры о кунг-фу. И я думал, что это будет что-то для портативного Game Boy, какая-то маленькая штучка. Поэтому однажды он пригласил меня приехать в Activision и посмотреть, что они делают. И конечно, я посмотрел на это и был поражен. Я имею в виду, это было похоже на фильм. И все кинематографические кадры были очень драматичными, совсем как в кино. Итак, они искали композитора. Глава компании Питер был поклонником моего творчества из «Баффи — истребительницы вампиров» и некоторых других вещей, которые я сделал. «Дракон-полицейский» там… Поэтому они спросили, могу ли я озвучить для них сцену, кинематографическую сцену. Так, я написал музыку для одной или двух сцен и отдал ребятам. Итак, у них были другие композиторы, которых они рассматривали, и они тоже писали музыку для некоторых сцен. Когда разработчики получили музыку они были очень демократичны. Они сказали: «Давайте все проголосуем за того, кто нам больше нравится». И мне повезло: вся команда, все, кто работал над игрой, получили право голоса. И они проголосовали за то, чтобы я написал саундтрек. Так я попал в мир видеоигр.

Шон Мюррей, американский композитор

True Crime: Streets of LA часто называют клоном GTA
True Crime: Streets of LA часто называют клоном GTA

Работа над следующей игрой в серии True Crime: New York City стала заметно сложнее. Дело в том, что теперь мелодия должна звучать не только в поставленных сценах, но и непосредственно в самом игровом процессе. Теперь музыка должна подчиняться ситуации, в которой может оказаться игрок — быть активной во время погони и быть спокойной во время простоя. Поэтому нужно было написать музыку так, чтобы одна мелодия могла закончится там, где начинается следующая. Для этого разработчики отправляли Шону записи раннего игрового процесса и он писал музыку фрагментами.

Интересный факт. В True Crime: New York City есть сцена перестрелки в театре. Так что, композитору пришлось написать оперную композицию. Его отец, Дон Мюррей, свободно говорил на итальянском. Поэтому Шон попросил его написать слова для этой оперы — так появилась история о мужчине, который отправляется в путешествие в поисках лучшего мира.

Сумасшедшая оперная пьеса для этого. И это было так весело, что я даже не могу вспомнить, на чем я это основывал. Может быть, «Севильский цирюльник». Знаете, я не могу вспомнить, что вдохновило меня на это, но это было очень, очень весело. В целом, это было похоже на хип-хоп-оперу. Тем не менее, для начала я написал что-то классическое, что-то вроде классической оперы. А потом я взял хип-хоп барабаны и превратил это в нечто безумное. Это было весело. И это был первый раз, когда я работал с замечательной певицей Джейн Раннеллс (Jane Runnalls), которая позже записалась в Call of Duty: World at War, и она же пела в Black Ops, и во многих моих саундтреках.

Шон Мюррей, американский композитор

В озвучке True Crime: New York City принимали участие Лоуренс Фишберн и Микки Рурк
В озвучке True Crime: New York City принимали участие Лоуренс Фишберн и Микки Рурк

Над играми серии True Crime Шон Мюррей работал вместе с саунд-дизайнером Брайаном Тьюи (Brian Tuey), который и привел его в Call of Duty: World at War. Действие в игры происходит во времена Второй мировой войны. У игрока есть возможность сыграть за нескольких вымышленных персонажей — американского рядового пехотинца в Тихом океане и рядового Красной армии на Восточном фронте.

Да, Джейн Раннелс пела по-немецки «Brave Soldat». Так называлась композиция, и она пела, как бы насмехаясь над русскими солдатами. Итак, она поет «Brave Soldat, храбрый солдат Божий, пойдем со мной, пойдем со мной. Умри со мной, храбрый солдат». Мой отец написал это по-немецки. Я думаю, именно в это время Красная Армия вошла в Берлин. Думаю, это было частью сюжета в Берлине. Я много знал о Второй мировой войне. Даже тогда 15-16 лет назад (Call of Duty: World at War поступила в продажу в 2008 году, — прим. автора), я всегда очень интересовался историей Второй мировой войны, очень интересовался политикой и вооружением. Мне это очень интересно. Так что я всегда следил за этим и знал о некоторых крупных битвах. Я знал о крупнейшем танковом сражении, которое, я считаю, было самым крупным танковым сражением в мировой истории под Курском между советской и немецкой армиями. Была битва при Зелове (Зееловско-Берлинская операция, — прим. автора) — еще одна огромная битва между русскими и немцами. Так что, я знал об этом, также много знал о Тихоокеанском театре военных действий. И, конечно же, вы знаете, высадку в Нормандии, и история, которую мы начали с союзниками в Северной Африке. Так что да, меня очень интересует Вторая мировая война.

Шон Мюррей, американский композитор

Работу над Call of Duty: World at War Шон Мюррей начал с написания «напыщенных» американских оркестровых тем. По мнению композитора, игра и так давала понять, что игрок находится во Второй мировой войне и не хотел то же самое в музыкальном сопровождении. Поэтому, кроме классических инструментов, в саундтреке также можно услышать тяжёлые гитары и электронику. В будущем, такой подход получит развитие и в Call of Duty: Black Ops.

И мне хотелось сделать что-то более современное и не быть вынужденным писать в таком, знаете ли, строгом стиле. Поэтому я использовал много электроники и много обработанных голосов, обработанных инструментов и Ebow (электронный смычок, — прим. автора). Я применял её на гитаре, от чего струны вибрировали так, что получался звук, похожий на скрипичный. И поэтому, да, я много экспериментировал со звуками. Конечно, я использовал много ударных машин, а также восточноевропейские инструменты. Например, я очень часто использую челесту и несколько интересных восточноевропейских флейт. И еще одна интересная вещь — шарманка. Шарманка похожа на скрипку, на которой есть вращающаяся чашечка, заставляющая вибрировать струны. Я использую ее и некоторые другие инструменты.

Шон Мюррей, американский композитор

Однако, в музыке были заложены определенные идеи. По мнению Шона Мюррей, Америка никогда не видела такой жестокой войны в джунглях, как в Тихоокеанском театре военных действий. Шон Мюррей хотел показать жестокость японцев глазами американца, перенести игрока в далекий и чуждый мир. В саундтреке сюжетной кампании за советского солдата он пытался отразить холод и тревожность. Хотел, чтобы игрок почувствовал зимнюю стужу в разрушающемся Берлине.

В одной из локации действительно можно встретить рядового Райана, которого можно спасти
В одной из локации действительно можно встретить рядового Райана, которого можно спасти
И, знаете, я был большим поклонником фильма «Враг у ворот». Это был потрясающий фильм. И я думаю, что World at War действительно использовала этот фильм, чтобы передать правильную атмосферу нападения на Берлин.

Шон Мюррей, американский композитор

Тут важно упомянуть, что фильм «Враг у ворот» (2001) с Джудом Лоу в главной роли пусть и не претендует на историческую достоверность, однако картина действительно вдохновила разработчиков оригинальной Call of Duty. В игру перенесена сцена, в которой игроку перед боем выдаются патроны, а его товарищу винтовка — «Солдат с винтовкой стреляет. Солдат с патронами следует за ним. Когда солдата с винтовкой убивают, идущий за ним должен подобрать винтовку». Тем не менее, это не единственная отсылка к фильму — в World at War есть похожая сцена у фонтана, когда героям необходимо притворится мёртвыми.

Несмотря на вымышленных персонажей и их истории, в игре есть место и реальным событиям. Так, игроку предлагается водрузить флаг над Рейхстагом во время которого звучит что-то отдаленно похожее на советский гимн.

Итак, что мы сделали. Я написал эту пьесу, очевидно, в Лос-Анджелесе, и мне нужно было придумать текст, чтобы спеть под нее. И я попросил Эмили (Эмили Бернстайн (Emily Bernstein), дирижер, — прим. автора) написать текст для этого трека. И, по сути, я ни черта не знал. Мы не знали русского языка, поэтому использовали только латинские слова. И я только что попросил Эмили придумать целую цепочку латинских слов. Я даже не знаю, о чем, черт возьми, мы говорили. Вот и все. Я понятия не имею, что означают те латинские слова, но поскольку у нас были чешские певцы… Знаете, у них был небольшой акцент, который они могли бы выдать за русский, но, знаете, я привык к тому, что он был советским.

Шон Мюррей, американский композитор

В этот раз разработчики не просто отправляли записи раннего игрового процесса, композитору самому позволяли сыграть в ранние версии уровней в «режиме Бога». Такой подход позволяет изучить уровень, не отвлекаясь на противников, количество патронов и другие игровые условности. Как бы то ни было, музыку записывали в Праге. По мнению композитора, чешские музыканты и хоровые исполнители могли понять и интерпретировать идеи, которые были вдохновлены их историей.

Там, где я записывался в Smečky Sound Studios (Smečky Music Studios, — прим. автора), был старый танцевальный зал. Во время Второй мировой войны нацисты могли использовать это место как развлекательный и танцевальный зал. А еще в этом здании Эйнштейн провел много времени. Я думаю, он читал лекции именно в этом зале. Итак, когда я поднимался по лестнице, по этой большой каменной лестнице, на сцену танцевального зала, я представлял звук, с которым нацистские ботинки поднимались и опускались по лестнице. Итак, мы увидели некоторые разрушения города во время Второй мировой войны, некоторые здания, которые подвергались бомбардировкам и участников конфликта. Так что, там было очень интересно. И я должен сказать, что струнные музыканты в Чехии обладали настоящим пафосом и действительно интересным чувством, которое мне очень понравилось. Оно очень хорошо подходило, ну вы знаете, к европейской музыке, европейскому театру войны для World at War. Они внесли определённую эмоцию в это. И да, я помню как некоторые из иностранных музыкантов, игравших американскую музыку, например, для японской кампании, тихоокеанской кампании, некоторым из тех, кто играл на духовых инструментах, было немного трудно сыграть на трубах некоторые из моих самых громких высоких нот. Они краснели, и немного злились из-за того, что им самим пришлось записать некоторые партии.

Шон Мюррей, американский композитор

В Call of Duty: Black Ops действие происходит во время холодной войны. Игрок управляет сотрудником ЦРУ Алексом Мейсоном, который сходит с ума после побега из исправительно-трудового лагеря в Воркуте. Там он знакомится с Виктором Резновым, солдатом Красной Армии, который уже знаком игрокам по World at War. Саундтрек в этой части более мрачный и суровый.

Ну, есть очень интересный фильм 1972 или 1973 года под названием «The Parallax View», режиссером которого был Алан Дж. Пакула. И еще, так получилось, что у моей матери тоже была очень маленькая роль в этом фильме, так я о нём и узнал в столь юном возрасте. И Уоррен Битти сыграл в нем главную роль. Ему (персонажу Уоррена Битти, — прим. автора) промыли мозги, и он стал похож на одного из спящих убийц. Он не знал, что ему промыли мозги и он стал убийцей. Мы знаем об этом из программы, которую ЦРУ назвало МКULTRA. Возможно, вы знаете о МКULTRA, в которой людям промывали мозги используя наркотики для контроля над разумом, чтобы превратить их в убийц. Что-то вроде «Идентификации Борна». Так что фильм «The Parallax View» был очень похож на то, что пытались сделать в Black Ops. Так что я использовал его для вдохновения, своего рода. И там был небольшой саундтрек Майкла. Итак, Майкл Смолл оказал некоторое влияние на музыку, которую я писал для Black Ops. Для некоторых из её сцен.

Шон Мюррей, американский композитор:

Алекс Мейсон, американский морпех и агент ЦРУ — главный герой Black Ops
Алекс Мейсон, американский морпех и агент ЦРУ — главный герой Black Ops

Для Call of Duty: Black Ops саундтрек был записан в студии Warner Brothers с участием 80 лучших музыкантов. Несмотря на смену сеттинга, в саундтреке игры прижились идеи, которые были придуманы ещё в работе над World at War — здесь также смешиваются оркестровые партии с электрогитарой. Это особенно заметно в треках Virus и Rooftops, в которых ритм порой настолько ускоряется, что вполне мог бы звучать на какой-нибудь дискотеке с Джоном Уиком. Как ни странно, такое сопровождение более чем уместно, потому что побуждает игрока действовать решительнее. Ранее проявление такого подхода было в треке Fight Parliament из World at War, в котором бит был похож на автоматную очередь. Также никуда не делось и словесное сопровождение музыки. Так, в треке Beheaded снова звучит голос Джейн Раннеллс.

Мы просто придумывали слова. Полностью выдуманные. И она (Джейн Раннеллс, — прим. автора) просто пыталась звучать как восточноевропейская девушка, возможно, болгарка. Я думал использовать болгарский женский хор «Болгарка», который был известен в Соединенных Штатах в 80-х и 90-х годах. Так что мы просто немного подражали звучанию женского хора «Болгарка» и, опять же, сами придумали слова. Так что она, по сути, пела какую-то тарабарщину, но это звучало круто, правда?

Шон Мюррей, американский композитор

На данный момент последней видеоигрой, над которой работал Шон Мюррей, является Counter-Strike: Global Offensive. Композитор признается, что и сам порой не против сыграть в видеоигры. Так, например, он иногда коротает время в World of Tanks, а также любит играть со своей дочерью в Forza Horizon.

В Forza Horizon 3 можно прокатиться по просторам Австралии
В Forza Horizon 3 можно прокатиться по просторам Австралии
Несколько лет назад я много играл в нее со своей дочерью, и мне нравится просто путешествовать по Италии и Франции. А потом была часть, в которой была Австралия. Так что я сыграл и в эту игру. А потом я довольно много играл в World of Tanks. Да, я люблю World of Tanks, но в последние несколько лет я играю не так много. Но именно в эти две я играл больше всего. И я не играл в Call of Duty с тех пор, как работал над Black Ops. Мне нравится использовать… Т-15? Что это за русский танк? Т-34! Я часто им пользуюсь. Иногда я использую глупые маленькие японские танки, просто чтобы побыстрее погибнуть. Но, да, мне нравится Т-34. Они были забавными. И потом, я думаю, танки «Шерман» тоже. Мне это нравится, да. Так что, это была забавная игра. Ты напомнил мне, как сильно мне нравилось играть, и я решил пойти и сыграть в нее сегодня вечером как следует.

Шон Мюррей, американский композитор

В 2014 году Шон Мюррей написал музыку для фильма Александра Невского «Черная роза» (Black Rose) и продолжает писать музыку для картин, в которых Александр выступает продюсером и актером в главной роли — «Разборка в Маниле», «Максимальный удар», «Нападение на Рио Браво» и так далее. По слова Шона, они с Александром хорошие друзья.

Шон Мюррей и Александр Невский. Фото из социальных сетей Шона Мюррея
Шон Мюррей и Александр Невский. Фото из социальных сетей Шона Мюррея
Они наняли меня, потому что он заинтересовался моим фильмом «Крестоносец», для которого я писал музыку в 2007 и 2008 годах. Ему понравилась моя работа, и связался со мной через своего исполнительного продюсера, который тогда работал со мной. И он был большим поклонником Black Ops, и именно поэтому он хотел, чтобы я сделал что-то подобное. Так что мне очень понравилось сотрудничать с ним в этом проекте. Вот тут-то у нас и завязалась хорошая дружба.

Шон Мюррей, американский композитор

Дольше всего Шон Мюррей сотрудничает с режиссером Джесси Джонсоном. Среди последних его работ «Белый слон» (2022) с Брюсом Уиллисом и Майклом Рукером, «Будика: Королева воинов» (2023) и «Резидент» (2024) с Ольгой Куриленко. В его фильмах Джонсона, Шон Мюррей выступает не только в роли композитора, но и в качестве каскадера.

Я снимаюсь во многих сценах перестрелок. Я снимался в сценах из фильма «Будика: Королева воинов», который вышел в прошлом году. В меня выстрелили стрелой, и вы можете видеть, как я случайно плююсь кровью. Чувак, меня убьют. Я стрелял в журналиста, и меня ранили катаной. В «Одном рейнджере» меня застрелил Томас Джейн. У меня хороший крупный план, кровь льется. Я люблю делать такое. И самое смешное в том, что в фильме «Аве Мария», я играл нациста, которого советские солдаты затащили в лес и казнили меня в лесу. Так что мне всегда нравится ходить на съемочные площадки и волноваться, наблюдая за выполнением трюков и все такое.

Шон Мюррей, американский композитор

9 июня ожидается официальный показ Call of Duty: Black Ops 6 на Xbox Games Showcase. По слухам, в очередной игре серии действие будет происходить в 90-х во время Войны в Персидском заливе. В ранее показанном тизере есть намеки на возвращение знакомых персонажей.

 

True Crime: Streets of LA

Платформы
PC | Mac | PS2 | XBOX | X360 | GC
Жанры
Дата выхода
3 ноября 2003
379
3.7
247 оценок
Моя оценка

True Crime: New York City

Платформы
PC | PS2 | XBOX | GC
Жанры
Дата выхода
15 ноября 2005
322
3.6
216 оценок
Моя оценка

Call of Duty: World at War

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | WII | WinPhone | J2ME
Жанр
Дата выхода
11 ноября 2008
2.4K
4.0
1 761 оценка
Моя оценка

Call of Duty: Black Ops

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | WII | J2ME
Жанр
Дата выхода
9 ноября 2010
3.8K
4.2
2 366 оценок
Моя оценка

Call of Duty: World at War – Final Fronts

Платформа
PS2
Жанр
Дата выхода
10 ноября 2008
69
3.5
37 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Stopgame тут не причём. Я всего лишь начинающий блогер. Завтра опубликую полное интервью :)

У композитора весьма запоминающиеся треки получаются. Мне особенно из Black Ops понравились темы режима мультиплеер и зомби.

Шикарный OST. Помню драйвовую тему Резнова под электрогитару (из World at War) и из зомби режима. К слову, Ханс и Бэлф в серии MW тоже хороши, но у Мюррея действительно получилось написать нечто особенное запоминающее.

Спасибо Стопгейму за этот материал. Надо переварить, обдумать. Первая реакция – краснодарское: «Да, вы шутите, что-ли?»

Норм статья. Но, все же Не Будика, а Боудика

Вообще-то все варианты верны: и Будика, и Боудика, и Боудикка, и даже Боадицея (если по-латыни). В самом фильме в оригинале именно «Будика» произносят, твёрдо и чётко. Например: 

Взял название с КиноПоиска. 

Читай также