18 января 18 янв. 20 1859

Пьянство в The Elder Scrolls или карманный путеводитель по алкоголю Империи

+27
Ахтунг: Данный блог носит исключительно развлекательный характер, не пропагандирует алкоголизм и предназначен для лиц старше 18 лет. Пить — вредно!
Пнятненько?

Давеча на жёстком диске моего друга «нафлуктуировалась» официальная поваренная книга The Elder Scrolls, которую я имел честь посмотреть краем глаза. Недолго думая, Ваш покорный слуга перелистнул на вкладку «Drinks» и, прочитав первый же рецепт, закрыл книжёнку. Признаться, я уже смерился с тем, что в произведениях подобного рода, скажем так, увеселительная часть всегда незаслуженно обделена вниманием и проработкой. Но, Шоровы кости, пить недобрадивший мёд!?

Однако оставим праведный гнев до лучших времён и начнём. Данный, с позволения сказать, материал будет посвящён тому, что варят и пьют на просторах Тамриэля. Вспомним некоторый интересный алкоголь Нирна и попытаемся провести параллели с напитками Земли. Дамы и господа, наполняйте кружки и бокалы, мы начинаем.

I. Пиво

Я выиграл битву с кубком в этот день,
Я выиграл битву с кубком!
Я поднял вверх его
И осушил до дна —
Я выиграл битву с кубком!

Я выиграл бой с кувшином в этот день,
Я выиграл бой с кувшином!
Я поднял вверх его
И осушил до дна —
Я выиграл бой с кувшином!

Я выиграл битву с бочкой в этот день,
Я выиграл битву с бочкой!
Я поднял вверх её
И осушил до дна —
Я выиграл битву с бочкой!

Так проиграл я элю в этот день,
Так проиграл я элю.
Я выпил весь его,
На землю я упал —

Так проиграл я элю…

«Битва с элем»

Эль, лагер, стаут и т. д. Разнообразные виды пива в изобилии представлены чуть ли во всех уголках Сиродила. Оно и не удивительно, ведь пиво — древнейший алкогольный напиток, сотворённый людьми. Пивоварением человек занимается почти столько же, сколько и земледелием. Данное ремесло появилось почти одновременно в важнейших очагах цивилизации Древнего мира: в Месопотамии и Древнем Китае, откуда распространился по всему миру вместе с цивилизацией (многим позже даже в доколумбовой Америке додумались до ферментации кукурузы). Древнейшие «купажи» пива датируются 8 тысячелетием до н. э.

Мастаба Ти, изображение процесса пивоварения в Древнем Египте.
Мастаба Ти, изображение процесса пивоварения в Древнем Египте.

Вот кто-кто, а древние народы пили, в том числе, для здоровья — продукты ферментации зачастую были куда безопаснее, чем вода тех времён. Да и урожай, таким образом, не пропадёт почём зря. К слову, издревле пивоварением занимались преимущественно представительницы прекрасного пола, ведь ремесло это было плотно связано с мастерством пекарским и земледелием в целом. Однако позже за пиво взялись монахи, сделав монастыри главными центрами пивоварения в Средневековье.

«В гостях у монахов», Эдуард фон Грютцнер.
«В гостях у монахов», Эдуард фон Грютцнер.
Один альтмер сказал мне однажды, что медоварение и пивоварение заложили основу всей нашей культуры. Ради этого наши предки занялись земледелием и основали постоянные поселения. Это именно то, чем мы занимаемся, когда у нас вдоволь зерна, ячменя и хмеля, и от земледелия мы немножко устали.

Дарья Тенефан, торговка из Даггерфолла

В мире Древних Свитков связь алкоголя и религии прослеживается в книге «Жития святых», выпускаемой Храмом Трибунала, где одной из святых является Серина Милосердная — покровительница пивоваров, пекарей, винокуров и дистилляторов. Серина могла исцелять все болезни ценой принятия их на себя. Возможно, она просто много пила за здоровья нуждающихся, но не будем начинать религиозных диспутов. Существует даже целая Гильдия пивоваров, санкционированная «Законом о гильдиях» от 2Э 321.

«Если желаете идти путём милосердия и познать его плоды, следуйте по стопам святой Серин Милосердной, покровительницы пивоваров, пекарей и винокуров. Эта непорочная дева, воплощение скромности, могла вылечить все болезни, приняв их на себя. Трезвомыслящая и бесстрашная, она приняла на себя бремя других и, несмотря на недуги, дожила до преклонных лет».
«Если желаете идти путём милосердия и познать его плоды, следуйте по стопам святой Серин Милосердной, покровительницы пивоваров, пекарей и винокуров. Эта непорочная дева, воплощение скромности, могла вылечить все болезни, приняв их на себя. Трезвомыслящая и бесстрашная, она приняла на себя бремя других и, несмотря на недуги, дожила до преклонных лет».

Однако есть и более ранние упоминания крупномасштабного производства алкоголя. Так, среди каньонов и барханов Северного Эльсвейра на месте Шрама Анкевины ещё в Мифическую эру располагалось славное королевство Мейрвейл. Край пивоваров, винокуров и дистилляторов, уничтоженный увы, как и остальные шестнадцать королевств Эльсвейра, чумой под конец Первой эры. Отныне это прибежище бандитов и прочего сброда, топящего горе на дне бутылки.

Пиво, пожалуй, наиболее популярный напиток во вселенной Древних Свитков. Что-то само собой разумеющееся, отличающееся от места к месту исключительно набором стандартных пряностей и источником крахмала — самым популярным злаковым региона. Тем не менее, рассмотрим несколько необычных экземпляров.

Мацт

Мацт — ферментированный напиток (в русском переводе — пиво) на основе солёного риса родом из Морровинда. Дешёвый, часто низкокачественный, продукт брожения риса.

Скорее всего, мацт представляет собою рисовую брагу с добавлением различных специй, но сделаем вид, что это не так, а ближайшим аналогом из нашего мира может послужить хандия — рисовое пиво прямиком с Индийского субконтинента.

Рукодельный наборчик с бутылочкой мацта по мотивам The Elder Scrolls III: Morrowind.
Рукодельный наборчик с бутылочкой мацта по мотивам  The Elder Scrolls III: Morrowind.

Для приготовления необходимы прессованные травяные лепёшки — «рана»бакхар». Они представляют собой смесь трав, что высушивают на солнце и измельчают в порошок. Затем замачивают в воде рис, дают ему разбухнуть, перемалывают в однородную массу и высушивают. Наконец, травяную пыль перемешивают с рисовой мукой в пропорции 1 к 2 и скатывают получившуюся смесь в шарики. По сути своей бакхар — это ферментатор, заменяющий дрожжи.

Для изготовления самой хандии рис отваривают, остужают на травяных циновках и помещают в глиняный горшок вместе с парой лепёшек рана. Всё это накрывают чистой тканью и оставляют в сухом и укромном месте на 2-5 дней. Через некоторое время на поверхности рисовой кашицы появляется слабоферментированная жидкость — это и есть напиток. Крепость данного продукта редко превышает 5 градусов.

Из-за доступности ингредиентов хандия — дешёвый и распространённый напиток, который в беднейших регионах Индии изготавливают как для собственного потребления, так и нелегального сбыта.

Собственно, хандия «во плоти».
Собственно, хандия «во плоти».

Разумеется, существует множество продуктов ферментации риса. Как правило, их причисляют к вину. По-хорошему, ввиду специфики приготовления, следует определять данные напитки в отдельную категорию, однако западная наука этого не делает, а азиатских языков я знать не знаю.

Тем не менее, в таком случае возможный аналог мацт — японское сакэ. Получить сакэ можно из риса с крупными зёрнами и повышенным содержанием крахмала. Наиболее распространенные сорта, используемые для приготовления сакэ, относятся к категории короткозернистого и среднезернистого японского риса.

Стена из бочек сакэ!
Стена из бочек сакэ!

Перед приготовлением, рис тщательно шлифуют. Внешняя оболочка рисового зерна содержит липиды, белки и другие питательные вещества, которые могут придать сакэ грубый и нерафинированный вкус, что явно свойственно для мацт.

После подготовки рис промывают, заливают водой и оставляют в замоченном состоянии. Далее пропаривают, чтобы плесневому грибку кодзи было легче преобразовать крахмал в сахар. Хороший пропаренный рис имеет твердую поверхность и мягкую сердцевину, что является лучшим условием для выращивания кодзи.

Культуру кодзи закладывают в емкости с рисом в помещениях с высокой влажностью и температурой. Процесс занимает 48 часов, после чего начинают готовить сусло. Рис с разросшимся кодзи закладывают в чаны, заливают водой и добавляют дрожжи кобо.

Смесь бродит не менее двух недель, а затем в чаны добавляют ещё пропаренного рис и кодзи. Плесень превращает крахмал в сахар, а дрожжи делают из сахара спирт. Так проходит три недели и получается сусло, из которого отжимают готовый алкогольный напиток, который затем фильтруют и пастеризуют. Крепость сакэ в среднем около 15 градусов.

Нигори — это сакэ, прошедшее только грубую фильтрацию, что позволяет сохранить плавающие в нем мелкие кусочки риса. Такое удержание твёрдых частиц придает нигори мутно-белый вид, а также гладкую шелковистую текстуру, что больше подходит мацте, на мой взгляд, нежеди прозрачность других разновидностей сакэ.
Нигори — это сакэ, прошедшее только грубую фильтрацию, что позволяет сохранить плавающие в нем мелкие кусочки риса. Такое удержание твёрдых частиц придает нигори мутно-белый вид, а также гладкую шелковистую текстуру, что больше подходит мацте, на мой взгляд, нежеди прозрачность других разновидностей сакэ.

Данмеры — чуть ли не самый уникальный и интересный народ, придуманный сценаристами Bethesda. Потому неудивительно, что их культура перекликается с довольно самобытными, по крайней мере для человека западного, нациями Азии.

Ротмет

Дорогие читатели, прошу присесть — это напиток босмеров. Зелёный пакт диктует условия, при которых им нельзя уничтожать, употреблять в пищу какую-либо растительность Валенвуда, либо причинять ей вред. Это привело к распространению довольно… «уникальной» диеты среди лесных эльфов, что коснулась и увеселительных напитков.

Итак, рецепт прямиком из рук анонимного босмерского пивовара. В начале процесса высоко на деревьях размещают бочки, в которых и будет созревать ротмет. После для приготовления столь чудного напитка необходимо протянуть семнадцать «ниточек» из потрохов альфиков над каждой бочкой, затем на них складывается свежее мясо кабана (при этом пивовар следит за тем, чтобы ни одна «ниточка» не выпала до того, как она как следует протухнет). Далее мясо посыпают мелко нарезанной шкуркой краснополосатой жабы, чтобы опьянить насекомых определённых видов (крестокрылов и мимиков), которые самостоятельно должны упасть в готовящийся напиток, привлечённые особыми чарами. В случае, если крестокрылы умрут в страхе — напиток будет неприятно горчить. При помощи других чар необходимо отвадить от готовящегося ротмета вредителей. Это делается ежемесячно в течение трех или более лет, пока не наберется достаточно мяса и насекомых, чтобы заполнить бочку. После этого Вам нужно запечатать бочку на минимум девять лет, пока не исчезнет последняя зелёная плесень.

Представляет собой дымящуюся коричневую жидкость, с виду похожую на чай, и обладающую одновременно острым, горьковатым, сладким и солёным вкусом. Также в напиток добавляются специи: сердца грозовых жуков и их личинки. Сердца жуков придают ротмету особый привкус и аромат, а личинки помогают уничтожить самые опасные яды.

Сначала «мясное пиво» вызывает отвращение, но очень быстро возникает привыкание и пьющий не замечает, как начинает поглощать кружку за кружкой. В то же время, в отличие от других алкогольных напитков, не вызывает абстинентного синдрома — через несколько часов после употребления наблюдается лишь некоторая сонливость. Но существует вероятность заполучить серьёзное пищевое отравление при чрезмерном употреблении напитка у любого, кто не принадлежит к числу босмеров. Вогин Джарт в серии книг «Танец в огне» также упоминает, что от яда в ротмете избавляются с помощью различных специй. Пахнет, к слову, сей напиток как «сочный стейк, маринованный со сливовым вином и кориандром».

Вот вам стейк. Представьте его запах… и что он сделан из котят…
Вот вам стейк. Представьте его запах… и что он сделан из котят…

Является неотъемлемым атрибутом всевозможных праздников и церемоний. Особенно популярен на свадьбах, символизируя при этом силу кабана, мощь леса и несокрушимость босмеров. Даже церемония Обручения не обходиться без него.

Один из самых важных их [босмеров] обрядов — Обручение. Оно происходит один раз в поколение и означает одновременно и помазание, и бракосочетание двух из трёх их главных лидеров. Воспринимайте Обручение серьёзно, как это делают босмеры, и всё будет прекрасно. Ешьте то, что предлагают (и не спрашивайте, что это), но пейте мало. Даже выпитый без меры ритуальный напиток «ротмет» заставит мучиться животом любого самого здорового небосмера. Избегайте конфликтов, насколько возможно, хотя полностью уклониться от участия в несмертельных потасовках в ходе празднования вряд ли удастся. Да, они ожидаемы.

«Дипломатичное поведение на обряде Обручения»

В нашем мире аналога я не обнаружил. И СЛАВА ТАЛАСУ! Находил информацию об эскимосском вине из чайки (мёртвую чайку в воду и на солнце) и браге из квашеной рыбы, но толковую технологию их изготовления не обнаружил, потому всё же не понимаю, как из мяса можно получить алкоголь. Предположу только, что всё дело в так называемой «зелёной плесени», размножение которой поддерживают чарами, так же сдерживающими «бурую и белую плесень».

Давайте просто пойдём дальше. Полно о «напитке варваров», как его называли греки. Перейдём к более благородному напитку.

II. Вино

Спит как великанша из камня, огромней, чем башня, она,
Рокочет и стонет всё время Красная наша гора.
А сон её беспокоен, и, чтоб не проснулась, молись!
Но тут, совершенно внезапно, земля начинает трястись!
Конец неминуем! Земля начинает трястись!

Кружку вверх, молитву вспомни,
Красную гору вот-вот разорвёт!
Выпей, выпей, но знай твёрдо —
Она нас точно всех убьёт!

Вверх бокал, будь проклят день!
Красную гору вот-вот разорвёт!
Заботы свои залить ты успей,
Кто ж откажется, если гибель грядёт?
Тот пусть жаждой томимый умрёт!

Опрокинем жгучего флина, пусть пепел и дым вокруг!
Осушим бутылку виски и вмиг захмелеем, друг!
Суджаммы глотнём мы жадно в чаду средь огней,
Ещё спиртного кувшин добавим — и будем вина пьяней!
Когда конец неминуем, мы будем вина пьяней!

Кружку вверх, молитву вспомни,
Красную гору вот-вот разорвёт!
Выпей, выпей, но знай твёрдо —
Она нас точно всех убьёт!

Вверх бокал, будь проклят день!
Красную гору вот-вот разорвёт!
Заботы свои залить ты успей,
Кто ж откажется, если гибель грядёт?
Тот пусть жаждой томимый умрёт!

«Застольная песня о Красной горе»

С вином похожая история, что и с пивом. В нашем мире — один из древнейших напитков в истории человечества (он даже появился примерно в том же регионе, что и пиво, однако изначально распространился в основном в Средиземноморье по понятным причинам), в Нирне — продукт, производимый почти всеми, кому не лень. На самом деле, в основном имперцами (тут, я думаю, параллели с нашим миром очевидны) и, в меньшей степени, нордами и редгардами.

Дионис и члены его тиаза на аттическом псиктере, 525–500 гг. до н. э.
Дионис и члены его тиаза на аттическом псиктере, 525–500 гг. до н. э.

Например, к юго-западу от Имперского города, если идти вдоль Золотой дороги, можно лицезреть «жемчужину Старой Коловии» — славный Скинград. Этот процветающий городок известен не только как образец коловианских добродетелей простоты, свобо- и трудолюбия, но и как родина множества виноградников и, соответственно, вин. Известные по всему Тамриэлю винокуры называют это место домом. Среди них братья-бретонцы Сурили и редгардка Тамика, чей брат делал вино для Чемпиона Сиродила.

Делают своё вино даже орки — унгорт. Но хоть сколько-нибудь интересной информации о нём я не обнаружил (есть вероятность, что это просто название вина на их наречии). Как и об аргонианском «игристом» — флегвейне, для изготовления коего используются болотистые газы. Оригинальный способ принудительной карбонизации. Данмерское вино из комберри, местной ягоды, называется шейн. А вот каджиты сообразили вино из кактусов — баджи, подобно доколумбовым коренным американцам. Здесь же упомяну сидр — излюбленный напиток бретонцев и ричмонов.

Понять, что на просторах Тамриэля появилось раньше, пиво или вино, также не представляется возможным: святая данмерка издревна покровительствует обоим ремёслам, «Закон о гильдиях» одновременно санкционировал Гильдии пивоваров и винокуров, а Сангвин — даэдрический Принц гедонизма, разврата и всего-всего хорошего в целом — одинаково любит выпить и пиво, и вино.

«Ты выглядишь как человек, умеющий держать себя в руках. Как насчет дружеского соревнования, чтобы выиграть посох?» — Сэм Гевен.
«Ты выглядишь как человек, умеющий держать себя в руках. Как насчет дружеского соревнования, чтобы выиграть посох?» — Сэм Гевен.

Джагга

Джагга — алкогольный напиток, приготовленный из ферментированного свиного молока, популярный в Валенвуде. Представляет из себя пенистый белый напиток, крепкий и сладкий на вкус.

Поставьте несколько мисок с кипячёными свиными сливками в таком месте, где до них не доберётся кошка, и оставьте на один день в покое, а затем ещё на день, но теперь несколько раз перемешайте. Отцедите сыворотку в отдельную ёмкость, оставив в мисках только творог. Ложкой разделите творог на кусочки и оставьте их подсыхать. Ежедневно перетряхивайте, чтобы не допустить порчи. После высушивания используйте кусочки для загущения обезжиренного свиного молока или добавления жирности обычному свиному молоку. Разлейте по бутылкам и оставьте на три недели для ферментации.

«Кулинарная книга тёти Анелы»

Браво, босмеры, это уже похоже на что-то, что можно пить без слёз и рвотных позывов. Каджитам, к слову, джагга пришлась по вкусу намного больше, чем пиво, для приготовления которого необходимо выпотрошить их собратьев. У них ещё есть «кровавая пена» — продукт ферментации крови, яичных желтков и животного жира, но это уже даже не смешно.

Клеф

Другой алкоголь на основе молока — клеф — напиток, который варят предельцы. Для его производства используется ферментированное овечье молоко. Большинство людей, не входящих в число ричманов, не могут спокойно переварить этот напиток и даже большинство предельцев ненавидят клеф; они пьют его только для того, чтобы напиться, потому что других алкогольных напитков практически нет.

Очевидный аналог этих двух продуктов — кумыс. Этот напиток из ферментированного молока кобылы возник у кочевых народов. Молоко взбивают и заквашивают. Кисломолочное и спиртовое брожение, тут и говорить-то нечего. Напиток простой, но от этого не менее интересный. Появился ещё во времена скифов и был, скажем так, местным аналогом пива и вина. Все делали алкоголь из того, что «под ногами было». Опять же, безопаснее тогдашней воды.

В целом, если следовать описанию внутри сэттинга, эти алко-молочные продукты подчёркивают безысходность и изворотливость этих двух народов, ищущих любую возможность получить алкоголь в условиях тех ограничений, в которых они вынуждены существовать.

И раз мы вспомнили ричменов, время перейти к их заклятым врагам — нордам.

III. Мёд

Мёд! Мёд! Мёд!
Знойная сладость по венам течёт!
Мы пенные кружки полнее нальём —
И снова, и снова — пока не помрём!

Мёд! Мёд! Мёд!
Пусть нынче каждый пьёт!
Он дарит силу, ум и стать!
Чего же нам ещё желать?

Мёд! Мёд! Мёд!
Весь день мне льётся в рот!
Он пряный, сладкий и живой,
А я уже совсем хмельной!
Мёд! Мёд! Мёд!

«Мёд! Мёд! Мёд!»

Последний из трёх древнейших алкогольных напитков, известных человечеству — мёд. И давайте не будем притворяться, что всё вышенаписанное не было лишь заглушкой перед рассказом о нём.

К несчастью, в наше время этот напиток изрядно уступает в популярности пиву и вину. Несмотря на то, что мёд в некоторых регионах был задолго до иных алкоголей. По большей части в Северной, Центральной и Восточной Европе, в том числе на Руси (доколумбовские индейцы, к слову, мёд тоже пили). На то есть свои причины, но мы тут не для диспута о незавидной судьбе столь славного напитка.

Некоторая типология мёда.
Некоторая типология мёда.

Тем не менее, на просторах Империи мёд пользуется популярностью, особенно в её северной провинции — Скайриме, прототипом для народа которого послужил стереотипный образ представителя северо-германских народов, который сидит в умах обывателей. Норды — грозные светловолосые бородачи в рогатых шлемах, яростно несущиеся в бой без страха смерти. Пасть в бою для них — честь, достойная будущего обитателя Совнгарда, где царит вечный пир в окружении самых доблестных из нордов, каждый из которых заливается мёдом из черепов поверженных врагов. Или рога — тоже круто.

Не будем пока разбрасываться новомодными словечками, вроде, меломель или метеглин. В целом, в наши дни мёд условно можно разделить на две категории: сессионный и крепкий. Различие, очевидно, в содержании алкоголя и, как следствие, рецептуре.

Начало одно. Сырой мёд смешиваем с водой, вносим дрожжи (для большей аутентичности можно перемешать с ягодами или фруктами, на их кожуре содержаться дикие дрожжи, с помощью которых наши предки и готовили мёд), при желании добавляет фрукты и/или пряности.

В сессионный мёд добавляют меньше мёда, чтобы итоговая крепость была ниже. Далее есть два пути. Первый — после конца брожения стабилизировать (специальными веществами или нагреванием), чтобы дрожжи не «заиграли» вновь, подсластить и провести принудительную карбонизацию. Это довольно дорого в плане покупки необходимого для карбонизации оборудования.

«Набор» для принудительной карбонизации мёда не отличается от онного для пива.
«Набор» для принудительной карбонизации мёда не отличается от онного для пива.

Другой путь — после конца брожения подсластить несбражеваемым сахаром, добавить намного сбраживаемого и закупорить в бутылки. Тут две проблемы: бутылка может рвануть (есть, конечно, специальные калькуляторы, но всё же) и это оставит осадок в бутылке. Таким методом обычно пользуются пивовары, но пиво — продукт сухой, а сезонный мёд, чаще всего, сладкий, откуда и проблемы. Да и подслащивать сырым мёдом намного вкуснее.

Благодаря низкому содержанию алкоголя (около 6 градусов) напиток не требует долгового выдерживания, но теряет в, так сказать, «теле». Ощущается пустым, как, например, «выдыхавшееся» пиво. Для придания этого «тела» и проводиться карбонизация.

Признаю, льётся сессионка крайне аппетитно.
Признаю, льётся сессионка крайне аппетитно.

Крепкий мёд делается почти также. Больше сырого мёда в начале — больше градус в конце (опять же, и для этого есть калькуляторы). Можно стабилизировать, если будет подслащиваться (либо добавлять сырой мёд до того момента, пока дрожжи не смогут произвести больше алкоголя, что намного аутентичнее). Важнейшее отличие — нужно подождать. Молодой мёд будет сильно отдавать спиртом (крепость напитка составляет около 12-20 градусов). Обычно необходимо минимум полгода, чтобы вкус стал достаточно мягким. Чем крепче, тем дольше ждать.

Процесс приготовления мёда, как сессионного, так и крепкого.
Процесс приготовления мёда, как сессионного, так и крепкого.

Дарья Тенефан в своей «Мистерии мёда» признаётся в любви к этому напитку и немного проливает свет на «медовые» традиции нордов. Так, она пишет, что в большинстве своём уроженцы Скайрима готовят мёд, смешивая сырой мёд с водой, иногда добавляя мелассу, фрукты, ягоды или специи — у каждого медовара свой собственный рецепт. Кроме того, Дарья указывает, что они уважают тех, кто стойко переносит невзгоды. Оттого, вдобавок к стандартному соревнованию «кто кого перепьёт», периодически появляется такая забава, как «ударь меня сильно по лицу».

Когда кому-то предлагают мёд, это может быть вызовом или проверкой, но это также может быть знаком уважения, стремлением загладить вину или выразить «отсутствие обид». Хотя это точно не отменяет старую добрую драку, в отличие, от, например, хорошего скальда, ибо истории и застольные песни — единственное, что с большей долей вероятности заинтересует нордов больше, чем упомянутая выше забава.

Залез я на пик на Двуглавый,
Потягивал мёд, что припас.
Мой взор затуманился так,
Что читать я не смог бы в тот час.

Нашёл я сухую пещеру,
Там было тепло и уютно.
Под боком троллихи заснул я,
Как же мы удивились наутро!

Мёд! Мёд! Мёд! Мёд!
Счастлив тот, кто его пьёт!
Он сладок всегда,
От него не будет вреда!
Мёд! Мёд! Мёд! Мёд!

Троллиху решил угостить я.
Бутыль осушив мгновенно,
Она вокруг заплясала,
А после огрела поленом.

Храпела троллиха старая,
Когда я очнулся совсем.
Выдула всё, что припас я,
Но винить её трудно мне.

Мёд! Мёд! Мёд! Мёд!
Счастлив тот, кто его пьёт!
Он сладок всегда,
От него не будет вреда!
Мёд! Мёд! Мёд! Мёд!
Счастлив тот, кто его пьёт!
Он сладок всегда,
От него не будет вреда!
Мёд! Мёд! Мёд!

«Старинная нордская застольная песня»

Босмеры тоже готовят мёд! Не уверен, насколько это соответствует Зелёному пакту (Ибо, если у них есть мёд, зачем делать все те кулинарные «шедевры»?), но это круто.

Вот они слева направо — меда Скайрима!
Вот они слева направо — меда Скайрима!

Поваренная книга, упомянутая в самом начале, предлагает приготовить что-то между сессионным и крепким мёдом: немногим после начала брожения, когда содержание алкоголя будет низким — сессионка, чуть подождём — будет приближаться к крепышу. То есть авторы даже не предлагают остановить брожение, а начать пить в самом его разгаре.

Что ж, это плохой рецепт. По двум простым причинам:

  • Отсутствие повторяемости. На процесс брожения влияет множество факторов и с подобной рецептурой в домашних условиях контролировать их на достаточном уровне, мягко говоря, проблематично.
  • Отсутствие аутентичности. Норды, как и их прообраз с Земли, наверняка делали крепкий мёд. Это доказывается легко. Во-первых, по лору альтмеры называют напиток «медовым веном», что, согласитесь, не подойдёт напитку крепостью около 6 градусов. Во-вторых, изготовить сессионный мёд в условиях средневековья — слишком сложно и бессмысленно. Учитывая, что готовилось всё на диких или хлебопекарных дрожжах, а также зная наших предков, эти ребята выжимали всё, что можно из доступных им ресурсов.

Самое забавное, что рецепты куда более аутентичный медов уже был представлен внутри сеттинга. Книга «Рецепты медоварни Вольяра», найти которую можно в  TESO, предлагает приготовить различные крепкие меда как раз по описанному мною ранее методу (доведя крепость до максимума, доступного дрожжам, и подслащивая сырым мёдом в конце).

К слову, Вольяр предписывает кипятить воду до и после добавления сырого мёдом, я же ранее уговаривал этого не делать. Давайте войдём в положение этого немолодого человека — всё-таки он живёт во Второй эре. У него не то что специальных культурных дрожжей нет, а даже чистой воды. В его случае кипячение — разумный шаг: очистка воды — раз, создание более благоприятной для дрожжей среды — два и, как следствие, приведение рецепта к максимальной повторяемости — три.

Вы сами можете ознакомиться с этими рецептами и даже повторить их. Но вот несколько советов для «актуализации рецептуры»:

  • Не кипятите.
  • Дезинфицируйте оборудование.
  • Вносите сырой мёд поэтапно. Разделите, скажем, пополам и добавьте вторую часть уже после сбраживания первой. Поскольку мёд не кипятился после смешивания с водой, дрожжам будет тяжело справиться с ним, особенно учитывая какое это огромное количества сахара.
  • Пользуйтесь специализированными калькуляторами. Они подскажут и крепость будущего напитка (если имеется ареометр) и количество необходимых дрожжей и подкормки.
  • Купите ареометр. Он не дорогой, но поможет, как узнать уровень сахара в сусле (а значит и будущий градус), так и определиться с тем, закончилось ли брожение. Можно также приобрести подкормку для дрожжей и, если используете фрукты/ягоды — пектиназу. Это совсем не обязательно, но увеличит шансы получить более качественный продукт.
  • Заморозьте и разморозьте фрукты/ягоды несколько раз перед использованием. Там, короче говоря, кристаллики при разморозке лопаются и сок лучше выделяется.
  • Дрожжи. Любые винные подойдут для начала. Обратите внимание на их уровень толерантности к алкоголю. Исходя из него нужно будет рассчитать количество мёда для брожения. Учитывайте, что крепость может отличаться на пару градусов от заявленной.
  • Запаситесь терпением. Мёд не любит спешки. Бродить ему лучше в прохладном месте, что дольше, а о старение я уже писал.
Смерть оркам! Смерть оркам!
Вонючим, смердящим, за милю разящим —
Свой зад в снегу отыскать им невмочь!

Смерть оркам! Смерть им, смерть им, смерть!
Скотам безбородым, безмозглым уродам —
Что от хоркера драпают прочь!

«Песня об орках», анти-орочная застольная песня нордов

Как-то так, на том и сказочке конец, а кто слушал — молодец. Заводить разговор о дистиллятах смысла не вижу — там всё чересчур безлико. В общем, дорогие читатели, не пейте то, что ещё бродит (а лучше вообще не пейте), готовьте качественные напитки, пойте, а не деритесь, и помните: Скайрим — для нордов!

Всем спасибо за внимание!
Всем спасибо за внимание!

Скума

Самое близкое к скуме, что я нашёл — пейот — напиток из одноимённого кактуса, имеющий психотропные свойства. Но скума, на мой взгляд, просто собирательный образ тяжёлого наркотика: лунный сахар можно и в пищу принимать и, наверняка, нюхать, а скуму — пить и даже курить через кальян. А вот искать рецептуру пейота — дело слишком рисковое и безалкогольное.

Аргонианская дева by ArtStoreGuy.
Аргонианская дева by ArtStoreGuy.

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Платформы
PC | PS3 | PSP | X360 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанры
Дата выхода
20 марта 2006
3.7K
4.3
2 564 оценки
Моя оценка

The Elder Scrolls V: Skyrim

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
11 ноября 2011
9K
4.5
7 245 оценок
Моя оценка

The Elder Scrolls Online

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
4 апреля 2014
1.1K
3.6
901 оценка
Моя оценка

The Elder Scrolls VI

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
без даты
649

Лучшие комментарии

Спасибо! Отрадно слышать, что я смог вдохновить кого-то на столь благородное дело.

Сидр, на мой взгляд, один из тех напитков, которые современному человеку может быть трудно принять (именно настоящий сидр, а не просто сладкая водичка с отдаленным привкусом яблок).

Вино многие считают благородным напитком, а вот сидром пренебрегают, а ведь сделать хороший массовый сидр в условиях СНГ куда сподручнее, чем вино.

Блог можно, в принципе, описать одним предложением: «Что было бы, если бы Леонид Давыдов был фанатом Древних Свитков» XD

Да, вы правильно поняли, читатели StopGame. Перед вами не блог, нет и еще раз нет, не блог. Это научно оформленная и составленная профессионалами статья про тему, о которой каждый из нас хоть когда-нибудь да пропускал мысль. 

Уверен, у вас как и у меня бывало такое, что сидите вы и занимаетесь своим делом, читаете книгу, работаете, а потом бац, мысль, — *интересно, а существует полная и научно подкрепленная карта вин Тамриэля?*. И, черт возьми, вот она. Самая настоящая трагическая история о том, как правильно спиваться в мире свитков. 

Простите, но я пустил скупую нордическую слезу. Мое почтение автору, Вы мой герой! 

Отличная статья. Хоть сам раньше никогда не интересовался варкой алкогольных напитков, но статью прочитал с большим интересом и даже стал подумывать, когда то в будущем попробовать свои силы с домашним сидром 

О, Талос, как же я мог забыть об этом шедевре?

Спасибо, что исправили ситуацию!

Спасибо за столь лесный отзыв!

Радует, что не я парой задаюсь вопросами, вроде: «Каков вкус тот, чем до беспамятства мог напиваться Нереварин?», ведь вкус средневековой или около того еды можно довольно легко себе представить, а вот алкоголь, тем более фэнтезийный, дело куда более тонкое и интересное.

Что тут сказать, хороший продукт и рекламировать в радость!

Разумеется, Вы правы. Эта цитата была оставлена для очередной параллели с историей древних цивилизаций нашего мира.

Хотел уже поставить плюсик, но после «Скайрима для нордов» рука не поднялась.

Фи, Талос.

Хист тебя подери, лучше живицы попей, протрезвеешь хоть.

Один альтмер сказал мне однажды, что медоварение и пивоварение заложили основу всей нашей культуры. Ради этого наши предки занялись земледелием и основали постоянные поселения. Это именно то, чем мы занимаемся, когда у нас вдоволь зерна, ячменя и хмеля, и от земледелия мы немножко устали.
«Дарья Тенефан, торговка из Даггерфолла»

От себя добавлю, что пиво в основе культуры не новое изобретение. Например Шумеры возводили вокруг своих пивных заводов храмы и поклонялись богам этого пресловутого жидкого золота. Кроме того, пиво наливали даже детям, в услужение богам!

После прочтения мне захотелось ощутить вкус эксцентричных и экзотических напитков босмеров. Умеете же Вы нагонять аппетит! 

Читай также