Вступление
Как-то раз, один не маленький геймер, мало сведущий в жанре jrpg, захотел к нему приобщиться. Его путешествие началось в Ni No Kuni, которая славится своей рисовкой от легендарной студии Ghibli. Геймера впечатлил стиль игры, но вот боёвка оказалась самым сложным боссом, которого он так и не смог победить, забросив игру на шестом часу прохождения.
Но тяга к прекрасному не покинула его сердце, jrpg всё ещё манил его, как приманка манит рыбу на крючок. Тогда геймер обратился к великим архивам, которые хранили в себе множество прекрасных произведений по доступной цене. Gamepass, куда ему стоило заглянуть ещё до того, как он потратит свои монеты на steam-версию дилогии Ni No Kuni, помог юному любителю интерактивных развлечений вновь обрести надежду.
Sea of Stars от Sabotage Studio стала путеводной звездой на пути геймера в новый жанр. Увидев скриншоты, он воскликнул: “Вот оно!” и сразу же скачал игру на свою волшебную машину - Xbox. Стоически преодолев все посланные ему испытания, геймер решил сохранить свою историю для будущих поколений, которую сейчас я вам и поведаю.
И так, что же я искал, когда хотел погрузиться в jrpg? Прежде всего, мне хотелось чего-то классического, в духе первых Final Fantasy, с их сказочным сюжетом, путешествиями по неизведанному миру и, конечно, пошаговыми боями. Но проблема FF в том, что игры из такого далёкого прошлого мне даются тяжело, поэтому нужно было что-то более-менее современное и с нормальной боёвкой (ещё раз привет Ni No Kuni).
С этим запросом я отправился в Gamepass, где быстро наткнулся на Sea of Stars, скриншоты которой просто кричали: “ЭТО ТО, ЧТО ТЫ ИЩЕШЬ!”. Так я начал своё плавание по волшебному миру, который оказался намного глубже, чем я ожидал, что в плане геймплея, что сюжета. Постараюсь обойтись без серьёзных спойлеров, потому что некоторые моменты действительно вызвали у меня удивление.
Красота квадратиков
Начнём с самого очевидного момента - визуальная составляющая. Пиксель-арт здесь просто великолепен, стилистика персонажей и локаций, анимации, боссы и враги, в каждый пиксель вложена душа. Важные моменты выделены анимационными вставками, которые, к сожалению, слишком короткие. Я бы сказал, настолько короткие, что даже не ясно стоило ли разработчикам тратить на это время, но спасибо им за это.
А ещё игра полностью переведена на русский язык, за что им ещё одно большое человеческое спасибо. У этих частей игры нет никаких минусов, но вам же не интересно будет выслушивать кучу хвалебных эпитетов, поэтому перейдём к сюжету.
Свет и тьма
Игра презентует нам главных героев. Зейл - танцор солнечного клинка, быстрый воин, владеющий силой солнца; Валери - монахиня луны, владеющая её силой. Они одни из последних воинов Солнцестояния, чья миссия защищать мир от угрозы Сеятельниц, посланных Флэшмансером нести тьму и ужас во множестве миров, включая этот. Быть воином Солнцестояния звание почётное, ведь не каждый может овладеть магией, для этого нужно родиться в день летнего или зимнего солнцестояния, что сразу же определяет судьбу ребёнка, как борца со злом.
Пробираясь по горной тропе герои предаются воспоминаниям о своём недавнем детстве и, для меня как для игрока, эта предыстория показалась какой-то затянутой, но таких моментов всего пара-тройка на обширную игру, так что претензий выдвигать не буду. Зейл и Валери вспоминают и про друга детства - Гарла, который однажды лишился глаза, защищая их, и про Бургвейза с Эрлин, которые уже давно стали воинами Солнцестояния, к слову, на этом моменте игра подкидывает нам первую анимированную вставку, о которых я говорил выше.
Как только герои закончат вспоминать, из кустов возле костра (как рояль) выскочит Гарл собственной персоной, он собирается помочь друзьям в их нелёгком пути, хоть это и запрещено простым людям. Друг детства нарекает себя воином-поваром, говорит, что все эти годы тоже тренировался (судя по его пузу, программа тренировок у нас одна) и наше трио дружно отправляется искоренять зло, нависшее над миром.
Конечно же, группа будет разрастаться по мере сюжета, к героям прибавятся персонажи, личные истории которых окажутся намного интереснее, чем у главных героев. Потому что главных героев будто и не прописывали, они выглядят очень блекло на фоне любого из своих спутников, а их характеры между собой ничем не отличаются. Вы не увидите какой-то кипящее энергии в Зейле или… С чем ассоциируется луна? Мудрость?
По-сути, скорость Зейла, которую он раскроет в себе немного странным, если не сказать тупым, образом - это единственная черта (даже не характера), которая хоть как-то связывает главного героя с его символом. Валери же проявляется только в: “я выберу оружие с самым большим уроном”. Можно натянуть бедную сову на глобус, подвязав посох и монашество к твёрдости луны, тогда и у Валери будет хоть что-то похожее на связь с её символом, но как-то сомнительно.
Больше труда явно было вложено во всех остальных персонажей. Второстепенные герои имеют более глубокую и прописанную предысторию, тот же Гарл окажет намного больше влияния на сюжет, а убийца Сераи… Ну, это уже будут неслабые спойлеры.
Сам мир вокруг героев ощущается довольно живым, у него есть предыстория, можно почитать рассказы о важных событиях прошлого, которые записываются в волшебную книгу из артефактов. Здесь всё пропитано духом сказки и магией: гигантский спящий дракон, перемещение с помощью великанов, которые перебрасываются "мячом" с героями внутри, подводные и небесные цивилизации, заколдованный механический замок и корабль-призрак, словом, здесь собрано множество интересных идей, удачно вплетённых в мир игры, как сюжетно, так и визуально.
Общая история, на мой взгляд, удалась. Она не хватает звёзд с неба, не станет каким-то открытием, но слабой её точно не назовёшь, сценаристы проделали отличную работу, написали красивую сказочную и, что важно, цепляющую историю. Здесь будут неожиданные повороты, слёзные моменты и даже злодей Флэшмансер окажется не простым злыднем, как Старрик Кроуфорд в синдикате, у него есть предыстория, связанная с одним из играбельных персонажей.
В игре есть две концовки - истинная и обычная. Пока я прошёл только на обычную, для истинной нужно собрать все сокровища, колешки, прокачать свой остров, победить всех в “Колесе”, о котором я расскажу позже, и завершить всякие сайд-квесты. Говорят, что истинная концовка действительно хороша и стоит затраченного времени, но игра не так популярна, поэтому гайды приходится собирать по крупицам, чаще на английском языке.
Олдскул встречает современность
Сразу оговорюсь, я не играл в другие jrpg, поэтому знаю лишь о базовых элементах, а значит что-то, что я воспринимаю как новинку, на деле может оказаться клише жанра.
Sea of Stars отошла от канонов, в бою участвуют три персонажа, а не четыре, как принято, однако, разработчики дали возможность свободно переключаться между героями в процессе боя, это не затрачивает ход и даёт возможность использовать каждого бойца по максимуму, если потребуется. А они потребуются, ведь боевая система строится на нескольких элементах, один которых система “замков” - каждый враг несколько ходов подготавливает мощную атаку, которую можно сбить, разбив тот самый “замок”. Для этого потребуется нанести урон различного типа, уложившись во время подготовки, здесь требуется немного подумать и спланировать ходы, что добавляет приятный тактический момент в геймплей. Если у рядовых противников с разбитием замка снижается сила заряженной атаки, то у боссов пан или пропал.
Следующий элемент боевой системы - это реакция. Каждый удар можно усилить или продлить, если во время нажать кнопку атаки, а также получить меньший урон от противника при своевременном блоке. Надо сказать, противники здесь довольно разнообразные, как визуально, так и геймплейно. Они имеют разные тайминги атаки, могут нанести несколько ударов, некоторые умеют лечить и накидывать щит.
Способности героев, как и их атаки, несут разные виды урона, вроде тупого или режущего, ядовитого или солнечного, некоторые враги имеют сопротивление, например, к магическому урону, но получают больше от лунного и солнечного, кто-то может быть абсолютно невосприимчив к физическим атакам и так далее. А ещё у героев есть парные комбинации, которые наносят смешанный урон и суператаки, заряжаемые от использований этих самых комбо.
Отдельного блока достойны боссы. Они также разнообразны и интересны, хотя сложными их назвать язык не повернётся, но о сложности мы поговорим чуть дальше. Каждый босс требует от игрока продуманности действий, так как “замки” имеют свойство меняться, здесь приходится заранее планировать следующие ходы, чтобы быть готовым их сломать, иначе кто-то из героев может потерять сознание. Да, здесь никто не умирает, достигнув низшей точки ХП, герой пропускает несколько ходов, а затем встаёт, это можно ускорить с помощью еды и способностей других героев, но вот сменить павшего товарища на другого бойца не выйдет, так что за этим стоит внимательно следить.
А ещё игрок будет находить различные оружие, броню и артефакты с разными эффектами, но, в основном, они идут по ходу сюжета, повышая силу игрока в нужный момент. Это же можно сказать и прокачке, которая уж точно не требует гринда, как пишут в некоторых отзывах, разработчики сделали довольно сбалансированную систему, которую игрок может как упростить, так и усложнить, за счёт находимых и покупаемых реликвий-модификаторов.
Для любителей хардкора, здесь есть модификаторы, которые существенно усложнят бои, а для тех, кому важен сюжет завезли упрощающие реликвии. Я проходил игру, как мне кажется, на среднем уровне.
В общем, я бы назвал боевую систему довольно продуманной и глубокой, хотя сами бои, порой, хочется просто скипнуть или пробежать, и последнее иногда даже возможно. Между сражениями и исследованием игроку подкидывают различные головоломки, мало какие из них могут заставить извилины шевелиться, но для разнообразия сгодятся.
Ну и как я могу пройти мимо местного “ гвинта”. Нет, это не карточная игра, аналогия здесь связана с игрой внутри игры и называется она “Колесо”. Суть игры без правил сходу не понять, а самый главный минус - рандом. Понятное дело, в том же гвинте рандом тоже был одной из составляющих, нельзя точно предсказать какая карта выпадет из колоды, но эту колоду ты заранее готовишь сам и примерно представляешь чего ожидать.
Так вот, в чём заключается процесс: игроки выставляют две фигурки, у каждой свой класс, затем начинается вращение слот-машины (здесь не могла быть реклама вашего казино), а дальше идёт фаза защиты-атаки, побеждает тот, кто первым снесёт десять ХП противника.
Обязательно перед игрой почитайте правила и не забывайте задабривать богов рандома, они тут главные. Само собой, где-то в мире есть тот самый чемпион, которого можно победить только после победы над остальными игроками, а это тоже одно из условий истинной концовки.
Заключение
Я очень рад, что наткнулся на эту игру в нужный для себя момент, она стала прекрасной точкой для входа в жанр jrpg, от которого я был бесконечно далёк. Если у вас такая же ситуация, то смело начинайте свой путь с Sea of Stars. Местами игра может показаться затянутой, а бои душными, но это нисколько не портит общее впечатление от этого инди-чуда. К тому же, игра входит в Gamepass и, вроде, подписку Exta на плойке (за последнее не ручаюсь, я из зелёного лагеря).
Не могу судить какой игра будет для ветеранов жанра, уверен, они уже давно её прошли, и я был бы рад почитать о вашем опыте. Не забывайте оставлять комментарии. С наступившим, стопгеймовчане!
Лучшие комментарии
Лучшая JRPG — это Chrono Trigger, да и для знакомства с жанром она подойдет.
А вот для более уникальных геймплейно JRPG стоит заценить серии Paper Mario 1-2, Mario and Luigi RPG 1-5, и Epic Battle Fantasy 3-5. Вот уж там увлекательность механик зашкаливает. В отличие от классики жанра.
Факт. Лучшая знакомства с жанром игра Karryn's Prison
Кстати, разработчики CT оценили Sea of Stars)
У Chrono Trigger такая же «проблема», как и у FF — возраст. Ну, это может быть проблемой лично для меня. Для тех, кто легко играет в старые игры никакая «точка входа» и не нужна будет.
А игры по вселенной Марио, как минимум, требуют наличие консоли нинтендо, что уже усложняет процесс. Про EBF я слышу впервые (за вайбы флэш-игр моё почтение), но опять же, игр уже целая серия и стилистика у них далека от классики, по крайней мере визуально.
Я прекрасно понимаю, что Море Звёзд далеко не идеал jrpg, но для меня она отлично подошла как точка входа.
Хорошо, что я один в кабинете был…
Так я все же могу ее пройти, раз есть русский язык. Просто из-за того, что 90% инди релизов без перевода, то просто откладываю их в долгий ящик уже на автомате.
Автор молодец. Все грамотно и по делу написано.
Прохожу на Steam Deck. Игра просто идеальна подходит портативному формату.
Отличная статья!
Точняк, эмуляторы же есть, я ими не пользовался почти никогда, поэтому и не вспомнил. Но если продолжать мой тезис, то эмулятор это тоже костыльное решение, хоть и рабочее)