Игра Resident Evil (RE) от студии Capcom вышла в далеком 1996 году и породила целый новый поджанр survival horror игр. В своей основе создатели игры Синдзи Миками и его команда черпали вдохновение из таких игр как Alone in the Dark (PC) 1992 года, Sweet Home (Famicom) 1989 года от самих же Capcom, ну и фильмов Джона Ромеро про оживших мертвецов — зомби.
Суть геймплея RE заключалась в выживании на территории особняка, напичканного агрессивно настроенной нежитью. Тут же, помимо классических двуногих мертвецов встречались зомби — звери (собаки, вороны и др.), а иногда и совсем непонятные химеры или особо усиленные противники — Тираны, возникшие в результате экспериментов фармацевтической корпорации «Umbrella».
Главный герой должен был решать различные головоломки, отбиваясь от оживших мертвецов и находя по ходу игры новые виды оружия, комбинируя предметы, создавать различные аптечки, новые виды патронов и др.
В Resident Evil 0, 1, 2, 3, Code Veronica изначально использовался вид от третьего лица с фиксированной камерой и задниками (поначалу просто статичными картинками), после чего он сменился на «классический, с видом из-за спины», а в последних играх RE 7 и Village и вовсе переехал на вид от первого лица.
Но нас интересует именно начальный период становления культовой серии игр, породивший довольно много творений, которые откровенно копировали многие механики из оригинального RE. Также в подавляющем большинстве случаев использовалась система управления «как в танке» (игрок контролирует движения относительно главного героя, а не камеры).
Начнем с трилогии Dino Crisis, выпущенной Capcom, первая часть которой вышла в 1999 году на Playstation 1 (PS1). Сюжет представлял из себя научно-фантастический боевик про группу спецназа, которая высаживается на небольшом тропическом острове, где в результате эксперимента ученого доктора Кирка с «третьей энергией» происходит сдвиг во времени и остров заполняют древние ящеры.
Игра полностью позаимствовала все ключевые моменты оригинального RE: поиск ключевых предметов, комбинирование компонентов в инвентаре и постоянная борьба с наступающими монстрами (на этот раз — с динозаврами). По данным продаж от июня 2020 года игра продалась тиражом в 2,4 млн. копий, была тепло встречена игроками и портирована на PC и Dreamcast (DC) в 2000 году.
После популярности первой части сиквел не заставил себя ждать — Dino Crisis 2 вышел в 2000 году на PS1 и стал прямым продолжением истории. Основным действующим лицом осталась Регина, но иногда игра переключала нас на ее напарника — Дилана.
В основу сюжета легла спасательная операция на острове около вымышленного местечка Эдвард-сити, который накрыла аномалия, после чего из прошлого проникли наши старые друзья — рептилоиды. Игра была продана тиражом в 1,2 млн. копий, что было заметно хуже результата оригинала, а также портирована на PC в 2002 году.
Триквел вышел эксклюзивно на Xbox в 2003 году и продался еще хуже предшественника < 1 млн. копий, что поставило крест на дальнейшем продолжении и привело к заморозке этой франшизы, но фанатское сообщество терпеливо ждет продолжение или перезапуск серии.
Другим интересным проектом являлась игра Nocturne, разработанная Terminal Reality и выпущенная Gathering of Developers, в жанре survival horror. Игра вышла в 1999 году и рассказывала историю Незнакомца (Stranger), эдакого прототипа Ван Хельсинга, которому необходимо было выполнять задания секретной правительственной организации Spookhouse по уничтожению различной нечисти — вампиров, мертвецов и пр.
События развивались после первой мировой войны, в период с 1928 по 1932 годы, а интересной особенностью было то, что игру разбили на четыре эпизода.
В первом эпизоде мы должны были проникнуть в замок с вампирами (Германия), пройдя через лес с оборотнями. Второй эпизод заставлял Незнакомца расследовать странную активность мертвецов в окрестностях маленького городка в Техасе. В третьем эпизоде нас отправляли в Чикаго, дабы выяснить и сорвать темные планы гангстера Аль Капоне. Четвертый эпизод переносил главного героя во Францию на провинциальное кладбище, где разбушевались покойники.
Для своего времени игра была инновационной в плане графики, предлагала интересный геймплей и захватывала своим сюжетом.
Nocturne был тепло встречен игроками и критиками, набрав на агрегаторе GameRankings 75% положительных отзывов и продался в количестве 109 тыс. копий (октябрь 2001). Движок игры послужил основой для серии Blair Witch, первая часть которой вышла в 2000 году.
Серия игр о ведьме из Блэр берет начало из американского малобюджетного фильма Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999 года) и вымышленной хронологией событий.
Первая часть называется Rustin Parr, а главным героем является девушка по имени Элслет Холлидей или Док, которая как и Незнакомец является членом организации Spookhouse.
Помимо истребления нечисти, игра иногда предлагала интересные загадки, вроде расшифровки записи на магнитофоне путем переключения баса, тембра, и высоких частот.
Blair Witch Vol 1 критиковали за неудобные углы обзора в некоторых сценах и за монотонность лесных локаций, но при этом хвалили за реалистичные тени и грамотное звуковое сопровождение, нагоняющее саспенс.
Игра была продана тиражом 49 тыс. копий по состоянию на 2001 год и получила 73/100 на портале Metacritic.
В том же 2000 году вышла вторая часть – The Legend of Coffin Rock, про поиски пропавшей девочки призрачным солдатом времен гражданской войны в США, а за ней и третья – Elly Kedward Tale, рассказывающая историю священника и охотника на ведьм Джонатана Прая, призрак которого эпизодически появлялся в первой части и являющейся предысторией первых двух эпизодов.
Большой славы или известности эта серия игр не получила и уже после первой части опускалась все ниже в оценочном рейтинге, продаваясь все хуже и хуже (16 тыс. копий – Volume 2; 8,5 тыс. копий – Volume 3 соответственно). Еще стоит отметить, что вся линейка Nocturne – Blair Witch была выпущена исключительно на PC.
В дальнейшем студия Terminal Reality выпустила трилогию про еще одного персонажа из Nocturne - дампира Светлану, переименованную в Рейн и названную Bloodrayne, но это уже другая история.
Еще одной игрой, очень похожей на ранние части RE, была Countdown Vampires, разработанной K2 LLC и выпущенной Bandai в 1999 году на PS1. Основной сюжет игры был навеян фильмом Роберта Родригеса «От заката до рассвета». Целями в этой игре являлись вампиры, которых можно было обращать обратно в людей с помощью специального оружия и святой воды.
В названии игры фигурирует слово countdown – обратный отсчет. В серии RE, да и вообще в других играх разработчики часто используют прием – за ограниченное количество времени игрок должен покинуть область или успеть куда-либо добраться. Так вот, в Countdown Vampires прием с заканчивающимся временем был использован неприличное количество раз, что скорее раздражало пользователя и не пошло на пользу.
Игра получила 53,4% на портале GameRankings исходя из 10 статей критиков. В последствии студия принимала участие в разработке Resident Evil 5.
Следующий лот нашего обзора - Martian Gothic: Unification, разработанный студией Creative Reality и увидевший свет в 2000 году. История разворачивалась на космической базе «Вита 1», расположенной на Марсе, а управлять нам предстояло тремя персонажами. Все механики опять отсылали нас к RE, ходячие зомби – противники, комбинации вещей в инвентаре и решение головоломок, но при этом еще герои могли двигаться во время прицеливания и стрельбы.
Из плюсов можно было выделить оригинальный сюжет, жизненно важную необходимость взаимодействия между всеми тремя персонажами, неплохое звуковое сопровождение, из минусов – откровенно устаревшую графику (PC, PS1) и не всегда удобный угол обзора камер. По версии GameSpot MG:U получила 5.9/10.
В том же 2000 году вышла Carrier, разработанная студией Jaleco ltd и выпущенная Xicat int для DС. Игру приятным образом выделяла полностью трехмерная графика, тогда как основная масса игр подобного жанра делалась на заранее отрендеренном фоне. Этот же факт являлся минусом - хоть и смотрелось это все на порядок лучше своих конкурентов, при большом количестве объектов в кадре, игра натурально начинала «тормозить».
События игры разворачиваются на американском авианосце «Хеймдаль», связь с которым пропала после нападения на базу террористов «Южный крест» и захвату древнего организма в южной части Тихого океана. Главные действующие лица - следственная группа NTA(SPARC), прибывшая выяснить что же произошло на корабле. Вновь у нас зараженные мертвецы, загадки и вот это вот все. Игра получила 70% положительных отзывов на агрегаторе GameRankings.
Также стоит отметить серию игр Parasite Eve (1-2), хотя она и является ролевым survival horror. Ближе всего к интересующему нас жанру приблизили именно вторую часть серии.
Изначально сюжетом для первой части являлся бестселлер японского писателя Хидэаки Сэны «Parasite Eve» в жанре фантастический роман ужасов, который к моменту выпуска игры на PS1 в 1998 году, уже обзавелся кино-экранизацией, а также вышел в формате манги.
Игру создавала небезызвестная студия Square Enix (в те годы SquareSoft), которая за своими плечами уже имела такие хиты, как Final Fantasy (FF), Chrono Trigger, Front Mission и пр.
Сюжет игры рассказывает об эволюции митохондрий – особых типах клеток, существующих в организмах людей и дающих сверхъестественные способности, а главной героиней является сотрудница полиции Нью-Йорка Айя Бреа.
Завязка сюжета происходит в опере, где главный антогонист истории актриса Меллиса Пирс или Ева буквально сжигает всех зрителей и которую всю игру будет преследовать отважная Айя. В отличие от серии RE тут мы могли дать имя главной героине, в результате чего пострадала озвучка игры – все диалоги были в формате субтитров.
Кардинальным различием являлась система боя, тут разработчики прикрутили ATB-шкалу(Active Time Battle – механика из серии FF), после заполнения которой игрок выбирал тип атаки. Также в начале боя камера как бы предоставляла нам пространство, характерное для игр FF, покинуть которое до конца сражения не представлялось возможным. Вместе с этими нововведениями появился уровень персонажа, который при повышении делал героя более живучим.
Но вернемся, как говорится, к нашим баранам, нас больше интересует сиквел – Parasite Eve 2, вышедший в 1999 году на PS1. После событий первой части игры прошло 3 года – главная героиня Айя Бреа, вступила в специальное подразделение под названием MIST, задачей которого являлось уничтожение вышедших из-под контроля Нео-Митохондриальных созданий (NMC) и сохранение их существования в секрете.
В этой части разработчики максимально приблизились к механикам ранних RE, убрав шкалу ATB и вернув бой в реальное время, но при этом прокачка персонажа осталась. Визуальный ряд изменился в лучшую сторону, создатели по максимуму использовали ресурс PS1.
Игры были высоко оценены критиками GameRankings/Metacritic – 1 часть 77%|81/100 и 2 часть 78%|79/100. Была еще третья часть The 3rd birthday, но она скорее являлась спин-оффом серии и превратилась в классический шутер от третьего лица с ролевыми элементами.
Не стоит забывать также серию игр Alone in the Dark, выходивших с 1992 года и оказавших большое влияние на возникновение феномена RE. Кстати следующую часть ждем 16 января 2024 года (обещали перезапуск, если опять не перенесут). Сюжет истории крутился вокруг частного детектива Эдварда Карнби, расследующего различные дела с вмешательством потусторонних сил.
Отдельно хочется отметить 4 эпизод франшизы The New Nightmare, который значительно похорошел в плане графики и обладал своим мрачным лавкрафтовским шармом.
Действие игры разворачивалось на таинственном острове «Тень», расследовать предстояло загадку семьи Мортонов, а врагами выступали мистические и пугающие существа, которые боялись света. Играть можно было как за Эдварда Карнби, так и за его напарницу – Алин Сэдрак.
AitD: TNN вышел в 2001 году на таких платформах, как PS1, DC, PC, а по версии GameRankings игру оценили на 69,97% (PC).
Наше время
Да, это поколение похожих, но неплохих игр не могло оставить равнодушным любителя жанра. По сей день я с теплотой вспоминаю как рубился на своем старом PC в откровенно кривой порт Resident Evil 3, ну и позже в Dino Crisis 2.
Ну а что современность – канул ли в лету жанр survival horror, с характерной статичной камерой? Недавно на просторах интернета всплыл проект, интересный с моей точки зрения для фанатов подобного типа игр.
Alisa – проект разработчика-энтузиаста Каспера Кросса, намеренно выполненный в духе игр от PS1 и вышедший в 2021 году на PC. Играть нам предстоит за Алису – специального агента королевской гвардии (время событий конец XIX – начало XX века), которая попадает в сельскую местность, преследуя человека, похитившего важные чертежи. В процессе преследования на Алису нападают странные монстры, после чего девушка просыпается в странном поместье, переодетая в синее платье.
Дальше начинается классика 1го RE: монстры (на этот раз - в виде оживших кукол), головоломки, ограниченное количество ресурсов и прочие прелести жанра.
В общем получился довольно годный survival horror, с щепоткой clockpunk`a. В магазине Steam - оценка 91% положительных отзывов на основе 678 голосов.
Также среди современных игр стоит отметить такие вещи, как:
- Murder House (2020) PS 4, Xbox One, Switch – NintendoWorldReport 7.5 / 10 (Switch)
- Tormented Souls (2021) PS 4/5, Xbox X/S, PC, Switch – Metacritic 72/100 (PS5)
- Vaccine (2017) PS4, Xbox One, PC - Steam 72% (25)
- Outbreak: The New Nightmare (2018) PS4, Xbox One, Switch, PC - Steam 68% (236)
Подводя итоги
Вот и подходит к концу мой обзор, признаюсь честно – в некоторые игры из статьи я не играл от слова совсем. Я не преследовал цель охватить все игры рассматриваемого жанра, но попытался упомянуть самые громкие тайтлы. Если кому-то понравилось или узнали что-то новое – отлично, нет – ну бывает.
Спасибо за внимание!
Лучшие комментарии
Я бы все же отметил, что блог про игры, похожие на Resident Evil 1-3, поэтому упоминать в нем Cold Fear было бы неправильно. Эта игра больше заслуживала бы статус «клон RE4», если бы не вышла с ним почти одновременно.
Из игр, соответствующих жанру «Survival Horror Изначальный», я могу вспомнить еще слабенькую Curse: The Eye of Isis 2003 года. Еще можно превратить в классический survival horror недавнюю игру Them and Us, правда, хорошей игрой ее это не сделает. Сайлент Хилл упомянуть действительно стоило бы, наверно.
Кстати, всë чаще в инди-среде встречаю изометрические resident-like игры. Heaven Dust, Lamentum, Signalis, Evil Tonight.
Прочитал… всплакнул… Эх, ушла эпоха. Помню первые Резики, в кот. играл в комп. клубе????️
На то время неплохая была, но уже на PlayStation 2, «X-Files», самая страшная «Kuon», прекрасная «The Haunting Ground» (наследница «Clock Tower»), «Cold Fear» конечно. Но не упомянуть «Silent Hill»! Как так?! Эталон.
Ох, ребята, я уже понял насчет Silent Hill, спасибо. Прикладываю скрин черновика из гугл документов, просто в финишной версии решил убрать постскриптум, стоило оставить.
Спасибо за развернутый фидбэк. Просто идея статьи родилась из дружеского обсуждения старых игр. Я взял на себя смелость попробовать написать обзор, хотя до этого я не занимался подобным. Как говорится — не ошибается тот, кто ничего не делает.
Здоровенейший плюс.За исключением пары-тройки игр есть все на диске к 1-й Соньке которая до сих пор здравствует.И все проходил сам без какой либо гугли.Проблемы только были с Динокризис-1 и Ева Паразит-2.
На Signalis обратил внимание, пока материал подбирал, обязательно посмотрю!
Советую глянуть, такой раритет, как Deep Fear.
Спасибо, учту на будущее????
Однозначно лайк
Что ж, уважаемый автор, Вы проделали хорошую работу. Массивную, даже можно так сказать. Однако позвольте вставить свои пять копеек. Как бы добавить щепоточку жгучего перца в кремовый торт)) Итак.
Нам с бородой абсолютно непонятен принцип объединения представленных игр в один список. Эм… давайте рассмотрим Ваш же пример, наглядный. Возьмем Dino Crisis. Смотрите, в чем тут загвоздочка небольшая. Первая часть — да, это грубо говоря, Резидент с динозаврами. Окей, легитимно. А вот вторая часть — тут намного все сложнее, ибо в продолжении больше выпячивается, грубо говоря, экшен. Ты бежишь от сцены к сцене, стараясь как можно быстрее без урона выкосить динозавров, набив тем самым как можно выше счетчик очков, которые в дальнейшем конвертируются в валюту. А на неё уже прикупить себе пушку покруче. Как бы загадки есть, ребусы, ключи, но экшена намного больше. Из-за чего игра не сильно прямо сурвайвал-сурвайвал, хоррор-хоррор.
Да и Parasite Eve, тоже не сказать, что был близок к Резиденту, если честно. Просто если уж Parasite Eve подходит в эту подборку, то можно было бы и Silent Hill упомянуть. Вы не поймите неправильно только, мы просто не видим связи между играми. Кроме одной самой очевидной — собраны в кучу все популярные игры первой плойки про ужастики. Просто, к примеру, к классической серии Резидента по духу очень подходит Evil Dead: Hail to the King. Игра не шибко популярная, но по духу сходится. Или более известная Cold Fear. Хотя и с кое-какими ограничениями. В общем, как-то так) Но тем не менее Вами проделана хорошая работа)
А хде колд фир? Забыл, не знал? Садись, 4-))
Я не в курсе, будем посмотреть????????
Ага, спасибо, гляну.
Спасибо автору блога.Нашёл, скачал и начал проходить Alone in the Dark — The New Nightmare.Вроде впервые)))Правда в том месте где я тормознулся аж на две недели такого уже не будет.)))
Спасибо, как говорится, may be the memories????????
Из современных ещё Song of Horror, отменнейший хоррор. Но без боевки, только убегать и прятаться
Спасибо, добавлю в wish list.
Обязательно глянь, норм тема)