За свою более чем десятилетнюю историю Alan Wake от финской студии Remedy заслужила статус народного любимца. В первую очередь игру полюбили за густую атмосферу, хорошо прописанных персонажей и запутанный сюжет. А вот геймплей хвалили уже не так сильно. Все бои выглядели одинаково, а пробежки по темному лесу утомляли уже на половине пути. Несмотря на это Alan Wake цепляла и не отпускала до самых титров.
История о писателе бестселлеров, находящегося в творческом кризисе — Алане Уэйке, начинается с прибытия в тихий городок Брайт Фоллс. В котором он надеется снова обрести вдохновение. Уже через полчаса мирная поездка превращается в сущий кошмар — жена главного героя тонет, за Аланом начинают охотиться злодеи из его собственных произведений, а сам главный герой обнаруживает себя в разбитой машине спустя неделю после прибытия. После скитаний по лесу и первых стычек с врагами, выясняется, что его жена жива, а милый город — совсем не то, чем кажется на самом деле. В дальнейшем игроков ждут семейная драма, психологический триллер и даже рок концерт.
Даже с учетом двух сюжетных дополнений финал у истории получился настолько открытым, что в него можно уместить вагон и маленькую тележку с догадками и теориями.
Продолжения фанаты ждут без малого 13 лет. Уже в октябре этого года игроки смогут приоткрыть тайну Брайт Фоллс. Разработчики сказали, что по настроению продолжение будет похоже на сериал «Настоящий Детектив» и «Семь» Дэвида Финчера (David Fincher).
А сегодня, в преддверии второй части, предлагаю освежить воспоминания и посмотреть на какие фильмы была похожа первая Alan Wake. Тем более, что посмотреть есть на что.
Small-Town Horror
«Ночные кошмары существуют вне границ логики, в них мало веселья, их не растолковать; они противоречат поэзии страха»
В Remedy никогда и не скрывали, что черпали вдохновение из классических хорроров. Недаром игра открывается цитатой Стивена Кинга (Stephen King). Мастер ужасов повлиял на бесчисленные множества произведений, Alan Wake не стала исключением. Разработчики либо напрямую цитируют его по ходу игры, либо повторяют иконические сцены из «Сияния» или заимствуют машину - убийцу из романа «Кристина».
В романе Кинга ожившая машина держала в страхе маленький городок, а в игре машина - это первый предмет, в которого вселилась тьма и попыталась убить Алана.
Ну и визуально машины практически идентичны
В равной степени с Кингом игра отсылает нас и к Альфреду Хичкоку (Alfred Hitchcock) с его «Птицами» или к еще одному мастеру саспенса — Дэвиду Линчу (David Lynch). Видимо у последнего разработчикам так полюбился «Твин Пикс», что Alan Wake можно спокойно назвать игрой с самым большим количеством отсылок на сериал.
Брайт Фоллс уж очень похож на маленький выдуманный мир Линча. Оба города расположены где-то на севере штата Вашингтон и у обоих визитная карточка — горы. В сериале — это Твин Пикс (Twin Peaks), а в игре — Зеркальный пик (Mirror’s Peak). Названия обоих отражают двойственность происходящего и борьбу добра со злом. В сериале есть Черный — злой и Белый — добрый вигвамы, а в игре борьба света и тьмы буквальна — чтобы разрушить темные силы, Алан использует фонарик.
Другая черта объединяющая игру и сериал — кофе. Кафетерий — первая локация в игре, которую посещает игрок в городе. А в сериале — это место где разворачиваются важные для сюжета события. «Oh Deer Diner» в Брайт Фоллс и «Double R Diner» в Твин Пикс напоминают одно и то же здание. Интерьер обоих выглядит практически одинаковым, а форма персонала различается лишь цветом. Оммажем можно назвать и «ламповую» леди Синтию Уивер — городскую сумасшедшую, знающую больше чем кажется. Она всегда таскает с собой масляную лампу и что-то бормочет про темноту. В сериале тоже была своя сумасшедшая — Маргарет Лантерман, но она таскала уже бревно.
Ну и, конечно, же нельзя забывать про любовь к кофе главного героя сериала — агента Дейла Купера. В игре о возможной зависимости от напитка предупреждает шериф в кофейне, а также кофе посвящена ачивка «чашечка отменного кофе» за 25 собранных термосов с ароматным напитком.
А еще в игре писклявая секретарша шерифа, прямо как в сериале. Но важно совсем другое:
В первую очередь Alan Wake — хоррор, а если быть более точным — small-town horror или если по-нашему «ужасы в глубинке». Истории таких фильмов обычно фокусируются на маленьком городке и его жителях. Внутри них скрываются тайны, конфликты и темные секреты. Жители могут странно себя вести, а события прошлого могут оказывать влияние на настоящее. Жанр часто связан с потусторонними силами, сверхъестественными явлениями и паранормальными событиями. Самым известным произведением в жанре можно назвать "Оно" Стивена Кинга. Пеннивайз успел напугать как читателей, так и зрителей экранизаций.
В маленьком городке может проявляться проклятие, духи, монстры или иные ужасы. А герой в таких историях чаще всего — чужак. Такая стратегия позволяет игрокам или зрителям в большей степени проникнуться происходящим.
Ужасы в глубинке создают противоречивую атмосферу ужаса и безопасности. Кажущиеся уютными и радушными такие места источают дискомфорт и тревогу. А в их темных шкафах таится немало скелетов и легенд.
Иногда легенда только одна. В игре — это таинственное озеро, скрывающие в себе темную сущность. А в уже упомянутом сериале Линча — его Вигвамы. А иногда легенды, как будто сами притягиваются к городку. Так было в «Гравити Фолз», хотя этот мультсериал вряд ли можно назвать хоррором. Другой, наиболее подходящий пример — вымышленный городок Касл-Рок, в котором зачастую разворачиваются события романов Стивена Кинга.
Город неоднократно становится пристанищем экстрасенсов, собак - убийц, оживших кошмаров. В конце концов куда же без злобных двойников писателя из «Темной половины»? Пока подержите в голове это название, мы еще к нему вернемся. Даже если действия разворачиваются вне Касл-Рока его дух все равно преследуется зрителей. Так например в другом хорроре про маленький город - «Мгла», можно увидеть газету The Castle Rock Times. Апогеем популярности этого городка можно назвать одноименный сериал, события которого заставляют переплестись сюжетные линии ряда произведений Кинга: «Оно», «Ловцы Снов», «Зеленая Миля» и еще множество других.
Город с тайнами часто становится основной локацией в современных сериалах. Действия сверх-популярного «Очень Странные Дела», тоже разворачиваются в маленьком городке Хоукинс, в котором на протяжении пяти сезонов жители сталкиваются с опасным и чуждым измерением «Изнанкой».
Из менее известных можно выделить прошлогодний «Извне» с его городом-ловушкой, который пленяет каждого, кто по неосторожности в него заехал. Днем жители пытаются вести нормальную жизнь, а ночью спасаются от ужасов из леса.
В своё время Remedy вместе с Microsoft выпустили мини сериал - приквел «Брайт Фоллс», в котором фанаты могли узнать, что происходило с пасторальным городком до приезда известного писателя.
Но по праву визитной карточкой ужасов и мистики одноэтажной Америки можно назвать приключения братьев Винчестеров. Зачастую избегая крупных городов, главные герои «Сверхъестественного» раз за разом попадают в типовые маленькие городки, где им приходится избавляться то от оживших пугал, то от оборотней, то от других представителей народных легенд. При всем своем разнообразии серии были мало чем связаны и больше походили на сборник историй. А это роднит сериал с крайне важной для нас «Сумеречной зоной».
Сумеречная зона
Выпущенный в октябре 1959 сериал - альманах мистических историй за авторством Рода Серлинга (Rod Serling) совершил революцию среди телевизионных программ. Если до этого сериалы в первую очередь фокусировались на персонажах и событиях, то главным лицом «Сумеречной зоны» был рассказчик.
Будучи одновременно автором, сценаристом и рассказчиком шоу от серии к серии Серлинг начинал и заканчивал эпизод одними и теми же словами — «Сумеречная Зона».
Это удивительное пространство воображения и фантасмагорий. Здесь, в этом особом мире, зрители сталкиваются с волшебством, загадками и даже ужасами. Каждый из нас может погрузиться в эту удивительную реальность и пережить необычные и порой даже пугающие события, расширяя свои границы воображения.
Несвязанные между собой ничем истории, разнились от психологического триллера, до фантастики и хоррора. В дальнейшем, такой подход послужит источником вдохновения для многих культовых картин. Без «Сумеречной Зоны», не было ни «Кошмара на Улице Вязов», ни куклы «Аннабель». А «Секретные Материалы» или «Сверхъестественное» так и не увидели свет. Сериал — кладезь ценных, изобретательных историй всевозможных тем. От классического нашествия пришельцев, до кризиса идентичности и осознания личности.
В Alan Wake игрок может стать зрителем цикла передач Night Springs, сюжеты для которых писал сам Алан. На месте и стилизованная заставка с длинной паузой, и разрозненные истории, и неожиданный твист в конце, и мораль, произнесенная закадровым рассказчиком. Более чем достойный трибьют.
Да и сюжет игры, если бы его можно было сжать до привычного для сериала двадцати минутного хронометража отлично бы вписался в загадочную вселенную «Сумеречной Зоны». Причем, что нечто похожее можно найти уже и в выпущенных сериях.
Речь о последней серии первого сезона — «Его собственный мир», в которой писатель мог материализовать свои фантазии в реальном мире. В финале Серлинг объясняет, что все сюжеты в передаче — выдумка писателя, как впрочем и сам Серлинг.
А еще сериал часто называют изобретателем «Вот это поворотов!». Почти в каждой серии в конце был неожиданный твист. Исключительно моё мнение, но в финале первой Alan Wake. Создатели чутка переборщили с твистами)
Безумный писатель
Разум писателя — бесконечный источник образов и идей. Это позволяет авторам таких произведений играть с идеей реальности и вымысла. Внутри произведения они могут смешивать границы между реальностью и фантазией, создавая напряжение и загадочность. С другой стороны, писатели, как и главные герои, вступают в мир своего произведения, создавая его и управляя событиями внутри. Это позволяет авторам ужасов стать своего рода «богами» в созданной ими вселенной, контролируя течение событий и манипулируя судьбами персонажей. Но иногда создатели просто закладывают в персонажей частичку себя.
Иногда профессия писателя — просто часть образа героя и никак не влияет на сюжет. Так было в «Сиянии», в котором герой Джека Николсона (Jack Nicholson) выбрал отель «Оверлук», как место для уединенной работы.
Иногда события — отражение работы главного героя. В «1408» главный герой — скептик специализирующийся на разоблачении паранормальных явлений. Выбрав следующей своей целью отель «Дельфин» он просит поселить его в номер 1408, в котором, по рассказам владельца, умерло уже более 50 человек. Естественно все идет наихудшим образом.
Но наиболее частыми и интересными являются фильмы, в которых писатели и становятся причиной всех кошмаров.
В «Темной Половине», снятой по одноименном роману Стивена Кинга, удачливый писатель Тэд Бомонт ведет двойную жизнь. Под своим именем он выпускает прилежные книги, а на бестселлерах об похоти, убийствах и насилии красуется имя Джорджа Старка. Но Старк — больше чем псевдоним, он злой двойник из подсознания, который направляет руку писателя против его воли.
По ошибке можно принять злодея за мистера Уэйка. Тот же серый твидовый пиджак, черные волосы. Но больше Старк похож на злого двойника Алана — Мистера Скретча. Тут и маниакальная улыбка на месте. Если возвращаться к «Твин Пикс», то злая сущность живущая в людях — это Боб, на которого в игре есть прямая отсылка. Во время прогулки по клинике доктора Хартмана, можно встретить пациента, перелезающего через диван. Ничего примечательного, кроме того, что он практически один в один повторяет движения Боба при его первом появлении.
Другой случай — когда весь мир существует по законам писателя. Это могут быть вполне безобидные «Ужастики» — населявшие страницы одноименных рассказов. Зато теперь они бродят среди обычных людей.
Гораздо страшнее ситуация в фильме «В Пасти Безумия». В нём тоже есть автор сверх популярных романов-ужасов. Но однажды он пропадает, а все, кто читал его последний роман сходят с ума. Выясняется, что автор поселился в маленьком провинциальном городке, который впервые появился только на страницах его романов. Теперь все ужасы, что он пишет, воплощаться в реальность. Он — новый «бог». Он думал, что сюжеты ужасов исключительного его творение. Но их ему нашептывало древнее, темное зло.
Фильм представляет собой дань уважения Говарду Филлипсу Лавкрафту (Howard Phillips Lovecraft) и содержит большое количество отсылок на его творчество. Английский мастер ужаса вдохновил и Remedy, поэтому его влияние можно найти и в самой игре. В том числе и в третьей серии Night Springs «A Family Occasion». Вступление серии является кивком в сторону литературной философии Лавкрафта, космизма. Более того, «звезды правы», звучащая в начале — это цитата из «Зова Ктулху», которая относится к космологическому событию, когда затонувший город R’lyeh поднимается из океана и выпустит на землю своих потусторонних существ.
Это не конец, а концовка
С новостью о двух главных героях и показанными ранее геймплейными трейлерами у многих возник вопрос о значимости Алана в продолжении. Ведь подавляющее время в кадре перед нами была именно детектив Сага. Как стало ясно из трейлера, показанного на Gamescom 2023, разработчики оставляли Алана на сладкое.
В рамках той же выставки прошлое интервью с креативным директором игры — Сэмом Лейком (Sam Lake). В интервью появилось чуть больше информации о картинах, которыми он вдохновлялся при разработке сиквела. Ими стали фильмы «Молчание ягнят», «Шоссе в никуда», «Семь», «Начало», «Солнцестояние» и «Реинкарнация», а также вновь наш любимый «Твин Пикс».
Несмотря на это, закономерен вопрос: останется ли игра верна произведениям, которые изначально повлияли на нее или продолжение будет больше про детектив, нежели про хоррор. Узнаем об этом уже совсем скоро.
Лучшие комментарии
ИМХО: для меня «Alan Wake» разделился на две части. Первая — дневная, где интересно ходить по городу, встречать персонажей, узнавать историю. Вторая — ночная, которая «благодаря» геймплею скучная до невозможности. Хочется скорее новую «серию» с дневными похождениями героя. Из всего ночного запомнился только рок-концерт.
Ещё одно ИМХО: вот не хватило этого small-town horror. Где бы вскрывались тайны жителей, загадки городка. Сюжет и интрига угадываются если не сразу, то очень быстро.
Что ещё понравилось (и запомнилось) из ночного, так это страницы, которые предупреждают о предстоящих событиях. До сих пор помню, как нашёл листок, а там что-то вроде: «На него выехал бульдозер». В смысле, бульдозер?! Твою дивизию, только не это...
Благодарю Sardonix и Дмитрия Епихина за ответ) Прочитав Ваши слова, мы с бородой пришли ко мнению, что все же ознакомиться с первой частью можно) Остается лишь в графике игр на прохождение выделить для Алана место))
Эх, люблю я читать/смотреть подобные вещи. Пасхалки, отсылки в произведениях мне всегда кажутся интересными. Особенно, если они поданы осознанно, а не скопированы с тысячи других сайтов аля топ 10 чего-то там) Вот. И, позвольте, немножко оффтопа.
Подскажите, люди добрые. Стоит ли в наше время знакомиться с Alan Wake или лучше всё же дождаться продолжения? Просто далеко не все игры ведь проходят испытание временем. Мы с бородой в детстве не видели Alan Wake, наши пути, к сожалению, так и не пересеклись. Поэтому и думаем: есть ли смысл или вдруг, будучи уже избалованными геймерами, можем неправильно понять Alan Wake.
Мне вот «тайное окно» больше всего напомнило с точки зрения атмосферы
Смотря, как ты свою бороду избаловал. Игра и сегодня смотрится красиво. Сюжет довольно интересный, неплохо подаётся. Но геймплей… Однообразный. Как написал автор выше: идёшь в лесу, убиваешь врагов. Потом опять идёшь в лесу, убиваешь врагов. /повторить 25 раз/ Потом лес меняется на город. Запоминающихся ситуаций мало. Но мне, к примеру, игра понравилась сюжетом, визуалом и интересной идеей про страницы (мой коммент выше).
Отличная статья!
Small-town horror — штука парадоксальная, ведь вызывать одним произведением и уют, и дискомфорт — задача не из простых.
По примерам могу ещё добавить немецкий сериал «Тьма», но то, как он в последнем сезоне скатился в какую-то несуразную квантовую дичь, приправленную провиденциалистскими догмами, выбивает его из этой ниши. Да и атмосфера если не хоррора, то хотя бы мрачного триллера рассеевается уже к концу первого сезона. А какое было интересное начало...
Небольшое уточнение.
Алан написал сценарий только для одного эпизода Найти Спрингс, которого в игре нет. Но сам сценарий мы можем найти в DLC «AWE» для Control.
Спасибо за доброе слово)
Я в Alan Wake впервые поиграл только в этом году, знав об игре примерно ничего. Знал, что там гг — Грибович и что нужно постоянно светить фонариком.
Остаться более чем доволен. Да в игре есть однообразная боевка, но она меня не сильно удручала. Игра не слишком длинная, а после двух длс и событий в Control уж очень хочется посмотреть, что там будет в продолжении.
Ох, уж эти горячие финские сценаристы и их отсылки на Линча. ????
С Уэйком плохо знаком, но я уверен, там должно быть самоцитирование на Address Unknown, фейковую передачу из Макса Пейна, пародировавшую Твин Пикс.
«Что же я, зря переодевался в смирительную рубашку, чтобы все об этом забыли?»
Спасибо!
«Тьму» не смотрел, хоть мне сериал всячески советовали. Наслышан, что сюжетных поворотов и игр со временем там больше чем в самых безумных снах Кодзимы.
Привет!
Определённо стоит ознакомиться. А после сразу пройти Control с DLC, тк эти игры связаны напрямую.
Сам прошёл их только в начале лета. Геймплей Алана немного не выдерживает проверку временем, но сюжет моё почтение.
А ещё Control есть с классными завязачками к AW)
Но меньше, чем в среднестатистических будничных мыслях Гоити Суды))
Отчасти соглашусь. Ночная ближе к середине становится безумно утомительной. Но меня она утомляла в первую очередь локациями: лес, лес, лес, река, лес и чуть-чуть города.
Больше спасибо за уточнение
Всё никак руки до неё не дойдут.(((
Сочный материал, спасибо
Ну и стоит она копейки. Так что почему бы и нет?)
Неплохой влог.