Marvel Snap — главная мобильная игра 2022 года по версии The Gaming Awards. «Картонки», обогнавшие по популярности великую и ужасную Genshin Impact (неожиданно, не правда ли?). Иии… мне в большей степени все равно. У меня есть Hearthstone, в которую я с горем пополам играю уже 9 лет, и разочаровывающий опыт в Гвинте. И в целом, кажется, что не требуется мне еще одна ККИ для душевного покоя, но что-то там, в глубине меня, жалобно пищит каждый раз, когда я слышу о Marvel Snap.
Немного покопавшись, понял, что Snap напоминает мне об одном из приятных аспектов моего детства — коллекционировании карточек. Я и все мои друзья фанатели от журналов «Человек Паук: Герои и злодеи», в комплекте к которым шла упаковка с 8 карточками с яркими персонажами комиксов. После открытия этой черной дыры все карманные деньги и просьбы о покупках были устремлены только к ним.
Спустя время мой интерес к карточкам поубавился, а после они и вовсе пропали с витрин киосков. Но иногда мы с друзьями с теплотой вспоминали, как охотились за желанными экземплярами. И, возможно, сейчас, когда у меня появились свои деньги, я бы и хотел коллекционировать что-то подобное, но из вариантов были только MTG, Берсерк, и бесконечные наборы карточек по всем аниме мира, правила игры в которые знают одни японцы. Все четверо очень далеки от моих интересов, хотя пару паков по арке Алабастры из One Piece я прикупил чисто для коллекции.
И вот Snap — идеальная альтернатива. Те самые герои, арты из комиксов и желание собрать всех! После видео Катерины Краснопольской я все-таки сдался и провалился в эту игру, из которой с трудом вылезаю даже во время работы.
Но вот, увы, счастье есть и ощущения схожи с детскими, но все это не то.
А что не то? Почему ККИ и Marvel Snap в частности никогда не заменят живое коллекционирование? И куда делся журнальный-бум нулевых — десятых? Об этом и будут мои сегодняшние рассуждения. А вас я приглашаю погрузиться в ностальгию и подискутировать после в комментариях.
Первая карточка в коллекции. С чего все началось?
Пристанищем юных коллекционеров в моем детстве были киоски. В них можно было приобрести наклейки в тематические альбомы, кэпсы и другие приколюхи, которые в силу моего возраста прошли мимо меня. Самым популярным объектом коллекционирования у моих ровесников были журналы.
В 2003 году в Россию приходит издательство DeAgostini, и оно приносит с собой в киоски множество журналов развлекательно-познавательно-коллекционной направленности. Как правило, такие журналы выходили раз в одну-две недели в течение года, и их содержание было заранее определено контент-планом. Чаще всего, в первом-втором выпуске прилагался альбом\кейс, в который можно было сложить либо журналы, либо то, что предлагалась собирать, и тем самым получить свою мини-энциклопедию. Такие журналы называются — партворками.
Наиболее популярными на территории нашей страны можно было назвать: шахматы из Гарри Поттера, карточки Скуби-Ду, медальоны из Шрека и сборные модели техники.
Мне, как человеку, которому тяжело остановиться на чем-то одном, хотелось коллекционировать всё и сразу, что было финансово затруднительно для родителей. Поэтому приходилось делать выбор лишь в пользу некоторых. Я собирал «Насекомые и их знакомые», карточки по Черепашкам Ниндзя, какой-то журнал про диких животных, немного «Супергонок» и, конечно, «Человек-паук: Герои и злодеи».
Как это было: типичный выпуск журнала представлял из себя сам журнал и одну упаковку карт. Внутри журнала ждал комикс, творческие задания по типу «нарисуй по клеточкам», забавные истории от персонажей вселенной, страница энциклопедии, головоломки и юмористический мини-комикс в конце. Сюжеты звезд с неба не хватали. Очередной злой заговор Зелёного Гоблина и Зловещей Шестерки против Паука, Халк разбушевался и крушит город, смертельный вирус и так далее.
У журнала был сильный конкурент «Играй и учись с Человеком-Пауком», примерно с таким же наполнением. Его сюжеты были даже более увлекательными и охватывали больший пул персонажей. Но у них не было самого главного — карточек!
Красивых, блестящих разнообразных карточек. Целых 825 штук (не думал, что их так много)! Эти куски картона служили нам валютой и вполне могли стать причиной детской ссоры. Арты были взяты напрямую со страниц комиксов и рассказывали о самых разных персонажах. Ростер разнился от демонического Дормаму до нелепого Человека-лягушки. Это было настоящее казино. Пачки с карточками моментально улетали с прилавков, а самые умные ребята подмазывались к продавщицам, чтобы те давали прощупать им упаковки. Зачем?
Стандартный набор карточек содержал 7 обычных карт и 1 редкую (блестящую). Раз в 9 пачек добавлялась супер редкая (переливающаяся). А раз в 24 — ультра редкая (голографическая карточка). Умельцы прощупывали наборы и заранее урывали себе самые ценные карты, чтобы потом выгодно выменять их у знакомых.
Например, карточка "Сплав" с одними нулями вместо характеристик. Она ценилась наравне с самыми редкими. Многие спорили, является ли Сплав самым сильным персонажем или же наоборот - самым слабым.
Но для меня большей загадкой был "Иезекииль". Ничем не выдающаяся карточка, но однажды я увидел в рекламной продукции, что у нее "сила" ровна "00". Прикиньте? ДВА нуля. Даже не три. К сожалению, когда я получил эту карту, выяснилось, что это была банальная опечатка.
А как играть в эти карточки? А это и не важно, ведь гораздо интереснее сам процесс сборки (может так рождаются любители гринделок?). Ладно, если верить самым популярным официальным правилам, то карточки поровну складывались в стопку перед каждым игроком. Первый игрок доставала карточку, выбирал наибольшую характеристику и оглашал ее. Последующие игроки должны были открыть по одной карте. Тот, у кого характеристика максимальная, забирал карты себе в колоду. Победившим считался игрок, собравший все карты игроков.
У нас так играть было попросту опасно. Победитель мог не захотеть возвращать карточки, которые он «выиграл». Особенно прискорбно, когда это был какой-нибудь задира. А вот у моего коллеги забирать карты у проигравшего было общепринятой нормой.
Игра не могла похвастаться оригинальностью правил. По такому же принципу проходит одна из самых старых карточных игр мира — War, также известная как — Battle in the United Kingdom. В наших кругах почему-то игра называлась «Пьяница». Игроки также одновременно вскрывали по карте в своих колодах и также побеждал игрок собравший у себя карты остальных игроков.
Я более чем уверен, что по аналогии с нашей компанией, правила игры зачастую выдумывались на ходу.
- Одно время мы играли по сумме очков всех характеристик.
- Через день могли играть на «крутость». В этом случае побеждал тот у кого был круче нарисован персонаж.
- Кто-то раскладывал карты по кругу. Потом тянули поочередно параллельные карты.
- Другие выкладывали перед собой по три карты, вскрывали их, а потом складывали выбранные характеристики.
А теперь прибавьте в уме карточки бонусов, локаций, карты столкновений и фантазию детей и получите количество режимов, которое не снилось ни одной ККИ в мире.
ККИ и кризис внутреннего коллекционерства
Спустя время партворков становилось все меньше и меньше, ведь параллельно с ними активно развивались цифровые развлечения. Сначала игры на простеньких телефонах еще могли конкурировать с увлечением карточками, но когда проекты становились все больше похожи на игры со старших платформ, на индустрию журналов нашло затмение. Зачем ходить по киоскам, выменивать какие-то куски картона, когда у тебя на телефоне есть Minecraft или LEGO Marvel Super Heroes с такими же героями, как и на карточках? Интересно было бы узнать у учителей, что их раздражало больше, детские азартные игры или смартфоны под партой?
Сейчас в киосках можно найти только партворки по очень узким направлениям, например, модели поездов. А место карточек массово вновь заняли наклейки и альбомы от Panini по самым разным тематикам: от «Щенячьего патруля» до Warhammer 40.000.
А новым повальным увлечением стали электронные ККИ. В моем случае — Hearthstone. Игра подцепила своими персонажами и возможностью «коллекционировать» карты. В одно время я даже сумел подсадить ВЕСЬ свой круг общения на неё. И долгое время интерес поддерживался именно общей увлеченностью.
Но в чем, по моему мнению, главная проблема таких игр на примере «ХСа». Они не про коллекционирование и не про весёлую игру с друзьями. Желание иметь большую коллекцию карт зачастую вызвано возможностью в любой момент собрать топ-колоду или распылить ненужные «картонки», если чуть-чуть не хватает на новые. Если ты просто коллекционируешь красивые арты, то твоя сила очень быстро становится нулевой. Даже в «Вольном» формате, где используются наборы из всех дополнений, огромное количество старых карт никогда больше не заиграют и останутся мертвым грузом в коллекции. Я не могу воспринимать ККИ никак, кроме соревнования метовых колод. В них нет элемента творчества и фантазии. Нельзя как в детстве собрать колоду просто из крутых карт и нагибать всё и вся. Ну, точнее, можно, и я даже так играл первый год в «хс», но это крайне не результативно.
Такая же картина и при игре с друзьями. Логично, что если все играют с плюс-минус одинаковой увлеченностью, то и набор колод у всех примерно одинаковый. Ваши матчи превращаются не в состязание умов и тактик, а в «камень-ножницы-бумага» из трех колод. (Настоящие зарубы у нас происходили только, когда мы играли на одинаковых контроль-колодах). Прикольно, но если вы собираетесь в компании, то более веселым будет сыграть в какую-нибудь настолку, нежели перекинуться картишками в телефоне. И о подобной проблеме слышно практически от всех игроков в этом жанре. Все играют одним и тем же, и это надоедает.
Marvel Snap в этом отношении вырывается на шаг вперёд. В ней сохранились колоды и мета, но есть одно глобальное различие — твоя коллекция растет только вперед. Игрок не может распылить, удалить или заставить пропасть карту любым другим способом. А если учитывать систему прогрессии «снэпа» с одной случайной картой раз в два — три уровня, то коллекция игрока заполняется в самом настоящем рандомном порядке. Хочешь не хочешь, а количество любимых и нелюбимых персонажей будет увеличиваться. Вместе с этим, конечно, появляется проблема невозможности получить карту никак, кроме везения или кратковременного предложения во внутриигровом магазине (естественно за нескромный донат). А как все было просто с физическими карточками — не хватает Серебряного серфера, а у друга он как раз есть? Предложи выгодный обмен и получи его в коллекцию. (Считаю, что первая ККИ, которая введет грамотный обмен картами между игроками, совершит революцию.)
Еще, я считаю, что важная особенность коллекционирования — возможность беспрепятственно собирать интересующие предметы, лишь при интересе отвлекаясь на сторонние активности. Т.е. я бы хотел просто собирать электронные портреты персонажей минуя игровую часть. И сравнивать свою коллекцию с коллекциями других игроков. Но получаешь новые карты ты только с прогрессией, а прогрессия зависит от побед и выполнения заданий. И у противников зачастую видишь все тоже самое, что есть у тебя самого.
Можно утверждать, что если убрать из электронных карточных игр саму ИГРУ, то это будет уже что-то из разряда NFT площадок, на которых пользователи покупают, собирают и продают электронные изображения. Но это уже крайность, в которую тоже бы не хотелось уходить.
После долгих лет игры в Hearthstone Бен Броуд (Ben Brode), снова поймал меня на свою удочку. Беспрецедентно давя на ностальгию и захватывая простым геймплеем, он заставляет возвращаться и возвращаться в Marvel Snap.
Да, никому из друзей неинтересно, и приходится играть с рандомами из интернета. Да, нельзя потрогать и физически ощутить размер своей коллекции. Да, все упирается в бесконечную случайную прогрессию. И, да, процесс не приносит столько же удовольствия, как в детстве.
Но. Но! Игра позволяет собрать (когда-нибудь) твоих любимых персонажей. Она дарит возможность окунуться в приятные воспоминания и частично прикоснуться к ним. Даже карты локаций в журналах точно такие же, как и в игре. Игровой процесс не заставляет тебя проводить в игре большое количество времени и позволяет играть короткими сессиями по 3 минуты. Идеальный вариант для пассивного, ненапряженного коллекционирования.
Однозначно, ни одна игра не заменит тебе физическую коллекцию. Но ККИ — это отличный вариант поддерживать свое хобби в этом быстром и технологичном мире. Кто знает, может физические карточки еще вернутся в моду. А пока, пускай они остаются приятным воспоминанием из детства.
А собирали ли вы в детстве карточки и если да, то какие?
Лучшие комментарии
Крипота. Вообще, иногда арты на карточках балансировали между «нелепым рисунком» и «супер брутальная жесть».
Картинка для наглядности
Я как раз тоже забросил хс и давно (вскоре после выхода свободного режима) как раз из-за меты и сопутствующих. Просто невозможность собрать что-нибудь интересное, тематическое и чтобы было играбельным, что дополняется донатом.
Я сейчас играю в карты по лолу — там ещë можно побаловаться чем-нибудь не метовым. Да это не будет таким эффективным, но зато интересно и есть какая-то игра. И доната практически нет, много дают просто за игру. Только про эту игру как-будто никто не знает, даже где ККИ обсуждают нет тем про неë. Хоть и ищутся матчи без проблем.
И Скуби-Ду, и шахматы Гарри Поттера и Челоука Павека собирал… Правда интерес к ним терялся задолго до того как собиралась полная коллекция) Жаль вот, что шахматы забросил — 4-5 фигур всего осталось собрать (надоело журналы покупать, когда вместо новых фигур стали вкладывать гербы факультетов Хогварца, значки с фонариками и прочую ерунду). Карточки все раздал, Фургончик Тайн уехал к младшему двоюродному брату. А вот жестяной сундучок ЧП до сих пор хранится (таки красивая вещь для хранения штук!)
Крит удар ностальгией из детектед.
Мне из карточек «Героев и злодеев» запомнился Токсин — очень понравился арт персонажа, и описание его мне тоже тогда показалось прикольным. Даже прочитал комиксы, где тот дебютировал, но дальше этого не продвинулся, да и помимо внешнего вида карточки всё связанное с ним уже выветрилось.
Совершенно аналогичные чувства у нас с бородой. Правда, мы бы поиграли во что-нибудь другое, но ККИ-замену такого масштаба найти сложно. Жаль, Артефакт из-за жадности разработчика не взлетел. А ведь была возможность.
Ах, да. И начинали мы погружение в ККИ не со спайдермена, а с Берсерка, да с Мотыги. Эх, было времечко. А сейчас только в Хартстоун, зачастую в туалетном режиме))
журналы от DeAgostini со всякими штуками внутри это та еще жесть… в первом-втором выпуске тебе дают кучу деталей и ты прям целый кусок собираешь… а потом дают чуть ли не по 1-2 винтику в номере. при этом первый номер со шлемом с подсветкой(если говорить именно о ЖЧ) будет стоить 100 рублей, а какой-нибудь 30й, в которой пара пальцев — 500. и под конец цена всего набора выходит несколько десятков тысяч
при этом качество самих моделей от DeAgostini такое себе. та же Феррари Энцо нуждалась в конкретной доработке, т.к она была кривой, в ней были огромные щели, некоторые детали тупо не сходились друг с другом и т.д. + инструкции были кривые. у ЖЧ, например, в инструкции пальцы были перепутаны и вместо 1,2,3,4 пальца там были 1,2,4,3… т.е мизинец стоял на месте безымянного и наоборот. т.е ты тратишь суммарно несколько десятков тысяч и при этом должен еще исправлять в уме инструкцию а потом допиливать модель и детали напильником
Есть очень крутая карта «Морж».
Сейчас много знакомых заходят в игру погонять в Поля сражений. Не требует сборки колод и вроде бы режим разнообразный, но если играть только в него, то это будет не коллекционная карточная игра, а косметическая карточная игра.
Очень рекомендую автору попробовать Legends of runeterra. Я никогда не играл в лол, но всегда играл в кки, как и ты. И теперь для меня нет ХСа, есть только хорошая игра с интересным геймплеем, а про коллекцию, даже говорить не буду, через неделю игры ты сам составило свое мнение. Успехов!
Ну есть MTG Online (не путать с MTG Arena) с покупкой и продажей карточек
А так же в Pokemon TCG Online тоже был обмен, но с закрытием Online и открытием Live я не уверен, что эта функция осталась
Берсерка, кстати, покупал исключительно тогда, когда Паука в киосках не было, а карточек очень хотелось)
Мы, когда денег не было, а хотелось турнира драфт. Это когда ты играешь теми карточками, которые, грубо говоря, сам себе нароляешь в турнире, а после игры эти карточки остаются тебе. Так вот. Когда не было у нас денег, мы с помощью программы на лист А4 вставляли 10 рандомных карточек, после распечатывали у друга на принтере, разрезали, максимально, не вчитываясь в карточки, и играли драфт ими)) Получался такой своеобразный обман кричащей лудомании)