29 июля 2023 29.07.23 13 3463

Marvel Snap моего детства. Журнальный бум и проблема ККИ

+30
Лучший блог недели
2000 ₽

 Marvel Snap — главная мобильная игра 2022 года по версии The Gaming Awards. «Картонки», обогнавшие по популярности великую и ужасную Genshin Impact (неожиданно, не правда ли?). Иии… мне в большей степени все равно. У меня есть Hearthstone, в которую я с горем пополам играю уже 9 лет, и разочаровывающий опыт в  Гвинте. И в целом, кажется, что не требуется мне еще одна ККИ для душевного покоя, но что-то там, в глубине меня, жалобно пищит каждый раз, когда я слышу о Marvel Snap.

Немного покопавшись, понял, что Snap напоминает мне об одном из приятных аспектов моего детства — коллекционировании карточек. Я и все мои друзья фанатели от журналов «Человек Паук: Герои и злодеи», в комплекте к которым шла упаковка с 8 карточками с яркими персонажами комиксов. После открытия этой черной дыры все карманные деньги и просьбы о покупках были устремлены только к ним.
Спустя время мой интерес к карточкам поубавился, а после они и вовсе пропали с витрин киосков. Но иногда мы с друзьями с теплотой вспоминали, как охотились за желанными экземплярами. И, возможно, сейчас, когда у меня появились свои деньги, я бы и хотел коллекционировать что-то подобное, но из вариантов были только MTG, Берсерк, и бесконечные наборы карточек по всем аниме мира, правила игры в которые знают одни японцы. Все четверо очень далеки от моих интересов, хотя пару паков по арке Алабастры из One Piece я прикупил чисто для коллекции.

И вот Snap — идеальная альтернатива. Те самые герои, арты из комиксов и желание собрать всех! После видео Катерины Краснопольской я все-таки сдался и провалился в эту игру, из которой с трудом вылезаю даже во время работы.
Но вот, увы, счастье есть и ощущения схожи с детскими, но все это не то.

А что не то? Почему ККИ и Marvel Snap в частности никогда не заменят живое коллекционирование? И куда делся журнальный-бум нулевых — десятых? Об этом и будут мои сегодняшние рассуждения. А вас я приглашаю погрузиться в ностальгию и подискутировать после в комментариях.

Первая карточка в коллекции. С чего все началось?

Пристанищем юных коллекционеров в моем детстве были киоски. В них можно было приобрести наклейки в тематические альбомы, кэпсы и другие приколюхи, которые в силу моего возраста прошли мимо меня. Самым популярным объектом коллекционирования у моих ровесников были журналы.

В 2003 году в Россию приходит издательство DeAgostini, и оно приносит с собой в киоски множество журналов развлекательно-познавательно-коллекционной направленности. Как правило, такие журналы выходили раз в одну-две недели в течение года, и их содержание было заранее определено контент-планом. Чаще всего, в первом-втором выпуске прилагался альбом\кейс, в который можно было сложить либо журналы, либо то, что предлагалась собирать, и тем самым получить свою мини-энциклопедию. Такие журналы называются — партворками.

До сих пор считаю, журнал по сборке железного человека одним из самых классных. Уже в первом номере можно было собрать шлем с подсветкой и поставить его на полку. Чем не радость для фаната? Тем более за 100р. Всего было СТО выпусков, где с третьего номера рекомендованная цена была - 599р. Сумасшедшие деньги для школьника.
До сих пор считаю, журнал по сборке железного человека одним из самых классных. Уже в первом номере можно было собрать шлем с подсветкой и поставить его на полку. Чем не радость для фаната? Тем более за 100р. Всего было СТО выпусков, где с третьего номера рекомендованная цена была - 599р. Сумасшедшие деньги для школьника.

Наиболее популярными на территории нашей страны можно было назвать: шахматы из Гарри Поттера, карточки Скуби-Ду, медальоны из Шрека и сборные модели техники.

Мне, как человеку, которому тяжело остановиться на чем-то одном, хотелось коллекционировать всё и сразу, что было финансово затруднительно для родителей. Поэтому приходилось делать выбор лишь в пользу некоторых. Я собирал «Насекомые и их знакомые», карточки по Черепашкам Ниндзя, какой-то журнал про диких животных, немного «Супергонок» и, конечно, «Человек-паук: Герои и злодеи».

 

Как это было: типичный выпуск журнала представлял из себя сам журнал и одну упаковку карт. Внутри журнала ждал комикс, творческие задания по типу «нарисуй по клеточкам», забавные истории от персонажей вселенной, страница энциклопедии, головоломки и юмористический мини-комикс в конце. Сюжеты звезд с неба не хватали. Очередной злой заговор Зелёного Гоблина и Зловещей Шестерки против Паука, Халк разбушевался и крушит город, смертельный вирус и так далее.

У журнала был сильный конкурент «Играй и учись с Человеком-Пауком», примерно с таким же наполнением. Его сюжеты были даже более увлекательными и охватывали больший пул персонажей. Но у них не было самого главного — карточек!

Красивых, блестящих разнообразных карточек. Целых 825 штук (не думал, что их так много)! Эти куски картона служили нам валютой и вполне могли стать причиной детской ссоры. Арты были взяты напрямую со страниц комиксов и рассказывали о самых разных персонажах. Ростер разнился от демонического Дормаму до нелепого Человека-лягушки. Это было настоящее казино. Пачки с карточками моментально улетали с прилавков, а самые умные ребята подмазывались к продавщицам, чтобы те давали прощупать им упаковки. Зачем?
Стандартный набор карточек содержал 7 обычных карт и 1 редкую (блестящую). Раз в 9 пачек добавлялась супер редкая (переливающаяся). А раз в 24 — ультра редкая (голографическая карточка). Умельцы прощупывали наборы и заранее урывали себе самые ценные карты, чтобы потом выгодно выменять их у знакомых.

Например, карточка "Сплав" с одними нулями вместо характеристик. Она ценилась наравне с самыми редкими. Многие спорили, является ли Сплав самым сильным персонажем или же наоборот - самым слабым. 

Но для меня большей загадкой был "Иезекииль". Ничем не выдающаяся карточка, но однажды я увидел в рекламной продукции, что у нее "сила" ровна "00". Прикиньте? ДВА нуля. Даже не три. К сожалению, когда я получил эту карту, выяснилось, что это была банальная опечатка.

А как играть в эти карточки? А это и не важно, ведь гораздо интереснее сам процесс сборки (может так рождаются любители гринделок?). Ладно, если верить самым популярным официальным правилам, то карточки поровну складывались в стопку перед каждым игроком. Первый игрок доставала карточку, выбирал наибольшую характеристику и оглашал ее. Последующие игроки должны были открыть по одной карте. Тот, у кого характеристика максимальная, забирал карты себе в колоду. Победившим считался игрок, собравший все карты игроков.

У нас так играть было попросту опасно. Победитель мог не захотеть возвращать карточки, которые он «выиграл». Особенно прискорбно, когда это был какой-нибудь задира. А вот у моего коллеги забирать карты у проигравшего было общепринятой нормой.

Игра не могла похвастаться оригинальностью правил. По такому же принципу проходит одна из самых старых карточных игр мира — War, также известная как — Battle in the United Kingdom. В наших кругах почему-то игра называлась «Пьяница». Игроки также одновременно вскрывали по карте в своих колодах и также побеждал игрок собравший у себя карты остальных игроков.

Я более чем уверен, что по аналогии с нашей компанией, правила игры зачастую выдумывались на ходу.

  • Одно время мы играли по сумме очков всех характеристик.
  • Через день могли играть на «крутость». В этом случае побеждал тот у кого был круче нарисован персонаж.
  • Кто-то раскладывал карты по кругу. Потом тянули поочередно параллельные карты.
  • Другие выкладывали перед собой по три карты, вскрывали их, а потом складывали выбранные характеристики.

А теперь прибавьте в уме карточки бонусов, локаций, карты столкновений и фантазию детей и получите количество режимов, которое не снилось ни одной ККИ в мире.

ККИ и кризис внутреннего коллекционерства

Спустя время партворков становилось все меньше и меньше, ведь параллельно с ними активно развивались цифровые развлечения. Сначала игры на простеньких телефонах еще могли конкурировать с увлечением карточками, но когда проекты становились все больше похожи на игры со старших платформ, на индустрию журналов нашло затмение. Зачем ходить по киоскам, выменивать какие-то куски картона, когда у тебя на телефоне есть  Minecraft или  LEGO Marvel Super Heroes с такими же героями, как и на карточках? Интересно было бы узнать у учителей, что их раздражало больше, детские азартные игры или смартфоны под партой?

И вот с этим должны были конкурировать карточки?
И вот с этим должны были конкурировать карточки?

Сейчас в киосках можно найти только партворки по очень узким направлениям, например, модели поездов. А место карточек массово вновь заняли наклейки и альбомы от Panini по самым разным тематикам: от «Щенячьего патруля» до Warhammer 40.000.
А новым повальным увлечением стали электронные ККИ. В моем случае — Hearthstone. Игра подцепила своими персонажами и возможностью «коллекционировать» карты. В одно время я даже сумел подсадить ВЕСЬ свой круг общения на неё. И долгое время интерес поддерживался именно общей увлеченностью.

Отдать должное локациям, они отлично разбавляют игровой процесс
Отдать должное локациям, они отлично разбавляют игровой процесс


Но в чем, по моему мнению, главная проблема таких игр на примере «ХСа». Они не про коллекционирование и не про весёлую игру с друзьями. Желание иметь большую коллекцию карт зачастую вызвано возможностью в любой момент собрать топ-колоду или распылить ненужные «картонки», если чуть-чуть не хватает на новые. Если ты просто коллекционируешь красивые арты, то твоя сила очень быстро становится нулевой. Даже в «Вольном» формате, где используются наборы из всех дополнений, огромное количество старых карт никогда больше не заиграют и останутся мертвым грузом в коллекции. Я не могу воспринимать ККИ никак, кроме соревнования метовых колод. В них нет элемента творчества и фантазии. Нельзя как в детстве собрать колоду просто из крутых карт и нагибать всё и вся. Ну, точнее, можно, и я даже так играл первый год в «хс», но это крайне не результативно.

Такая же картина и при игре с друзьями. Логично, что если все играют с плюс-минус одинаковой увлеченностью, то и набор колод у всех примерно одинаковый. Ваши матчи превращаются не в состязание умов и тактик, а в «камень-ножницы-бумага» из трех колод. (Настоящие зарубы у нас происходили только, когда мы играли на одинаковых контроль-колодах). Прикольно, но если вы собираетесь в компании, то более веселым будет сыграть в какую-нибудь настолку, нежели перекинуться картишками в телефоне. И о подобной проблеме слышно практически от всех игроков в этом жанре. Все играют одним и тем же, и это надоедает.

Marvel Snap в этом отношении вырывается на шаг вперёд. В ней сохранились колоды и мета, но есть одно глобальное различие — твоя коллекция растет только вперед. Игрок не может распылить, удалить или заставить пропасть карту любым другим способом. А если учитывать систему прогрессии «снэпа» с одной случайной картой раз в два — три уровня, то коллекция игрока заполняется в самом настоящем рандомном порядке. Хочешь не хочешь, а количество любимых и нелюбимых персонажей будет увеличиваться. Вместе с этим, конечно, появляется проблема невозможности получить карту никак, кроме везения или кратковременного предложения во внутриигровом магазине (естественно за нескромный донат). А как все было просто с физическими карточками — не хватает Серебряного серфера, а у друга он как раз есть? Предложи выгодный обмен и получи его в коллекцию. (Считаю, что первая ККИ, которая введет грамотный обмен картами между игроками, совершит революцию.)

Еще, я считаю, что важная особенность коллекционирования — возможность беспрепятственно собирать интересующие предметы, лишь при интересе отвлекаясь на сторонние активности. Т.е. я бы хотел просто собирать электронные портреты персонажей минуя игровую часть. И сравнивать свою коллекцию с коллекциями других игроков. Но получаешь новые карты ты только с прогрессией, а прогрессия зависит от побед и выполнения заданий. И у противников зачастую видишь все тоже самое, что есть у тебя самого.

Можно утверждать, что если убрать из электронных карточных игр саму ИГРУ, то это будет уже что-то из разряда NFT площадок, на которых пользователи покупают, собирают и продают электронные изображения. Но это уже крайность, в которую тоже бы не хотелось уходить.

После долгих лет игры в Hearthstone Бен Броуд (Ben Brode), снова поймал меня на свою удочку. Беспрецедентно давя на ностальгию и захватывая простым геймплеем, он заставляет возвращаться и возвращаться в Marvel Snap.
Да, никому из друзей неинтересно, и приходится играть с рандомами из интернета. Да, нельзя потрогать и физически ощутить размер своей коллекции. Да, все упирается в бесконечную случайную прогрессию. И, да, процесс не приносит столько же удовольствия, как в детстве.
Но. Но! Игра позволяет собрать (когда-нибудь) твоих любимых персонажей. Она дарит возможность окунуться в приятные воспоминания и частично прикоснуться к ним. Даже карты локаций в журналах точно такие же, как и в игре. Игровой процесс не заставляет тебя проводить в игре большое количество времени и позволяет играть короткими сессиями по 3 минуты. Идеальный вариант для пассивного, ненапряженного коллекционирования.

Однозначно, ни одна игра не заменит тебе физическую коллекцию. Но ККИ — это отличный вариант поддерживать свое хобби в этом быстром и технологичном мире. Кто знает, может физические карточки еще вернутся в моду. А пока, пускай они остаются приятным воспоминанием из детства.

А собирали ли вы в детстве карточки и если да, то какие?


Hearthstone: Heroes of Warcraft

Платформы
PC | Mac | iOS | Android | AmzKF
Жанры
Дата выхода
11 марта 2014
1K
3.8
910 оценок
Моя оценка

Marvel Snap

Платформы
PC | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
18 октября 2022
228
3.9
162 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я как раз тоже забросил хс и давно (вскоре после выхода свободного режима) как раз из-за меты и сопутствующих. Просто невозможность собрать что-нибудь интересное, тематическое и чтобы было играбельным, что дополняется донатом.

Я сейчас играю в карты по лолу — там ещë можно побаловаться чем-нибудь не метовым. Да это не будет таким эффективным, но зато интересно и есть какая-то игра. И доната практически нет, много дают просто за игру. Только про эту игру как-будто никто не знает, даже где ККИ обсуждают нет тем про неë. Хоть и ищутся матчи без проблем.

И Скуби-Ду, и шахматы Гарри Поттера и Челоука Павека собирал… Правда интерес к ним терялся задолго до того как собиралась полная коллекция) Жаль вот, что шахматы забросил — 4-5 фигур всего осталось собрать (надоело журналы покупать, когда вместо новых фигур стали вкладывать гербы факультетов Хогварца, значки с фонариками и прочую ерунду). Карточки все раздал, Фургончик Тайн уехал к младшему двоюродному брату. А вот жестяной сундучок ЧП до сих пор хранится (таки красивая вещь для хранения штук!)

Крит удар ностальгией из детектед.

Мне из карточек «Героев и злодеев» запомнился Токсин — очень понравился арт персонажа, и описание его мне тоже тогда показалось прикольным. Даже прочитал комиксы, где тот дебютировал, но дальше этого не продвинулся, да и помимо внешнего вида карточки всё связанное с ним уже выветрилось.

Hearthstone и по сей день — моя любимая карточная игра. Во многом из-за чувств ностальгии, но также мне безумно приятны дизайн, музыка и вселенная. Но, к сожалению, сейчас он очень перегружен

Совершенно аналогичные чувства у нас с бородой. Правда, мы бы поиграли во что-нибудь другое, но ККИ-замену такого масштаба найти сложно. Жаль, Артефакт из-за жадности разработчика не взлетел. А ведь была возможность.

Ах, да. И начинали мы погружение в ККИ не со спайдермена, а с Берсерка, да с Мотыги. Эх, было времечко. А сейчас только в Хартстоун, зачастую в туалетном режиме))

журналы от DeAgostini со всякими штуками внутри это та еще жесть… в первом-втором выпуске тебе дают кучу деталей и ты прям целый кусок собираешь… а потом дают чуть ли не по 1-2 винтику в номере. при этом первый номер со шлемом с подсветкой(если говорить именно о ЖЧ) будет стоить 100 рублей, а какой-нибудь 30й, в которой пара пальцев — 500. и под конец цена всего набора выходит несколько десятков тысяч

при этом качество самих моделей от DeAgostini такое себе. та же Феррари Энцо нуждалась в конкретной доработке, т.к она была кривой, в ней были огромные щели, некоторые детали тупо не сходились друг с другом и т.д. + инструкции были кривые. у ЖЧ, например, в инструкции пальцы были перепутаны и вместо 1,2,3,4 пальца там были 1,2,4,3… т.е мизинец стоял на месте безымянного и наоборот. т.е ты тратишь суммарно несколько десятков тысяч и при этом должен еще исправлять в уме инструкцию а потом допиливать модель и детали напильником

Есть очень крутая карта «Морж».

Сейчас много знакомых заходят в игру погонять в Поля сражений. Не требует сборки колод и вроде бы режим разнообразный, но если играть только в него, то это будет не коллекционная карточная игра, а косметическая карточная игра.

Очень рекомендую автору попробовать Legends of runeterra. Я никогда не играл в лол, но всегда играл в кки, как и ты. И теперь для меня нет ХСа, есть только хорошая игра с интересным геймплеем, а про коллекцию, даже говорить не буду, через неделю игры ты сам составило свое мнение. Успехов!

Считаю, что первая ККИ, которая введет грамотный обмен картами между игроками, совершит революцию.

Ну есть MTG Online (не путать с MTG Arena) с покупкой и продажей карточек
А так же в Pokemon TCG Online тоже был обмен, но с закрытием Online и открытием Live я не уверен, что эта функция осталась

Берсерка, кстати, покупал исключительно тогда, когда Паука в киосках не было, а карточек очень хотелось)

Мы, когда денег не было, а хотелось турнира драфт. Это когда ты играешь теми карточками, которые, грубо говоря, сам себе нароляешь в турнире, а после игры эти карточки остаются тебе. Так вот. Когда не было у нас денег, мы с помощью программы на лист А4 вставляли 10 рандомных карточек, после распечатывали у друга на принтере, разрезали, максимально, не вчитываясь в карточки, и играли драфт ими)) Получался такой своеобразный обман кричащей лудомании)

Читай также