И сделает ли nextgen-патч его лучше
Игроку из России 2022 год дал повод, пусть и печальный, закрыть условные «долги» и ознакомиться с запылившейся в библиотеке нетронутой классикой. Для меня одной из таких игр стал The Witcher 3, купленный в своё время на распродаже в PS Store за 200 рублей с мыслью «пусть будет». А установить его на свою PS4Pro я решил буквально за пару недель до анонса патча, обновляющего шедевр семилетней «выдержки» до уровня консолей нового поколения.
Спустя 50+ часов в игре, пройдя основной сюжет, добрую половину побочек и «Каменные сердца», не могу не согласиться с популярным мнением: «Ведьмак 3» — это безусловный шедевр, одна из лучших игр своего поколения и жанра. Но как же это контрастирует с впечатлениями от первых часов игры! Лучше всего его выражает мысль, не выходившая из головы в первые часы: «теперь понятно, почему Cyberpunk 2077 так провалился на старте». Особенно на консолях предыдущего поколения.
Во-первых, я понимаю, что «Ведьмак» на ПК и до патча выглядел и игрался лучше. Но причины играть на той или иной платформе могут быть самыми разными, а в споре «что лучше: ПК или консоль?» победителей не бывает (несогласных приветствую в комментах). Кроме того, по релизу и поддержке игры на консолях можно многое узнать о выпустившей её студии. Во-вторых, я понимаю, что критиковать игру, опираясь на примеры более современных игр или проектов немного других жанров не спортивно. Но сравнения с ними напрашивались сами собой, и на самое главное — на общее впечатление от игры — они повлияли.
А ещё, если читать всё это лень, хотя бы откройте спойлер в середине текста, там смешное и вся суть текста в паре картинок.
Что же такого отталкивающего в первых часах игры? Виноват ли в этом пастген, исправит ли это переход на некстген? И вообще, стоит ли играть в «Ведьмак 3» на PS4 в 2022 году? В двух словах на эти вопросы не ответить, так что на этой SEO-оптимизированной ноте перейдём к разбору.
Console Experience
Я слышал, что «Ведьмак 3» — очень красивая игра. Судя по скриншотам из подъехавшего на некстген-патче фотомода — это правда. Возможно, на ПК так было и до патча. Но точно не на PS4. Кто-то скажет: так ведь там древнее, слабое консольное железо, не чета техническим возможностям ПК. Но когда я не играл в «Ведьмака», я наслаждался видами Ghost of Tsushima на той же консоли. Так это за пять лет научились и на таком железе делать красиво? Но ведь, например, Bloodborne, вышедший на пару месяцев раньше «ведьмака», тоже выглядит лучше. Или вот Order 1886, по сути являющийся технодемкой возможностей тогда ещё совсем новой консоли.
Ладно, сравнение не совсем честное, скриншот «Ведьмака» мой, а остальные промо, но на самом деле с собственными скринами ситуация бы не сильно поменялась.
Исправит ли это патч? Для консолей нового поколения — да. Там графика подтягивается примерно до уровня ПК до патча, а на ПК станет и того лучше. Предыдущему поколению консолей никаких графических улучшений не достанется, но, на самом деле, это не страшно. Игра выглядит не так красиво, как могла бы, но всё ещё не плохо. Графика и общая «красота» вообще не главное в «Ведьмаке».
Главное в «Ведьмаке» — это его нарратив. Даже со всеми очевидными недочётами, вроде злоупотребления записками, он очень хорошо поставлен. Обычно дополнительные квесты нужны, чтобы привлечь внимание к какой-то игровой механике, и у опытного игрока со временем вырабатывается привычка мгновенно определять их суть — вот это у нас «принеси-подай» (побегай по нашему открытому миру), вот это «зачистка базы» (посмотри, какая у нас классная боёвка/стелс), и тому подобные развлечения. В «Ведьмаке» этот встроенный детектор сам по себе не срабатывает, даже на «ведьмачьих заказах», построенных по общей принципиальной схеме. Потому что здесь побочные задания — это в первую очередь истории, пусть даже уровня филлерной серии н-ого сезона «Сверхъестественного». Но проходить их хочется именно ради этой истории. А главный инструмент, которым игра рассказывает свою историю — это диалоги.
Худшая сторона «Ведьмака» на пастгене — это подгрузки в диалогах. Не припомню, где ещё было бы так плохо. Даже в диалоге ради открытия окна торговли приходится подождать пару секунд между первой и второй строчками диалога, и не помогает даже пропуск реплик. Это не просто неприятно, это совершенно ломает игру. Тщательно выстроенная сцена из-за постоянных прерываний разрушается. Ещё хуже, что игрок (если он, как и я, играет не очень часто и не очень долго) начинает натурально бояться использовать дополнительные, не продвигающие вперёд квест реплики в диалогах, потому что они съедят слишком много драгоценного времени. Нарратив рассыпается, половину контента игрок пропускает, а в оставшуюся не может должным образом погрузиться.
При подготовке текста я вдруг понял, что у меня нет ни видео, ни скриншота подгрузки в диалоге, и ради них я вернул в консоль старый диск (почему старый — ниже). На который тут же начали качаться обновления, нагрузив и без того слабый HDD. И понеслось. Гифка с подгрузками и пара бонусов.
На нагруженном диске в Новиграде не прогружается решительно ничего:
Но не пугайтесь, это не графика, это текстуры недогрузились. На самом деле «Ведьмак» на PS4 выглядит вот так:
А иногда и вот так. Но это всё до патча.
Исправит ли это некстген? Сам по себе — уже исправил. А вот на пастгене решить проблему можно только заменой ужасного базового HDD PS4 на SSD (в консолях нового поколения, если кто не в курсе, SSD установлены изначально). Из-за этого «Ведьмак» парадоксальным образом оказался одновременно и самой дешёвой игрой в моей коллекции, и самой дорогой (именно он заставил меня вложить ₽7000 в новый диск). С другой стороны, причин для установки SSD в PS4 много, и, если кто-то планирует ещё пользоваться этой консолью, сделать это стоит. В других играх перестал периодически отваливаться звук, запаздывать подгрузка текстур (в «Ведьмаке» на HDD иной раз запаздывала загрузка целой локации), устанавливаться игры тоже стали существенно быстрее. Конкретно в «Ведьмаке» пропала ещё одна существенная проблема — периодические вылеты, после которых игру нужно было полностью переустановить (опции проверки целостности файлов игры на PS4 нет, тут вам не Steam).
Quality of Life
Если бы все проблемы «Ведьмака» объяснялись техническими ограничениями, и говорить было бы не о чем. Вот так новость — старая игра на старом железе выглядит не очень и тормозит! Но есть проблемы и с геймплеем.
Начнём с проблемы, смежной с предыдущей темой — консольного опыта игры. Камера в «Ведьмаке» совершенно не приспособлена для игры на телевизоре. Из-за огромного Field of View даже сам Геральт выглядит мелкой букашкой, а не лучшим фехтовальщиком Севера, не говоря уже о других персонажах на экране. Прочитать надписи над головами NPC почти невозможно, а расположенный ровно посередине экрана главный герой, пусть и не занимает много места, перекрывает лучший обзор вперёд. И это не у меня телевизор маленький, нормальный у меня телевизор. Главное негативное отличие игры перед телевизором от игры за монитором — в расстоянии от экрана и возможностях по его сокращению. Сидя за столом с монитором, если чего-то не видно, можно мгновенно сократить дистанцию до экрана вдвое и толком не заметить проблемы. С диваном этот трюк не работает, от чего вопрос грамотно поставленной камеры и FOV становится гораздо более существенным.
Есть несколько способов решения этой проблемы. В том же Bloodborne, например, противники непропорционально велики, чтобы модель протагониста их не загораживала, но тут такой трюк не сработал бы, сломав погружение карликом-Геральтом. Более распространённый способ — приближение камеры к игровому персонажу и перемещение её за плечо, который уже давно активно используется в играх от третьего лица. Самое смешное, что даже сами разработчики не знают, почему они этого не сделали — в посвящённом обновлению выпуске REDStreams выясняется, что вся команда была поражена тем, насколько лучше стала выглядеть игра с такой камерой.
«Исправит ли это некстген-патч?» —автоматически спрашиваю я, уже стиснув зубы от бессильной злобы. В моём личном топе проблем «Ведьмака» камера уверенно занимала второе место после проблем, связанных с HDD. И знаете что? CDPR посчитали новую опцию для камеры (а заодно с ней и фотомод, но чёрт бы с ним) частью «графических» улучшений, которые попадут только на ПК и консоли нового поколения. Почему? С графикой консолей нового поколения и более крупной картинкой игра будет выглядеть плохо? Так ведь на старых ПК она может выглядеть ещё хуже, но это их не остановило. Камера и фотомод никак не привязаны к техническим возможностям консолей старого поколения, и объективно должны входить именно в ту группу улучшений, которые в patch notes получили подзаголовок «quality of life» и будут доступны на всех платформах. Играть с такой камерой объективно удобнее, особенно с телевизора, а для всех несогласных старая камера ведь осталась в настройках. Но мне и остальным неудачникам со старыми консолями остаётся только представлять, насколько удобнее парировать атаки стоящего прямо перед Геральтом противника, когда его реально видно, да ещё и крупным планом.
А вообще, за исключением вышесказанного, CDPR — большие молодцы. В «Ведьмаке» было множество мелких недочётов, снижавших удовольствие от игры. Баги в квестах, перегруженная карта, неуклюжее меню выбора знаков, бомб и предметов, даже абсурдную уязвимость Геральта к урону от падения исправили. По словам разработчиков, игра на второй раз прошла контроль качества, и в patch notes не получилось обойтись без упоминания не задокументированных «мелких улучшений и исправлений». Исправить пообещали и основную претензию из «Трудностей перевода» на Stopgame с ускорениями и замедлениями дорожки озвучивания на русском языке. Проверять это я, конечно, не буду — меня и оригинальная английская дорожка вполне устраивает, но, согласитесь, приятно.
Git Gud
Выходит, всё исправили, причесали, и игра лучше прежнего? Судя по предварительным оценкам на Metacritic, неприлично приблизившимся к 100 — да. Но осталась ещё одна проблема, которая портит впечатление от «Ведьмака» в первые часы, об которую наверняка споткнулись многие новички, и которую обновление точно не исправит. Это «порог вхождения». «Ведьмак» недружелюбен к игроку с самого начала, и совсем не помогает разобраться как вообще в него играть. Какие-то обучающие подсказки есть, что-то выясняется на экранах загрузки, но множество базовых механик остаётся без объяснений. На каком часу игры вы узнали, что арбалет нужен чтобы приземлять летающих монстров, отстреливаться под водой и из лодки (и что тут-то он вдруг начинает нормально дамажить)? Как быстро нашли рецепты лечебных зелий и перестали спускать все деньги на еду, или хотя бы догадались помедитировать среди квеста с вроде как погоней? Насколько обидно было обойти все точки интереса в Белом саду, не поднявшись даже до четвёртого уровня, чтобы в следующем сюжетном квесте грести опыт лопатой просто за диалоги?
Я прекрасно понимаю, что это претензии не совсем по существу. В любой приличной игре надо разобраться, и не каждую механику можно уложить в пару строчек обучающей подсказки, да и сам процесс познания этих механик — часть игрового опыта, часть удовольствия от игры. Но всё-таки некоторые из базовых механик «Ведьмака» недостаточно интуитивны. Конечно, в комментариях найдутся ребята, которые во всём сразу разобрались даже без вики, а автор сам дурак и играть не умеет. Но из всех проблем игры эта единственная остаётся без какого-либо решения, и никакой патч этого уже не решит и не может решить. Каким бы, на самом деле, простым и интересным «Ведьмак» ни был, в него нужен «вкат». Первые часы игры новичку придётся пересилить, попутно штудируя гайды и вики.
Главное — что оно того стоит. Я сам довольно предвзято относился к игре до личного знакомства. Мешали и безосновательное пренебрежением жанром фэнтези (независимо от того, «мрачное» оно или нет), и некоторый снобизм по отношению к очень уж высоко оценённой игре, и простой недостаток времени на масштабные RPG. Но всё это, естественно, оказалось безосновательными предубеждениями. Как любой хороший продукт, «Ведьмак» требует первичного усилия от потребителя, чтобы потом раскрыться во всей красе. И всё здесь перечисленное вряд ли показалось бы большой трудностью, не будь оно суммировано с решёнными теперь уже проблемами.
CDPR проделали отличную работу, и крайне болезненный опыт Cyberpunk 2077 явно пошёл им на пользу. Студия, выпустившая в 2015 году «Ведьмак 3», и студия, выпустившая к ней обновление в 2022 — совершенно разные организации, но с общим сердцем. Первая замахнулась на невиданный для неё ранее масштаб и смогла подарить миру проект, покоривший сердца игроков и критиков. Далёкий от идеала, но восхитительный на фоне того, на что, казалось бы, CDPR должны были быть способны. Трудно винить их за все не выловленные баги, недостатки оптимизации на консолях и отдельные неидеальные геймдизайнерские решения. Оправившись от удара после релиза «Киберпанка», они стали только сильнее, разобрались, что важно в AAA-проектах, и лучшим выражением этой новой силы стал возврат к корням — всё приобретённое мастерство они применили к поднявшему их на пьедестал проекту. «Ведьмак 3» перестал быть той игрой, которую сделала подающие большие надежды студия из Восточной Европы, и стал полноценным наследием одного из ведущих мировых разработчиков.
Почти всё, чем «Ведьмак» был плох на консолях прошлого поколения, можно было бы коротко описать словами «игра выглядит сырой», а для проекта семилетней давности это — оскорбление. Но теперь всё, что можно было исправить, CDPR исправили. Всё, что можно было улучшить с учётом технических достижений некстгена — улучшили. А возвращаясь к поставленному изначально вопросу: играть стоило уже тогда, тем более стоит сейчас — на любой удобной платформе, даже на PS4. Надо только смириться с камерой и купить SSD. Или всё-таки крепко подумать над другими вариантами.
В комментариях предлагаю обстоятельно обсудить претензии к «Ведьмаку 3», впечатления от патча, планы на новые прохождения, и, конечно же, отвратительный авторский стиль.
P.S. Судя по многочисленным отзывам, многим игрокам патч сломал игру и пафос строчек заключения вылетел в трубу, а CDPR так ничего и не поняли из опыта Cyberpunk 2077. Жаль, но такова жизнь.
Лучшие комментарии
Почти сразу после написания комментария заметил «Глубину резкости». Выключил её и на средних дистанциях стало лучше. Согласен, сам себе злобный Буратино, но остальное актуально :D
Ведьмака полностью проходил раза 4-5, не меньше. В последний раз — года 2-2,5 назад. Это я к тому, что должен более менее верно помнить качество pastgen версии. И сразу скажу, ощущения от первого часа игры смешанные:
+ Исправление русской локализации.
Тут поляки приятно удивили. Могли спокойно забить болт на комьюнити, но не забили. Большое спасибо за это. Игра, конечно, ощущается непривычно без уже въевшихся рассстттяяяягггиииввваааний и ускрний, но теперь это не выбивает из погружения.
— Графика (в геймплее)
Минус? Странно, да? Вроде подтянули, а у меня стало хуже. Настройки я изучил вдоль и поперек, но экран на ПК всё равно немного в мыле. У меня, конечно не 4080, а 1070Ti, но раньше графикой можно было любоваться, а теперь трудно не обращать внимание на размытие объектов на средних дистанциях. Вблизи всё здорово — Геральт чуть ли не в 16К. Дальние объекты и фоны тоже крутые и детализированные. Ну а вот в середине мыльцо. Фиг знает, как так вышло, но что имею, то и описываю.
Хотя и с дальними объектами не всегда всё здорово. Буквально в первые пару минут игры, выйдя на балкон Каэр-Морхена, увидел какое-то пиксельное v-образное покрывало, больших размеров, пролетавшее по небу. Предположу, что это был драконид или скучковавшаяся стая птиц. Глаза резануло, но может, это случайность, непрогрузка? Нет. Вышло так, что мне пришлось перезапускать игру с начала, т.к. не импортировал сохранения из 2 части. И вот, выхожу на тот же балкон, а там всё почти без изменений. Только в этот раз пролетело не большое покрывало в виде галки, а стая таких же, но поменьше. У меня случились флешбеки бесконечно едущих вдали машин из Киберпанка. Очень похоже выглядело. Хочется верить, что это редкий случай, но предчувствие говорит об обратном.
+- Катсцены
Тут тоже не однозначно. С одной стороны — возможность паузы в диалогах. За это большое спасибо — стало удобнее. С другой — кадр периодически делится пополам, и части как будто неумело склеены, линия разграничения отчетливо видна. «Вертикальную синхронизацию включи!» — Скажете вы. А я отвечу, что 1) включил, 2) кадр делится не по горизонтали, а вертикально. И вот что с этим делать я не знаю. Надеюсь на патч к патчу…
В конце написал про гамму и вспомнил, что это тоже нужно отметить. Она почему-то иногда сильно выкручена именно в катсценах. Чего стоит только резко засветившийся Весемир после первой реплики Геральта у костра перед Белым Садом. Второе пришествие, не иначе. А если серьёзно, то всё ради графония вроде и затевалось. Так блин, почему тогда стало хуже-то?
Теперь немного про презентацию патча. В некоторых видео я не увидел разницу вообще. А в тех, где она была, меня не покидало ощущение, что pastgen показывают на средних настройках и с выкрученной гаммой.
В общем, буду дальше играть, смотреть, что поменялось, но пока ощущения не слишком положительные.
Не согласен с утверждениями на счёт камеры. Да, возможно раньше Геральта кому-то было сложно заметить на поле бля, но новая камера не подходит для драк вообще. Три же GoW подсвечивал нам атаки со спины, да и Мимир постоянно подсказывал, когда удар прилетает из-за спины/из-за камеры. Но в ведьмаке этого нет. Вчера я уже испытал всю боль новой камеры, во время боя с дикими собаками. Ты не видишь их. Вот совсем. И это проблема. Контролировать перемещения противников по полю бою теперь неудобно, а на первых парах, на самой высокой сложности вполне можно наткнуться на ваншот. С большими врагами теперь появилась проблема фромов и их пятки. Ну, старая добрая песня, мы нарисуем тебе большого и красивого босса, но ты всё равно весь бой будешь ковырять его пятку. Мне было сложно считывать анимации атак грифона, ведь я видел, в лучшем случае, одно большое крыло на весь экран.
Я не утверждаю, что новая камера хуже. Я говорю о том, что у нее, как и у старой хватает проблем
Да, боёвка Ведьмака, видимо, не очень подходит для такой камеры, с её склонностью к разбреданию врагов на полсотни метров от Геральта. Но и камеру следовало бы адаптировать, чтобы она давала обзор на общую картину время от времени. Видимо, недокрутили, но по крайней мере это можно отключить, и при желании только в боях.
Ещё можно добавить Tlou 2, но есть одно НО. Эти игры эксклюзивы, и все силы были вложены именно на одну консоль. Если бы проджекты так усердно прорабатывали графон для ПС4 и хбокс, то игра бы врятли вышла в 2015, покрайней мере на консолях. Да и все равно это было бы геморно для них.
Спасибо за подробный комментарий! Кстати, «светящиеся» лица персонажей после обновления графики я тоже где-то замечал, но никак не могу вспомнить где… Думаю, это расплата за добавление RTX. С RTX, наверное, новое освещение смотрится KRACUBO, а без — глаза режет. Но это только теория
Меня еще года 2-3 назад от игры в ведьмака остановило одно огромное но. Экраны загрузки.
На низкой сложности играть скучно, на высокой — интересно, но умираешь ты там часто, а ждать по 2-3 минуты на слимке после каждой смерти — увольте, мои нервы такого не выдержали.
Особенно круто, когда проваливаешь битву с боссом и за время загрузки успеваешь «остыть» и забыть, что надо было делать, чтобы не помереть снова. А когда я поставил старый HDD в консоль, загрузка сейва из Новиграда заняла вообще какое-то нереальное время, не меньше 5 минут, если не все 10. Без SSD играть в Ведьмака на PS4 — мазохизм.
Да. За то, что в меню разрешили отдельно выбирать камеру для боя и для исследования мира большой плюс.
Два момента:
1) прыгающие медальоны и волосы при переключении кадра на персонажа портили все погружение (я видел такое даже в игровых фильмах на топовых картах
2) заикающийся и местами очень тихий звук в катсценах
Если это исправили, на остальное мне плевать)
Справедливо, не самые удачные примеры. В том же 2015 году из не-эксклюзивов можно вспомнить Metal Gear Solid V: Phantom Pain, но возможности Кодзимы в Konami (который к тому же преимущественно работал под PS) сопоставлять с возможностями CDPR 2015 года тоже неуместно. Ближе к концу я к этому и подвожу — с их ресурсами сделать лучше вряд ли было возможно. Но и того, что графика на фоне других игр с той же платформы режет глаз, это не отменяет.
Мультиплатформенная на ПК всегда выглядит лучше, потому что это ПК.