5 декабря 2022 5.12.22 10 1343

SEGA против Nintendo. Первая консольная война

Два разных мира

1983 год. США. Игровая индустрия лежит в руинах благодаря ATARI и Warner Communications. E.T. похоронили в Нью-Мексико. Люди разочарованы в видеоиграх и решили, что их время прошло.

Однако, по другую сторону Тихого океана в стране восходящего солнца ни о каком кризисе и не слышали. Taito, SEGA, Nintendo спокойно выпускали свои аркадные автоматы и первые домашние консоли.

Начнем с Taito. Была основана Украинским эмигрантом. В 1960-ых начали производить автоматы. В 1970-ых открыли офис в США, а в 1978 выпустили одну из самых важных игр -  Space Invaders, начав золотой век игровых аркадных автоматов. И не смотря на невероятный успех они не стали выходить на рынок домашних консолей, а значит в нашей истории интересуют нас мало.

И пока Taito уже производила автоматы, Nintendo в начале 1970-ых толька начала переходить на электронные развлечения. Хироси Ямаути нанял талантливого инженера Гунпей Екои, который возглавил новый отдел компании.

Выпуск качественных и интересных развлечений принесли существенную прибыль. После чего последовало логическое расширение рынка, договор с Magnavox и выпуск серии Pong консолей, Color TV Games в 1977 году. А спустя два года начался выпуск первых полноценных аркадных систем и открытие офиса в США, позже выпустили портативку Game and Watch, аркады Sheriff под издательством неожиданно SEGA, и Rader Scope, конкурирующая с Galaxian в Японии, но не возымевшая успех в США. Игру переделал новичок Сигэру Миямото в  Donky Kong, принеся компании миллионы долларов.

Такой успех способствовал уверенности Ямаути выпустить первую домашнюю консоль компании. Но об этом немного позже.

А что SEGA? У компании довольно сложная история. Изначально она и вовсе была Американской, но из-за сложности с законами пришлось перебазироваться в Японию. Такой "переезд" не помешал в начале 1970-ых выпустить аркаду Pong-Tron, положившую начало аркадной деятельности компании, и уже к началу 1980-ых SEGA вошла в пятерку крупнейших производителей аркадных систем.

Но в 1982 году начался кризис аркадных автоматов, прибыль начала падать. Тогда, после череды событий, директор SEGA предпринял решение выходить на рынок домашних консолей. Начать решили с домашнего компьютера SG-3000, но узнав о решении большой N выпустить свою консоль, начали параллельную разработку SG-1000.

Раунд первый. Япония (и не только)

И вот 15 июля 1983 года в Японии выходят Famicom и SG-1000.

И это был полный провал SEGA.

Да, прогноз самой компании был в 50 тысяч устройств, когда как продано было 160 тысяч. Но к тому моменту Famicom был продан тиражом в более полу миллиона консолей.

Как так получилось? На Famicom к концу года вышло всего 9 игр, и были проблемы с материнской платой, которая ломалась. Однако Nintendo быстро нашли причину и устранили ее, а все проданные консоли заменили владельцам бесплатно. Да и продавалась новинка большой N только в Японии, когда как SG-1000 не имел никаких технических проблем с железом, продавался в Японии, Австралии, Испании и Италии. И игр на SG-1000 было больше, двадцать одна.

Причина первая - геймпад.

Геймпад Famicom был в какой-то степени революционным. Была крестовина, микрофон и две кнопки.

Геймпад же SG-1000 больше напоминал немного улучшенный геймпад Atri 2600, ну или более компактную версию аркадного управления тех лет. И как итог - имел меньший функционал, а первая версия и вовсе не была съемной. 

Причина вторая - технические характеристики

Famicom обладал более совершенным железом. Имел плавную прокрутку и более красивую картинку.

Причина третья - отсутствие игр от сторонних разработчиков и их общее разнообразие на SG-1000. Sega решила не выпускать игры бывших конкурентов по аркадному бизнесу на консоль. А когда опомнилась, то было уже поздно, Nintendo уже поджала рынок под себя, наполнив свою консоль играми разных жанров, от разных студий.

Раунд второй. Выжженное поле США и переосмысления Sega

До октября 1985 года большая N выпускала консоль только в Японии. Случилось многое. И не случившаяся сделка с Atari, и лидерство на аркадном рынке в США, и переосмысление архитектуры для выхода платформы в новом регионе.

Выпуск Famicom на Северо-американском рынке был не без проблем. Люди все еще со скепсисом относились к рынку домашних приставок и видеоигр.

Nintendo действительно нужно было найти отличительную черту и какой-то способ заставить продавца поверить, что потребитель воспримет это как другую и новую форму развлечения. Мы потратили много сил, чтобы ни в коем случае не называть это видеоигрой.

  Гейл Тилден, менеджер по маркетингу Nintendo of America

Nintendo решила делать акцент, что Nintendo entertainment system (NES) - игрушка, делая упор на лазерный пистолет и робота. И в будущем консоль будет продаваться в детском отделе для мальков магазинов, когда как Atari 2600 продавалась в отделе электроники.

До начала продаж копии NES находились на складе с крысами. Ни один магазин в начале не хотел принимать консоль, но после долгих переговоров Nintendo приняла на себя все обязательства. Например, все возращенные копии забирала Nintendo, платя возмещения из своего кармана.

И может в начале продажи были вялыми, то к концу 1986 года продала 1,1 миллион консолей в США. Это получилось благодаря ранее написанным причинам, к ним можно добавить, что в комплекте с консолью клали новенький хит компании:  Super Mario Bros, который хотели многие, пополняли библиотеку другими новенькими хитами-эксклюзивами и требовали от сторонних разработчиков эксклюзивности игр на платформу.

Все это сделало их монополистами рынка, который они же заново и построили, и который в какой-то степени работает так до сих пор.

Sega тем временем проводила работу над ошибками.

Выпуск Mark III в 1985 году стал первой такой работой, новый дизайн консоли, более совершенные геймпады и более мощное железо в сравнении с Famicom/NES.

Мне лично напоминает диктофон. Не знаю почему
Мне лично напоминает диктофон. Не знаю почему

Второй работой стали игры. Помимо аркад и платформеров Sega начала выпускать JRPG, адвенчуры и спортивные игры, которые возымели определенный успех. Плюс начали сотрудничать с другими компаниями по выпуску игр на платформе.

Например, Fantasy Star была прорывной JRPG
Например, Fantasy Star была прорывной JRPG

Третья работа - выход на Северо-американский рынок в сентябре 1986 года.

Обожаю этот строгий черный дизайн
Обожаю этот строгий черный дизайн

SG-1000 не выходила в США по причине кризиса. Mark III переделали в Master system специально для Америки, и подписали договор с компанией Tonka, специализирующуюся на производстве игрушек. По убеждению Сеги, что Tonka поможет продвигать консоль как игрушку, как это было у Nintendo.

И не смотря на проделанную работу, у Сеги оставалась одна большая проблема - Famicom/NES. Как бы не старался аркадный гигант продвигать свое детище, но у него не было отличительного маскота, рекламная компания желала оставлять лучшего, а тут еще и малое количество игр из-за политики конкурента. А в 1987 еще и PC-Engine объявляется на Японском рынке как первая 16-битная консоль, успешно конкурируя с Nintendo.

Да, Master system вышла позже в Европе и Бразилии, где стала очень популярной. Однако принести большой прибыли эти рынки не могли. Уже тогда основными считались родная Япония и США, возможно, второй даже более важным.

И как итог, было продано консолей в диапазоне от 10 до 13 миллионов копий. Что не идет не в какое сравнение с Famicom/NES, продавшейся в более 60 миллионов устройств к концу своего жизненного цикла.

Раунд Третий. Большой успех Sega, просчеты Nintendo и NEC

Выпуск PC-Engine в Японии стал тревожным звоночком для Sega, что пора переходить на новое поколение консолей. Тогда в 1987 началась разработка новой консоли - Sega Mega drive.

Но кто такой этот ваш PC-Engine? Откуда взялся и как стал серьезным конкурентом Nintendo?

NEC - Японский производитель персональных компьютеров, который доминировал на рынке.

Микрокомпьютер NEC APC 1982 года выпуска
Микрокомпьютер NEC APC 1982 года выпуска

NEC объединилась с Hudson Soft, первые делали железо, вторые - программную часть. Забавно, что изначально NEC предложила свои графические чипы большой N, которая отвергла предложение. Тогда глава компании решил не терять все наработки в пустую и просто выпустить свою консоль.

NEC была крайне успешна у себя на родине. Более 500 тысяч проданных устройств за две недели. Все благодаря хорошему дизайну, понятному железу для разработчиков и множество игр от сторонних студий. Такой успех означал одно - надо выходить в Северной Америке, но об этом немного позже.

Параллельно этому Sega выпускает свою Mega drive в октябре 1988 года.

И снова провал в Японии. Более 400 тысяч проданных устройств за первый год. Провал обусловился выпуском Super Mario Bros 3 неделей ранее и запуском более эстетически привлекательной PC-Engine. И до самого конца поколения Mega drive так и останется позади Nintendo и NEC на родине.

Спустя три месяца консоль выходит в США. Первым делом немного переделали дизайн и название.

Затем разорвали всю работу с Tonka, начав работать напрямую через свой американский офис, которым руководил Майкл Кац. Он же начал первые шаги в агрессивный маркетинг с лозунгом: "Genesis делает то, чего не делает Nintendo". Параллельно рекламной компании шло развитие собственных игровых серий и их большему брендированию. Новые игры и продолжения получали хорошую критику. Но не смотря на все это, из запланированных продаж в миллион устройств был выполнен лишь на половину.

Однако, в сравнении с NEC, они достигли успеха.

Консоль переделали специально для США
Консоль переделали специально для США

PC-Engine решили полностью переделать для нового региона, что задержало выпуск. Релиз омрачался не самой хорошей игрой в комплекте и слабой рекламой. И как бы компания не старалась, но TurboGrafx-16 не суждено было покорить рынок США.

После не выполненного плана продаж Кац был уволен, на его место поставили  Тома Калинского в 1990 году.

Калинский ничего не смыслил в видеоиграх, но был отличным маркетологом и продажником. Он решил сделать четыре важны шага, которые сделают Genesis лидером рынка:

  • Снижение цены на консоль
  • Класть в комплекте с устройством  Sonic the Hedgehog, вместо  Altered Beast.
  • Вести агрессивную рекламную рекламу в сторону Nintendo
  • Создавать игры специально для Американского региона

Когда Том сказал об этих намерениях, то совет директоров во главе с Хаяо Накаямой были недовольны. После недолгого обсуждения Накаяма сказал: "Я нанял тебя, чтобы ты принимал решения для Европы и Америки, так что давай и делай это".

И он сделал. Все описанные до этого действия сделали Genesis самой популярной консолью в США уже к концу 1991 года. Соник стал маскотом компании, игры по нему были обласканы и критиками и игроками, а рекламная компания делала Сегу "Крутой" в сравнении с Nintendo, делая акцент на blast processing.

Большая N к концу 1991-ого только начала выпускать свою новую 16-битную консоль в Японии и США. За первые несколько часов на родине было продано более 300 тысяч устройств, что закрепило успех Nintendo на рынке, ведь вышли громкие продолжения хитовых игр с Famicom. А для запуска в США в комплект и вовсе начали класть  Super Mario World!

SNES справа, Super Famicom слева
SNES справа, Super Famicom слева

Однако, SNES не смогла сразу стать хорошим конкурентом. Да, по графике и технологиям она легко уделывала Genesis, вот только игр было мало, и это нормально. Консоль только вышла, а игры все еще находятся в производстве.

Раунд четвертый. Жестокие игры, новый подход Nintendo и чехарда с аддонами

В 1992 году выходит игра, из-за которой придумали возрастное ограничение для видеоигр -  Mortal Kombat. Спустя год выходят версии для домашних консолей SNES и Genesis. Версия для SNES была максимально близка к аркадному оригиналу, за одним исключением - кровью.

 

Новое устройство от Nintendo продвигалась как семейная консоль, направленная на все возрастные группы. Однако версия для Genesis была признана лучшей, как раз таки из-за наличия крови. Сотрудники большой N думали, что за цензуру игры их поблагодарят родители детей, но неожиданно стали получать критику за отношение к своим игрокам как к малым детям.

Sega же получила высокие продажи устройств благодаря отсутствию цензуры, но получили проблему - слушание в конгрессе США о запрете жестоких игр на консолях, где представители компании предложили создание рейтинговой возрастной комиссии для видеоигр. Такой итог устроил всех и добавил только больше пиара для Sega.

После этих событий Nintendo взяла курс на становление такой же "Крутой" компании, консоли и видеоигр, параллельно отказавшись от самоцензуры.

Но ни одними консолями шла война, не стоит забывать и про аддоны к устройствам. Sega решила играть в игру: "Это есть/будет у Nintendo? У нас должно быть тоже!"

Большая N планирует выпустить CD-аддон к SNES? Мы выпускаем тоже, и плевать, что он почти не работает.

У конкурента есть Super FX? Тогда у нас будет Sega Virtua, используемый всего раз. Хоть чип и вышел отличным но покупать игру за 100 долларов мало кто стал.

По такой же логике Sega планировала выпустить свое VR устройство, которое решили отменить, хоть и были рабочие прототипы.

Но компания шла еще дальше. Уже тогда у них был свой условный Steam/PS Store. Sega Channel

А незадолго до выхода Sega Saturn Американское подразделение выпустило Sega 32x, чтобы оставить интерес к увядающему Genesis.

Которая как и CD-аддон работала с трудом и игр хороших вышло мало.

Все это подкосило репутацию платформодержателя к выходу нового поколения консолей.

Nintendo в свою очередь успешно использовала свой чип Super FX.

Да, CD-аддон тоже разрабатывался, но из-за череды определенных событий его отменили, растеряв немного интеллектуальной собственности.

Все это помогло компании сохранить свою репутацию.

Итоги войны

Такая жаркая и долгая борьба привела нас к 49 миллионом проданным SNES и 39 миллионам проданных Genesis.

После 1993 года начался 1994, принесший нам две консоли: Sega Saturn и Sony PlayStation. И без лишних предисловий, Saturn проиграл. Плохое железо, плохой маркетинг, поврежденная репутация, отсутствие игр от сторонних разработчиков и в целом малое количество игр. Все эти проблемы оставили новую консоль от Сеги далеко позади PlayStation и, вышедшей позднее N64.

Sony и Nintendo поделили рынок почти пополам, но победителем выйдет Sony, которые в какой-то степени спровоцируют следующую значимую консольную войну.

Nintendo пересмотрит свою политику консолей и видеоигр, итогом которой станет выход из гонки более мощного железа.

NEC ушла с рынка консолей, их приемник PC-Engine не был консолью с 3D графикой, поэтому был предан забвению.

А Sega... Sega навсегда уйдет с консольного рынка уже в 2000-ом. Оставшись в сердцах многих игроков, как создатели одной из самой важной консоли, любопытных и революционных решений, которые попросту опередили свое время.

А нам остается только удивляться упертости Sega, у которой было множество проблем. Однако она смогла стать достойным конкурентом Nintendo.


Лучшие комментарии

Bergel 5 декабря 2022, 19:03

Рад стараться. На самом деле подобные комментарии очень мотивируют на создание новых блогов. Так что спасибо и тебе.

Bergel 5 декабря 2022, 18:40

Всем спасибо за внимание и прочтение. Этот блог пережил свое полное переосмысление, т.к. планировал рассказать изначально обо всех консольных поколениях и войнам компаний за внимание игроков. Но потом решил сосредоточиться на двух главных консольных войнах, о второй расскажу в следующий раз.
Обязательно пишите, что думаете об этой консольной войне, и обязательно пишите о том, что не написал я. Хотелось просто сосредоточиться на самом главном, иначе этот блог никогда бы не вышел.
А у меня все. Всем добра.

Dan Smith 7 декабря 2022, 19:29

Железо не делает консоль. Определенные проблемы в том поколении были у большинства консолей того поколения (и разработчики воротили нос от многих) — наиболее эпично обосрались Атари и 3DO. Ну, а в начале продаж Сатурн, кстати, в Японии рвал даже плойку (по итогам ставшую самой успешной приставкой поколения)! (ибо там был Виртуа Файтер).
Проблема именно в подходе к игростроению.

Dan Smith 7 декабря 2022, 13:52

>Плохое железо, плохой маркетинг,
Маркетинг как раз был офигительным, и в японии консоль продалась вполне неплохо.
Победа Нинтендо над Сегой заключалась в том, какие игры предлагали консоли. Нужно помнить, что значительная часть игровой библиотеки Сеги составляли порты с аркадных автоматов, что и наложило отпечаток на разработку других игр студии: идеология «аркада у тебя дома» привела к тому, что собственные тайтлы сеги были ураганными по скорости требовательными к реакции игрока и относительно короткими. Нинтенда делала ставку на другое: визуальную красоту, нарратив и длительность. Оказалось, что второй подход оказался более востребованным, и впоследствии нинтенда проиграла сони именно потому что у сони это было выражено еще ярче.

Bergel 7 декабря 2022, 15:57

Плохой маркетинг был в начале продаж консоли. А железо признано плохим, многие разрабы просто отказывались выпускать игры на Saturn.

Читай также