Вступление
Издревле, компания Blizzard была известна тем, что выпускала исключительно хиты. Не просто хорошие игры, а именно хиты. Однако сейчас при мелькании в новостях они фигурируют исключительно в скандалах. Как же Близзард превратились из героев в персонажей желтой прессы? Давайте разбираться. И для начала мы начнем с…
WarCraft 3: Frozen Throne (2003)
Многие не помнят, но запуск Фрозен Трона тоже был неидеален. Баги, тормоза, стабильные выкидывание через 2 часа, лишь частично доступная кампания за орков и прочее. На что старожилы мне скажут: «Ты чего, я покупал диск и багов там не было». А я отвечу: «В Америке игра вышла 1 июля 2003, а в России только 16 октября». И соответственно, на диске от Софт-Клаба (российского издателя) игра включала почти все патчи. На данном примере я вообще хотел показать один из самых важных моментов в играх старых Близзард. В отличие от многих других контор, которые выпускали игру, и, в лучшем случае, выпускали один-два патча, Близы всегда поддерживали свои игры на протяжении долгого (очень долго) времени. Что изменилось только при выходе Рефорджа. Когда последняя вышедшая новость об игре датируется августом прошлого года, последний патч вышел больше года назад, а рейтинговые игры так и не были введены.
World of WarCraft (2004)
Игры Blizzard всегда были ориентированы на совместную игру, но лишь с выходом ВоВа они решили опробовать себя в исключительно сетевых забавах. Громкое имя разработчика, кующего исключительно хиты, и обещания перевернуть жанр сделали своё дело. Сервера попросту не выдержали наплыва игроков и регулярно падали, образовывались тысячные очереди, а то, что вы подключились, не гарантировали, что не произойдет вылет. Близзард удвоили количество серверов, но даже это не спасло. Пришлось даже временно прекратить поставки коробочных версий в магазины.
Тут нужно сделать уточнение, что все популярные онлайн игры на старте имеют проблемы с серверами. Даже Амазон, владеющие всеми серверами мира, на старте New World имели очереди, да ещё какие. Ну, а проблема с нагрузкой на сервера будет преследовать Близзард и по сей день. Последним подобным отличился запуск ВоВ классики.
Ещё нельзя не упомянуть известный баг с чумой порченной крови. Дебаф, наносящий постоянный урон и передающийся подобно заболеванию от игроков, петов и НПС, который должен был работать только в определенной локации, однако благодаря всё тем же петам смог выбраться за пределы локации и заразить весь сервер. Города были заполнены трупами, а выжившие пытались убежать в сельскую местность, однако всего один зараженный мог заразить небольшое поселение. Ничего не напоминает?
StarCraft 2: Wings of Liberty (2010)
После выхода ВоВа, Близы решили бороться с пиратством необходимостью постоянного подключения к интернету своих продуктов. И начать они решили с этой игры. Результат классический — нагрузка на сервера, невозможностью подключиться и играть в купленную лицензионную игру, но были и более интересные багги. Например, игра сжигала видеокарты из-за отсутствия ограничения фпс — некоторые экраны игры, представляли из себя картинку, которую многократно обрабатывал компьютер. И на мощных видеокартах это представляло опасность перегрева и вывода её из строя.
Diablo 3 (2012)
Новый релиз — новые проблемы с серверами и наплывом игроков. Знаменитая ошибка 37 сигнализировала о загруженности сервера с последующим выкидыванием из игры или вовсе не давала зайти. Её видели все игроки, вопрос был только как часто вы её видели. Да и лагов было прилично. В целом, ошибки неприятные, но не смертельные, проблема была в большей степени в хардкорных персонажах. Поскольку их смерть была перманентной, даже небольшой лаг порой приводил к их смерти и удалению персонажа. А лаг мог произойти в любой момент.
И надо учитывать, что интернет в Европе в 2012 году был не самым лучшим. Во Франции, всего за четыре дня, было получено более полутора тысяч жалоб от покупателей касательно проблем с подключением к серверам игры. Подобные ситуации происходили и в Германии, и в Южной Корее и других странах.
Heroes of the Storm (2015)
Здесь история наоборот. Начиналось всё неплохо, а затем они всё растеряли.
Близы весьма долго сидели на пользовательских картах к Варкрафту и ничего не делали. Дота, как и другие карты, дополнительно продавали игру и издателя это удовлетворяло. Однако, когда от мода отпочковались две команды и начали пилить свои игры, тут-то Активижн и проснулась. Для начала они через суд попытались запретить Валвам использовать марку Дота. Однако юридический отдел у Клапанов тоже не лыком сшит. Поняв, что нахрапом дело не решить, а позиционная война юристами высосет слишком много денег, они разошлись полюбовно. Марка Дота осталась Айсфрогу (разработчику Доты) и Валв, а все персонажи и имена — у Близзард.
Тогда Близзард пообещали сделать свою Доту с блекджеком и шлю… Кэриган. Проблема была в нескольких вещах. Разрабатывали они её слишком долго и к моменту выхода, рынок уже поделили Валв и Риот, все остальные же собирали крохи с барского стола. Возможно, осознавая это, Близы решили изменить концепцию. Что только ухудшило ситуацию. Как бы парадоксально это не было, но, несмотря на, большое количество карт и заданий игра оказалась ещё более… однообразной. Игра вышла и на старте была довольно популярной. Но ей не хватало глубины, а более короткие сессии только усугубляли проблему и уже через 10 часов (что смешно для онлайн игр) вы увидели весь контент и все уникальные ситуации. В итоге поиграв, люди уходили из игры и больше не возвращались. Как-то изменить ситуацию разработчики не смогли, и сейчас апдейты для игры выпускаются крайне редко, а положительного движения не было обнаружено.
WarCraft 3: Reforged (2020)
Наконец, мы дошли до Рефорджа. Моё мнение будет немного отличаться от общепризнанного. Я считаю, что игра не настолько плоха, как её ругают. 0,6 на метакритике — это больше хайповый хейт, чем объективная оценка. На мой взгляд, игра заслуживает крепкие 6 баллов из 10. Но для этой игры — это провал. Но он бы оставался провалом и при 5-6. Рефордж — это крайне ленивый и дешевый перенос классики, но это всё ещё варкрафт 3.
Тем не менее, меня интересует, чем же занимались разработчики из Близзард? Все модельки перерисовывали малазийские разработчики из Lemon Sky Studios, а помимо этого, работы там кот наплакал. Чуть перерисовали интерфейс и менюшку игры — потрясающе. При этом кто-то наверху решил, что удаление старой игры на релизе — это замечательная идея. Добавим к этому баги, отсутствие некоторых функций, отсутствие обратной связи с покупателями — из-за чего не все знали, что ролики переделываться не будут. Данный момент они решили за полгода до релиза, но узнать об этом покупатели могли только если активно следили за новостями. А на самом сайте вплоть до релиза висела инфа о 4 часах переделанных роликов, на деле они только подтянули разрешение, да смешно нарисовали битву с Иллиданом.
Сами модельки детальные, смотрятся неплохо… в вакууме. Но в игре, из-за излишнего закоса в стиль современного вова, при игре сверху, различить кто есть кто, довольно сложно. Портреты не харизматичные — в старой игре там был отдельный 3Д-бюст персонажа, с четким углом, освещением и анимацией специально заточенной под особенности и ограничения графики. Здесь же закрепили примерно такой же угол и как в старом мультике сказали: «Итак сойдет». Российским пользователям ещё и не повезло с озвучкой — она оказалась очень блеклой и унылой.
Впрочем, не со всеми обвинениями я согласен и это не худший ремастер в мире, как вам пытаются его продать. Просто очень ленивый и бездушный, а Варкрафт заслуживает большего.
Diablo2 Resurrected (2021)
Хотя игру разрабатывала студия Vicarious Vision, я всё же добавлю игру в список.
Ещё один ремейк, но более основательный, хоть и не лишенный недостатков. В этот раз основная проблема опять связана с серверами, однако если вы создаете локального персонажа, то всех этих проблем вы не увидите. Причина состоит в старой игре, которая фоном идет, а вместе с ней переехали и старые ошибки. Это красиво смотрится в пресс-релизе, и вы можете пару раз прожать кнопку чтобы увидеть было/стало, но самой игре она нафиг не нужна и большую часть проблем они бы избежали. Моя единственная серьезная придирка — это чрезмерное затемнение картинки на манер первой части. Из-за чего приходится постоянно щуриться, чтобы увидеть, что там вокруг происходит. Читаемость игры вообще упала — можно трижды пробежать мимо сундука и даже не заметить этого.
Остальные проблемы не такие серьезные. Угробленный дизайн лиц женских персонажей? Да. Но играть вы будете с видом сверху. Полоску выносливости оставили? Да, но к концу первого акта у вас уже будет достаточно выносливости, чтобы особо не заморачиваться. Могли сделать поудобнее управление с автоматическим прожиманием скилов, без необходимости нажимать кнопку мыши? Могли, но играется всё ещё нормально. Потому что игра заточена была на такое управление. Это всё ещё отличная игра и ремейк с точечными изменениями её не испортил.
ИТОГ
Говорить, что Близы скатились, а недавно были ого-го, я думаю, не стоит. Скатывались они очень долго, и наконец, они оказались, где оказались. И как мне кажется причиной всего этого стал… их успех.
После WoW они уже никогда не были прежними. Этот успех натолкнул глав на мысль, что незачем делать одиночные игры, они не настолько прибыльны, в них сильно развито пиратство (а это потерянная прибыль). И даже если они и делали одиночные игры, то после ВоВа всегда добавляли обязательную привязку к интернету. Эта жадность с годами только усиливалась. В Диабло они очень долгое время хотели монетизировать игру дополнительно за счет аукциона. И только когда они вырезали аукцион из игры, лут наконец начал работать. Но в Diablo Immortal он снова вернется. Для Близзард игры перестали быть играми, а стали продуктом, который необходимо максимально монетизировать. А классическая фраза when its done, говорящая, что игры выйдет только когда она будет готова, превратилась в конкретную дату, чтобы инвесторы и главы студий были довольны, даже если сама игра ещё не готова.
Небольшая группа людей горящих идеей сделать лучшую игру в мире сегодня, превратилась в крупного игрока, корпоративного придатка Активижн, который уже не может ничем управлять. Ни тем, какие игры они выпускают, ни тем когда, ни даже тем, что происходит внутри самой студии. Там всё ещё есть люди, которые горят идеей, но что-то изменить они не в силах. Так что, думаю, она превратится в Bioware, т. е. лишь тень себя старой, которые просто сидят на старых заслугах и имени, хотя старых разработчиков там уже давно нет.
Лучшие комментарии
Хороший блог, ставлю лайк.
Хорошо, когда рассматривают огрехи «святых коров» геймеров.
Спасибо. Так вот перечитываешь текст 4 раза и просто не видишь ошибки. Редакторы текста тоже подобные косяки не видят.
Так и не увидел ответа на данный вопрос. Хотя известно, что после выхода WoW Близзы активно начали расширяться, а за одно и менять всю структуру компании — многие (в том числе и несколько бывших сотрудников Близзард) считают что скатываться компания начала именно тогда.
В последнем сильно сомневаюсь. Помню, где-то за пару месяцев до всех скандалов видел статью со списком ушедших сотрудников и в целом статистикой по текучке кадров. Судя по ней за последние несколько лет из Близзард свалили все, кто имел хоть крупицу таланта.
Ну исправьте пожалуйста, а то глаза режет. Прямо в самом начале же, только начал читать, а тут такое.
riper900Наверное это потому что Котик сунул свои лапы в близард а именно с аддона burning crusade как одна из причин почему близы начали скатываться.
Не думаю, что прям все (только ситхи всё возводят в абсолют). Но те, кто есть, явно не могут ничего изменить.
Тут ты прав. Всё немного не очевидно. Постараюсь немного расширить выводы.