10 октября 2021 10.10.21 5 2458

Chameleon. Splinter Cell от авторов Mafia?

+13
 

Ролик по игре Chameleon

Моё почтение!

Помните стелс-миссии из первой Мафии? Вот Вы, например, хотели бы видеть побольше такого контента в игре? А что, если я Вам скажу, что существует отдельная, полноценная stealth-игра от авторов  Mafia: The City of Lost Heaven, причём сделанная на том же самом движке? Всё это с некоторыми оговорками, конечно. Часть команды разработчиков гангстерского экшена практически сразу после успеха своего творения, приступила к работе над необычным проектом под названием  Chameleon. Формально игра создавалась под логотипом дочерней студии Silver Wish Games.

 

Древний официальный трейлер игры

Разработка «Хамелеона» была закончена ещё в 2003-ем, однако издательство Gathering of Developers, с которым чешские разработчики на тот момент тесно сотрудничали, в этот раз отказало в помощи своим партнёрам, поэтому Chameleon отправился «в кубышку» до лучших времён, что, как Вы понимаете, на успех игры благоприятно повлиять ну никак не могло. По итогу аж двух лет поисков, издателем выступила некая мелкая контора Cenega Czech, а сама игра увидела свет лишь в мае 2005-го года. Плюс ко всему, из-за слабого финансирования проекта, игру решили выпустить только в России, Польше и, собственно, Чехии, причём ограниченным тиражом. Официального релиза на западных рынках так и не случилось, поэтому там о «Хамелеоне» вообще мало кто слышал. Честно говоря, я и сам ничего не знал об этой игре до недавнего момента. После одного из недавних стримов, по совету постоянных зрителей, я обратил внимание на «Хамелеон». И решил попробовать установить-поиграть, а заодно и поделиться своими впечатлениями и мыслями о таком любопытном проекте. Само собой, постарался сделать адекватную поправку на время, что лично для меня никогда проблемой не было, ибо частенько поигрываю во всякое старьё времён PS2/PS3, да и устаревшей графикой и технологиями меня довольно трудно расстроить.

Обложка лицензионного jewel-издания игры от 1С, которое я видел «вживую» один единственный раз
Обложка лицензионного jewel-издания игры от 1С, которое я видел «вживую» один единственный раз

В цифровом варианте игру купить на данный момент нельзя, поэтому пришлось поднимать чёрный флаг и отправляться в пиратскую бухту. Вообще, когда-то давным-давно мне попадалось на глаза jewel-издание, но оно тогда стояло на витрине рядом с отборными отечественными «шедеврами», вроде « Бумера», так что на «Хамелеон» даже внимания как-то не обратил. У нас в России диски штамповались компанией 1С, а проект, кстати, получил полную русскую локализацию. Правда, случилось это, вроде как, только спустя год после чешско-польского релиза игры.

Что же такое Chameleon? Это шпионский экшен с элементами стелса, который, чисто теоретически, должен был стать конкурентом  Splinter Cell и  Hitman — да, в игре были и элементы социального стелса. Работал проект на LS3D — собственном движке Illusion Softworks, том самом, который использовался при создании оригинальной «Мафии». И, знаете, это прям очень сильно бросается в глаза. Когда только-только запустил «Хамелеона», первые несколько минут было ощущение, что сейчас меня либо отправят п**дить документы из огромного поместья, либо переоденут в морячка и заставят чистить сортиры. Какого ещё стелса можно было ожидать от авторов «Мафии»?

Заменить все тачки на американские автомобили 30-х, и игру легко можно будет спутать с Mafia
Заменить все тачки на американские автомобили 30-х, и игру легко можно будет спутать с Mafia

Шутки шутками, а миссия со сменой одёжки тут одна, всё-таки, действительно была. И, также как в оригинальной «Мафии», это был полностью предусмотренный разработчиками момент. То есть, никаким «Хитманом», с которым некоторые критики тех лет пытались сравнивать игру, тут даже и не пахло. Chameleon по духу был ближе к похождениям Сэма Фишера, только с гораздо менее разнообразным геймплеем. Графику в «Хамелеоне» заметно подтянули, по сравнению с той же «Мафией». Плюс, к графическому движку прикрутили ragdoll-физику. Да и сам персонаж стал более подвижным: можно было и ползать по земле, и выглядывать из-за угла, и лазать по лестницам. Перекаты тоже остались на месте. Chameleon была игрой про локальные операции, а не про открытый мир, поэтому уровни здесь вышли хоть и просторными, но линейными, а транспортом пользоваться не разрешили, за исключением одной единственной миссии, хотя он тут иногда разъезжал по улицам той или иной локации. Мне игра немного напомнила «Мафию», наверное, только некоторыми анимациями: довольно медленный бег, сильно приближенная к спине камера; плюс, похожая система взаимодействия с объектами — через контекстное меню, ну и по мелочи. В остальном же, разработчики, вероятнее всего, вдохновлялись своей же собственной серией тактических шутеров под названием  Hidden and Dangerous.

Пара слов о сюжете

По части сюжета у игры всё неоднозначно. Я ожидал от авторов Mafia чего-то оригинального и проработанного, но сценарий вышел очень средненьким. Главный герой, безымянный, кстати — только что уволенный по своей вине агент ЦРУ, родители которого однажды погибли у него на глазах от руки таинственного киллера-снайпера. Освободившись от службы, экс-агент начинал распутывать старый клубок той самой истории, и с помощью своего хорошего друга и уже бывшего коллеги пытался отыскать хоть какие-то зацепки по давно закрытому делу.

По сути, весь сюжет игры — это скитания персонажа по миру, добыча информации и ликвидация всех причастных с смерти родственников бандитов. Причём, количество стран, куда героя забрасывало расследование, оказалось весьма впечатляющим: от Ирландии и США до Кубы и Афганистана. Одна из миссий вообще происходила на территории Молдавии, где на улицах были припаркованы до боли знакомые автомобили, на стенах находились советские плакаты, над площадью возвышался Ленин, в кабинетах висел Горбачёв, а потенциальным противником мог стать аутентичного вида милиционер. События игры, кстати, происходили где-то в начале-середине 90ых.

Теперь о геймплее

Игровой процесс Chameleon оказался достаточно примитивным. Мне поначалу показалось, что игра будет этакой песочницей в стиле «Хитмана» — масштабные карты на это намекали. Но предположение оказалось неправильным. На стелс-миссиях, где поднимать тревогу было запрещено, цели и задачи постепенно появлялись на карте, одна за другой, а путь к их выполнению зачастую был одним единственным. То есть, иногда игра буквально вела игрока за руку. Конечно, это происходило не всегда, но «Хамелеон» состоял из таких миссий более чем на 50%.

Например, гигантский, на первый взгляд, аэродром с огромными ангарами и патрулирующими, караулящими военными на поверку оказывался чуть ли не коридорной миссией с кучей заскриптованных противников. Которые ещё и довольно-таки туповатыми оказались, в чём я убедился, когда прямо под носом у стреляющих солдафонов прилёг отдохнуть и… они просто успокоились. Механика с индикатором освещённости была ещё в Splinter Cell, да и миссии там в основном были ночными, но в «Хамелеоне» аналогичную довели чуть ли не до абсурда. Вражины иногда замечали моего экс-ЦРУшника с расстояния в добрую сотню метров на светлом участке территории, но при этом не могли разглядеть его в полутора метрах от себя в еле-еле заметной тени.

— Видишь шпиона?— Нет…— И я не вижу. А он есть!
— Видишь шпиона?
— Нет…
— И я не вижу. А он есть!

Важнейшими элементами стелс-механики были перетаскивание тел и отключение камер слежения на время, за которое нужно было, как правило, успеть взломать какой-нибудь замок, нейтрализовать кого-то или просто перебежать в другое помещение. Вообще, у меня проблем со стелсом в игре практически не было, да и далеко не все миссии нужно было проходить именно тихим способом. Некоторые уровни можно, а иногда и нужно было пробегать с оружием наперевес. Интересно, что вражеские стволы испарялись сразу же после смерти своих владельцев, а на уровнях крайне редко можно было отыскать хотя бы патроны для своего огнестрела. Иногда приходилось вступать в открытые перестрелки с противниками — для того, чтобы нормально и более-менее точно стрелять, приходилось сначала какое-то время ждать, пока сводилось перекрестие. Аптечки, раскиданные по уровням, отправлялись в инвентарь, а при их применении главный герой испытывал, видимо, самый настоящий оргазм. По крайней мере, в официальном дубляже. Возгласы вроде «О-о-о, да-а-а!» можно было услышать при каждом применении аптечки.

Пришёл, увидел, придушил
Пришёл, увидел, придушил

Как правило, свой арсенал нужно было комплектовать перед стартом очередной миссии. Тоже самое касается и гаджетов, вроде бинокля, прибора ночного видения и какого-нибудь условного шокера. У главного героя даже зонд в распоряжении был. Примерно такой же, какой использовал «Семён Рыбак» на своих спецоперациях. Необходимые для успешного выполнения поставленной задачи девайсы выдавались автоматически. Микрофон, камера и прочие шпионские штучки по прямому назначению юзались, к сожалению, крайне редко — только по заданию на определённых уровнях.

Нелетальное оружие, вроде шокера и арбалета с дротиками использовалось крайне редко, на тех миссиях, где у главного героя отбирали нормальные пушки или же заставляли играть по-тихому. Во всех остальных случаях, он нам был, как говорится, на**й не нужОн, стелс ваш. Во-первых, с собой на очередное задание можно было взять огнестрел с глушителем и уже не тратить кучу времени на вырубание противников, а во-вторых, в игре не было никакой системы рейтинга и уж тем более каких-то отдельных поощрений за бесшумное прохождение. Уровней было много, правда, некоторые из них подглядели у других шпионских игр, ну или это была своеобразная отсылОчка. Перестрелка на движущемся поезде мне уж очень напомнила первого « Солдата Удачи», а сцена с падающим самолётом — оригинальный  No One Lives Forever.

В целом, игра получилась несложной. Однако, испытывать судьбу не стал, и проходил «Хамелеона» на обычном уровне сложности. Под конец я немного устал от игры. Стелс-механик для продолжительности в примерно 7-8 часов оказалось маловато. Стрелять тоже не сказать, чтобы было очень приятно.

Ещё немного о сюжете

Сценарий, на мой непритязательный и непрофессиональный взгляд получился банально слабеньким. Главный герой, безымянный, я напомню, путешествовал по всему миру в поисках убийц своих родителей, но игра ровным счётом ни-че-го не рассказывала ни о протагонисте, ни о родителях, ни о каких-либо других персонажах. Антагонист и прочие мелкие злодеи тоже должным образом не были раскрыты. На финал была припасена пафосная речь главгада в духе «ничего личного — только бизнес», и хеппи-энд, где главному герою, отставнику, по законам шпионского жанра, в финальном ролике предложили вернутся на службу. Почти все персонажи игры — это самые настоящие статисты, которым экранного времени отводилось на примерно полторы-две реплики. Единственный персонаж, которого я запомнил, это преступница по имени Кончита, и то только из-за имени. В общем, такое себе.

И ладно бы, наш ЦРУшник раскрывал какой-нибудь интересный мировой заговор или ещё что-то в этом духе, тогда и его личностью можно было бы пренебречь. Но Chameleon — это детектив о личной мести конкретного человека конкретным людям, а не банальный боевичок. По крайней мере такой игра пыталась казаться с первых минут сюжета. По факту же, к концу истории дело доходило до полноценных военных действий в Афганистане, причём даже с покатушками на военной тачке. Знаете, не такого сухого сюжета я ждал от авторов «Мафии». Под конец «Хамелеон» походил уже на какой-то  Project IGI (если помните такой шпионский тактический шутер), разве что, от третьего лица (хотя вид от первого лица в игре тоже был).

К концу игры stealth-action превращался уже в полноценный боевик с покатушками на военной тачке и открытыми перестрелками в самой гуще военного конфликта
К концу игры stealth-action превращался уже в полноценный боевик с покатушками на военной тачке и открытыми перестрелками в самой гуще военного конфликта

Недочёты геймплея и сюжета слегка компенсировались на удивление качественным саундтреком и неплохой атмосферой некоторых локаций. У локализации, кстати, были некоторые «косяки», несмотря на то, что озвучкой занимались профессиональные актёры дубляжа, вроде Дмитрия Полонского (официального голоса Кузи, ну или Вуди Харельсона, кому что ближе).

Именитый актёр озвучания Дмитрий Полонский («Кузя», «Крутой Уокер») «подарил» свой голос главному герою игры
Именитый актёр озвучания Дмитрий Полонский («Кузя», «Крутой Уокер») «подарил» свой голос главному герою игры

К примеру, винтовку ДрагунОва здесь почему-то называли «винтовкой ДрагУнова, ну и по мелочи пара-тройка огрехов тоже было. Вообще, к технической стороне «Хамелеона» у меня почти нет претензий, но по ходу прохождения несколько раз сталкивался с довольно неприятными мелкими багами, которых даже стал побаиваться. Игра мало того, что старая, так ещё и малоизвестная, поэтому нужных патчей могло просто не оказаться в природе. Но в целом игра работает стабильно, по крайней мере на 10ке. Другой вопрос, что купить её сейчас нигде нельзя. Ну, разве что, на барахолке какой-нибудь диск можно, наверное, отыскать. Так что, если захотите поиграть, вы знаете, что делать.

Встретиться лицом к лицу с багом в старой малоизвестной игре — очень опасное приключение
Встретиться лицом к лицу с багом в старой малоизвестной игре — очень опасное приключение
«Лифт — для слабаков» (с) Часть присяги местных американских полицейских
«Лифт — для слабаков» (с) Часть присяги местных американских полицейских

По итогу, игра мне скорее понравилась, чем нет. На момент мая 2005-го, когда «Хамелеон» поступил в продажу, уже год как вышли « хитмановские контракты», а двумя месяцами ранее, в марте всё того же 2005-го, отгремел релиз великолепной « Теории Хаоса», поэтому на их фоне игра смотрелась ну очень слабенько. И это я ещё назвал самых очевидных конкурентов в рамках жанра. Однако, учитывая малобюджетность проекта и огромную задержку с выпуском готовой игры, получилось вполне себе неплохо. Конечно, слабо верится, что в 2003-ем году «Хамелеон» стал бы хитом, но смотрелся бы уж точно поинтереснее. Короче, если фанатеете от шпионских фильмов и игр, а всё самое культовое и не очень уже пройдено, то «Хамелеон» вполне может оказаться не самым плохим вариантом скоротать пару-тройку вечеров. Ну, а на этом, пожалуй, всё. C вами был Funtast, удачи и до новых встреч!


Лучшие комментарии

Вот уж действительно умудрились так тихо выпустить игру, а потом ещё так спрятать её среди «шедевров» с однотипными обложками на дисках, что удивительно, как о ней вообще вспомнили. Название игры попадалось в те времена, но по вышеупомянутым причинам даже не интересовался, что же это такое. Благодаря этому блогу заинтересовался, скачал, прошёл уже несколько миссий, оказалось, что неплохую игру тогда пропустил, спасибо! Не шедевр, но на безрыбье и Хамелеон — Фишер. :D

Так точно :)
Любопытный проект, как ни крути.

Один из немногих стеллсов на ПК, что я так и не поиграл. Лет 5-10 назад хотел, но она упорно отказывалась запускаться. А сейчас уже и пробовать особо не на чём. 

Но вообще забавно, насколько неправильно игру позиционировали. До сих пор она у меня ассоциируется с типичным трешем начала нулевых, с играми, запускать которые стоит только смеха ради. При обязательном наличии друзей и пива. А тут, оказывается, полноценная игра...

Пока смотрел вспомнил стелс-эпизоды из Soldier of Fortune 2. Уж больно похожая эстетика и интерфейс.
А вообще даже не верится, что это движок первой Мафии.
ЗачОт!

Кстати, надо бы перепройти второго «Солдата». Уж насколько давно играл, что даже и забыл про тамошний стелс.
Спасибо :)

Читай также