2007 год в игровой индустрии был невероятно богат на значимые релизы. Можно сказать, что это был год зарождения одних из самых важных для игровой индустрии франшиз: Assassin’s Creed, Mass Effect, Bioshock и, наконец, The Witcher.
О Ведьмаке я всегда был наслышан, но никогда не прикасался к этой франшизе — ни к книгам, ни к играм, ни к сериалу. Однако в последнее время стал замечать, что почти все люди в моём окружении если и водили знакомство с франшизой, то только за счет игры в третью или иногда во вторую часть серии. А вот первую часть, почему-то, оставили за бортом. И я задумался, мол, неужели первая часть такой нашумевшей серии не прошла проверку временем? И я решил найти ответ на этот вопрос в самой The Witcher. И оказался весьма удивлен.
Разработала игру польская студия CD Project RED. Изначально студия занималась обычным портированием Baldur’s Gate: Dark Alliance на PC, но из-за угрозы банкротства Interplay поляки начали думать о том, куда деть уже имеющиеся наработки. Выбор пал на попытку игровой адаптации популярной серии книг Анджея Сапковского — «Ведьмак». Автор был не против и после 5 лет работы, переосмыслений и прочих творческих и производственных проблем, в октябре 2007 года, The Witcher всё же увидел свет.
После войны между северными королевствами и Нильфгаардом прошло 5 лет. Люди пытаются встать на ноги после опустошительной войны, всюду свирепствует чума, на дорогах развелось огромное количество различной нечисти, так ещё и нелюди - эльфы и краснолюды — бунтуют против расовой сегрегации, уходя в леса и пополняя ряды партизан, известных как Скоя’таэли.
Завязка сюжета стартует с момента обнаружения в лесу несколькими ведьмаками их старого товарища — Геральта из Ривии, которого на тот момент все считали погибшим. Он практически полностью потерял память и знал лишь своё имя. В течении нескольких дней его заново обучают в крепости Каэр Морхен азам ведьмачьего искусства, однако идиллия быстро заканчивается — на крепость нападает шайка бандитов, кличущих себя Саламандрами, под руководством неких Профессора — алхимика и Азара Яведа — чародея отступника. Им удается проникнуть вглубь крепости и украсть ведьмачьи мутагены и различную литературу с ведьмачьими секретами. Зачем им это нужно? Кто на самом деле стоит за этой атакой? Неизвестно. Поэтому Геральту предстоит пройти долгий и тяжелый путь в поисках мести и ответов на многие вопросы, в том числе на вопрос — «Кто я есть?»
Сюжет в игре цепляет и интригует, заставляет игрока идти дальше и узнавать больше о мире и главном герое, хоть иногда и проседает по динамике.
Вообще The Witcher поднимает достаточно много серьезных и взрослых вопросов. Тут и проблема сегрегации и расизма, цены мести, в конце концов — оправдывает ли цель средства? И вопросы не висят в воздухе, а напрямую отражаются в сюжете и дополнительных заданиях. По ходу игры игроку предстоит сделать достаточно много не самых простых моральных выборов, которые никогда не будут однозначно плохими или хорошими. По сути, в игре нет как таковых злых и добрых персонажей, ибо прописаны они все по-человечески, с присущими каждой личности темными и светлыми сторонами. Каждый персонаж в The Witcher — это многогранная личность со своими скелетами в шкафу и мнениями. Благодаря этому мир The Witcher ощущается не очередным фэнтези со спасением принцессы (хотя спасение принцессы в игре присутствует), а вполне себе реальным и целостным.
На практике в игре это реализуется стандартной диалоговой системой с вариантами ответов и небольшой постановкой. Нельзя сказать, что диалоги в игре — это разговор двух столбов, ибо иногда персонажи всё же жестикулируют, но в целом динамики в них крайне мало, хоть это и не мешает восприятию.
Что вообще из себя представляет The Witcher в плане геймплея? Это Action RPG с камерой от третьего лица, либо с изометрической камерой. По сути, оба варианта расположения камеры одинаково хорошо работают с точки зрения геймплея, разве что в изометрии клавиатура практически не нужна, и можно обойтись одной только мышью. Однако, на мой субъективный взгляд, играть от третьего лица несколько удобнее, ибо привычнее, хотя почти все основные команды остаются на мышке.
Тут сразу же стоит коснуться боевой системы. С одной стороны может показаться, что бои в игре напрочь лишены динамики, ибо противника, по идее, нужно просто заспамить ударами. Но на практике всё куда интереснее. Для того, чтобы Геральт мог успешно наносить противнику урон, игрок должен в строго определенное время нажимать кнопку удара для того, чтобы каждый последующий удар наносил оппоненту всё больше урона. Но стоит только один раз промахнуться — придется начинать серию ударов заново. А противник в этот момент может умудриться нанести игроку достаточно существенный урон. Тот темп, в котором герой может наносить удары зависит от выбранного боевого стиля. Всего их три: силовой, быстрый и групповой. Каждый подходит для определенного типа противников. Силовой — для особенно бронированных и крупных врагов, быстрый — универсальный, подходит для большинства противников, а групповой, как можно понять из названия, пригодится в сражении с крупной группой недругов, либо с мелкими и пронырливыми вражинами. Во время поединков игроку предстоит умело жонглировать боевыми стилями и успешно маневрировать на арене, благодаря чему бои в игре ощущаются весьма динамично. Правда всё же ложку дёгтя подкидывает постоянный респаун противников на тропах локаций, из-за чего от боев начинаешь очень быстро уставать. В конечном итоге с обыкновенными противниками я предпочитал не вступать в бой, в просто убегать от них дальше по дороге, чтобы не тратить своё время на бессмысленную схватку.
Для уничтожения орд врагов в The Witcher присутствует обширный арсенал вооружения нескольких типов: серебряные мечи для сражений с чудовищами и нежитью, стальные мечи для сражений с людьми, а так же кинжалы, топоры, дубинки и бомбы.
Но особняком, конечно же, стоят «знаки». Знаки — это магические способности, которые могут позволить Геральту более эффективно противостоять оппонентам. Всего их 5: Аард — силовая волна, сбивающая с ног противников и разрушающая небольшие препятствия, Ирден — ловушка по типу мины, Квен — магический щит, Игни — огненная волна и наконец Аксий, который позволяет воздействовать на разум противника. Постоянно использовать знаки во время боя не выйдет, ибо их применение затрачивает ману, которая постепенно восстанавливается. Каждый знак требует индивидуальное количество затрат маны для использования, что позволяет использовать знаки в разном порядке для достижения наибольшей эффективности. Однако знаки становятся доступны не сразу. Для начала их придется открыть, находя в различных главах камни силы. Правда, несмотря на свою эффективность, знаками пользоваться зачастую просто нет необходимости. За всю игру я пользовался только двумя знаками — Аардом и Игни. Обычных мечей было достаточно для того, чтобы совладать с большинством противников, в том числе и боссами.
Вообще с боссами вышла некая оказия. Самый первый босс в игре — Зверь — проходится достаточно непросто. Прежде чем я смог его одолеть, понадобилось с десяток напряженных попыток, но ни один последующий босс не вызывал таких сложностей, даже финальный. Возможно, под конец игры персонаж оказывается достаточно сильно перекачанным, делая из персонажа угрозу для боссов, а не наоборот.
К слову о прокачке персонажа. Ветка навыков в игре устроена весьма интересным образом. Для прокачки навыков и способностей необходимо зарабатывать «таланты», которые даются каждый раз за повышение уровня героя. Таланты разделяются по цветам: бронзовые — самые простые, серебряные — среднего уровня и золотые — самые лучшие таланты. В течении первых глав игрок не сможет зарабатывать серебряные и золотые таланты, и будет вынужден прокачивать только самые простые, базовые навыки и способности. Это не позволяет игроку прокачать персонажа слишком рано и сделать из него машину для убийств. Доступ к более сильным талантам будет открываться по мере прохождения игры и прокачки уровня героя. Кроме того, некоторые навыки можно получить только за уничтожение боссов. И то, самого факта убийства босса недостаточно. Необходимо извлечь из трупа противника определенный компонент, который впоследствии необходимо использовать для приготовления алхимического снадобья, которое, в свою очередь, уже откроет игроку доступ к навыку.
Алхимия — это достаточно весомая часть игры. Практически весь лут, который игрок находит в мире игры может использоваться в алхимии. Но недостаточно просто смешать пару трав. Для создания зелья необходимо раздобыть его рецепт, который можно либо получить по заданию, либо найти, либо купить. Затем нужно отыскать необходимые компоненты — травы, части чудовищ и т. д., а так же раздобыть «алхимическую базу» — какой-нибудь напиток, предпочтительно сильно алкогольный, на котором и будет замешиваться сам эликсир. Сами же эликсиры — невероятно нужная вещь для любого ведьмака. В боях на среднем уровне сложности их важность трудно переоценить. Они могут не только исцелять или повышать урон, но и давать возможность более активно уклоняться от ударов или сводить на нет некоторые негативные эффекты, а в некоторые локации, в подземелья, например, вообще не получится сунуться без эликсира, позволяющего видеть в темноте. Однако игроку не позволят вливать в Геральта огромное количество различных эликсиров за раз, чтобы сделать его практически неубиваемым. В игре присутствует шкала «интоксикации» эликсиров, при заполнении которой персонаж может начать терять очки здоровья. Это вносит больше баланса в боевую систему и делает её куда более глубокой.
Игровой мир в The Witcher можно назвать «условно открытым». Он разделен на несколько достаточно крупных локаций, по которым можно свободно перемещаться, однако переход на соседние локации открывается только по мере прохождения сюжета, тогда как переход на уже исследованные постепенно закрывается.
Локации в игре разнообразны и при их изучении не возникает чувства дежавю. Тут вам и грязные улочки бедных улиц Храмового квартала Вызимы, и просторные поля, болота и такие близкие нам по духу деревеньки, будто сошедшие со страниц былин. Однако визуальное однообразие в рамках одной локации зачастую приводит к сложностям в ориентации на местности. Кроме того, размер самих локаций вынуждает игрока достаточно много топать пешком, а количество бэктрекинга в квестах зачастую просто зашкаливает.
Задания в The Witcher условно можно разделить на 3 части: сюжетные квесты, побочные квесты со своей мини-историей и наконец заказы на уничтожение чудовищ. Последние интересны только тем, что вынуждают игрока покупать или находить определенную внутриигровую литературу, которая позволит ведьмаку узнать побольше о тварях, которых ему предстоит умерщвлять, дабы впоследствии игрок смог извлекать из трупов необходимые для завершения задания компоненты. А вот побочные квесты с историями зачастую могут подкинуть немало интересных ситуаций и сюжетов, которые иногда даже пересекаются с основной историей, дополняя её и расширяя лор игровой вселенной. Сюжетные квесты, пожалуй, интересуют больше всего, так как частенько подкидывают игроку возможность принять ту или иную сторону в очередном конфликте, либо же, выбирая между одним злом и другим, предпочесть не выбирать вообще. Однако именно сюжетные задания чаще всего будут заставлять игрока бегать как очумелого туда-сюда по локациям. По мере прохождения игры это будет нивелироваться возможностью быстрого перемещения между парой локаций, но такая возможность будет предоставлена всего лишь на 1-2 главы, в тот момент, когда это уже не будет настолько необходимо.
Возвращаясь к визуальному аспекту игры, стоит сказать, что в сравнении с другими крупными релизами 2007 года, The Witcher звезд с неба не хватает. Игра выглядит опрятно, но без откровений. При этом одни локации действительно доставляют глазу эстетическое удовольствие, в то время как другие нагоняют скуку, например болота или улицы Вызимы, где каждый переулок повторяет предыдущий. Но цельному восприятию это не мешает, а даже скорее наоборот — привносит каплю реализма, ибо где вы видели неоднообразные болота или жилые районы? Особняком стоят неанимированные игровые заставки, которые выглядят хоть и не идеально, но всё же очень стильно.
Единственное, что действительно может омрачить эту картину — визуальные баги, которые частенько будут о себе напоминать. То у персонажа волосы будут на голове «плясать», то лицо самого Геральта искривится так, что страшно станет. Впрочем, визуальные баги не несут в себе серьезного вреда, а скорее заставляют лишний раз усмехнуться. Чего не скажешь, например, о частых вылетах игры, которые преследовали меня на протяжении всего прохождения, заставляя постоянно сохраняться перед тем, как перейти на другую локацию.
Но что в игре действительно удалось на славу — так это звуковой ряд и общая атмосфера. Музыка, эмбиент, вскрики чудовищ — всё это создает просто невероятную атмосферу, которая затягивает игрока и не отпускает до конца игры, а локации не столько цепляют визуально, сколько своим звучанием. Катакомбы и различные пещеры одновременно и пугают, и интригуют, и заставляют постоянно быть в напряжении. А прогулки по городским улицам с постоянно о чем-то беседующими горожанами заставляют поверить в реальность происходящего. Да и игровой саундтрек, хоть и не вселяет желания добавить его к себе в аудиозаписи, всегда играет в тему и работает на настроение. Все эти элементы органично сочетаются и приводят к тому, что игровой мир становится практически осязаемым.
The Witcher — это поистине необычная и важная игра не только для восточно-европейского геймдева, но и для жанра RPG в частности. Взрослые вопросы, мрачный и притягательный сеттинг, интересный геймплей, интригующая история и такой затягивающий мир. Пройдя игру сейчас я очень пожалел, что не делал этого раньше. Тем, кто-либо вообще не играл в игры про Белого Волка, либо обходил стороной именно первую часть из-за каких-либо предубеждений, определенно точно стоит дать этой игре шанс. Она этого точно заслуживает.
Лучшие комментарии
Плюс за внимание к классике. Если честно, первый Ведьмак мне понравился больше, чем Убийцы Королей.
Кстати говоря, та же фигня. Сейчас вот прохожу вторую часть и даже какой-то дискомфорт ощущаю местами. КОнечно, после полного прохождения может иное впечатление сложится, но… так сказать, послевкусие не идеальное будет
Так легендарный баг с лицом давно починили уже в лицензии. Сейчас его разве что на пиратках со старой версией найти можно или на старых дисках, напечатанных на релизе. Если конечно не завезли каких-нибудь новых патчей, которые все обратно сломали. Но лет 5 назад все еще нормально работало.
Сам всегда офигевал с этого факта. Первый босс в игре — самый сложный. Некоторые знакомые в свое время даже игру бросали из-за него.
Советую заценить диск «witcher inspired» (вроде так назывался), который входил в сборник официального саундтрека. Там очень годные композиции разных жанров (включая фолк-рок), которые в самой игре не представлены.
А вообще первый ведьмак — любимая игра. Проходил раз 10 минимум. Атмосфера у нее — великолепная. А вид мини-игры с костями до сих пор отдается некоторой теплотой в сердце (все еще мечтаю о подобном наборе ирл).
З.Ы. Блог хороший. Нужную дозу ностальгии мне таки обеспечил.
Ты имеешь в виду ее отличия от книжной версии? Или что ты имеешь в виду?
Просто книги я не читал, опять же
Это она в следующих частях игр милая и застенчивая. А в книгах она натурально бесхребетное существо. Пошла свою лучшую подругу Йеннифер (ее ложа потом поймала именно благодаря Трисс) и почти младшую сестренку Цири предавать просто потому что ложа приказала. А потом в последней книге сокрушалась по поводу своих поступков и перед Йен чуть ли не на коленях стояла.
Проходил впервые в декабре-январе. В целом все неплохо, но жутко раздражало то, что сделали с Трисс.
Ну я проходил Ведьмака как раз лицензионного, Enhanced Edition в Steam. От багов, к несчастью, меня это не спасло
Да-да! Многие мне говорили, что не уходили дальше первой полноценной локации. И вот тогда мне стало по-настоящему интересно, в чём же дело
Оо, спасибо за совет, приобщусь
И спасибо за комментарий, рад, что смог вызвать приятные эмоции!
Именно это. Про какие-то мелочи, вроде, шрама в зоне декольте я как бы молчу, но то что ее «наградили» характером Йеннифер… Вместо милой, застенчевой девчушки Трисс мы получили еще одну стервочку.
Можно и так сказать. Просто другими словами.
Каждый может ошибаться.
А вот это не заметил. В третью я еще не играл, но во второй это та же самая «Йеннифер» как и в первой части.
Ну всё-таки не дед с бабкой, а скорее дед с «внучкой», учитывая возраст обоих.
Справедливости ради, с этой «игрой престолов» они пошли по пути книг. Начиная где-то с «Часа презрения», в саге очень много внимания уделяется политике и войне.
Как любитель Ведьмака, одобряю сей обзор
Благодарю за отзыв и уточнение касаемо количества уровней!
Я уже отмечал выше, что обзор писался после прохождения Enhanced Edition последней версии и со всеми патчами в Steam. Возможно в том же GOG этих проблем и нет, но в Steam-версии всё не очень весело по этой части
Последний раз проходил то же издание в том же стиме. Видимо значит таки снова сломали что-то. Был в свое время, кстати, еще один известный баг с оружием. Оно начинало крутится вокруг Геральта словно спутники вокруг планеты. Иногда это комбинировалось с лицевым багом. Зрелище что надо.
Лично я второй так и не осилил. Начинается какая-то игра престолов, с вопросом «А причем тут Геральт?». В первой части таких вопросов не возникало. Хотя пробовал начинать 3-4 раза, дальше 1 главы так и не прошел.
Играл в ГОГ-версию, и вроде, багов не заметил. Может подзабыл уже...
Ну это все релизные баги. Я и сам с ними уже давно не сталкивался.
Черт, да. Это у меня тоже было один раз при прохождении. Как-то даже вылетело это из головы. Получается я собрал всех покемонов
Значит повезло. Аутентичный релизный экспириенс таки был получен. Поздравляю.
Вот и начались проблемы с каноном… Вроде ж разговор начинался с того, что Трисс (книжная) бесхребетный персонаж.