Если вы уже читали другие обзоры и встречали в них высказывание вроде: «Это всё та же Valkyria Chronicles», то я в этом буду не оригинален. Разве что стоит отметить, что это высказывание буквально. Здесь всё: базовые механики, визуальный стиль, даже прокачка остались прежними. Но если меня спросят: «играть в первую часть или четвёртую?» (портативные части рассматривать не будем), я скажу: «ИГРАТЬ В ОБЕ!»Но здесь я расскажу только о четвёрке.
События Valkyria Chronicles 4 развиваются параллельно первой части. Снова Вторая Европейская (аналог Второй мировой), снова Федерация(Союзники), Империя(Германия с примесью Российской Империи) и маленькая Галлия(тут сложнее…). Однако на этот раз фокус внимания сместился с галлийских войск на войска Федерации (А если быть ещё точнее, войска Королевства Эдинбург (Великобритания)).
…из которого вырабатывают энергию, делают топливо и даже медикаменты. В общем, ничего нового…
В период, когда Империя напала на Галлию, Федерация начала масштабную операцию «Northern Cross»(«Северный Крест» в переводе команды The Miracle), целью которой является захват столицы Империи. И одним из важнейших винтиков этой практически суицидальной миссии является отряд «Е»(англ.).
Больше в подробности сюжета я вдаваться не буду, но если рассматривать сюжет в целом, то он вышел довольно неплохим. Это определённо не шедевр, но свою задачу поддерживать интерес к игре он выполняет в полной мере. Однако есть один нюанс, который может негативно повлиять на его восприятие. В отличие от первой части, в Valkyria Chronicles 4 стало значительно меньше постановочных кат-сцен, а те, что есть, обычно показывают либо что-то эпичное, либо имеют комедийный и даже эротический характер. Это несколько расстраивает. Но тут есть и то, что значительно компенсирует данный недочёт – это персонажи.
Вот в таком формате вы будете получать детали сюжета в течение почти всей игры. Стоит признать, что данные фрагменты получили апгрейд в виде наличия в них редких постановочных моментов, но это не отменяет того факта, что их стало слишком много...
Персонажи – она из сильнейших сторон серии Valkyria Chronicles и четвёртая часть не исключение. Можно даже сказать, что в этом плане четвёртая Валькирия несколько превзошла своего прародителя. Если в начале истории кажется, что герои не обладают больше чем двумя чертами характера, то к концу каждый из них успеет раскрыть себя с неожиданной стороны, из-за чего вы их ещё больше полюбите. Всё это, возможно, благодаря тому, что в сюжете больше времени стали уделять каким-то бытовым вещам, которые в первой части обычно выносились за пределы основных глав. Кроме того, в местной истории нашлось место и раскрытию главных злодеев. Почти все из них обладают интересными характерами и внятными мотивами, а к концу некоторым даже начинаешь сопереживать, а кого-то даже становится жаль.
Пёс по кличке Рагнарёк – своеобразный символ отряда «Е», однако в сюжете он не принимает практически никакого участия.
Но основныеперсонажи – это одно, совсем другое, персонажи второстепенные. В Valkyria Chronicles каждый член отряда является полноценной личностью, но если в первой части это были лишь наборы характеристик и своеобразное поведение на поле боя, то в Valkyria Chronicles 4 всё иначе. Теперь у почти каждого бойца появилась своя уникальная мини-история («почти каждого» — это потому что история обычно связана сразу с тремя персонажами, делая акцент на ком-то конкретном из них). Эти истории помогают лучше понять персонажа, а также раскрыть его скрытый потенциал. Правда, чтобы открыть эти истории, персонажа нужно активно использовать в бою.
И вот тут я думаю можно уже переходить к тому, что делает Valkyria Chronicles игрой, а именно, к геймплею.
Игровой процесс Valkyria Chronicles представляет собой пошаговую тактику. В игре присутствует т.н. система Battle of Live Tactical Zones (сокращённо BLiTZ),основой которой является перемещение юнитов на карте. Игра делится на ход игрока и ход противника. Как у игрока, так и у противника, на ход даётся определённое количество очков командования (количество зависит от лидеров в отряде), которые тратятся на выбор бойца или техники на стратегической карте, а так же на раздачу специальных приказов, которые дают различные баффы. Как только вы выбрали бойца (или технику), игра переносит вас на поле боя, где вы можете управлять юнитом напрямую. У бойца (как и у техники), в зависимости от его класса, имеется определённое количество шкалы передвижения. Кроме неё боец может сделать одно действие, например выстрел, бросок гранаты или лечение. Во время стрельбы игра учитывает каждую отдельную пулю, радиус их разброса, а так же расстояние до цели (влияет на урон). Кроме того, во время ваших действий юниты противника не будут просто стоять столбом (как и ваши в ход противника). Если они увидят, как боец к ним приближается, они откроют по нему огонь, что гарантированно снимет часть его здоровья. Поэтому стоит заранее обдумать свои действия, прежде чем идти в атаку. Игра так же не ограничивает вас в использовании юнитов. Очки командования можно хоть все потратить на одного бойца, но с каждым новым действием у него будет уменьшаться шкала передвижения (сначала на четверть, потом на половину, а потом и вовсе шкалы хватит только на пару шагов).
Черты характера также играют немаловажную роль и в бою. Во время игры при соблюдении определённых условий персонажу может накинуться бафф или дебафф к характеристикам.
Вообще, вся суть системы BLiTZ раскрывается только тогда, когда вы попытаетесь пройти миссию за 1(в идеале)-3 хода (иногда 4, если на миссии есть особые условия). Задания в целом этому способствуют, т.к. чаще всего задачей на них является не убийство врагов, а захват главной базы, что, при правильном использовании некоторых классов и приказов, выполняется даже легче и быстрее, чем это кажется на первый взгляд.
И всё, что я описал выше применимо ко всем играм серии, включая портативки. Теперь давайте я расскажу, чем же Valkyria Chronicles 4 отличается от всех остальных.
Во-первых, из очевидного, в игру добавили новый класс бойцов – Гренадёры. Это бойцы, таскающие с собой переносной миномёт. Стреляют далеко и больно, но шкала движения такая же как у Лансеров (бойцы с противотанковым вооружением). В целом это довольно полезный и эффективный класс, но ему нужно каждый раз выбирать миномёт под ситуацию, т.к. оружие делится на противопехотное и противотанковое.
Так же добавили новую технику – Бронетранспортёр. С его помощью можно перемещать бойцов по полю боя не опасаясь вражеских пулемётов и гренадёров и не тратя их шкалу передвижения. Это в целом вся его функция, но только благодаря этому БТР является самой полезной техникой в игре. Ведь, как я писал выше, именно переброска юнитов в этой игре имеет большее значение. Его, так же как и традиционный основной танк, можно прокачивать.
Помогает перемещению бойцов и новый приказ лидеру – Сопровождение. С его помощью один из ваших лидеров может один раз за ход взять с собой до двух бойцов и провести их так же без траты их шкалы. Бойцы в сопровождении также могут помочь и в устранении противника, нанося ему дополнительный урон со своего оружия.
Вообще список приказовтак же заметно расширился. В частности появились приказы кораблю Центурион. С его помощью можно заранее обнаружить противника в области, провести обстрел, эвакуировать раненых и починить технику. Это так же значительно расширяет возможности, но, к сожалению, в игре есть и куда более полезные приказы, поэтому кораблём вы можете вообще не пользоваться. Сам корабль так же подвергается прокачке и играет значительную роль в сюжете.
Этот корабль не только выглядит необычно. Он способен раскалывать весьма толстый слой льда и обладает неплохой скоростью и манёвренностью. Жаль только, что управлять им не дадут…
Ещё появилась возможность выбрать лидера из второстепенных персонажей. Как я мельком упомянул выше, лидеры – это персонажи, дающие дополнительное очко командования в бою. В первой и других частях лидерами были основные герои, у которых нет возможности окончательно погибнуть в бою (а второстепенные персонажимогут быть убиты и до конца сюжета вы их не вернёте). Да и по сути это была вся их роль, но с появлением нового приказа в четвёрке они стали куда более ценными юнитами.
Это в целом всё из крупных нововведений, в остальном приятные изменения по мелочи. Так, техника теперь стоит одно очко (в первой части танк стоил два) и у танков теперь нет отдельной полоски целостности гусениц. Это в какой-то степени игру упростило, но не настолько, чтобы это записывать в минусы. Появился Последний шанс, дающий бойцу после гибели шанс встать и сделать ещё одно действие, или же пасть, но дать бафф ближайшему союзнику. Миссии стали чаще разбавлять особыми условиями, вроде наличия глубокого снега, метели или тумана, а так же порой игра может подкинуть дополнительную цель. Также персонажам теперь можно экипировать не только новое оружие, но и какой-нибудь предмет, повышающий характеристики.
По поводу визуального стиля. Это смесь аниме и комиксов (в данном случае манги скорее всего), выполненная в акварельных тонах. Выглядит вполне неплохо и, что немаловажно, что первая часть, что четвёртая, благодаря такому визуалу, вполне выдерживают проверку временем. Хотя во время игры придётся привыкнуть к белой рамке вокруг экрана.
Музыкальное сопровождение игры осталось на том же уровне, что и в оригинале, то есть всё такое же отличное. Оно и не удивительно, т.к. в его создании участвовал оригинальный композитор. Ну а ещё это потому, что игра кроме своих собственных треков любит иногда включить и что-нибудь из оригинала, дабы надавить на ностальгию и ещё больше утвердить во мнении, что это всё та Valkyria Chronicles, которой уже больше 10 лет.
К игре уже вышло несколько DLC, часть из которых посвящены встрече с персонажами первой Valkyria Chronicles. Эти дополнения вышли вполне достойными и их точно стоит пройти каждому фанату.
Как многими уже было отмечено, то, что игра полностью повторяет первую часть — это действительно её главный плюс и главный же минус. Разработчики просто взяли и не стали ничего менять в том, что прекрасно работало в 2008 году, но зато значительно расширили возможности в геймплее и наполнили игру ещё большим количеством контента (в частности связанного с второстепенными персонажами). И да, подача сюжета в этой части стала хуже, но благодаря отличной проработке персонажей он не отпускает до самого финала. Думаю, игра всё же заслужила цифру «4» в названии.
В игре так же есть ещё и пост-гейм контент. Он включает в себя усложнённые бои, дополнительные уровни прокачки всего и вся, а также дополнительные эпизоды и дополненную концовку.
Думаю, я достаточно написал текста, чтобы объяснить, что такое Valkyria Chronicles и почему как минимум четвёртую часть точно стоит попробовать. И я надеюсь, вы смогли прочитать всё это, буду рад почитать критику (адекватную только, без оскорблений и всего такого).
Игра доступна на платформах: PlayStation 4, Xbox One, PC (Steam), Nintendo Switch
Среднее время прохождения: 25 часов, без учёта дополнительных эпизодов и боёв.
Мультиплеер: отсутствует.
Языки озвучки: японский и английский.
Перевод: фанатский русификатор текста.
У меня всё.
Приятной вам игры в хорошие игры.
P.S: Я купил игру два года назад в момент её выхода, но поиграл только недавно, т.к. ждал выхода русификатора.
Лучшие комментарии
Надо говорить: «Играть в обои»
Но у неё есть один, лично для меня, жирнейший минус — околонулевая сложность. Враги в игре настолько тупы, словно это скелеты из Diablo какие-нибудь, а не условный опасный противник. И это печалит вдвойне, так как сама механика Валькирии достаточно глубока и оригинальна, но «баловаться» ею попросту негде…
Во-первых, упущенно большое изменение 4 части: теперь для макс ранга лимит ходов 3-5, а не 1-3. Что очень сильно помогает не играть в «бегом под шквальным огнем, убиваем только юнитов с медалькой».
Опять же упущено второе (и наверное главное гемплейное изменение) — ребаланс очков передвижения. По сравнению с 1 частью всем (кроме скаутов) добавили очков передвижения. Что дает вкупе с первым пунктом и 1 очком на активацию танка смысл выставлять все классы хоть в каком-то миксе (а не «все сюжетные персонажи + скауты»).
Плюсом автор забыл упомянуть что гренадер по факту бесполезный класс номер 3 (ладно, бесполезный без учета последней миссии, где можно убить босса за 2 выстрела) просто потому что скауты до сих пор быстро бегают и после грейда могут кидать гранаты не хуже гренадеров, а штурмы до сих пор лучшее средство против пехоты и танков…
Главное вторую часть обойти, там всё очень плохо, собрали буквально все заплесневелые клише из аниме и перемешали.
Искусственный интеллект даже не пытались улучшить, дыры в балансе игровой механики всё так же сияют (Все скирмиши выполняются за 1 ход)
Да блин, даже интерфейс не поменяли — до сих пор нет возможности посмотреть обстановку от лица персонажа, прежде чем брать его под контроль (или свериться с картой, когда уже взял под контроль).
Те же самые непродуманности механики, когда противник спокойно отстреливает твоего персонажа, пока идет анимация взятия его под контроль или когда персонаж просто стоит на месте.
А ну завезли просто тонну воды и болтовни ни о чем + кучу филлерных миссий, которые никак не двигают сюжет.
Мне очень понравилась первая игра, но продолжение — полнейшее разочарование.