Каково это вернуться в одну из любимых вселенных среди видеоигр?
Не знаю, я еще не возвращался к третьему Ведьмаку в пятый раз.
Хотя после сериала руки так и чешутся.
Пост-релизная поддержка, в какой-то степени, очень похожа на лотерею как для игроков, так и для издателей. Первые, зачастую, получают кота в мешке, оформляя сезонные абонементы или покупая делюкс-издания с разблокированным заранее доступом к дополнительному контенту, который выйдет бог знает когда и неизвестно какого качества. Вторым же надо как-то завлечь первых, дабы они поверх основной игры отдали свои кровно заработанные на еще одну порцию контента, в которой, в большинстве случаев, не особо то и нуждаются. Если копнуть в этом вопросе поглубже, то можно найти дичь разной степени сумасшествия — начиная от боевых пропусков и годовых абонементов, являющихся меньшим злом, и заканчивая покупкой возможности смены никнейма в лаунчере или цвета волос у персонажа внутри игры (да, я презрительно смотрю на вас Activision Blizzard и Tecmo Koei). Есть еще конечно особый вид издевательства, вроде ежегодных спортивных симуляторов, просящих отвалить по фулл-прайсу за изменения, которые можно спокойно добавить глобальным обновлением, но убогих трогать сегодня не будем, там царством правят игры-сервисы. Вот что не учли в этом царстве — у всего есть противовес.
Признаюсь, и это абсолютная субъективщина — не люблю я DLC как само явление, все время когда слышишь данную аббревиатуру, складывается ощущение, что какая-то часть основной игры ушла под нож, дабы позже предстать перед игроком с ценником, не всегда соответствующим соотношению цена-качество или же, более эфемерному, соотношению цены и ценности покупки, в английском для этой характеристики есть отличное слово, подходящее как нельзя кстати — value. Собственно, за этим словом и находится ответ на вопрос: “А какого хрена в предисловии был упомянут всеми избитый и всех задолбавший Ведьмак?” Всё просто донельзя — потому что именно поляки, в каком-то смысле, съели собаку на толковом внедрении дополнительного контента — мало того, что они не стесняются вываливать его бесплатно, а также прокачивать обычные версии до улучшенных, добавляя целые локации, так если и ставят на DLC ценник, то мы с вами получаем чуть ли не отдельную игру на десятки часов, при этом платим максимум треть от стоимости оригинала. Ну согласитесь, вот это я понимаю, value. Думаю, на этом очередную минутку преклонения перед CD Project Red можно прекратить, поэтому вернёмся обратно к виновнику торжества.
Праздник к нам приходит!
Итак, украинцы из 4А Games приготовили для нас целых два дополнения — первым по счету идет сюжетное DLC и носит название “Два Полковника” — оно нам поведает о последних моментах новосибирского метро от лица полковника Хлебникова, по стопам которого, во время сюжета основной игры, идет полковник Мельников (надо же как-то название оправдывать!) в попытке найти карты отсканированной местности со спутников, которые укажут на наименее зараженные радиацией участки суши. Второе же является, по большей части, контентным наполнением -“История Сэма”, как не сложно догадаться, поведает нам о приключениях американ боя на просторах Владивостока кишащих бандитами, креветками и прочей нечистью в попытке добраться до Нью-Орлеана к своим родным, тешась надеждой что они все еще живы. Интригующе как в первом, так и во втором случае, не так ли? Ну, у меня для вас есть плохая и хорошая новость.
Начнем с плохой. “Два Полковника” — объективно хреновое дополнение и является ярким примером того, почему пост-релизный контент порой покупать стремновато (см. выше “лотерея”). И дело даже не в 2-ух часовой продолжительности, хотя это тоже неплохой фактор, а в том, сколько я успел встретить багов за эти два часа. Знаете, я отношусь к тому типу людей, которых глитчи и прочие технические сложности обходят стороной, а если и застают, то довольно редко, поэтому, складывается такое ощущение, что сама Вселенная решила отыграться на моем игровом опыте в “Двух Полковниках”. Баги анимаций, неработающие скрипты — мне удалось словить все то, что не смог словить QA-тестер. Правда, даже если представить, что игровой опыт у нас прошел гладко, без сучка и задоринки, то дополнение все еще не выглядит особо компетентным. Да, было интересно посмотреть на то, как люди жили в Метро не в Москве — не сказать, что быт как-то кардинально отличался, но благодаря “зеленке” (особому препарату, очищающему от радиации) доступа к внешнему миру было у военных побольше, посему и несколько диковинных вещей, не виданных ранее, можно встретить.
Один из примеров
Раз уж это у нас сюжетная добавка, то и обилия нового контента ждать не приходится: представлено только одно новое оружие — огнемет, боезапас которого даже если захочешь не исчерпаешь, один новый враг — здоровенные черви, снующие от норы к норе в канализации, да горстка персонажей, о которых вы забудете сразу после прохождения. И раз уж тут пошел разговор за персонажей есть у меня одна серьёзная претензия, наверно, самая главная после всевозможных багов — в свое время, в обзоре Exodus, я пожурил разработчиков за то, что, по каким-то причинам, главного героя игры Артема не озвучили и выглядело это особо нелепо, когда персонажи задавали ему вопросы или рассуждали на различные темы, а он просто сидел и молчал, что выбивало из погружения в мир игры и немного разрывало связь протагониста с игроком. Понятное дело, не я один такой умный нарисовался и указал на данную оплошность, поэтому сразу же, в самом первом дополнении, наш бравый полковник Хлебников научился разговаривать, открываем шампанское друзья, еее, боиии! Кхм, так, закройте бутылку обратно, вы вообще озвучку его слышали? Поверьте, это самый пресный, плоский и безэмоциональный персонаж за всю серию, причем мне прекрасно слышно, что актёр его озвучивает довольно известный, а если заморочиться и погуглить, то мы узнаем, что это и вовсе голос Адама Дженсена в современной дилогии Deus Ex Артем Кретов — личность довольно известная. Усугубляется проблема тем, что остальные-то персонажи звучат нормально, поэтому оплошность это звуковых режиссеров или самого актера не совсем понятно.
Какое послевкусие остается после “Двух Полковников”? Мои эмоции граничили где-то между “хорошо, что только два часа” и “так, стоп, всего два часа?! А если второе DLC будет таким?”. Но пути назад не было, да и выключив режим придирающегося мудака, что-то хорошее найти в дополнении все же можно: атмосфера никуда не делась, хоррор-элементы работают так же хорошо, как и прежде, особенно когда встречаешь старых знакомых мутогорилл, да и постановка сделала заметный шаг вперед, по крайней мере впечатление такое создается. Однако, как бы сильно я не выгораживал добавку, все вышеперечисленные минусы слишком сильно бьют по игровому экспириенсу. Фактически, я уже был лишен энтузиазма, когда начинал заключительное приключение в серии, и черт же возьми, как я обрадовался, что это чувство ошибочное.
«История Сэма» — как раз то, чего ждешь от контентной добавки для Метро Исход: ограниченно открытый мир, который интересно эксплор, перемежающийся с невероятно атмосферными коридорными секшнс, интересный и харизматичный главный герой, не совсем уж линейное повествование и фридом оф чойс между стелсом и открытой конфронтацией. После “Двух Полковников”, наконец-то, есть где разгуляться, но давайте уан степ эт зе тайм.
Сэм, после событий оригинала, прощается с членами Спарты и держит курс на Владивосток — в сердце эмерикан нэви сил теплится мысль о том, что его родные, живущие до войны в Нью-Орлеане, все еще живы, поэтому воссоединение с релативс наконец даст ему такой необходимый покой после всего, что творилось во время путешествия на Авроре. По приезду бравого вояки моментально на заднем плане можно заметить ни что иное, как субмарин — билет домой для Сэма, даже долго искать не пришлось! Но, как обычно, не все идет аккординг ту плэн и мы оказываемся вовлечены в территориальную междоусобицу между людьми Тома — еще одного американца, которому бандиты дали прозвище Кот (я надеюсь, не нужно объяснять к чему этот референс) и подчиненными Капитана — настоящего капитана той самой подводной лодки. Распутать клубок интриг я предоставлю вам и дальше завязки ничего не буду рассказывать, все же в этот раз за историей наблюдать интересно, не в последнюю очередь благодаря нашему мэйн кэрэктер.
Забавный ляп — изображен на пленке мост Золотые Ворота из Сан-Франциско, никак не из Сан-Диего
Думаю, нетрудно заметить, что я, аки Максим Доши, последний абзац пишу в стиле “квадрат через квадрат, сначала по-русски, потом по-английски” и, конечно же, не просто так. Наш протагонист американец? Американец. Вот поэтому и приготовьтесь к одной из самых забавных и, в то же время, одной из самых аутентичных озвучек, которых вы когда-либо слышали. Вам предстоит пройти путь от “дай факин мьютантс” до “бэкстэбин коксакер”, а это займет около 8 часов игрового времени, что в уже три-четыре раза дольше, чем “Два Полковника” и примерно во столько же раз интереснее, в сравнении с похождениями Мельника. А сцена с пьянкой-то какая, это ведь просто золото, ну вот кто еще мог сделать наиболее правдободобную постапокалиптическую вписку, как не ребята из СНГ. Этим, стоит признать, и отличается “История Сэма” от своего предшественника: во время прохождения вы чувствуете хоть какие-то эмоции, да и сам сюжет довольно крепко сбит — у каждого из персонажей есть свои четкие мотивации не помогать друг другу, а Сэмюэль, скорее, оказался в нужном месте в ненужное время.
Действительно, излишни
Триумфально вернулись и основные элементы открытого мира из оригинала — условно открытые локации, динамическая смена дня и ночи, прокачка оружия, менеджмент ресурсов, да практически все то, что делало Exodus особенной. Единственная претензия к исследованию здешних просторов — бесполезный бинокль. В смысле, смотреть в него вы конечно можете, но раньше, при обнаружении точки интереса, происходил характерный щелчок, означающий, что где-то там есть место для исследования, теперь же ничего нигде не щёлкает, а “вопросики” появляются сами собой по мере продвижения по основной сюжетной ветке, причем мне не совсем понятно почему так сделано, поскольку явных предпосылок делать бинокль юзлесс не было, ведь возвышенности есть и осмотреть территорию не составляет труда, ну да ладно, оставим это на совести 4А. Бороздить болотную местность Владивостока, кстати, не так уж и просто — мало того, что город фактически затоплен и эффективно передвигаться от точки к точке можно только на лодке, так еще и по суше передвигаться небезопасно — на пути героя будет разбросано множество мин, предназначенных как для агрессивной живности. так и для особо любопытных граждан, что добавляет еще один уровень интерактивности к исследованию окружения. Дабы не напороться на неприятный сюрприз, Сэму выдают специальный детектор, писк которого после прохождения у вас в голове застрянет надолго — подсвечивает он не только мины, а также особые модификации для оружия и бронекостюма. Правда, лазить по заброшенным зданиям полезно не только ради экипировки, но и ради культурного развития, ведь наш морпех не только красавец и бравый боец, но и на губной гармошке игрец! Что может быть лучше, после очередной разборки с бандитами, сесть на лавочку, устремить взгляд на разрушенный ядерной войной город и сыграть любимую душевную мелодию… Главное только нотный стан найти и мелодия автоматически пополнит репертуар Сэма. Вот если в такие моменты, практически, ничто идиллию не может нарушить, однако геймплейные болячки, преследующие серию уже годы, никуда так и не делись.
Разруха, музыка, Ленин. Эх, романтика...
Казалось бы, постановка сделала шаг вперёд в сравнении с оригиналом, однако битвы с боссами как были выполнены на посредственном уровне, так ничего и не изменилось — им не хватает некой подготовки, наращивания напряжения, напрочь отсутствует чувство масштаба и эпичности, из-за чего вся магия слов “битва с боссом” рушится на глазах. Не могу не упомянуть такие проблемы, как рассинхрон аудио и видео, который докучает до сих пор, начиная с первой части (я на 99% уверен, что ноги растут из движка), довольно топорные, по нынешним стандартам, анимации (или же меня слишком разбаловали Rockstar в Red Dead Redemption 2), а также глуповатый искусственный интеллект, на что, в принципе, можно закрыть глаза, поскольку откровенной дичи за компьютерными болванчиками мной замечено не было. Что действительно расстраивает, так это общая незаметность саундтрека Алексея Омельчука — если какие-то мелодии и звучат, то это всего лишь заново использованные композиции из истории Артема, что просто кричит нераскрытым потенциалом, но деньги на разработку не я выделяю, так что и в откровенные минусы подобную оплошность записывать не буду, хоть шанс на новые запоминающиеся треки и был упущен, обидно.
На этом конец, финиш, завершение, называйте как хотите. Финальная точка в рассказе об Артеме и его друзьях ставиться аккурат после прохождения “Истории Сэма” и единственный, он же главный, вопрос, который возникает в голове: а что будет дальше? Если мне не изменяет память, то 4А уже анонсировали, что в разработке новая часть для некст-ген консолей, но какой будет она и о ком доподлинно неизвестно. Чувствуется ли сюжет Exodus завершенным? Определенно да. Важны ли эти DLC и вообще нужны ли для понимания общей картины? Скорее да, чем нет. Несмотря на всевозможные проблемы, которые вы потенциально можете испытать, ценник в 350 гривен или 1000 рублей за 8-10 часов геймплея в родном нам сеттинге с горсткой нового контента полностью себя оправдывает, поэтому если у вас есть желание снова окунуться в постапокалипсис СНГ-разлива, то настоятельно советую не проходить мимо, а после прохождения похлопать Сергея Прохорова, а также всю команду разработчиков, по плечу и похвалить за достойные проводы знакомых нам персонажей.
Остаётся лишь надеяться, что вместе со следующим поколением консолей к нам придут не менее харизматичные персонажи, не менее интересная история, не менее густая клаустрофобная атмосфера тёмных, запыленных коридоров давным давно заброшенных бункеров, и кто знает, если паззл сложится воедино, мы получим не только лучшую часть в серии Метро, но и одну из лучших игр, когда-либо созданных.
Поздравляю, вы достигли финала этой статьи, за что вам огромное спасибо, а теперь дружеское напоминание — позаботьтесь о гигиене. Скажу честно, я не разделяю общепланетной паники вокруг коронавируса, но сам сижу сейчас простуженный и хочешь не хочешь, а задумываешься насчет всей этой шумихи. Поверьте, если все равно вам, больны вы или нет, позаботьтесь хотя бы о близких и окружающих, которых вы можете заразить, если испытываете какие-то симптомы. Берегите себя и своих родных. Это ведь лучшее время, чтобы сидеть дома и играть в любимые игры, тем более что новый DOOM на носу!
Ну и, думаю, стоит закончить все же на мажорной ноте, ведь 16 марта, положившей начало всей трилогии, Метро 2033 исполнилось целых 10 лет! По этому поводу, кстати, Stopgame проводит конкурс, о котором вы можете узнать в закрепленном посте, подписавшись на их канал в Телеграме. Всем удачи и крепкого здоровья!
Лучшие комментарии
Но вот о мнении я бы поспорил.
Во-первых, об озвучке главного героя. Это самый главный фактор, почему полковник мне понравился больше американца. Ничего не имею против акцента, особенно хорошо поставленного, но акцент Сэма для меня всегда звучал, как «русский, пытающийся казаться иностранцем». Но проблема даже не в этом, а в том, насколько Сэма сделали говорливым. Авторы как будто психанули после всех претензий к молчуну Артёму, в результате чего Сэм не затыкает свой хавальник ни на секунду. Застрелил врага, услышь боевиковый пафос. Взял ресурсы — послушай, насколько это полезно.
Полковник же выдерживает нужную планку количества фраз. Он не комментирует каждый чих игрока, а говорит только там, где это необходимо. Твою претензию на отсутствие актёрской игры лично я и лично для себя спишу на военный склад ума и уставную речь. И ещё на то, что у конкретно этой студии разразботки игр озвучка никогда не была чем-то, чем можно было бы гордиться. Бурбон и Морозов не в счёт. Немного можно похвалить Ульмана и Хана. Все остальные на протяжении всех игр откровенно проседали в озвучке.
Во-вторых, «два полковника» мне давали иное ощущение от игрового процесса. История Сэма — это как история Артёма, только всё чуть-чуть иначе. Иные развалины, иные НПС, заново собирай модификаторы к оружию. А когда Хлебников сконцентрировал геймплей на новодобавленном оружии — огнемёте, да ещё и очень хорошо обосновал этот геймплей, мне прямо очень понравилось. Не говоря уже о том, что посмотреть на последние деньки Новосибирска для сюжета мне показалось куда полезнее, чем на ядерную подлодку, которую может завести только один единственный человек, который заводить её не хочет. Я бы вообще назвал конфликт из второго DLC надуманным фарсом, который у меня ни разу не вызывал доверия. Серьёзно — пришёл человек с горы, и ему тут же с нифига дают задачу пойти туда, куда никто другой добраться не мог, и поговорить с тем, кто всех приближающихся застреливает. И все предпочитают наивно верить какому-то Сэму, который вообще может свои планы на всё строить. Сэм в сюжете Владивостока лишний. Сценарист просто почеесал репу и спихнул все проблемы на ноунейма, который просто мимо крокодил.
Единственное преимущество истории Сэма — когда ты её заканчиваешь, игра заканчивается и в душе. Я имею в виду, нет этого ощущения, ну как же так быстро, дайте мне ещё. А вот Полковник обрубается слишком резко и оставляет ощущение недосдачи. По-моему мнению, после утраты огнемёта игре стоило бы дать ещё хотя бы час гемплея по катакомбам. Я прямо представил, как игра преобразится, когда герой потерял своё имбовое оружие, и как теперь тяжело будет выживать в условиях апокалипсиса… но нет, игра предпочла после этого сразу резко всё.
Насчет Истории Сэма — Сэм как раз скорее связующее звено, а не лишний. Ему нужна подлодка, чтобы попасть домой, при этом есть конфликт, решив который он сможет уехать. Почему вообще Том ему вот так сразу доверился? Ну, все же они оба американцы, так что какая-никакая солидарность и кредит доверия друг к другу есть, плюс, кто как не третья сторона может вразумить Капитана, при этом имея четкую мотивацию, причин не доверять Сэму не у тех, не у тех нет