Dontnod довольно молодая, по нынешним меркам, компания из Франции, которая, тем не менее, успела себя зарекомендовать как команда, способная создать хороший проект, несмотря на нестандартный сеттинг: будь-то Париж будущего, изображенный в Remember Me, или викторианская Англия, кишащая кровососами, продемонстрированная в недавнем Vampyr, или же провинциальный городок штата Орегон Аркадия Бэй, где разворачиваются события Life is Strange — эпизодической адвенчуры от мира игрового кинца. Не сказать, что сеттинг в последней очень нестандартный, но, как обычно, дьявол кроется в деталях — мало того, что главная героиня Макс Колфилд умеет в какой-то степени управлять временем, так еще и разработчики смогли придать игре некоторую атмосферу загадочности происходящему, наделить персонажей умеренной гиковостью и приправить все это классным инди-рок саундтреком, чего стоит одна Spanish Sahara от Foals в конце. История двух девушек подростков Макс и Хлои, как несложно догадаться, сильно запала мне в душу, не говоря о предыстории к их приключениям Life is Strange: Before the Storm, которая лишь укрепила любовь к уже знакомым персонажам да и сеттингу в общем, а музыкальное сопровождение от Daughter и вовсе вывело качество композиций на абсолютно новый уровень, о чем я, собственно, говорил в давнишнем обзоре приквела. Но, как в нашем мире водится, у всего есть свой конец.
Анонс второй части сразу дал четко понять — Макс и Хлоя на сей раз остались в прошлом, их история завершена и вполне логично закрыта, так что настало время дать дорогу новым персонажам и исследовать новые горизонты взаимоотношений. На сей раз события разворачивались вокруг братьев Диаз Шона и Дэниэла, которые после пары несчастных случаев вынуждены покинуть отцовский дом, дабы скрыться от полиции штата, поскольку они, как в свое время Лесли Нильсен, без вины виноваты. Стоит также упомянуть, что до релиза первого эпизода был выпущен небольшой апперитивчик в виде The Awesome Adventures of Captain Spirit, любезно познакомивший игроков с новыми механиками, приоткрыв завесу над некоторыми событиями и персонажами и, конечно же, дал возможность оценить похорошевший визуал. Признаюсь честно — подобное часовое превью, на самом деле, фактически застолбило в моем мозге мнение, что все будет со второй частью хорошо и это будет экспириенс достойный своих предшественниц.
Финальная форма Captain Spirit'a
Долгое ожидание прервалось 27 сентября 2018 года — именно в этот день свет увидел первый эпизод под названием “Roads”, после прохождения которого хоть и ощущалось, что это все еще Life is Strange, однако пару тревожных звоночков тихо, но все же прозвенело. К сожалению, учитывая модель распространения игры, я, взвесив все за и против, решил дождаться релиза остальных эпизодов и уже после этого, наконец, по полной погрузится в новое приключение братьев-волчат чтобы окончательно понять — тот ли это сиквел, нужный Готэму сейчас? И вот мы с вами здесь — спустя полтора года ожиданий, спустя 5 пройденных эпизодов. Стоило оно того? Смогли ли Dontnod привнести что-то новое в серию, развить идеи, затронутые в оригинале? Давайте разбираться.
***
Как я уже говорил ранее, на сей раз мы наблюдаем за историей двух братьев Шона и Дэниела Диаз, которые хоть и американцы, но имеют мексиканские как внешний вид, так и корни благодаря отцу Эстебану. Сродни оригиналу, первое проявление сверхспособностей у одного из героев происходит в первые 20 минут игры и даже катализатор тот же — смерть близкого человека, а в нашем случае отца Эстебана. От чудовищного стресса и порыва ярости Дэниел высвобождает некую скрытую в нем силу из-за чего он переворачивает машину стража порядка, а его самого случайно убивает. Шон, очнувшись, понимает, что все это с рук им не сойдет (а ведь они еще и на вид эмигранты!), решает забрать самые необходимые вещи и податься с младшим братом в бега дабы избежать правосудия, которое и не должно было их настигнуть! Простите, но сдерживать спокойный тон я уже попросту не могу.
Дэниэл, помимо Шона, не видит и хорошо проработанный сюжет
Мне, как фанату серии, неудобно говорить про Life is Strange настолько безэмоционально и сухо, перечислять какие-то очевидные факты, ведь первые две части отлично демонстрировали, что они не об этом, они об эмоциях, о персонажах, об их взаимоотношениях, а здесь же меня от одной завязки коробит. То есть Шон, достаточно взрослый парень, серьезно думал, что им впаяют срок за убийство полицейского? А нам что, зря демонстрируют видео с регистратора? Вы хотите сказать, что подросток 17-ти лет и школьник 9-ти лет обладают силой перевернуть полицейскую машину и откинуть ее на пару метров, а офицера так и во все метнуть метров на 15? Да, возможно за инцидент с соседом им бы влетело, но опять-таки, все что случилось было непреднамеренным и обычное объяснение ситуации, скорее всего, решило бы все вопросы. Ой, стойте Dontnod, или же вы пытаетесь намекнуть, что все в Америке невероятные расисты и парочке школьников, похожих на мексиканцев, никто не поверит? Вот только они граждане этой самой Америки, поскольку родились в ней, поэтому подобный довод напрочь отпадает, что, кстати, не мешает сценаристам бить подобными доводами по голове на протяжении всех эпизодов. Посмотрите, сколько вопросов вызывают только первые 30 минут игры, и это не говоря о том, что Шон обрекает на скитальческую и бедную жизнь младшего брата, к которой не готов ни он, ни сам протагонист, так еще и скрывает от него правду про отца, поскольку у малого после выброса силы была небольшая амнезия и он не особо помнил, что произошло. Но знаете, когда я прошел только один эпизод, я все еще был осторожно позитивного настроя — какие-никакие, а интересные темы поднимались на обсуждение, встречались интересные и живые персонажи в лучших традициях Life is Strange, новые механики обещали хотя бы немного преобразить серию, однако, после полного прохождения, я могу смело сказать, что Dontnod просрала практически все, что делало хорошим предыдущие игры.
Признаюсь, делать наброски мне понравилось, есть в этом какой-то катарсис
Проблем, на самом деле, так много, что я даже не знаю с чего начать, хотя, по моему субъективному мнению, следует начать с части, которая пострадала больше всех — нарратива.
Знаете, я сам ни в коем случае не расист, у нас в городе достаточно студентов из Африки, поэтому отношусь я к ним более чем спокойно, правда и отрицать, что расизма в мире нет тоже не осмелюсь. И ладно бы сценаристы как-то вычленили расизм как явление в обществе, но нет, им надо было сунуть нос в политику со всеми вытекающими — с мексиканскими иммигрантами, со стеной на границе в лучших традициях Трампа, со слепой ненавистью южных штатов к тем самым мексиканцам, которые, якобы, отбирают у них рабочие места. Не поймите неправильно, если бы это было органично вплетено в историю, я бы и не пискнул в эту сторону, а наоборот, похлопал по плечу сценаристов за их труды, но нет же, порой акты насилия выглядят максимально вырванными из контекста, просто чтобы продемонстрировать вам, что расизм это плохо, они не служат двигателем сюжета, не влияют на мотивацию, они там, чтобы вызвать дискомфорт и вырвать вас из погружения, если их вообще убрать — общий сюжет от этого не пострадает. Помните я о тревожных звоночках в начале говорил? Так вот, в середине первого эпизода мы должны скупиться в магазинчике на заправке первым необходимым — едой, питьем, на сколько позволяет бюджет, и нам, невзначай, дают выбор: некоторые вещи можно взять и украсть, ну, пока продавец не видит. Лично я ничего в своем прохождении не украл, но со всей ответственностью заявляю — можете красть, что вам совесть позволит, потому что немного погодя к нам подходит владелец магазинчика и как бы между делом спрашивает: “Парни, а вы че, все это купили? Давайте пройдемте в магазин, сверим чеки, проверим”. У меня Шон так-то реально все это купил, поэтому логично было не сопротивляться, а спокойно пройти в местную “забегаловку” и успокоить мужика, но когда мне показали, из чего мне придется выбирать, моему возмущению не было предела.
И что прикажете здесь выбрать?
Вы серьезно? Обсудить, атаковать, убежать? Уже в этот момент начинаешь задумываться, что никакой толком нелинейности можно и не ждать, и это к сожалению лишь подтверждается со временем. А знаете для чего нам не дали выбор? Потому что дяденька-то расист, вот так вот, поэтому и настроен был к нам заранее предвзято, да и позже выяснилось, что он узнал нас из газет, где рассказывалось про инцидент с полицейским в начале игры, что хоть как-то оправдывает его действия, но не наши уж точно. Основная проблема в том, вот таких вот подтем, как расизм, за все 15 часов прохождения, наберется еще штуки три-четыре, вроде темы религии, или темы семейных уз, или поиска себя в мире. Столько всего на обсуждение сценаристы поднимают, что порой кажется, что я играю не в одну игру, а в 5 сразу и я не могу с уверенностью сказать, что они в каждой из них преуспевают, наоборот, они зачастую вредят, отвлекая от центрального конфликта, который порой шит такими белыми нитками, что их можно принять за прозрачные. Но на этом проблемы нарратива не заканчиваются, о нет.
В отличии от первой части, события которой происходили в одном провинциальном городке, Life is Strange 2 обладает духом road movie, сиквел хочет взять масштабом, он кричит, что вот “посмотри, как много красивых мест я могу тебе показать, ты не будешь знать, куда судьба закинет наших героев в следующий раз!” И действительно, окружение меняется часто, графику заметно подтянули, благодаря чему пейзажи предстают порой довольно живописные, но, в угоду похорошевшему визуалу, пожертвовали другим — проработанными персонажами. “Как это вообще связано?”, — резонно спросите вы. Очень просто — как только меняется место действий, на смену старым персонажам приходят новые, из-за чего толком к кому-то привыкнуть вы не успеваете. Только раззнакомились с одними, и тут хопа, говорите им пока, на смену приходят другие, которые в следующем эпизоде так же канут в лету и пучину забвения. Из всего вороха второстепенных персонажей, которые были представлены за пять эпизодов, выделить я могу наверно только троих: Лайлу — подружку Шона до трагичных событий (с очень большой натяжкой, экранного времени у нее был мизер, но учитывая что я запомнил и ее лицо, и имя это уже что-то говорит в нашем случае), Кэссиди — подружку Шона после трагичных событий (правда мне пришлось пересмотреть футажи, чтобы вспомнить ее имя, что еще раз отлично говорит о качестве проработки персонажей) и Карен — маму братьев, с которой все не так уж и просто (единственный поистине комплексный и интересный персонаж).
Кэссиди довольно интересный персонаж, жаль и она с радаров пропадает очень быстро
И что же это за мистический центральный конфликт, который я лишь вскользь упомянул? Безусловно, краеугольным камнем повествования стоят взаимоотношения Шона и Дэниэла. По сути, от того, насколько сильно вы в итоге будете близки и какой пример будете подавать младшему брату, и зависит финал игры, я даже готов похвалить сценаристов именно за их линию. Изначально я не упомянул, но раз у нас тут Life is Strange, то и герой должен обладать каким-нибудь супергеройским навыком, так вот в случае с Дэниелом это телекинез и выбросы силы. Так вот представьте, какой потенциал был бы у сюжета, если бы его можно сделать однозначно хорошим или однозначно злым, взрастив аналог Супермена или аналог Брэндона из Brightburn, раз разработчики и так под конец суммируют наши действия и на их основании оценивают, научился ли малой жить в социуме, используя свои способности или нет. Скажу сразу, я не против оттенков серого в истории, потому что в жизни поступки не бывают однозначно белыми или однозначно черными, но здешней историей наблюдать невероятно скучно. По моему нескромному мнению, история бы только выиграла от двух крайностей, это придало бы необходимой динамики происходящему, которой ей так сильно всю игру не хватает. А знаете почему экшн стремится к нулю? Потому что нарратив напрямую конфликтует с геймплеем.
Подобных атмосферных моментов игре очень не хватает
Вся проблема укладывается в одно предложение — вы управляете Шоном, но вот сверхспособностями обладает не он, а Дэниел. Вот так элегантно сценаристы наполовину выключает ваши действия из сюжета. Вы можете отдать приказ Дэниелу что-то сделать, но сами повлиять на ситуацию сейчас, ежесекундно вы не можете, из-за чего вы кажетесь лишь наблюдателем и косвенным участником здешней истории. У той же Макс манипуляции с временем служили для чего-то: для помощи окружающим, для решения головоломок (примитивных, но все же), для продвижения истории в конце концов. Казалось бы, подобную ситуацию можно было легко компенсировать поступками Шона, чтобы почувствовать хоть какую-то связь с ним помимо “мне необходимо защитить младшего брата” и эмоциональными сценами, которые помогли бы с ним сродниться, но чем дольше я играл в Life is Strange 2, тем больше задумывался, что фактически все его самостоятельные решения ведут к преступлениям или правонарушениям, а поистине эмоциональная сцена в игре всего лишь одна, в конце четвертого эпизода, на этом расчет окончен, все. Чем же вы будете заниматься остальные 90% времени, когда не выбираете из двух зол меньшее и не смотрите кат-сцены? Ну, болтать со всеми подряд дабы узнать персонажей, о которых через два часа забудете, рисовать скетчи (единственная новая геймплейная механика, которая мне понравилась) и искать коллекционные предметы в виде стикеров и брелков. Тоже заметили, что это никак не подчеркивает главного героя, как просто коллекционера? Фото в первой части были уместны, поскольку у Макс это хобби, она любит искусство фотографии, это пример хорошо вплетенной необязательной механики в мир игры, у которой есть бэкграунд и причина существовать. Почему Шон собирает подобный хлам? Просто потому что может, пошел нахрен, вот почему.
Еще один нюанс, который мне не совсем понятен — общий выбор тематики и сеттинга. Первая часть зашла многим, потому что история резонировала с большинством игроков — все же у каждого есть лучший друг/подруга, с которыми вы могли переживать не лучшие времена, но тем не менее вы вместе преодолевали трудности, взрослели, принимали непростые решения. А вот во второй части я не могу сказать, что по полной вовлечен в историю, поскольку брата у меня не было, да и все та же тематика расизма, тем более в сторону мексиканского населения, актуальна ЛИШЬ на территории США, что еще сильнее сужает круг целевой аудитории. Создается впечатление, что вместо закрепления успеха, Life is Strange 2 пытается взять оригинальностью и взрослыми злободневными темами, что, безусловно, похвально, вот только воедино пазл сложить разработчикам явно не удалось.
А спонсором таких красивых пейзажей выступает Unreal Engine 4, СНОВА
Так есть ли в сиквеле хоть что-то хорошее? Как ни странно, что-то в этом вязком болоте позитивное найти у меня вышло. Три аспекта лежат на поверхности и еще один меня приятно удивил. Первое — однозначно атмосфера. Несмотря на все оплошности в повествовательной части, от одного лишь взгляда на стиль картинки, на преобладающие цвета, можно смело сказать — это Life is Strange, а легкий эмбиент на фоне лишь цементирует данное чувство. Кстати, раз уж была упомянута музыка, то вторым позитивным аспектом выделю музыкальное сопровождение. Это конечно не Daughter, да и какого-то цельного саундтрека у игры нет, однако лицензионные композиции, которые засветились, пришлись мне по душе и отлично дополняли происходящее на экране. О третьем плюсе я говорил немногим ранее, но повторюсь — графика заметно похорошела со времен приквела, деталей на экране прибавилось, отдельно хочется выделить великолепную работу проделанную над освещением, которая и придает картинке не только атмосферности, но и делает ее технологичней, правда лицевая анимация все еще далека от идеала, а в игре, где большую часть времени занимают диалоги, подобная проблема может бросаться в глаза. А вот то, что меня внезапно приятно удивило, так это вплетение пары второстепенных взрослых тем в повествование. Может быть кто-то уже догадался, но да, в игре есть нагота и люди с нетрадиционной ориентацией, однако ими, на удивление, орудуют элегантно, разработчики не кичатся этим, мол “посмотрите, у нас есть геи, лесбиянки, бисексуалы, а вот еще и сиськи можем показать”, а наоборот, персонажи не будут кричать о своих предпочтениях, а вспомнят о них только когда для этого будет подходящий момент, чтобы придать сцене или диалогу контекст.
***
Ложа руку на сердце, еще год назад, я бы ни за что не подумал, что все хорошее в Life is Strange 2 уместиться в один абзац под самый конец ревью, но вот в таком мире мы сейчас живем — раньше политика лезла в видеоигры, теперь видеоигры лезут в политику. Не сказать, что я против подобной тенденции, некоторые темы можно и нужно поднимать, но и о их реализации забывать не стоит, потому что игроки, это не зрители на диване, хавающие очередную передачу про Нибиру и скорый конец света, игроки — народ придирчивый и гордый, чего стоит скандал вокруг лутбоксов в STAR WARS Battlefront 2, скандал вокруг “злой русской армии” в Call of Duty Modern Warfare, и это не говоря про недавнюю ситуацию с Warcraft 3: Reforged, хотя, честно говоря, “Метелица” и так давно является лишь тенью самой себя, так что не сказать, что я был сильно удивлен.
Так какой же вердикт стоит вынести виновнику торжества? Ну что же, если вы фанат серии и скучаете по ламповой атмосфере и годному саундтреку — похождения Шона и Дэниэла вполне могут вам и зайти, но уж точно не по full price-у, дождитесь скидки в Steam что ли, однако если вы ищете эмоциональную, цепляющую за душу историю — пожалуй, как ни печально это признавать, советую вам пройти мимо нового творения Dontnod. Единственное, с чем справляется сиквел на ура — после него хочется пройти первую часть и приквел, что, скорее всего, я и сделаю, как закончу Red Dead Redemption 2.
Лучшие комментарии