Nintendo умеет работать над ошибками. Вот во времена Wii U главные хиты запоздали, и консоль провалилась. Поэтому в год появления Switch должны выйти все те игры, ради которых устройство купят. Должны выйти любой ценой, ведь японская компания по жёсткости политики поспорит с китайской коммунистической партией. Мы уже увидели «Зельду» и Mario Kart 8 Deluxe — их, к счастью, просто портировали на новое «железо», — а также несколько недополированные, но всё равно отличные Splatoon 2 и Super Mario Odyssey. Но в случае с Xenoblade Chronicles 2 — самым объёмным из релизов 2017-го — спешка оказала скорее медвежью услугу.
Спешка эта видна почти сразу — небо в самой первой сцене сделано примитивно.
Титаны держат землю на каменных ногах
В волшебном мире Алрест осталось не так много городов. Всё потому, что лежат они на плечах и спинах огромных древних монстров — титанов. Титаны стары как мир и уже начинают умирать. Пространство для жизни уменьшается, люди становятся всё более жестокими, в воздухе царят печаль и обречённость. Среди бескрайнего облачного океана кочует от одного континента-титана к другому парнишка Рекс. Он живёт на спине монстра компактных размеров — на спине как раз помещается хижина — и зовёт чудище Дедком (Gramps).
Работает Рекс «мусорщиком» — так на Алресте называют ныряльщиков на дно, достающих всяческие древности и раритеты на продажу. Он бесстрашен и почти бескорыстен — получив огромный задаток за опасное непонятное задание, тут же хочет отправить 90 % в родное село. Но естественно, что мутная операция в мутных глубинах планеты выльется в заговор и молодой человек поневоле окажется в центре конфликта могущественных сил, которые хотят получить очень мощное артефактное оружие. Завязка не совсем оригинальная, но фанаты жанра уже привыкли.
А фанаты Xenoblade привыкли к тому, что главное в этом сериале — огромный великолепный мир. И тут их ждёт уже понятное разочарование. Ведь если раньше у нас были один-два больших континента, то теперь планета состоит из дюжины островов. Пусть иногда огромных, но разделённых. В итоге тех впечатлений, когда ты бежишь-бежишь, исследуешь-исследуешь и конца-края твоим поискам не видно, тут гораздо меньше. Впрочем, все титаны получились очень разными, а выросшая на них природа — впечатляющей, так что мир всё равно ощущается живым и дышит полной грудью.
Грандиозная природа вокруг и её причудливые формы — визитная карточка сериала. Здесь XC2 держит марку.
Снятся ли Драйверам электрические Блейды?
Полной грудью дышит и Пайра — девушка с бюстом примерно пятого размера, которую Рекс встречает ещё в прологе. Правда, она не совсем девушка: она — Блейд. Не темнокожий борец с вампирами, а совершенное оружие, старинный меч с огненными способностями и одновременно привлекательная барышня. Пайра хочет попасть в Элизиум — волшебную страну, откуда произошли титаны, и Рекс охотно составляет ей компанию в этом путешествии.
Блейдов в мире Алреста много, они могут выглядеть как люди, животные или монстры, и каждый Блейд для раскрытия своих способностей должен соединиться с Драйвером. То есть человеком, способным совладать с могущественной энергией этого оружия. Драйверов вокруг тоже предостаточно, большинство из них созданы прямо по канонам жанра сёнэн — это очень крутые парни и девушки, которые ни перед чем не остановятся ради достижения цели.
Взаимоотношениям одних и других и сущности Блейдов посвящена основная линия игры. В своих попытках поднять тему взаимоотношения человека и искусственного существа, тему памяти и одушевлённости Xenoblade очень напоминает знаменитую книгу Филипа Дика (Philip K. Dick). И, как всегда в сериале, нас ждут внезапные повороты сюжета, заставляющие переосмыслить всё происходящее. Правда, искусственность многих персонажей, не особо прикрытые тела героинь и дурацкие существа — нопоны в серьёзных ролях заметно разрушают впечатление от Xenoblade Chronicles 2.
«Положи руку мне на грудь», — говорит Пайра через пять минут после знакомства. Все бы девушки так!
Но Monolith Soft не была бы собой, если бы создала просто сёнэн-аниме. Здесь даже наигранная сцена может быть дополнена забавной деталью: вот Рекс и девушка-кот Ниа всерьёз разговаривают про реальность Элизиума — барышня пытается уйти из команды, а глупый Тора выбегает из-за спины Рекса (судя по всему, в попытке остановить её), и тот одним резким движением опрокидывает своего круглого товарища на землю. Беда лишь в том, что герои даже в подобных ситуациях напоминают кукол на верёвочках, а англоязычное озвучивание пусть и сдобрено классными европейскими акцентами, но сильно уступает в эмоциях японскому.
«Это что за покемон?»
В каком-то смысле Xenoblade Chronicles 2 напоминает последнюю часть Pokemon. Мы собираем себе спутников-Блейдов, привязываем до трёх напарников к каждому из основных членов команды и грамотно тасуем всю эту партию в битвах. С напарниками всё легко: у них есть три типичных для RPG класса — танк, медик и боец. Блейды могут быть оружием как ближнего, так и дальнего боя, причём их основные способности «прокачиваются» обычной покупкой нового чипа в магазине. Более того, прямо как покемоны, Блейды могут быть особенно редкими и появляться только из особых кристаллов ядра.
Если сама идея совместить оружие и напарника — замечательная, то её использование в бою ну очень запутанное. Итак, на базовом уровне у нас есть умения (Arts) — они меняются в зависимости от Блейда и постепенно накапливаются во время автоматических атак. Дальше в дело вступают специальные приёмы Блейда — те разделены на четыре уровня и могут быть связаны со специальными приёмами Блейда ваших напарников. Причём для комбо у напарника накопленный уровень специального приёма должен быть выше, чем у вас.
Вы, конечно, поняли, что происходит. Потому что надо ещё и подсказки успевать читать.
При умелом соединении таких комбо можно проводить мощнейшие атаки, но для этого нужно, чтобы стихийные возможности вашего и союзного Блейдов совпадали согласно задуманной игрой логике. Пути могут быть разные, и вроде бы комбинации с «покемонооружием» должны доставлять неописуемое удовольствие… Но беда в том, что эта система слишком неочевидна в местных хаотичных сражениях, когда на экране постоянно десятки информационных линеек, множество цифр, а бойцы орут. Желание не испорченного японскими ролевыми играми человека в такой ситуации — пустить всё на самотёк. Но в этом случае драки станут очень долгими, а сопартийцев будут убивать.
В своих остальных механиках вторая Chronicles тоже не слишком щадит. Например, у Блейдов есть пассивные «скиллы», регулярно выпадающие в виде кристаллов. Но перед тем, как использовать кристалл, его надо «прокачать» в специальной лавке, отдав определённые предметы. Итак, вы выбили из монстра классную возможность, а чтобы ей воспользоваться, вам надо побегать ещё полчаса и набрать в полях ещё десяток кусков древесины или жуков. Это не ободряет. Я сознательно не буду расписывать все здешние мелочи вроде уровня близости между героями — раскрывать их самостоятельно всё же интересно, но иногда очень муторно.
Не всё то золото, что звучит
Те, кто прорвётся через нагромождения информации на боевых экранах, должны заметить, что игра очень сильно различается в портативном и консольном режимах. Подключаем к телевизору — и перед нами симпатичная картинка, чёткие текстуры и плавная смена кадров. Но стоит достать Switch где-нибудь в метро — и Алрест с его жителями словно возвращаются в эпоху второй PlayStation. Мутные облака, внезапно возникающие из ниоткуда противники, обшивка помещений, подгружающаяся после того, как вы забежали в комнату, и постоянные «тормоза» — это первый раз, когда производительность консоли так сильно разнится в док-станции и вне её. И хочется верить, что один из первых патчей поправит проблему.
8-битная мини-игра Tiger! Tiger! — одно из тех мест, где пиксельная графика как раз кстати. И она классная!
Ещё хочется, чтобы ближайшая серьёзная заплатка сделала что-то с навигацией и пояснениями. С первой тут катастрофические проблемы, удивительные ещё и потому, что в прошлых частях всё было просто и понятно. Нам не дают полноценную карту, где можно изучить хитросплетения гигантских корней и подземных гротов. А направляющие маяки помогают очень слабо. Чтобы добраться до одного из сюжетных квестов, мне пришлось просить помощи в Сети, потому что после пары часов блуждания по окрестностям хотелось бросить консоль о стену.
С пояснениями всего хардкора из прошлых абзацев всё ещё хуже. В Xenoblade Chronicles нельзя просто взять и узнать из меню, как работает любая из упомянутых комбосистем. Если вы пропустили, не поняли и не сделали снимок экрана, всё, что остаётся, — выяснять принципы работы самому. Где-то в пути встретятся персонажи, которые очень косвенно смогут растолковать отдельные механики, но обычной для JRPG «книги знаний» здесь нет. Как и бестиария. Явная спешка и халтура.
Но вот с чем точно не спешили, так это с музыкой. Её начали записывать года два назад, и Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda) создал потрясающие композиции, искупающие многие грехи игры. Когда меня что-то начинало бесить, я выбегал в чистое поле, смотрел на шикарное звёздное небо, прислушивался к чудо-мелодии и крошил «монстрятину». Очень медитативно — а потом решение задачи приходило само.
Впрочем, все недостатки компенсируют подобные сцены. Или нет.
Xenoblade Chronicles 2 — очень хорошая игра, но ей недостаёт каких-то мелочей, и в итоге впечатления постоянно смазываются. К тому же Тецуя Такахаси (Tetsuya Takahashi) и команда использовали очень рискованный, откровенно «фансервисный» стиль, который обязательно оттолкнёт многих фанатов серьёзных JRPG. А любители простых развлечений, наоборот, сойдут с ума от местной боевой системы и общей затянутости. Возможно, проекту не хватило каких-то месяцев для полировки, возможно, Monolith Soft было сложно в третий раз собрать шедевр на одной и той же базе, но этот выпуск Xenoblade, в отличие от первых двух, ни в одном своём компоненте не делает чего-то важного и прорывного. Хотя поклонникам больших волшебных миров и прыгающих на пятьдесят метров подростков пропускать такое просто нельзя.
Плюсы: шикарный мир, пусть и не бесшовный, как раньше; огромная продолжительность; выдержанная основная тема и неожиданные повороты в сюжете; отличная идея с Блейдами-напарниками и небанальная боевая система; уносящий в космос саундтрек.
Минусы: в портативном режиме производительность и графика весьма слабые; не хватает пояснений как по боевой системе, так и по навигации; слишком откровенный фансервис и местами глупые сцены.
Суть в том, что в портативе сам графон точно такой же, как и в стационаре и из-за этого проблемы с разрешением большие. Не понимаю почему Монолиты так сделать решили, лучше бы немного графику порезали, как это в марио и других играх сделано.
А по самой игре и говорить не надо, даже в рецензиях где 60-70 баллов говорят что Сюжет, Мир, Музыка, Персонажи — выше всяких похвал.
И главное очень крутая и сложная боевая система, за которую некоторые казуалы даже оценки занизили.
Я не спорю, на вкус и цвет, но меня тошнит от мультяшных игр (я не один такой), альтернатива на switch планируется? (вот оно истинное лицо фанатов нинтендо, я не сказал что мультяшные игры плохие, не сказал что консоль плохая, просто задал вопрос планируют ли игры не с мультяшной графикой, дабы понимать лично для себя актуальность ее покупки — сразу минусуют).