В этом году исполнилось ровно 10 лет Warface, одному из самых известных условно-бесплатных шутеров на территории России и СНГ. По этому случаю вспоминаем, как игра создавалась, как развивалась и что с ней происходит сейчас, когда она стала частью активности «ВКлючайся в игру» в VK Play.
У Warface яркая судьба и запоминающаяся предыстория. Родителями игры стали братья Йерли — основатели студии Crytek. После релиза Far Cry и завершения основных работ над Crysis они обратили внимание на большой рынок фритуплейных китайских и корейских шутеров: там не было проблем с пиратами, зато были деньги от микроплатажей и внимание публики.
А невысокое качество большинства таких игр заставляло верить: «Уж мы-то, авторы Far Cry и Crysis, сейчас быстренько создадим настоящий хит!» Но в реальности всё оказалось сложнее.
Ответственным за новую игру назначили офис Crytek Kiev. Его открыли в 2006 году. Где-то через год после этого началась разработка Warface. Царила атмосфера полной творческой свободы, но она накладывалась на отсутствие опыта: до этого Crytek Kiev занималась только контентом для Crysis. Команда не понимала до конца, чего хочет добиться. Разработчики даже ездили в Южную Корею, чтобы изучить рынок фритуплейных азиатских шутеров на месте, но лишь запутались ещё сильнее.
Братья Йерли решили не вмешиваться в производство слишком сильно и ушли доделывать Crysis. Показателен тот факт, что единственным опытным сотрудником Crytek Kiev, которого специально прислали из центрального, немецкого офиса, стал ведущий художник Far Cry и арт-директор Crysis Михаил Хаймзон — да и он фактически сам напросился.
Планировалось, что разработка займёт год-полтора, но в итоге она затянулась аж на пять лет. Несколько раз менялась концепция, и работы над проектом приходилось начинать, по сути, заново. Помогали киевлянам южнокорейская Crytek Seoul, британская Crytek UK и турецкая Crytek Istanbul.
Сначала рабочим названием было Blackjack, потом оно сменилось на Warface TV — бои между игроками проходили в формате эдаких гладиаторских поединков, стилизованных под телешоу. Для того чтобы пользователи плотнее ассоциировали себя с виртуальными персонажами, решили реализовать уникальный генератор лиц, куда можно было загрузить собственное фото. Правда, когда авторы поняли, что игроки будут загружать не только свои фото и не только лица, от идеи отказались.
А после подписания контракта между Crytek и Tencent разработчики отказались и от тематики телешоу — представители китайского гиганта хотели видеть серьёзный милитари-шутер. Так название сократилось до Warface, а работа снова фактически стартовала заново. В качестве тематики выбрали будущее и противостояние военных корпораций.
Следующим потрясением стало желание головного офиса Crytek сосредоточиться не на PvP и сражениях между игроками, а на эпичных, хорошо поставленных PvE-миссиях и спецоперациях — дескать, это позволит выделиться на общем фоне.
Разработчики из Киева мысль уловили, сосредоточились (благо наконец стали понимать, чего от них хотят) и действительно выделились. Спецоперации и PvE-миссии про разборки между плохой корпорацией Blackwood (в числе её грехов — контрабанда, сомнительные эксперименты, терроризм и стремление подчинить весь мир) и хорошими ребятами из Warface стали одной из визитных карточек игры.
Впрочем, через некоторое время выяснилось, что без PvP всё-таки не обойтись, — режим начали дорабатывать и внедрять в игру заново. В процессе одни интересные идеи добавлялись, но потом убирались (например, динамическое изменение уровней после взрывов и возможность запрыгивать на несущиеся поезда), а другие, наоборот, приживались — те же подкаты, которые так активно стали применяться именно в Warface.
И если у разработчиков наконец появилось понимание, что же они делают, то вот у игроков и прессы в 2009 году был только вопрос: что это за загадочная Warface от авторов Far Cry и Crysis? А после официального анонса осенью 2010-го многие остались в недоумении: слова Crytek и «условно-бесплатный шутер, нацеленный на азиатский рынок» слабо сочетались друг с другом. Во всяком случае, поначалу.
По своим местам всё расставил релиз в апреле 2012 года. Можно просто перечислить награды и достижения, заработанные в первый год после выхода: триумф на народной «Премия Рунета 2012», номинации и победы на gamescom, «Лучшая игра» и «Лучшая игровая графика» на КРИ 2012, рекорд Гиннесса по количеству геймеров на одном сервере — в январе 2013-го на сервере «Альфа» одновременно играли 145 тысяч человек.
Почему вдруг ориентированный на азиатский рынок фритуплейный шутер от Crytek получил много российских премий? Дело в том, что разработчики изначально активно сотрудничали с Mail.ru Group, думая также о рынке стран СНГ. Ещё до официального релиза сайты компании публиковали эксклюзивные материалы о ходе работ над игрой, а в 2011 году был подписан контракт между Crytek и Mail.ru Group об издании и полной локализации Warface в России.
Конечно, по первым рецензиям было видно: многие не понимали, зачем Crytek всё это понадобилось. Дескать, мы получили ещё один азиатский условно-бесплатный шутер, причём довольно казуальный.
Однако у Warface всё-таки были уникальные черты: авторы не стали отказываться от PvP, а сумели органично сплести его с многоэтапными кооперативными PvE-миссиями. И эти спецоперации действительно сильно выделяли проект. Когда в течение одного задания мы плечом к плечу с товарищами атакуем, держим круговую оборону, преодолеваем минное поле, захватываем секретный комплекс Blackwood, а в финале посреди песчаной бури сражаемся с зомби-киборгами, — это впечатляет. Тем более что игра была разработана на CryEngine 3 и выглядела достойно.
Динамика дикая, только пули свистят — и надо постоянно быть начеку, прикрывать и реанимировать товарищей, спасая их под проливным огненным дождём, чтобы дотянуть до спасительного чекпоинта. А если кажется слишком легко, то можно попробовать миссии и спецоперации на более высоких уровнях сложности. И вот там до чекпоинта можно и не дотянуть — в том числе из-за появления особенно сильных врагов и мини-боссов вроде прикрытых щитами бойцов или джаггернаутов, которые уязвимы только со спины.
Да, игра всё равно более казуальная по сравнению, например, с Battlefield и Counter-Strike: Global Offensive. Но на это можно посмотреть и по-другому — авторы просто делали ставку на динамику (идея с подкатами тут пришлась очень кстати!) и доступность, на быстрый поиск матчей, где сразу начинаются лихие перестрелки на компактных картах. Этому способствовали и интуитивно понятные классы (штурмовик, медик, инженер, снайпер), и классический геймплей — сражаемся, зарабатываем опыт и кредиты, прокачиваемся, открываем новые возможности, снаряжение, оружие, обвесы и предметы для кастомизации себя любимого.
Такая ставка на динамику помогла и в продвижении Warface как киберспортивной дисциплины — это тоже одна из причин успеха. В 2013 году на «ИгроМире» в рамках первого турнира Warface Open Cup между восемью профессиональными командами разыграли 300 тысяч рублей. Через четыре года прошёл первый фестиваль Warfest, а ещё через год в рамках такого же мероприятия провели LAN-турнир с призовым фондом уже в 12 миллионов рублей.
Игра активно развивалась и расширялась — появлялись новые режимы и спецоперации, всё популярнее становились турниры, которые стали проводиться регулярно.
Весной 2014 года оригинальная игра появилась на Xbox 360. Вот эта Warface точно была «условно»-бесплатной: игрокам приходилось платить за подписку Xbox Live. Кроме того, там было меньше режимов и хуже графика, чем в ПК-версии. В итоге на Xbox 360 Warface просуществовала совсем недолго: уже в декабре 2014 года было объявлено, что Crytek постепенно прекращает поддержку этой версии.
Это позволило сосредоточиться на совершенствовании оригинала. В 2015 году авторы не только переработали интерфейс, сделав его комфортнее и понятнее, но и ввели поддержку технологии NVIDIA GameWorks — обработка частиц пыли, клубящихся вихрей и дыма позволила игре выглядеть ещё более эффектно. Тогда же включили античит MRAC, с помощью которого за восемь месяцев было заблокировано более миллиона аккаунтов.
В 2016-м впервые появились свой боевой пропуск с событиями и наградами, а также площадка для торговли между пользователями. Тогда же был зафиксирован новый рекорд по количеству пользователей, одновременно играющих на одном сервере.
2017 год тоже стал очень важным в истории Warface — введена система рейтинговых матчей, открылись новые серверы в Амстердаме, Вашингтоне, Сан-Хосе, Гонконге, Краснодаре, Новосибирске и Хабаровске, в игре появилась своя «Королевская битва», начался закрытый бета-тест версии на PlayStation 4. Кроме того, с успехом проведён фестиваль Warfest, на котором в присутствии 10 тысяч человек выступили популярные музыканты.
А в 2019 году случилось важнейшее событие в истории Warface. Команда из Crytek Kiev ушла в свободное плавание и основала студию Blackwood Games. Все её сотрудники продолжили работать над Warface. В руководстве Crytek говорили, что это, дескать, было сложным решением, которое тем не менее будет выгодным для всех — для Warface независимость Blackwood Games станет преимуществом, а материнская Crytek займётся реструктуризацией и сосредоточится на собственных проектах и долгосрочных планах.
Возглавил Blackwood Games уже знакомый нам Михаил Хаймзон, который обещал, что для самих игроков ничего не изменится. Так и получилось — в последующие годы регулярно добавляли новый контент. Особенно отметим выход в том же 2019-м глобального обновления «Марс», с которым появились свежие спецоперации и новый, пятый класс — киборг СЭД. Весной, с обновлением «Военное ремесло», добавилась система крафта.
Примерно тогда же к работам над игрой подключились студии Pixagon Games и Allods Team. И если «аллодовцы» в представлении не нуждаются, то про Pixagon Games скажем отдельно — её основали часть сотрудников Blackwood Games, которые тоже решили работать независимо. Наконец, в марте 2021 года проект окончательно перешёл в руки Allods Team.
Перед этим новые разработчики отметились спин-оффом Warface: Breakout для PlayStation 4 и Xbox One, который вышел в мае 2020 года. Проект отличался оптимизированным для консолей управлением и бесплатными сезонными обновлениями. Он получился более успешным, чем версия для Xbox 360, и жив до сих пор.
В истории Warface случалось всякое. В какой-то момент начался отток игроков, всё чаще звучали мнения про засилье доната да читеров и прочие претензии, которые можно услышать в сообществе практически любого фритуплейного проекта.
Но несмотря на предсказания отдельных горячих голов, Warface не умерла. Наоборот, регулярно появляются обновления, которые набор режимов и спецопераций. Сегодня там есть кооперативные миссии в самых разных точках. Можно атаковать ракетные базы в Северной Африке, сражаться с кибернетическими зомби в Восточной Европе, выполнять миссии на территории Чернобыльской АЭС, где проводятся эксперименты по созданию суперсолдат. Можно бегать за одним из лидеров Blackwood по огромному небоскребу или, наоборот, в роли одного из «блэквудцев» штурмовать банк, чтобы уничтожить компромат на корпорацию.
Каждый раз такие истории в спецоперациях подаются комиксами и складываются в неплохой лор.
PvP-режимов тоже много. Deathmatch, подрыв бомбы, захват флага, «Доминация», где нужно удерживать контрольные точки, упомянутая уже «королевская битва». Есть и более необычные варианты. Например, в «Блице» команде даётся лишь 90 секунд на то, чтобы обезвредить бомбу. Есть ещё «Выживание», где пользователи играют сами за себя, стараясь дольше оставаться незамеченными, чтобы выжить и скрытно убивать врагов. На месте и битвы кланов.
Всего в Warface сегодня более 60 карт и десятка режимов.
Среди пяти представленных классов тоже есть изюминка — киборг СЭД. Он очень медленный, но крепкий, может использовать гранатомёты и другое тяжёлое оружие.
Ну а снаряжение и оружие приобретается в том числе за «короны», основную внутриигровую валюту. В Warface реализовано более двухсот пушек, на которые можно ставить обвесы.
О том, что игра живёт, говорит и активное наполнение её глобальными событиями. В своё время такие ивенты, как «Зимняя охота» и «Атлас войны», влили в Warface новую кровь, позволили ей выйти на новый уровень — в том числе с киберспортивной точки зрения. Ведь в связке с ними шли мощные турниры и фестивали Warfest.
С 2012 года прошло более 15 сезонов Open Cup, несколько сезонов Warface PRO и Fantasy League, десяток глобальных событий. Есть даже отдельный формат для женских команд — Valkyrie Cup.
А в конце нынешнего ноября состоялся LAN-финал Warface VK Play Cup 2 — это уже второй масштабный турнир, приуроченный к запуску VK Play. Соревнования были поделены на две категории: командная (в режиме «Подрыв» с призовым фондом в 13 миллионов рублей) и индивидуальная (в режиме «Мясорубка» — с призовыми в 4 миллиона рублей).
Тут надо напомнить, что долгие годы продвижением Warface в России и странах СНГ занималась Mail.ru Group. А сегодня игра представлена на платформе VK Play, которая активно развивается и объединяет геймеров, разработчиков и авторов контента. На VK Play есть свой магазин с постоянно пополняющейся библиотекой игр, игровое медиа, облачный гейминг, стриминг, киберспорт. Последнее очень важно именно для развития Warface. Среди заявленных фишек VK Play как раз есть проведение любительских и профессиональных, открытых и эксклюзивных турниров. Warface VK Play Cup 2 — один из флагманских для платформы в этом смысле.
В общем VK Play активно взялась за продвижение Warface, которая также доступна и прекрасно играется в «облаке» (проверено лично!). И в целом платформа не скупится на акции. Напомним, недавно здесь запустился раздел «ВКлючайся в игру» с подборками, включающими как уже представленные, так и новые проекты. Так, в свежей подборке «Тащи за всех» можно найти Warface, а также шутеры STALCRAFT, War Robots: Frontiers и Will To Live Online.
И как я уже писал, с играми из подборок связаны особые задания-челленджи, выполнять которые в целом несложно (добавить в друзья пять человек, оставить отзыв об игре, заполнить информацию в профиле) и приятно. Подарки всё те же — промокоды на облачный гейминг, стикеры на VK Play, уникальные «ачивки». Каждый пользователь, выполнивший определённое количество челленджей, получит шанс выиграть главный приз — VK Капсулу с Марусей.
Как подчёркивают в VK Play, раздел будет регулярно пополняться подборками и играми внутри уже существующих подборок — внимательно следите за новостями, чтобы не пропустить ценные призы.
Впрочем, турниры турнирами, а для обычных игроков, повторю, главное, что Warface в принципе живёт и развивается. Летом были анонсированы новый режим и событие «Лёгкая добыча» (перестрелки 6 × 6, напоминающие смесь «Командного боя» и «Выживания»), тогда же добавились новые агенты и карты.
А в августе в крупном обновлении появилось много свежего контента (включая оружие для инженера) и возможность просмотра списка игроков, участвовавших с вами в прошедших матчах (это важно!). Были исправлены и некоторые старые ошибки.
Наконец, уже осенью стартовал сезон «Новая сила» и появилась версия модов 2.0, которые теперь открываются за проведённое время в боях и могут быть установлены на более широкий ассортимент оружия. Ну и, конечно, авторы не могли пройти мимо Хэллоуина — по традиции к примечательным датам они готовят тематические события.
Так что даже спустя 10 лет Warface продолжает жить и расти — если не верите, зайдите в неё и убедитесь сами. Матчи и игроки находятся очень быстро — уж чего-чего, а желающих сразиться против вас или плечом к плечу пройти одну из спецопераций тут достаточно.
Реклама. ООО «ВК Плэй». ИНН 7714487512.
LjN8KN6i1
* Партнёрский материал