В играх с богатым «лором» своя атмосфера. Основной сюжет всегда сопряжён с дотошным изучением мира, долгим чтением кодексов и разговорами с местными обитателями. Звучит не очень весело? Но даже простое повествование можно превратить в захватывающую игру, если на пути игрока будут оставлены загадки и «хлебные крошки», а сценаристы BioWare знают в этом толк! На базе этого и рождаются теории. Одни оказываются забавными и малозначимыми, другие требуют долгого изучения редких записок или самостоятельного перевода с несуществующих языков. А после знакомства с некоторыми теориями начинаешь корить себя за невнимательность.
Как насчёт того, что Морриган — это сестра Алистера? Или что кунари были искусственно выведены, Солас — дракон, вся религия Тедаса — полная чушь, Андрасте была самозванкой, а в создании скверны виноваты эльфы? Уже чувствуете, как начала болеть голова? Тогда надеваем свои шапочки из фольги, потому что сегодня я проведу вас в мир самых безумных теорий по Dragon Age!
Не секрет, что при создании «лора» игры сценаристы опирались на уже существующие произведения и мифологию. Марк Дарра (Mark Darrah) признался, что гномов команда позаимствовала у Толкина (John R. R. Tolkien), семья Кусландов с их любовью к мабари отсылает к Старкам из «Песни льда и пламени», а Алистер и Морриган — это очевидная отсылка к королю Артуру и его сёстрам: Моргане и Моргаузе. Попробуем найти больше?
После выхода книги «Украденный трон» фанаты обратили внимание на один примечательный момент. Флемет, она же Митал, спасла Мэрика Тейрина на болотах, а взамен потребовала от него обещание, которое тот должен дать ей с глазу на глаз. Король пробыл в хижине ведьмы несколько часов, а наутро вышел оттуда потрясённый до глубины души. Кто-то считает, что Флемет попросила Мэрика о ребёнке. Несомненно, Митал знала, что в крови Тейринов есть драконья кровь, как и у всякого потомка Каленхада, в том числе у Алистера. А в крови находится очень большая магическая сила.
Этим ребёнком, вероятно, и была Морриган. Уже тогда Митал знала о приближающемся Море и ей был нужен сосуд настолько сильный, чтобы мог удержать внутри очищенную душу архидемона Уртэмиеля. Это делает Алистера и Морриган роднёй по отцу, а в одной из возможных развилок они даже могли зачать ребёнка в Dragon Age: Origins. Звучит странно, но в мифах о короле Артуре тот тоже завёл ребёнка от своей сестры Морганы. Форумные очевидцы рассказывают, что Дэвиду Гейдеру (David Gaider) настолько не понравилось обсуждение этой теории, что он влетел в форумную ветку и назвал её отвратительными фантазиями.
Остановило ли это фанатов? Конечно же, нет. Теория просуществовала ещё несколько лет, прежде чем вышел опровергающий её комикс «Тихая роща». Во время поисков отца Алистер выясняет, что именно происходило с Мэриком в гостях у Флемет. Ведьма рассказала юному королю о его будущем, показала приближение Мора и всего лишь взяла с него обещание вернуться к ней, когда придёт время.
Если маг Круга становится опасен для общества, Церковь проводит ритуал Усмирения. В ходе таинственных манипуляций на лбу волшебника появляется лириумное клеймо, которое отрезает его от Тени, лишает эмоций и делает тело непригодным для демонов и духов. У истоков этого ритуала стоят Искатели Истины — ещё до основания Церкви орден практиковал усмирение своих последователей на короткий срок. По истечении месяца Искатели призывали духа, и тот возвращал связь с Тенью.
Впервые подвергнув ритуалу мага, Искатели с удивлением обнаружили, что клеймо действует на волшебников совсем иначе — делает их послушными и безвредными, лишает возможности колдовать и взаимодействовать с Тенью. Орден передал эти знания Церкви, но не поделился секретом возвращения связи с Тенью. Так этот ритуал на многие столетия стал кошмарным сном для всех магов, а современные Искатели и не подозревают, что они освоили чужую науку.
Во времена эльфийского царствования Тедас выглядел совсем иначе. Духи свободно жили с элвен в едином мире и даже получали какое-то подобие работы (судя по духам-библиотекарям из DLC «Чужак»). А ещё эльфы добровольно делились телами с бесплотными созданиями: духи получали возможность иначе познавать мир и помогать, а элвен с их помощью усиливали свои способности.
Подобное «открытое посещение» вряд ли нравилось эванурисам, сильнейшим из эльфов, которые владели тысячами рабов и не терпели восстаний. Так были придуманы саркофаги: эльфийского невольника помещали внутрь, а в специальные отверстия заливали лириум. Втравленные в тело лириумные печати подчиняли эльфа хозяину и обрывали связь с духами — даже если раб помышлял о побеге и просил о помощи, те ничего не могли сделать.
К сожалению, современные эльфы даже не подозревают, что валласлины, которые они пытаются сберечь как часть своей многострадальной культуры, на самом деле являются рабскими метками. И если сейчас татуировки на лицах — это всего лишь пародия, то ранее Ужасному Волку приходилось восстанавливать связь соплеменников с духами магическим путём. Становится ясно, почему любое изображение валласлинов так сильно злит его. Если Инквизитор в отношениях с Соласом, тот даже предложит избавиться от татуировок.
Теорию подтверждают эльфийские колыбельные, которые своим детям поют современные жители Тедаса. Самостоятельно переведя её с эльфийского, автор Reddit выяснил, что безобидная колыбельная ранее была… идеологической обработкой. Песня внушала жителям Элвена, что эванурисы спасли от рабства гномов, а те оказались слишком глупы, чтобы осознать своё положение. Другая колыбельная (Митал из «Чужака») рассказывает эльфам о том, как хорошо быть рабами.
Это подводит к мысли, что в каждой легенде или песне есть доля истины, ведь разные народы по незнанию или намеренно интерпретировали реальную историю. У эльфов, к примеру, развита только устная традиция: раз в десять лет их кланы встречаются на собрании Арлатвен, чтобы обменяться преданиями. Неудивительно, что в их истории так много белых пятен.
Настоящая история отличается от песен и сказок. Титаны управляли гномами с помощью лириума. Отобрав у них эту связь, эльфы попытались приспособить технологию под собственные нужды. Когда Арлатан пал, Империя Тевинтер перевезла к себе все саркофаги и попыталась создать свою версию рабов. Затем технология перекочевала к Искателям Истины, и орден сделал из неё ритуал Усмирения.
Предметом моего первого исследования по Dragon Age стали кунари. Я посвятила им огромную статью, подробно рассказала об уникальной культуре и религии, но вопрос происхождения остался открытым. Как оказалось, внимательные игроки способны помочь и здесь.
Ранее я упоминала, что предками кунари были косситы — ещё до первого Мора они высадились на юге Ферелдена, а затем были изгнаны или уничтожены ордой порождений тьмы. Среди учёных Тедаса даже бытует мнение, что самки косситов впоследствии стали матками, которые рожали огров.
Через много лет серокожие гиганты вновь появились на континенте, только теперь именовали себя кунари. Неясно, насколько они похожи на своих предков, косситов, и где рогачи пропадали всё это время. Но, кажется, это знает Корифей, который когда-то был тевинтерским магистром.
Как тебя там называют? «Кунари»? В твоей крови — один гной. Твоя «раса» — вовсе не раса, а ошибка!
Это Корифей сообщает Инквизитору-кунари во время последней битвы. А Киран, сын Морриган, говорит, что кровь кунари на самом деле им не принадлежит. Может, потому, что кунари — это искусственно выведенная раса?
Известно, что Империя Тевинтер долгое время поклонялась пантеону богов, семерым драконам. Это находило своё отражение во всей их культуре: геральдике, архитектуре, изобразительном искусстве и моде. Во времена Корифея вокруг каждого дракона выстраивался культ с сотнями почитателей, которые посвящали свою жизнь отдельному божеству и проводили кровавые ритуалы. По одной из версий, подобная увлечённость драконами тоже неслучайна и связана с эльфийским пантеоном, но об этом чуть позже.
В ходе экспериментов Империя создала кунари, используя кровь драконов и эльфов, которые находились у Тевинтера в рабстве. Неясно, с какой целью была выведена новая раса: тевинтерцы пытались сделать сверхлюдей, которым можно поклоняться, или видели в своих невольниках новые возможности? Суть в том, что она была создана по ошибке.
Вероятно, это связано с темпераментом кунари — Железный Бык как-то упомянул отсутствие контроля у своих соотечественников и свод правил, который помогает держать их в узде. Если следовать этой логике, можно предположить, что учения Кун тоже были созданы Тевинтером, чтобы контролировать звериную природу рогачей.
Коул: Мне нравятся твои рога, Железный Бык.
Коул: Но они драконьи, а не бычьи. Тебе следовало назвать себя Железным Драконом.
Железный Бык: Вот чёрт. Это было бы гораздо лучше.
Тень — это потусторонняя реальность, заполненная духами и демонами. Все существа, кроме гномов, посещают её во сне, и первое, что они видят, — это Чёрный город, некогда бывший резиденцией Создателя. Согласно церковным учениям, в поисках своих богов и власти тевинтерские магистры однажды физически вошли в Тень. Попав в Золотой город, люди очернили его и стали первыми порождениями тьмы, а разъярённый Создатель покинул мир и перестал помогать живым. Корифей, который был одним из тех самых магистров, рассказывал, что церковь ошибается. Город уже был чёрным, когда его нашли.
На этот счёт есть множество интересных теорий. В The World of Thedas Volume 1 вскользь упоминается королевство Бариндур, которое исчезло без следа. Путешественники рассказывали, что дороги к нему обрывались на полпути, словно какой-то бог вмешался и стёр его с лица земли. Согласно легенде, жители Бариндура отвергли жреца Думата, и драконий бог уничтожил целое королевство. Солас опроверг эту догадку: по его словам, всё королевство оказалось погребено под вулканическим пеплом, что отсылает к судьбе древнеримского города Помпеи.
Другая теория связывает Чёрный город с заражёнными красным лириумом титанами, которых Солас запер на небесах подальше от своих сородичей. Именно поэтому Корифей, Архитектор и другие магистры превратились в порождений тьмы, когда вошли в Тень. Теория отсылает к созданию Завесы, когда мир был поделён на две части, а столица эльфийского государства Арлатан была уничтожена, так как держалась с помощью магии. Часть Арлатана разлетелась по всему Тедаса, часть оказалась на Перекрёстке, а остальной город перенёсся в Тень.
На эту теорию меня натолкнула предыстория долийского эльфа в Dragon Age: Origins. В ней герой вместе с собратом Тамленом во время разведки находит в заброшенных руинах элювиан. Но эльфийская империя пала, и перемещаться с их помощью — всё равно что наугад прыгать в темноту. Что увидел Тамлен, когда заглянул в элювиан? Город под землёй, огромную черноту и что-то, что увидело его. Бедный эльф бесследно исчез и появился уже в облике вурдалака, заражённый скверной. Куда зеркало могло отправить Тамлена, если не в источник скверны, Чёрный город?
Прежде чем Ферелден стал страной, на его территории жили аламаррские племена, которые впоследствии стали современными авварами. Хоть они и были одними из первых людей на континенте, в дальнейшем в их кровь добавилась гномья. Чтобы выжить, одна из предводительниц аламарри — Тиррда Яркий Топор родила ребёнка от гнома, и такие союзы за счёт соседства с Орзаммаром были частым явлением.
Культура тоже переплеталась, о чём рассказывает эта теория. Так, в религии авваров появились три главных бога: Гаккон Зимодых, Хозяйка Небес и Корт Отец Гор. В DLC «Челюсти Гаккона» Инквизитор выяснил, что Гаккон был драконом, чьё тело захватил дух. Это перекликается с уникальными особенностями культуры авваров. Племена общаются с существами из Тени, призывают их на помощь в бою, а сами духи вселяются в их авгуров и становятся голосом общины.
Хозяйку Небес нередко считают воплощением Митал, а Корт был известен тем, что разрешил людям вырубить в себе город и жить там. Бог, который буквально был горой с каменным сердцем… ничего не напоминает? Всё это может быть интерпретацией землетрясений, в которых повинны титаны. И если эльфы остались недовольны подземными толчками, да так, что спустились под землю и уничтожили великанов, то аввары сделали их частью своей религии.
О возлюбленной Создателя, которая была сожжена на костре, сложено много легенд. После прочтения Песни Света кто-то считает её эльфом, авварское происхождение связывает пророчицу с гномами, а автор внутриигровой книги, запрещённой Церковью, думает, что Андрасте… могла быть магом.
Единственное, в чём исследователи сошлись, — это место рождения Андрасте. Пророчица родом из Ферелдена, который тогда ещё был кучкой разрозненных племён, роднившихся с гномами. А где гномская кровь, там и связь с титанами. Авторы этой теории уверены, что Андрасте слышала Создателя, но не того, которого восхваляет Церковь, а своего собственного творца и предка, Корта Отца Гор. Этим можно объяснить её якобы пророческие сны, после которых она выдумала новую религию, и необычайные способности, свойственные первым гномам.
Но проще всего объяснить её способности магией. Песнь Света описывает, как Андрасте обрушила на имперские армии стихии с небес. То, что якобы было помощью Создателя, могло оказаться обычным колдовством. Любое из этих предположений еретическое и будет отрицаться Церковью, но если теории происхождения пророчицы окажутся правдивыми, то репутация самой могущественной организации будет под угрозой.
Встретившись с Хоуком, бегущим из Ферелдена, Флемет дала ему дельный совет:
Мы стоим над пропастью грядущего. Мир ждёт своего часа, чтобы рухнуть в бездну. Жди… и, когда этот миг настанет, не бойся и прыгай. Только падая можно понять, умеешь ли ты летать.
Это пророчество не пригодилось герою во время приключений в Киркволле, но могло относиться к событиям Dragon Age: Inquisition. Квест, в котором Инквизитору предстоит навсегда распрощаться с кем-то в Тени, называется «Там лежит Бездна». Я никогда не оставляла своего Хоука погибать в Тени, но прославленному Защитнику даже заточение за Завесой может оказаться по плечу.
Ни одна подборка теорий не сможет обойтись без этой, ведь при детальном рассмотрении Сэра кажется слишком загадочной! Она боится магии и ненавидит эльфов, но Солас постоянно допекает её своей компанией, как будто видит в ней соплеменницу, и даже предлагает освоить волшебство. Коул говорит, что уши Сэры всегда смотрят в Тень, а сама эльфийка виртуозно управляется с луком и стрелами даже без тренировок. Самый главный страх Сэры — «ничего» (или «пустота»). Именно туда по легенде вошла Андруил и едва не потеряла рассудок. Всё это дало повод считать, что Сэра — прекрасное вместилище для души Андруил или каким-то образом с ней связана.
Сэра (ёжится): Бр-р.
Солас: Сэра? Что ты чувствуешь?
Сэра: Опять двадцать пять. Ничего, просто всё как будто уже было. Именно это и вот так вот. Случается всякое.
Солас: Не со всеми.
Сэра: Это не эльфячье. Инквизитора вот не плющит. Что, сейчас будешь заливать про то, что я такая же, но другая?
Солас: Ты и есть другая. Ты очень далеко отошла от того, чем должна была быть.
Сэра: У-у, ну, такую-то хрень я тыщу раз уже слышала. Пф!
Игроки удивились возвращению Флемет в Dragon Age II, особенно после того, как убили её в Origins. Спрятав кусочек своей души внутри амулета, ведьма смогла выжить, чтобы передать всю свою силу Соласу в конце Inquisition. Внимательные игроки смогли заметить, как Аша’Белланар успела спрятать фрагмент души в элювиане, поэтому ведьма ещё может сыграть свою роль в разрушении Завесы. Вероятно, она также спрятала в зеркале душу пятого архидемона, Уртэмиеля, которую ранее отобрала у сына Морриган.
Солас однажды сказал, что эванурисов так просто не убить, и уже подтверждённая информация отлично перекликается с теорией, что все эльфийские боги когда-то были духами. Как иначе у них получается так легко отрывать от себя кусочки души и раз за разом возвращаться к жизни в чужих обликах?
Андрасте обсудили, но есть кое-что поинтереснее! Что если Митал, как богиня справедливости и возмездия, приходила ко всем женщинам, которые были преданы и искали отмщения? В их число входили Тиррда Яркий Топор, которую предал жених, её наследница Морриган’нан, Андрасте, сгоревшая на костре усилиями мужа, и Флемет. К слову, саму Митал тоже предали и убили собственные соплеменники. Следующим сосудом для богини должна была стать Морриган, но ведьма сбежала, не желая для себя такой судьбы.
То, что начиналось как шуточная теория о настоящем происхождении Соласа, превратилось в бурное обсуждение, стоило сценаристу Патрику Уиксу (Patrick Weekes) написать о себе как о «специалисте по романам с драконами». Помните, я упоминала, что Тевинтер ассимилировал культуру эльфов, а вера в крылатых богов не была взята ими с потолка? И у нас много предпосылок думать, что эванурисы могли быть драконами.
Его преступление — измена. Приняв вид, доступный лишь богам и их избранникам, он посмел лететь в священном обличье. Грешник принадлежит Диртамену; он говорит, что взял крылья побуждаемый Гиланнайн, и молит Митал о защите. Она не оказала ему такой милости, и мы позволили суду Эльгарнана свершиться над ним.— Древние эльфийские письмена
По версии автора, грешник — это и есть Солас. Он превратился в дракона, облик, доступный только эванурисам, а Ужасный Волк пока не был удостоен этой чести. Впоследствии Солас намеренно окружает себя такими символами: драконья маска, огненные крылья. Любопытно, что магии крови людей научили именно драконы, которые приходили к ним во снах. Мир тевинтерцев рухнет, если их боги на самом деле окажутся ненавистными эльфами, которых они веками эксплуатировали, порабощали и использовали для того, чтобы усиливать свою магию.
Таких безумных теорий полно. Неизвестно, какие из них близки к истине, а над какими втайне хихикают сами разработчики. Не всем из них можно верить, (теория про родство Морриган и Алистера тому подтверждение), но это отличный способ находить единомышленников, изучать «лор» и весело проводить время в ожидании Dragon Age: Dreadwolf. Какие теории из выбранных мною показались вам надуманными? Какие звучат логично? Давайте подискутируем!