Коллектив PlatinumGames уже давно зарекомендовал себя как истинный гуру экшенов. Что Metal Gear Rising: Revengeance, что Bayonetta или NieR: Automata – нынче практически каждый релиз прославленной студии оставляет после себя заметный след в индустрии… или как минимум становится культовым в кругу ценителей кинематографичных приключений. Но, увы, даже столь прославленные компании не обходятся без неудач. В случае с Platinum обидной кляксой в резюме стал финансовый провал The Wonderful 101 – удивительного эксклюзива печально известной консоли Wii U. К счастью, японцы своих не бросают: силами фанатов и платформы Kickstarter недавно они соорудили ремастер супергеройского боевика. Чем не повод лишний раз вспомнить об одном из самых недооценённых шедевров десятилетия?
https://www.youtube.com/watch?v=wvlcVFLdEFk
Автора!
Успешная карьера разработчика интерактивных развлечений – мечта многих молодых геймеров. Превратить любимое увлечение в источник дохода, поделиться собственным творчеством с единомышленниками по всему свету, стать гейм-дизайнером Хидео Кодзиме (Hideo Kojima) на зависть. Чем не высшие цели, ради которых не зазорно и горы свернуть? Однако фортуна улыбается отнюдь не каждому: из миллионов энтузиастов, готовых на всё ради успеха, лишь единицы добиваются народного признания. И среди редких счастливчиков, вписавших своё имя в летопись индустрии, особое место занимает Хидеки Камия (Hideki Kamiya) – гроза Twitter и создатель не нуждающейся в представлении Bayonetta.
Камия, некогда обычный паренёк из префектуры Нагано, можно сказать, рос на видеоиграх: вместе с братом щупал новинки в тематических магазинах; после учёбы часами сидел в аркадных залах, восхищаясь красотами Gradius и Space Harrier. А когда дома наконец-то появилась желанная NES, малец так и вовсе узурпировал одну из комнат с телевизором под собственное хобби. Практически каждая глава бурной юности Хидеки так или иначе связана с тогда ещё диковинным форматом: он был его жизнью, его страстью. А потом, после завершения вуза, стал ещё и призванием – выпускник получил должность в Capcom. Но до славы было очень далеко.
Легендарная компания стала для молодого дарования школой жизни. Там он познакомился со своим наставником, Синдзи Миками (Shinji Mikami). Набил первые шишки по ходу создания Resident Evil 1.5. Научился быть достойным лидером, доверять собственным инстинктам – после чего реформировал целый поджанр экшенов с помощью одиозной Devil May Cry. А следом за готическим слэшером закрепил успех великолепными Viewtiful Joe и Okami, о которых с теплотой вспоминают люди, заставшие эпоху GameCube и PlayStation 2.
За 20 лет в индустрии Хидеки Камия из простого геймера превратился в именитого дизайнера, чьи детища, быть может, по нраву далеко не каждому, но их оригинальность и одухотворённость сложно отрицать. Тем не менее, вопреки статусу и гордому званию Twitter-грубияна, в душе он остался всё тем же пареньком из Мацумото, который современным блокбастерам и их механикам предпочитает классику – и не скрывает сего факта.
Сейчас кто-то наверняка задастся разумным вопросом: зачем обзору супергеройского экшена нужен краткий ликбез о жизни какого-то хамоватого японца? Ответ лежит на поверхности: The Wonderful 101 (TW101 для краткости) – не та игра, о которой достаточно начеркать пару строк и сказать дежурное «Похвально». Это кульминация творчества, произведение, сочетающее в себе различные элементы не только предшествующих работ автора, но и его любимых хитов прошлого. И чтобы оценить столь яркий боевик по достоинству, со всеми его необъяснимыми на беглый взгляд странностями, надо в первую очередь понять образ мышления человека, сидящего в кресле режиссёра. Поехали.
Все за одного
В 2XXX году на Землю внезапно нападает космическая федерация GEATHJERK. Одержимые неведомыми мотивами пришельцы безжалостно атакуют неготовую к подобному конфликту планету. Однако человечеству каким-то чудом удаётся отразить инопланетное нашествие – первое, но, как выяснится два десятка лет спустя, отнюдь не последнее.
События игры начинаются через 40 лет после вторжения, в самый разгар уже третьей по счёту войны с космическими захватчиками. На сей раз, правда, у землян есть туз в рукаве – сотня элитных солдат, готовых на любые подвиги во имя мира и справедливости. Они сильны. Они отважны. Они всегда действуют в команде. Имя им – Wonderful 100, и вместе герои спасут мир от коварных злодеев. Как спасут? По лекалам слэшеров PlatinumGames – путешествуя по миру с кулаками, мечами и молотами наперевес.
The Wonderful 101 поначалу производит отталкивающее впечатление: изометрическая камера вкупе с мультяшной графикой и ордой разноцветных пупсов в масках смотрятся как нечто в духе Pikmin, а не как Bayonetta или Astral Chain. Тем не менее на поверку TW101 ощущается как стопроцентный релиз от Platinum: враги опасны, боссы грандиозны, а каждую драку оценивают по нескольким критериям, мотивируя драться не только эффективно, но ещё и разнообразно. Впрочем, есть у «новинки» одно занятное отличие от прочих хитов студии: на сей раз геймеру под контроль дают не одного-единственного персонажа, а целую армию. Красивая цифра в названии здесь отнюдь не просто так.
К счастью, микроменеджментом а-ля RTS заниматься не придётся, всё куда элегантнее. Благодаря особым CENTINEL-костюмам и технологии Unite Morph бойцы способны в буквальном смысле работать как единое целое, при необходимости превращаясь то в оружие, то в какой-нибудь полезный инструмент. Раз – и команда трансформируется в огнеупорный кулачище. Два – и в руках лидера возникает здоровенный синий меч, которым так удобно рубить противников пополам. Три – и вот на босса смотрит дуло гигантского зелёного пистолета.
Если воевать приходится с помощью людей, то как же в таком случае менять снаряжение по ходу очередной зарубы? Элементарно: его надо рисовать при помощи правого стика (или мыши в случае с PC). Да-да, подобно Okami с её Божественной кистью, здесь во время боя от игрока требуется не просто нажимать нужные кнопки, но ещё и чертить различные фигуры, символизирующие арсенал. Чем больше получившееся изображение, тем мощнее «аргумент».
Поначалу механика кажется откровенно чудовищной: в голову лезут десятки причин, почему подобная задумка обречена на провал. Однако на практике, благодаря нескольким уместным штрихам, так называемый Wonder-Liner отлично работает в бою. Во-первых, эскиз требуется максимально условный: прямая линия для меча, ломаная для огнестрела, круг для кулака и так далее. Запоминается моментально, исполняется за секунду. Во-вторых, во время рисования происходящий вокруг героев хаос замедляется, чтобы зритель мог ненадолго сосредоточить внимание на «творчестве». В-третьих, у каждого предмета есть уникальный цвет, и степень успешности очередного наброска можно определить по его оттенку. Удобно. И, ко всему прочему, наглядно.
Размер Unite Morph напрямую зависит от количества людей в команде.
Рисованием дают заниматься не только по ходу драк: даже в спокойные моменты приходится браться за воображаемую кисть. Гражданские в беде? Не проблема, обводим их и принимаем в команду. Гигантская пропасть, которую не обойти и не объехать? Хорошо, самое время превратить напарников в мост или, чем чёрт не шутит, дельтаплан. Увядшая клумба? Wonderful 100 поможет и тут!
Хотя это скорее побочные увеселения – большую часть времени бравые защитники планеты проводят в драках с инопланетными захватчиками, получают за каждую победу награды (от малюсеньких утешительных призов до здоровенных платиновых кубков), а потом тратят заработанные кровью деньги на апгрейды в магазине. И пускай боевая система с виду не слишком впечатляет, по части экшена The Wonderful 101 способна похвастать неожиданной глубиной. У каждого оружия есть особые приёмы и методы применения (меч, например, отражает лазеры), персонажи помаленьку растут в уровнях и со временем даже разучивают новые полезные Morph-приёмы сами по себе. И это без учёта опциональных предметов, добавляющих в арсенал способности в духе Witch Time из Bayonetta. Словом, фанатам жанра есть где разгуляться.
Magnum opus
Но не одни лишь эти механики делают TW101 настолько интересным произведением. Пожалуй, главное (и, увы, не воспетое в прессе) достоинство самого недооценённого творения PlatinumGames заключается в его целостности. Каждый элемент, будь то сюжет, постановка, геймплей и его механики, даже визуальное оформление – всё в этой игре подогнано для того, чтобы иллюстрировать одну максимально простую, но понятную мысль: вместе мы – сила.
С этого, по сути, и началась The Wonderful 101, даже до того, как студия додумалась использовать стиль Super Sentai и «Могучих рейнджеров». Проект замыслили как кроссовер звёзд Nintendo, и перед тем, как предложить концепцию легендарной компании, авторы здраво предположили, что у каждого геймера есть свой фаворит. А раз так, то почему бы не разработать экшен, в котором на приключение отправится большая группа персонажей сразу, с возможностью жонглировать протагонистами по усмотрению зрителя? Идея толковая, поэтому, даже когда президент «Большой N» отверг задумку как излишне рискованную, Камия со товарищи всё равно вернулся к ней и довёл до ума.
Каждая деталь, каждая мелочь тщательно подобрана для иллюстрации центрального тезиса. «Супер Сэнтай» и ему подобные шоу так или иначе воспевают работу в команде. Механика Unite Morph поощряет применение как можно большего количества людей из группы. Задумка с рисованием оружия наглядно демонстрирует, как каждый член отряда идёт в ход. Даже изометрическая камера, которая поначалу кажется довольно своеобразным дизайнерским решением, и та не просто так: она всегда показывает всех участников Wonderful 100 – и заодно даёт удобную перспективу для использования Wonder-Liner.
Главная трудность – научиться ориентироваться в хаосе, который порой творится на экране.
То же самое относится к сюжету – в целом незамысловатому, понятному даже детям, но при этом удивительно неглупому, особенно по меркам жанра. Камия (он не только режиссёр, но и сценарист) простым языком рассказывает толковую историю о том, как слепое преследование своих интересов и игнорирование чужих приводит к жутким последствиям, от которых страдают по большому счёту все. Да, по части посыла The Wonderful 101 язык не повернётся назвать чем-то глубоким, но эффектным и эффективным – ещё как.
В какой-то момент в голову даже начинают закрадываться неожиданные параллели с Death Stranding, произведением совершенно другого плана, но в то же время вещающим на схожие темы единства, принятия друг друга и готовности стать частью чего-то большего во имя всеобщего блага. Забавно, конечно, такое писать, но TW101 на поверку тоже оказывается творением удивительно авторским – с поправкой на то, что делал Х. К., да не тот.
И вот здесь уже впору вернуться к личности Хидеки Камии. Он, как уже было сказано выше, вырос на хитах эпохи NES, часами проводил время в аркадных залах. И влияние олдскульных развлечений чувствуется во многих его работах – Devil May Cry завершается внезапной отсылкой к Space Harrier, Bayonetta делает внезапные кивки то в сторону After Burner, то в сторону Hang-On, а уж об олдскульной хардкорности многих его хитов сказано немало слов.
И даже на этом фоне The Wonderful 101 смотрится как нечто, что мог выдумать и довести до релиза только человек вроде Камии. Речь не только об отсылках к классике (один только сегмент в стиле Punch-Out!! чего стоит), а, скорее, об отношении к самому формату. Здесь нет долгих претенциозных кат-сцен, нет любования актёрами и попыток выдать экшен за серьёзное кино. Наоборот, авторы при каждом удобном случае подчёркивают, что это в первую очередь игра, набор ярких эпизодов, призванных развлекать. И, что занятно, разработчики не держат пользователя за руку, не разжёвывают каждую деталь и каждую механику, как это нынче принято в индустрии. Наоборот – дизайнеры дают установки, кое-где подсказывают по мелочи, но абсолютное большинство деталей оставляют на откуп геймеру. Найдёт – молодец. Не найдёт – что ж, бывает, жить будет. Дух старой школы как он есть.
Но если всё так здорово, неглупо, увлекательно, то почему же бывший эксклюзив Wii U провалился в финансовом отношении семь лет назад? Помимо откровенной недружелюбности к новичкам на то есть много причин другого плана: обманчиво детский облик (вкупе с совсем не детской сложностью), неудачная платформа, выход незадолго до Grand Theft Auto V… Но главная из них очевидна – студия PlatinumGames сделала приключение прекрасное и цельное, но отнюдь не безупречное.
Дипломатия провалилась
Да, тот факт, что The Wonderful 101 делали с любовью и тщанием, отнюдь не уберёг экшен от досадных, порой даже необъяснимых дизайнерских промахов. И Remastered, как ни странно, оставил многие из давно озвученных фанатами проблем как есть.
Самая очевидная и наиболее раздражающая – это контрольные точки. В абсолютном большинстве операций они расставлены как будто наобум, порой вынуждая перепроходить по несколько миссий (то есть драк) по дороге к утерянному прогрессу. И это ещё цветочки: на уровнях с боссами чекпоинтов нет вообще. Проиграли? Чувствуете, что можете пройти какой-то сегмент лучше, чтобы получить желанный Pure Platinum трофей в коллекцию? Начинайте поединок заново. Кстати, ролик с переключением команды на Unlimited Form пропустить почему-то нельзя. Наслаждайтесь.
Из положительных новинок – теперь авторы чуть ли не умоляют первым делом купить Unite Guts (блок) и Unite Spring (уклонение) в магазине. Даже цены снизили до совершенно жалких 10 у. е.!
Не всё гладко и с камерой: она более-менее удобная, однако ей явно не хватает ещё одного уровня отдаления. На железе Wii U ограничение было вполне очевидно и оттого простительно, но в переиздании хотелось бы чего-то большего. И это не придирка: в отдельных драках противники помельче то и дело выходят из кадра, а гиганты, наоборот, загораживают происходящее, из-за чего Wonderful 100 теряется в феерии спецэффектов. Радар, увы, не панацея.
И наконец, в финале Камия откровенно перебрал с мини-играми, которые не имеют никакого отношения к основному геймплею. Его неугасающая любовь к Gradius и Space Harrier понятна, равно как и жажда разбавить происходящее чем-нибудь эдаким, но всему есть предел!
Присутствует в The Wonderful 101 и кооперативный мультиплеер – увы, только локальный и отнюдь не сюжетный.
Удивительно, но даже переиздание само по себе не обошлось без странностей. Чисто технически, конечно, это лучшая версия боевика: фреймрейт стабилен, управление удобное, даже функция «Экран в экране», призванная заменить планшет Wii U, практична. Однако не всё так хорошо, как хотелось бы. Например, в России Remastered можно купить исключительно на PC, тогда как региональные версии для PlayStation 4 и Nintendo Switch издатель PlatinumGames оставил за бортом (во всяком случае, на момент написания материала). Почему – загадка.
И ладно бы порт на компьютеры был настолько безупречным, чтобы положиться исключительно на него, так ведь нет: TW101 порой неприятно глючит (на разрешениях выше 1080p у неё даже ломается интерфейс), редко, да метко вылетает и работает при 59 кадрах в секунду. И это с учётом того, что ассеты и даже некоторые картинки оставили нетронутыми, а о «лесенки» в кадре того и гляди порежешься. К счастью, фанаты не дремлют: буквально через несколько дней после релиза в Сети появился неофициальный патч, решающий некоторые типичные для Platinum проблемы. Способны ли вышеперечисленные шероховатости смазать впечатление от «новинки»? Вполне возможно: несмотря на жанровую принадлежность и студию, The Wonderful 101 – боевик откровенно нишевый. И всё же его очарованию невероятно сложно противиться. Да, на первых порах экшен сбивает с толку камерой, подходом, необходимостью не просто размахивать мечом, но предварительно рисовать его с помощью союзников. Но стоит войти во вкус, освоить правила, как действо тут же захватывает дух. Какая пауза, какие такие дела – тут гигантский инопланетный робот пытается уничтожить башню, надо остановить его с помощью желе и фиолетового хлыста!
А что самое смешное, недостатки после прохождения отходят далеко на второй план. Не их в первую очередь вспоминаешь после длинной сюжетной кампании – наоборот, в памяти откладывается только хорошее. Увлекательная история с персонажами, к которым проникаешься симпатией с первых остроумных фраз. Потрясающая музыка, своей бравурностью способная расшевелить даже мёртвого. И, разумеется, динамичный геймплей, хорошеющий с каждым часом. Хотя технически творение PlatinumGames устарело, а пару эпизодов можно было бы срезать, игра тем не менее прекрасна. Неидеальна, зато у неё есть искра, порода и большое сердце – сочетание, в которое сложно не влюбиться.
Плюсы: интересные экшен-механики; хороший сценарий; отличный юмор вкупе с идеально подобранной тональностью; достойная продолжительность; стабильный фреймрейт (на PC); великолепный саундтрек; замечательный английский дубляж; невероятные боссы и QTE; десятки секретов и поводов возвращаться в кампанию за добавкой.
Минусы: странная система контрольных точек; множество неочевидных механик; высокий порог вхождения; устаревшая картинка; пара неудачных сегментов (как правило, связанных с мини-играми); чудовищное управление с клавиатуры; отсутствие даже намёка на русскую локализацию.
я не понимаю у игры плохая графика высокий порог вхождения сомнительные механики не говоря уже о схеме поведения некоторых врагов и реализации некоторых битв взять те же бои против воркена. сюжет фигня а диалоги детский сад. после третей операции уже идут самоповторы вплоть до финала и каких то фич уже не будет. враги одни и те же или их малость модифицированные копии для иного подхода к выбору «способности». так за что изумительно за то что автор фанат японщины? эта игра на похвально еле вытягивает как раз за интересные нововведения в боёвке и только. все те три игры что перечислены в начале статьи от платинумов кудаааа лучше.
забыл добавить про длинные тягомотные подуровни в которые всё скатывается когда тупо имеем полосу препятствий в стиле а теперь мы пикнем того героя во а теперь этого вдруг тут кто забыл что это игра о кавайной компании бегемотиков из киндер сюрприза да и кочевряжиться рисовать «способности» чтоб не забыли. не зря игра провалилась. они хоть игры начали после этого нормальные делать а не балду пинать.
Согласен, стилизация очень классная, но кое-где видно, что углы срезали для железа Wii U, т.е. ассеты нарочито простенькие, чтобы не нагружать систему. А тут уже платформы мощнее, можно было расчехлить что-нибудь покруче. Или хотя бы то и дело лезущие в кадр артефакты сжатия причесать. А то после титров там красивая картинка-обоина со всеми персонажами и злодеями, но выглядит она просто жутко пикселяво. Даже в менюшках это заметно.
Я не думаю что картинка настолько устаревшая чтоб прям в минусы её записывать — она очень стилизирована и действительно бросается в глаза только когда в катсценах её показывают на весь экран или камеру слишком близко приближают (оба варианта происходят не часто).
забыл добавить про длинные тягомотные подуровни в которые всё скатывается когда тупо имеем полосу препятствий в стиле а теперь мы пикнем того героя во а теперь этого вдруг тут кто забыл что это игра о кавайной компании бегемотиков из киндер сюрприза да и кочевряжиться рисовать «способности» чтоб не забыли. не зря игра провалилась. они хоть игры начали после этого нормальные делать а не балду пинать.