10 главных событий 2018 года: скандалы, провалы, закрытия
Последние двенадцать месяцев запомнятся не только отсутствием главных игр года на PC, но и несколькими знаковыми событиями, часть из которых может в дальнейшем оказать влияние на индустрию. В этой статье мы попытаемся вспомнить 10 самых интересных явлений. В комментариях расскажите, не упустили ли мы что-то важное.
THQ Nordic не остановить
После банкротства
THQ компания
Nordic Games закупилась брендами, которые представляли наибольшую ценность, в том числе
Darksiders и
Red Faction. Руководству так понравилось этим заниматься, что приобретений с каждым годом становилось всё больше, а в 2016-м компанию и вовсе переименовали в
THQ Nordic. В этом году о новых покупках сообщалось чуть ли не каждый месяц, и выручка издательства за год выросла аж на 1 403 %.
В сети
THQ Nordic попала, к примеру,
Koch Media, владеющая
Deep Silver и принадлежащими ей сериями
Metro,
Saints Row и
Homefront. Не уйдут в небытие и серии
TimeSplitters и
Second Sight. Даже
Kingdoms of Amalur теперь может когда-нибудь воскреснуть. Во второй половине года издательство купило у
Atari права на
Alone in the Dark и
Act of War, поглотило создавшую
Goat Simulator студию
Coffee Stain, приобрело серии
Expeditions и
Carmageddon…
Сейчас у
THQ Nordic находятся в разработке более 50 проектов, большая часть которых пока не была анонсирована. Компания планирует инвестировать в как можно большее количество игр, но не перебарщивать с бюджетами и не вкладываться в совсем уж ненужные релизы. Если речь идёт об очень старой серии, то
THQ Nordic старается как прислушаться к её поклонникам, так и связаться с её создателями, чтобы предложить игрокам именно то, что они хотели бы видеть. Однако пока мы получили лишь пачку ремастеров и
Darksiders III — посмотрим, что ждёт нас дальше.
Microsoft готовит новые эксклюзивы
Одной из главных проблем
Microsoft было отсутствие отличных внутренних студий, способных выдавать один за другим шедевры игростроя. Если на благо
Sony трудятся
Sony Santa Monica,
Naughty Dog и другие умельцы, то в «зелёном» лагере стабильно выпускают отличные проекты лишь создатели
Forza. Глава подразделения Xbox
Фил Спенсер (Phil Spencer) делает всё возможное, чтобы спасти бренд после провального старта Xbox One, и в этом году он объявил о приобретении нескольких талантливых студий.
На E3 стало известно о покупке
Playground Games и
Undead Labs — они и так работали над эксклюзивами
Microsoft (серии
Forza Horizon и
State of Decay), но теперь уже точно никуда не денутся и продолжат выпускать развлечения для Xbox и Windows. Также независимости лишилась
Ninja Theory, собравшая при небольшом бюджете
Hellblade. Четвёртой «жертвой», о которой стало известно на E3, оказалась
Compulsion Games, авторы
We Happy Few. Игра получилась так себе, в том числе из-за множества багов, но при поддержке
Microsoft у студии может получиться что-то достойное.
Но и это ещё не всё — в ноябре стало известно о покупке
inXile Entertainment и
Obsidian Entertainment. Мастера ролевых игр в обозримом будущем перестанут выпускать свои проекты за пределами Xbox и Windows. Первая студия в основном занимается изометрическими RPG, в том числе серией
Wasteland. Ну а
Obsidian в представлении не нуждается — авторы
Fallout: New Vegas и
Neverwinter Nights 2 завершили в этом году
Pillars of Eternity II и впервые показали публике свой новый проект
The Outer Worlds, создание которого началось задолго до сотрудничества с
Microsoft.
Sony всё же не против кросс-плея
Возможность играть с пользователями с разных платформ — не новинка для игровой индустрии. Ещё на PlayStation 3 объединяться удавалось не только с обладателями PS Vita, но и с владельцами PC — к примеру, такая опция была в
Portal 2 и
Final Fantasy XIV. И очень странно, что в этом году именно
Sony встала на пути у всего сообщества и никак не хотела сдвигаться с места. Участвовать в одних матчах с любителями PC и мобильных устройств позволяли, а вот когда речь заходила о Switch и Xbox One, начинались проблемы.
И всё бы так и продолжалось, если бы не
Epic Games и её сверхпопулярная
Fortnite. Когда любимая миллионами королевская битва всё же добралась до Switch, пользователи PS4 сильно удивились — их аккаунт нельзя использовать на консоли
Nintendo. Людей уже волновал не столько кросс-плей, сколько возможность перенести покупки на портативную платформу, как они делают это с PC, Android и iOS. Об упёртости
Sony писали крупные сайты, сообщали телеканалы вроде BBC и CNN, в «Твиттере» каждая запись от имени аккаунта PlayStation сопровождалась сотнями комментариев с нецензурной бранью.
Microsoft и
Nintendo же активно рекламировали свою «дружбу» — в
Paladins и
Minecraft кросс-плей работает как часы. В какой-то момент
Sony всё же сдалась, хоть и не до конца. Пока что полноценный кросс-плей она включила лишь в
Fortnite, прикрывшись тем, что опция находится в статусе «беты». И никто не знает, как долго она продлится.
А меж тем за кросс-плеем наверняка будущее, и процесс его добавления скоро значительно упростится — всё та же
Epic Games бесплатно поделится своими чудо-технологиями со всеми желающими.
Были лутбоксы — стали боевые пропуска
В прошлом году
Electronic Arts сильно испортила жизнь не только себе, но и другим издателям. После громкого скандала, связанного с лутбоксами, правительства нескольких стран обратили внимание на эти игровые «казино». Тут огромную популярность обрела
Fortnite Battle Royale — условно-бесплатный экшен, в котором нет никаких лутбоксов и костюмы с танцами продаются за фиксированную цену. А ещё в игре появился боевой пропуск, ставший новой идеальной моделью монетизации.
Подобные пропуска добавили в
Paladins,
Rocket League и
Call of Duty: Black Ops 4. Для получения всех наград в сезоне нужно по-прежнему проводить в игре много времени, но теперь хотя бы понятно, сколько именно часов, дней и недель потребуется для достижения цели. Кто-то делает пропуск полностью бесплатным, кто-то предпочитает брать за него деньги. Наиболее удобно это сделано в
Fortnite — если купить этот аналог подписки один раз и достичь почти самого конца за 10 недель, вам вернут достаточную сумму для бесплатного приобретения следующего пропуска.
Не всем удаётся сразу предложить нормальную систему прогресса, уважающую время игрока. В
Black Ops 4, о чём я
писал в недавней статье, всё было очень плохо: и награды бесполезные, и этапов слишком много, и сидеть в игре надо буквально круглосуточно. Зато во втором сезоне многие ошибки были исправлены — теперь и костюмы шикарные, и играть надо значительно меньше. Для тех, кто любит посвящать одной или двум играм почти всё своё свободное время, боевые пропуска — не самая плохая альтернатива лутбоксам, и не исключено, что мы будем видеть их в мультиплеерных проектах всё чаще.
Прощание с любимыми студиями
Каждый год игровые студии закрывают свои двери. Самая неожиданная новость была связана с закрытием
Telltale Games. Студия выпускала так много игр по всемирно известным лицензиям, что можно было подумать, будто разработчики купаются в деньгах. На самом же деле прибыли не было, руководство совершало одну ошибку за другой, и в результате
Telltale обанкротилась. Больше никаких
The Wolf Among Us и
Tales from the Borderlands, да и лёгкие «платины» за прохождение уже можно не ждать. Финальный сезон
The Walking Dead тоже чуть было не закончился на середине, но историю Клементины всё же завершат — коллектив его авторов приютила
Skybound, третий эпизод выйдет уже в январе.
Бедняга
Клифф Блежински (Cliff Bleszinski), наверняка сто раз пожалевший о расставании с
Epic Games в 2012 году, вообще объявил об уходе из индустрии. Его студия
Boss Key закрылась после оглушительного провала
LawBreakers и никому не нужной
Radical Heights.
Обидно и за создателей
Torchlight и
Hob — логотип студии
Runic Games мы уже не увидим. Создавшая
EVE Online компания
CCP Games прекратила поддержку VR-шлемов,
Wargaming закрыла отделение в Сиэтле (бывшую
Gas Powered Games, авторов
Dungeon Siege), да и ответственная за
Dead Rising студия
Capcom Vancouver приказала долго жить.
Война PC-магазинов
С каждой проданной цифровой копии игры
Microsoft,
Sony,
Nintendo и
Valve забирают 30 % стоимости. Но если на консолях издателям и разработчикам некуда деться, то на PC выбор всё же есть.
Electronic Arts уже давно отказалась от услуг
Valve и развивает собственный магазин Origin,
Activision перенесла
Destiny 2 и новую
Call of Duty в Battle.net, да и
Bethesda тоже Steam покинула. Такими темпами на площадке
Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) останутся одни инди-игры!
Хотя и независимым разработчикам обидно делиться почти третью прибыли. Тут на помощь пришли
Epic Games и её магазин с неблагозвучным названием Epic Games Store. Там и
Journey скоро появится (впервые на PC), и новый проект
Supergiant Games уже доступен, да ещё и бесплатные игры планируют раздавать каждые две недели, начав с
Subnautica и продолжив
Super Meat Boy. Вместо 70 % девелоперы забирают себе 88 % выручки, но есть одна проблема — игры в
Epic Games Store эксклюзивны для сервиса на протяжении 12 месяцев и в Steam появятся лишь спустя год.
Однако на магазине
Epic всё не заканчивается. Игры стали продавать даже в Discord, и там разработчики с 2019 года начнут получать 90 % прибыли. Продюсер множества «олдскульных» RPG
Брайан Фарго (Brian Fargo) тоже запускает собственную площадку — RobotCache, где вообще планирует отдавать издателям 95 %. А ещё там можно будет перепродавать игры (в таком случае 70 % идёт девелоперам и 25 % пользователю) и даже «майнить» валюту для покупки новинок.
Фарго уже договорился с 22 издателями и откроет магазин с 700 товарами в начале следующего года. Война PC-магазинов только начинается, и победитель в ней пока неочевиден.
Мобильные анонсы и дизлайки
От конференций
Electronic Arts на E3 уже давно не ждёшь ничего хорошего, зато злить аудиторию издательство точно умеет. На протяжении нескольких минут компания показывала
Command & Conquer: Rivals — мобильную стратегию с лутбоксами, «донатом» и куда более примитивным геймплеем, чем можно было ожидать от игры с
C&C в названии. Трейлер на YouTube обрастал дизлайками, поэтому
EA попыталась как-то исправить положение и анонсировала ремастеры
Tiberian Dawn и
Red Alert с дополнениями
Covert Ops,
Counterstrike и
The Aftermath в комплекте.
Логично было бы предположить, что это будет уроком не только для
EA, но и для других издателей. К сожалению, это не так. Спустя несколько месяцев на BlizzCon 2018 компания
Blizzard анонсировала
Diablo Immortal — тоже мобильную игру, тоже по знаменитой вселенной. Наверняка реакция аудитории была бы иной, если бы об этой ерунде рассказали где-то в блоге или на официальном сайте. Однако «мобилку» показывали на мероприятии, где собираются в том числе фанаты
Diablo, отдавшие свои кровные за билеты — и получившие… вот это.
Один из поклонников не выдержал и напрямую спросил разработчиков о том, не запоздалая ли это первоапрельская шутка. Ситуация для них не самая приятная — вряд ли создание
Immortal было их решением, но всё же момент получился забавным. Разработкой, кстати, занимается не сама
Blizzard, а китайская
NetEase, уже выпускавшая подобные игры ранее. В том числе
Crusaders of Light с идентичным интерфейсом, а также влияющими на баланс микротранзакциями и условно-бесплатной моделью распространения — в общем, всё как мы «любим».
Провал Fallout 76
В 2016 году была
No Man’s Sky. В 2017-м —
Battlefront II. А в этом —
Fallout 76. Первая за многие годы игра
Bethesda с «красной» оценкой на Metacritic, множество недовольных фанатов, баги, которые перекочевали сюда из четвёртой части и до сих пор не были исправлены. Прикрученный кое-как кооператив, пустой мир, в котором нет ни одного живого персонажа, выдаваемые через терминалы квесты — возможно, в игре и есть что-то хорошее, но заниматься поисками нужно очень долго.
Продажи, судя по всему, были настолько плохими, что уже спустя семь дней после релиза
Fallout 76 продавалась со скидкой 33 % в Xbox Live. Потом она подешевела и на остальных платформах, что сильно огорчило бедолаг, купивших это безобразие на старте. В качестве компенсации
Bethesda выдавала пользователям 500 внутриигровых атомов — сумму, достаточную для приобретения пары цветочков в местном магазине. Теперь им наверняка не так обидно!
Теми же атомами компания пыталась откупиться, когда выяснилось, что в коллекционное издание положили не обещанную холщовую сумку, а дешёвую нейлоновую. Зато YouTube-персоналии и прочие блогеры получили именно холщовую. К счастью,
Bethesda согласилась прислать всем «пострадавшим» нормальную сумку, но это решение лишь одной из множества проблем. Большинство недочётов
Fallout 76 не исправить никакими патчами и извинениями, хотя разработчики пытаются привести игру в нормальный вид и уже выпустили пару обновлений. Такое пятно со своей репутации вывести будет непросто.
Три кита «Раннего доступа» уплыли в релиз
Симуляторы выживания и «Ранний доступ» — вещи неразделимые. Неопытные, но амбициозные разработчики потихоньку обновляют свои игры и не покидают Early Access так долго, будто надеются, что всё как-нибудь завершится само собой.
DayZ,
Rust и
The Forest мариновались на протяжении нескольких лет и успели забыться, но в этом году авторы всех этих проектов дружно решили, что пора уже выходить в свет.
В случае с
Rust версия 1.0 стала доступна в феврале, на разработку ушло больше четырёх лет. За это время игра успела сменить движок, в геймплее произошли серьёзные изменения, да и графика стала лучше. Обновления до сих пор выходят регулярно, поэтому десятки тысяч людей ежедневно проводят в игре время и особо ни на что не жалуются.
The Forest тоже улучшали на протяжении четырёх лет, и в неё тоже часто добавляют новые виды оружия, существ, одежду и всякие развлечения. После апрельского запуска отзывы в Steam «крайне положительные», все довольны.
А вот
DayZ покинула «Ранний доступ» буквально на днях, спустя пять лет после первой «альфы». Чем занимался всё это время коллектив
Bohemia Interactive — не совсем понятно. Море багов, проблемы со звуком, множество «косяков» в геймплее — игре уже столько лет, а ощущение, будто альфа-тестирование продолжается до сих пор. Наверное, это тот случай, когда авторы уже заработали слишком много денег, чтобы доводить проект до ума.
Скандалы, интриги, кранчи
Без скандалов нынче не обходится ни одна индустрия, и игропром исключением не стал. За пару недель до релиза
Red Dead Redemption 2 ведущий сценарист
Rockstar обронил фразу о 100-часовых рабочих неделях в студии, что вызвало бурю негодования среди девелоперов. Игра-то, может, и получилась хорошей, но стоило ли ради неё так изматывать разработчиков, не позволяя им проводить время с семьёй? Многие бывшие и нынешние сотрудники рассказали Kotaku о положении дел в
Rockstar, полный перевод статьи можно найти в
наших блогах.
Kotaku писала и о токсичной атмосфере в
Riot Games. Неуважение к сотрудникам, сексизм, вульгарные шутки — в этом и многом другом создателей
League of Legends обвиняли люди, которые когда-то ушли из компании. Разработчики публично принесли извинения и пообещали, что постараются улучшить положение дел в ближайшее время.
Похожие обвинения прозвучали и в адрес
Quantic Dream, которая вовсю готовилась к релизу
Detroit: Become Human. Журналисты Le Monde, Canard PC и Mediapart — уважаемых во Франции изданий — провели собственные расследования и выяснили, что далеко не все сотрудники довольны руководством и обстановкой в студии. Работники «фотошопили» своих коллег в неприличных позах или с нацистской символикой, а сам
Дэвид Кейдж (David Cage) вынуждал многих перерабатывать и требовал называть его богом. Двое сотрудников суд проиграли, один выиграл, а
Кейдж пока продолжает судиться с редакциями «оклеветавших» его изданий.
Впереди 2019 год — с не менее яркими событиями, множеством долгожданных релизов и неожиданными анонсами. Возможно, даже начнут появляться намёки на консоли следующего поколения — не просто же так
Sony не приедет в этот раз на Е3… А чего ждёте от 2019-го вы?