0
Schkol'nik Prime
Последнее посещение: Вчера

Играю сейчас

Нет игр

Любимые игры

Нет игр

Активности

12 ноября 2025 Написал(а) отзыв на Clair Obscur: Expedition 33
0
Великолепно. Не играйте в неё.

Короче, Clair Obscur: Expedition 33, она же "Клэйр обскьюр", она же "обсюр 33 раза" (для меня по крайней мере).

Вообще не ждал и даже не знал про эту игру; новости разработки, пиар, рецензии в свое время прошли мимо меня. Как она вышла, то мой интерес был прикован в ремейку 4-ых свитков и поэтому я начал с усердием копить денежные средства: продавал на улице лимонад, печенье, сковородки, книги о том, как я стал свидетелем Иеговы, крэк, себя и один хрен не накопил всю сумму на делюкс издание, пришлось продавать честно заработанные, потерянные моим драгоценным временем, кейсы и шмотки с Доты 2. В итоге баланс моего ПАР-кошелька превысил в два раза сумму "свитков", но тут я с горечью вспоминаю, что Вован костанул ульту под названием "СВО" и плакала моя мечта о покупке древних свитков.

Ну, подумал, что это знак, а значит надо брать "обсюр". Приобрел (НЕОЖИДАННО). Правда сразу сыграть в нее не захотел; решил отложил в недолгий ящик.

Спустя какие - то мгновения, за период который я успел состариться, полысеть, отупеть, замуж выйти, время пройти данный проект настал.

Присаживайся, а если ты уже сидишь, то ложись, мой маленький любитель экстремистских обзоров, сейчас я попробую рассказать тебе про это чудо геймдева (или сделаю вид, что расскажу).

ВНИМАНИЕ!!! Тут будут присутствовать спойлеры (причем в огромных количествах), мое мнение и отношение к игре, которое скорее всего тебя разочарует и повергнет в ярость, плюсы и, еестееествееноо, минусы. Поэтому если ты по какой-то причине не прошел игру и не хочешь испортить себе впечатление об игре, то РЕКОМЕНДУЮ тебе знаешь что?... рекомендую расслабиться и получить удовольствие от обзора... Или кеки... Или совершить go down!

Пролог.

Сразу положительно приковало мое внимание - музыка. Саундтрек в стартовом меню просто великолепен. Задает настроение перед началом игрового путешествия. Вот подумал я в этот момент, что по любому музыка на протяжении всей игры будет на том де уровне, что и в начальном экране... К этому мы еще вернемся (КТО МЫ ТО, Я ОДИН ЗДЕСЬ!!?!1).

Игра стартовала в Люмьере, мне показывают какой-то монолит с цифрой 34 (игра же вроде про 33, а мне показали 34, ну ладно, подумал я, детали в будущем раскроются). Проходя пролог за Гюююююююстааааааавфф, я побежал с какой-то малолетней рыжулей (звать её Маэль, по совместительству является его приемной дочерью) в очень красиво нарисованный и стилизованный, возможно, центр города. Предварительно рыжуля заметила, что Гюююююююстаааааавфф, какой-то напряжённый и предложила ему дружеский/семейный спарринг.

"-Во дела! - подумал я, - Махаться с малолеткой? Да что может быть проще?". В итоге эта рыжуля сломала мне щи!

И она еще после этого начала меня троллить, типа, что "Да, ты, старпер-неудачник, проиграл, но тебе же полегчало?" Полегчало мне? Да я из-за этого не поленился и загрузил контрольную точку, чтобы взять реванш у этой вайфы. В итоге я дал ей достойный реванш, правда на тоненького, но все же дал и тут первая моя головная боль от игры - боевая система. Недавний опыт Дарк Соулз дал мне ясно понять, что я не хочу играть в игры, где надо заучивать тайминги ударов противников для уворотов и парирований. Если в Соулз есть уворот, парирование и щит, что спасает в особых моментах при битвах в реальном времени, то в Обсюре, где битвы пошаговые, также надо на протяжении всей игры активно использовать уворот, парирование обычной, градиент атаки и прыжок. Обо всем по порядку:

Уворот. - Он и в Африке уворот, лол. Нажал - увернулся. - Делов то! - подумал я с самого начала и не представлял, что это мастхев на протяжении всех гребанных 40+ часов. Почему? Да потому что окно уворота (неуязвимости) намного больше, чем у парирования, кстати о парировании...

Парирования. В начале игры дается возможность парировать обычные атаки и в случае успешного парирования всех атак противника ты контратакуешь. И ущепни меня сатана мою левую ноздрю, насколько окно парирования в этой игре маленькое, начиная со сложности "Экспедиция". Пытаясь прикончить рыжую, именно на этой сложности я попытался начать играть и разобравшись, как работает уворот и парирование, усвоил одно - нафиг этот уровень сложности. Решил не хорохориться и поставил "Сюжет", но никому об этом не сказал, иначе меня будут считать Кристианом Флаке из Рамштайн (никому не говорите, пожалуйста).

Вот тут окно парирования заметно больше и я, практически, всегда блокировал входящий урон ("практически? Ахаха, вот я такой казуал!) и использовал его до самых титров, забив на увороты. Только попытавшись начать НГ+, но уже на "Экспедиции" уворот стал для таких как я - казуалов незаменимой вещью. Такое парирование может распространяться, как на одного, так и на всех твоих союзников (экспедицию 33). Ближе к середине игры, как появится песик "Моноко", предоставляется возможность парировать градиент атаки (типа особая атака). Механика парирования этой атаки не отличается от механики для обычных атак, за исключением того, что именно градиент даст о себе знать серым оттенком картинки экрана. Но данная атака используется невронами (врагами) очень редко и только на одного твоего союзника.

Прыжки. Как и в случае с градиент атаками, прыжки также выполняются крайне редко, но за то на всю экспедицию сразу с последующей контратакой, если успеть нажать правый триггер, когда надо. Обозначается прыжок специальным символом, то ли квадратиком, то ли кружком. В общем, неизвестной геометрической фигурой, похожей на отверстие, в моем случае похоже на рот, поскольку я бывало из-за своей слоупочности пропускал эти атаки и давали в рот именно мне, а не я им. Очень веселое занятие. Особенно когда невроны бьют несколько раз ударами, увернуться от которых возможно только прыжками.

Добравшись до центра Люмьера, предварительно встретившись/подобрав Софи, изначально пришло в голову, что вроде бы какой-то праздник, куча народу скопилось, кто-то пишет картины, кто-то мне впаривает парики, кто-то сидит на высокой платформе и играет на гитаре «Мою оборону», кстати, это Люнэ, о ней речь пойдет позже, но почему-то все с грустными мордами говорят с оптимизмом о неминуемом, о каком-то «Гоммаже». «Что/кто это Гоммаж?» - задался сперва вопросом, действие или какой-то хрен, портящий прадзник? Ответ был дан, практически, сразу. В момент заката, проснулась гигантша, которую все называют «Художницей» и пишет на монолите число 33 и все жители, достигших 33 лет, рассыпаются осенними листьями красной сакуры, уносящих ветром по необычайно красивым горизонтам и улиц Люмьера (тут должна быть картинка женщины из Балашихинской рекламы курсов языков). Так вот, это был тот самый хрен Гоммаж, который ежегодно портит праздник жителям Люмьера.

После данных действий, Гюююююстаааааааввфффф, уже переодетый в костюм экспедиции с номером 33, навещает своих учеников, чтобы попрощаться с ними. Но перед этим, я подошел к рыжуле. Она сказала, типа «Да, да, да, Гоммаж, все дела, давай махаться, только на сей раз я поддаваться не буду», то есть она мне в первый раз ещё поддавалась? Ну, тут уже дело принципа. Принцип разбить ей щи, не понеся урона при этом. Получилось, РАЗА С 10, БЛИН! Но и на этом троллинг не заканчивается. После её сокрушительного поражения, мне в адрес от неё прилетает: - Молодец! Победил несовершеннолетнюю… ААААААААААААААААААААААААаааа!!!!

Ну и в конце концов, состав экспедиции определен – мужчины и женщины 32 лет и малолетка рыжуля, а на кой фиг она там затерялась? Позже…

Линии повествования всех последующих актов, постараюсь доносить максимально лаконично, ибо один Пролог получился, как 2-3 среднестатистических обзоров.

1 акт.

Ожидаемо, почти всю экспедицию, не успев начать свое путешествие, разгромил какой-то бомж с седыми волосами и остался в живых только ГЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮСТААААААААААААААААААВФФФ (ладно, в последний раз!), как он думал.

Только перед тем, как начать путь к цифре 33, я надолго залип в настройках графи… залип на местный антураж. Слов не передать, насколько я был впечатлен красотой, цветами, абстрактной обстановкой окружающей меня среды. Никогда ничего подобного не видел в игровой индустрии. Наверное, даже никто до этого не рисовал так игры (или рисовал, но я не видел, а раз уж я не видел, значит этого не было, смирись!). Именно из-за необычного визуального стиля, игру можно спокойно скачать с зеленого стима и посмотреть, насколько игры бывают красивыми. Очевидный плюс для меня.

Прорываясь через местные баталии вперед, выяснилось, что в живых осталось ещё несколько участников экспедиции:

Люнэ. Баба – огонь, вода, земля, молния, лечения… ну ты понял. Баба – маг, в общем. Та самая, упоминаемая выше особа, играющая жесткий роцк в центральной улице Люмьера. Появляется в составе отряда немногим позже, после крушения всей Экспедиции. Вроде спокойная, холодная, расчетливая личность, но не скрывает своих мыслей и может так прилично отчитать кого-нибудь за его глупые, тупые и не обдуманные поступки. Например, Гюстав начал пессимизмом заражать близ стоящую Люнэ, на что она высказала ему, что он заколебал ныть и вообще на кой черт тогда согласился на экспедицию.

Сиэль. Баба с косой и колодой светло-темных карт. Видать в прошлом потомственным тарологом работала, но нет – фермером. Появляется в составе отряда после сражения с ней на арене жестралей (добрых для нас существ, населяющих мир Обсюра). Потеряла своего мужа (и ребенка видать; в одной из игровых сцен появляется её погибший муж с грудничком). Добрая, жизнерадостная, неунывающая баба, скрывающая истинную боль из-за последствий в прошлом. Кстати, по пути, видимо, случился даже физический контакт (и не один) с одним из представителей Экспедиции и это, к сожалению, не с Люнэ, а с ещё одним бомжом (о нем традиционно позже).

Маэль. Ну, кто уж сомневался, что эта рыжая бестия выживет. Только в отличии от первых двух баб, появление в отряде её слишком уж загадочное (в каком-то особняке) и мне, как, наверное, и большинству, было не понятно как, поскольку она сама ни хрена не знала. Фехтовальщица. Орудует рапирами в основном. Непростая личность. О конкретике… ну ты понял, позже. В первом акте игры время от времени во время ночевки в лагере и в отдельных локациях посещают некоторые виденья, где она видит в чернобелых оттенках каких-то людей, бабу с обоженным лицом в маске, и ясно-понятно, что никто мне не объяснит пока кто это такие.

Прокачка персонажей представляет стандартный гринд невронов; убил – повысил уровень, молодец. Существует 5 основных параметров персонажа:

Выносливость. Повышает здоровье.

Сила. Ну ты понял, чем больше сила, тем больше ответственность и оплеуха от тебя.

Ловкость. Изначально я думал, что, качав ловкость, повысится окно уворота, но нет. Ловкость определяет с какой периодичностью будет ход прокачиваемого персонажа. Много ловкости – часто, мало – нечасто. ((Ой, все, отстань))

Защита. Тут и писать ничего не буду и так понятно. Или нет? Гугли!

Удача. Определяет шанс критического удара.

В добавок к этому есть ещё пиктосы – модификаторы, добавляющие особые добавки в статам и статусу. Если их надеть, то после нескольких битв, пиктос изучится и эффект его статуса (но не статы, пасивка короче) можно добавить любому другому участнику экспедиции, при наличии определенного количества очков люмины.

Очко люмины добывается путем набора уровня и нахождения материала «Цвет люмины». Очки люмины распределяются Куратом в лагере на каждого перса отдельно.

Также куратор (личность которого известна станет только в конце 2 акта повествования) может усилить оружие, путем преподношения ему катализаторов (покупать у торговцев жистралей, либо находить по всему миру Обсюра.

Ещё при повышении уровня, дается очки умения, потратив которые дают персонажу новое умение. ((Да, очевидно, не придирайся).

Ну и ещё мало значимых вещей для прокачки, которые мне не хочется рассказывать, долго, нудно и не нужно.

Долго ли, коротко ли, в конце 1 акта после босс-файта появляется седоволосый бомж, именуемый игрой как Ренуар, но я буду звать его бомжом ****ведь модераторы разрешат мне так называть игровых персонажей ?****. Так вот, этот бомж берет и убивает Гюстава. Ооо, типа неожиданный поворот, типа я должен был сочувствовать утрате, ведь я уже успел привыкнуть к персонажу… Да плевать мне на него было изначально. Некоторые пишут, что при смерти Гюстава, игра утеряла некий колорит, хотя по мне он не такая уж фигура, которой я бы сопереживал. Ведь все мое внимание было уделено, как нестранно, рыжуле (и не из-за того, что она несовершеннолетняя). Тем более, заместо Гюстава появляется ещё один бомж, только ещё более бомжеватый, чем первый. Кличка ему дана – Версо. Однако, стоит отметить, постановка и сцена смерти выполнена очень драматично. Но это из-за грамотного дизайна, мимики актеров и саундтрека, который, к моему огромному сожалению, в некоторых локациях и боях вообще не к месту, но таких случаев немного.

Версо. Одна из главных ключевых фигур этой игры, хоть он и появляется в конце первого акта, заместо Гюстава. Использует то же оружие, что и погибший (ясен фиг, а то че, зря качал Гюстава до его смерти?). Именно с ним Сиэль имеет некоторую физическую связь, которая, согласно игре, занимает неприлично много времени. Этот персонаж изначально ясно дал мне понять, что он еще тот хитрец ****здесь должно быть другое выражение, но посчитал лучше его убрать, ибо модераторы могут докопаться****. Да только потому, что он появляется в ту же минуту, когда седоволосый бомж отправил к праотцам Гюстава, да к тому же эти два бомжа знают друг друга и общаются на подобающем уровне. И как выясняется в дальнейшем, не зря я так считал, но тут не все так просто, то есть, в смысле, СОВСЕМ не так просто, как кажется на первый взгляд. Вы думаете, что главная задача экспедиции – убийство художницы? Ахахахахахаах....

2 акт.

Кстати, Эскье – это наш тип транспорта на протяжении всей игры. Прикольный такой тип, говорит меланхолично, не торопливо, по своей сущности сильный, очень сильный, может какую-нибудь гигантскую нечисть одним ударов уложить, но есть нюанс… Он очень ленивый! Настолько ленивый, что прежде чем пойти с нами в путешествие, ему надо принести… каменюки. Да, каменюки, в прямом смысле, каменюки. И пока он их не получит, он не сможет идти, бегать, плавать, летать… Знаете, я сам в некотором роде Эскье. Только мне нужны не каменюки и деньги.

Рыжулю в этом акте все больше стала накрывать шизофрения. На попытки вопросов со стороны рыжуле, кто постоянно ей привидится, ей закономерно отвечают молчанием.

Также появляется ещё один член (ахахахахаахах) экспедиции, ранее упомянутый песик Моноко.

Моноко, как и Эскье знакомы давно с Версо. Кореша, так сказать… И это опять, ИРОНИЧНО, не с проста. Моноко представляет из себя смесь человекообразной собаки и обезьяны. Шерсть серая. Его способность поглощать ноги… Серьезно. Он просто забирает ноги себе. Но они стимулируют в Моноко появление новых способностей. Ног 26 или 24. Выпадает с разных мобов. Чтобы получить ногу, нужно иметь во время битвы в составе экспедиции Моного. И в конце боя, нога автоматически появится у него.

Проходя долгий путь до монолита, провалив вылазку по уничтожению сердца Художницы в центре старого Люмьера, убив на пути парочку асконов, сила которой позволила сковать силой мысли куратора оружие для рыжуле, способное преодолеть барьер, ограждающий монолит, художницу от окружающих их кожаных существ (или не существ?), экспедиция все-таки доходит до Художницы, не сразу правда, но доходят. Художница, когда увидела Версо, сразу чуть ли не заплакав, просит пойти с ним домой. На что Версо говорит: «-Да, тебе пора бы вернуться домой». А остальная экспедиция просто стоит и переглядывается друг на друга. Только в один момент художница спрашивает Версо настоящий ли он, но сама себе отвечает, что это вновь «его» проделки и начинается босс-файт с Художницей. Опустив последнюю, Версо подхватывает её на руки. Она смотрит на рыжулю и ссылается на её схожесть с Алисией. Вопросов слишком дохрена скопилось, но Художница роскомнадзорнилась.

И типа, все, ура. Художница побеждена. Цифра на монолите исчезла. Мир Обсюра больше не увидит этого гоммажа… Ага, как-же...

По прибытии остатки экспедиции в Люмьер, Версо такой безмятежно садится на причал, достает письмо, которая ему передала беловолосая женщина в один день ночевки в лагере, и, прочитав его, игроку сообщается, что художница оказывается дарит жизнь в этом мире, а седоволосый бомж – смерть. После прочтения последнего слова в письме из монолита раздается мощная волна – гоммаж (какой ты догадливый). Только теперь гоммаж вообще всех стирает с лица земли, кроме Версо. СТОП, а какого хрена Версо остался жив? Вот тут-то самое интересное и начинается.

Приготовься, браток, сейчас будет очень душно.
Седоволосый бомж, Художница, Версо, Баба с маской и обожженным лицом, особняк – это все входит в состав одной семьи – Дессандр. Бомж – Отец, Художница – Мать, Версо – сын, баба с маской – дочь Алисия. Оказывается, Версо давным-давно погиб при пожаре их семейного особняка, а Алисия получила ожоги и дисфункцию голосовых связок. Мать, виня почему-то Алисию в смерти сына, не смогла смириться с его утратой и ушла залечивать горе в картину, которую нарисовал Версо в юном возрасте (ну, поехала кукуха, помянем). А на этой картине, Версо нарисовал как раз жистралей, Эскье (опираясь на игрушку) и Моноко (прототип собаки). Мать проводила в картине очень много времени, создала даже образ Алисии, правда с таким же обоженным лицом, как и в настоящем мире, символизируя, что она все еще винит Алисию в смерти Версо. Бомж уже места не находит из-за отсутствия сексуального контакта в старческой его жизни и решил Мать оттуда доставать. При разборке, интересы обоих противоположны друг другу. Одна не видит смысла жить в мире (реальном), где практически вся жизнь разрушена, а второй наоборот говорит, уж лучше жить в реальном мире, а раны от утрат затянутся. На этой почве они в картине посрались и Мать закрыла бомжу доступ к монолиту. Не желая это терпеть, бомж постоянно пытается разрушить картину, путем как раз того самого хрена Гоммажа. Только Мать, пока была жива в картине, сдерживала все это время настоящую мощь Гоммажа как могла и писала на монолите числа, предупреждающие следующий возраст, для которых гоммаж будет концом. В реальном мире ещё есть дочь Клеа, которая в помощь папе бомжу рисует невронов (или она себя нарисовала в этой картине, чтобы её рисунок рисовал невронов…). Поскольку, находясь в картине, время идет также, как и в настоящем времени, человеческая оболочка в настоящем времени, также подвергается старению, требует еды, воды и так далее. В картине же можно себя нарисовать, как угодно. Алисия тоже не стала держаться в стороне и решила тоже войти в картину, но во время вторжения, что-то пошло не так и её образ был интегрирован в новорожденного младенца – рыжулю; ясное дело с потерей памяти и прочей фигней.

Прикольно видеть, как эта семейка сидит/стоить возле этой картины и не шевелится вообще.

И, да, самый главный сюжетный твист заключается в том, что весь мир Обсюра – нарисованный. Поистине это что-то новое и неординарное в игровом опыте, да и в сценарном тоже. Все персонажи, за исключением образов семейки Дессандр, нереальные. Они вымысел. От такой правды, даже некоторые члены (ахахаахах) экспедиции "вышли из чата".

Стоп, скажешь ты: «-Что за шиза… Как эта явно нездоровая семейка вообще вошла в картину?». Ответ довольно прост. Они художники-волшебники. Да, так банально.

3 акт.

Сказав во втором акте, что все, кроме Версо превратились в листья, конечно, я соврал. Алисия (она же Маэль, она же рыжуля) также осталась в этом ненастоящем мире, только теперь она вдруг внезапно вспомнила, что она тоже художница (ЧЕ СЕВЬЕЗНО? ДА, СЕВЬЕЗНО!), и зарисовывает обратно всех баб экспедиции. В лагере рыжуля, вспомнив все, выкладывает все карты на стол, от чего у некоторых начинает бомбить от тщетности бытия, отсутствия смысла во всем и от того, что Версо натуральный баламут, который представился им ранее, как один из выживших нулевой экспедиции (а то что он остался до сих пор жив, он аргументировал воздействием на него материка, на котором они сейчас находятся, ((здесь должна быть фраза Демиса Карибидиса про крысу, но опять же поскольку она может затронуть чувства "верующих", как и сам этот обзор, данная фраза была переформатирована). Однако, у Версо была своя четко поставленная и выверенная цель – прекратить свое существование. Он всегда знал, что он образ, созданный Художницей, для утешения своей боли от утраты, но по словам Версо, он живет уже слишком долго и ему надоела такая жизнь, а умереть он не может, он ведь бессмертный (ага, бессмертный, скажи это невронам в некоторых боях, когда они тебя выносили на раз-два, они бы сдохли со смеха). И поэтому я проникся этим персонажем; я понимаю его как личность, понимаю его выбор, представь себя на его месте, по любому твой мыслительный процесс со временем настроился бы на схожий лад.

Тем не менее, экспедиция решила, что надо бы седоволосого бомжа ушатать и отправить обратно в реальный мир. Причем экспедиция, узнав о том, что рыжуля художница, начали себя тешить мнимыми надеждами на хорошее будущее.

Вот тут считай перед игроком открывается полноценный открытый мир. Эскье получает возможность летать и теперь возможность исследовать весь мир Обсюра. В отличии от той же Final Fantasy, мир которого более широкий, мир Обсюра по ширине меньше FFшного в 2-3 раза, но не в высоту. Как раз недоступные ранее локации находятся именно на высоте, недостижимой ранее игроку. Уникально и очень оригинально. Но в моей случае, я не стал полностью шарить по миру в надежде получить максимальный уровень и разные пиктосы, как, например, было в моем прохождении FF15 с упоением на 100+ часов. Как я уже намекнул, мне не очень понравилась боевая система с элементами парирований/уворотов в реальном времени. Поэтому я сразу пошел банить бомжа.

Забанив бомжа, рыжуля все-таки смогла убедить его в своих намерениях оставить эту картину и не разрушать её. Бомж, конечно, поплакал немного, предупреждая её, что, находясь в картине, ты погубишь себя, убьешь, потеряешь и так далее, открывает какое-то портал и в итоге окончательно покидает картину. Версо зашел в этот портал, увидел мальчика, который уже устал рисовать, и просит уже наконец-то заняться чем-нибудь другим. Но тут все, как обычно портит рыжуля. Она говорит, что не надо и так далее: -"я виню себя в твоей смерти в реале, давай норм дружить здесь в картине, ок?". Версо отвечает: "-не ок", и начинается файнл батл между сестрой и братом.

В зависимости от выбора за кого ты будешь бить в щи своему родственнику, будет решаться судьба концовки Обсюра:

- Если за рыжулю, то в итоге, после небольшой драматической сцены, все пришло на круги своя. Рыжуля постарела, зарисовала всех, кто погиб, включая Гюстава и Софи, все они идут в театр смотреть на выступления Шамана с Мизулиной, но на сцену выходит довольно постаревший Версо, на что все начали орать на него в надежде, чтобы он покинул помещение, пока не поздно (для него), однако Версо просто садится за рояль и пытается сыграть похоронный марш, ибо он понимает, что все прожитые года после крайнего махача с рыжулей были прожиты не по его воле. Рыжуля это видит, и очень легко и непринужденно ПОКАЗЫВАЕТ СВОЕ КРИПОВОЕ, ЖАЛКО, ЧТО НЕ РАЗБИТОЕ, ЩИ!, и Версо такой «Ну, сыграю ка я "калинку-малинку"», но что-то пошло не так. Экран почернел (как мои глаза, когда читаю загадки про афроамериканцев) и начинает играть песня из начального экрана игры. Титры. Какой смысл заложен в этой концовке? Да такой, что как себя может вести человек, имеющий такие неограниченные возможности в этом мире, даже против воли окружающих жителей Обсюра, ведь по любому поводу, можно их перерисовать. Вот она, настоящая диктатура. Рыжуля выбрала счастливую иллюзию, вместо реальной жизни, поскольку её жизнь в реале, практически, закончена и не имеет никакого смысла: речь пропала, лицо изуродованное, семья – шизофреники. Но нет, эта концовка не выстрелила так, как следующая.

- Если за Версо, то рыжуля в картине умирает и возвращается в реальный мир, а Версо подходит к рисующему мальчику и, протягивая руку, говорит: «-Пойдем, Версо.». После этих слов, наконец-то пазл с постоянно встречающимися темными мальчиками по сюжету сложился и у меня мурашки по коже пробежали от того, что довольно глубокая и давящая на эмоции деталь. Вбегают в портал остальные члены экспедиции. Эскье и Моноко не винят ни в чем Версо и понимают его решение. А вот бабы натурально офигевают от данного решения, но их ожидания – их проблемы. И все вышеперечисленные персонажи превращаются «в радиоактивный пепел». Старший и младший Версо отходят от  картины, которую младший столько времени рисовал, и также рассыпаются навсегда, безвозвратно исчезнув. Уже в реал мире  шизосемейка стоит перед могилой Версо и в данной сцене есть что-то оптимистичное, позитивное… Видать седоволосый бомж был прав насчет ран. Именно эта концовка сработала так, как надо, что на секунду мне действительно стало жалко, и Версо, и рыжулю, и обитателей картины мира обсюра и своего ПОТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ НА НИКЧЕМНУЮ БОЕВУЮ СИСТЕМУ, КОТОРАЯ ОТТЯГИВАЛА ТАКОЙ НЕОБЫЧНЫЙ ФИНАЛ НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИИ (хотя, некоторые особенные, читающие этот обзор, личности, в простонародье которых Дмитрий Пучков очень красноречиво называет, будут мне с пеной изо рта доказывать, что в этой игре все великолепно, а я просто неадекват, который не достоин жизни, после написания данного обзора; такие личности очень мне напоминают фанатов "Nintendo")

Эпилог.

Фух, много же я на калякал. По правде говоря, если бы не боевая система, игре бы я поставил все высокие оценки этого мира. В Обсюре есть все то, что я люблю в играх: Сюжет, Идея, Стилистика, Персонажи (а вернее взаимоотношение между ними; щас объясню), Философия, Музыка. Даже не смотря на очевидные фейлы и дыры сюжета, я все-равно считаю его просто, блин, офигенным. Ну, дай напоследок ещё немного подушню.

Вопрос фейлов и сюжетных дыр остается открытым.
Практически все персонажи экспедиции – не думают по своей видимо нарисованной природе! В сюжете есть дыры, которые мне не давали покоя и натурально бесили. Вот к примеру:

- Гюстава убили. Появился Версо, он со своим папашей мило так поговорили, рыжуля все это видела. После того, как экспедиция эвакуировалась, Версо такой говорит: «- Гыыы, а давайте я присоединюсь к вашей экспедиции» и все такие «Да, давай. МЫ ХАТИМ ТЕБЯ, ВЕРСО, видеть в нашей ОПГ». И ни у кого не шевельнулись извилины, что он блин живущий столько лет на материке Художницы и что вот так внезапно хочет присоединиться к экспедиции (ладно, Люнэ особо не доверяла ему, но все же, как высококлассная "терпила" позволила Версо присоединиться как ни в чем не бывало). А если он засланный казачек Художницы? Вдруг он диверсию устроит им? Он даже один раз кинул рыжулю, когда Моноко перестарался, пытаясь сломать преграду, стоящую на пути экспедиции, а рыжуля даже ничего не сказала ему при встрече. Когда Люнэ нашла журнал с записями прошлых экспедиций, где говорилось, что Версо знает какие-то обходные пути на очень опасной территории, но он спецом промолчал и повел всех именно по последним путям. Люнэ повозмущалась, конечно, но все-равно Версо как был, так и остался в составе экспедиции. Версо говорил всем, что бессмертен, хотя во время пути к Художнице, я мог геймовер словить на ровном месте. Лол. Но самый большой сценарный фейл такой – действия седоволосого бомжа. Вот серьезно. Чтобы вытащить свою жену из картины, ещё достаточно убить в самой картине. Он сам не может этого сделать, так как она ему отрезала путь к монолиту, зато есть шансы, что экспедиция придет и сделает это грязное дело за него и он просто щелком пальца сможет все уничтожить, на хрена он постоянно уничтожал экспедиции в самом начале? Типа проверял их на прочность? Или среди них не было рыжули, в которой он сразу почувствовал дух Алисии, которую он так ждал, чтобы она забрала силу аксонов, принесла ему (куратору) и он сделал бы оружие, способное пробить барьер? Блин, начиная рассуждать, понимаю, что либо сценарий сшит «белыми, тонкими нитками», либо...

Однако, впечатления от игры получены несомненно положительные.
Правда цена по мне не оправдана, 4200 за делюкс издание дорого. Игра глубока в сюжетном плане, но не слишком масштабная в плане игровых механик и все в этом роде, чтобы быть на ровне по ценовой политике с другими ААА проектами, особенно по времени затрачивании на исследования каждого уголка в игре. Может эта игра и не ААА, но стоит определенно соответствующе.
Могут оказаться индивидуумы, твердящие, что для такой игры эта демократичная цена. К таким только один ответ на все вопросы: "Если вы готовы покупать игры за такие деньги, то не удивляйтесь, если через 1-2 они при том же курсе доллара будут стоить в 2 - 2,5 раза больше". И только не пишите мне, что на них много сил, времени и средств было выделено. Ведьмак 3, GTA 5 на старте сколько стояли вы помните? А теперь сопоставьте бюджеты этих игр из середине 2010-х и бюджет обсюра 2025 года. Что? Некорректно сравнивать игры с разницей в 10 лет? Пфффф, лови! Серия Kingdom come (2018 и 2025), тот же киберпанк 2077,  Красный мертвый искупление 2... С учетом инфляции цены почти наравне с обсюром (и то это если с огромной натяжкой), выше перечисляемые игры имеют если не одинаковый, то намного больший бюджет, больше контента, возможностей, открытый мир и так далее (короче, ты понял), и при сопоставлении всех этих факторов: цена у них ниже, работы проделано намного больше, чем в обсюре, и куча других мелочей, которые даже не хочу описывать.
Так что повторюсь, мое мнение - это мое мнение. Ваше мнение - меня попросту не интересует, потому что у меня есть свое мнение, которое основано не на том, что если что-то сегодня популярное и все это восхваляют выше господь бога, то и я должен поддаться стадному чувству и писать все тоже самое, что и остальные, дабы не выделяться среди этой неистовой своры. Запомни "слепой хорошо слышит, но ничего не видит".
Если что, все выше описанное - провокация.

Все, на этом прошу выключить телевизор!

В принципе, хорошо продуманный сюжетИгровая атмосфераВзаимоотношение между персонажамиФилософия о тщетности бытияКрасочный и неординарный взгляд на игровой мирОчевидно боевая система. Смесь пошаговых боев наряду с активным блокированием/уворотом от ударов противника. Игра скучна и однообразна, когда зачищаешь очередную локациюТорговцы жестрали, которые, практически, не несут ничего полезного в себеПрактически отсутствуют побочные квестыЭтот обзор
12 ноября

Тут ничего нет
12 ноября 2025 Написал(а) отзыв на Clair Obscur: Expedition 33
0
Великолепно. Не играйте в неё.

Короче, Clair Obscur: Expedition 33, она же "Клэйр обскьюр", она же "обсюр 33 раза" (для меня по крайней мере).

Вообще не ждал и даже не знал про эту игру; новости разработки, пиар, рецензии в свое время прошли мимо меня. Как она вышла, то мой интерес был прикован в ремейку 4-ых свитков и поэтому я начал с усердием копить денежные средства: продавал на улице лимонад, печенье, сковородки, книги о том, как я стал свидетелем Иеговы, крэк, себя и один хрен не накопил всю сумму на делюкс издание, пришлось продавать честно заработанные, потерянные моим драгоценным временем, кейсы и шмотки с Доты 2. В итоге баланс моего ПАР-кошелька превысил в два раза сумму "свитков", но тут я с горечью вспоминаю, что Вован костанул ульту под названием "СВО" и плакала моя мечта о покупке древних свитков.

Ну, подумал, что это знак, а значит надо брать "обсюр". Приобрел (НЕОЖИДАННО). Правда сразу сыграть в нее не захотел; решил отложил в недолгий ящик.

Спустя какие - то мгновения, за период который я успел состариться, полысеть, отупеть, замуж выйти, время пройти данный проект настал.

Присаживайся, а если ты уже сидишь, то ложись, мой маленький любитель экстремистских обзоров, сейчас я попробую рассказать тебе про это чудо геймдева (или сделаю вид, что расскажу).

ВНИМАНИЕ!!! Тут будут присутствовать спойлеры (причем в огромных количествах), мое мнение и отношение к игре, которое скорее всего тебя разочарует и повергнет в ярость, плюсы и, еестееествееноо, минусы. Поэтому если ты по какой-то причине не прошел игру и не хочешь испортить себе впечатление об игре, то РЕКОМЕНДУЮ тебе знаешь что?... рекомендую расслабиться и получить удовольствие от обзора... Или кеки... Или совершить go down!

Пролог.

Сразу положительно приковало мое внимание - музыка. Саундтрек в стартовом меню просто великолепен. Задает настроение перед началом игрового путешествия. Вот подумал я в этот момент, что по любому музыка на протяжении всей игры будет на том де уровне, что и в начальном экране... К этому мы еще вернемся (КТО МЫ ТО, Я ОДИН ЗДЕСЬ!!?!1).

Игра стартовала в Люмьере, мне показывают какой-то монолит с цифрой 34 (игра же вроде про 33, а мне показали 34, ну ладно, подумал я, детали в будущем раскроются). Проходя пролог за Гюююююююстааааааавфф, я побежал с какой-то малолетней рыжулей (звать её Маэль, по совместительству является его приемной дочерью) в очень красиво нарисованный и стилизованный, возможно, центр города. Предварительно рыжуля заметила, что Гюююююююстаааааавфф, какой-то напряжённый и предложила ему дружеский/семейный спарринг.

"-Во дела! - подумал я, - Махаться с малолеткой? Да что может быть проще?". В итоге эта рыжуля сломала мне щи!

И она еще после этого начала меня троллить, типа, что "Да, ты, старпер-неудачник, проиграл, но тебе же полегчало?" Полегчало мне? Да я из-за этого не поленился и загрузил контрольную точку, чтобы взять реванш у этой вайфы. В итоге я дал ей достойный реванш, правда на тоненького, но все же дал и тут первая моя головная боль от игры - боевая система. Недавний опыт Дарк Соулз дал мне ясно понять, что я не хочу играть в игры, где надо заучивать тайминги ударов противников для уворотов и парирований. Если в Соулз есть уворот, парирование и щит, что спасает в особых моментах при битвах в реальном времени, то в Обсюре, где битвы пошаговые, также надо на протяжении всей игры активно использовать уворот, парирование обычной, градиент атаки и прыжок. Обо всем по порядку:

Уворот. - Он и в Африке уворот, лол. Нажал - увернулся. - Делов то! - подумал я с самого начала и не представлял, что это мастхев на протяжении всех гребанных 40+ часов. Почему? Да потому что окно уворота (неуязвимости) намного больше, чем у парирования, кстати о парировании...

Парирования. В начале игры дается возможность парировать обычные атаки и в случае успешного парирования всех атак противника ты контратакуешь. И ущепни меня сатана мою левую ноздрю, насколько окно парирования в этой игре маленькое, начиная со сложности "Экспедиция". Пытаясь прикончить рыжую, именно на этой сложности я попытался начать играть и разобравшись, как работает уворот и парирование, усвоил одно - нафиг этот уровень сложности. Решил не хорохориться и поставил "Сюжет", но никому об этом не сказал, иначе меня будут считать Кристианом Флаке из Рамштайн (никому не говорите, пожалуйста).

Вот тут окно парирования заметно больше и я, практически, всегда блокировал входящий урон ("практически? Ахаха, вот я такой казуал!) и использовал его до самых титров, забив на увороты. Только попытавшись начать НГ+, но уже на "Экспедиции" уворот стал для таких как я - казуалов незаменимой вещью. Такое парирование может распространяться, как на одного, так и на всех твоих союзников (экспедицию 33). Ближе к середине игры, как появится песик "Моноко", предоставляется возможность парировать градиент атаки (типа особая атака). Механика парирования этой атаки не отличается от механики для обычных атак, за исключением того, что именно градиент даст о себе знать серым оттенком картинки экрана. Но данная атака используется невронами (врагами) очень редко и только на одного твоего союзника.

Прыжки. Как и в случае с градиент атаками, прыжки также выполняются крайне редко, но за то на всю экспедицию сразу с последующей контратакой, если успеть нажать правый триггер, когда надо. Обозначается прыжок специальным символом, то ли квадратиком, то ли кружком. В общем, неизвестной геометрической фигурой, похожей на отверстие, в моем случае похоже на рот, поскольку я бывало из-за своей слоупочности пропускал эти атаки и давали в рот именно мне, а не я им. Очень веселое занятие. Особенно когда невроны бьют несколько раз ударами, увернуться от которых возможно только прыжками.

Добравшись до центра Люмьера, предварительно встретившись/подобрав Софи, изначально пришло в голову, что вроде бы какой-то праздник, куча народу скопилось, кто-то пишет картины, кто-то мне впаривает парики, кто-то сидит на высокой платформе и играет на гитаре «Мою оборону», кстати, это Люнэ, о ней речь пойдет позже, но почему-то все с грустными мордами говорят с оптимизмом о неминуемом, о каком-то «Гоммаже». «Что/кто это Гоммаж?» - задался сперва вопросом, действие или какой-то хрен, портящий прадзник? Ответ был дан, практически, сразу. В момент заката, проснулась гигантша, которую все называют «Художницей» и пишет на монолите число 33 и все жители, достигших 33 лет, рассыпаются осенними листьями красной сакуры, уносящих ветром по необычайно красивым горизонтам и улиц Люмьера (тут должна быть картинка женщины из Балашихинской рекламы курсов языков). Так вот, это был тот самый хрен Гоммаж, который ежегодно портит праздник жителям Люмьера.

После данных действий, Гюююююстаааааааввфффф, уже переодетый в костюм экспедиции с номером 33, навещает своих учеников, чтобы попрощаться с ними. Но перед этим, я подошел к рыжуле. Она сказала, типа «Да, да, да, Гоммаж, все дела, давай махаться, только на сей раз я поддаваться не буду», то есть она мне в первый раз ещё поддавалась? Ну, тут уже дело принципа. Принцип разбить ей щи, не понеся урона при этом. Получилось, РАЗА С 10, БЛИН! Но и на этом троллинг не заканчивается. После её сокрушительного поражения, мне в адрес от неё прилетает: - Молодец! Победил несовершеннолетнюю… ААААААААААААААААААААААААаааа!!!!

Ну и в конце концов, состав экспедиции определен – мужчины и женщины 32 лет и малолетка рыжуля, а на кой фиг она там затерялась? Позже…

Линии повествования всех последующих актов, постараюсь доносить максимально лаконично, ибо один Пролог получился, как 2-3 среднестатистических обзоров.

1 акт.

Ожидаемо, почти всю экспедицию, не успев начать свое путешествие, разгромил какой-то бомж с седыми волосами и остался в живых только ГЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮСТААААААААААААААААААВФФФ (ладно, в последний раз!), как он думал.

Только перед тем, как начать путь к цифре 33, я надолго залип в настройках графи… залип на местный антураж. Слов не передать, насколько я был впечатлен красотой, цветами, абстрактной обстановкой окружающей меня среды. Никогда ничего подобного не видел в игровой индустрии. Наверное, даже никто до этого не рисовал так игры (или рисовал, но я не видел, а раз уж я не видел, значит этого не было, смирись!). Именно из-за необычного визуального стиля, игру можно спокойно скачать с зеленого стима и посмотреть, насколько игры бывают красивыми. Очевидный плюс для меня.

Прорываясь через местные баталии вперед, выяснилось, что в живых осталось ещё несколько участников экспедиции:

Люнэ. Баба – огонь, вода, земля, молния, лечения… ну ты понял. Баба – маг, в общем. Та самая, упоминаемая выше особа, играющая жесткий роцк в центральной улице Люмьера. Появляется в составе отряда немногим позже, после крушения всей Экспедиции. Вроде спокойная, холодная, расчетливая личность, но не скрывает своих мыслей и может так прилично отчитать кого-нибудь за его глупые, тупые и не обдуманные поступки. Например, Гюстав начал пессимизмом заражать близ стоящую Люнэ, на что она высказала ему, что он заколебал ныть и вообще на кой черт тогда согласился на экспедицию.

Сиэль. Баба с косой и колодой светло-темных карт. Видать в прошлом потомственным тарологом работала, но нет – фермером. Появляется в составе отряда после сражения с ней на арене жестралей (добрых для нас существ, населяющих мир Обсюра). Потеряла своего мужа (и ребенка видать; в одной из игровых сцен появляется её погибший муж с грудничком). Добрая, жизнерадостная, неунывающая баба, скрывающая истинную боль из-за последствий в прошлом. Кстати, по пути, видимо, случился даже физический контакт (и не один) с одним из представителей Экспедиции и это, к сожалению, не с Люнэ, а с ещё одним бомжом (о нем традиционно позже).

Маэль. Ну, кто уж сомневался, что эта рыжая бестия выживет. Только в отличии от первых двух баб, появление в отряде её слишком уж загадочное (в каком-то особняке) и мне, как, наверное, и большинству, было не понятно как, поскольку она сама ни хрена не знала. Фехтовальщица. Орудует рапирами в основном. Непростая личность. О конкретике… ну ты понял, позже. В первом акте игры время от времени во время ночевки в лагере и в отдельных локациях посещают некоторые виденья, где она видит в чернобелых оттенках каких-то людей, бабу с обоженным лицом в маске, и ясно-понятно, что никто мне не объяснит пока кто это такие.

Прокачка персонажей представляет стандартный гринд невронов; убил – повысил уровень, молодец. Существует 5 основных параметров персонажа:

Выносливость. Повышает здоровье.

Сила. Ну ты понял, чем больше сила, тем больше ответственность и оплеуха от тебя.

Ловкость. Изначально я думал, что, качав ловкость, повысится окно уворота, но нет. Ловкость определяет с какой периодичностью будет ход прокачиваемого персонажа. Много ловкости – часто, мало – нечасто. ((Ой, все, отстань))

Защита. Тут и писать ничего не буду и так понятно. Или нет? Гугли!

Удача. Определяет шанс критического удара.

В добавок к этому есть ещё пиктосы – модификаторы, добавляющие особые добавки в статам и статусу. Если их надеть, то после нескольких битв, пиктос изучится и эффект его статуса (но не статы, пасивка короче) можно добавить любому другому участнику экспедиции, при наличии определенного количества очков люмины.

Очко люмины добывается путем набора уровня и нахождения материала «Цвет люмины». Очки люмины распределяются Куратом в лагере на каждого перса отдельно.

Также куратор (личность которого известна станет только в конце 2 акта повествования) может усилить оружие, путем преподношения ему катализаторов (покупать у торговцев жистралей, либо находить по всему миру Обсюра.

Ещё при повышении уровня, дается очки умения, потратив которые дают персонажу новое умение. ((Да, очевидно, не придирайся).

Ну и ещё мало значимых вещей для прокачки, которые мне не хочется рассказывать, долго, нудно и не нужно.

Долго ли, коротко ли, в конце 1 акта после босс-файта появляется седоволосый бомж, именуемый игрой как Ренуар, но я буду звать его бомжом ****ведь модераторы разрешат мне так называть игровых персонажей ?****. Так вот, этот бомж берет и убивает Гюстава. Ооо, типа неожиданный поворот, типа я должен был сочувствовать утрате, ведь я уже успел привыкнуть к персонажу… Да плевать мне на него было изначально. Некоторые пишут, что при смерти Гюстава, игра утеряла некий колорит, хотя по мне он не такая уж фигура, которой я бы сопереживал. Ведь все мое внимание было уделено, как нестранно, рыжуле (и не из-за того, что она несовершеннолетняя). Тем более, заместо Гюстава появляется ещё один бомж, только ещё более бомжеватый, чем первый. Кличка ему дана – Версо. Однако, стоит отметить, постановка и сцена смерти выполнена очень драматично. Но это из-за грамотного дизайна, мимики актеров и саундтрека, который, к моему огромному сожалению, в некоторых локациях и боях вообще не к месту, но таких случаев немного.

Версо. Одна из главных ключевых фигур этой игры, хоть он и появляется в конце первого акта, заместо Гюстава. Использует то же оружие, что и погибший (ясен фиг, а то че, зря качал Гюстава до его смерти?). Именно с ним Сиэль имеет некоторую физическую связь, которая, согласно игре, занимает неприлично много времени. Этот персонаж изначально ясно дал мне понять, что он еще тот хитрец ****здесь должно быть другое выражение, но посчитал лучше его убрать, ибо модераторы могут докопаться****. Да только потому, что он появляется в ту же минуту, когда седоволосый бомж отправил к праотцам Гюстава, да к тому же эти два бомжа знают друг друга и общаются на подобающем уровне. И как выясняется в дальнейшем, не зря я так считал, но тут не все так просто, то есть, в смысле, СОВСЕМ не так просто, как кажется на первый взгляд. Вы думаете, что главная задача экспедиции – убийство художницы? Ахахахахахаах....

2 акт.

Кстати, Эскье – это наш тип транспорта на протяжении всей игры. Прикольный такой тип, говорит меланхолично, не торопливо, по своей сущности сильный, очень сильный, может какую-нибудь гигантскую нечисть одним ударов уложить, но есть нюанс… Он очень ленивый! Настолько ленивый, что прежде чем пойти с нами в путешествие, ему надо принести… каменюки. Да, каменюки, в прямом смысле, каменюки. И пока он их не получит, он не сможет идти, бегать, плавать, летать… Знаете, я сам в некотором роде Эскье. Только мне нужны не каменюки и деньги.

Рыжулю в этом акте все больше стала накрывать шизофрения. На попытки вопросов со стороны рыжуле, кто постоянно ей привидится, ей закономерно отвечают молчанием.

Также появляется ещё один член (ахахахахаахах) экспедиции, ранее упомянутый песик Моноко.

Моноко, как и Эскье знакомы давно с Версо. Кореша, так сказать… И это опять, ИРОНИЧНО, не с проста. Моноко представляет из себя смесь человекообразной собаки и обезьяны. Шерсть серая. Его способность поглощать ноги… Серьезно. Он просто забирает ноги себе. Но они стимулируют в Моноко появление новых способностей. Ног 26 или 24. Выпадает с разных мобов. Чтобы получить ногу, нужно иметь во время битвы в составе экспедиции Моного. И в конце боя, нога автоматически появится у него.

Проходя долгий путь до монолита, провалив вылазку по уничтожению сердца Художницы в центре старого Люмьера, убив на пути парочку асконов, сила которой позволила сковать силой мысли куратора оружие для рыжуле, способное преодолеть барьер, ограждающий монолит, художницу от окружающих их кожаных существ (или не существ?), экспедиция все-таки доходит до Художницы, не сразу правда, но доходят. Художница, когда увидела Версо, сразу чуть ли не заплакав, просит пойти с ним домой. На что Версо говорит: «-Да, тебе пора бы вернуться домой». А остальная экспедиция просто стоит и переглядывается друг на друга. Только в один момент художница спрашивает Версо настоящий ли он, но сама себе отвечает, что это вновь «его» проделки и начинается босс-файт с Художницей. Опустив последнюю, Версо подхватывает её на руки. Она смотрит на рыжулю и ссылается на её схожесть с Алисией. Вопросов слишком дохрена скопилось, но Художница роскомнадзорнилась.

И типа, все, ура. Художница побеждена. Цифра на монолите исчезла. Мир Обсюра больше не увидит этого гоммажа… Ага, как-же...

По прибытии остатки экспедиции в Люмьер, Версо такой безмятежно садится на причал, достает письмо, которая ему передала беловолосая женщина в один день ночевки в лагере, и, прочитав его, игроку сообщается, что художница оказывается дарит жизнь в этом мире, а седоволосый бомж – смерть. После прочтения последнего слова в письме из монолита раздается мощная волна – гоммаж (какой ты догадливый). Только теперь гоммаж вообще всех стирает с лица земли, кроме Версо. СТОП, а какого хрена Версо остался жив? Вот тут-то самое интересное и начинается.

Приготовься, браток, сейчас будет очень душно.
Седоволосый бомж, Художница, Версо, Баба с маской и обожженным лицом, особняк – это все входит в состав одной семьи – Дессандр. Бомж – Отец, Художница – Мать, Версо – сын, баба с маской – дочь Алисия. Оказывается, Версо давным-давно погиб при пожаре их семейного особняка, а Алисия получила ожоги и дисфункцию голосовых связок. Мать, виня почему-то Алисию в смерти сына, не смогла смириться с его утратой и ушла залечивать горе в картину, которую нарисовал Версо в юном возрасте (ну, поехала кукуха, помянем). А на этой картине, Версо нарисовал как раз жистралей, Эскье (опираясь на игрушку) и Моноко (прототип собаки). Мать проводила в картине очень много времени, создала даже образ Алисии, правда с таким же обоженным лицом, как и в настоящем мире, символизируя, что она все еще винит Алисию в смерти Версо. Бомж уже места не находит из-за отсутствия сексуального контакта в старческой его жизни и решил Мать оттуда доставать. При разборке, интересы обоих противоположны друг другу. Одна не видит смысла жить в мире (реальном), где практически вся жизнь разрушена, а второй наоборот говорит, уж лучше жить в реальном мире, а раны от утрат затянутся. На этой почве они в картине посрались и Мать закрыла бомжу доступ к монолиту. Не желая это терпеть, бомж постоянно пытается разрушить картину, путем как раз того самого хрена Гоммажа. Только Мать, пока была жива в картине, сдерживала все это время настоящую мощь Гоммажа как могла и писала на монолите числа, предупреждающие следующий возраст, для которых гоммаж будет концом. В реальном мире ещё есть дочь Клеа, которая в помощь папе бомжу рисует невронов (или она себя нарисовала в этой картине, чтобы её рисунок рисовал невронов…). Поскольку, находясь в картине, время идет также, как и в настоящем времени, человеческая оболочка в настоящем времени, также подвергается старению, требует еды, воды и так далее. В картине же можно себя нарисовать, как угодно. Алисия тоже не стала держаться в стороне и решила тоже войти в картину, но во время вторжения, что-то пошло не так и её образ был интегрирован в новорожденного младенца – рыжулю; ясное дело с потерей памяти и прочей фигней.

Прикольно видеть, как эта семейка сидит/стоить возле этой картины и не шевелится вообще.

И, да, самый главный сюжетный твист заключается в том, что весь мир Обсюра – нарисованный. Поистине это что-то новое и неординарное в игровом опыте, да и в сценарном тоже. Все персонажи, за исключением образов семейки Дессандр, нереальные. Они вымысел. От такой правды, даже некоторые члены (ахахаахах) экспедиции "вышли из чата".

Стоп, скажешь ты: «-Что за шиза… Как эта явно нездоровая семейка вообще вошла в картину?». Ответ довольно прост. Они художники-волшебники. Да, так банально.

3 акт.

Сказав во втором акте, что все, кроме Версо превратились в листья, конечно, я соврал. Алисия (она же Маэль, она же рыжуля) также осталась в этом ненастоящем мире, только теперь она вдруг внезапно вспомнила, что она тоже художница (ЧЕ СЕВЬЕЗНО? ДА, СЕВЬЕЗНО!), и зарисовывает обратно всех баб экспедиции. В лагере рыжуля, вспомнив все, выкладывает все карты на стол, от чего у некоторых начинает бомбить от тщетности бытия, отсутствия смысла во всем и от того, что Версо натуральный баламут, который представился им ранее, как один из выживших нулевой экспедиции (а то что он остался до сих пор жив, он аргументировал воздействием на него материка, на котором они сейчас находятся, ((здесь должна быть фраза Демиса Карибидиса про крысу, но опять же поскольку она может затронуть чувства "верующих", как и сам этот обзор, данная фраза была переформатирована). Однако, у Версо была своя четко поставленная и выверенная цель – прекратить свое существование. Он всегда знал, что он образ, созданный Художницей, для утешения своей боли от утраты, но по словам Версо, он живет уже слишком долго и ему надоела такая жизнь, а умереть он не может, он ведь бессмертный (ага, бессмертный, скажи это невронам в некоторых боях, когда они тебя выносили на раз-два, они бы сдохли со смеха). И поэтому я проникся этим персонажем; я понимаю его как личность, понимаю его выбор, представь себя на его месте, по любому твой мыслительный процесс со временем настроился бы на схожий лад.

Тем не менее, экспедиция решила, что надо бы седоволосого бомжа ушатать и отправить обратно в реальный мир. Причем экспедиция, узнав о том, что рыжуля художница, начали себя тешить мнимыми надеждами на хорошее будущее.

Вот тут считай перед игроком открывается полноценный открытый мир. Эскье получает возможность летать и теперь возможность исследовать весь мир Обсюра. В отличии от той же Final Fantasy, мир которого более широкий, мир Обсюра по ширине меньше FFшного в 2-3 раза, но не в высоту. Как раз недоступные ранее локации находятся именно на высоте, недостижимой ранее игроку. Уникально и очень оригинально. Но в моей случае, я не стал полностью шарить по миру в надежде получить максимальный уровень и разные пиктосы, как, например, было в моем прохождении FF15 с упоением на 100+ часов. Как я уже намекнул, мне не очень понравилась боевая система с элементами парирований/уворотов в реальном времени. Поэтому я сразу пошел банить бомжа.

Забанив бомжа, рыжуля все-таки смогла убедить его в своих намерениях оставить эту картину и не разрушать её. Бомж, конечно, поплакал немного, предупреждая её, что, находясь в картине, ты погубишь себя, убьешь, потеряешь и так далее, открывает какое-то портал и в итоге окончательно покидает картину. Версо зашел в этот портал, увидел мальчика, который уже устал рисовать, и просит уже наконец-то заняться чем-нибудь другим. Но тут все, как обычно портит рыжуля. Она говорит, что не надо и так далее: -"я виню себя в твоей смерти в реале, давай норм дружить здесь в картине, ок?". Версо отвечает: "-не ок", и начинается файнл батл между сестрой и братом.

В зависимости от выбора за кого ты будешь бить в щи своему родственнику, будет решаться судьба концовки Обсюра:

- Если за рыжулю, то в итоге, после небольшой драматической сцены, все пришло на круги своя. Рыжуля постарела, зарисовала всех, кто погиб, включая Гюстава и Софи, все они идут в театр смотреть на выступления Шамана с Мизулиной, но на сцену выходит довольно постаревший Версо, на что все начали орать на него в надежде, чтобы он покинул помещение, пока не поздно (для него), однако Версо просто садится за рояль и пытается сыграть похоронный марш, ибо он понимает, что все прожитые года после крайнего махача с рыжулей были прожиты не по его воле. Рыжуля это видит, и очень легко и непринужденно ПОКАЗЫВАЕТ СВОЕ КРИПОВОЕ, ЖАЛКО, ЧТО НЕ РАЗБИТОЕ, ЩИ!, и Версо такой «Ну, сыграю ка я "калинку-малинку"», но что-то пошло не так. Экран почернел (как мои глаза, когда читаю загадки про афроамериканцев) и начинает играть песня из начального экрана игры. Титры. Какой смысл заложен в этой концовке? Да такой, что как себя может вести человек, имеющий такие неограниченные возможности в этом мире, даже против воли окружающих жителей Обсюра, ведь по любому поводу, можно их перерисовать. Вот она, настоящая диктатура. Рыжуля выбрала счастливую иллюзию, вместо реальной жизни, поскольку её жизнь в реале, практически, закончена и не имеет никакого смысла: речь пропала, лицо изуродованное, семья – шизофреники. Но нет, эта концовка не выстрелила так, как следующая.

- Если за Версо, то рыжуля в картине умирает и возвращается в реальный мир, а Версо подходит к рисующему мальчику и, протягивая руку, говорит: «-Пойдем, Версо.». После этих слов, наконец-то пазл с постоянно встречающимися темными мальчиками по сюжету сложился и у меня мурашки по коже пробежали от того, что довольно глубокая и давящая на эмоции деталь. Вбегают в портал остальные члены экспедиции. Эскье и Моноко не винят ни в чем Версо и понимают его решение. А вот бабы натурально офигевают от данного решения, но их ожидания – их проблемы. И все вышеперечисленные персонажи превращаются «в радиоактивный пепел». Старший и младший Версо отходят от  картины, которую младший столько времени рисовал, и также рассыпаются навсегда, безвозвратно исчезнув. Уже в реал мире  шизосемейка стоит перед могилой Версо и в данной сцене есть что-то оптимистичное, позитивное… Видать седоволосый бомж был прав насчет ран. Именно эта концовка сработала так, как надо, что на секунду мне действительно стало жалко, и Версо, и рыжулю, и обитателей картины мира обсюра и своего ПОТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ НА НИКЧЕМНУЮ БОЕВУЮ СИСТЕМУ, КОТОРАЯ ОТТЯГИВАЛА ТАКОЙ НЕОБЫЧНЫЙ ФИНАЛ НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИИ (хотя, некоторые особенные, читающие этот обзор, личности, в простонародье которых Дмитрий Пучков очень красноречиво называет, будут мне с пеной изо рта доказывать, что в этой игре все великолепно, а я просто неадекват, который не достоин жизни, после написания данного обзора; такие личности очень мне напоминают фанатов "Nintendo")

Эпилог.

Фух, много же я на калякал. По правде говоря, если бы не боевая система, игре бы я поставил все высокие оценки этого мира. В Обсюре есть все то, что я люблю в играх: Сюжет, Идея, Стилистика, Персонажи (а вернее взаимоотношение между ними; щас объясню), Философия, Музыка. Даже не смотря на очевидные фейлы и дыры сюжета, я все-равно считаю его просто, блин, офигенным. Ну, дай напоследок ещё немного подушню.

Вопрос фейлов и сюжетных дыр остается открытым.
Практически все персонажи экспедиции – не думают по своей видимо нарисованной природе! В сюжете есть дыры, которые мне не давали покоя и натурально бесили. Вот к примеру:

- Гюстава убили. Появился Версо, он со своим папашей мило так поговорили, рыжуля все это видела. После того, как экспедиция эвакуировалась, Версо такой говорит: «- Гыыы, а давайте я присоединюсь к вашей экспедиции» и все такие «Да, давай. МЫ ХАТИМ ТЕБЯ, ВЕРСО, видеть в нашей ОПГ». И ни у кого не шевельнулись извилины, что он блин живущий столько лет на материке Художницы и что вот так внезапно хочет присоединиться к экспедиции (ладно, Люнэ особо не доверяла ему, но все же, как высококлассная "терпила" позволила Версо присоединиться как ни в чем не бывало). А если он засланный казачек Художницы? Вдруг он диверсию устроит им? Он даже один раз кинул рыжулю, когда Моноко перестарался, пытаясь сломать преграду, стоящую на пути экспедиции, а рыжуля даже ничего не сказала ему при встрече. Когда Люнэ нашла журнал с записями прошлых экспедиций, где говорилось, что Версо знает какие-то обходные пути на очень опасной территории, но он спецом промолчал и повел всех именно по последним путям. Люнэ повозмущалась, конечно, но все-равно Версо как был, так и остался в составе экспедиции. Версо говорил всем, что бессмертен, хотя во время пути к Художнице, я мог геймовер словить на ровном месте. Лол. Но самый большой сценарный фейл такой – действия седоволосого бомжа. Вот серьезно. Чтобы вытащить свою жену из картины, ещё достаточно убить в самой картине. Он сам не может этого сделать, так как она ему отрезала путь к монолиту, зато есть шансы, что экспедиция придет и сделает это грязное дело за него и он просто щелком пальца сможет все уничтожить, на хрена он постоянно уничтожал экспедиции в самом начале? Типа проверял их на прочность? Или среди них не было рыжули, в которой он сразу почувствовал дух Алисии, которую он так ждал, чтобы она забрала силу аксонов, принесла ему (куратору) и он сделал бы оружие, способное пробить барьер? Блин, начиная рассуждать, понимаю, что либо сценарий сшит «белыми, тонкими нитками», либо...

Однако, впечатления от игры получены несомненно положительные.
Правда цена по мне не оправдана, 4200 за делюкс издание дорого. Игра глубока в сюжетном плане, но не слишком масштабная в плане игровых механик и все в этом роде, чтобы быть на ровне по ценовой политике с другими ААА проектами, особенно по времени затрачивании на исследования каждого уголка в игре. Может эта игра и не ААА, но стоит определенно соответствующе.
Могут оказаться индивидуумы, твердящие, что для такой игры эта демократичная цена. К таким только один ответ на все вопросы: "Если вы готовы покупать игры за такие деньги, то не удивляйтесь, если через 1-2 они при том же курсе доллара будут стоить в 2 - 2,5 раза больше". И только не пишите мне, что на них много сил, времени и средств было выделено. Ведьмак 3, GTA 5 на старте сколько стояли вы помните? А теперь сопоставьте бюджеты этих игр из середине 2010-х и бюджет обсюра 2025 года. Что? Некорректно сравнивать игры с разницей в 10 лет? Пфффф, лови! Серия Kingdom come (2018 и 2025), тот же киберпанк 2077,  Красный мертвый искупление 2... С учетом инфляции цены почти наравне с обсюром (и то это если с огромной натяжкой), выше перечисляемые игры имеют если не одинаковый, то намного больший бюджет, больше контента, возможностей, открытый мир и так далее (короче, ты понял), и при сопоставлении всех этих факторов: цена у них ниже, работы проделано намного больше, чем в обсюре, и куча других мелочей, которые даже не хочу описывать.
Так что повторюсь, мое мнение - это мое мнение. Ваше мнение - меня попросту не интересует, потому что у меня есть свое мнение, которое основано не на том, что если что-то сегодня популярное и все это восхваляют выше господь бога, то и я должен поддаться стадному чувству и писать все тоже самое, что и остальные, дабы не выделяться среди этой неистовой своры. Запомни "слепой хорошо слышит, но ничего не видит".
Если что, все выше описанное - провокация.

Все, на этом прошу выключить телевизор!

В принципе, хорошо продуманный сюжетИгровая атмосфераВзаимоотношение между персонажамиФилософия о тщетности бытияКрасочный и неординарный взгляд на игровой мирОчевидно боевая система. Смесь пошаговых боев наряду с активным блокированием/уворотом от ударов противника. Игра скучна и однообразна, когда зачищаешь очередную локациюТорговцы жестрали, которые, практически, не несут ничего полезного в себеПрактически отсутствуют побочные квестыЭтот обзор
12 ноября