Бывает ли корпоратив без водки, свадьба без драки, а старомодная «подземная» RPG в духе Eye of the Beholder без партии героев и без эльфов? Пример Vaporum доказывает, что всякое в этом мире возможно.
И снова стимпанк
Действительно, Vaporum — это, по сути, классический dungeon crawler про исследование катакомб, где мы с видом из глаз перемещаемся по клеткам вперёд, назад, вправо, влево, сражаемся, ищем ключи от дверей и решаем пазлы. Пример Legend of Grimrock доказал, что такие «олдфажные» RPG можно делать ярко, красиво, в какой-то степени даже современно — и они становятся очень популярными. Настолько, что даже Ubisoft решила возродить серию Might and Magic.
Собственно, обе части Legend of Grimrock и указаны в качестве источников вдохновения авторов Vaporum. Правда, создатели той серии, делая по-современному, всё-таки старались максимально блюсти и традиции жанра. Чего не скажешь про нашу сегодняшнюю гостью.
Начать с того, что действие Vaporum происходит в стимпанковском мире, где нет эльфов и гномов, а в качестве врагов в основном выступают всякие механические создания, хотя и органические твари тоже попадаются. Главный герой исследует странную массивную башню посреди океана и пытается разобраться, что здесь произошло и как его сюда занесло.
Один в поле — воин!
Но ещё неожиданнее для всех, кто знаком с этим жанром, звучит тот факт, что в Vaporum нет привычной партии из персонажей разных рас и классов. Играем мы за одного главного героя, которому доступны три специализации, а на самом деле три механических экзоскелета. Один рассчитан на максимальную защиту — это аналог «танка»; второй — на регенерацию энергии (подобие мага); третий увеличивает урон от оружия.
Выбрав один из экзоскелетов, мы получаем соответствующие стартовые бонусы, но через какое-то время герой найдёт три варианта брони, меняя которые в любой момент он может корректировать специализацию — надеть, например, в критической ситуации более защищённый костюм.
В остальном перед нами достаточно привычная современная RPG. За убийство врагов получаем опыт (он тут называется fumium), а также очки навыков, которые позволяют раскидать по разным веткам умений — можно улучшить блок, защиту, владение разными видами оружия и так далее. Также разрешают использовать разные гаджеты, а по сути заклинания и ауры, на которые тратится энергия. Они позволяют поджечь врага огнём, взбодрить электричеством или, например, временно улучшить эффективность ближнего боя.
К слову, сражения тоже сложно назвать привычными. Вместо размеренного обмена атаками и долгого ожидания, когда очередной паук доберётся до вас по клеточкам, мы лихо мутузим врагов, тратя время лишь на перезарядку атаки, если это какой-то тяжёлый молот или «огнестрел». Также можно быстро бегать по клеткам, держа особенно опасных противников и «боссов» на расстоянии и обстреливая их из какой-нибудь винтовки или пистолета.
Классика и современность
Но всё это, заметьте, происходит в рамках классической grid-based-системы, просто более динамично и в современном темпе, что ли. В опциях даже можно включить функцию, при которой будут ощущаться колебания тела при движении — как в любых современных играх.
При этом и многие классические приметы жанра на месте. Мы ищем ключи от дверей и сундуки с разными полезными вещами, решаем загадки, бросая предметы на нажимные плиты, и играем в салочки с ловушками, чтобы не свалиться в яму с кольями или быстро пробежать мимо мест, где из стен вылетают снопы огня. В другой ситуации, например, нужно успеть нажать одну кнопку и добраться до другой, пока первая не погасла, чтобы обезвредить турель.
Более того, вы можете включить разные усложняющие геймплей модификаторы, которые убирают ручные сохранения или заставляют лично, ручками зарисовывать карту уровня. Притом что и без того игра весьма сложная — даже на «нормале» враги дают прикурить, заставляя продумывать, какие гаджеты и какое оружие использовать и как бы протянуть до следующей нычки с ремонтным пакетом (он тут вместо красных бутылочек).
С атмосферой тоже всё в порядке. Она в какой-то степени напоминает о BioShock. Мы находим записки и слушаем аудиодневники, постепенно узнавая о том, что здесь творилось, о странных экспериментах, о том, какие планы вынашивали человек, получивший сюда назначение, и его жена и чем это всё обернулось. Понятно, что ничем хорошим, поэтому теперь башня и кишит механическими монстрами, а мы пытаемся понять не только что же здесь произошло, но и кто, собственно, мы сами и почему здесь оказались. Интрига, надо сказать, действительно присутствует — и распутывать её весьма интересно.
В итоге в лице Vaporum мы видим достаточно интересный взгляд на классический жанр «подземных» RPG с видом от первого лица. Стимпанковский антураж, осовремененная ролевая система и высокая динамика тут сочетаются с приметами dungeon crawler. Кто-то, конечно, поворчит по поводу отсутствия полноценной партии разномастных героев, но и он едва ли так быстро сможет оторваться от этой игры.
Плюсы: интересный сюжет; увлекательный геймплей; достаточно разнообразная ролевая система; много загадок и ловушек; приятная графика; качественное озвучивание.
Минусы: нет партии героев разных рас и классов.
Лучшие комментарии
Дык, судя по обзору, это не баг, а фича. Разве ей есть место в разделе минусов? Вряд ли подразумевается однообразие игрового процесса, так как в статье написано, мол, по ходу пьесы игрок может менять свою броню и корректировать свою специализацию. По-моему, если исходить исключительно из обзора, этот ход вполне достойно заменяет классическую партию из танка, вора, мага и дамагера, разве нет?
P.S. Так как я ранее в этом жанре играл только в упомянутые в тексте Легенды Гримрока 1-2, то насчёт этой игры спрашиваю исключительно из любопытства, а не ради того, чтоб устроить дискасс на ровном месте :D
Более того, для кого-то это может стать ощутимым плюсом.
Жаль, что ААА игры подобной не дождаться нынче.
Тем более, что в сеттинге стимпанка не так уж много игр, по сравнению с тем же фентези.
«нет партии героев разных рас и классов.» — не уверен, что это минус, скорее особенность.
Если в игре нет классического элемента для жанра, это может ее изменить, как в лучшую так и в худшую стороны.