Студия Runic Games основана авторами двух первых частей Diablo при участии человека, сделавшего action/RPG Fate. А известной она стала благодаря дилогии Torchlight — мультяшному и очень качественному клону всё той же «дьяблы». После этого разработчики решили отойти от привычного для себя жанра и сделать что-то новенькое. И судя по всему, идеи просто распирали их: авторы в качестве источников вдохновения для своего нового проекта называли и The Legend of Zelda, и Ico, и Shadow of the Colossus, и много чего ещё. Но в итоге, пожалуй, лучшим определением для Hob стали слова Макса Шейфера (Max Schaefer), одного из основателей Runic Games: «Это Metroid внутри кубика Рубика».
«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»
Влияние всех вышеназванных игр в Hob явно ощущается. Из Ico и Shadow of the Colossus (а ещё и из Journey) взяты повествовательные методы. Здесь нет диалогов и персонажей, которые дают какие-либо квесты и прямые указания, история раскрывается невербально, через исследование мира.
Мы играем за некое двуногое существо, пол и внешность которого трудно идентифицировать. В самом начале не менее странный голем выпускает его из заточения, и мы оказываемся в красочном, мультяшном мире (явно угадывается стиль Torchlight), который, однако, заражён какой-то сизой скверной и гадостью — при соприкосновении с ней герою очень больно, а когда щупальце, торчащее из мерзкой массы, хватает его за руку, голем быстренько отрубает нашему протагонисту верхнюю конечность.
Далее, очнувшись с металлическим протезом вместо руки, мы выходим в большой открытый мир, получаем ещё в придачу меч — и фактически оказываемся предоставлены самим себе. Вокруг сгустки скверны, какие-то странные металлические конструкции, механизмы, рычаги, платформы, силовые поля, соседствующие с буйной растительностью, причудливыми зверюшками вроде жирафов-мутантов да агрессивными кракозябрами (по-другому и не скажешь!), нападающими на нас.
Что это, кто это, где я, кто виноват и что делать? Ничего толком не понятно. Голем лишь кивком головы указывает примерное направление движения. Понятно лишь, что этот странный дивный мир явно надо спасать. Чем мы и будем заниматься всю игру. Окончательная ясность, что это было и что здесь случилось, наступит лишь в финале, где нам придётся оживить огромного железного гиганта и сделать непростой выбор.
Кулаком по миру!
Аналогии с The Legend of Zelda и Metroid ещё более очевидны. Наш трудноидентифицируемый герой с металлической рукой бегает по огромному миру, отдающему этакой «зельдовской» приятной детскостью, изучает его, открывает новые области, сражается, решает загадки, становится постепенно сильнее и открывает новые способности.
Побеждая особенно сильных врагов, он получает некие зелёные монетки (их также можно найти в тайниках и на алтарях), за которые в специальных местах можно купить разные улучшения — механический щит, фехтовальное комбо, мощный выпад мечом на бегу и так далее. Также мы находим чертежи для «апгрейда» костюма и руки и разные предметы, увеличивающие запасы здоровья и энергии, которая тратится на использование способностей.
Кстати, об умениях. С ними как раз связана Metroid-составляющая Hob. По мере прохождения мы получаем новые улучшения для своей металлической руки, допустим мощный удар, телепортацию или возможность использовать её как крюк-кошку. Они не только помогают в загадках и в сражениях (крюком, например, отлично отрываются части обшивки у врагов), но и нужны для попадания в ранее недоступные области мира. Так, мощным ударом можно разрушать стены в специально отведённых для этого местах и нажимать кнопки, открывая себе проход.
Починяй и властвуй!
В Hob больше загадок и элементов платформера, чем сражений. Всю игру мы прыгаем, ползаем по стенам, как в Prince of Persia, скачем по каким-то невероятным конструкциям и почти в буквальном смысле чиним окружающий мир, что-то включая, перезапуская, снимая силовые барьеры, таская зарядные устройства в ячейки, крутя рычаги и так далее. Не обошлось, конечно, и без упражнений с ящиками.
При этом, вспоминая слова Макса Шейфера, процитированные в начале, от всех этих наших манипуляций мир действительно меняется, перестраивается, как в кубике Рубика. Огромные массивные конструкции приходят в движение, образуя новые дорожки, по которым можно пробежать куда-то, поднимаются или опускаются стены, открывая новые и закрывая старые проходы, и так далее. В какой-то момент мы и вовсе наполняем территорию водой и начинаем активно заниматься водными процедурами.
Но все эти сугубо технические, механические упражнения не оторваны от исследования мира, а включены в него, являются его неотъемлемой составляющей. Мы ведь не решаем какие-то отстранённые пазлы, а ищем пути, как пройти дальше и добраться до очередной цели, поэтому никакого напряжения не возникает. Разве что иногда подкатывает ощущение некоторого однообразия, когда в очередной раз приходится искать кнопку или что-то заряжать/разряжать.
Приятное с полезным
Впрочем, это чувство быстро проходит — настолько приятно в Hob играть. Здесь всё реализовано на высшем уровне. Приятно и интересно исследовать мир, искать нычки со всякими чертежами и улучшениями, развивать героя, решать загадки и открывать новые области мира.
Сражения тоже реализованы отлично — боевая система одновременно понятная, динамичная и в то же время далеко не примитивная, делающая большую ставку на увороты и реакцию. Да даже прыгать по платформам и ползать по стенам, не имея в руках геймпада (то есть на клавиатуре), тоже приятно — настолько удобные тут управление и камера.
И всё это — в очень красочном, «зельдовском», как я уже сказал, мире, где какие-то электрические установки соседствуют с зелёными рощами и водопадами, где бродят рогатые жирафы и грустные големы, где можно погладить по голове причудливую зверюшку и получить за это особое достижение, где кракозябры с визгом убегают от шагающего робота, в которого мы залезли. И где можно просто усесться на краю обрыва и долго обозревать впечатляющие пейзажи под медитативную музыку…
Hob в инди-секторе — чуть ли не лучшее, что было в жанре «метроидвании» и Zelda-подобных игр со времён Ori and the Blind Forest. Играя в неё, испытываешь такое же чувство постоянного восхищения, приятного удивления, комфорта и радости от того, как мир раскрывается перед тобой, открывает всё время что-то новое, интересное, необычное.
Плюсы: увлекательный игровой процесс, сочетающий исследование мира, сражения, платформер и загадки; красочный и причудливый мир; приятная графика; медитативная музыка.
Минусы: механические пазлы иногда кажутся однообразными.
Лучшие комментарии
Всю игру мы прыгаем, ползаем по стенам, как в Prince of Persia,В самой первой «Prince of Persia» никто не ползал по стенам, просто надо было пройти игру полностью за ОДИН час. Сохранения? Нет, их не было. Либо проходишь за час, либо начинай сначала.