
Напасть на христиан прямо в церкви просто ради грабежа — вполне в духе игры про викингов!
запретить!
В лихой и, как считают некоторые, варварской России, со всеми её варягами, морозами, давними традициями в бородоплетении и пирушками с последующими кулачными боями, викингов и вообще скандинавскую мифологию любят как-то особенно нежно. Мы играем за нордов в Skyrim, превращаем князя Владимира в викинга в одноимённом фильме, запоем смотрим сериал (опять же) «Викинги» и постоянно ждём Рагнарёка, проживая по русской традиции каждый день как последний. И, конечно же, сразу записываем в список желаемого в Steam игру c названием Expeditions: Viking…
Интерес к этому проекту тем более подогревался, что он является идейным продолжением весьма успешной тактической RPG Expeditions: Conquistador, которая вышла в 2013-м году и представляла собой увлекательный коктейль из King's Bounty, текстовых квестов и стратегии про выживание испанцев в мире Нового Света.
В Expeditions: Viking появились новые механики (о которых чуть позже), сменился сеттинг, текстовые квесты почти исчезли, но в целом всё знакомо: отряд разномастных персонажей, специалистов в разных ремёслах и боевых стилях, перемещается по глобальной карте, собирает ресурсы, разбивает лагеря, выполняет квесты, сражается в пошаговом режиме на пересечённой местности. А мы подопечных «прокачиваем», общаемся с ними, кормим, холим, лелеем и решаем их личные проблемы.
Только глобальная карта теперь двухмерная, а перемещается по ней не конь, а драккар, ну или просто иконка, обозначающая наш хирд, то есть боевую скандинавскую дружину. Действие Expeditions: Viking, что логично, разворачивается в Скандинавии эпохи викингов (а именно в 790-м году нашей эры) со всеми вытекающими — набегами на берега англов и на монастыри, пирами, лихими драками и подношениями Одину или Тору.
Но при этом, как и в Expeditions: Conquistador, тут практически нет никакой магии и мистики, всё в целом соответствует историческим реалиям. Огромные великаны оказываются просто разбойниками-переростками, мифический адский пёс Баргест — большой бешеной собакой, а духи, охраняющие сокровища в склепе, — исхудавшими голодными беднягами, замурованными в подземелье.
Наших викингов интересуют более приземлённые вещи — укрепление и возвышение собственного клана, который достался главному герою после исчезновения где-то за морями его отца, поиск ресурсов, союзников, древесины для корабля, борьба с конкурентами и другими претендентами на лидерство.
А когда во второй половине игры наш герой в поисках отца и славы вместе со своей дружиной приплывает к берегам Англии, начинаются ещё более реалистичные (и более интересные) вещи: участие в разборках между двумя королями в борьбе за трон или, например, между язычниками, христианами и разными течениями в христианстве.
В процессе можно поддерживать разные стороны и по-разному идти к цели. Например, перебить группу язычников с детьми, которых преследуют разгневанные христиане, и заручиться поддержкой последних, чтобы вместе одолеть проклятых культистов, почитателей братьев Ромула и Рема, которые пьют молоко белой волчицы и мешают нашему продвижению по сюжету. Или, наоборот, спасти язычников и таким образом впечатлить волколюбов.
А можно вообще никого не убивать, а просто принести тело белой волчицы культистам — правда, её нужно не убивать, а просто вырубить. Для этого используется несмертельный режим в боях, в котором враги не умирают, а падают наземь без сил. Это одна из особенной Expeditions: Viking, которая частенько позволяет найти нестандартные решения в квестах.
Вообще, как и Expeditions: Conquistador, вся игра пропитана нелинейностью — и в глобальных разборках между королями или тэнами, и в более приземлённых делах. Квестов масса, все они по-своему интересны, и практически каждый можно решить несколькими путями.
И если дилемма о том, кто из двух почтенных семей викингов украл свинью, сопровождаемая целым расследованием, вызывает улыбку, то проблема, как поступить с группой детей-сирот, терроризирующих целый город, заставляет нахмуриться. Убить гадёнышей (но они же ещё дети!), избить их до полусмерти или предложить переехать в свои владения? Правда, в последнем случае в другом квесте вы должны были эти владения заранее освободить от прежних хозяев, убив или прогнав в том числе женщин.
Да, несмотря на похищение свиней и прочий юмор, который тут частенько встречается, в Expeditions: Viking, как и в Tyranny, позволяют быть плохим и очень плохим. Можно совершать набеги на своём драккаре, коварно убивать собеседников прямо во время разговора, покупать рабов и превращать в них, грабить церкви и открыто объявлять английским королям и крестьянам: я пришёл грабить и убивать, а не искать союзов и торговых путей. Или всё же отыгрывать добряка и дипломата, заставляя ворчать некоторых особенно бородатых викингов в своём хирде.
Каждое наше слово и каждое решение отражается на репутации (как и кражи в городах и сёлах) — это влияет и на отношения с крупными фракциями, и на боевой дух соратников. Как и в Expeditions: Conquistador, все они обладают своими чертами характера. И вот, например, какой-нибудь склонный к агрессии и тщеславию длинноволосый товарищ будет только рад, если в разговоре вы будете вести себя нагло, властно и грубо. А вот девица с копьём или чернявая травница — нет.
Слава богу, даже если уровень отношения к вам упадёт ниже плинтуса из-за каких-то ваших слов или из-за того, что вы не захотели бросить всё и отплыть проведать мать одной из попутчиц, которой приснился страшный сон, никто из дружины не уйдёт — снизится моральный дух и сопротивляемость в сражениях. Но осадочек, как говорится, останется…
Помимо ваших поступков на состояние напарников также влияют усталость и голод. Элементы выживания в целом всё те же: когда мы разбиваем лагерь на карте, во время ночлега кто-то спит, кто-то охотится, кто-то делает из портящегося мяса непортящиеся пайки, кто-то ходит в разведку в поисках нычек с ресурсами, кто-то подметает, кто-то лечит раненых, ремонтирует доспехи или изготавливает новые. А кто-то стоит в охране, чтобы вся эта ватага не накрылась медным тазом.
Соответственно, очень важно развивать из подопечных узких специалистов в какой-то области, чтобы не пришлось рослых викингов заставлять подметать и готовить, а хрупких девиц отправлять стоять на страже. Ну а главного героя лучшего всего делать отменным дипломатом, «прокачивать» ему проницательность, рассудительность, ловкость — в процессе выполнения многих квестов во время диалогов часто проводятся проверки на эти параметры.
Ну и, понятно, мы развиваем боевые специализации подопечных. В сражениях участвуют лучники, мечники, берсерки, целители, скальды, пращики, разве что магов нет. Колдовство заменяют разнообразные умения, свойственные каждой специализации, а также фирменная возможность использовать в драке не только зелья, но и ловушки, колья, сети, бочки с жиром и так далее.
Сами сражения, по сравнению, например, с The Banner Saga, ничего особенно выдающегося с тактической точки зрения не показывают. Тем не менее помимо ловушек в них нашлось место таким нюансам, как возможность запутаться или поскользнуться, попасть в окружение или под свободный удар врага, если вы пробегаете мимо него.
Правда, от случайных событий, происходящих во время ночлега или передвижения по карте, не спасут «прокачка», боевая выучка и охрана лагеря. Они могут быть как удачными, вроде встречи с щедрым торговцем, так и не очень, когда кого-то из ваших викингов укусила оса или он отравился, выпив из ручья, где лежит труп оленя, — точно заболеет или получит воспаление. Чем выше уровень сложности, тем чаще случаются такие неприятности (а также травмы, порча снаряжения, ресурсов и голодные обмороки).
Ко всему этому в Expeditions: Viking добавились ещё две механики. Во-первых, отстройка и развитие собственной деревни клана с увеличением уровня её могущества и процветания — это влияет на финал игры, а также позволяет снабжать дружину ресурсами. Во-вторых, возможность плавать и даже иногда совершать набеги на своём драккаре. Правда, оба элемента по большому счёту пока не доведены до ума и мало влияют на происходящее. Набеги редки, а отстройка деревни нужна лишь для просчёта результатов в финале.
Также пока неидеален и баланс в сражениях — лучники и воины со щитами решают всё. И к тому же в драках реже, чем в Expeditions: Conquistador, используются какие-то особые условия, когда нужно, например, успеть достичь определённой точки. Поэтому в целом сражаться тут проще, чем в прошлой игре, даже на высоких уровнях сложности, из-за чего отпадает и какая-то острая необходимость в «крафте» снаряжения.
Прелесть Expeditions: Viking в том, что многие проблемы (включая технические огрехи и баги) достаточно оперативно лечатся патчами — проект постоянно развивается и шлифуется. Я, конечно, надеюсь, что авторы доведут до ума баланс в боях и новые механики, связанные с собственной базой и собственным же кораблём. Возможно, через какое-то время игра станет ещё лучше. Но прямо сейчас меня волнует, что же за проклятье тяготеет над семьёй лучшей подруги главного героя, поэтому я, пожалуй, вернусь в эту замечательную тактическую RPG. Чего и вам желаю.
Плюсы: интересный сюжет; богатые возможности для отыгрыша роли; тотальная нелинейность; качественная механика выживания; много викингов, драк и пьянок; симпатичная графика; музыка и звук отлично работают на атмосферу.
Минусы: некоторые механики ещё не доведены до ума; дисбаланс в сражениях.
Напасть на христиан прямо в церкви просто ради грабежа — вполне в духе игры про викингов!
превращаем князя Владимира в викинга в одноимённом фильме
раскол в IX