Меню
StopGame  Обзоры игр Little Nightmares Обзор

Самое актуальное

  • Обзор игры Final Fantasy XII: The Zodiac Age
  • Железная логика (пилотный выпуск)
  • Обзор игры Ultimate General: Civil War
  • Видеопревью игры Agents of Mayhem
  • Splatoon 2. Фестиваль красок
  • Инфакт от 27.07.2017 — Hellblade: Senua’s Sacrifice, LawBreakers, Friday the 13th…
  • Как всех разозлить в Albion Online
  • Инфакт от 26.07.2017 — Breath of the Wild, Fable Fortune, Fortnite…
  • Quake Champions. Пятничный фраг-стрим (экспресс-запись)
  • Destiny 2 Beta. Ранние пташки (экспресс-запись)
  • Обзор игры Minecraft: Story Mode — Season 2: The Telltale Series
  • Видеообзор игры Albion Online
  • Инфакт от 25.07.2017 — Экранизация Metal Gear, Anthem, Rome: Total War, Destiny 2…
  • Albion Online. Подземелья без драконов
  • Инфакт от 24.07.2017 – Pyre, Crash Bandicoot, Dying Light…
  • Ретрозор №54 — Railroad Tycoon II, The Dig, Lode Runner…
  • Yonder: The Cloud Catcher Chronicles. Суровые приключенцы
  • Albion Online. Выжить любой ценой
  • Destiny 2 Beta. Ранние пташки
  • Все об Albion Online
  • Обзор игры Black the Fall
  • ММОдерн №159 — The Lord of the Rings, EVE Online, Albion Online…
  • Пользовательский обзор недели
  • Обзор игры Albion Online
  • Инфакт от 21.07.2017 — DOOM, Sea of Thieves, Warhammer 40,000: Inquisitor — Martyr…
  • Ночь темна: рецензия на сериал Castlevania
  • Разбор полетов. Haunting Ground
  • Инфакт от 20.07.2017 — Total War: Warhammer, Titanfall 2, Absolver…
  • Инфакт от 19.07.2017 — American McGee’s Alice 3, Batman: The Enemy Within, DOOM…
  • Что ещё было на E3?

Little Nightmares: Обзор

Little Nightmares
Игра: Little Nightmares
Платформа: PC, PS4, XONE
Жанр: adventure
Дата выхода: 27 апреля 2017 г.
Разработчик: Tarsier Studios
Издатель: Bandai Namco Entertainment
Актуально для платформы: PC

Когда тонкотелое существо в жёлтом капюшоне, не превышающее высотой ножку стула, пробегает по тёмному коридору; когда двумя руками оно поднимает дверной ключ, словно гирю; когда сражается с дамой в маске театра кабуки, — в голове проносятся ассоциации. Limbo, Inside. «Алиса в Зазеркалье». «Унесённые призраками». Сказки детства и забытые страхи ночной темноты.

Тебе не страшно, а, скорее, жутковато. Как если бы страшилки, которые детишки рассказывали друг другу на ночь, оказались реальностью и «чёрный-чёрный дом» существовал на самом деле. Little Nightmares превращает тебя в ребёнка, ненадолго возвращает психологию, с которой ты расправился с помощью книг и научного знания.

Но от нажитого опыта не избавиться — ты всё равно остаёшься взрослым, ты рефлексируешь. Не видишь опасности в тёмных комнатах. И этот эффект двойного взгляда, в котором ты одновременно и ребёнок и взрослый, задаёт Little Nightmares совершенно уникальную атмосферу.

Самая страшная тень в игре — та, что под капюшоном.

Не страшно. Жутко


Tarsier Studios действительно удалось совместить несовместимое: жестокость, натурализм и грубость помещены в сказочный контекст, в котором любое чудовище должно оказаться заколдованным принцем. В мультфильм, где хищный койот, каким бы ловким он ни был, не сможет догнать дорожного бегуна. Обитающий на кухне повар уродлив и страшен, но ты уверен, что, замахнись он своим тесаком на девочку, тут же произойдёт нечто комичное: он или поскользнётся, или чихнёт. Здесь ты не веришь в насилие, здесь не должно быть места серьёзному страху и ужасу. И чем больше ты обманываешься сказочной маской этого мира, тем сильнее будет чувство противоречия всякий раз, как она будет сброшена.

Когда Шестая (главная героиня) попадает в лапы монстров, кадры предполагаемого убийства оказываются вырезанными. А может, фатального исхода вообще не было, а девочка сумела выкрутиться и убежать? После падений с высоты или удара электричеством она возвращается к «чекпоинту» и встаёт, будто кто-то заботливо отнёс её тельце назад. Или же ей просто приснился ужасный сон… Специфика местного хоррор-эффекта оригинальна. Жутко здесь становится не из-за опасного окружения, а, наоборот, из-за незнания того, что находится под жёлтым капюшоном Шестой.

Игрок с самого начала оказывается в ситуации, когда не понятно ничего. Полное неведение, с одной стороны, заставляет выстраивать гипотезы; с другой — создаёт атмосферу тревожной таинственности. Примерно так же, как это делала Limbo. Событийный ряд здесь многозначителен, а личность героини — едва ли не чистая абстракция. Происходящее можно интерпретировать как метафору чего угодно. История не будет шаг за шагом заполнять дыры. Потому что цельного сюжета как такового тут нет, и мы с самого начала понимаем, что альфой и омегой этого спектакля является загадка.

Мы боимся одного — себя


Позже сказочные мотивы уступают место совсем не детскому кошмару. Героине приходится есть крыс, монстрам отрубают руки, твои ожидания оказываются иллюзией: натурализма в кадре становится всё больше и больше, а ты не можешь поверить, что где-то прольётся кровь. А она проливается.

Разработчики выделили нетривиальную грань страха и сделали её основой своего творения. У всех кошмаров есть один корень — непонимание. И весь визуальный ряд подчинён одной цели — создать контраст уюта и опасности, тем самым выбив у игрока из-под ног фундамент здравого смысла. Посередине комнаты одинокий стул, над ним виднеются ноги повешенного… Ты просто проходишь мимо повсеместного абсурда: мир сам по себе, а ты — ищущее себя нечто, не смеющее вопрошать.

«Почему у тебя такие длинные руки?»

В поисках себя


Это не тот случай, когда у каждой локации есть история, которую можно восстановить, руководствуясь логикой и фактами. Обстановка сюрреалистична: комнаты встроены в лабиринты промышленных помещений, игрушечные паровозики и куклы валяются рядом с холодильниками с трупами, домашний уют резко замещается атмосферой концлагеря, детская сказка перемежается с ужасной реальностью холодных тюремных столовых и душевых, в которых дырявые трубы змеиным узором оплетают стены.

Встречи с монстрами, вроде «шляпника» с удлинёнными конечностями, вообще заставляют поверить, что под капюшоном — Алиса Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll). Или, скорее, Американа Макги (American McGee)…

И тем не менее отыскать логику в происходящем можно. В какой-то степени ваши построения будут субъективной интерпретацией, в какой-то — основанными на объективных фактах. На фоне разворачиваются сцены, в которых можно отыскать намёки. Разработчики освоили формулу успеха Inside и эксплуатировали её на полную. Живое окружение на фоне тотальной загадочности и нарративной пустоты накаляет любопытство, заставляет игрока порождать собственные смыслы, искать объяснение и получать странное удовлетворение от нарисованной самим собой картины.

Limbo и Inside открыли такое странное переживание, которое сложно объяснить конкретными приёмами гейм-дизайна. Называется оно «в игре приятно находиться». В Little Nightmare это «приятно находиться» рождается и мелодией с колыбельными мотивами, и неуклюжей грацией героини, и стилистическим единством всех визуальных компонентов, и множеством других факторов, которые трудно выделить.

Много можно говорить об атмосфере и идее Little Nightmares. Что касается геймплея, то он чрезвычайно прост и лаконичен, но это не тот случай, когда критерием качества выступает «челлендж». Удовольствие не в действиях, а в процессе эстетического любования: в милой графике, динамической камере, множестве визуальных мелочей, смысловом контрасте событий и предметов. Вот по комнате разъезжает обычный игрушечный паровозик; вот свиноподобные упыри за обе щёки уплетают мясо; вот в кромешной тьме в руках девочки зажёгся огонёк, и на душе стало теплее.

Еда убегает!

We all live in a yellow…


Героиня может бежать, красться, прыгать и взаимодействовать с предметами — взять безделушку в руки, повернуть какой-нибудь вентиль, чтобы открыть дверь. Ни одна из головоломок не станет преградой надолго. Однако если сначала загадки остаются на уровне «передвинь ящик, чтобы дотянуться до рычага», то в дальнейшем встречаются более замысловатые испытания.

Хотя в теории всё выглядит очень просто, даже примитивно, на практике моменты ступора возникают довольно часто. Далеко не сразу можешь сориентироваться на большой локации и найти верную последовательность действий. Вокруг разбросана куча предметов, есть несколько ящиков, на которые можно залезть, пара интерактивных элементов — ты предчувствуешь пазл и начинаешь пробовать разные варианты. А на деле оказывается, что всю комнату нужно было просто пробежать…

Здесь много пространственных задачек в духе Limbo, разгадка которых сопровождается радостным «Эврика!». Вариантов действия мало, и кажется, что все возможности уже перепробованы, а добиться цели никак не получается. Ты носишься по локации в полной уверенности, что ничего придумать больше нельзя, а затем происходит неожиданное движение мысли, разрыв шаблона, и замечаешь, что элементы окружения можно использовать хитрым, нестандартным образом.

Пространство, несмотря на относительно статичный ракурс камеры, объёмно — мы можем перемещаться в трёх измерениях, что здорово обогащает восприятие игрового процесса. 3D позволило разработчикам добавить в платформенную механику оригинальные элементы. Например, стелс.

Три, четыре, пять — я иду искать!


Игра в прятки с монстрами также не ничуть не сложна и даже близко не достигает того напряжения, которое мы можем испытать в хоррорах от первого лица. Опять же, встречи с нечистью лучше всего описываются словом «жутко» — пугает таинственность их происхождения, загадочность. Звук ускоренного сердечного ритма при их появлении, странное шипение, медлительные движения этих гротескных кукол — всё это заставляет нервничать. Главное, не попадаться врагам на глаза — прятаться под столами и беззвучно проползать за их спинами.

Камера очень правильно меняет ракурсы.

Есть здесь и угнетающие, тяжёлые сцены, и динамичные эпизоды с нервными спринтами от монстров, и запоминающиеся «сражения». Хотя базовые элементы геймплея одни и те же на протяжении всего прохождения, контекст каждый раз иной, благодаря чему не возникает мысли типа «Сколько можно повторять одно и то же?».

В игре реализована приятная физическая модель. У предметов есть вес, с чем связано несколько головоломок — вещи корректно ведут себя при падении и соприкосновении. Однако из-за трёхмерного окружения возникают досадные проблемы с контролем персонажа. Не всегда удаётся просчитать расположение объектов относительно друг друга, что приводит к печальным последствиям. Может казаться, что какая-нибудь платформа находится в той же плоскости, что и персонаж, а мы в итоге, улетая в бездну, узнаём, что она была немного смещена в сторону камеры.

Вообще, здесь часто придётся лавировать на краю пропасти, и не всегда это удобно. Нельзя сказать, что управление плохое, но почему-то, когда от тебя требуется филигранная точность движения или прыжка, ощущается дискомфорт.

«Свежее мясо!»

***

В чём секрет феномена Limbo и её последовательниц? Они переносят сцену действия с экрана монитора в голову игрока. Именно там разворачивается весь спектакль. Грамотно поданная недосказанность — это ничуть не более лёгкий сценарный и дизайнерский приём, чем впечатляющий сюжет. Это не пустота, а тьма, в которой ты можешь прикоснуться к чему-то, что полностью опознать тебе не удастся.

Нужна ли миру новая Limbo? Сказать сложно, но Little Nightmares всё же нельзя назвать «ещё одной». Уж слишком здесь много авторского — и в атмосфере, и в затронутой теме, как её ни интерпретируй. Только здесь ты, словно ребёнок, которому купили журнал-раскраску, заливаешь бесформенную пустоту собственной палитрой смыслов, чтобы придать миру какое-нибудь очертание. Чтобы определиться и понять, кто ты. Чтобы перестать бояться.

Плюсы: глубокое исследование феномена страха; единство аудиовизуального содержания; оригинальный контраст сказочности и натурализма; отсутствие повторов в геймплее; благодатная почва для интерпретаций и раздумий.

Минусы: трёхмерность вкупе со статичной камерой иногда вызывает неудобства; недостаток запоминающихся, оригинальных головоломок.
Комментарии (23 шт.)
Ух ты, нормальный обзор на игру.Спасибо!
обзор на игру

ой
Спасибо Глебу за обстоятельный обзор, удалось передать в тексте и атмосферу игры, и с информативностью всё в порядке. Так сказать, в нём было «приятно находиться») Мнение об игре у меня уже сложилось, но обзор его закрепил окончательно.
Эмм, а почему не видно оценки в конце поста?
Хорошая шутка. Особенно на фоне видео«обзора».
Ну просто раньше вроде была эта штука
Оценка без обзора уже была, теперь вот обзор без оценки — равновесие в природе соблюдено)
Вышак! Молодец.
Отвалилась почему-то. Скоро будет.
Так, я не понял, а почему автор обзора не срётся с аудиторией в комментах?
Пилит новый обзор
Из текстового обзора стало более ясно и понятно, что из себя представляет игра (да, Саша Кост), понравилось сочетание сказачности и одновременно жути и абсурдности происходящего, плюс некоторые параллели с Limbo и Inside, когда додумываешь сам, поэтому
переносят сцену действия с экрана монитора в голову игрока
P.S. спасибо за полноценный обзор.
короткая игра… 2-3 часа
Ого, а ведь для того, чтобы рассказ об 2-ух часовой игре, в которой минимум механик, нет слов и просто нужно бежать из одного конца уровня в другой, попутно лапая своими ручками различные предметы, стал обзором, нужно было всего-лишь разлить воды. Много воды. Поздравляю, нытики, вы победили. Молодцы. В этом обзоре даже больше слов, чем в обзоре 100 часовой, на минуточку, RPG со множеством механик и контента (нажористого хрючева) под названием «Mass Effect: Andromeda».
Задачи рассказать максимально подробно, чтобы угодить тем, кому не понравилось видео, не было — автор написал столько, сколько счёл нужным. А большую часть воды я подрезал ещё перед публикацией. С:
Задачи рассказать максимально подробно, чтобы угодить, не было
Но угодили же. Вон, все довольны.
А большую часть воды я подрезал
Ну и зря. Так бы все в истерике и экстазе бились от зашкала информативности обзора.
Немного бомбанул
Послушай, «рыцарь», если бы Кост не ходила махать своим чсв и мнимой гениальностью в комменты, всей этой бучи вокруг обзора не случилось бы.

Промолчи она, сошлись бы на мнении «Автор старался, не получилось, бывает.»

А если человек идёт в комментарии и почти напрямую говорит своей аудитории «на юух я вас вертела, обзорю как хочу, а вы должны хавать и восхищаться моим гением, а кто не восхищается — дегроды», то речь уже давно не об игре.

Комменты про информативность и прочие очевидные элементы описания(обозревания) чего-либо, это не более, чем попытка дать понять автору, чего хотим мы, аудитория.

Но увы, дамочка «Не наша рабыня, которая выполняет наши капризы и прихоти» (приблизительная цитата). Она делает так как хочет и на всех плевать.

И вот, казалось бы, логичный вопрос: Кто ты без своего костюма!? Кто ты без аудитории, Кост?
«рыцарь»
Ого, меня в якобы рыцаря посвятили.
Я бы, конечно, предпочёл обращение «мой господин», но и так сойдёт.
И своими комментариями я не защищаю Александру Кост, совсем нет, ты что-то попутал. Даже намёка на проявление «рыцарства» не было, а вот оскорбления в вашу сторону, неразумные ничтожества, были_))
Причём мысли, почему всё так происходит придумываешь сам! То есть ты должен сам всё объяснить, как тут очутилась Шестая и чего она хочет.
В игре, как понимаю, все-таки одна концовка?
Вот главный вопрос, неистово плюсую. А еще неплохо бы сделать подробный анализ истории.
неплохо
обзор хороший. в отличие, от игры :)
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир
Наверх ↑