Lords of the Realm 3: Прохождение
Экономика должны быть экономной!
Времена расчетливой экономики с засевом полей, вычислением приплода коров и раздумьями о временах года закончились. Вам более не надо оперировать огромным количеством переменных (коровы, зерно, различное оружие и так далее). Есть только пища (представленная зерном) и деньги. А вот за их появление отвечают назначенные на ответственные должности вассалы.
Прежде, чем говорить о вассалах, разберем, из чего состоит провинция. Провинция (region) — это несколько областей (parcel) с замком в каждой. В главной области располагается замок, обладающий более широким набором функций, а также обладающий контролем над всей провинцией. В остальных областях находятся замки. Замками управляют вассалы, которых назначаете вы (достаточно перетащить изображение нужного вассала в выбранный замок). Казалось бы — просто. И, тем не менее, этих самых вассалов аж 4 вида — рыцари (knights), горожане (burghers), крестьяне (serfs) и духовенство (clergy).
При умелой работе лучников горят не только стены.
Рыцари — предводители отрядов. Война без рыцарей невозможна. Наемники, призываемые на службу за деньги, не стремятся одержать великие победы. Все же не за свое сражаются. При приглашении рыцаря стоит посмотреть, какими отрядами он командует и какие у него есть дополнительные характеристики. Кроме обычных войск, у рыцарей могут быть также гарнизонные команды. Эти парни будут сидеть в замках и оборонять их в случае нападения противника. В случае захвата замка противником рыцарь автоматически уйдет со службы (что относится и к остальным вассалам).
Местом жительства рыцарей становится непосредственно замок (castle), или поместье (fief) — для проживающих в областях. При его улучшении замок получает дополнительные отряды и гарнизон может увеличиться до невероятных размеров. Также замки производят “очки призыва”, которые используются на восстановление отрядов, уничтоженных в бою, и “очки строительства”, расходующиеся на улучшение и починку замков. Разумеется, все эти очки интенсивнее производятся в лучших замках. Также в замках занимаются пропагандой с целью повышения морального духа войск.
Это интересно: рыцарь, получивший в командование еще один отряд, незамедлительно покидает назначенный ему в управление замок и становится доступен для найма. Так что не забывайте следить за кнопочкой “свободная провинция”.
Кроме обычных рыцарей, при высоком уровне христианства к вам на службу могут прийти представители воинских орденов — тевтоны, госпитальеры и тамплиеры. Тевтоны обладают улучшенными боевыми характеристиками, госпитальеры лучше восстанавливают мораль и здоровье своих бойцов, попутно повышая христианство, а тамплиеры быстро передвигаются, обеспечивают замечательное снабжение войск на марше и повышают производство золота.
Горожане — основные производители золота, этого ценного ресурса для усовершенствования замков, выкупа рыцарей и приглашения наемников. В центральной области они строят большие города (city), а в остальных ограничиваются обычными (town). Будучи построенным на побережье, город автоматически превращается в порт. Города позволяют набирать наемников (для каждого города есть предел набора). Большие города увеличивают количество ферм в провинции и количество городов в этой и прилегающих к ней провинциях. Также большие города защищены стенами не хуже замков.
Каждый горожанин обладает определенной специализацией, усиливающей одну из особенностей подвластной ему провинции. Плотник (carpenter) увеличивает производство осадных орудий; банкир (banker) увеличивает приток денег и уменьшает выплаты и стоимость агентов; подрядчик (wainwright) улучшает строительство и производство пищи; каменщик (stonemason) усиливает защиту замков; пивовар (brewer) повышает мораль и приток денег; кузнец (blacksmith) ускоряет восстановление войск и снижает цену наемников.
Основное занятие духовенства — подъем христианства в массах. В провинциях оно строит соборы (cathedral), а в областях — церкви (church). И те, и другие обеспечивают рост христианства, но вклад соборов несоизмеримо выше. Кроме того, соборы повышают производство во всех областях провинции.
Если ваше христианство достаточно высоко, то на службу к вам могут придти представители религиозных орденов. Можно посадить на правление по одному представителю каждого ордена, а можно перевести всю страну в одну веру. Естественно, ордена приносят дополнительную пользу, кроме повышения христианства. Цистерцианцы увеличивают производительность ферм, бенедиктинцы — производство золота, францисканцы — еще более ускоряют подъем христианства, а доминиканцы влияют на производительность провинции в целом (меньше, но на все).
Две рати сошлись в чистом поле.
Это важно: монахи разных орденов очень плохо уживаются друг с другом. Итогом же этому может быть ссора между представителями разных религиозных конфессий с общим исходом из вашей страны. Хочется ли вам в одночасье стать еретиком?
Наконец, последние, кто поднимает экономику королевства — крестьяне. Их основное назначение — производить пищу для того, чтобы кормить армии, и, между делом, добавлять еще “очков строительства”. Одно “очко пищи” кормит одну армию, при этом запасы не создаются. В провинциях строятся поместья (manors), а в областях — фермы (farm).
Пропорции назначения вполне понятны: если областей в провинции 4 — то по одному производителю каждого типа. Если более — можно добавить рыцарей. Они же — первейшие претенденты на правление в главном городе провинции. Хотя бы из тех соображений, что всегда обладают гарнизонными войсками и смогут защитить свою родную провинцию от посягательств наглых врагов. А пока город ваш — враг может бродить по провинции хоть до посинения. Хотя в тыловых провинциях у вас могут оказаться совсем другие приоритеты и там возглавит правительство плотник или знатный священник.
Это интересно: гарнизонные войска могут быть и у простого крестьянина. Но, во-первых, их обычно немного. Во-вторых — нередко они заменяют прочие полезные характеристики. Вот и задумайтесь — стоит ли отдавать все на возможную защиту в ущерб необходимой экономике.
И последнее — кого нанимать. Ну тут все совсем несложно. Все претенденты скромно разбросаны по 3 категориям. В первой — бывалые рыцари (не забываем, что при низких рыцарстве и славе это будут скорее бывалые пьяницы и трусы), во второй — все труженики-производители, в третьей — все, чьи специальные показатели минусовые. Конечно, если вам доступны всего 2 рыцаря и один из них — такой вот бездельник, то другого выбора нет. Но если добровольцев хватает, то лучше в нижнюю строку даже и не заглядывать. Если только полюбоваться, насколько бесполезными могут быть вассалы.
Таблица №2Обычные войска
(Тут должна была быть таблица, но вывести её не удалось)
Творцы побед
Итак, экономика лишилась таких ресурсов, как топоры, алебарды или доспехи. С ними исчезли и отдельные солдаты, уступив свое место целым подразделениям, прилагающимся к вассалам-рыцарям. Конечно, процесс набора воинства несколько упрощается, но одновременно появляются проблемы. Вот, казалось бы, знатный рубака, способный привести ваше воинство к победе.
Немного осталось у врага. Но тем ему хуже.
А у него всего пара отрядов дохлых ополченцев, которых и вести никуда не стоит. Добро бы хоть свой собственный замок от вражеской напасти оборонили. Конечно, будучи посаженным в постоянно развивающийся замок, этот деятель может со временем обзавестись рыцарской кавалерией, но ведь он может получить еще пару бестолковых отрядов. Вот и приходится балансировать между войсками и рыцарями. А место для экспериментов с потенциальными героями — глубоко в тылу (если таковой есть).
Однако войска обзавелись кучей полезных характеристик (правда, особенно не афишируемых), а вассалы — ворохом специальных способностей, позволяющих как истреблять врага, так и строить города и выращивать поля.
Лучшие комментарии