Меню
StopGame  Обзоры игр Sid Meier's Civilization VI Обзор

Самое актуальное

  • Destiny 2: Отвергнутые. Охота началась!
  • Видеообзор игры Immortal: Unchained
  • «Инфакт» от 20.09.2018 — Новая PlayStation, DLC для Frostpunk, релиз Transference, бонусы Ace Combat 7…
  • Видеообзор игры Shadow of the Tomb Raider
  • Видеопревью игры Assassin's Creed: Odyssey
  • Обзор игры Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age
  • Bungie Bounty
  • История Unreal. Unreal умер, да здравствует Fortnite!
  • Обзор игры Gift of Parthax
  • Обзор игры Another Sight
  • Call of Duty: Black ops IIII — Blackout. Бета-тест «убийцы PUBG»
  • Корсары: Город потных кораблей (экспресс-запись)
  • Frozen Synapse 2. Отмороженный тактон
  • Обзор игры SNK Heroines: Tag Team Frenzy
  • Пользовательский обзор недели
  • Обзор игры Witch Hunt
  • Видеопревью игры Breathedge
  • Вся суть Marvel’s Spider-Man [Уэс и Флинн]
  • Shadow of the Tomb Raider. Игры теней
  • Marvel's Spider-Man. Он хотел бы летать над Манхэттеном!
  • Обзор игры Pro Evolution Soccer 2019
  • Рефанд?! — The Messenger, Graveyard Keeper, 7 Billion Humans, Fate Hunters, EXAPUNKS, Draw It! 2…
  • Разбор полетов. Spider-Man: The Movie
  • Превью по бета-версии к игре Battlefield V
  • Обзор игры POSTWORLD
  • Разбор сюжета «Метро 2033: Луч надежды»
  • Обзор игры Shadows: Awakening
  • 1 000 000
  • Обзор игры Monster Hunter Generations Ultimate
  • Пользовательский обзор недели

Sid Meier's Civilization VI: Обзор

Sid Meier's Civilization VI
Игра: Sid Meier's Civilization VI
Платформа: iOS, Linux, Mac, PC
Жанр: strategy
Дата выхода: 20 октября 2016 г.
Разработчик: Firaxis, Aspyr (Mac, Linux)
Издатель: 2K, Aspyr (Mac, Linux)
Актуально для платформы: PC

Четверть века позади, а интерес к «Цивилизации» прежний. Говорят, стабильность — признак мастерства, и если что-то из игровой индустрии и доказывает эту поговорку, то только Sid Meier’s Civilization. Хотя авторы не рвут шаблонов, не гонятся за революциями в жанре и не меняют основополагающей концепции, в сериале нет и не было откровенно плохих выпусков. Несмотря на некоторые недочёты, все они надёжные и аккуратные, будто немецкий автомобиль. И шестая честь — не исключение.

«Районы, кварталы, жилые массивы…»


Если вкратце, здесь нужно захватить мир. Но ваши методы — огнём и мечом, культурой, высадкой на Марсе или проповедью божьего слова — уже нюансы, которые во многом зависят от выбора нации. Например, греки сильны политикой, Россия, Аравия и Испания тверды в своей вере, римляне горазды растить города и прокладывать дороги, а Франция берёт если не культурой, то шпионажем. Каждый найдёт здесь вариант для себя, так что через пятнадцать — двадцать часов плотного освоения карт у вас уже появятся свои фавориты. Впрочем, выбор стороны конфликта — лишь первое из череды интересных решений, делающих, по словам Сида Мейера (Sid Meier), игру игрой.


Другой важный выбор касается развития городов, где теперь можно развернуться в радиусе трёх клеток от центра (не одной же Endless Legend срывать овации). А здесь эта часть геймплея получилась куда более обстоятельной, чем в творении студии Amplitude. К поиску тучного места для столицы и планированию очереди строительства добавилась ещё одна забота — разметка районов, без которых не возвести специализированных зданий. То есть библиотеку и университет можно воткнуть только в кампус, мастерскую и фабрику — в промзону, рынок с банком не создать без торгового квартала, а казарму — без военного лагеря.

Сами города беззащитны без стен, зато с ними, да ещё и с удачно размещённым лагерем, они превращаются в крепости, штурмовать которые едва ли проще, чем в Civilization V. В поиске стройплощадок под районы было бы полдела, если бы отдельной клетки не требовали чудеса с их капризами: одно станет только у реки или горы, под другое лопни, но найди пустыню. Добавьте сюда акведуки, фермы, пастбища, рудники, нефтяные вышки — и получите симулятор города внутри глобальной стратегии. Более того, к районам привязан ещё и шпионаж. Лазутчик либо ворует технологии во вражеском кампусе, либо готовит диверсию в промзоне, либо проворачивает ограбление банка — заниматься всем сразу никак не получится. На деле механика ощущается свежо и даёт понять, что правильно выращенный город — залог успеха в партии.

Civilization 6 обзор
Санкт-Петербург здорового человека — с Колизеем, садами Семирамиды и шпионом в кампусе.

Кроме зданий, гражданам нужны еда, жилплощадь и развлечения. Правда, угнаться за тремя показателями не проще, чем бросить кольцо в Ородруин. С другой стороны, разработчики предусмотрели отдельное счастье для каждого населённого пункта — вплоть до того, что жители, допустим, Петербурга переживают экстаз, а Тверь раздирают бунты, и эскадроны мятежных гусар жгут плантации. Если на этот огонёк заглянут варвары, которые теперь ходят по два-три отряда, то расхлёбывать последствия мятежа придётся долго. По крайней мере, одним рабочим тут не отделаться.

Ведь у трудяг в Civilization VI ограниченное количество действий — обычно три, но можно вырастить до пяти-шести. Зато поставленную задачу они выполняют сразу, поэтому нет нужды высчитывать ходы до окончания подряда. Другой удар по любителям тонко контролировать рабов наносит система прокладки дорог. Привыкли раздумывать, по какому гексу пустить грунтовку, чтобы было удобнее воевать? Забудьте. В шестой части лишь один способ связать точки А и B — снарядить караван, курсирующий между ними. Так что никаких теперь хитрых петель под форт, к вражеской границе и вокруг горы.

Пушки против дипломатов


Дружбу народов разработчики, наоборот, усложнили. Мало того что дипломатия прибавила в опциях, так здесь ещё и война войне рознь: напав на соседа внезапно, получаешь конский штраф с падением производства и настроения во всех городах, зато обоснованная агрессия обходится дешевле. Скажем, можно использовать разницу в религиях, схлестнуться за спорный город или затеять передел колоний — кому что ближе. Но искусственному интеллекту гибкость дипломатии не прибавила сноровки: хотя у каждой нации по умолчанию свои приоритеты, все они нападают при первой же возможности, методично набиваясь перед войной в друзья.

Civilization 6 обзор
Не грози римской пехоте, клепая конницу у себя в квартале.

Умей ИИ сражаться, он бы не оставил на высокой сложности ни шанса. Однако тут всё по-прежнему: бестолковое использование местности, броуновское движение солдат, а новшество Civilization VI — объединение отрядов в дивизии компьютер зачастую вообще игнорирует. Победить его в войне, даже при техническом отставании, — всё равно что ударить пальцем о палец. Мало войск? Помогут подконтрольные города-государства. Ведь здесь от них поступают не только бонусы для производства, науки, культуры и религии, но и вооружённые силы. Так что, имея достаточно денег, можно вложить их в мгновенную мобилизацию союзников.

А дальше — знакомая картина маслом: вчистую сливая войну, компьютер сулит за перемирие ресурсы. И если у вас нет цели захватить все вражеские столицы, добившись тем самым одной из побед, — почему бы не согласиться? К сожалению, прямолинейность искусственного интеллекта остаётся весомым недостатком сериала, из-за которого играть на средней сложности («Князь») нет смысла — такой вариант устроит разве что новичка, впервые видящего глобальную стратегию. Что ж, по крайней мере, «Цивилизации» есть куда развиваться.

Тем более странно, что порог вхождения здесь выше, чем в Civilization V. Вопросов же вагон и тележка. Например, где посмотреть полный список «юнитов»? Что дают очки престижа? В каком городе повысят счастье ресурсы, вырученные от торговли с соседом? Сколько нужно веры, чтобы нанять пророка и основать религию? Как заложить национальный парк и что он даёт? Продолжать можно бесконечно, и не факт, что ответы отыщутся в «Цивилопедии», — она здесь едва ли не самая прижимистая по части полезных данных за всю историю сериала. Поэтому знакомиться с правилами игры приходится методом проб и ошибок — это касается как мира, так и войны. Хотя у такого подхода всё-таки есть преимущество: поняв тот или иной принцип однажды, запоминаешь его навсегда.

Civilization 6 обзор
Столько страданий, бессонных ночей — и всё ради незамысловатого мультика про оккупацию.

Есть такая партия!


Где авторы добавили вариативности, избежав тени на плетне, так это в политике — здесь Civilization VI раскрывается во всей красе. Игра предлагает карабкаться сразу по двум древам технологий: первое содержит исключительно научные открытия и ведёт от камня с дубиной к танкам да истребителям, а второе посвящено социально-культурным аспектам. Здесь и чертежи кварталов (скажем, театральной площади и района развлечений), и политические режимы вроде вождизма, монархии или коммунизма, и карточки с бонусами для их сборки.

Работает это на манер ролевой игры: у каждого строя есть набор ячеек, куда мы вставляем карточки с бонусами — они же «цивики». Скажем, для боевых действий пригодятся экономия на жалованье солдат, высокая обороноспособность на родной земле и большая мобильность. Точно так же работают дипломатические, экономические и особые цивики, количество которых в шаблоне отличает один режим от другого. Фактически Firaxis предложила самую вариативную систему политики в истории сериала — разве не здорово?

Civilization 6 обзор
Демократия даёт много для экономики, но мало для войны, а с фашизмом всё ровно наоборот.

Золотые купола


Последнее из важных изменений — замена дипломатической победы на религиозную. Конечно, голосование в ООН из пятой «Цивилизации» — это беспримесное мошенничество. Имея достаточно денег на взятки, можно за пару дней до съезда ассамблеи подкупить города-государства, затем проголосовать за себя любимого и без особых усилий добиться успеха. В религии же правила куда сложнее. Для начала её неплохо бы основать, что само по себе ещё та задача. Нести слово божье по городам и весям тоже работа не подарок, ведь миссионеры вступают друг с другом в настолько жаркие диспуты, что проспоривший обычно погибает.

Кроме прямого назначения, вера меняет и баланс сил на карте. С одной стороны, есть лишь один способ выгнать чужих проповедников — объявить войну тому, кто их послал. А с другой — религия жёстко осаживает завоевателей. Допустим, испанцы лидируют по количеству обращённых в католичество городов, а для победы им осталось крестить более половины ваших. В такой ситуации быть войне — это логично. Но если вы приметесь захватывать вражеские колонии, надеясь стереть Испанию в пыль, готовьтесь к внезапному поражению, ведь католиков в вашей империи по мере оккупации вражеских земель прибывает. Так что именно благодаря вере с тотальным захватом не особо разгуляешься. Всё бы ничего, но на деле конвейер миссионеров, апостолов и инквизиторов — чертовски скучная штука, едва ли не дословно цитирующая пройденный материал.

Надолго и всерьёз


Civilization VI вызывает противоречивые чувства, как и любой другой выпуск сериала Сида Мейера. Только вспомните, как строго фанаты судили пятую часть, сравнивая её с четвёртой. Поэтому при желании и шестую можно укорить за многое. Например, за вырвиглазную графику, из-за которой пропускаешь важные детали на карте. И за ИИ, который не обучен тактике и ведёт себя как гопник — нападает исподтишка и, стоя в шаге от пропасти, всё равно сыплет угрозами, а то перед пацанами неудобно. Или за локализацию, хуже которой только российский паспорт Джейсона Борна. А управление? Ошибки из разряда «случайно ткнул не туда» будут преследовать вас, пока не набьёте руку.

Civilization 6 обзор
Типичное заявление оппонента за пять ходов до его поражения.

Но всё-таки игра ощущается многогранной и комплексной, так что незаметно провести за ней день-другой — раз плюнуть. Упрощения в геймплее воспринимаешь как должное — скажем, к управлению рабочими привыкаешь настолько быстро, что их контроль в Civilization V уже вызывает дискомфорт. К новшествам вроде разметки районов и политического конструктора тоже прикипаешь душой и бессознательно тоскуешь по ним, запуская другие выпуски сериала. Наконец, обратите внимание, что Civilization VI даёт больше, чем пятая часть на старте продаж. Ведь только DLC привнесли туда религию, города-государства, караваны, полный комплект социальных институтов, культурную победу, многие возможности, нации, постройки и виды войск. То есть всё, благодаря чему прошлый выпуск столь любим, мы получили вместе с аддонами. Дополнения же для нынешнего — вопрос времени, а с ними, учитывая опыт Firaxis в этом вопросе, стратегия наверняка заставит скептиков прикрутить фитиль.

Плюсы: самая комплексная и многогранная 4X-стратегия из современных; новые идеи разработчиков не вызывают отторжения; контента здесь на сотни часов; игра увлекает не на шутку; чудесный саундтрек.
Минусы: по-прежнему тупой ИИ; графика и локализация на любителя; игра многого не объясняет; чересчур много внимания уделено вопросам веры — у половины наций религиозные бонусы.
Комментарии (26 шт.)
Странно, что о шикарном(имхо) 2д режиме не рассказали.
Он такой милый, что просто невозможно устоять)
Порадовала доведённая до ума религия — теперь не просто коллекционируешь абстрактные "+2 к вере", а создаёшь клерикальную державу и во имя Императора огнём и мечом караешь иноверцев, получая за это определённые бонусы. Специализация городов — тоже плюс; пока в одном развиваешь культурную столицу, в другом — куёшь железный кулак империи.
Из минусов — отсутствие карты Земли. Воевать на фантастических континентах не так интересно, как ввязываться в мировую войну и оккупировать Австралию ради пары залежей урана.
самая комплексная и многогранная 4X-стратегия из современных

Стелларис.
А что до игры:
Уже где-то писал, но повторюсь: сыровато.
Да, нет таких проблем как у пятой у части, в эту, по крайней мере, можно играть. Однако финальные технологии, которые открывают только юнитов, и больше ничего, несколько убивают интерес на последних стадиях игры. Та же модернизация юнитов сделана халтурно, о чем можно говорить, если всадники, которые появляются в Древнейшем Мире, можно улучшить только в Промышленную эру. На старте у пятой тоже было подобная проблема, но, тем не менее, это не оправдание.
Что до религии, то тут тоже спорно. Да, она теперь выглядит адекватнее, однако прикрутить побольше верований явно бы не помешало.
Культура стала интересной, теперь мы вынуждены постоянно менять политики, подстраиваясь под окружение. Однако, к сожалению, на дип. отношения с другими державами это вообще никак не влияет.
Районы понравились, очень разнообразят монотонный процесс строительства и планирования. Есть заявка на интересные осады с юнитами поддержки, а не «окружи и разломай», как в пятой части.
Именно «окружи и разломай». Разве что юниты можно собирать три в ряд в корпуса, а это даёт пространство для манёвров при осаде города. Но в некотором смысле и упрощает игру — та же армада ракетных крейсеров начисто сносит город с < 60 защиты, лишая его даже возможности обороняться.
Теперь они проще, просто. Раньше осады были мучением, теперь же есть всякие модификаторы/усиления, что упрощают их. Да, пока что имбово, но я не просто так написал «заявка». Ожидаем длс.
Проблемы с военной частью(по факту 99% войн решается за 1 битву, а потом еще 20-30 лет набитие очков), проблемы с балансом(даже после 1.3 можно сделать флот с 100+ уворотом, пробуждающиеся империи, которые без багов ИИ непобедимы в честном бою). Далее перечислять?
самая комплексная и многогранная

Причем здесь баланс войн? В игре огромное количество инструментария, в том числе и социального, что несвойственно 4Х в целом.
Я привел всего лишь то, на что я матерился в последней партии. Могу продолжить про почти бесполезную дипломатию. Ну и тем более, если посмотреть расшифровку 4X (explore, expand, exploit, exterminate), то логично, что часть игры, отводящяя на себя около трети технологического дерева, должна хотя бы намекать на баланс.
Цива никогда не была конкурентом стратегиям от парадоксов. Целевые аудитории в большинстве своем разные, так как цива больше рассчитана на более казуальных игроков, и более интересна в мультиплеере.
Это касается только их других игр, таки Стелларис вполне себе 4Х.
ну блин хоть тут графику не хвалят.
Вообще не понимал всех этих вздохов «отличная графика!»
Ну это же позорище. Да не за это игру любят, но блин не начало нулевых же на дворе, а разработчик не инди-нищий.
Ну графика тут скажем так «на любителя». Кому то прям дико нравится новый стиль, кто-то нейтрален, а кому-то нравился прошлый условно реалистичный но и хейта не испытывает и тд.

Я как раз из последних.
Графика сама по себе довольно простая, но анимация всего и вся просто отличная. Особенно анимация лидеров стран.
Отличный стрим был от сладкого и полусладкого.
Гей-порно у Дениса; насаживание слона на свою башню ради победы; смех Кости, который продлевает жизнь; «протоукры и прочие гниды» и т.д.
вот бы создали фентезийный аналог Цивилизации.
Уже есть: Warlock 1-2, которая совмещает в себе мир Majesty, движок пятой Цивилизации и упрощенную механику боя из Кодекса Войны. Но ИИ там еще тупее, чем в Циве.
Также можете обратить внимание на упоминаемую в статье Endless Legend.
Ну а самым первым известным фэнтезийным аналогом Цивилизации была Master of Magic 1995 года.
Не буду оригинальным и тоже упомяну Endless Legend. Местами ее механики даже глубже, чем в Цивилизации. И это единственная фэнтези-4X не про противостояние великих магов, а именно про развитие страны.
Никаких претензий к новой Циве, вполне не плохая игра и тд, но
самая комплексная и многогранная 4X-стратегия из современных

это как то совсем не серьезно.
Дипломатия в игре все еще находится на уровне 10 летней давности если не хуже. В новую Циву в принципе играть более менее мирно почти не реально, она слишком агрессивна и давит именно на эту свою сторону.
До многогранности какой нибудь Crusader Kings 2 новой Циве еще минимум 2-3 патча с контентом размером с саму игру. Вассальные отношения, болезни, явные различия в формах правления, случайные события-квесты, развитие лидеров и их ротация, войны внутри самого королевства, появление новых наций прямо во время партии, глобальные события типа Крестовых походов, куда уходят все истинные Католики по приказу Папы и многое многое другое отделяет новую Циву от самых многогранных глобальных стратегий.
Да, игра хороша, но называть ее самой комплексной и многогранной — это просто издевательство над хардкорными фанатами действительно комплексных и многогранных стратегий:(
Да, цива наоборот 1 из самых самых казуальных 4х стратегий, автор видимо с жанром поверхностно знаком.
Упаси не надо! Цивка же всегда занимала статус «Легко, хоть и 4Х», для тех, кто хочет глубины и хардкора — есть 4Х от немецких разработчиков или Парадоксов, которые весьма успешно (хотя через десяток DLC и патчей) пилят самые глубокие, обширные и многогранные игры в формате 4Х
Так я и говорю, у меня нет претензий к Циве. Ее не надо менять или еще что, она отлично занимает свою нишу простой и понятной, но достаточно проработанной стратегии. Просто называть ее Самой Самой из всех и тд — это крайне странно и не к месту.
Ничего, еще пару годов с выпусками длц, несколько сносных модов и карт, и можно будет перелезть с 5 части на 6. По крайней мере я на это надеюсь
Мне в целом 6 часть понравилась, хороший потенциал и правильное направление развития франшизы. Пододжу все ДЛЦ, а пока поиграю в пятую.
Даже если строю одни коровники и храмы, все равно все недовольны и мне предъявы кидают((((
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир
Наверх ↑