Куда только не заносила судьба героев всех чрезвычайно популярных ныне игр про выживание. Кубические пейзажи Minecraft, полные безжалостных маньяков территории RUST, постсоветская Черноруссия DayZ, космические просторы Space Engineers или ледяная тайга The Long Dark — каждый может подобрать себе сеттинг по душе и окунуться в пучину приключений, ожидающих очередного «выживальщика».
Subnautica — ещё одна представительница этого распространённого жанра, выгодно отличающаяся от остальных прежде всего тем, что фразу насчёт «окунуться» здесь можно воспринимать в самом что ни на есть буквальном смысле.
Кораблекрушение
На самом деле, идея сделать «выживач» в океане плавала, что называется, на поверхности. Студия Unknown Worlds известна широкой публике в первую очередь смесью стратегии и шутера Natural Selection, вторая часть которой вышла в 2012-м году. Subnautica совсем не похожа на предыдущую работу калифорнийских разработчиков, пусть действие обеих игр и происходит в одной и той же вселенной: на смену жарким схваткам с ксеноморфами пришла не столь динамичная, но не менее напряжённая борьба за выживание на далёкой планете.
Научно-разведывательный корабль «Аврора» терпит крушение при попытке войти в атмосферу океанической планеты. Звездолёт стремительно разваливается на куски, и лишь главный герой в последний момент успевает занять место в спасательной капсуле, которая благополучно приводняется недалеко от места падения. Руки-ноги целы, местный воздух пригоден для дыхания — можно сказать, повезло.
На этом, однако, везение заканчивается. Связи с родиной нет, еды и питья при себе — на пару дней, других уцелевших рядом не видать. И пусть от гибели при аварии спасти удалось, но теперь нам грозит перспектива умереть от банального голода или обезвоживания.
Впрочем, при наличии смекалки, знаний, накопленных компьютером спасательного костюма, и обломков «Авроры», щедро усыпавших окрестности, наш инопланетный Робинзон имеет все шансы дотянуть до прибытия помощи. Вот только если это и случится, то очень не скоро, а вот выживать предстоит уже сейчас.
Аквалангисты — это хорошо!
Бескрайние просторы инопланетного океана таят в себе неземные во всех смыслах красоты. Первое же погружение под воду открывает весьма впечатляющие пейзажи: песчаное мелководье, полное различной живности, огромные кораллы, стайки рыбёшек, уходящие в глубину леса водорослей… Мир разделён на отдельные биомы, в каждом из которых своя флора и фауна; кроме того, эти области различаются и рельефом. Песчаное дно, к слову, можно копать — ничто не мешает вырыть себе уютную пещерку, даже если задержаться в ней надолго пока не получится (уж слишком мал запас воздуха в костюме).
Subnautica и вправду очень красива, несмотря на достаточно серьёзные огрехи (к примеру, мир загружается недостаточно быстро). Но, как это часто бывает в хороших инди-проектах, великолепный дизайн позволяет не обращать внимания на техническое несовершенство. Как симулятор дайвинга в его эстетическом смысле Subnautica, пожалуй, лучшая среди аналогов. В конце концов, здесь можно просто бесцельно плавать, лишь любуясь подводной жизнью, — кому-то и этого будет достаточно.
Тем не менее игра не ограничивает себя эдаким виртуальным аквариумом для успокоения нервов. Напротив, если запустить режим выживания, то вскоре обнаруживаешь, что эти самые нервы можно хорошенько потрепать. Проблемы встают в полный рост одна за другой: чем перекусить и где найти пресную воду, как починить неработающее оборудование, где и когда здесь безопасно, а куда лучше не заплывать без соответствующего снаряжения?
Двадцать тысяч льё под водой
С этого момента всё идёт куда интереснее. Жанр предполагает развитие персонажа, получение простейших инструментов, создание с их помощью более продвинутых и тому подобное движение вперёд, но без финальной цели. К счастью, нам не придётся вручную плавить сталь или охотиться на рыбу с самодельным копьём — в спасательной капсуле есть чудо-аппарат под незамысловатым названием «Изготовитель». Собрали на дне пару кусков металлолома и пару семян водорослей, притащили домой, положили в приёмник устройства — готов нож. Другой чертёж даст нам кислородный баллон или ласты. С таким добром исследовать окрестности уже веселее, но это только начало.
Ассортимент снаряжения растёт в геометрической прогрессии. Тут и ручные инструменты вроде сварочного аппарата, и усовершенствования костюма, и различные изысканные блюда из пригодной для употребления местной фауны… Ну и вершина инженерной мысли будущего — небольшое, но очень важное приспособление «Строитель» (как видим, в Subnautica изобретатели даже таких крутых штуковин особо не заморачиваются с их именованием).
С помощью «Строителя» можно, как ни странно, строить. Из всё тех же обломков «Авроры», переработанных в титановую руду, создаётся фундамент на дне океана, а уже на нём начинает расти вширь, вверх или в глубину наша собственная подводная база. Дом можно обставить по своему вкусу — есть даже аквариум, в котором можно разводить животных, пойманных в открытом океане.
Пожалуй, на данный момент строительство базы — вершина здешнего геймплея. Из других занятий остаются разве что исследование да попытки развлечь самого себя игрой в кошки-мышки с особо опасными представителями животного мира.
Тем не менее игра развивается — можно уверенно сказать, что её не постигнет судьба многих проектов из «Раннего доступа», заброшенных своими создателями в долгий ящик. Если в Subnautica добавить мультиплеер, усложнить производственные цепочки и ввести возможность их автоматизации, как в Factorio, то игру ждёт большое будущее. Но даже нынешняя версия заслуживает внимания. И неважно, любитель ли вы водных красот, или вам страсть как хочется ощутить себя инопланетным Робинзоном Крузо.
Лучшие комментарии
А через пару часов ты понимаешь, всё это был обман.
Океан мало того, что не бесконечный (территория очень маленькая), так ещё и каждый раз один и тот же. Можно хоть 10 раз новую игру начинать, а биомы и рельеф будут прежними.
Какого-то сурового выживания тоже нет. Стоит разобраться с тем, как добывать еду/питьё, выживательные проблемы заканчиваются. Да, есть опасные твари кое-где, но это не сильно меняет картину.
Строительство базы тоже простейшее. Ставишь коробку со входом, и всё работает. Ну генератор подключить. Всё. Кислород подводить не надо, сооружать шлюз не надо. Ничего не надо. Поставил и пользуйся.
При всём при этом возможностей для развлечения себя почти нет. Это не майнкрафт/космические инженеры, где ты сроить всякие механизмы/красивости можешь. И это не кербал спейс програм, где для того, чтобы хоть что-то заработало, надо изрядно постараться. Есть набор блоков с более, чем однозначным способом применения. С ними даже сочинить особо нечего не получится. Единственное что, можно из генераторов течений «забор из потоков» делать, чтобы всякая гадость не заплывала, но на этом всё.
В итоге весь геймплей сводится к тому, что ты ползаешь, уткнувшись носом в дно, в поисках определённых деталей с Авроры (для создания чертежей, чтобы можно было больше разных штук строить). Этим ты занимаешься почти всё время в игре. И это монотонно и скучно. Очень скучно.
Чем занять себя после нахождения всех чертежей — ума не приложу.
Так что, честно говоря, не знаю, чем вызван такой позитивный настрой превью. Если разрабы будут просто увеличивать количество чертежей, то игра лучше не станет. Надо что-то кардинально менять. Либо уводить всё в эксплоринг (на лету генерищийся бесконечный мир со всякими интересными/красивыми местами/событиями), либо в мультиплеер-пвп (и пускай народ друг друга стреляет веселится), либо делать нормально проработанную систему с постройками/механизмами и всем таким (чтобы можно было себя развлекать изобретением всякого в подводном антураже). Но пока что, к сожалению, предпосылок нет ни для чего из перечисленного.
Хотя чисто идейно игра привлекает, хотелось бы классный выживастик под водой. Но увы((
Конечно, эти игры на любителя, так что я, наверное, зря докапываюсь.
Многим согласен с превьюхой, однако игре однозначно не нужен мультиплеер будет разрушена магия созерцания и исследования мира. На счет конвеера не уверен, но тоже, мне кажется, особо не нужен. Было бы здорово, если бы они расширяли мир, вводили новые технологии, острова, добавили сюжет. Хотя, он там какой-никакой а сейчас есть, нужно заварить реакторы авроры.
Я наиграл уже 40 часов и еще хочу.
ИМХО с тем что Степан Песков как обычно водится у игрожура решил максимально быстро пробежать игру. Ну и действительно если так делать, то все является интересным. Все такое новое, красочное, необычный сеттинг. Вот только стоит поиграть в игру подольше, для себя, а не для превью или обзора и становится ясно что игра пуста. Ощущение новизны проходит, все немногочисленное интересное уже испробовано (да еще и не один раз), большая часть игры исследована и остается игра такая какая она есть. И это происходит очень и очень быстро. Основной геймплей сводится к монотонному поиску ресурсов и фрагментов (как ты и написал)… и все.