В середине прошлого века профессия машинистки была, как вы понимаете, весьма востребована. И в целях, так сказать, повышения квалификации проводились даже чемпионаты мира по машинописи, где побеждали те, кто быстрее и без ошибок наберёт заданный текст (про это снят замечательный французский фильм «Любовь на кончиках пальцев»). Сегодня место печатной машинки заняли компьютерные клавиатуры, а вместо чемпионатов мира разрабатываются игры в жанре typing game, причём некоторые также серьёзно тестируют (и совершенствуют) навыки быстрой печати. Но, как правило, все они невзрачные, простенькие по механике и внешнему виду и строго профильные; исключением до сих пор была разве что The Typing of the Dead, где мы убивали зомби, быстро набирая слова. Epistory — Typing Chronicles — совсем другое дело.
Здравствуйте, я ваша муза!
В рядах бельгийской студии Fishing Cactus трудятся многие ветераны индустрии, за плечами которых работа на Ubisoft, SEGA и Disney. Естественно, приступая к Epistory — Typing Chronicles, они не собирались ограничиться обычным тренажёром быстрой печати, замаскированным под видеоигру. И придумали действительно интересную концепцию.
Во-первых, в основе самой механики лежит культовая The Legend of Zelda. Мы играем за девушку, которая верхом на лисице путешествует по лесам, полям, горам, пещерам и долам. Она исследует мир, открывает новые локации, ищет секреты и сундуки с сокровищами, сражается с разными агрессивными насекомыми, решает загадки, изучает магию четырёх стихий и копит очки опыта, чтобы становиться сильнее, быстрее и получать доступ в закрытые ранее места, — в общем, классическая ролевая адвенчура по проверенным рецептам.
Во-вторых, всё это цементируется необычным сюжетом, атмосферой и стилистикой. Девица на лисице — это муза некоей писательницы, которая пишет то ли рассказ, то ли повесть о спасении волшебного мира. Она, писательница, сама рассказывает эту историю по мере того, как мы посещаем ключевые места. А новые локации: все эти леса, пещеры и горы — вырастают прямо у нас на глазах из бумаги, как поделки-оригами.
Между строк…
Как и положено, все слова, произнесённые рассказчицей, остаются на местных бумажных полях и реках. Они складываются в действительно литературные (писательница как-никак!) предложения и фразы: «Небо, как чернилами, заполнялось облаками», «В гробнице было очень красиво — достоинство, исходящее из грусти» и так далее. Но периодически среди всего этого прорываются голоса из реального, а не книжного мира, а на полях возникают другие слова: «Что происходит? Почему ты не отвечаешь? Я так сильно старалась сюда попасть, а теперь, мне кажется, он топит меня…»
В итоге сказка и реальность идут бок о бок, мы узнаём что-то новое о самой писательнице и понимаем, что ключевые события в игре (то есть в рассказе) являются аллегорией важных этапов её жизни: учёбы, переезда в город, личных отношений. Например, водный храм тут символизирует годы обучения в колледже. Всё это одновременно чем-то напоминает и Bastion (там тоже присутствовал рассказчик), и Braid, где сказочная история о спасении принцессы также стала лишь поводом, чтобы поговорить о жизни, о женитьбе, кризисе среднего возраста, алкоголизме…
Paroles, paroles…
Главная особенность Epistory — Typing Chronicles, то есть, собственно, быстрая печать, тоже реализована интересно и необычно. Когда вы сражаетесь, зажигаете факелы, активируете рычаги, чтобы открыть двери и решить какую-нибудь загадку, когда убираете различные преграды на пути и вскрываете сундуки, — все эти действия осуществляются именно посредством набора букв на клавиатуре. Каких именно — указано над каждым предметом/врагом. Но слова могут принадлежать к разным стихиям, и вам ещё нужно переключаться между видами магии (огонь, лёд, земля, воздух), набирая опять же соответствующие слова-ключи. Соответственно, в некоторые локации вы просто не попадёте, пока не изучите нужную магию.
Слова бывают логичными и тематическими, а бывают и не очень — некоторые, судя по всему, генерируются случайным образом. Когда вы взламываете какой-нибудь рудник в шахте, чтобы получить дополнительный опыт, и набираете для этого «гидрослюда» или когда для активации переключателя пишете последовательно «анион/Тесла/сеть», — это всё понятно. А вот когда на вас летит агрессивная муха или ползёт жирная гусеница и над ней гордо возвышаются комбинации букв «Баюл/член/стыд» или «идиш/хрен/литр», — тут, согласитесь, становится немного смешно. Или много.
Пальцы-пистолеты
Впрочем, в ключевых сражениях вам будет не до смеха. «Пока играл, все пальцы сточил и клавиатуру сломал!» — это как раз про Epistory — Typing Chronicles. Устроены важные драки как выживание на арене, где нужно выстоять против волн врагов. Атакуют они со всех сторон одновременно, и вам нужно как можно быстрее напечатать нужные слова, чтобы убить злыдня, ведь умирает наша героиня от одного прикосновения любого противника.
Враги частенько принадлежат к разным стихиям. То есть, например, чтобы выстрелить магией и убить ледяную муху, придётся сначала набрать слово «лёд», а потом уже как можно быстрее напечатать какое-нибудь очередное «ковш/плюш/едок». Затем откуда-то слева выползают огненные гусеницы, и приходится быстро печатать «огонь», переходя на другую магию.
Следом со всех сторон налетят злобные мушки с J или W над ними, и вам приходится переключаться на английскую раскладку и обратно. Ну а когда после всего этого одновременно с другими тварями выползают жирные «боссы», над которыми высятся и, кажется, злобно посмеиваются такие слова, как «ДАУГАВПИЛС», «ОСАДКООБРАЗОВАНИЕ», «ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ» или даже «ГИДРОПЕСКОСТРУЙЩИК», — тут уже начинается настоящая истерика…
В общем, набирать и выживать в Epistory — Typing Chronicles непросто даже профессионалам (например, журналистам). Зато уж когда выживаешь в таких «печатных войнах», хочется дунуть на свои раскрасневшиеся пальцы, как на «беретты», из которых только что палил во все стороны, и удовлетворённо выкрикнуть: «Я сделал это!»
С другой стороны, игра использует адаптивную систему сложности, то есть подстраивается под уровень пользователя, аккуратно высчитывая его статистику — количество набранных слов, скорость, число ошибок и так далее. То есть при желании пройти её можно всем — а заодно и научиться быстро и без ошибок печатать на клавиатуре.
В любом случае, несмотря на «гидропескоструйщика» и сточенные пальцы, Epistory — Typing Chronicles затягивает с головой. Это ни в коем случае не симулятор быстрой печати — это действительно стильная и увлекательная экшен-адвенчура, в которой интересно всё: исследовать мир, изучать магию, искать какие-то секретные места и сундуки, сражаться, решать пазлы (порой весьма оригинальные), собирать обрывки бонусных картинок, копить опыт, «прокачивать» героиню, следить за сюжетом. И узнавать слова, о существовании которых ты даже не подозревал. Единственное пожелание: не играйте в Epistory — Typing Chronicles после того, как весь день набирали какой-нибудь текст на клавиатуре!
Плюсы: необычная концепция; интересный сюжет; собственные стиль и атмосфера; увлекательное исследование мира; полезная ролевая система; обилие разнообразных пазлов; адаптивная сложность.
Минусы: игра достаточно короткая; управление персонажем местами оставляет желать лучшего.
Лучшие комментарии
Не, это уже графомания какая-то. :)
Забавный выбор слова, ибо это город в Латвии и переводиться как «Замок у Двины» или в былые времена просто Двинск… Интересно в каком контексте такое вылетело.