16 декабря 2015 16.12.15 0 41K

«Звёздные войны»: культурные источники и наследие саги

Оригинальная трилогия «Звёздные войны» была настоящим первопроходцем в плане повествования и постановки и просто не могла не повлиять на кинематограф и поп-культуру в целом. В преддверии премьеры «Пробуждения Силы» мы решили посмотреть, в чём проявилось это влияние и что воздействовало на саму космическую сагу и сделало её такой знаковой и популярной.

Источники Силы

Несмотря на всё новаторство, в основу «Звёздных войн» легла масса источников — книги, комиксы, фильмы и сериалы первой половины XX века. Сам Джордж Лукас (George Lucas) признавался, что сценарий «Новой надежды» был написан под впечатлением от «Дюны» Фрэнка Герберта (Frank Herbert), книг про Джона Картера Эдгара Берроуза (Edgar Burroughs) и фантастического сериала про Флэша Гордона (Flash Gordon). Во всех этих произведениях действие разворачивается в космосе и не последнюю роль играет борьба угнетённых со злобными правителями. Сходство есть и в более мелких деталях. Так, песчаный Татуин похож на Арракис из «Дюны», а блуждающая планета Минга Безжалостного, главного злодея из «Флэша Гордона», летает по галактике и уничтожает другие земли, словно Звезда Смерти.

Образ принцессы Леи был в какой-то мере вдохновлён образом возлюбленной Флэша Дэйл Арден.
Образ принцессы Леи был в какой-то мере вдохновлён образом возлюбленной Флэша Дэйл Арден.

Сложно удержаться и от сравнения Джорджа Лукаса и профессора Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien). Оба — творцы крупнейших фантастических миров XX века. Но если автор «Властелина колец» черпал вдохновение из классического эпоса и легенд, то при создании космической киносаги, как уже говорилось выше, особое внимание было уделено продуктам поп-культуры: фильмам, сериалам и комиксам. Что касается параллелей между работами Толкиена и Лукаса, то произведения эти схожи даже структурно. И «Властелин колец», и оригинальная трилогия «Звёздных войн» состоят из трёх частей. В первой герои знакомятся, у них формируется общая цель. Во второй они разделяются на группы и каждая идёт своей дорогой приключений. Ну а в финале положительные персонажи окончательно побеждают врага в решающей битве. Даже названия третьих частей схожи — «Возвращение короля» и «Возвращение джедая».

К источникам вдохновения Джорджа Лукаса можно причислить и военные фильмы первой половины XX века. Режиссёр внимательно изучил десятки кинематографических боёв (особенно те, в которых принимали участие воздушные силы), а затем применил полученные знания при постановке космических сражений.

Оказал влияние на «Звёздные войны» и японский кинематограф, а именно творчество Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), который по праву считается одним из самых влиятельных режиссёров в истории кино. Ещё во время работы над сценарием «Новой надежды» Лукас писал, что намеревается сделать научно-фантастический вариант фильма про самураев. Картина Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» 1958-го года начинается с того, как двое крестьян, один высокий, другой низкий, бегут с поля боя и встречают старика-генерала, цель которого — спасти принцессу. Лукас не скрывал, что комические образы роботов C-3PO и R2-D2 были вдохновлены не кем иным, как крестьянами-неудачниками из фильма японского мастера. Первый эпизод саги даже начинается с похожей сцены: дроиды убегают с захваченного Вейдером космического корабля.

Раз уж речь зашла об образах и их создании, то нужно отметить, что облик C-3PO позаимствован у человека-машины из фантастического фильма «Метрополис» 1927-го года.

Они действительно весьма похожи — за исключением того, что в культовой немецкой кинокартине робот был женщиной.
Они действительно весьма похожи — за исключением того, что в культовой немецкой кинокартине робот был женщиной.

Внешний вид Дарта Вейдера вдохновлён главным злодеем американского сериала The Fighting Devil Dogs 1938-го года. Молния (Lightning) носил кожаный костюм и плащ, а лицо его скрывал чёрный шлем. Это был первый случай в кинематографе, когда суперзлодей был облачён в подобный наряд.

Сходство между Молнией и Дартом Вейдером, как говорится, налицо. Вернее, «нашлем».
Сходство между Молнией и Дартом Вейдером, как говорится, налицо. Вернее, «нашлем».

Джордж Лукас вырос на всех этих фильмах, сериалах и книгах, был их большим поклонником, поэтому неудивительно, что они нашли отражение в его киносаге. И в конечном итоге режиссёру удалось настолько популяризировать многие моменты из них, что в массовом сознании они закрепились именно за «Звёздными войнами».

Лукас наносит ответный удар

Время премьеры «Новой надежды» на больших экранах было эпохой реалистичного кинематографа, и фильмы про космос не пользовались особым спросом. Последней по-настоящему успешной научно-фантастической кинокартиной была «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick), которая вышла за 10 лет до первых «Звёздных войн». Лукас рискнул снять фильм на не слишком популярную тему, привнеся в неё столько новшеств, что космические путешествия заиграли свежими красками и мигом приобрели народную любовь. Что же это были за нововведения?

До «Звёздных войн» действие фантастических кинокартин почти всегда было связано с Землёй. Фильмы либо повествовали о некоей нависшей над ней угрозе, либо рассказывали о путешественниках с нашей планеты. В этой саге же вообще нет упоминания Земли — Лукас создал абсолютно автономный мир, который не было необходимости как-то привязывать к реальности. Единственное, что мы знаем, — события происходят «давным-давно» и «в далёкой-далёкой галактике». Такое дистанцирование вселенной «Звёздных войн» позволило режиссёру ввести в неё множество элементов, явлений и существ и при этом не дать им никакого объяснения. Они просто есть в том мире и делают его разнообразным и живым.

«Звёздные войны» показали, что жители разных планет могут быть совершенно непохожими друг на друга.
«Звёздные войны» показали, что жители разных планет могут быть совершенно непохожими друг на друга.

Как следует поработал Лукас и над образами главных героев. Взять, к примеру, принцессу Лею. Изначально этот персонаж задумывался как обычная «дама в беде», которую часто избивали и даже насиловали за кадром. Однако режиссёр вовремя одумался, и Лея из жертвы превратилась в решительную и смелую героиню. Она не будет пассивно ждать своего спасителя, а вполне может за себя постоять. Благодаря такой трансформации принцесса стала одной из самых известных «дев-воительниц» в фантастике и проложила дорогу таким культовым женщинам, как Эллен Рипли, Тринити, Сара Коннор, популяризировав типаж отважной героини.

А если бы не очаровательный R2-D2, который влюбил в себя зрителей, стоило ему лишь издать несколько звуковых сигналов, кто знает, увидели бы мы маленького неразговорчивого робота ВАЛЛ-И?

Космическая сага оказала непосредственное влияние и на саму киноиндустрию и кинопроизводство. Тогда, в конце 70-х, «Новая надежда» произвела фурор и, собрав большую кассу в прокате, выступила наравне с «Челюстями» Стивена Спилберга (Steven Spielberg), одним из первых блокбастеров. Кроме всего прочего, оригинальные эпизоды «Звёздных войн» наглядно продемонстрировали успешность идеи кинотрилогии. Такой формат давал кинематографистам массу преимуществ — например, в их распоряжении оказывалось больше экранного времени для раскрытия истории. Выгода была и с коммерческой точки зрения, ведь зрители стали чаще ходить в кинотеатры, чтобы посмотреть на очередные похождения любимых героев. Сейчас кинотрилогией уже никого не удивишь — на экраны выходят пятые, шестые и даже седьмые части полюбившихся франшиз (и «Звёздные войны» не стали исключением), — но тогда подобный формат был действительно в новинку.

Спустя почти 40 лет после премьеры первого фильма популярность Star Wars даже не думает угасать. Сага неразрывно связана с современной поп-культурой, и проявляется это в том числе в многочисленных пародиях и аллюзиях на неё, которые можно увидеть в фильмах, на телевидении, в Интернете.

Да пребудут с тобой Игры

Влияние «Звёздных войн» коснулось и игровой индустрии. На данный момент франшиза включает в себя уже больше сотни интерактивных развлечений, среди которых есть и единичные продукты по мотивам фильмов, и серии, например Battlefront, LEGO Star Wars, Jedi Knight. Кроме того, сага Лукаса вдохновляла разработчиков и на сотворение собственных космических миров. Так, после выпуска Star Wars: Knights of the Old Republic BioWare задумалась о создании своего сеттинга и сделала Mass Effect, которая, в сущности, развивала идеи «Рыцарей Старой Республики».

Всевозможные «пасхалки» тоже можно считать культурным влиянием. В первую очередь это, конечно, цитаты из фильмов. Фразы «да пребудет с тобой Сила», «я твой отец», «это не те дроиды, которых вы ищете» и многие другие так укоренились в популярной культуре, что на слуху даже у людей, не видевших ни одного фильма саги. Поэтому немудрено, что эти, уже ставшие крылатыми, выражения часто встречаются и в играх. Так, в Fallout 2 Виски Боб, рассказывая про городишко Дэн, процитирует Оби-Вана: «Во всём мире не найти более порочного скопища грязи и злодейства». Такие же слова джедай говорит Люку про космопорт Татуина.

Наблюдая в BioShock Infinite за Элизабет в башне, можно увидеть, что первый разрыв, который открывает девушка, ведёт к парижскому кинотеатру. На нём красуется афиша шестого эпизода под названием «Месть джедая». Этот вариант заголовка позже изменили на «Возвращение джедая», ведь настоящие рыцари Ордена не мстят. После увиденного шокированный Букер замечает, что «эта работа становится всё хуже и хуже», невольно перефразируя Лэндо, сказавшего однажды: «Эта сделка становится всё хуже и хуже».

Героиня The Longest Journey Эйприл Райан окрестила большую металлическую сферу в Ньюпорте Звездой Смерти. Если продолжать исследовать сферу, то девушка начнёт говорить фразы «давай взорвём это и пойдём домой!», «используй Силу, Люк!», пытаясь имитировать голоса. Автор серии Dreamfall Рагнар Тёрнквист (Ragnar Tornquist) вообще большой фанат саги, и в его играх часто можно увидеть те или иные отсылки к ней.

В Dreamfall Chapters по всему Европолису развешаны агитационные плакаты, политик с которых отсылает нас к принцессе Лее.
В Dreamfall Chapters по всему Европолису развешаны агитационные плакаты, политик с которых отсылает нас к принцессе Лее.

В игре Magicka названия первых шести глав пародируют названия эпизодов «Звёздных войн»: «Призрачная угроза»; «Атака клонов» стала «Атакой гоблинов»; «Месть ситхов» преобразовалась в «Месть волшебников»; «Новая надежда»; «Империя наносит ответный удар» обыграна как «Хавиндр наносит ответный удар»; ну и в финале игроков ждало «Возвращение волшебника».

Часто встречаются в играх и аллюзии на персонажей из Star Wars. Например, в The Witcher 3 на островах Скеллиге можно пересечься с Джанго Фреттом, «самым известным охотником за головами на всём Севере», и как при этой встрече не вспомнить Джанго Фетта из «Атаки клонов»!

В The Elder Scrolls 5: Skyrim в одной из пещер есть висящий вниз головой скелет и меч, лежащий на земле, — это отсылка к пятому эпизоду, где Люк, оказавшись в подобном положении, использует Силу, чтобы достать своё световое оружие. Подобную «пасхалку» можно наблюдать и в пещере Бьёрн из TES3: Bloodmoon, и в Duke Nukem 3D.

Видимо, бедолага не обладал Силой, в отличие от Люка.
Видимо, бедолага не обладал Силой, в отличие от Люка.

В серии Final Fantasy, начиная с шестой части, игрокам попадаются персонажи с именами Биггс и Ведж. В каждой игре это совершенно новые герои, которых объединяет опять-таки связь со «Звёздными войнами». В фильме Ведж Антиллес и Биггс Дарклайтер — это друзья Люка, пилоты кораблей повстанцев, которые принимали участие в битве при Явине. В Final Fantasy 8 эти персонажи — солдаты гальбадианской армии, в Final Fantasy 10 — игроки в блицбол. В Final Fantasy 7: Crisis Core Биггсом и Веджем названы два механизма, которые Зак должен расстрелять во время побега из Нибельхейма.

И раз уж речь зашла о «Последней Фантазии», то стоит ещё упомянуть, что настоящее имя Ред XIII из седьмой части — Нанаки (Nanaki) — анаграмма имени Энакин (Anakin). А псевдоним Зверя напоминает позывные пилотов повстанцев: так, Люк называл себя Красный-5.

Разумеется, это далеко не все упоминания космической саги в видеоиграх. Но даже эти примеры дают представление о том, как часто ссылаются на фильмы Лукаса разработчики.

«Звёздные войны», объединившие в себе множество идей, оказывали и продолжают оказывать немалое влияние на современную культуру, они оставили огромный след в индустрии развлечений. Помимо всего прочего, они сформировали стандарт современного голливудского блокбастера и доказали, что сопутствующие товары: игрушки, комиксы, сувениры — могут приносить не меньше денег, чем сами фильмы. На экранах кинотеатров вот-вот появится седьмой эпизод саги. Время покажет, станет ли «Пробуждение Силы» просто ярким предновогодним хитом или сможет внести свой вклад в массовую культуру, как это сделала сорок лет назад «Новая надежда».


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также