Daedalic Entertainment — удивительная, в сущности, студия. Мало какая группа разработчиков может похвастать таким разнообразием выпускаемого материала: здесь и мистическая The Dark Eye, и сказочная The Night of the Rabbit, и сочащаяся жирным юмором Deponia. Все эти игры похожи друг на друга разве что жанровой принадлежностью и, может быть, особенностями интерфейса. Стилистика, атмосфера, диалоги различаются очень существенно.
А еще немцы порой выступают издателями для маленьких студий вроде Nexus Game. «Перу» именно этих разработчиков принадлежит проект под названием Randal’s Monday, который по духу настолько близок к Deponia и Edna & Harvey, что перепутать издателей и авторов становится не просто легко, а очень легко.
Клептоман, идиот и просто хороший человек
У парня по имени Рэндал Хикс жизнь как-то не очень клеится. Точнее говоря, она вообще ни разу не клеится, а, скорее, разваливается ко всем чертям. С работы его увольняют, не выдержав постоянного разгильдяйства и тяги к прикарманиванию всего, что плохо лежит. Хозяин квартиры, где Рэндал снимает комнату, грозится выгнать его за неуплату. При этом нельзя сказать, что мистера Хикса все обижают почем зря.
Не зря. У паренька — отменное чувство юмора, но это, пожалуй, единственное его достоинство. Рэндал — клептоман, грубиян и разгильдяй с полным отсутствием каких-либо навыков социализации. На этом можно было бы и закончить печальную повесть о неумении адаптироваться в обществе, если бы однажды в руки главному герою не попало золотое кольцо всевластья, которое его друг Мэтт собирался подарить своей невесте в качестве обручального.
Строго говоря, выгнали с работы Хикса уже после того, как он подобрал оброненный Мэттом бумажник и прикарманил как жалкие остатки мелочи, так и кольцо, явно наделенное какой-то непростой силой. Однако утрата места курьера, тесное общение с представителем закона и порядка в лице местного копа и прочие радости жизни, разумеется, не идут ни в какое сравнение с запеченным в духовке лучшим другом, покончившим с собой. Если бы Рэндал знал, что его неприятности на этом только начинаются!
Убить котика
Мимо чего в Randal’s Monday пройти невозможно, так это мимо юмора. Фирменного юмора, замешанного на густом, ароматном абсурде и на отсылках к невероятному количеству фильмов, игр, книг и прочих элементов поп-культуры.
Поначалу местное мироустройство кажется более-менее реалистичным, а главный герой на этом фоне — странным. Но чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем очевиднее становится, что странное здесь все. Начальник Хикса готов прощать парню массу прегрешений, за которые работника уволили бы давным-давно, ровно до тех пор, пока наш незадачливый персонаж не покусится на святое — на коллекционный журнал, в котором Суперцыпочка демонстрирует «классические костюмы». Осквернения этой своей святыни директор службы доставки, достопочтенный человек средних лет, пережить не может уже никак. Продавец хот-догов конкурирует с другими продавцами хот-догов за Самого Сосисколюбивого Полицейского, способного сделать кассу любому торговцу «горячими собаками» и обеспечить его заработком на много лет вперед. Больше всего эти разборки напоминают конкуренцию мафиози за контроль над особо доходным борделем или казино. Наконец, сам сосисколюбивый страж порядка отмечает каждую посещенную страну фигурками самого себя на большом глобусе. И этот мир еще недавно казался нам нормальным? Ха! Да здесь нет, наверное, ни одного нормального человека! От этой мнимой, обманчивой реалистичности кружится голова и перехватывает дух.
В каком-то смысле Randal’s Monday даже, пожалуй, побьет Deponiа: там-то сразу было понятно, что речь идет о фантастическом сеттинге, в котором возможно что угодно.
Разработчики без всякого стыда и какой бы то ни было совести подтрунивают над массовой культурой, сетевым маркетингом, Толкиеном, пространственно-временным континуумом, гиками, фриками, видеоиграми как таковыми и над массой других вещей, для перечисления которых понадобилась бы отдельная статья. Например, в какой-то момент Рэндал разражается возмущенной тирадой: мол, как было бы удобно, если бы в его инвентаре был телефон, при помощи которого он мог бы позвонить подруге и выяснить, что стряслось с их общим товарищем. Но законы игры не позволяют таких вольностей, так что бедному юноше приходится смиренно ждать звонка извне.
Даже включение системы подсказок, по умолчанию выключенной, — повод для сарказма. На этот раз — в отношении самого игрока. Активировав эти «костыли» для мозгов, мы открываем достижение «Трусишка», а использование каждой следующей подсказки, по словам авторов, убивает котика, о чем свидетельствует характерное обиженное шипение, которое мы слышим всякий раз, когда решаем воспользоваться встроенной системой помощи.
Швабра с уточкой — только для серьезных дел!
Задачки, которые ставит перед нами Randal’s Monday, достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню сложности. Заковыристее всего выглядят различные вариации на тему комбинирования предметов в инвентаре. Если не пытаться присоединять все подобранные вещи друг к другу методом простого перебора, а ориентироваться на логическое мышление, порой бывает непросто понять, как вообще в наших руках оказался черенок от швабры с резиновым утенком на конце. Еще непонятнее становится, когда Рэндал в большинстве ситуаций заявляет, что эта штука, мол, подходит только для серьезных дел, и отказывается ее использовать в случаях, когда попытка применения чего-то похожего была бы вполне обоснованной. С другой стороны, решение, запрограммированное разработчиками, редко бывает совсем уж странным. Додуматься самостоятельно до большинства вариантов выхода из той или иной ситуации — можно. На крайний случай всегда существуют те самые подсказки, ради которых гибнут ни в чем не повинные котики.
Впрочем, здесь даже самые простые задачки вполне могут доставить поклоннику адвенчур интеллектуальное удовольствие благодаря изяществу предполагаемого решения или, по крайней мере, забавному результату. Например, в процессе избавления от навязчивого квартирного хозяина мы внезапно для себя оказываем весомую услугу продавцу всякого хлама вроде пылесосов «Кирби» местного разлива. Побег из-под носа у бдительного полицейского, повязавшего Рэндала за попытку проехать без билета, напрямую связан с ритмом движения поездов метро — комнатка, в которой сидит офицер Мюррей, регулярно трясется из-за проезжающих составов, и это незначительное на первый взгляд обстоятельство помогает нам выбраться на волю.
Хорош болтать!
Кажется, всем Randal’s Monday хороша. Юмора — до краев, геймплей — универсальный: и поклоннику квестового хардкора найдется занятие, и адепту быстрого прохождения благодаря подсказкам не придется застревать на полпути. Сюжетные повороты не просто непредсказуемы, а настолько неожиданны, насколько вообще могут быть неожиданными события в адвенчурном сценарии. Визуальное оформление отлично подходит к стилистике и атмосфере. Даже анимация кажется очень яркой, живой и характерной, несмотря на рисованность и двухмерность. Вот только почему же здесь так много диалогов?
С одной стороны, все беседы — сочные, смешные и увлекательные. С другой — здесь их просто явный переизбыток. Львиную долю игрового времени мы говорим с NPC. Понятно, что такой подход позволяет как следует раскрыть характеры всех, даже самых эпизодических персонажей. Безусловно, здесь каждую вторую фразу можно вставлять в рамочку как удачный анекдот и любоваться. Но на играбельность и динамику разговоры влияют не слишком позитивно. В конце концов, «если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку».
Вот этот недостаток с излишней разговорчивостью — чуть ли не единственная значимая претензия к Randal’s Monday. Во всех прочих отношениях адвенчура получилась отличной — ничем не хуже, чем вышло бы у господ из Daedalic Entertainment, если бы та выступала не издателем, а разработчиком.
Плюсы: захватывающий сюжет; густая атмосфера абсурда; масса изящных отсылок к фильмам, книгам, играм; фирменный юмор; оригинальные загадки.
Минусы: слишком много диалогов; не всегда требуемое решение задачи самое логичное.
Лучшие комментарии
в последней Deponia (Good bye Deponia) так вообще процентов 30% загадок было нелогичными, усиливая эффект присутствия за управлением Руфуса.
Серьёзно, молодцы. Благодаря их стараниям как разработчиков и как издателей, квесты-таки возродились. Кое-как, с горем пополам, но всё же.
Ты серьёзно считаешь эту игру именно «квестом»? У меня для тебя плохие новости…
В тех же квестах от Daedalic, как по мне, их иногда маловато. Больше внимания там уделено загадкам различной сложности.