Daylight с самого начала казалась очень спорной авантюрой. Вслух высказывались амбициозные планы по созданию хоррора в случайно генерирующемся мире — но в рекламных роликах виднелись только одинаковые коридоры. У разработчика был карт-бланш в виде сверхсовременных технологий Unreal Engine 4 и возможности творить для новой PlayStation — но ни одна из предыдущих игр компании не была достаточно хороша.
Наверняка удалось добиться только одного: Zombie Studios привлекла к себе внимание почти всей профильной прессы. О проекте говорили, наверное, даже больше, чем он того заслуживал. Все-таки хотелось верить, что авторы смогут вдохнуть новую жизнь в приевшийся формат ужастиков.
И тебя вылечим
После просмотра трейлера в графу «источник вдохновения» хочется записать сразу два хита: Slender и Outlast. Оказалось, что от последней, с ее сложной режиссурой и закрученным сюжетом, здесь практически ничего нет. А вот из серии историй о тощем человеке позаимствовано, пожалуй, слишком много.
Девушка по имени Сара просыпается в какой-то заброшенной больнице. Ее приветствует незнакомый мужской голос, который говорит всякое страшное: о призраках, о том, что нужно спасаться и что «память этого места хранит ужасные вещи». Тот же мужчина объясняет и правила, по которым предстоит играть ближайшее время.
Единственное имущество, что есть у главной героини, — мобильный телефон, который заменяет ей фонарик и систему навигации. Если становится слишком темно, то можно использовать светящиеся палочки, в ограниченном количестве разбросанные по уровням. Наконец, если какая-нибудь паранормальщина подберется совсем уж близко, отпугнуть ее может сигнальный огонь. По большому счету — все.
Несмотря на наличие некоторых клише, игра берет неплохой старт: на руках девушки появляются загадочные татуировки, жуткое привидение появляется в конце длинных коридоров, а из соседних помещений раздаются истошные крики.
Собственно, геймплей состоит в том, что нужно обследовать замкнутую локацию в поисках газетных вырезок и личных дел пациентов. Как только определенное количество листков будет собрано, в одной из комнат станет доступен магический предмет. Его нужно принести к закрытым дверям в следующую зону, где все повторится вновь.
Интересным должно быть то, что локации Daylight создаются случайным образом при каждом прохождении. Однако ничего хорошего в этом нет: больница превращается в бессвязное нагромождение коридоров и одинаковых палат, а отличить один лес от другого вообще получится не сразу. Элементов окружения так мало, что они повторяются даже в рамках единственного забега (родильное отделение, например, может встретиться трижды). И тут не спасает даже то, что сами комнаты сделаны более-менее атмосферно.
Цикл «поиск-головоломка» повторится несколько раз, периодически разбавляясь заскриптованными пазлами или кат-сценами. И уже спустя час беготни игрока ожидает финал, совершенно нелепый в своей «неожиданности». По идее, именно он должен раздразнить и подстегнуть к перепрохождению, которое прояснит новые детали случившегося. Ведь единственное, что поменяется при повторном запуске, — структура уровня и текст собираемых бумажек. Но Daylight просто незачем проходить дважды, поэтому генерация контента оказывается бесполезной.
Ничего, ты просто устал, со всеми бывает
Стоит, наверное, сменить гнев на милость: все-таки миллион игр нагло копирует чужие идеи, разбавляя их ненужными нововведениями. Авторы, кажется, на большее и не претендуют, прекрасно понимая, что шедевра у них не будет. Они всего лишь честно воспроизводят чужие наработки.
Прежде всего, игроку отводится роль не просто безликого болванчика, а персонажа с определенным характером: Сара постоянно комментирует происходящее, кричит и жалуется на то, что ситуация ей не слишком нравится. Жаль, часто девушка болтает невпопад. «Я ничего не вижу!» — говорит она, когда держит в каждой руке по фонарю. «Что это было?» — когда не было совсем ничего. И только фраза «Я так больше не могу» уместна практически всегда, потому что схожие чувства начинаешь испытывать уже через двадцать минут.
В Daylight можно найти, наверное, все штампы, которыми болеет индустрия. Падающие полки, мерцающий свет и кренящиеся набок картины — еще ладно, но «старое индейское кладбище» — это совсем уж цирк. Кроме того, единственный и главный противник не вызывает никаких эмоций: это безликая полумертвая женщина. Ее присутствие в заброшенной больнице настолько логично и уместно, что по сравнению с упомянутым Слендермэном совершенно не пугает.
Тем не менее в запасе у хоррора есть два момента, которые заслуживают внимания. Прежде всего, конечно, технология: Daylight — это первая игра на Unreal Engine 4. Можно праздновать начало новой эпохи!
Но праздновать лучше без торта, а пить — не чокаясь. Все, что зависело от разработчика, выполнено в худшем виде. Текстуры очень низкого разрешения, анимация рук главной героини ничем не выдает новые технологии, а уж арт и дизайн если и удивляют, то степенью невыразительности.
Однако даже через толстые стены плохой реализации можно увидеть отголоски возможностей движка. При открытии дверей по полу разлетается реалистичная пыль, простыни на кроватях колышутся во множестве плоскостей, а свет от фонарей ложится на поверхности так, что просто загляденье. Это не повод покупать игру, но любители «графона» наверняка оценят.
Еще один интересный момент заключается в том, что ужастик специально рассчитан на прямые эфиры при помощи Twitch и предполагает возможность аудитории влиять на игровой процесс. Этот элемент явно затачивался под нужды PS4, но доступен и на PC.
Работает это следующим образом: если начать трансляцию при помощи специального пункта в меню, то игра сможет следить за комментариями в зрительском чате. И как только кто-нибудь из присутствующих упомянет определенное ключевое слово, виртуальный режиссер подкинет соответствующее ключу событие. «Hello» заставит героиню поздороваться, «scream» — раздастся истошный крик. Полного списка команд авторы не предоставляют в расчете на то, что зрители будут искать варианты самостоятельно.
По трейлерам и скриншотам Daylight оставляет впечатление проходного ужастика, какими забит рынок. И она на самом деле держит какую-никакую планку: прилично озвучена, не совсем плохо выглядит, иногда умудряется порадовать эффектной сценой. В конце концов, просто работает — багов в игре очень умеренное количество.
Но на самом деле ценность такой поделки не больше, чем у десяти тысяч клонов Flappy Bird. В ней отсутствует цельность, нет никакого стиля и вкуса, а есть только бесконечный поток заимствований, который если и пугает игрока, то только неискушенного или чувствительного.
Плюсы: малое количество багов; смешной сюжет.
Минусы: скучно, вторично, невыразительно, бессмысленно.
Лучшие комментарии
P.S: Обзор 100 из 100, правильно написал всё.
Автор что, в игру не играл? Такое ощущение, будто бы она у него не запустилась и он просто узнал максимум информации у коллеги, при этом не спалившись, и выдал обзор...
Насчет плюсов — малое количество багов.
Я не могу ее запустить из стима. Каието «патчи» не дают, тупо не работает.
Так что это можно этот плюс убрать.