Дмитрий Глуховский некогда в результате химических игр своего воображения создал очень оригинальную смесь: тему апокалипсиса он скрестил с реалиями российской действительности, забросив выживших в глубины московской подземки. Идея обрела всенародную любовь, а потому ее выход за рамки книжных изданий был вопросом времени. Первой спохватилась украинская студия 4A Games, создавшая отличную игру «Метро 2033» по мотивам одноименной книги. Желающих лично побродить по тоннелям метрополитена оказалось немало. Сегодняшний клиент, Metro: Last Light, хотя и отошел от следования слову писателя, во всем обещал соответствовать духу оригинала.
Черные, белые — какая разница?
Last Light продолжает историю «Метро 2033». Разработчики в качестве каноничной приняли плохую концовку первой части, когда Артем отправил на свет иной всю московскую популяцию Черных. Однако во время бомбежки один из представителей в одночасье вымершего вида спрятался где-то под кустиком и благополучно пережил несчастье. Начальство Ордена узнает о «счастливчике», и Артем получает задание найти и уничтожить гаденыша. По мере того как парня терзают сомнения и моральные дилеммы на тему «казнить или помиловать», он вступает во взрослую политическую жизнь метро, участники которой грызутся за власть и готовы пойти на крайне безнравственные поступки для достижения своих целей. Нам встретятся разные группировки, например фашисты и коммунисты, с которыми Артем, понятное дело, находится в неразрешимых классовых противоречиях.
По правде сказать, сюжет не впечатляет. Всюду попадаются заезженные сценарные ходы: злые планы по захвату мира (метрополитенных масштабов, разумеется), предательства, неуклюжие мистификации. Интригующие флешбеки Артема в конце концов тоже оказываются пшиком — никакого шокирующего срыва покровов встретить здесь не удастся. Все же от проектов, ориентированных в первую очередь на историю, ожидаешь большего.
А вот что радует, так это наличие нескольких концовок. Игра, будучи насквозь линейной, в некоторых местах предоставляет свободу выбора — спасти женщину от бандитов или нет, оставить в живых или убить сдающегося противника, и так далее. Кроме того, на финал влияет стиль прохождения — Last Light позволяет практически без кровопролития продвигаться по сюжету.
Атмосферное давление
Уж если и существуют на свете «литературные» игры, то Last Light явно относится к их числу. Очевидно, приоритетной задачей разработчиков было передать атмосферу книг Глуховского. И дело даже не столько в потрясающей графике и дизайне локаций московской подземки и поверхности. Авторы прописали сотни диалогов между обитателями метро, ни словом не относящихся к основной сюжетной линии. Через каждые два шага Артем натыкается на болтающих о всевозможных бытовых мелочах подземных жителей. Даже сложно сказать, что занимает большее время — перестрелки или прослушивание вездесущих разговоров. Наблюдая за тем, как видавший виды старик рассказывает детям о мифических слонах и жирафах, или глядя на целое пятнадцатиминутное представление на сцене Нового Большого театра, невольно проникаешься атмосферой. Потом, одиноко блуждая по тоннелям, чувствуешь, что вокруг не просто декорации, а пространство, наполненное собственной историей.
Единственное, что портит впечатление от атмосферы, — это озвучка персонажей. Голоса большинства жителей подземки сильно диссонируют с общим настроением. Когда ситуация предполагает проявление страха и ужаса — герои говорят с апломбом; вместо печали и тоски по потерянному родственнику в интонациях звучит непонятная бодрость. К тому же все эмоции наигранны; не уверены, что героев озвучивали профессиональные актеры. Мелочь — а досадно.
Шуметь в метро запрещается
Несколько странное впечатление оставляет также местный стелс. Да, противники действительно реагируют на громкие звуки — если вы вздумаете побрякать на балалайке, бойцы тут же оторвутся от собственных дел и бросятся на поиски источника шума. Не обнаружив такового, они обратятся к излюбленному объяснению паранормальной активности: наверное, крысы. Кто ж еще может играть на балалайках?
Но если со слухом у обитателей метро все в порядке, то со зрением дела куда хуже. Выключая свет и держась хотя бы в метре от проходящих мимо врагов, большинство эпизодов вы пройдете вообще без стрельбы. Иногда удивляешься, как эти близорукие ребята умудряются не биться лбом о стены. В общем, «незаметное» прохождение здесь реализовано грубовато. Если вы не страдаете приступами гуманизма и не боитесь плохой концовки — можете плюнуть на «крысиные» методы и в честном бою сражаться за мир во всем мире.
«Перестрелочную» часть игры можно условно разделить на две составляющие — схватки с людьми и охоту на всяких демонических тварей. Стрелять стало веселее — обещанная правдоподобная физика объектов, а также улучшенный (но далекий от идеала) искусственный интеллект здесь на месте. Артем может носить с собой три «пушки», каждую из которых разрешено улучшить, например увеличив бронебойность или оснастив более удобным прицелом.
Во время встреч с монстрами проявляется хоррор-составляющая проекта. Обычно главного героя сопровождают напарники, разбавляющие нависший над Москвой ужас своими монологами; однако, когда Артем остается один, и нас вынуждают прогуляться по паучьему логову или пересечь какой-то участок столицы, чувствуешь, как душа начинает экскурсию в пятки. Залезть под стол хочется от одних звуков, предваряющих появление тварей. Да, они здесь озвучены на порядок лучше людей — протяжные заунывные стоны, пронизывающие Москву, сильно мешают наслаждаться красотой пейзажей, заставляя игрока ерзать на стуле. Внешний вид мутантов тоже впечатляет: летающие демоны, болотные чудовища, ракообразные монстры — все они замечательно детализованы, имеют собственные повадки и тактику боя.
Metro: Last Light — этакая Call of Duty отечественного розлива, лишенная милитари-тематики и перенесенная в московскую подземку. Зачастую теряешься и не можешь понять, играешь ты или смотришь кино, — ставка здесь сделана на зрелищность и атмосферу. Впечатление портит разве что небрежная озвучка диалогов. В плане геймплея «Луч надежды» нельзя назвать выдающимся — перед нами добротный, но стандартный шутер с едва ли не постановочным стелсом.
Иными словами, мы получили настоящий роман в игровой форме, который не допускает поверхностного ознакомления по диагонали, но требует вдумчивого, медленного чтения, во время которого ты постоянно останавливаешься и смакуешь каждый момент.
Плюсы: атмосфера; весьма достойная графика; великолепный дизайн.
Минусы: ужасная озвучка; примитивный стелс; посредственный сюжет.
Лучшие комментарии
Борис БатюшкинРазрабы ради вас трудились! А вы даже без сожаления ставите «Похвально»! ИЗУМИТЕЛЬНО!
Борис БатюшкинБорис БатюшкинЕдинственное странное изменение с времён первой части — то, что всё метательное оружие повесили на одну кнопку, из-за чего исчезли классные анимации поджигания бомб, и ножи стало удобно кидать только при использовании ЛЦУ на оружии.
Борис БатюшкинЯ думал оценку ставят за конечный продукт с учётом цены на игру… Оказывается теперь за условия разработки.
Типичное заявление от тех, кто не слышал, что игры вообще-то денег стоят.
То есть «похвально» — это по-вашему плевок в лицо разработчикам и демонстрация бесконечной ненависти рецензента к игре?
Воу-воу, палехче. В конце концов оценки, которые ставят обзорщики — это то, на сколько игру оценили именно они. То есть один отдельно взятый человек. А не все пользователи сайта. Если что — в правом верхнем углу есть 9.3 на зелененьком фоне. Вот это — оценка пользователей.
Ну да, а «сталкер» так по-славянски звучит, что аж сердце радуется :D
Александр ШумаковАлександр Шумаков