RPG — жутко либеральный жанр, ведь он позволяет относить к себе проекты самого разного толка, от Fallout: New Vegas до Final Fantasy. Игре всего-то и нужно, что предоставить возможность выбирать реплики в диалогах и со временем развивать персонажа. А если и это есть не в полной мере, то всегда можно подписать «с RPG-элементами» и все равно остаться причастным.
Именно благодаря этому Mars: War Logs казалась интересной. Spiders не стеснялась экспериментов и показала свое видение жанра, в трейлерах изображая игру как нечто среднее между Assassin’s Creed и «Ведьмаком»: со сложной боевой системой, повсеместным выбором и интересной режиссурой. Единственное, что предвещало беду, — цифровая модель распространения, к которой издатели прибегают обычно, если не уверены в успехе проекта.
Марсианские хроники
Название не обманывает — действие на самом деле разворачивается на Марсе. Увы, на достаточно стандартной его вариации: история подразумевает какую-то войну, окутанное несправедливостью государство и силы сопротивления. Все, разумеется, на фоне рыжих барханов и индустриальных заводов, напоминающих одновременно Дюну и Red Faction.
Игроку для исследования честно выделяется некоторый кусочек ландшафта, поделенный на зоны — дружелюбные и не очень. В одних расположились все спокойные NPC, готовые поторговать или предложить квест; в других персонажа не ждут, не любят и встречать будут дружно, с особо большой «радостью». Избежать этого зачастую не получится: локации перемешаны так, что без драки обойтись невозможно физически, а какого-то деления на группировки в игре нет. Репутация присутствует, но на систему «свой-чужой» не влияет.
Все определяется строго на уровне сценария. Начинает главный герой как заключенный с мыслями о побеге, а потому и врагами ему становятся либо злые сокамерники, либо охрана в запрещенных зонах. После этого придется сдружиться с сопротивлением и потерять всякое доверие государства, зато заполучить союзников, которые будут тенью скользить за главным героем и отвлекать на себя внимание в бою.
Сюжетных персонажей при этом на всю игру не более десятка. Считать их нет никакого желания, равно как и запоминать — оригинальных личностей не попадется вовсе, а более-менее занятные ситуации будут только в сторонних квестах. Основная же линия представляет собой маловариативные рельсы, опирающиеся на шпалы-штампы с предсказуемыми диалогами. Интересно это только потому, что подается через отлично срежиссированные кат-сцены, напоминающие по стилю недавний «Обливион», нарочито красивый и пафосный.
Сценарий, может, и привлекал бы больше внимания, будь игрок хоть немного включен в процесс. Диалоговая система скупа, «отыгрыш роли» в большинстве случаев не влияет даже на ответную реплику собеседника. В остальном разговор и вовсе сводится к «давай квест, поговорим о погоде — и я ухожу». В ряде моментов выбор действительно предстоит сделать, но значит он не больше, чем в The Walking Dead, — все равно все умрут. А сценаристы покатят нас по рельсам дальше, решив, что сам факт выбора важнее, чем хоть какие-нибудь последствия.
Только спасаясь бегством из «зон повышенного комфорта», в канализациях и на полицейских постах игрок сможет найти интересные геймплейные составляющие. То, на что и нацелена Mars: War Logs, — боевую систему и развитие персонажа.
На Марсе — красно
Драки здесь на стыке Assassin’s Creed и Batman: Arkham City, но даже если вы прошли обе эти игры, то чувствовать себя в своей тарелке не будете. Принципы те же: контратаки, блок и осмысленный бой с множеством противников разом. Проблемы в нюансах — блок, например, ставится только под определенным углом, поэтому спина считается открытой. То же справедливо и для врагов — «поймав» одного ударом по затылку, можно гнать бедного до ближайшей стенки, осыпая тумаками.
В условиях такого «равноправия» драться действительно интересно — примерно как в Dark Souls. Даже на среднем уровне сложности придется регулярно перезагружаться, причем абсолютный проигрыш случается так же часто, как чистая и эффектная победа. Главное — знать повадки противников (всего в игре два вида животных и три типа людей), активно использовать немногочисленные спецприемы и вовремя развивать персонажа.
К несчастью, разработчики сами прекрасно понимали, что драться в War Logs куда интереснее, чем следить за сюжетом. Потому и соотношение геймплейного времени ощутимо смещено: после тюремной интродукции, которая занимает добрую треть прохождения, количество NPC резко сокращается. А расстояние между ними увеличивается и заполняется десятками одинаковых противников. Даже если учесть, что единожды убитые не возрождаются, мордобоя получается слишком много, опыт валит, как снег в полярную ночь, а игрок планомерно устает от однообразия.
Отдохнуть спинному мозгу дает система развития персонажа, требующая неожиданно серьезного подхода. Навыки добавляют полезные бонусы, а обновление гардероба заметно повышает характеристики — без этого вы быстро начнете отставать от своих врагов. Приходится беспокоиться о сборе ресурсов и своевременной сдаче квестов: магазины в War Logs весьма условны, и все обмундирование предстоит «крафтить» буквально в пылу битвы. В игре всего около дюжины дубин и комплектов брони для главного героя, так что весомую долю времени приходится заботливо улучшать любимую палку, подгоняя ее характеристики под свой вкус. На пальбу слишком рассчитывать не стоит: огнестрельное оружие является ультимативным решением проблем, а потому «ствол» только один и с вечно ограниченными патронами.
Вообще, есть и другой способ прохождения — стелс. Но он, как в десятках иных проектов, прикручен очень неумело и работает через раз. В определенных местах противники встречают вас в единственно возможном коридоре, а то и вовсе прыгают вам на голову. К тому же никто не отменял схватки с «боссами», в которых, как в недавней Deus Ex, альтернативы грубой силе просто нет. Поэтому всякая скрытность отпадает, как элемент совершенно рудиментарный, — чаще игроку приходится с боем прорываться через кучки недоброжелателей.
Представьте себе Марс, в каждом уголке которого вас преследует оранжевый цвет. Фауна планеты скупа и насчитывает всего два вида живых существ. Из-за недостатка кислорода люди здорово поглупели и потеряли всякую индивидуальность — говорят они много, но однообразно и скучно. А иногда и вовсе не говорят, сразу кидаясь в бой.
Каждый третий встречный будет набрасываться на вас с дубинкой (ведь полиция будущего предпочитает именно грубую физическую силу), а вам придется на протяжении десяти часов постоянно махать палкой в ответ. Можно, конечно, прятаться или убегать, но это просто не сработает — вас убьют, вы загрузитесь и снова полезете в драку. Интересную, безусловно. Но не десять часов подряд.
Плюсы: действительно важное развитие персонажа; неплохая боевая система; отличная режиссура роликов.
Минусы: все, что связано с сюжетом, диалогами, социальной составляющей RPG; кроме драк заняться в игре нечем.
Лучшие комментарии
Теперь же мы видим достойный проект, от части выявивший те же самые недостатки, что были в идейно родственной ему DEx. Почему же те некоторые минусы небыли выявлены в рецензии на Deus Ex? От чего же тогда они показаны здесь?
А ведь стоит принять во внимание, что Mars создавалась микроскопической кампанией с ещё более микроскопическим бюджетом, нежели у Eidos Montreal и ещё 2-х её коллег по разработке.
Окончательно выражу своё возмущение, заметив ещё и то, что ничуть не дурная Mars: War Logs получает равносильную оценку той, что поставили ужасающей во всех смыслах Aliens: Colonial Marines! Как такое вообще могло случиться?!
Либо переработайте систему оценок, либо систему оценивания, дабы в дальнейшем не случалось такой несправедливости. Тот же абсолютный парадокс был замечен мною (и не только мною) в рецензии на Dead Island: Riptide, где автор пишет, что «Dead Island: Riptide — игра хорошая» и тут же ставит «Проходняк».
Очень возмущен последними рецензиями! Спорные «минусы», тут же меркнувшие под глобальными «плюсами», не могут так сильно занижать окончательную оценку. Я уже молчу о тексте, где абсолютно не выявлено и не обосновано ни одной значительной проблемы.
Насчет системы оценивания — тут можно долго спорить, так что это опустим. Но есть же еще и текст. Абсолютный диссонанс описания и оценки не только режет глаз, но и треплет нервы. Пятибальная системаестесственно не может справиться с таким обширным списком жанров и отдельных проектов. Странно в наблюдать невольную предвзятость к отдельным играм и необоснованную заниженность некоторых оценок.
Написанным мною текстом я не преследую цель «залезть в голову» кому либо. Все, кто хочет, могут сами забить этим свою голову и грызть ногти в припадке ярости. Я лишь отписал личное «я» и не смею никого нагружать.
P.S.: Вот в нашей стране всё именно так: высказывать своё мнение…
… ибо все сразу начнут кидаться томатами. Где свобода слова и изречения?
Еще раз: значительно то, что игра при всей амбициозности постоянно скатывается в слешер. А через несколько часов — в скучный слешер.
То, что «Марс» сделали за две копейки, не дает ему никаких поблажек.
Значительный недостаток в DEHR только один — боссы, которые внезапно не даются умиратьникак, кроме грубой силы.
Бред. Ты сравниваешь RPG за три копейки и ААА-шутер. Система оценок такого не подразумевает.
Если игра хороша настолько что на недостатки даже смотреть не хочешь — «Изумительно»
Если в игре есть интересные идее, но есть недостатки, которые влияют на её восприятие — «Похвально»
Если в игру можно играть, но не достаточно интересно — «Проходняк»
Если в игру даже играть не возможно из-за дичайшего числа багов, а если и удалось запустить глаза вытекают от визуальной составляющей — «Мусор»
Сюжет вполне адекватный. Концовка немного расстроила (чисто нацелена на продолжение, кстати надеюсь будет).
История Роя интересная, за ней приятно следить. Немного удручает скудность диалогов, это правда, но в остальном история без логических дыр. Повествование размеренное и последовательное. Мир вполне хорошо прописан.
С оценкой не согласен. Это вполне «Похвально». Игра без 100500 миллионного бюджета, подарила мне 3 вечера приятного времени.
К минусам бы дописал малое количество типов врагов. Но сама боевая система сложная. Проходил на «харде» и часто матерился :)
Так и сделаю на ближайшей распродаже.
В принципе с тобой согласен, я к примеру не люблю жанр гонок и если автор в своем обзоре в лепеху расшибается что бы доказать что игра хорошая я ее даже скачивать не буду.
Обзор как ни крути штука субъективная, вот к примеру к общору Дед Айленд: Риптайд указали что у игры дурацкий сюжет, ну блин покажите мне хоть зомби экшон в котором был бы сложный закрученый сюжет?
Не вижу никакого диссонанса. Келебро осторожно хвалит боевку и прокачку, но ругает за сюжет и общую скупость наполнения. Где диссонанс со словом «Проходняк», которое не является ярко выраженной отрицательной оценкой?
Я не вижу здесь поводов для долгих споров, потому что правда-матка такая: сравнивать игры, у которых разный жанр, бюджет, студия-разработчик, целевая аудитория, издатель, цена — это дело глупое и неблагородное.
А оценка и не может быть объективной. Видеоигра — это не механизм, работающий по строгим законам, это продукт творческий. То, что понравилось тебе, могло не зацепить автора, и наоборот. Отсюда вывод — объективных оценок не бывает.