21 ноября 2012 21.11.12 114 123K

Call of Duty: Black Ops II: Обзор

«Идут дни, месяцы, годы. Время стремительно несется вперед, изменяя и поглощая все на своем пути. Цветы вянут, моря высыхают, камни рассыпаются. Но есть вещи, которые не меняются. Call of Duty: Black Ops 2 — стабильность бесценна».

Так могла бы выглядеть рекламная акция нового творения Treyarch. Лет десять назад издатели из Activision нащупали слабое место в психологии современного геймера. Брутальные герои, масштабные боевые сцены и графические красоты создавали настолько сильный «вау»-эффект, что миллионы кошельков магическим образом распахнулись перед создателями боевика. Открыв секрет материального благополучия, разработчики пустились с конвейерной частотой поставлять на рынок бесконечные вариации на тему Второй мировой или «США vs. мировой терроризм». Но даже самые прекрасные вещи при бесконечном повторении приедаются. Разработчики, к счастью, эту истину усвоили. От нового проекта Treyarch веет приятным бризом перемен.

Казнить нельзя — помиловать?
Казнить нельзя — помиловать?

Отцы и дети

Специфика жанра Call of Duty всегда заключалась в зрелищности, довлеющей над самим игровым процессом. В лучших традициях серии, Black Ops 2 — в большей степени кино, нежели игра. Эпичные ролики и катсцены иногда прерываются геймплейными вставками. Убили десятка два противников — наслаждайтесь видом падающих небоскребов Нью-Йорка. Убили еще сотню — получите порцию сюжета. Который, кстати, несмотря на всю свою предсказуемость, всегда вызывал восхищенные отзывы фанатов.

На этот раз повествование развивается в двух временных плоскостях. Основные события происходят в 2025-м году. Дэвид Мэйсон, следуя по стопам своего отца Алекса, взваливает на себя героическое бремя по истреблению террористической нечисти. Во главе последней стоит брутальный мужчина Рауль Менендес, мстящий всем и вся за гибель своей сестры. Параллельно Дэвид беседует с Фрэнком Вудсом, известным нам по первой части, и узнает содержание тайных страниц истории своего отца. Таким образом, сюжетная кампания включает в себя миссии как за Дэвида, так и за Алекса Мэйсона.

Линейность сюжета никогда не была слабым звеном игры. Но разработчики, проникшись реформаторским духом, анонсировали изменения в этом элементе нового проекта. Кто-то всерьез верил в нелинейность сюжета? Как известно, не хотите разочарований — не верьте. Если понимать нелинейность в традиционном смысле, как наличие ситуаций, в которых решение преломляет определенным образом все повествование, то таковых здесь ноль. Всем придется пройти одинаковый набор миссий и подстрелить одинаковое количество врагов. Почти все решения, которые можно будет принять игроку, заключаются в выборе одного из двух вариантов: казнить или помиловать ключевых персонажей. Но от нескольких таких решений будет зависеть не дальнейшее развитие событий, а всего-навсего финальный ролик.

Сюжетная линия недостаточно оригинальна, чтобы ею восторгаться, но достаточно коротка, чтобы не успеть сильно заскучать. За предложенные 7-8 часов игрового процесса Black Ops 2 завернет банальную интригу относительно судьбы Алекса Мэйсона и предложит ее столь же банальное решение; устроит экскурсию по Азии и США; в очередной раз истребит терроризм. Как обычно, смотрится этот блокбастер крайне эффектно: масштабные батальные сцены, жестокая военная атмосфера, взрывающаяся техника, рушащиеся дома и харизматичный злодей — Black Ops 2 использует все возможные штампы «крутых» боевиков.

Вот к чему приводит неосторожное вождение.
Вот к чему приводит неосторожное вождение.

Квантовая запутанность

Да, по части графических эффектов Treyarch равных в мире найдется немного. Происходящее выглядит живо и динамично. Разработчики выдавливают из своего движка все, что можно, чтобы хоть немного преобразить картинку. Хотя в глаза уже бросается консольное бремя и древность движка, картинка все еще выглядит свежо и модно.

Но забудем на время обо всех дорогих эффектах, сюжете и «кинематографии». Что останется в остатке? Сухой геймплей, заключающийся в отстреле туповатых болванчиков, со времен предыдущих частей ни на извилину не ставших умнее. Даже на высшем уровне сложности аккуратное соблюдение всех норм безопасности ведения боя (не лезть на рожон, прятаться за укрытиями) обеспечит беспроблемное продвижение по заданию. Многообразие игровых локаций, конечно, здорово добавляет динамики. Однако в большинстве ситуаций игрок воспроизводит одну схему действий: перебежки от одного укрытия к другому и неспешный отстрел врагов «из-за угла».

Не имеет особого значения и огромное количество оружия. Да, арсенал будущего достаточно разнообразен: взрывающиеся стрелы, парализующие гранаты, пробивающие стены винтовки могут приятно удивить. Но вся эта экзотика нужна скорее для потехи оружейных гурманов. С наименьшими энергетическими затратами пронестись смертельным ураганом по уровням можно и с обычной винтовкой или дробовиком. Вспоминается абсурдная ситуация одной из начальных миссий. Мэйсон с Вудсом отступают от превосходящих по количеству сил врага. Противник наступает на пятки, игрок еле успевает перебежать к очередному камню, чтобы спрятаться от пуль… И тут Вудс произносит: «Алекс, расставляй капканы». Может, он бы еще боевикам крикнул: «Ребята, подождите, мы тут ловушки готовим!»

Оружейные новинки, не будучи особо полезными для игрока, пришлись кстати туповатым противникам. Двадцать пятый год одарил их чудесами военных разработок и робототехники. Костюмы, делающие ребят едва видимыми, заставят напрячь лишний раз зрение. А бродячие боты и парящие в воздухе вертолетики вынудят вас израсходовать пару лишних обойм. В некоторых зонах нам предоставляется возможность перепрограммировать роботов, и тогда железяки начнут вести войну за нас.

Очевидно, Treyarch пытается что-то менять, вводить определенные новшества. И хотя большинство из них на поверку оказывается внешними излишествами, не затрагивающими глубин игровой механики, в сотый раз воспроизведенная экшен-составляющая новой Call of Duty оказывается бодрой и динамичной. Дело даже не столько в упомянутых крутых роликах, сколько в многообразии заданий и их стилистической оригинальности — то мы взрываем танки верхом на лошади в Афганистане, то прогуливаемся по роскошному городу не такого уж далекого будущего.

Прыжок с реактивными крыльями входит в стоимость экскурсии.
Прыжок с реактивными крыльями входит в стоимость экскурсии.

С кулаками на танк

Серия во многом и стала популярна потому, что вовремя прерывала однообразные шатания по уровню и занимала игрока ненавязчивыми и насыщенными аркадными заданиями. В Black Ops 2 можно и на истребителе полетать, и по скалам полазать с помощью липнущих к поверхности перчаток.

Беда в том, что за зрелищностью скрывается унизительная аркадность. Эти миссии не только не хардкорны, но даже ни на грамм не реалистичны. Когда Мэйсон, словно лихой ковбой, пришпоривая коня, с гранатометом наперевес вырезает целый танковый полк — впадаешь в некую сюрреалистическую мечтательность. Пожалуй, нужно написать письмецо разработчикам с просьбой включить в следующую часть сцену, в которой главный герой верхом на дельфине потопляет атомную подлодку террористов.

Не обошлось и без стелс-заданий. Как обычно, вместе с напарником нужно проскользнуть мимо грозных отрядов противника или дронов-охранников. Чтобы почувствовать себя виртуозным разведчиком, бесплотной тенью и ниндзя в ночи, достаточно уткнуться носом в спину товарища и покорно следовать за ним. Творческого подхода, как в Thief, здесь, конечно же, нет.

Отдельного упоминания заслуживают так называемые спецоперации ударного отряда. Эти миссии открываются как дополнительные в ходе прохождения одиночной кампании. Их завершение не является обязательным. Идея в том, что игрок получает возможность стратегического планирования: для выполнения операции нужно в режиме «вида сверху» оптимальным образом расставить бойцов и технику, назначить им маршрут движения. Затея разработчиков оказалась не слишком удачной: тактические премудрости с трудом вписываются в стилистику серии. К тому же во многом эти спецоперации напоминают войну с ботами. Но зачем она нужна, если Treyarch предложила нам увлекательнейшие возможности сетевого боя?

Служили три товарища

Одной из наиболее сильных и привлекательных сторон Call of Duty всегда был мультиплеер. Тем не менее Modern Warfare 3 не выдержала конкуренции не только с более глубокой и продуманной Battlefield 3, но даже с прошлыми частями серии. Поэтому на этот раз разработчики приложили немало усилий, чтобы значительно модернизировать сетевые баталии.

Ничто не греет душу так, как два холодных лезвия в груди противника.
Ничто не греет душу так, как два холодных лезвия в груди противника.

Действие мультиплеера разворачивается в 2025-м году. Это значит, что нам доступны все технические и оружейные прелести будущего: огромное количество оружия, всевозможные «перки», гранаты. Также есть возможность использовать уже упомянутые дроны. Режимов тоже достаточно: все, начиная от стандартного Deathmatch и заканчивая «дубинками и камнями». Новые режимы ничем не примечательны: например, в Hardpoint команде нужно захватывать и удерживать «рандомно» появляющиеся точки на карте. Надо ли говорить, что карты на этот раз действительно удались и радуют глаз яркими красками, в отличие от Modern Warfare 3 с ее унылой серо-коричневой палитрой?

По мере «прокачки» вы будете получать жетоны. За них можно приобретать новое оружие или улучшения. Вообще, система создания собственного персонажа довольно интересна. В начале боя можно выбрать готовый класс со стандартным вооружением. Но намного интереснее «вырастить» собственного бойца. Экипировка реализуется посредством слотов — два для оружия, несколько для модулей, «перков» и гранат. Универсального солдата создать не получится — активными могут быть лишь 10 слотов. Но этого вполне хватает, чтобы экипировать персонажа узкой специализации для командных целей.

Но не думайте, что ваш «прокачанный» боец не оставит шансов начинающим. В игре реализована система автоматического баланса. Команды создаются таким образом, чтобы средняя сила игроков была одинаковой. Даже если вы профи, заканчивающий каждый раунд с 50 фрагами, выполненными «хедшотами», попотеть придется, ибо в вашу команду попадут ребята зеленее травы, и вся ответственность ляжет на вас.

В полюбившемся многим режиме борьбы с зомби тоже появились новые режимы. Помимо традиционного «выживания» нам предлагают «Транзит», представляющий собой чуть ли не полноценную отдельную игру, и режим «Беда». Две команды по четыре человека соревнуются между собой в выживании. Соль в том, что члены одного отряда не могут ни подстрелить, ни воскресить своих противников. Вот и приходится прятаться за спинами врагов, оставляя тех голодным зомби.

Извозчик в зомби-режиме явно обладает немалым стажем вождения.
Извозчик в зомби-режиме явно обладает немалым стажем вождения.

В итоге мы получили массу разнородного контента: занимательный «сингл» с немалым количеством новшеств, обновленный мультиплеер с интересными локациями и системой «прокачки» персонажа, зомби-режим. Конечно, сам процесс отстрела противников в «сингле» уже немного приелся. Но благодаря разнообразию локаций, динамике и футуристическим фишкам игра затягивает. Call of Duty всегда била по определенным мишеням: зрелищности и пафосу. И Black Ops 2 здесь попадает в десятку.

Плюсы: зрелищность; динамика; обновленный мультиплеер.
Минусы: поднадоевший геймплей; поверхностность некоторых нововведений.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Call of Duty: Black Ops II

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2012
3K
4.0
2 519 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Но, по сравнению с МВ 3, БО2 обыгрывает по всем показателям.
Код начал-таки развиваться в лучшую сторону. Я удивлён.
Обзор хороший, особенно согласен с нереалистичными моментами, типа никто не стреляет в лошадь или расставление капканов, но хотел прокомментировать несколько моментов:
Если понимать нелинейность в традиционном смысле, как наличие ситуаций, в которых решение преломляет определенным образом все повествование, то таковых здесь ноль.

Да ладно! А кто-то реально ждал супер нелинейность как во втором Ведьмаке от шутера? Тот же Масс эффект по сути дает почти такую же псевдо свободу выбора, но называется же нелинейной РПГ(ну или экшн-РПГ, главное здесь присутствует слово «РПГ»). Как по мне, если вы называете эту игру «игрой на вечер», то зачем вам вообще тогда право выбора, если вы заранее уже не хотите переигрывать её. Лучше пройдите один раз, но зато увидите всю игру.
Но забудем на время обо всех дорогих эффектах, сюжете и «кинематографии». Что останется в остатке?

Воспринимать КОД без этих факторов по-моему вообще бессмысленно, и даже не надо пытаться судить её не учитывая кинематографичность, эффекты и кат-сцены. Это самое главное и этим серия любима.
Сухой геймплей, заключающийся в отстреле туповатых болванчиков

Ну а какие ещё изменения нужны шутеру-аттракциону? Вот все всё время говорят, что нужно сделать изменения, но что вы предлагаете? Как можно кардинально изменить шутер? Придумать новый жанр? Сделать из КОДа стратегию? РПГ? Внедрить развитую систему стэлса? Серия никогда не претендовала на крутой стэлс, да и смысл, если он используется только в одной-две миссии? КОД предназначен как раз для отстрела болванчиков, и он не заявляет что это симулятор боевых действий. Изменить здесь кардинально что-то просто невозможно. И при этом здесь есть и стремительная смена геймплея, управление различным транспортом, даже стратегические элементы внедрили. Что интересно, в качестве геймплея приводять Батлу, которая по сути тоже не меняется, а из года года в год только улучшает графику и наращивает количество транспорта.
Разработчики выдавливают из своего движка все, что можно, чтобы хоть немного преобразить картинку. Хотя в глаза уже бросается консольное бремя и древность движка, картинка все еще выглядит свежо и модно.

Это не к автору как бы, но почему все кому не лень пристают к графике? Да нормальная же, что там вам так глаза режет, не понятно. Хотя может я не такой требовательный, не знаю короче.
Извините если кого-то обидел.
Вряд ли он начал развиваться, скорее форму поддерживает.
Да даже первый БО обыгрывает МВ3 по всем показателям.
Целых 3 игры, две из которых -RTS. Охренеть как много.
У меня у одного при виде роботов в игре перед глазами стояла эта картинка?
В каком месте это сарказм? Это откровенная тупость, как и твое наставление ни в пи**у, ни в красную армию.
Очень справедливая, но маленько натянутая все же. По мне… уход из сеттинга Холодной войны в сингле (частично) и мульте (полностью) большое упущение. Холодная война это практически не вспаханное поле в игровой индустрии. Но все же мульт не плох, он действительно сделан похвально. Но все равно… по мне игра тянет на «проходняк» с несколькими серьезными плюсами
P.S. А статья также, как и видеообзор как всегда хороши.
будующем

Да откуда вы там «ю» берёте?
Будущее
В будущем.
Запомни.
Два человека сказали одно и то же. Результат разный. Ваш СГ)
Извини — а как качество картинки связана с ИИ (тупыми ботами)? :)
Ну, а что лутчше отстреливать уродливых, замыленных, тупых ботов или красивых и прорисованных тупых ботов?
почему в минусах нет старого движка?! вам уже надоело про это писать?))
Движок не главное, главное как его использовать
А по поводу графики:
с одной стороны, все смеются над т. н. «графодрочерами» у которых везде «графа не как в крузисе», а с другой стороны, постоянно возмущаются по поводу картинки в КоДе. Простите, господа, но вы сами себе противоречите. Да и что вам не нравится то? Всё отлично видно, детализация отличная, текстуры тоже хорошие, спецэффекты (основная, между прочим, фишка КоДа) тоже выглядят шикарно. Что еще надо? Картинку как в «батле»? Ну, тогда просим в сингл батлы, который еле-еле можно пройти вообще, а не как КоД — на одном дыхании. Ну, или это я такой любитель и ценитель боевиков, зрелищности и впечатлений от игр.
Более того, работа с движком просто шикарная, они сделали шедевр, особенно в сравнении в темноватым World at War и кислотным Black Ops. Получился именно тот Call of Duty какого я ждал.
все уже смирились)))
Ясно, о Дюне все забыли уже.
Читай также